Введение
Технологии искусственного интеллекта (ИИ) все больше внедряются в различные сферы современной жизни. ИИ используется в медицине и здравоохранении, в сфере безопасности, в промышленности и бизнесе, в электронной коммерции и игровой индустрии, а также в образовании, где ИИ призван обеспечить персонализированное обучение, интерактивные обучающие материалы и отслеживание прогресса студентов. Фактически ИИ уже изменил многие аспекты жизни, и одна из областей, в которой проявляются его преобразующие возможности, это изучение языков.
В 2024 г. был издан Указ Президента РФ, актуализирующий Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 г., изложенную в Указе Президента РФ № 490 от 2019 г. «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [1]. Данный документ является основным концептуальным проектом, определяющим направления государственной политики в сфере ИИ и направленным на реализацию стратегических национальных приоритетов в области научно-технологического развития. В ходе проведения международной конференции по искусственному интеллекту «Путешествие в мир искусственного интеллекта» в декабре 2024 г., объединившей на одной площадке признанных международных экспертов в сфере ИИ, президент Российской Федерации В.В. Путин высоко оценил технологии генеративного искусственного интеллекта и отметил их практическую пользу для образования.
По словам президента, применение ИИ в образовательном процессе позволяет преподавателям сэкономить до 20 % рабочего времени. Президент России также заявил, что с помощью современных методов обучения и искусственного интеллекта можно решать задачу обеспечения равного доступа к возможностям образования [2].
В декабре 2024 г. президент поручил Правительству Российской Федерации представить предложения по расширению использования технологий искусственного интеллекта для дополнительного обучения и консультирования по общеобразовательным предметам с учетом федеральных государственных образовательных стандартов [3].
В 2025 г. на базе Инновационного центра «Сколково» будет создано подразделение по координации науки в сфере ИИ для выполнения правительственных задач по «координации деятельности исследовательских центров в сфере ИИ, разработке программ подготовки ученых и формирование стандартов использования ИИ в научных исследованиях [4]. Такие события свидетельствуют о глубоком проникновении технологий искусственного интеллекта в сферу образования, способном коренным образом изменить традиционные методы обучения. Возможности искусственного интеллекта совершенствуют образовательные процессы и побуждают к переосмыслению подходов к обучению.
Традиционные методы преподавания и изучения иностранных языков развиваются, применяя инновационный подход с использованием возможностей информационных технологий и искусственного интеллекта. Это не означает, что искусственный интеллект должен заменить весь процесс преподавания; речь идет о его внедрении для улучшения и дополнения традиционных форм и методов обучения.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена как интеграцией решений на основе искусственного интеллекта в процесс образования, так и особым вниманием Правительства Российской Федерации к расширению использования технологий искусственного интеллекта для развития науки и обучения.
Цель исследования – выявление основных функций искусственного интеллекта в процессе преподавания иностранного языка в вузе на основе обзора актуальных отечественных и зарубежных публикаций, а также анализ инструментов искусственного интеллекта, используемых в методике преподавания испанского языка в Инженерной академии РУДН.
Объектом исследования являются инструменты на базе искусственного интеллекта, способствующие интенсификации процесса обучения иностранным языкам.
В качестве предмета исследования выступает роль искусственного интеллекта в модернизации образовательного пространства.
Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что имплементация инструментов с искусственным интеллектом способствует совершенствованию иноязычной подготовки обучающихся испанскому языку в Инженерной академии РУДН.
Материалы и методы исследования
В качеетве методов исследования были использованы анализ и систематизация инструментов с искусственным интеллектом, применяемых в образовательной деятельности зарубежных вузов и вузов России в соответствии с протоколом Preferred Reporting Items for Systematic Reviews and Meta-Analyses (PRISMA) [5], определяющим современные принципы подготовки обзоров. В результате поиска в базах данных Sciencedirect и РИНЦ была сформирована первичная база из 52 статей, отвечающих искомым характеристикам, за период 2020–2024 гг., из них отобраны 24 публикации с наибольшим количеством цитирований.
Результаты исследования и их обсуждение
По мере роста интереса к изучению иностранных языков растет и потребность в персонализированных подходах к обучению. Алгоритмы искусственного интеллекта и машинного обучения совершают революцию в преподавании языков, предлагая индивидуальный подход. Технологии ИИ улучшают образовательный процесс, анализируя данные студентов и адаптируя содержание учебных программ под уровень каждого. ИИ прогнозирует возникновение проблемы с усвоением материала и заблаговременно корректирует образовательный маршрут [6, 7].
Исследования показывают, что искусственный интеллект способствует более адаптивному обучению с индивидуальной учебной траекторией. Такой персонализированный подход имеет решающее значение для преодоления барьера в изучении языка, позволяя студентам прогрессировать, следуя своему ритму обучения [8, 9].
Незаменимыми представляются технологии с применением ИИ в инклюзивном образовании, поскольку позволяют учитывать особенные потребности студентов и максимально персонализировать обучение [10–12].
В рамках так называемых «основных четырех языковых навыков» (говорение, чтение, аудирование и письмо) искусственный интеллект продолжает трансформировать способы обучения, предлагая студентам более персонализированный, интерактивный и эффективный опыт обучения. Исследователи Дизон и Танг [13] доказывают эффективность осуществления практики разговорной речи с помощью виртуального голосового помощника Алекса; ученые Казу, Кувветли и Сан [14, 15] исследуют преимущества инструментов автоматического распознавания речи для улучшения беглости речи и произношения; исследователь Наби Назари и др. [16, 17] описывают в своем исследовании цифровые инструменты проверки грамматики на базе искусственного интеллекта; Кинг и Торп обсуждают проблемы плагиата, этики и авторства в работах, созданных посредством ИИ [18, 19].
С помощью технологии обработки естественного языка (NLP), сочетающей в себе компьютерную лингвистику и машинное обучение, оценивается уровень знаний студентов и соответствующим образом адаптируются уроки. Данная система использует чат-ботов и виртуальных репетиторов для предоставления информации в режиме реального времени, моделируя иммерсивную языковую среду и обучая студентов разговорной речи. Таким образом, ИИ снабжает студентов динамичными, мотивирующими и эффективными инструментами, ускоряя их путь к лингвистической компетентности [20].
Немедленная обратная связь имеет решающее значение для изучения языка, поскольку позволяет студентам выявлять и исправлять ошибки в режиме реального времени, тем самым закрепляя их понимание и правильное использование языка [21].
Применение технологии ИИ оптимизирует деятельность преподавателя и экономит его рабочее времени. Образовательные платформы с технологиями ИИ эффективно выполняют задачи автоматизации шаблонных конструкций, что высвобождает время преподавателя для создания творческих проектов. Технология контроля прокторинг успешно отслеживает соблюдение правил во время проведения дистанционного экзамена: проктор – искусственный интеллект – контролирует поведение студентов, предварительно распознав их личность [22, 23].
Таким образом, были определены следующие основные функции ИИ в процессе изучения иностранного языка:
- составление персонализированного образовательного маршрута;
− интерактивный опыт обучения;
− помощь в инклюзивном образовании;
− практика аудирования и разговорной речи;
− проверка орфографии и грамматики;
− автоматизированная оценка и немедленная обратная связь;
− автоматизация шаблонных конструкций;
- осуществление контроля в дистанционном обучении.
Основываясь на результатах исследований по имплементации инструментов искусственного интеллекта в процесс изучения иностранного языка, были выявлены следующие преимущества их использования:
1. ИИ позволяет создавать симуляции реальных разговоров и ситуаций, которые дают студентам возможность практиковать язык в безопасной и контролируемой среде.
2. ИИ может адаптироваться к индивидуальным потребностям студентов, предлагая персонализированные материалы и занятия в зависимости от их уровня знаний и стиля обучения.
3. Системы искусственного интеллекта могут обеспечивать немедленную обратную связь по грамматике, произношению и словарному запасу, позволяя студентам быстро исправлять ошибки и улучшать беглость речи.
4. Виртуальные репетиторы взаимодействуют со студентами, отвечая на вопросы и предлагая эмоциональную поддержку в процессе обучения.
5. Технологии распознавания речи и машинного перевода позволяют студентам практиковать понимание на слух, а также получать доступ к контенту на разных языках.
6. Алгоритмы искусственного интеллекта могут автоматически генерировать учебные материалы, упражнения и тесты, помогая преподавателям более эффективно создавать высококачественные ресурсы.
К спорным вопросам по применению ИИ на занятиях исследователи относят:
− конфиденциальность и безопасность данных;
− зависимость от технологий;
− прозрачность и отслеживаемость данных, проблемы этики;
− цифровая компетентность как студентов, так и преподавателей;
− доступ к технологической инфраструктуре и к образовательным ресурсам.
С целью повышения эффективности усвоения и автоматизации языковых средств испанского языка на кафедре иностранных языков Инженерной академии РУДН используются цифровые инструменты с искусственным интеллектом.
1. Чат-боты взаимодействуют с изучающими иностранный язык через приложения для обмена сообщениями, веб-сайты и мобильные приложения. В настоящее время наиболее известен ChatGPT [24, 25]. По результатам опроса студентов Инженерной академии, поисковая система и чат-бот Perplexity обеспечивает более высокую точность в предоставлении фактических данных, служит для автоматизации языковых навыков в режиме реального времени и повышает внешнюю мотивации.
Приложения Duolingua, LinguaBot эффективны на ранних этапах изучения испанского языка (А1–А2): способствуют развитию разговорных навыков, восприятию испанской речи на слух и формируют фонетические навыки на основании имитативного принципа.
2. В создании сервиса машинного перевода (Google Translate) и распознавания устной речи используются передовые технологии нейронных сетей, обеспечивающие достаточно высокую точность перевода. Безусловно, машинный перевод не в состоянии заменить профессионального переводчика, в частности, в выполнении литературных переводов, требующих глубокого понимания культурного контекста, но современный машинный перевод работает чрезвычайно быстро, открывая новые возможности в обработке больших объемов информации. Данным сервисом студенты инженерных специальностей пользуются для анализа массива публикаций на испанском языке в научно-технической периодике. Машинный перевод используется в ходе проектной деятельности на этапе сбора и анализа информации.
3. Нейросети для создания изображений и генераторы видео
Иллюстрации на занятиях иностранного языка конкретизируют абстрактные понятия, способствуют долгосрочному запоминанию и творческому взаимодействию. Искусственный интеллект облегчает создание необходимых изображений с помощью определенных параметров. При работе с генератором изображений на базе искусственного интеллекта Dream by WOMBO студенты испанского языка задают нейросети подробное описание иллюстрации, выбирают один из доступных стилей изображения и приступают к генерации.
Генератор видео Synthesia располагает большим набором аватаров с искусственным интеллектом и преобразует письменный текст на испанском языке в естественно звучащий разговор, что позволяет создавать персонализированные видеоролики на заданные темы. Благодаря таким заданиям и системно-деятельностному подходу в целом студенты выступают активными и мотивированными участниками учебного процесса.
4. Презентация служит мощной визуальной поддержкой во время введения и обобщения нового материала, формирования лингвокультурологической и коммуникативной компетенций студентов. Приложение искусственного интеллекта Beautiful.AI стимулирует процесс обучения испанскому языку путем визуализации контента. Видеоряд способствует концентрации внимания, развитию ассоциативного мышления и структурирует процесс запоминания.
5. Обучение иностранным языкам в РУДН, в том числе испанскому, успешно дополняется тренировкой коммуникативных навыков в виртуальной среде на платформе VR Supersonic [26]. В рамках сотрудничества РУДН с компанией VR Supersonic при непосредственном участии преподавателей иностранных языков созданы тренинговые модули и сценарии для интерактивных ролевых симуляций в виртуальной среде. Студенты погружаются в виртуальную среду, фокусируются на тренировке и совершенствуют навыки общения на иностранном языке, получая мгновенную обратную связь и формируя корректную модель поведения в интерактивных ролевых симуляциях.
В процессе адаптивного обучения корректируется уровень сложности заданий, что развивает когнитивные способности, связанные с речевосприятием, памятью и вниманием. Технологии виртуальной реальности внедряются на занятиях по профессионально ориентированному обучению иностранным языкам студентов Инженерной академии.
Как показывает практика, изучение иностранного языка в виртуальной реальности повышает уровень иноязычной подготовки студентов: способствует формированию профессиональных компетенций, эффективно дополняет традиционное обучение в безопасной среде и стимулирует мотивацию студентов.
Заключение
Использование ИИ в образовании является катализатором развития и эволюции педагогики и дидактики. Уже сегодня ИИ меняет не только методы преподавания и практику обучения, но и предъявляет особые требования к подготовке преподавателей и студентов для эффективного ориентирования в условиях информатизации обучения и управления знаниями.
Результаты проанализированных исследований показали, что ИИ представляет собой инструмент с беспрецедентным потенциалом для персонализации обучения иностранному языку и развития таких когнитивных способностей, как восприятие, память, рассуждение, воображение и внимание, формирование коммуникативной компетенции.
В ходе обзора современных публикаций были определены следующие функции ИИ в процессе изучения иностранного языка: составление персонализированного образовательного маршрута; обеспечение интерактивного обучения; помощь в инклюзивном образовании; практика аудирования и разговорной речи; проверка орфографии и грамматики; автоматизированная оценка и немедленная обратная связь; автоматизация шаблонных конструкций; осуществление контроля в дистанционном обучении.
Несмотря на значительные преимущества, которые ИИ может внести в образование, преподавателю следует строго отслеживать и регулировать процесс использования технологий ИИ студентами, ориентируясь на приобретение конкретных компетенций, которые укрепляются и расширяются за счет уникальных возможностей ИИ. Несомненно, искусственный интеллект не в состоянии заменить преподавателя. Чувство эмпатии, креативность преподавателя и гуманистический подход в межличностном общении делают его незаменимым в процессе обучения и воспитания.
Библиографическая ссылка
Должич Е.А., Дмитриченкова С.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБУЧЕНИИ ИСПАНСКОМУ ЯЗЫКУ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 5. С. 170-175;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40406 (дата обращения: 12.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40406