Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Дрейцер С.И. 1
1 ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Исследование является актуальным в связи с необходимостью создания новой методики, способствующей развитию рефлексии у студентов педагогического направления. Это, в свою очередь, направлено на совершенствование их навыков работы с информационными технологиями в будущей профессиональной практике. Целью исследования являлось доказательство эффективности методики подготовки студентов – будущих педагогов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности с помощью формирования определяющей и содержательной рефлексии путем участия студентов в учебных диалогах с применением технологий искусственного интеллекта. В исследовании участвовали 77 студентов ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» бакалавриата и магистратуры, которые изучали курс «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании». Исследование проводилось в течение одного семестра с февраля по июнь 2024 года и состояло из трех этапов: входной диагностики уровня эффективности применения информационных технологий, уровня сформированности определяющей и содержательной рефлексии, вторым этапом проводилось обучение студентов в течение 6 занятий для каждой группы, третьим этапом производилась контрольная диагностика. В работе представлены итоги экспериментальной проверки данной методики, а именно проведены входная и выходная диагностика уровня эффективности применения информационных технологий, а также уровня сформированности определяющей и содержательной рефлексии в рамках курса «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании», сделаны выводы об эффективности методики.
искусственный интеллект
информатизация образования
рефлексия
методика подготовки студентов – будущих педагогов
учебный диалог
1. Бидайбеков Е.Ы., Гриншкун В.В., Ошанова Н.Т., Сагимбаева А.Е. Особенности формирования системы обучения цифровым технологиям в образовании при подготовке бакалавров педагогического направления // Вестник КазНПУ им. Абая. Серия: Физико-математические науки. 2018. № 2 (62). С. 40-47. URL: https://bulletin-phmath.kaznpu.kz/index.php/ped/issue/download/13/11 (дата обращения: 15.03.2025).
2. Гриншкун В.В. Информатизация в контексте развития педагогического образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2014. №2. C. 5-10. URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/6868 (дата обращения: 15.03.2025).
3. Кузьмин П.В. Формы и методы подготовки учителей к организации информационно-воспитательной деятельности в системе дополнительного образования // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32970 (дата обращения: 12.03.2025). DOI: 10.17513/spno.32970.
4. Хоченкова Т.Е. Модель цифровых компетенций педагогов: терминологический и содержательный аспекты // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2021. № 4. С. 314-325. DOI: 10.22363/2312-8631-2021-18-4-314-325.
5. Ушакова Е.Г. К проблеме формирования рефлексии у педагогов // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 2 (52). С. 38-45. DOI: 10.25688/2076-9121.2020.52.2.04.
6. Гвильдис Т.Ю., Говорушина Т.К. Феномен педагогической рефлексии в контексте системо-мыследеятельностного подхода // Человек и образование. 2022. № 1 (70). С. 43–52. DOI: 10.54884/S181570410020210-6.
7. Мифтахутдинова А.Н. Роль рефлексии в педагогическом проектировании // Проблемы современного образования. 2023. № 5. С. 70–78. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-70-78.
8. Дрейцер С.И. Оценка эффективности подготовки студентов педагогических специальностей к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2024. № 9. С. 91-97. DOI: 10.17513/snt.40154.
9. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 25-36. URL: http://voppsy.ru/issues/1990/903/903025.htm (дата обращения: 15.03.2025).
10. Новиков П.В. Рефлексивное развитие младших школьников как условие успешности обучения в школе // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3 (146). С. 216-224. DOI: 10.51379/kpj.2021.147.3.030.
11. Зак А.З. Характер связи планирования и рефлексии у младших школьников // Оригинальные исследования. 2020. Т. 10. № 5. С. 33-43. URL: https://ores.su/ru/journals/oris-jrn/2020-oris-5-2020/a229944 (дата обращения: 12.03.2025).
12. Zak A. Characteristics of the methods of theoretical thinking among schoolchildren in grades 5-11 // International Journal of Professional Science. 2023. Vol. 1. P. 16-28. DOI: 10.54092/25421085_2023_1_16.
13. Dreytser S.I. Formation of students’ communication skills using the “Dailo” interactive dialogue system based on artificial intelligence technologies // RUDN Journal of Informatization in Education. 2024. Vol. 21. № 1. P. 44-55. DOI: 10.22363/2312-8631-2024-21-1-44-55.
14. Дрейцер С.И. Использование технологий искусственного интеллекта при разработке учебных диалогов для обучения будущих педагогов с помощью онлайн-симуляций // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2024. № 2 (68). С. 151-165. DOI: 10.25688/2072-9014.2024.68.2.13.
15. Grinshkun V.V., Dreytser S.I. Definition of reflection characteristics of educational process participants with artificial
intelligence application // RUDN Journal of Informatization in Education. 2023. Vol. 20. № 2. P. 127-137. DOI: 10.22363/23128631-2023-20-2-127-137.

Введение

В эпоху цифровизации многих процессов в обществе особую актуальность приобретает исследование роли цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе. Появляются всё новые и новые технологические решения, которые находят применение в сфере образования, становясь качественнее и доступнее.

Этот процесс выдвигает перед педагогическим сообществом ряд существенных вызовов. Преподаватели, стоящие у истоков подготовки будущих педагогов, сталкиваются с необходимостью формирования у обучающихся компетенций в области применения информационных технологий. Важнейшими навыками становятся способность оценивать качество цифровых решений и проводить их апробацию. При этом ключевым аспектом выступает понимание уместности применения того или иного инструмента в контексте конкретных образовательных задач и поставленных целей [1].

Как отмечают В.В. Гриншкун, П.В. Кузьмин, современные образовательные программы должны выходить за рамки простого формирования практических навыков [2; 3]. Они призваны формировать целостное цифровое мировоззрение педагога, развивая способность осмысленно и обоснованно выбирать информационные технологии для решения конкретных образовательных задач.

Данное исследование посвящено разработке методики подготовки педагогических работников к применению информационных технологий в профессиональной деятельности. Ключевое предположение исследования заключается в том, что успешная подготовка педагогов возможна через развитие у них рефлексии. Такой подход обусловлен тем, что внедрение цифровых образовательных ресурсов в образовательный процесс требует от педагога глубокого понимания собственного педагогического замысла и способности его реализации. Это предполагает наличие у педагога способности не только к проектированию образовательного процесса и педагогических действий, но и также умения оценивать уместность и эффективность применения цифровых образовательных ресурсов в конкретной педагогической ситуации [4].

Для принятия обоснованного решения о внедрении цифрового образовательного ресурса педагогу необходимо понимать, обладает ли он достаточной информацией о возможностях и ограничениях данного инструмента, уметь анализировать имеющиеся данные и делать выводы о целесообразности его использования. В процессе применения инструмента педагогу важно отслеживать эффективность его использования, оценивать, насколько с помощью данного инструмента удается достичь запланированных образовательных результатов, своевременно корректировать педагогические действия [5; 6].

После завершения занятия с применением внедряемого цифрового образовательного ресурса педагог должен уметь анализировать полученные результаты, сопоставлять их с изначальными целями, оценивать вклад цифрового образовательного ресурса в достижение образовательных результатов и делать выводы для дальнейшей работы. Все эти компетенции: принятие решения о внедрении цифрового образовательного ресурса, анализ данных об эффективности его использования, анализ результатов и сопоставление их с изначальным проектом занятия, требуют высокого уровня сформированности рефлексии, которая позволяет педагогу осознанно и целенаправленно интегрировать информационные технологии в свою профессиональную деятельность [7].

В контексте данного исследования определяются следующие типы рефлексии: определяющая и содержательная рефлексия [8]. Определяющая рефлексия позволяет педагогу или студенту оценить текущую задачу через призму предыдущего опыта, определить, является ли задача для него новой, и выявить недостающие знания или навыки, необходимые для успешного решения задачи, особенно в контексте интеграции цифровых образовательных ресурсов. Педагог с развитым умением определяющей рефлексии умеет адекватно оценивать собственные компетенции, устанавливать критерии результативности и при необходимости обращаться к дополнительным источникам знаний [9; 10].

Содержательная рефлексия представляет собой более высокий уровень профессионального мышления. Она даёт педагогу возможность не просто диагностировать проблемные зоны, но и самостоятельно разрабатывать стратегии их преодоления, корректировать ход решения задачи в процессе ее решения, понимать, работает ли выбранный способ решения, и в чем конкретно он не работает, изменять и дорабатывать способ решения задачи при необходимости. При применении цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе содержательная рефлексия позволяет педагогу адаптировать успешные решения к другим задачам, учитывая различные типы образовательных ситуаций и ожидаемые образовательные результаты [11; 12].

Методика представляет собой использование учебных диалогов с применением технологии искусственного интеллекта, в рамках которых студенты решают кейсы педагогического проектирования с помощью цифрового персонажа, который задает им вопросы, реагирует на их ответы и предоставляет им необходимые данные для принятия решений. Подробнее методика была описана в предыдущих исследованиях [8; 13; 14].

Таким образом, целью исследования являлось доказательство эффективности методики подготовки студентов – будущих педагогов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности с помощью формирования определяющей и содержательной рефлексии путем участия студентов в учебных диалогах с применением технологий искусственного интеллекта.

Материалы и методы исследования

Исследование реализовано посредством педагогического эксперимента, где независимой переменной было применение методики подготовки студентов – будущих педагогов к использованию информационных технологий, реализованной с применением систем искусственного интеллекта, а зависимой переменной – повышение уровня эффективности использования информационных технологий.

Выборка состояла из 77 студентов ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» бакалавриата и магистратуры, которые изучали курс «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании». Распределение испытуемых между экспериментальной и контрольной группой проводилось случайным образом. Так как педагогический эксперимент проводился в рамках университетских занятий, было решено примерно половину каждой группы определить как экспериментальную, другую половину – как контрольную. Возраст студентов составил от 19 до 24 лет.

Исследование проводилось в течение одного семестра с февраля по июнь 2024 года и состояло из трех этапов: вначале проводилась входная диагностика уровня эффективности применения информационных технологий, а также уровня сформированности определяющей и содержательной рефлексии; вторым этапом проводилось обучение студентов в течение 6 занятий для каждой группы; третьим этапом производилась контрольная диагностика уровня эффективности применения информационных технологий, а также уровня сформированности определяющей и содержательной рефлексии.

Полученные данные диагностики были переведены в числовой формат согласно критериям, описанным ранее в работе автора [8]. Для диагностики сформированности определяющей и содержательной рефлексии использовались следующие критерии. Для диагностики определяющей рефлексии: студенты фиксируют недостаточность условий или излишнее условие для решения задачи (недостаточность данных), отсутствие способа решения задачи, обращаются с запросом на дополнительную информацию. Для диагностики содержательной рефлексии: студенты планируют действие, анализируют процесс его выполнения, корректируют действие в ходе его реализации, фиксируют и обобщают действие, переносят способ действия на другие задачи [8]. Подробное описание и обоснование способов диагностики эффективности применения информационных технологий в профессиональной деятельности педагога и критериев диагностики рефлексии было приведено в одном из более ранних исследований [15].

Числовые данные были обработаны с помощью U-критерия Манна – Уитни, так как он хорошо подходит для непараметрических и малых выборок. Обработка данных была произведена в программе SPSS.

Результаты исследования и их обсуждение

Описание эксперимента

В ходе эксперимента в рамках курса «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании» студенты изучали, какие есть цифровые образовательные ресурсы и как можно их применять в педагогической деятельности. Отдельно и углубленно изучалась тема оценки эффективности применения цифровых образовательных ресурсов в профессиональной деятельности педагога, а именно типы и особенности применения метрик.

Для реализации эксперимента были использованы учебные диалоги с применением искусственного интеллекта на базе приложения Dailo. В рамках учебных диалогов студенты разговаривали с «наставником» и «персонажем» относительно эффективности цифрового образовательного ресурса, отвечали на их вопросы, запрашивали дополнительную информацию и задавали вопросы в диалоге и т.д.

В учебный диалог была интегрирована схема рефлексивного действия как по отношению к действию определяющей, так и содержательной рефлексии: остановка, фиксация, объективация и отчуждение [15]. На уровне повествования (нарратива) данные действия реализовывались в виде диалога, когда студенты примеряли на себя роль профессионального педагога и проговаривали, как они будут действовать перед тем, как начать решать задачу выбора и оценки цифровых образовательных ресурсов в рамках сюжетной задачи и как они будут действовать в процессе и после решения задачи. Затем в рамках учебных диалогов обучающиеся решали эту задачу. Изображение интерфейса учебных диалогов приведено ниже (рис. 1).

Функция искусственного интеллекта в рамках данного диалога заключалась, с одной стороны, в имитации общения, так как системы искусственного интеллекта обеспечивают синтез и распознавание речи, что позволяет создать эффект, как будто персонаж «слышит» и «отвечает» пользователям. С другой стороны – в семантическом анализе речи пользователей, что позволяет сделать диалог вариативным и по-разному реагировать на ответы испытуемых в соответствии с разными сценариями, заложенными заранее преподавателем.

missing image file

Рис. 1. Иллюстрация приложения Dailo Источник: составлено автором по материалам разработанного приложения https://dailo.co/

Экспериментальная группа изучала курс в рамках учебных диалогов с применением систем искусственного интеллекта, контрольная группа изучала тему в рамках традиционных учебных диалогов с преподавателем. Каждое занятие представляло собой небольшую теоретическую вводную о тех или иных новейших цифровых образовательных ресурсах, после чего следовала практическая часть в виде решения кейсов: студенты из экспериментальной группы пробовали применить какие-либо цифровые образовательные ресурсы на основе данных в диалогах с искусственным интеллектом (индивидуально), студенты из контрольной группы решали кейс также индивидуально, а затем обсуждали свое решение с преподавателем, где им нужно было обосновать, какое решение они предложили и почему именно такое решение, на основе данных из кейса. В начале и конце эксперимента проводилась диагностика уровня эффективности применения информационных технологий в педагогической деятельности и диагностика уровня рефлексии. В целях диагностики уровня эффективности применения информационных технологий студенты составляли план урока, в рамках которого было необходимо применить и обосновать применение информационных технологий. Для диагностики уровня сформированности рефлексии студенты участвовали в учебных диалогах, где необходимо было решать кейсы по принятию решений на основе неполных данных относительно педагогической деятельности.

Описание результатов

В результате были получены данные относительно изменений рефлексии в экспериментальной и контрольной группах, а также относительно изменения уровня эффективности применения информационных технологий в экспериментальной и контрольной группах.

Результаты измерения рефлексии

В результате были получены четыре набора данных: данные проявления характеристик рефлексии экспериментальной группы «до и после» и данные проявления характеристик рефлексии контрольной группы «до и после». Результат, полученный с помощью обработки данных статистическим критерием, подтверждает значимые различия в распределении данных в экспериментальной группе и отсутствие значимых различий в распределении данных в контрольной группе.

Для иллюстрации различий между наборами данных можно использовать график, показывающий динамику между средними значениями уровня сформированности определяющей и содержательной рефлексии в экспериментальной и контрольной группах до и после проведения эксперимента (рис. 2).

Анализ графика позволяет заключить, что уровень сформированности рефлексии в экспериментальной группе, после обучения студентов-педагогов посредством учебных диалогов с применением систем искусственного интеллекта, продемонстрировал значительный рост и статистически значимое отличие от средних показателей. В то же время в контрольной группе уровень сформированности рефлексии существенно не изменился. Это в свою очередь означает, что участие в учебных диалогах с использованием технологий искусственного интеллекта действительно повлияло на проявление характеристик рефлексивного действия по отношению к педагогическому действию студента.

missing image file

Рис. 2. Динамика средних значений уровней сформированности рефлексии в экспериментальной и контрольной группах до и после обучения

missing image file

Рис. 3. Динамика средних значений уровней эффективности использования информационных технологий в рамках составления плана урока в экспериментальной и контрольной группах до и после обучения с помощью учебных диалогов

Результаты измерения уровня эффективности применения информационных технологий

В результате измерения были получены четыре набора данных: данные проявления уровня эффективности использования информационных технологий экспериментальной группы «до и после» и данные проявления уровня эффективности использования информационных технологий контрольной группы «до и после». Результат, полученный с помощью обработки данных статистическим критерием, подтверждает значимые различия в распределении данных в экспериментальной группе и отсутствие значимых различий в распределении данных в контрольной группе. Для иллюстрации различий между наборами данных можно использовать график, показывающий динамику между средними значениями уровня эффективности использования информационных технологий экспериментальной и контрольной группы до и после проведения эксперимента (рис. 3).

Анализ графика позволяет заключить, что уровень эффективности использования информационных технологий в экспериментальной группе, после обучения студентов-педагогов посредством учебных диалогов с применением систем искусственного интеллекта, продемонстрировал значительный рост и статистически значимое отличие от средних показателей. В то же время в контрольной группе уровень эффективности использования информационных технологий существенно не изменился. Что в свою очередь означает, что участие в учебных диалогах с использованием технологий искусственного интеллекта действительно повлияло на повышения уровня эффективности использования информационных технологий по отношению к педагогической деятельности.

Заключение

В результате проведенного исследования была доказана эффективность методики подготовки студентов – будущих педагогов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности с помощью формирования определяющей и содержательной рефлексии путем участия студентов в учебных диалогах с применением технологий искусственного интеллекта. Данные, полученные в исследовании, подтвердили, что с помощью методики формируется определяющая и содержательная рефлексия у студентов – будущих педагогов, тем самым повышается уровень их подготовки к применению информационных технологий в профессиональной деятельности.

Результаты эксперимента подтверждают, что применение учебных диалогов с использованием технологий искусственного интеллекта для подготовки студентов – будущих педагогов существенно влияет на уровень проявления рефлексии, что значительно повышает уровень эффективности использования информационных технологий в профессиональной деятельности будущих педагогов.

Следовательно, образовательный процесс, включающий в себя как традиционные занятия с преподавателем, так и работу с системами искусственного интеллекта через решение профессиональных задач в формате диалога, демонстрирует более высокую эффективность в формировании навыков рефлексии у обучающихся и, соответственно, влияет на уровень эффективности использования студентами информационных технологий в профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Дрейцер С.И. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 5. С. 176-181;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40407 (дата обращения: 12.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40407