Введение
Социальные изменения, происходящие в последние годы в обществе, оказывают значительное влияние на компетентностную направленность современного образования. Совершенствование информационных и компьютерных технологий способствует образованию новых знаний и появлению новых компетенций. В современных реалиях развития общества цифровая трансформация стала повседневным явлением, профессиональное развитие специалистов во многом зависит от эффективного и надлежащего использования информационно-компьютерных технологий. Важно не просто овладение лингвистическими реалиями, а умение эффективно взаимодействовать с иноязычным цифровым пространством. Соответственно, меняется и роль учителя иностранного языка, перед которым стоит задача интегрировать цифровую грамотность в процесс обучения иностранному языку. В связи с вышеуказанным заметим, что студентам педагогического направления – ФГОС 44.03.01 и 44.04.01 «Педагогическое образование» (далее – будущие учителя иностранного языка – будущие учителя ИЯ – студенты) в процессе обучения в высшем учебном заведении необходимо проходить дополнительное обучение по цифровой трансформации иноязычного образования.
Учитывая данную реальность, будущий учитель ИЯ должен знать, как уверенно внедрять данные технологии в образовательный процесс, оптимизировать процесс обучения при помощи электронных ресурсов. Стремление постоянно развиваться и способность к непрерывному обучению становятся важнейшими качествами будущего учителя ИЯ. На пути цифровой трансформации общества в общем и цифровой трансформации иноязычного образования в частности от будущего учителя ИЯ требуется демонстрация высокого уровня сформированности цифровой компетентности, в связи с чем значительным изменениям подвергаются и основные профессиональные образовательные программы, и программы дополнительного образования [1]. Таким образом, возникла необходимость в разработке таких программ элективных курсов, которые бы соответствовали направлению развития цифровой трансформации иноязычного образования. Однако возникает вопрос о готовности будущего учителя ИЯ к стремительно меняющейся действительности. На первый план выходит проблема поиска оптимальных и эффективных приемов обучения иностранному языку, а также необходимость создания естественной среды на занятиях в условиях перехода от традиционных форм организации учебного процесса к цифровым [2]. Таким образом, данные факторы должны найти отражение в содержании программ элективных курсов для будущих учителей ИЯ.
Цель исследования – рассмотреть особенности профессионального становления и развития будущих учителей ИЯ, обучающихся на элективных курсах в условиях цифровой трансформации иноязычного образования и определить пути формирования у них цифровой компетентности средствами иностранного языка.
Материалы и методы исследования
Для достижения обозначенной выше цели авторы применяли различные методы исследования. Первоначально необходимо было использование таких теоретических методов исследования, как критический анализ педагогической и лингводидактической литературы, научных источников, ориентированных как на теорию и методику преподавания иностранного языка, так и на цифровую трансформацию образования, а также методов обработки данных – качественного анализа, оценки разработанности проблемы в области педагогической, лингводидактической и методической литературы. Данный этап называется поисково-теоретическим. Также осуществлялось наблюдение за процессом обучения студентов специальности 44.03.01 и 44.04.01 «Педагогическое образование», будущих учителей ИЯ. С целью обоснования необходимости разработки элективного курса для студентов данной специальности проводился опрос учителей ИЯ Волгоградской области и анализ результатов анкетирования, полученных в ходе различных мероприятий в рамках курсов по программам дополнительного профессионального образования. Всего в опросе приняли участие 642 учителя ИЯ. Полученные данные позволили констатировать наличие выраженной потребности у действующих учителей в совершенствовании цифровой компетентности. На основании этого был сделан вывод о целесообразности ее целенаправленного формирования уже на этапе профессиональной подготовки будущих учителей ИЯ, а выявленные актуальные потребности профессионального педагогического сообщества послужили основой для разработки элективного курса. Второй этап, обобщающий по своему характеру, включал оформление результатов теоретического исследования, а также формулирование и проверку выводов.
Результаты исследования и их обсуждение
Для понимания концепции развития профессиональной цифровой компетентности будущего учителя ИЯ рассмотрено понятие «цифровая компетентность» и определены ее базовые характеристики.
Цифровая компетентность касается всех основных жизненных навыков, знаний и ресурсов в информационном обществе. Следовательно, формирование цифровой компетентности следует рассматривать как непрерывный процесс развития от инструментальных навыков до продуктивной личной компетентности [3]. В основе цифровой компетентности лежит цифровая грамотность, а достижение цифровой грамотности возможно путем приобретения определенного набора навыков и знаний [4]. Такая грамотность универсальна и является составляющей информационной культуры людей. Компетентность – это более широкое понятие, чем просто навыки и знания. Цифровая компетентность затрагивает как технические аспекты, связанные с аппаратным управлением и программным обеспечением, так и когнитивные, связанные со знаниями и обучением [5, с. 231].
Сегодня ключевым фактором является уже не доступ к технологиям, а возможность извлекать пользу из их использования для жизни, работы и обучения. Инструментальные знания и навыки являются предварительным условием для развития или использования более продвинутых навыков, которые часто называют навыками XXI в. Недавние исследования показывают, что в цифровой среде особый интерес представляют трансверсальные и сквозные навыки, такие как навыки решения проблем, аналитические навыки, самоуправления и общения, лингвистические навыки и другие так называемые «нестандартные навыки» [6, с. 15].
В предложенной Европейским союзом модели цифровых компетенций для граждан цифровая компетенция включена в одну из восьми главных компетенций в рамках непрерывного образования и подразумевает компетентное и осознанное использование цифровых технологий, включая базовые навыки обработки информации, такие как хранение, создание, визуализация, обмен данными и онлайн-коммуникацию. При этом особое внимание уделяется развитию критического мышления и ответственного использования в рамках использования найденной информации. Важно не только понимать технический аспект процессов функционирования компьютерных приложений, но и принимать во внимание возможные риски, распространяющиеся на онлайн-пространство, а также гарантировать точность и объективность онлайн-информации, соблюдать правовые и этические нормы в процессе использования инструментов сотрудничества онлайн [7, с. 8–9]. Согласно упомянутой модели коммуникативная компетентность представлена цифровыми компетенциями в пяти областях (рисунок).
Модель развития цифровых навыков населения опирается на Европейскую модель цифровых компетенций для образования, которая включает 6 областей профессиональной деятельности педагога [9, с. 16]:
1. Профессиональное взаимодействие: использование цифровых технологий для профессионального общения, совместной работы и профессионального развития.
2. Цифровые ресурсы: поиск, создание и обмен цифровыми ресурсами.
3. Преподавание и обучение: организация использования цифровых технологий в образовательном процессе.
4. Оценка: использование цифровых технологий и стратегий для повышения эффективности процедуры оценивания процесса обучения.
Области «цифровых возможностей» модели цифровых компетенций Источник: составлено авторами на основе [7, 8]
5. Расширение прав и возможностей обучающихся: использование цифровых технологий для развития инклюзивного образования, персонализации обучения и эффективного вовлечения обучающихся в процесс обучения.
6. Содействие развитию цифровых компетенций обучающихся: предоставление обучающимся возможности творчески и ответственно использовать цифровые технологии для работы с информацией, общения, создания контента, обеспечения благосостояния и решения проблем.
Таким образом, авторы, осознавая различие между понятиями «компетенция» и «компетентность» в лучших методических определениях, обозначают цифровую компетентность учителя ИЯ как набор цифровых компетенций, необходимых преподавателю для организации эффективного, инклюзивного и инновационного образования [6, с. 16].
Профессиональный стандарт, в свою очередь, определяет три компонента цифровой компетентности: общепользовательский (технологические умения), общепедагогический (изменение методики и содержания предмета) и предметно-педагогический (создание элементов учебно-методического комплекса) [10, с. 318].
Под педагогической цифровой компетентностью также понимается комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих педагогу сделать надлежащий выбор цифровых инструментов и связанных с ними методов и стратегий обучения в определенном образовательном контексте, что способствует совершенствованию процесса обучения и удовлетворению потребностей как обучающихся, так и учителей [11, с. 90].
Авторы отмечают, что достаточно сложно дать четкое определение цифровой компетентности относительно образовательного процесса. В данном исследовании под цифровой компетентностью педагога понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для его профессионального и личностного развития и позволяющих эффективно выполнять свои профессиональные задачи в условиях цифровой трансформации образования.
Цифровая компетенция учителей ИЯ представляет собой комплекс теоретических знаний и практических навыков, необходимых для эффективного применения цифровых технологий в процессе языкового образования. Развитие данной компетенции не только способствует профессиональному росту педагога, но и оказывает опосредованное влияние на формирование цифровой грамотности обучающихся [12, с. 210]. Следовательно, педагог не может развивать цифровую компетентность своих учеников, если он сам не владеет ею на должном уровне. В соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к учителям ИЯ, они должны демонстрировать высокий уровень не только владения самим языком, но и цифровой грамотности, являющейся неотъемлемой частью профессиональной компетентности современного педагога [9, с. 14].
Несмотря на многочисленные исследования в области развития профессиональной цифровой компетентности, школьные учителя, особенно из небольших городов и сельской местности, все еще демонстрируют недостаточно высокий уровень владения цифровыми технологиями. Среди препятствий для развития цифровой компетентности выделяют собственные негативные установки, нежелание принимать и понимать причины развития новых технологий. Как будущие, так и уже работающие учителя ИЯ должны уметь эффективно использовать цифровые технологии и с их помощью готовить обучающихся к языковым испытаниям [13, с. 423].
В рамках исследования авторами было организовано анкетирование практикующих учителей английского языка Волгоградской области с целью выявить актуальные дефициты цифровых навыков и с их учетом определить приоритетные компоненты содержания обучения будущих учителей иностранного языка.
Подавляющее большинство учителей (95 %) признают ценность цифровых инструментов в обучении. Наибольший интерес вызывает практико-ориентированное применение цифровых технологий. Так, например, при ответе на вопрос «Какими цифровыми технологиями хотели бы овладеть?» самыми популярными были ответы: создание интерактивных упражнений (72 %) и использование ИИ в учебной деятельности (68 %). Однако всего лишь треть учителей уверенно владеет цифровыми инструментами. В этой связи учителя заинтересованы в прохождении курсов повышения квалификации по цифровой грамотности. Дополнительные образовательные программы востребованы у 84 % опрошенных. Цифровые инструменты в той или иной степени стали неотъемлемой частью образовательного процесса для 62 % педагогов. При высокой оценке важности технологий их внедрению в учебный процесс мешают организационные проблемы: нехватка времени (61 %), недостаток технического оснащения (49 %), недостаток навыков (37 %) и низкая мотивация (28 %). Лишь 15 % опрошенных систематически занимаются разработкой электронных онлайн-курсов, интерактивных заданий или созданием иного цифрового образовательного контента.
На основе результатов проведенного анкетирования и наблюдения за деятельностью учителей ИЯ авторами сделан вывод о положительном отношении к применению цифровых технологий в образовательном процессе и высоком уровне мотивации к овладению цифровой грамотностью. Однако выявлено противоречие между пониманием эффективности использования цифровых технологий и недостаточным уровнем развития цифровой компетентности школьных учителей. Педагоги осознают необходимость непрерывного профессионального роста с целью эффективного выполнения социального заказа, реализуемого посредством образовательных организаций. Данная проблема является существенной для учителей с большим стажем работы, которые испытывают затруднения при взаимодействии с цифровыми инструментами, как с простыми и общеизвестными (презентации, офисное программное обеспечение), так и со специальными (образовательные платформы, приложения).
Вышесказанное представляется актуальным при разработке программы обучения элективного курса, направленной на развитие профессиональной компетентности будущих учителей ИЯ, включая иноязычную коммуникативную и цифровую, и преодоление их профессиональных запросов и дефицитов [14, с. 74]. В этой связи при разработке элективного курса для будущих учителей ИЯ были определены следующие приоритеты: в процесс обучения иностранному языку внедрить систему микрообучения использованию цифровых инструментов для будущей профессиональной деятельности, разработать комплекс заданий, направленных на совмещение языковой практики с развитием цифровой грамотности, подготовить студентов к критическому восприятию цифрового контента и пониманию основных норм цифрового общения.
При грамотном использовании учителем ИЯ цифровых ресурсов процесс обучения иностранным языкам обеспечивает эффективность образовательного процесса за счет выполнения следующих условий:
1. Возможность практиковать иностранный язык, взаимодействуя с подлинной аутентичной информацией и контекстом использования языка в реальном мире, таким образом изучение иностранного языка приобретает практическую направленность.
2. Повышение мотивации обучающихся, так как у них появляется осязаемая цель обучения и возможность соприкоснуться с реалиями иноязычной культуры, при этом учитываются индивидуальный стиль и темп обучения.
3. Автономность процесса обучения, активная позиция и ответственность обучающегося за достижение результатов. Участие в форумах, электронная переписка, обмен мгновенными сообщениями, чаты, видеоконференции позволяют обучающимся одновременно совершенствовать свои языковые и цифровые навыки в реальном времени и без пространственных ограничений [15, с. 259].
Элективный курс для будущих учителей ИЯ основан на Европейской модели цифровых компетенций для образования и входящих в ее состав шести основных областей профессиональной деятельности педагога [6, 9, 16], каждая из которых представлена соответствующими образцами заданий по английскому языку.
Профессиональное взаимодействие включает освоение принципов этикета в цифровом пространстве (правила поведения, поддержание уважительного общения), соблюдение норм цитирования и оформления ссылок (авторские права и академическая добросовестность), управление цифровым профилем (защита личных данных, верификация и формирование репутации онлайн). В рамках курса студентам необходимо выбрать профессиональное онлайн-сообщество или блог учителей ИЯ, рассмотреть размещенные посты и варианты публичных сообщений, проанализировать стиль общения и соблюдение норм цифрового этикета. После проведенной работы преподаватель имитирует общение профессионального сообщества, создав в соцсетях ветку для обсуждения Should I Let My Kid Use ChatGPT in class? и предложив студентам организовать дискуссию в формате комментариев.
Цифровые ресурсы. Поиск, создание и обмен цифровыми ресурсами предусматривает работу с графической, текстовой, цифровой, речевой, видео-, фото- и другой информацией, содержащейся на определенном иноязычном ресурсе, например создание электронных портфолио с целью демонстрации профессиональных успехов или структурированного хранения материалов для профессиональной деятельности. Примером может стать задание «Цифровой рассказ» по созданию повествования на 3–5 минут с визуальным рядом с закадровым аудиосопровождением на тему The profession of a teacher. Данное задание включает в себя следующие этапы работы: составление плана, подборка мультимедийных материалов, написание сценария, запись цифрового рассказа, редактирование цифрового рассказа, презентация рассказа, комментирование. Для выполнения этого задания студентам предложено использовать следующие приложения: Audacity (мощная и многофункциональная программа для редактирования и записи звука), Screenstudio (программа, позволяющая создавать видео, скринкасты, делать монтаж, улучшать видео, записывать картинку с подключенной видеокамеры и комментировать происходящее на экране через микрофон), Podomatic.com (онлайн-платформа для хостинга подкастов, предоставляет инструменты для записи, редактирования, публикации, продвижения и анализа подкастов), Voxopop.com (интернет-пространство для практики в устной речи и аудировании, создания устных сообщений на заданные темы и презентаций.
Еще одним примером в этой сфере может стать задание сгенерировать свой мем при помощи ImgFlip или MemeCreator на темы эмоционального состояния сегодня, отношения к иностранному языку и профессии учителя с последующим обсуждением этих мемов на занятии.
Преподавание и обучение. Создание контента онлайн (презентаций, игр, квестов) и размещение данного контента на образовательных платформах и в социальных сетях, разработка электронных курсов и учебно-методических комплексов, обучающих видеороликов, использование виртуальной среды обучения и т.д. Данная область связана с развитием таких навыков, как руководство учебным процессом и саморегулирование, обучение в коллективе. При этом в центре внимания должен находиться обучающийся, а учитель становится администратором образовательной среды. Студенты получают задание разработать учебный материал по теме Webworld in our life при помощи цифровых ресурсов. Создать набор карточек по изучаемой теме при помощи ИИ-генератора, дополнить изучаемую лексику примерами предложений с озвучкой и отработать в приложении Quizlet. Разработать интерактивный квест Digital future по грамматике: видеозагадка от главного персонажа (запись в Flipgrid), грамматический тест с автопроверкой (Googleforms), аудиоподсказки (Audacity).
Оценивание подразумевает размышление о процессе обучения и учебной деятельности, ведение онлайн-журналов, учебных практикумов, блогов на иностранном языке, использование цифровых приложений для оценивания прогресса в изучении материала, анализ собранных данных об успеваемости на основе электронных таблиц и графиков, обеспечение обратной связи посредством электронной почты и различных мессенджеров и т.д. При работе над эссе студенты прибегают к ИИ-анализу, используя для оценки своих работ ChatGPT, DeepLWrite, Grammarly. Смысл задания сводится к тому, что студент сравнивает вариант до и после, проводит анализ изменений с последующим обсуждением в группе. Для самостоятельного отслеживания прогресса в процессе прохождения курса студентам предлагается создать «доску мотивации» (Pinterest), геймифицировать процесс обучения (Habitica), анализировать достижения (GoogleSheets).
Расширение прав и возможностей обучающихся. Например, адаптивные системы онлайн-обучения, позволяющие подстроить учебную деятельность и учебные материалы под каждого отдельно взятого обучающегося, его интересы, потребности и возможности, уровень владения иностранным языком и так называемое «смешанное обучение», в основу которого положено самостоятельное онлайн-освоение нового материала с последующим закреплением в ходе совместной работы [13, с. 422]. При помощи цифровых инструментов преподаватель записывает голосовые комментарии к ответам студентов. В качестве мотивации студентов преподавателем вводятся персональные бейджи (Classdojo). Для организации самостоятельной работы студентов преподаватель может использовать LearningApps, Quizlet, Clozemaster, Readlang, Otter.ai. Приложение wheelofnames.com поможет преподавателю распределить темы и задания индивидуально каждому студенту. Для организации смешанного обучения преподавателю важно иметь банк онлайн-ресурсов, с которыми студенты работают дома, а обсуждают в классе. Обратную связь от студентов преподаватель получает при помощи различных онлайн-форм, например GoogleForms.
Содействие развитию цифровых компетенций обучающихся. Отметим, что, с одной стороны, будущему учителю ИЯ необходимо самому научиться применять цифровые технологии в рамках своего профессионального развития, обмена опытом с коллегами, участия в профессиональных сообществах и работы с международным образовательным контентом. С другой стороны, он должен знать, как научить обучающихся безопасно, ответственно и творчески использовать цифровые технологии в процессе обучения иностранным языкам, постепенно развивать навыки использования цифровых технологий и создания цифрового иноязычного контента в ходе выполнения учебных заданий [17, с. 103]. В связи с этим основная задача элективного курса сводится к тому, чтобы показать студентам эффективность технологий как инструмента для достижения языкового прогресса и профессиональной самореализации. Зачетная работа студентов представляет собой презентацию по теме Digital Literacy Is Essential in the Modern Education. Студенты собирают информацию по теме, проводят анализ интернет-источников, приводят примеры использования цифровых технологий в образовании, описывают свой собственный опыт и дают оценку своему прогрессу в обучении. В процессе создания презентаций студенты используют цифровые инструменты, освоенные в рамках учебного курса.
В рамках разработанного элективного курса развитие цифровой компетентности будущих учителей иностранного языка интегрировано непосредственно в процесс обучения английскому языку, где изучаемый язык выступает не только объектом изучения, но и инструментом взаимодействия с цифровой средой. Таким образом, развитие цифровой компетентности обучающихся происходит в процессе выполнения ими заданий с использованием цифровых ресурсов (инструменты виртуальной реальности, подкасты, мультимедиа, игры, приложения и т.д.), а также направленных на создание контента (блоги, презентации, сторителлинг, инфографика) и анализ цифрового материала в языковой среде. Важно отметить, что задания подобного рода также способствуют развитию метакогнитивных навыков обучающихся. Например, при работе над созданием видеоролика студенты учатся разрабатывать и планировать сценарий, рефлексировать по поводу достоверности источников информации или количества просмотров, получать обратную связь и исправлять ошибки.
Заключение
Исходя из результатов данного исследования можно сделать вывод, что цифровая компетентность будущего учителя ИЯ требует развития, поскольку реалии современного трансформационного образования предполагают активное использование на уроках иностранного языка смешанного типа обучения с применением различных образовательных платформ, онлайн-курсов, направленных на устранение дефицитов у обучающихся, выявленных в процессе овладения иностранным языком. Более того, грамотное использование цифровых технологий способствует повышению мотивации обучающихся к изучаемому языку.
Настоящий тренд обусловлен практически доказанными преимуществами цифровых форматов организации процесса обучения иностранному языку с точки зрения их удобства и разнообразия. Цифровая компетентность будущего учителя ИЯ, интенсивное развитие которой происходит в период активного профессионального становления в вузе, является ключевой для формирования цифровой компетентности обучающихся, в том числе посредством соизучения иностранного языка и других дисциплин. Принимая беспредметность как уникальность самого предмета «Иностранный язык», авторы понимают, что цифровая трансформация иноязычного образования способствует не только развитию и повышению уровня владения иноязычной коммуникативной компетенцией обучающихся, но и цифровых компетенций, важность которых в конкурентно-ориентированном мире бесспорна. Авторы пришли к выводу, что совершенствование цифровой компетентности будущих учителей ИЯ является непрерывным процессом, в ходе которого важно формировать критическое отношение не только к контенту в интернете, но и осмысленному отбору материала для уроков иностранного языка.
Таким образом, с целью определения основных приоритетов для разработки элективного курса, ориентированного на студентов педагогического образования, в рамках проводимого исследования были изучены потребности действующих учителей иностранных языков в Волгоградском регионе и установлены ключевые профессиональные дефициты, связанные с интеграцией современных цифровых технологий в процесс обучения иностранным языкам. В ходе прохождения курса студенты выполняют задания, способствующие параллельному развитию цифровой компетентности будущих учителей ИЯ и повышению уровня владения иностранным языком, что обеспечит достижение выпускниками уровня профессиональной готовности, необходимого для эффективного осуществления педагогической деятельности. Перспективы дальнейшего исследования проблемы авторы видят в оценке эффективности разработанного элективного курса для обучения будущих учителей ИЯ, усовершенствовании его содержания и внедрении курса в систему непрерывного обучения педагогов на различных этапах их профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Цыбанёва В.А., Серединцева А.С., Малетина О.А. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 5. С. 223-230;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40414 (дата обращения: 12.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40414