Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,172

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ЦИФРОВЫХ РЕАЛИЯХ

Пивоварова Л.Н. 1 Попова А.Н. 1
1 Самарский государственный медицинский университет
Пивоварова Л.Н. - разработка концепции, курирование данных, формальный анализ, проведение исследования, разработка методологии, предоставление ресурсов, научное руководство, написание черновика рукописи, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Попова А.Н. -
Исследование посвящено изучению отношения студентов первого курса медицинского университета к самостоятельной работе при изучении иностранного языка, выявлению ключевых проблем в её организации, а также определению роли цифровых и мультимедийных технологий в повышении эффективности обучения. Проведённый опрос 258 первокурсников позволил установить, что лишь небольшая часть респондентов демонстрирует устойчивую мотивацию к систематической самостоятельной деятельности, тогда как большинство сталкивается с трудностями планирования времени, самоорганизации и неясностью критериев оценки выполненных заданий. Одновременно выявлено, что значительное число студентов активно использует онлайн-курсы, специализированные образовательные платформы и мобильные приложения, отмечая их существенный вклад в индивидуализацию процесса обучения. Анализ открытых ответов подтвердил необходимость персонализированного подхода к заданиям, регулярной и оперативной обратной связи от преподавателей, а также большего числа творческих и проектных заданий. На основе результатов исследования предложены практические рекомендации по оптимизации структуры самостоятельной работы, интеграции современных цифровых средств и повышению учебной мотивации. Подчёркивается, что грамотная организация самостоятельной работы является необходимым условием формирования профессиональных компетенций и способности будущих врачей к непрерывному самообразованию.
самостоятельная работа
иностранный язык
медицинское образование
цифровые технологии
мотивация студентов
анкетирование
профессиональные компетенции
1. Руденко Е.Е., Потехина Е.С., Ковалёва М.Б. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку студентов медицинских специальностей // Международный журнал экспериментального образования. 2021. №6. С. 48–52. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12065 (дата обращения: 24.07.2025).
2. Грустнова А.О., Носов В.Н., Самойлова Т.П., Бушмакина Т.А. Самостоятельная работа студентов медицинского университета на занятиях английского языка // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения. 2021. Т. 3. С. 82–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47227941&pff=1 (дата обращения: 24.07.2025).
3. Итинсон К.С. Цифровая революция в медицинском образовании на примере дисциплины «Иностранный язык» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т.10. № 4 (37). С. 111–115. DOI: 10.26140/anip-2021-1004-0027.
4. Степанова И.П., Штейнборм И.Г., Атавина О.В., Мугак В.В. Самостоятельная работа в медицинском вузе: взгляд студентов с различной успеваемостью // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32699 (дата обращения: 24.07.2025).
5. Ельцов А.В. О роли интернета в организации современного образовательного пространства // Школа будущего. 2020. № 3. С. 272–279. URL: https://schoolfut.ru/article/2020-3_272/ (дата обращения: 24.07.2025).
6. Сидорова И.Г., Рудова Ю.В. Современные медиа в преподавании иностранного и латинского языков в медицинском вузе // Artium Magister. 2023. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-media-v-prepodavanii-inostrannogo-i-latinskogo-yazykov-v-meditsinskom-vuze (дата обращения: 24.07.2025).
7. Баева Е.С., Тюнина О.И., Астащенко А.П. Информационные технологии в дистанционном обучении иностранных студентов на языке-посреднике // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 1–4 (52). С. 104–106. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-distantsionnom-obuchenii-inostrannyh-studentov-na-yazyke-posrednike (дата обращения: 24.07.2025).
8. Кононова З.И., Семенова Г.В. Обучение иностранному языку студентов-медиков в рамках технологии виртуальной реальности // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т.6. № 2. DOI: 10.18413/2313-8971-2020-6-2-0-4.
9. Баширова Х.А., Магомедова М.А., Рагимова В.М. Применение самостоятельной работы студентов на основе интернет-технологий при обучении иностранному языку студентов медицинского вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2025. Вып. 88(1). С. 14–18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-srs-na-osnove-internet-tehnologiy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studentov-meditsinskogo-vuza (дата обращения: 24.07.2025).
10. Казанская Н.В. Организация самостоятельной работы студентов с академическим текстом на английском языке в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2025. № 1 (110). С. 150–152. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-studentov-s-akademicheskim-tekstom-na-angliyskom-yazyke-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 24.07.2025).
11. Сыса Е.А., Горюнова Е.С. Самостоятельная работа на иностранном языке для развития умений в самостоятельной учебно-познавательной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 5 (223). С. 18–27. DOI: 10.23951/1609-624X-2022-5-18-27.
12. Кочконбаева С., Тыныбекова Ч., Саидрахимова Д. Эффективность и особенности использования мультимедийных технологий в процессе обучения иностранному языку в профильных вузах Кыргызстана // Вестник Ошского государственного университета. Серия: Педагогика. 2025. № 2. DOI: 10.52754/16948610_2025_2_9.
13. Назина О.В., Заболотная С.Г., Коровина И.А. Возможности применения цифровых приложений на основе искусственного интеллекта при обучении студентов медицинского вуза иностранному языку // Современные наукоёмкие технологии. 2024. № 5 (2). С. 365–369. DOI: 10.17513/snt.40053.
14. Гаврилюк О.А., Никулина С.Ю., Мягкова Е.Г. Пути повышения качества самостоятельной работы студентов-медиков // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. 2021. № 1 (55). DOI: 10.25146/1995-0861-2021-55-1-255.
15. Механтьева Л.Е., Карпова А.В., Стеблецова А.О., Торубарова И.И. Иностранный язык в современной профессиональной подготовке специалистов медико-профилактического дела: ответы на вызовы ФГОС 3++ // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 161–165. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00246.

Введение

В современных условиях глобализации владение иностранным языком становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих врачей. Самостоятельная работа студентов при изучении иностранного языка играет ключевую роль в развитии профессиональных компетенций, критического мышления и способности к самообразованию [1; 2]. Несмотря на очевидную важность такой деятельности, на практике многие учащиеся сталкиваются с низкой мотивацией, проблемами самоорганизации и не в полной мере используют возможности современных цифровых технологий [3; 4]. Изучение отношения студентов к самостоятельной работе и факторов, влияющих на её эффективность, позволяет выявить актуальные проблемы и наметить пути совершенствования образовательного процесса [5].

Целью исследования является изучение отношения студентов первого курса медицинского вуза к самостоятельной работе при изучении иностранного языка, выявление основных затруднений и предпочтительных форм такой внеаудиторной деятельности, а также оценка роли цифровых технологий в учебном процессе.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 258 студентов первого курса Самарского государственного медицинского университета (СамГМУ), обучающихся по программам клинической медицины. Выбор первокурсников обусловлен тем, что они начинают изучение иностранного языка согласно учебному плану именно в этот период, что позволяет выявить исходные проблемы и предпочтения в организации самостоятельной работы. Анкетирование проводилось на кафедре иностранных языков в марте 2024 года на добровольной анонимной основе. Для сбора данных была разработана авторская анкета из 10 вопросов, направленных на выяснение отношения студентов к самостоятельной работе при изучении иностранного языка, используемых ими форм деятельности, возникающих трудностей, а также отношения к применению цифровых и мультимедийных ресурсов. Статистическая обработка данных осуществлялась методом частотных распределений с использованием пакета Microsoft Excel. При разработке анкеты учитывались концептуальные положения личностно-деятельностного подхода, теории самостоятельного обучения и модели интеграции цифровых технологий в образовательный процесс. Анкета включала отдельный блок вопросов, посвящённый использованию электронных образовательных ресурсов. Научная новизна работы заключается в комплексном сочетании указанных теоретических основ и эмпирическом анализе особенностей самостоятельной работы студентов-медиков первого курса. В отличие от предыдущих исследований, рассматривавших мотивационные или технологические аспекты разрозненно, данный подход позволил получить новые данные об организации внеаудиторной работы студентов на начальном этапе профессиональной подготовки, включая использование цифровых инструментов. Таким образом, получена оригинальная информация об опыте самостоятельной работы первокурсников-медиков в условиях цифровизации образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ анкетирования 258 студентов показал, что самостоятельную работу при изучении иностранного языка воспринимают как важную часть своей профессиональной подготовки лишь около 30% опрошенных. Уровень внутренней мотивации к регулярному выполнению внеаудиторных заданий в целом остаётся низким: только 16% студентов сообщили о стабильно высокой мотивации, остальные указали на колебания интереса и сложности с самоорганизацией в зависимости от учебной нагрузки. Среди причин, затрудняющих систематическую работу, респонденты наиболее часто отмечали однообразие заданий, отсутствие своевременной обратной связи и чётких критериев оценки результатов, что созвучно выводам других исследований [4-6]. Рисунок 1 представляет обобщённые данные по наиболее распространённым трудностям самостоятельной работы. Для значительной части студентов проблемой стала организация времени и планирование учебной деятельности (40%), также значительное число опрошенных назвали главным препятствием нехватку времени (37%), и ещё 23% указали на сложности с распределением нагрузки, особенно в периоды сессий и промежуточного контроля.

Рис. 1. Основные трудности самостоятельной работы студентов (в % от числа опрошенных)

Рис. 2. Предпочтительные формы работы студентов (в % от числа опрошенных) Источник: составлено по результатам анкетирования студентов СамГМУ, март 2024 г.

Рисунок 2 представляет обобщенные данные по предпочтительным формам самостоятельной работы. Значительная доля студентов (33%) считает наиболее эффективными онлайн-курсы и платформы с интерактивными заданиями, 26% предпочитают самостоятельную работу с профессиональными текстами, а 18% отмечают пользу мультимедийных ресурсов для аудирования и устной практики. 15% респондентов регулярно используют мобильные приложения для тренировки лексики, и около 8% студентов отдают предпочтение групповой самостоятельной работе по согласованию с преподавателем. Эти результаты отражают современные тенденции цифрового образования, в котором особое внимание уделяется индивидуализации учебного процесса [7–9].

В опросе принимали участие студенты разных факультетов, однако основную часть выборки составили обучающиеся лечебного и педиатрического факультетов. Учитывая преобладание девушек среди первокурсников, можно отметить, что именно студентки чаще демонстрировали положительное отношение к самостоятельной работе и активнее использовали мультимедийные ресурсы для аудирования и расширения словарного запаса. В то же время юноши в выборке чаще выбирали перевод профессиональных текстов и выполнение онлайн-тестов. Эти наблюдения носят описательный характер и не претендуют на статистическую значимость. Примечательно, что 11 респондентов указали на решающее значение внешней мотивации (оценки, ожидания родителей или требовательность преподавателя); 47 человек отметили, что самостоятельная работа стимулирует их профессиональный рост; 29 студентов стремятся к чтению международной литературы, а 14 связывают активное изучение языка с участием в олимпиадах и научных проектах [10–12].

Большинство опрошенных сходятся во мнении, что цифровые образовательные платформы и специализированные онлайн-курсы расширяют возможности для индивидуализации учебного процесса. Многие студенты ценят гибкие форматы самостоятельной работы: «Можно проходить модули в удобном темпе, возвращаться к трудным темам, а главное – отслеживать свой прогресс через личный кабинет». Особенно востребованы приложения для аудирования и тренировки медицинской терминологии, что подтверждается аналогичными результатами в научной литературе [10; 12]. Вместе с тем около четверти респондентов указывают на недостаток качественных ресурсов, адаптированных под специфику медицинского образования. Студенты отмечают, что большинство бесплатных онлайн-курсов рассчитаны на широкий круг пользователей и не учитывают особенности медицинской профессиональной лексики и коммуникации с пациентами. В числе пожеланий студентами высказывалась идея разработки вузом собственных электронных курсов, ориентированных на медицинскую тематику, а также участие университета в международных онлайн-проектах.

Интерес участников опроса привлёк и вопрос о новых технологиях: часть студентов высказалась за использование систем искусственного интеллекта для персонализации заданий и автоматической проверки письменных работ. Например, в одном из комментариев отмечалось: «Хотелось бы видеть в программе университета платформу, которая давала бы индивидуальные задания и моментально проверяла их, а также подбирала материалы под мои интересы».

Кроме проблем самоорганизации и нехватки времени, анализ анкет показал ещё одну закономерность. Студенты, имеющие опыт участия в олимпиадах, научных конференциях или языковых проектах (в школе либо на подготовительных курсах), значительно чаще демонстрируют высокую мотивацию и самостоятельность в обучении. По их словам, «участие в конкурсах стимулирует не только повторять лексику и грамматику, но и искать дополнительные источники информации, читать специализированные тексты на английском языке». Подобный опыт формирует у молодых людей не только языковые, но и исследовательские, коммуникативные и организационные навыки. Некоторые респонденты отмечают положительное влияние участия в международных онлайн-проектах и летних языковых школах: «Даже короткая языковая практика с иностранными студентами или преподавателями показала, что знание английского – это реальный рабочий инструмент, а не формальность». Согласно ряду исследований, вовлечение обучающихся в практико-ориентированные проекты и реальную профессиональную коммуникацию на иностранном языке делает самостоятельную работу более осознанной и продуктивной [6; 9; 13]. В перспективе такие навыки повышают конкурентоспособность выпускников-медиков на международном рынке труда.

Дополнительное обучение также влияет на автономность студентов. Респонденты, занимавшиеся на дополнительных языковых курсах или с репетитором, чаще демонстрируют высокий уровень самоорганизации, успешнее осваивают электронные платформы и активнее используют мобильные приложения. Это указывает на наличие корреляции между опытом внеурочного обучения и развитием навыков самостоятельной работы [13]. Похожие тенденции отмечаются и в других отечественных исследованиях: гибкость и разнообразие форм самостоятельной деятельности способствуют формированию языковой, аналитической и коммуникативной компетентностей будущих врачей [8; 9]. Вот как пишут студенты в открытых комментариях:

«Важно, чтобы задания были разнообразными, с разным уровнем сложности. Особенно полезно, когда есть примеры оформления или шаблоны».

«Приложения и онлайн-курсы помогают не только запоминать лексику, но и совершенствовать восприятие речи на слух, что актуально для чтения зарубежных статей».

Особое внимание в анкете уделялось оценке цифровых и мультимедийных инструментов обучения. Например, 37 студентов отметили несомненную пользу мультимедийных ресурсов, 32 человека активно используют мобильные приложения, а 69 респондентов выбрали онлайн-курсы как наиболее эффективную форму самостоятельной работы. В то же время только 36 человек указали на отсутствие чётких критериев оценки, а 18 предпочитают групповую работу по согласованию с преподавателем. Эти результаты подчёркивают необходимость дальнейшего совершенствования методического обеспечения самостоятельной работы, развития системы обратной связи и чёткого формирования критериев оценки. Сравнительный анализ полученных данных с результатами других исследований подтверждает вывод о высокой значимости индивидуального подхода при организации самостоятельной работы [5; 6; 12]. В российских научных публикациях подчёркивается необходимость структурированного планирования заданий, предоставления студентам образцов выполнения, развития системы обратной связи и включения элементов проектной и исследовательской работы в самостоятельные задания [8; 11].

На основании анализа результатов опроса и сопоставления с данными литературы можно сформулировать рекомендации для преподавателей. Следует разрабатывать пошаговые планы самостоятельной работы с понятными инструкциями и прозрачными критериями оценки; активно внедрять современные цифровые образовательные ресурсы и мультимедийные платформы для индивидуализации учебного процесса (в том числе создавать модульные электронные курсы, адаптированные под медицинскую специфику, и регулярно обновлять их содержание); включать в задания элементы творческой и исследовательской деятельности; а также регулярно предоставлять студентам обратную связь, разбирая типичные ошибки и отмечая успешные стратегии самообучения. Такой подход способствует развитию у обучающихся не только языковых и профессиональных компетенций, но и универсальных навыков, необходимых для успешной работы врача в современных условиях.

Заключение

Проведённое исследование, основанное на анкетировании студентов первого курса СамГМУ, выявило основные тенденции в организации самостоятельной работы при изучении иностранного языка в медицинском вузе. Полученные результаты показали, что самостоятельную работу в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» как необходимый элемент профессиональной подготовки признаёт лишь небольшая часть студентов (около 30% опрошенных). В то же время данные литературы и педагогический опыт свидетельствуют: при эффективной организации такая внеаудиторная деятельность действительно способствует развитию гибких навыков, критического мышления и способности к непрерывному обучению будущих врачей.

Выявленные в ходе исследования трудности – недостаточная самоорганизация студентов, дефицит времени и отсутствие понятных критериев оценки – требуют системного подхода к обновлению учебных материалов и внедрению современных педагогических технологий. Одним из перспективных направлений выступает интеграция цифровых и мультимедийных инструментов, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий. Успешная реализация этого подхода невозможна без повышения цифровой компетентности преподавателей, развития системы регулярной обратной связи и создания условий для творческой и исследовательской деятельности студентов.

Сформулированные по итогам исследования практические рекомендации включают разработку чётких поэтапных планов для самостоятельной работы студентов, активное использование современных электронных ресурсов и платформ (включая внедрение специализированных онлайн-курсов для медицинских направлений обучения), внедрение проектных и творческих заданий, а также регулярное предоставление обучающимся обратной связи по результатам внеаудиторной работы. Системное сочетание индивидуального подхода, новых технологий и продуманной методической поддержки позволит обеспечить высокий уровень языковой подготовки будущих врачей, повысить их конкурентоспособность на международном рынке труда и в конечном итоге будет способствовать развитию отечественного здравоохранения.

Таким образом, совершенствование организации самостоятельной работы при изучении иностранного языка в медицинских вузах следует рассматривать как один из ключевых факторов, определяющих качество профессиональной подготовки, успешность профессиональной социализации и готовность выпускников к инновационной деятельности на протяжении всей карьеры врача.


Конфликт интересов
-

Библиографическая ссылка

Пивоварова Л.Н., Попова А.Н. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ЦИФРОВЫХ РЕАЛИЯХ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 9. С. 257-261;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40516 (дата обращения: 04.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40516