Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СТРУКТУРА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ IT-НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ В ОНЛАЙН-ШКОЛЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Галимуллин Н.Р. 1
1 ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»
Актуальность исследования обусловлена интенсивным развитием онлайн-школ программирования как сектора дополнительного образования и необходимостью научного обобщения форм, методов, педагогических закономерностей и результатов обучения. Цель исследования заключается в идентификации структуры и содержания понятия «IT-навыки подростков», формируемых в онлайн-школе программирования как секторе дополнительного образования детей. Выявлены педагогические особенности онлайн-школ программирования для детей: индивидуализация развития в IT-сфере с учетом образовательных потребностей и возможностей ребенка; высокий потенциал инженерно-технического творчества; ориентация на формирование у детей универсальных навыков (таких как коммуникабельность, умение работать в команде, самоорганизация), способных обусловить в дальнейшем социальную адаптацию. Проанализировано понятие «навыки» в контексте компетентностного подхода, представляющего собой динамическую характеристику, развиваемую с опытом профессиональной деятельности в компетентность и профессиональное мастерство. Представлена авторская трактовка понятия «IT-навыки подростков» как способность применения знаний и умений в области информационных технологий для решения практических задач; раскрыта его структура через дифференциацию прикладных и универсальных навыков. Формирование IT-навыков осуществляется в онлайн-формате при организации цифровой образовательной среды и педагогическом сопровождении. Положительная динамика развития IT-навыков в процессе обучения подростков позволила доказать, что традиционная педагогическая триада «знание – умение – навыки» в IT-сфере может получить развитие через ориентацию на трудовые функции, где «навык» обобщается в категорию сформулированных востребованных профессионально-личностных характеристик.
дополнительное образование детей
онлайн-школы программирования
IT-навыки подростков
1. Окладникова Е.А. Образование к 2030 и 2035 гг.: форсайт-технологии и телеология рисков и благоприобретений // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2020. № 7 (3). С. 125–149. DOI: 10.18413/2408-932X-2021-7-3-0-12.
2. Левина Е.Ю., Галимуллин Н.Р. Особенности онлайн-школ программирования в дополнительном образовании детей и подростков // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 7A. С. 168–175. DOI: 10.34670/AR.2023.22.67.032.
3. Муравьева Е.В., Князькина Е.А., Моисеев Р.Е. Система проектирования совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30255 (дата обращения: 23.03.2025). DOI: 10.17513/spno.30255.
4. Голованов В.П. Воспитательная составляющая социализации в системе дополнительного образования детей // Социально-политические исследования. 2022. № 1 (14). С. 81–94. DOI: 10.20323/2658-428X-2022-1-14-81-94.
5. Золотарева А.В. Методологические основы построения системы дополнительного образования детей в России // Журнал БГУ. Социология. 2023. № 4. С. 67–74. URL: https://journals.bsu.by/index.php/sociology/article/view/5714 (дата обращения: 23.03.2025).
6. Бешенков С.А., Шутикова М.И., Лабутин В.Б., Филиппов В.И. Использование визуального программирования и виртуальной среды при изучении элементов робототехники на уроках технологии и информатики // Информатика и образование. 2018. № 5 (294). С. 20–22. URL: https://info.infojournal.ru/jour/article/view/300 (дата обращения: 25.03.2025).
7. Босова Л.Л. Современные тенденции развития школьной информатики в России и за рубежом // Информатика и образование. 2019. № 1. С. 22–32. DOI: 10.32517/0234-0453-2019-34-1-22-32.
8. Самылкина Н.Н. Образовательная робототехника – от модного тренда до педагогической технологии. Что дальше? // Информатика в школе. 2018. № 6 (139). С. 52–55. URL: https://school.infojournal.ru/jour/article/view/266.
9. Шапиро К.В., Макарова Н.В. Персонализация образовательного маршрута обучающегося в многомерном пространстве школьной информатики // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Секция: Науки об образовании. 2024. № 2. С. 44–62. DOI: 10.35231/18186653_2024_2_44.
10. Самылкина, Н.Н. Структура и содержание цифровых компетенций, формируемых в предпрофессиональном обучении // Информатика в школе. 2020. № 4. С. 11–19. DOI: 10.32517/2221-1993-2020-19-4-11-19.
11. Тарапата В.В. Робототехнические проекты в школьном курсе информатики // Информатика в школе. 2019. № 5. С. 52–56. DOI: 10.32517/2221-1993-2019-18-5-52-56.
12. Сорокин П.С., Мальцева В.А., Гасс П.В. Как и зачем измерять профессиональные навыки? М.: НИУ ВШЭ, 2021 64 с. Современная аналитика образования. № 8 (57). URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/492966381.pdf (дата обращения: 24.03.2025).
13. Новиков П.Н. Общие подходы к понятию навыка // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 1. С. 627–636. DOI: 10.34755/IROK.2020.98.66.088.
14. Волошина И.А., Новиков П.Н. Понятие навыка в составе образовательной и профессионально-трудовой терминологии // Социально-трудовые исследования. 2020. № 3. С. 68–80. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-40-3-68-80.
15. Камалеева А.Р. Технологическое наполнение дидактической цепочки «знания → умения и навыки» с позиции когнитивной дидактики // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 1 (95). С. 41–52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologicheskoe-napolnenie-didakticheskoy-tsepochki-znaniya-umeniya-i-navyki-s-pozitsii-kognitivnoy-didaktiki (дата обращения: 23.03.2025).
16. Левина Е.Ю., Камалеева А.Р., Стукалова О.В. Концептуальные основания когнитивной педагогики // Казанский педагогический журнал. 2023. № 1. С. 27–35. DOI: 10.51379/KPJ.2023.158.1.002.

Введение

Отрасль IT – наиболее быстро развивающаяся из всех существующих, а значит, ее специалисты должны непрерывно самообразовываться, обновлять и совершенствовать свои характеристики – «skills», чтобы оставаться востребованными на рынке труда. А следовательно, базовые профессиональные знания и навыки IT-специалистов должны быть устойчивыми, надежными и способными к росту.

К настоящему времени уже естественной «средой» обучения стали «…IT-технологии, ресурсы Интернета, новые организационно-педагогические технологии, дополненная реальность, виртуальные миры… Тем не менее, Интернет и IT-технологии не являются принципиально новыми моделями хранения и передачи информации, они лишь служат целям мультипликации этих процессов» [1]. Одним из таких образовательных форматов является сектор онлайн-школ программирования, способствующих дополнительному образованию детей. Особенностями такого формата образования выступают: ориентация на развитие инженерно-технического творчества и STEM-образование; комфортная среда, доступность и адаптивность обучения; цифровая социализация; вовлечение родителей в образовательный процесс; развитие самоорганизации обучающихся [2].

Онлайн-школы программирования для детей нацелены на развитие детей и подростков в сфере цифровой индустрии и их раннюю профессионализацию в сфере IT, в том числе и на решение профориентационных задач [3]. Здесь прививается представление о том, как из пользователя цифровой индустрии превратится в ее проектировщика – обучающиеся осваивают навыки разработчиков анимации и компьютерных игр (разного уровня сложности), создания сайтов, 3D-моделей и собственных коммерциализированных стартапов, приобретая необходимые IT-навыки, цифровую грамотность, цифровую этику и общие компетенции (коммуникативные, командные, лидерские и пр.).

Цель исследования заключается в идентификации структуры и содержания понятия «IT-навыки подростков» в онлайн-школе программирования как секторе дополнительного образования детей.

Материалы и методы исследования

В педагогических исследованиях новообразование «IT-навыки подростков» рассматривается впервые, как и формат онлайн-школ программирования в качестве сектора дополнительного образования детей. Педагогический эксперимент по идентификации и формированию IT-навыков подростков проводился в онлайн-школе программирования «Impact A&C». Всего в исследование были включены 114 человек (подростки 12–15 лет). Данный возраст выбран потому, что ему соответствуют основные группы обучающихся: после 15 лет в школе остаются именно те ребята, которые впоследствии планируют связать свою профессиональную деятельность с IT-сферой; их обучение и соответственно навыки приобретают предпрофессиональную направленность. Результаты педагогического эксперимента, проводимого в течение 2 лет (2023/2024 и 2024/2025 учебные годы) в онлайн-школе программирования, выявили устойчивый рост в формировании IT-навыков.

Методы исследования: системный анализ служит для выявления сущности и структуры IT-навыков подростков, педагогическое проектирование необходимо для разработки содержания обучения по формированию IT-навыков, педагогическое тестирование и экспертное оценивание обеспечивают оценку динамики сформированности IT-навыков подростков до и после педагогического эксперимента.

Результаты исследования и их обсуждение

Основой исследования послужили:

− базовые принципы организации дополнительного образования детей с ориентацией на будущую профессиональную деятельность [4, 5];

− педагогические закономерности в IT-ориентированных направлениях обучения детей и подростков алгоритмизации, программированию и робототехнике в контексте формирования предпрофессиональных и личностных характеристик в условиях формального и информального образования [6–8];

− особенности формирования отдельных характеристик подростков в ходе обучения в IT-сфере [9–11].

Отметим несколько концептуальных положений, служащих теоретическим базисом исследования:

1) изучение информатики (здесь она охватывает блоки: информационные процессы и технологии; моделирование и формализация; алгоритмизация; программирование; визуализация; робототехника и др.) возможно в непрерывном образовании начиная с младшего школьного возраста с интеграцией урочного, внеурочного и дополнительного образования;

2) результативность обучения подростков 12–15 лет в IT-сфере распространяется не только на знания и навыки, но и на их личностные характеристики, в совокупности они образуют профессионально значимые качества;

3) структуру профессионально значимых качеств образуют компоненты, связанные с запросами к компетенциям IT-специалистов (по анализу стандартов профессионального и высшего образования, требований работодателей): виды мышления (алгоритмическое, математическое, аналитическое, логическое); проектная культура; способности к инженерному творчеству; а также универсальные учебные действия.

Существует два ракурса рассмотрения «навыков», которые сложились сейчас в педагогической науке и практике [12, с. 14]:

1) с позиций традиционной педагогической триады «знание – умение – навык», где навык предстает как отработанное, доведенное до автоматизма действие, не требующее обдумывания и способствующее дальнейшему обучению [13];

2) с позиций компетентностного подхода, где навык соотносится с профессиональными или предпрофессиональными действиями, востребованными в профессии для решения конкретных задач. Здесь «навык» идентифицируется с понятием «skill» и формулируется исходя из требований рынка труда. Соответственно, компетентность образуется исходя из опыта применения навыков в разнообразных ситуациях [14].

При дополнении понятия «навык» динамическими характеристиками [15] и ориентации на идеи когнитивной педагогики [16], ставящей во главу угла личностные процессы познания обучающихся, формирование навыка представляется фиксированной точкой итерационной процедуры, когда «знание» через «умение» разрешается в «навык» и становится личностной характеристикой, что обеспечивает новый познавательный цикл, начинающийся с освоения новых знаний и их дальнейшего приращения.

Соответственно, можно говорить и о градации навыков – элементарных (автоматизация элементарных действий – двигательные, мыслительные, сенсорные, поведенческие навыки), базовых (связанных с универсальными действиями и грамотностью в разнообразных сферах) и производственных (связанных с профессиональной деятельностью). Именно в контексте «производственных навыков» употребляется понятие «skills» (hard-, soft- и self-skills), которое в отечественной литературе часто подменяется понятием «компетентность».

Констатируем, что «навык» представляет собой сформированную личностную характеристику, «динамический стереотип», закрепленный опыт автоматического и правильного выполнения определенных действий с достижением поставленной цели. В свою очередь, совокупность навыков через опыт их применения в различных ситуациях формирует компетентность как способность и готовность к какой-либо деятельности, то есть навык отличается от компетентности уровнем и ситуативной сложностью применения знаний. Трансформации навыков в компетентность способствуют так называемые soft- и self-skills. С позиции оценки результативности обучения навыки представляют собой базис для наращивания опыта действий в предметной и личностной сфере через успешно освоенные методы и стратегии решения поставленных задач.

В этом контексте сформулируем понятие IT-навыков подростков как приобретаемые в ходе дополнительного образования способности к применению знаний и умений в области информационных технологий для решения практических задач, связанных с созданием, настройкой различных цифровых систем и сервисов, их управлением, включая программное обеспечение, а также проектированием собственных программных продуктов.

Спектр IT навыков содержит следующее.

1. Прикладные навыки – навыки, приобретаемые в опыте учебной и квазипрофессиональной деятельности, связанные со способами решения технических задач с использованием информационных технологий, способами и стандартами выполнения IT-задач.

1.1. Навыки алгоритмизации подразумевают владение способами формализации задач разного рода и составления последовательного плана достижения результата решения задачи.

1.2. Навыки кодирования предполагают знание основ различных языков программирования и умения по созданию программного кода для поставленной задачи.

1.3. Навыки визуализации предполагают владение способами группировки и представления данных в виде, пригодном для анализа.

1.4. Навыки тестирования подразумевают владение способами контроля качества работы программного обеспечения.

1.5. Навыки администрирования предполагают владение принципами организации операционных систем и способами их настройки.

2. Универсальные навыки – гибкие навыки, приобретаемые в опыте учебной и квазипрофессиональной деятельности, связанные с успешными стратегиями достижения учебных целей, учебным взаимодействием и самоорганизацией.

2.1. Аналитические навыки – владение способами обработки информации, ее формализацией и организацией.

2.2. Вычислительные навыки – владение информационными технологиями и техническими средствами как способами решения широкого спектра задач.

2.3. Коммуникативные навыки – личность обладает способностями к продуктивному взаимодействию с другими людьми в ходе решения поставленных задач.

2.4 Навыки командной работы – человек владеет продуктивными способами управления и сотрудничества для решения общих задач.

2.5. Навыки самоорганизации – владение способами организации собственного времени и собственной деятельности для достижения поставленной цели.

Каждый из IT-навыков (прикладных и универсальных) оценивается согласно следующим критериям: когнитивный (знания понятий, алгоритмов и способов их применения); операционно-технологический (решение типовых задач); проективный (создание собственных программных продуктов); самообучаемость (самостоятельность в обучении) – и может быть проявлен на одном из уровней: базовом, среднем, продвинутом.

Формирование IT-навыков осуществляется по дополнительным общеразвивающим программам, описывающим образовательные треки онлайн-школы программирования. Каждый трек состоит из образовательных модулей и рассчитан на один учебный год. Для обучения используются следующие формы: онлайн-занятия с разъяснением материала и практическими заданиями; самостоятельная работа обучающихся, выполняемая во внеучебное время при возможности индивидуального онлайн-консультирования; индивидуальные занятия для корректировки образовательных достижений; групповая и индивидуальная проектная деятельность, хакатоны, подготовка к городским и региональным олимпиадам и конкурсам.

В ходе исследования проведена оценка динамики формирования IT-навыков подростков (12–15 лет) посредством тестирования по теоретическому материалу, проверки домашних заданий и путем экспертного оценивания индивидуальных и групповых проектов. В качестве экспертов привлекаются преподаватели онлайн-школы. На каждого обучающегося создается карта IT-навыков, где отмечается личный прогресс по каждому из них согласно критериальной оценке и уровню.

Результаты педагогического эксперимента, проводимого в течение 2 лет (2023–2025 гг.) в онлайн-школе программирования, выявили устойчивый рост в формировании IT-навыков у обучающихся экспериментальной группы. По усредненным показателям в течение рассматриваемого времени были отмечены: прогресс – от 3,5% сформированных IT-навыков у обучающихся на продвинутом уровне до 58,8%; от 22,8% сформированных IT-навыков у обучающихся на среднем уровне до 36,8%; и закономерный регресс – снижение от 73,7% IT-навыков на базовом уровне до 4,4%. Следовательно, подавляющее большинство обучающихся – 95% – овладели IT-навыками на среднем и продвинутом уровне в период обучения.

Резюмируя результаты процесса идентификации сущности, структуры и содержания IT навыков подростков, отметим, что:

− во-первых, традиционная педагогическая триада ЗУН может получить развитие в дополнительном образовании подростков через ориентацию на трудовые функции в IT-сфере, где «навык» обобщается в категорию сформулированных востребованных профессионально-личностных характеристик (skill);

− во-вторых, структура IT-навыков включает прикладные и универсальные навыки, что предполагает их широкое распространение и вне IT-сферы, способствует общему развитию подростка и его ориентации на инженерно-техническое мышление в целом;

− в-третьих, формирование IT-навыков подростков в дополнительном образовании представляется как процесс самостоятельного прохождения обучающимся пути познания и преобразования, следовательно, должны быть созданы соответствующие педагогические средства, формы, методы и обеспечена педагогическая поддержка этого процесса.

Заключение

Образовательные программы онлайн-школы программирования правомерно относить к предпрофессиональным (как это происходит с дополнительным образованием детей в сфере искусств и физической культуры), поскольку их деятельность предполагает формирование многих предпрофессиональных характеристик в IT-сфере. Такой ракурс позволяет рассмотреть понятие «навык» в призме компетентностного подхода, где формирующиеся навыки в рамках какой-либо специализации коррелируют с трудовыми функциями.

Можно констатировать, что обучение в IT-сфере в рамках дополнительного образования детей может быть нацелено на формирование профессионально значимых качеств личности при проектировании научно и методически обоснованного содержания обучения, определении модели и организационно-педагогических условий их формирования. Особый педагогический формат онлайн-школы программирования, где обучающиеся могут заниматься по различным образовательным траекториям, осваивая IT-сферу, предполагает: педагогическую организацию длительного обучения; разработку педагогического обеспечения процесса, проектирование цифровой образовательной среды и непрерывное педагогическое сопровождение образовательных процессов.


Библиографическая ссылка

Галимуллин Н.Р. СТРУКТУРА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ IT-НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ В ОНЛАЙН-ШКОЛЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 5. С. 165-169;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40405 (дата обращения: 12.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40405