Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТИПЫ ЗАДАНИЙ ДИСТАНЦИОННОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ: ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ

Олесова А.П. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Дистанционные олимпиады, проводимые с использованием интернет-технологий, получили широкое распространение в последнее время. В связи с этим обмен опытом по методическому сопровождению таких олимпиад является востребованным и позитивно скажется на совершенствовании практики проведения интеллектуальных соревнований. Цель исследования – представить опыт разработки олимпиадных заданий для республиканской дистанционной олимпиады школьников по русскому языку и литературе «Северное сияние», приуроченной к 90-летию высшего образования Якутии и 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Материалом для анализа служит банк заданий этой олимпиады, основными методами исследования являются теоретический анализ и обобщение, аналитическое описание и классификация, статистический метод. В результате исследования определены ведущие принципы составления заданий для дистанционной олимпиады: учет возможностей используемой для ее проведения интернет-платформы (СДО Moodle), тематическое разнообразие заданий, их адекватная сложность, рациональная занимательность, ориентированность на перспективы олимпиадных испытаний более высокого уровня трудности. Установлены критерии классификации заданий, разработанных для дистанционной олимпиады: по формату тестовых заданий в системе Moodle, по предметной области и компонентам предметных компетенций, по характеру материала. В соответствии с этими критериями выделяются и характеризуются типы олимпиадных заданий, приводятся их примеры. В целом выполнение олимпиадных заданий потребовало от школьников как базовых знаний по русскому языку и литературе, так и филологического кругозора, навыков аналитического и логического мышления, смекалки. Публикация подготовлена в рамках проведения научно-исследовательской работы по договору № 2024.255952 от 10.12.2024 между АУ РС (Я) «Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского» и ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова».
русский язык и литература в школе
дистанционная олимпиада
типы олимпиадных заданий
1. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования”» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71848426/ (дата обращения: 24.02.2025).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 24.02.2025).
3. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 46–68. URL: https://vo.hse.ru/article/view/14916 (дата обращения: 22.02.2025).
4. Богус М.Б. Лингвистическая одаренность: структурно-функциональный анализ сущности и технологий выявления // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 11. С. 93–97. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39826 (дата обращения: 22.02.2025). DOI: 10.17513/snt.39826.
5. Хильченко Т.В. Теоретико-методологические и технологические аспекты проектирования дополнительной общеобразовательной программы для сопровождения одаренных детей (образовательная область: «Лингвистика») // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33017 (дата обращения: 22.02.2025). DOI: 10.17513/spno.33017.
6. Добротина И.Н., Осипова И.В. О заданиях Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку: отбор содержания и требования к умениям // Русский язык в школе. 2021. Т. 82. № 6. С. 16–21. DOI: 10.30515/0131-6141-2021-82-6-16-21.
7. Кучина Т.Г. Современная русская поэзия в олимпиадных заданиях по литературе // Филологический класс. 2021. Т. 26. № 2. С. 212–220. DOI: 10.51762/1FK-2021-26-02-18.
8. Салимова Д.А., Габидуллина Ф.И. Проблемы составления и решения разноуровневых типов заданий для подготовки к олимпиадам по русскому языку // Филология и культура. Philology and Culture. 2022. № 3 (69). С. 237–244. DOI: 10.26907/2074-0239-2022-69-3-237-244.
9. Блохинская А.В., Злобинец Ю.Ф. Использование СДО Moodle при разработке олимпиады по русскому языку как иностранному // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. № 104. С. 109–112. URL: https://vestnik.amursu.ru/wp-content/uploads/2024/03/n104_109-112.pdf (дата обращения: 24.02.2025).
10. Кедрова Г.Е. Филологические интернет-олимпиады для школьников как эффективная форма профориентационной работы // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2021. № 6. С. 22–31. URL: https://vestnik.philol.msu.ru/issues/VMU_9_Philol__2021_6.pdf (дата обращения: 24.02.2025).
11. Родионова А.Е., Юнусова А.Г. Методика работы с текстовыми заданиями в условиях дистанционной олимпиады по русскому языку в 5 классе // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 5 (66). С. 71–81. URL: https://pedagog-journal.ru/assets/files/2016/pzhb-565-2016.pdf (дата обращения: 24.02.2025).
12. Ким Н.М. Олимпиада по русскому языку: практикум / Под ред. А.Г. Нарушевича. Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2021. 63 с. ISBN 978-5-7972-2896-7.
13. Никонова Н.И., Залуцкая С.Ю. Оценочные средства для подготовки к региональному туру Всероссийской олимпиады школьников по литературе для одаренных обучающихся // Свидетельство о регистрации базы данных RU 2022621219. Правообладатель ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». № 2022621015; заявлено 07.05.2022; опубл. 26.05.2022 Бюл. № 6. 1 с.
14. Олесова А.П., Андреев А.М., Бердникова Т.А., Залуцкая С.Ю., Никонова Н.И., Печетова Н.Ю., Шкатуляк А.В. База данных олимпиадных заданий по русскому языку и литературе // Свидетельство о регистрации базы данных RU 2021623173. Правообладатель ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». № 2021623073; заявлено 16.12.2021; опубл. 24.12.2021. Бюл № 1. 1 с.
15. Олесова А.П., Бердникова Т.А., Залуцкая С.Ю., Никонова Н.И., Печетова Н.Ю., Шкатуляк А.В. База данных тестовых заданий отборочного этапа Северо-Восточной олимпиады школьников по филологии (русский язык и литература) // Свидетельство о регистрации базы данных RU 2023624511. Правообладатель ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». № 2023624205; заявлено 24.11.2023; опубл. 11.12.2023 Бюл. № 12. 1 с.

Введение

Современная система образования призвана всесторонне развивать личность, обеспечить условия, способствующие раскрытию всех ее способностей для дальнейшей реализации в профессиональной деятельности [1]. В ФГОС подчеркивается, что каждая личность с ее индивидуальными возможностями уникальна и образовательная среда школы должна содействовать их максимальному раскрытию. При этом особая роль отводится углубленному изучению отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности, которые предоставляют возможность школьникам проявить свой интеллектуальный потенциал и развивать творческие способности (самостоятельно находить новые, творческие подходы к решению проблемы), необходимые для дальнейшего образования и в будущей работе. Акцентируется внимание на том, что программа формирования универсальных учебных действий должна отражать формирование навыка участия в олимпиадах [2].

Социальный заказ обусловливает интенсивную разработку теоретических и прикладных аспектов проблем, связанных с выявлением, развитием и поддержкой одаренных детей, с олимпиадным движением. Важнейшие для такой деятельности положения психологии изложены в «Рабочей концепция одаренности», созданной по предложению Министерства образования РФ группой ученых под руководством Д.Б. Богоявленской [3]. Вопросы филологической одаренности обучающихся, их сопровождения, роль олимпиад в этом процессе рассматриваются М.Б. Богус [4], Т.В. Хильченко [5] и др. Методические аспекты подготовки школьников к олимпиадам, составления и анализа олимпиадных заданий, в частности по русскому языку и литературе, освещаются в исследованиях И.Н. Добротиной [6], Т.Г. Кучиной [7], Д.А. Салимовой [8] и др. Особенности организации и проведения филологических олимпиад с использованием дистанционных образовательных технологий раскрываются в статьях А.В. Блохинской [9], Г.Е. Кедровой [10], А.Е. Родионовой [11] и др.

Олимпиада признается одной из эффективных массовых форм внеурочной деятельности, способствующей формированию познавательных потребностей личности, повышению интереса к изучению предмета. Исследователи также отмечают, что соревновательный характер олимпиады, возможность, участвуя в ней, продемонстрировать свой интеллектуальный уровень и получить дополнительные баллы за индивидуальные достижения, иметь преимущества при зачислении в вуз не только мотивируют на приобретение новых знаний, расширение кругозора, но и содействуют развитию у обучающихся социальных навыков, создавая условия для их взаимодействия и честной конкуренции [11].

Наблюдения специалистов и личный опыт автора в организации и проведении олимпиад разного уровня и формата позволяют утверждать, что процесс подготовки к таким мероприятиям и участия в них становится для обучающихся значительно интереснее при использовании инновационных методов и технологий, в частности интернет-технологий. В онлайн-олимпиадах привлекает возможность моментально узнать результаты выполнения заданий и сразу получить электронный сертификат, диплом, который можно самим распечатать. Бесспорным достоинством такого формата олимпиады является также автоматическая проверка ответов к заданиям системой тестирования, это значительно снижает нагрузку с эксперта и минимизирует субъективный фактор при определении рейтинга участников олимпиады [9].

Дистанционные олимпиады, проводимые с использованием интернет-технологий, получили широкое распространение в последнее время: их организуют школы, ссузы, вузы и другие учреждения, занимающиеся вопросами обучения и воспитания. В таких условиях обмен опытом по методическому сопровождению дистанционных олимпиад является востребованным и позитивно скажется на совершенствовании практики проведения интеллектуальных соревнований, работы по вовлечению школьников в олимпиадное движение, развитию их познавательных, творческих способностей.

Цель исследования – представить опыт разработки олимпиадных заданий для республиканской дистанционной олимпиады школьников по русскому языку и литературе «Северное сияние», приуроченной к 90-летию высшего образования Якутии и 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина (далее – дистанционная олимпиада). В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: а) определить основные принципы формирования заданий для дистанционной олимпиады; б) выделить критерии классификации заданий, разработанных для дистанционной олимпиады; в) охарактеризовать типы заданий дистанционной олимпиады, иллюстрируя конкретными примерами; г) изложить результаты количественного анализа выполнения школьниками заданий разных типов.

Материалы и методы исследования

Материалом для анализа служит банк олимпиадных заданий республиканской дистанционной олимпиады школьников по русскому языку и литературе «Северное сияние», приуроченной к 90-летию высшего образования Якутии и 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Отбор материалов олимпиады для анализа основывается на стратифицированной случайной выборке, которая позволяет рассмотреть на конкретных примерах разные типы олимпиадных заданий и дать общее представление об их системе. При выстраивании классификации заданий, составленных для этой олимпиады, учитываются научно-методические подходы к типологии олимпиадных заданий, представленные в работах по проблемам организации и проведения, методического обеспечения олимпиад по русскому языку и литературе [6, 8, 12]. Основными методами исследования являются теоретический анализ и обобщение (при изучении нормативных документов, научных работ и педагогического опыта), аналитическое описание и классификация (при выделении и характеристике типов разработанных олимпиадных заданий), статистический метод (при представлении результатов выполнения школьниками олимпиадных заданий разных типов).

Результаты исследования и их обсуждение

Сегодня олимпиадное движение в Республике Саха (Якутия) получило новый импульс развития благодаря федеральному проекту «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»», который реализуется с 2019 г. В этом году была принята «Концепция системы выявления, поддержки и развития молодых талантов в Республике Саха (Якутия) на 2020–2024 годы», определившая приоритетные задачи по модернизации этой системы, среди которых указаны организация и проведение олимпиад, анализ и обобщение лучших практик работы с детьми, обмен опытом. Для координации работы был создан Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей РС (Я) на базе Малой академии наук РС (Я) – регионального оператора по работе с одаренными детьми в области олимпиадного движения и научно-исследовательской и проектной деятельности школьников.

Системная работа по олимпиадам осуществляется Северо-Восточным федеральным университетом имени М.К. Аммосова. В проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников преподаватели вуза участвуют в качестве составителей олимпиадных заданий и членов жюри. Университет является организатором Северо-Восточной олимпиады школьников (далее – СВОШ) по 62 профилям и предметам, из которых СВОШ по филологии (русский язык, литература) и СВОШ по родным языкам и литературе (45 профилей) входят в перечни олимпиад, утвержденные Министерством науки и высшего образования РФ и Министерством просвещения РФ.

С 2017 г. по инициативе филологического факультета СВФУ проводится республиканская дистанционная олимпиада школьников по русскому языку и литературе «Северное сияние». Она призвана создать условия для реализации интеллектуального потенциала обучающихся, стимулирования у них познавательного интереса к русскому языку и литературе, развития языковой, лингвистической, читательской, культуроведческой, информационно-коммуникационной компетенций, филологического кругозора; содействовать воспитанию уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства народа; выявить и поощрить школьников, проявляющих интерес к изучению русского языка и литературы.

В 2024 г., ознаменовавшемся 225-летием со дня рождения А.С. Пушкина и исторической для якутян датой – 90-летием высшего образования Якутии, этот образовательный проект был реализован в рамках государственной программы РС (Я) «Сохранение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия)» при поддержке Министерства по внешним связям и делам народов РС (Я). Организатором республиканской дистанционной олимпиады школьников по русскому языку и литературе «Северное сияние» выступил филологический факультет СВФУ, соорганизатором – АУ РС (Я) «Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского».

Для проведения дистанционной олимпиады было составлено по два варианта заданий: демонстрационный и основной – для каждого класса. При этом исходили из возможностей СДО Moodle, с использованием которой проводилась олимпиада, руководствовались принципами тематического разнообразия заданий, их «посильности, занимательности, ориентированности на подготовку к более сложным олимпиадным испытаниям в дальнейшем», которые указаны в методических рекомендациях центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, литературе [https://vserosolimp.edsoo.ru/school_way]. Ценным явился опыт ученых-филологов из Института стратегии развития образования РАО [6], Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) [12], Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского [7] и других исследователей, занимающихся вопросами составления, анализа заданий олимпиад. Обращались к практическим наработкам преподавателей филологического факультета СВФУ – членов предметно-методической комиссии олимпиад разного уровня (городской, республиканской, СВОШ по филологии (русский язык и литература)), составителей базы данных олимпиадных заданий [13–15].

В целом предложенные участникам дистанционной олимпиады задания предполагают оценку знаний по современному русскому языку и его истории, по теории и истории русской литературы в контексте русской национальной культуры, умения применять знания и навыки в этих областях. Наряду с этим олимпиадные задания направлены на обогащение кругозора, развитие универсальных учебных действий, в частности навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения, работы с информацией. Часть заданий связана с творчеством А.С. Пушкина, построена на материале его произведений или текстов о нем, поскольку дистанционная олимпиада была приурочена к юбилею великого русского поэта.

Специфика дистанционного формата олимпиады, проведенной с использованием СДО Moodle, ее двухпрофильное содержание (русский язык, литература), отмеченные выше принципы обусловили выбор следующих трех критериев для классификации олимпиадных заданий: 1) формат тестовых заданий в системе Moodle; 2) предметная область и компоненты предметной компетенции; 3) характер материала.

В соответствии с указанными критериями выделяются следующие типы заданий данной дистанционной олимпиады:

1. По формату тестовых заданий в системе Moodle: а) задания на множественный выбор; б) задания с коротким ответом; в) задания на установление соответствия.

Школьникам предлагались два вида заданий на множественный выбор: с выбором одного варианта ответа из указанных и с выбором нескольких вариантов. Во втором случае ответ участника олимпиады мог быть учтен как полностью верный, частично верный или неверный.

Задание с коротким ответом также предъявлялось в двух видах: задание, требующее ввода ответа в форме слова (слов) или краткой фразы, и задание с вложенным ответом, содержащее текст с пропущенным элементом, который нужно восстановить, заполнив место пропуска. Например, в этом задании на месте пропуска необходимо указать соответствующий термин:

8 класс. Произношение слов [гр’и́т], [здрáс’т’э], [ч’ό] возможно для ______ стиля произношения. Какой термин пропущен?

При разработке заданий с коротким ответом учитывались возможные варианты формулировки правильных ответов и фиксировались в системе тестирования. Так, в приведенном выше задании, наряду с эталоном ответа «разговорного», был предусмотрен вариант словоформы «разговорный», так как в данном случае при оценивании ответа в приоритете было умение определить стиль произношения и назвать обозначающий его термин, а не образование грамматической формы пропущенного термина.

Задание на установление соответствия представляет собой задачу, которая требует анализа и соотнесения предложенных элементов в двух группах. При этом количество элементов в обеих группах может быть одинаковым или разным. В последнем случае задача усложнялась для участника олимпиады, поскольку ему необходимо было выбрать соответствующий вариант ответа из второй группы (выпадающего списка), где количество элементов больше, чем в первой группе. Если участник установил правильно только часть пар соответствий, ответ считался частично верным и оценивался определенным баллом пропорционально количеству правильно составленных пар. Например, в следующем задании требовалось соотнести 4 элемента первой группы (слова из данного предложения) с 6 элементами второй группы (синтаксическая функция):

7 класс. Проанализируйте предложения. Какими членами предложения являются выделенные слова?

Другом и наставником А.С. Пушкина была его няня Арина Родионовна Яковлева. Не только преданностью и заботливостью завоевала она его доверие, привязанность и уважение. Она была «настоящей представительницей русских нянь, мастерски говорила сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками».

другом и наставником была

его

доверие, привязанность и уважение

мастерски

подлежащее

определение

дополнение

сказуемое

обстоятельство

дополнение и сказуемое

Таблица 1

Результаты выполнения заданий (по формату тестовых заданий в системе Moodle)

Типы заданий

Доля правильных ответов (%)

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Среднее значение

Задания на множественный выбор

56,57

58,09

49,12

52,46

54,6

Задания с коротким ответом

69,28

65,3

36,35

44,59

53,88

Задания на установление соответствия

79,25

63,11

52,76

67,7

65,7

Источник: составлено автором на основе данных специализированной системы аналитики и статистики СДО Moodle.

Количественные данные результатов выполнения заданий на множественный выбор, с коротким ответом и на установление соответствия показывают, что в целом участники олимпиады лучше всего справились с заданиями третьего типа (табл. 1).

2. По предметной области и компонентам предметной компетенции: а) задания по русскому языку; б) задания по литературе.

Задания по русскому языку требуют знаний в разных его аспектах (фонетика, орфоэпия, графика, орфография, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, стилистика, история языка), навыков языкового анализа, логических операций сопоставления, обобщения, а также языковой догадки. Приведенный ниже пример задания дистанционной олимпиады предполагает не только знания частей речи, но и смекалку и языковую догадку:

8 класс. Какое слово можно однозначно отнести только к одной части речи?

жаркое

алое

второе

заливное

Задания по литературе нацелены на оценку знания содержания литературных произведений, литературоведческих терминов, фактов жизни и творчества авторов, читательского кругозора. Некоторые задания включают указание на историко-культурный контекст и тем самым обогащают фоновые знания школьников, способствуют осознанию тесной взаимосвязи литературы с историей, а также с другими видами искусства. Приведем примеры.

5 класс. Назовите княжеское войско, которое являлось таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов. Княжеское войско было реальной военной силой, всегда готовой к бою. Именно с этим войском князь Олег «в цареградской броне» ехал по полю («Песнь о вещем Олеге»).

6 класс. Творчество А.С. Пушкина вдохновило многих художников на создание прекрасных иллюстраций к его произведениям. Рассмотрите открытку К.С. Бокарёва (1928–2007) – известного графика, работавшего с художественной открыткой, палехского краеведа. По сюжету какой пушкинской сказки он создал эту открытку?

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

«Сказка о золотом петушке»

С вопросами по литературе, как показывают количественные данные результатов олимпиады, участники справились более успешно, чем с вопросами по русскому языку (табл. 2).

Таблица 2

Результаты выполнения заданий (по предметной области)

Типы заданий

Доля правильных ответов (%)

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Среднее значение

Задания по русскому языку

58,42

57,79

41,99

51,26

52,36

Задания по литературе

65,25

62,58

61,43

63,31

63,14

Источник: составлено автором на основе данных специализированной системы аналитики и статистики СДО Moodle.

Таблица 3

Результаты выполнения заданий (по характеру материала)

Типы заданий

Доля правильных ответов (%)

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Среднее значение

Задания с «классическим» материалом

59,42

57,41

44,9

51,7

53,35

Задания с занимательным материалом

61,98

64,52

78,98

72,52

69,5

Источник: составлено автором на основе данных специализированной системы аналитики и статистики СДО Moodle.

3. По характеру материала: а) задания с «классическим» материалом; б) задания с занимательным материалом.

Задания первого типа содержат «классический» языковой, литературный материал и формулировки в учебно-научном стиле с лингвистическими, литературоведческими понятиями и терминами. В заданиях второго типа используются необычные формулировки и/или оригинальный материал для анализа, что привносит новизну и дополнительный стимулирующий эффект в процессе решения олимпиадных задач. Например:

5 класс. Что можно вешать, находясь в плохом настроении, и задирать, зазнаваясь?

лоб

глаза

нос

уши

5 класс. В русских народных сказках часто встречается выражение за тридевять земель в значении «далеко». Сколько стран надо пройти герою, чтобы добраться до нужного места?

9

12

27

51

6 класс. Расшифруйте аббревиатуры, в которых «спрятаны» названия произведений. Какое из этих произведений написано А.С. Пушкиным?

ДБРВСК

ДТСТВ

ХМЛН

ЛВШ

Ко второму типу также можно причислить задания, которые сопровождаются рисунками (иллюстрациями). Например, следующее задание по русскому языку включает изображение тарелки с гжельской росписью:

5 класс. Назовите вид русской народной росписи, указанный в отрывке.

На сервизе травы синие,

Синий конь по ним идёт,

Вырастают крылья сильные

У коня за этот год.

(В. Квитко)

Хохлома

Гжель

Палех

В подобных случаях рисунок, наглядно представляя предмет речи в тексте задания, активизирует мыслительную деятельность, внимание, снижает утомление у школьников. Это отчасти подтверждают и сравнительно-сопоставительные данные результатов выполнения заданий с «классическим» и занимательным материалом: правильных ответов больше к заданиям второго типа (табл. 3).

Дистанционные олимпиады, проводимые с использованием интернет-технологий, позволяют создать благоприятные условия для вовлечения в это мероприятие широких масс обучающихся, реализации и развития их интеллектуальных и творческих способностей. Одним из таких массовых мероприятий в Республике Саха (Якутия) явилась республиканская дистанционная олимпиада школьников по русскому языку и литературе «Северное сияние».

При разработке заданий для данной дистанционной олимпиады определяющими факторами стали возможности используемой для ее проведения интернет-платформы (СДО Moodle), принципы тематического разнообразия и адекватной сложности заданий, рациональной занимательности, ориентированности на перспективы олимпиадных испытаний более высокого уровня трудности. В соответствии с этим классификация олимпиадных заданий основывается на таких критериях, как формат тестовых заданий в системе Moodle, предметная область и компоненты предметной компетенции, характер материала.

По формату в системе Moodle задания этой дистанционной олимпиады представлены тремя типами: множественный выбор одного или нескольких вариантов ответа из предложенных; короткий ответ – ввод слова (слов), краткой фразы или вложенный ответ; установление соответствия элементов в двух группах. По предметной области это задания двух типов, оценивающие компетенции соответственно по русскому языку и по литературе в рамках школьной программы, а также предполагающие знание русской национальной культуры, лингвистический и читательский кругозор. По характеру материала выделяются задания с «классическим» и занимательным материалом.

Данные количественного анализа результатов дистанционной олимпиады подтверждают, что занимательный, нестандартный материал эффективно стимулирует мыслительную деятельность: доля правильных ответов к таким заданиям значительно больше, чем к заданиям с «классическим» материалом. Детальный анализ результатов выполнения школьниками олимпиадных заданий, допущенных при этом ошибок станет предметом дальнейшего исследования.

В целом выполнение олимпиадных заданий потребовало от школьников как базовых знаний по русскому языку и литературе, так и широты кругозора, навыков аналитического и логического мышления, смекалки. Представленные типы заданий республиканской дистанционной олимпиады могут найти применение при формировании у обучающихся предметных компетенций на уроках и внеурочных занятиях по русскому языку и литературе, при подготовке к различным интеллектуальным соревнованиям.


Библиографическая ссылка

Олесова А.П. ТИПЫ ЗАДАНИЙ ДИСТАНЦИОННОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ: ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 5. С. 216-222;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40413 (дата обращения: 12.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40413