Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,172

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Сыздыков Е.К. 1
1 НУ «Независимый Казахстанский центр аккредитации»
Сыздыков Е.К. - разработка концепции, курирование данных, формальный анализ
Работа посвящена одному из ключевых направлений модернизации образования. Цель исследования – выявить особенности применения модульно-компетентностного подхода в системе технического и профессионального образования в Республике Казахстан. Были применены такие методы, как анализ нормативных документов, данных специальной научной литературы, анкетирование, сравнительный анализ и обобщение результатов работы в области аккредитации образовательных учреждений Казахстана, изучение опыта зарубежных стран, деятельностный подход. Представлены данные о применении модульно-компетентностного подхода в организациях технического и профессионального образования в Казахстане и ряде зарубежных стран, а также показатели и проблемы, выявленные при его внедрении в технологию обучения студентов. Предварительное изучение опыта применения модульно-компетентностного подхода в зарубежных странах позволило разработать учебные программы с учетом национальных потребностей образования. Показаны особенности применения данного подхода в Казахстане: программно-методическое переоснащение образовательного процесса, разделение образовательных программ на базовые и профессиональные модули, ориентация каждого образовательного модуля на одну компетенцию, акцент на профессиональную переподготовку преподавателей, активизация сотрудничества с работодателями по вопросам определения перечня специальностей для профессионального обучения студентов и срокам освоения образовательных программ, расширение возможностей для самостоятельного определения образовательными организациями объема и содержания учебных модулей. Данные опроса выявили факты улучшения качества образования студентов, развития их учебно-познавательной мотивации. Основные проблемы внедрения рассматриваемого подхода связаны с кардинальным повышением квалификации педагогических кадров.
модульно-компетентностный подход
техническое и профессиональное образование
студенты
компетенции
модули
работодатели
Республика Казахстан
1. Борибеков К.К. Модульно-компетентностный подход к разработке образовательных программ технического и профессионального образования в Республике Казахстан // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. № 3 (11). С. 10–12. URL: file:///D:/Users/Downloads/modulno-kompetentnostnyy-podhod-k-razrabotke-obrazovatelnyh-programm-tehnicheskogo-i-professionalnogo-obrazovaniya-v-respublike-kazahstan%20(1).pdf (дата обращения: 05.02.2025).
2. Самашова Г.Е., Курымбаев С.Г., Толеукул А.А., Ерахтина И.И., Абаева Н.Ф. Сущность модульно-компетентностного подхода в подготовке рабочих кадров // Вестник КазНУ. Педагогические науки. 2025. Т. 82. № 1. С. 25–36. URL: https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/575/511 (дата обращения: 06.02.2025). DOI: 10.26577/JES.2019.v59.i2.03.
3. Цзян Сяоянь. Основные тенденции модернизации систем профессионального образования в Китае и России: сравнительный анализ: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань: Российская академия образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования, 2009. 19 с. [Электронный ресурс]. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/197387659.pdf (дата обращения: 04.02.2025).
4. Азитова Г.Ш., Краснова М.Н. Особенности системы образования в Китае // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: https://science-education.ru/article/view?id=26953&ysclid=lcszm0h1gq510856222 (дата обращения: 04.02.2025).
5. Салиева М.Х. Особенности образования в Сингапуре // Re-health journal. 2024. № 1 (21). С. 33–39.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obrazovaniya-v-singapure (дата обращения: 05.02.2025).
6. Алишев Т.Б., Гильмутдинов А.Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 227–247. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-singapura-sozdanie-obrazovatelnoy-sistemy-mirovogo-urovnya (дата обращения: 05.02.2025).
7. Бессмертный И.В., Эртель А.Б. Становление и развитие системы профессионального образования в Соединенных Штатах Америки: история и современность // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-sistemy-professionalnogo-obrazovaniya-v-soedinennyh-shtatah-ameriki-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 05.02.2025).
8. Потапов А.А., Хакимуллин Б.Р. Особенности системы образования в США // Форум молодых ученых. 2017. № 9 (13). С. 610–613. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sistemy-obrazovaniya-v-ssha (дата обращения: 06.02.2025).
9. Гордеев К.С., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Федосеева Л.А. Общая характеристика профессионального образования США // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 7. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/07/87336 (дата обращения: 05.02.2025).
10. Павлов А.К. Компетентностный подход как теоретико-методологическая основа развития современного образования с позиций методики проблемно-модульного обучения: учеб. пособие. Петрозаводск: Издательский центр НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ», 2021. 66 с. [Электронный ресурс]. URL: https://infolesson.kz/pavlov-a-k-kompetentnostnyj-podhod-kak-teoretiko-metodologicheskaya-osnova-razvitiya-sovremennogo-obrazovaniya-s-pozicij-metodik-5601295.html (дата обращения: 06.02.2025).
11. Богданова Л.Г. Модульно-компетентностный подход как основа профессиональной подготовки будущих педагогов в учреждениях СПО // Казанский педагогический журнал. 2013. № 1 (96). С. 128–133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modulno-kompetentnostnyy-podhod-kak-osnova-professionalnoy-podgotovki-buduschih-pedagogov-v-uchrezhdeniyah-spo (дата обращения: 04.02.2025).
12. Ходжиматова (Фахрутдинова) А.А. Современное состояние и пути совершенствования среднего специального и профессионального образования в Республике Узбекистан // Academic research in educational sciences. 2021. № 11. Т. 2. С. 273–281. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-puti-sovershenstvovaniya-srednego-spetsialnogo-i-professionalnogo-obrazovaniya-v-respubliki-uzbekistan (дата обращения: 05.02.2025).
13. Авлиякулов А.К., Ходжаев Н.С. Практико-ориентированное обучение при организации дуальной системы образования // Процветание науки. 2021. № 1 (1). С. 58–67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktiko-orientirovannoe-obuchenie-pri-organizatsii-dualnoy-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 05.02.2025).
14. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Система квалификаций в странах Европейского союза. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. 15.01.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20121206224415.pdf (дата обращения: 05.02.2025).
15. Емельянова Т.В. Зарубежный опыт профессиональной подготовки кадров на основе практико-ориентированного подхода // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 6 (72). С. 137–151. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-professionalnoy-podgotovki-kadrov-na-osnove-praktikoorientirovannogo-podhoda (дата обращения: 01.02.2025).
16. Edmunds J.A., Arshavsky N., Lewis K., Thrift B., Fatih U., Furey J. Preparing Students for College: Lessons Learned From the Early College // NASSP Bulletin. 2017. Vol. 101 (2). Р. 117–141. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1145050.pdf (дата обращения: 06.02.2025).
17. Оспанова Н.Ж. ТиПО: профессия плюс социальная адаптация // Современное образование. 2021. № 3 (124). С. 24–30.
18. Методические рекомендации по разработке образовательных программ по специальностям и квалификациям технического и профессионального, послесреднего образования. Одобрено и рекомендовано решением Республиканского учебно-методического совета по вопросам технического и профессионального, послесреднего образования. Протокол № 1 от 28 марта 2023 года. С. 42. [Электронный ресурс]. URL: https://talap.edu.kz/wp-content/uploads/2024/04/mr-rus.pdf (дата обращения: 01.02.2025).
19. Козыбаев Е.Ш., Бондаренко В.П., Пономаренко Е.В. Компетентностный подход и инновационное обучение как основа квалификационной структуры Казахстана: методология, теория, практика. Алматы, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://auezov.edu.kz/kaz/электронды-кітаптар/428/view_bl/54/multimediinye-uchebniki/564/компетентностный-подход-и-инновационное-обучение-как-основа-квалификационной-структуры-казахстана-методология,-теория,-практика (дата обращения: 06.02.2025).
20. Турешова Г.О., Акназаров М.К., Головченко О.Ю. Проблемы и перспективы модульно-компетентностного подхода в образовании // Сборник 44-й научно-методической конференции Казахского национального университета им. Аль-Фараби. 2014. С. 364–372. [Электронный ресурс]. URL: https://pps.kaznu.kz/2/Main/FileShow2/35879/48/4/5/0// (дата обращения: 06.02.2025).
21. Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 27 августа 2022 г. № 381 (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 августа 2022 г. № 29323) «Об утверждении Правил размещения государственного образовательного заказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним образованием с учетом потребностей рынка труда, а также на дошкольное воспитание и обучение, среднее образование и дополнительное образование детей». Глава 5, п. 86–113. [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029323 (дата обращения: 01.02.2025).
22. Корнеев Д.Н. Модульно-компетентностный подход как бренд современного профессионального образования // Теория и методика профессионального образования. Мир педагогики и психологии. 2016. № 1 (1). С. 32–33. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/modulno-kompetentnostnyj-podkhod-kak-brend-sovremennogo-professionalnogo-obrazovaniya.html?ysclid=meupjerc5q441205064 (дата обращения: 04.02.2025).
23. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 г. № 249 «Об утверждении Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023–2029 годы». [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000249 (дата обращения: 04.02.2025).
24. Каланова Ш.М. Студентоцентрированное обучение, преподавание и оценка: основные принципы, параметры и условия // Международный обучающий семинар IQAA. Астана, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://iqaa.org/images/05.10.2017/Студентоцентрированное%20обучение,%20преподавание.pdf (дата обращения: 04.02.2025).

Введение

В условиях стремительных социально-экономических преобразований и интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство одной из приоритетных задач становится модернизация системы технического и профессионального образования. Ключевым элементом этой модернизации является внедрение модульно-компетентностного подхода, направленного на повышение качества подготовки специалистов. Данный подход основывается на формировании у обучающихся не только теоретических знаний, но и практических умений, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Он позволяет гибко адаптировать образовательные программы под потребности работодателей, способствует развитию самостоятельности, критического мышления и способности к обучению на протяжении всей жизни.

В Республике Казахстан внедрение указанного подхода осуществляется в рамках реализации государственной программы развития образования и науки согласно принципам Национальной рамки квалификаций. Это обеспечивает соответствие содержания образовательных программ международным стандартам и способствует повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда как внутри страны, так и за ее пределами [1].

Цель исследования – выявить особенности применения модульно-компетентностного подхода в системе технического и профессионального образования в Республике Казахстан.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: анализ нормативных, правовых документов, касающихся внедрения модульно-компетентностного подхода в организациях образования Казахстана, включая законы, постановления и методические рекомендации, указания и инструкции; анализ данных специальной литературы (обзор научных статей, монографий, диссертационных работ (250 источников); анкетирование преподавателей, методистов и административного персонала образовательных организаций технического и профессионального образования Казахстана; сравнительный анализ и обобщение опыта внедрения модульно-компетентностного подхода в Казахстане и некоторых зарубежных странах. Исследование проводилось на базе НУ «Независимый Казахстанский центр аккредитации» (Республика Казахстан, г. Астана) в 2020–2024 гг.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучение специальной литературы позволяет выделить ряд принципов применения модульно-компетентностного подхода в образовании (рисунок).

Согласно научным разработкам структура образовательной программы должна состоять из базовых и профессиональных модулей, которые включают необходимое содержание отдельных дисциплин, производственного обучения и профессиональной практики [2]. Результат обучения фокусируется на формировании конкретных компетенций, которые должны быть достигнуты студентами после освоения модуля. Компетенции подразделяются на базовые и профессиональные, что позволяет уточнить их объем, содержание и направленность при построении обучения [2].

Каждый модуль обучения завершается оценкой, чтобы не только контролировать качество усвоения материала, но и адаптировать обучение под потребности студентов.

Обеспечение связи между теорией и практикой позволяет регулировать образовательный процесс, соблюдать баланс между разделами учебных дисциплин, между освоением знаний и формированием умений. Степень их освоения студентами проверяется и закрепляется во время производственного обучения и профессиональной практики, составляющей не менее 40 % общего объема учебного времени [2].

Принципы применения модульно-компетентностного подхода в образовании

На наш взгляд, в эту модель необходимо добавить учет развивающихся потребностей рынка труда и систематическое тесное взаимодействие системы образования с работодателями.

В целях успешной разработки и внедрения модульно-компетентностного подхода в систему технического и профессионального образования в Республике Казахстан предварительно был изучен зарубежный опыт. В Китае, например, профессионально-техническое образование реализуется в профессиональных школах, где хорошо развито социальное партнерство с производством. Формирование компетенций по определенным профессиям обеспечивается там большим объемом практико-ориентированной подготовки за счет создания при профессиональных школах собственных баз практик. При этом учебные программы предусматривают в большей степени изучение теоретических основ и развитие практических навыков, относящихся к выбранной профессии, но уделяется заметно меньше внимания общеобразовательным дисциплинам [3, 4].

В Сингапуре широко применяется модульно-кредитная система обучения. Обучение по модулям предусматривает 8 предметов в каждом семестре. Студенты в рамках формирования компетенций часто выполняют групповое задание по избранной тематике или проекты [5, 6].

В колледжах США, дающих профессиональное образование, многие предметы студенты выбирают самостоятельно [7]. Они сами формируют учебное расписание, что позволяет совмещать работу и учебу. Одной из ключевых особенностей является гибкость образовательных программ – возможность выбора и комбинации предметных курсов. Студенты могут изменять свою специальность, добавлять дополнительные направления и самостоятельно планировать свою программу обучения, что позволяет им адаптировать образование под личные цели [8, 9].

Опыт применения модульно-компетентностного подхода в организациях среднего профессионального образования России показывает, что он представляет собой изучение отдельных модулей, которые формируют одну или несколько компетенций. Модуль включает в себя модульные программы дисциплин [10, 11].

В организациях среднего профессионального образования Узбекистана по педагогическому направлению имеется опыт практико-ориентированного обучения, при котором студенты два дня занимаются теоретическими предметами и четыре дня проводят на практике в образовательных учреждениях. Данная методика признана успешной и распространяется на многие учреждения среднего профессионального образования Узбекистана [12, 13].

Изучение зарубежного опыта и совместная работа с зарубежными экспертами по разработке образовательных программ по подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена показали, что у каждой страны различные подходы к определению структуры и содержания модульных программ [14–16]. В результате с привлечением экспертов таких зарубежных организаций, как GIZ (Германия), Британского Совета (Великобритания), Pearson Education (Великобритания), JAMK (Финляндия), LD (Германия), TAFE (Австралия), Nanyang Polytechnic (Сингапур), Университет Sait Polytechnic Южной Альберты (Канада) и РИПО (Беларусь), за 2013–2015 гг. для Республики Казахстан были разработаны образовательные программы по 45 специальностям на основе модульно-компетентностного подхода, что составило 21 % от общего количества специальностей технического и профессионального образования [1, 14, 15]. Ценным при разработке этих программ был учет национальных особенностей образования в Казахстане.

После разработки образовательных программ с применением модульно-компетентностного подхода Министерством образования и науки Республики Казахстан было принято решение:

‒ начать практическое внедрение модульно-компетентностного подхода в систему образования Казахстана с 2016 г.;

‒ обеспечить внедрение в колледжах страны новых образовательных программ по 45 специальностям технического и профессионального образования;

‒ за 2016–2018 гг. актуализировать, пересмотреть все 100 % ранее разработанных учебных планов и программ по подготовке специалистов среднего звена и рабочих кадров на основе модульно-компетентностного подхода [1].

Для выполнения указанных положений преподаватели колледжей прошли обучение в рамках курсов повышения квалификации по образовательной программе «Реализация образовательных программ технического и профессионального образования, разработанных на основе модульно-компетентностного подхода» в соответствии с приказом и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 марта 2016 г. № 193 «Об утверждении образовательных программ курсов повышения квалификации педагогических кадров организаций технического и профессионального образования» [17].

Некоммерческим акционерным обществом «Talap», которое является подведомственной организацией Министерства просвещения Республики Казахстан, разработана методика по разработке образовательных программ по специальностям технического и профессионального образования на основе модульно-компетентностного подхода [18]. Для преподавателей колледжей проведены обучающие семинары по реализации данной методики, в которых приняли участие также представители работодателей различных отраслей экономики.

В первые годы внедрения модульно-компетентностного подхода одной из проблем было нежелание отдельных преподавателей колледжей переходить от традиционной формы обучения, то есть с дисциплинарного подхода, к новационной. У преподавателей были разработанные учебные программы и поурочные планы по учебным дисциплинам, и ежегодно можно было их использовать, внося небольшие изменения. В то же время новый подход подразумевает разработку совершенно иных образовательных программ по конкретным модулям. Это требовало глубокого пересмотра содержания образовательной программы и разработки нового контента программы [19, 20].

Опросы работодателей показали необходимость новых тенденций развития кадровых потребностей регионов: формирование заказа на повышение качества профессионального образования не только и не столько в формате «знаний» выпускников, сколько в конкретных профессиональных навыках деятельности по конкретным профессиональным компетенциям. Таким образом, для того чтобы подготовить компетентного эффективного специалиста, способного системно внедрять инновации, оперативно, самостоятельно и творчески решать производственные проблемы, принимать на себя ответственность за инициативу и результаты труда, необходимо было изменить процесс обучения. Это обусловлено тем, что развивающийся рынок определяет новые вызовы, требует постоянного создания более современных педагогических технологий, обеспечивающих востребованность выпускников на рынке труда, их быструю адаптацию к реальным производственным условиям, что возможно только при наличии высокого уровня профессиональной подготовленности. Указанную потребность призвана удовлетворить новая педагогическая технология, разработанная на основе модульно-компетентностного подхода, в котором освоение компетенций студента реализуется путем последовательного прохождения специально разработанных учебных модулей [17].

Вместе с тем, учитывая мнение педагогического сообщества о необходимости сочетания традиций и новаций в образовании, а также соблюдения принципа постепенного перехода в образовательном процессе Министерством было принято решение об использовании в системе технического и профессионального образования двух траекторий в учебном процессе: традиционного дисциплинарного подхода и модульно-компетентностного. Однако на сегодняшний день во всех колледжах Республики Казахстан образовательный процесс осуществляется на основе модульно-компетентностного подхода по 215 специальностям ТиПО (100 %). Нужно отметить, что ежегодно прием абитуриентов по каждой отдельной специальности и их обучение осуществляется в соответствии с потребностями рынка труда и дефицита специалистов, которые формируются на основании заявок от Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, Ассоциаций работодателей [21].

Преимущество модульных программ, основанных на компетенциях, в том, что конкретные компетенции, которыми должны владеть выпускники колледжей, определяют работодатели, а преподаватели совместно с работодателями разрабатывают необходимые базовые и профессиональные модули для формирования компетенций, при этом содержание отдельного модуля направлено на формирование одной конкретной компетенции. Кроме того, гибкость модульных программ позволяет обновлять или заменять отдельные конкретные модули при изменении требований к специалисту, тем самым обеспечивать качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне, дает возможность индивидуализировать обучение путем комбинирования модулей.

Модульно-компетентностный подход позволяет осуществлять интеграцию теоретического и практического обучения, переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций. Он обеспечивает индивидуализацию обучения: студенты получают возможность выбирать модули, что соответствует их интересам и карьерным целям, способствует повышению мотивации и вовлеченности в учебный процесс [22]. Освоив конкретный модуль, студент может обеспечить себе место на рынке труда, выполняя трудовые функции в соответствии с освоенной компетенцией, что повышает уровень трудоустройства выпускников колледжей. Так, по итогам 2023–2024 учебного года 74,6 % выпускников трудоустроены или продолжили обучение [23].

Кроме того, колледжам предоставлена академическая самостоятельность по разработке содержания образовательных программ и сроков их освоения. Если ранее колледжи при разработке рабочих учебных планов и программ были привязаны к типовым планам и программам, то теперь они совместно с работодателями самостоятельно разрабатывают на основе профессиональных стандартов и в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образовательную программу по специальности, а также сами определяют срок освоения программы.

Результаты анкетирования по оценке применения модульно-компетентностного подхода в колледжах Республики Казахстан (n = 150)

Индикаторы оценки реализации модульно-компетентностного подхода

Полученные данные

География охвата

Около 30 % регионов Республики Казахстан: г. Астана, г. Алматы, Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Северо-Казахстанская и Костанайская области

Осведомленность о модульно-компетентностном подходе

‒ 97 % респондентов знают и понимают основные принципы модульно-компетентностного подхода.

‒ 3 % имеют общее представление, но нуждаются в дополнительном обучении

Уровень внедрения подхода в образовательный процесс

‒ 100 % отметили, что их колледжи уже внедрили модульно-компетентностные программы

Эффективность применения подхода

‒ 90 % считают, что подход способствует лучшему усвоению практических навыков.

‒ 7 % отметили, что студенты стали более мотивированы к обучению.

‒ 3 % не заметили значительных изменений

Проблемы, выявленные в процессе внедрения

‒ 23 % – необходимость повышения квалификации мастеров производственного обучения.

‒ 35 % – необходимость преподавания всего модуля одним преподавателем

Данное нововведение позволило максимально учитывать требования работодателей, вызовы рынка труда, а также международный опыт подготовки профессиональных кадров при разработке образовательных программ [17, 23, 24].

В целях изучения эффективности внедрения модульно-компетентностного подхода в образовательный процесс колледжей Республики Казахстан было проведено анкетирование среди преподавателей, методистов и административного персонала технических и профессиональных учебных заведений (таблица).

В анкетировании приняли участие представители организаций образования северных, южных, восточных, западных и центрального регионов Казахстана. Респонденты показали высокий уровень осведомленности о модульно-компетентностном подходе. Анализ данных опроса показывает эффективность его применения в системе образования. Вместе с тем имеется необходимость повышения квалификации мастеров производственного обучения. Кроме того, респонденты предлагают возможность преподавания всего модуля одним преподавателем.

Эти результаты будут учтены Министерством просвещения Республики Казахстан для дальнейшего развития и совершенствования всей системы технического и профессионального образования в стране.

Выводы

1. Результаты исследования внедрения модульно-компетентностного подхода в образовательном процессе технического и профессионального образования показывают ее растущую актуальность не только для образовательной системы, но и для всей экономики Казахстана.

2. Предварительное изучение зарубежного опыта применения модульно-компетентностного подхода в техническом и профессиональном образовании позволило обеспечить качество разрабатываемых учебных программ с учетом национальных потребностей отечественного образования.

3. Особенностью структуры образовательных программ с применением модульно-компетентностного подхода в Республике Казахстан является разделение каждой программы на базовые и профессиональные модули.

4. В образовательных программах технического и профессионального образования в Казахстане с применением модульно-компетентностного подхода в одном модуле формируется только одна компетенция.

5. Содержание и сроки освоения образовательных программ с применением модульно-компетентностного подхода устанавливаются самостоятельно образовательными организациями совместно с работодателями.

6. Перечень специальностей для обучения в системе технического и профессионального образования Республики Казахстан определяется по заявкам Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и Ассоциациями работодателей.

7. С вводом модульно-компетентностного подхода в систему технического и профессионального образования Республики Казахстан утратили силу Типовые учебные программы и планы по специальностям. Теперь образовательные организации самостоятельно определяют объем и содержание модулей в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом, профессиональными стандартами с ориентацией на конкретные специальности и с учетом заявок предпринимателей и работодателей.


Конфликт интересов
-

Библиографическая ссылка

Сыздыков Е.К. МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 9. С. 272-277;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40519 (дата обращения: 04.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40519