Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕХНОЛОГИЯ CHATGPT-4О КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Вишленкова С.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева»
В статье рассматривается проблема формирования лингвистической компетенции будущих учителей иностранного языка посредством Chat-4о. Автор обосновывает значимость формирования лингвистической компетенции как важного компонента иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для успешной социализации будущего учителя иностранного языка. На основе анализа работ по теме исследования уточняется понятие лингвистической компетенции, ее основные компоненты. Обосновывается актуальность использования ChatGPT-4о в процессе формирования лингвистической компетенции будущих учителей иностранного языка. В ходе педагогического эксперимента была разработана и апробирована методика, включающая комплекс запросов к Chat-4о на создание языковых, условно-речевых и речевых упражнений и заданий для поэтапного формирования лингвистической компетенции у будущих учителей иностранного языка. Представлены результаты оценки уровня лингвистической компетенции, проведенной до и после внедрения экспериментальной методики. Анализ полученных данных подтверждает эффективность использования технологии ChatGPT-4о для развития языковых навыков, имитации реальной коммуникации, автоматизированного контроля прогресса и индивидуализированного подхода к обучению иностранному языку. Автор приходит к выводу о целесообразности интеграции ChatGPT-4о в процесс обучения иностранному языку как эффективного средства формирования лингвистической компетенции будущих учителей иностранного языка. Подчеркивается необходимость дальнейших исследований, направленных на расширение возможностей применения Chat-4о для формирования социокультурного и других компонентов коммуникативной компетенции. Статья публикуется при поддержке гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов – партнеров по сетевому взаимодействию.
иностранный язык
технология ChatGPT-4о
лингвистическая компетенция
методика обучения
комплекс запросов
1. Левина Е.А., Вишленкова С.Г., Варданян Л.В. Формирование функциональной грамотности у будущих учителей иностранных языков // Гуманитарные науки и образование. 2023. Т. 14. № 3 (55). С. 70–76. DOI: 10.51609/2079-3499_2023_14_03_70.
2. Семенова Е.В., Казанцева Я.Н., Ростова М.Л. Возможности и ограничения MOODLE для формирования лингвистической компетенции будущих учителей иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76–1. С. 274–277.
3. Оглуздина Т.П. Структура языковой компетенции в концепциях ученых зарубежной и отечественной методики обучения иностранным языкам // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 11 (126). С. 116–119.
4. Юдина Т.В. Обоснование структуры лингвистической компетенции как компонента коммуникативной компетенции студента языкового вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 4. С. 629–636. DOI: 10.30853/ped210100.
5. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 66–72. DOI: 10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72.
6. Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомленность, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 9–33. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33.
7. Бурина Е.В. Принципы обучения иностранному языку в процессе применения технологий искусственного интеллекта // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 5 (108). С. 104–106. DOI: 10.24412/1991-5497-2024-5108-104-106.
8. Евстигнеев М.Н. Принципы обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 2. С. 309–323. DOI: 10.20310/1810-0201-2024-29-2-309-323.
9. Титова С.В., Темурян К.Т. Интеллектуальная система обучения иностранным языкам: типы, структура, принципы проектирования // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 25–32.
10. Костюкович Е.Ю. Применение искусственного интеллекта в обучении английскому языку в вузе // Современное педагогическое образование. 2023. № 1. С. 492–496.
11. Сысоев П.В. Принципы обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 8–19.
12. Кузнецова Н.В. Искусственный интеллект как перспективный способ трансляции знаний в высшей школе: достоинства и недостатки // Современные наукоемкие технологии. 2024. № 12. С. 161–168. DOI: 10.17513/snt.40258.
13. Лобеева П.И. Методическая модель обучения фразовым глаголам английского языка с использованием чат-ботов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 5. С. 1275–1289. DOI: 10.20310/1810-0201-2024-29-5-1275-1289.
14. Кравцова А.Г. Chatgpt-3: перспективы использования в обучении иностранному языку // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 3 (100). С. 33–35. DOI: 10.24412/1991-5497-2023-3100-33-35.
15. Кизрина Н.Г., Левина Е.А., Вишленкова С.Г. Формирование предметной цифровой компетенции будущего учителя иностранных языков // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 183–199. DOI: 10.32744/pse.2022.2.11.

Введение

Социально-экономические преобразования в России предъявляют повышенные требования к качеству подготовки специалистов, способных успешно функционировать в глобальной экономике. Особую значимость приобретают вопросы совершенствования профессиональной подготовки выпускников педагогических вузов, в частности будущих учителей иностранного языка. На сегодняшний день обществу нужны профессионалы нового типа, способные адаптироваться к новым, непрерывно меняющимся условиям, быстро реагировать на потребности и запросы работодателей и участников образовательных отношений, имеющие сложившийся духовно-личностный и творческий опыт, не нуждающиеся в инструкциях, с опытом профессиональной деятельности на основе практических умений [1, с. 71].

В этой связи одной из приоритетных задач профессиональной подготовки современного учителя иностранного языка является эффективное формирование иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для активного и полноценного взаимодействия как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Успешное формирование иноязычной коммуникативной компетенции невозможно без сформированности всех ее базовых компонентов, одним из которых является лингвистическая компетенция. Лингвистическая компетенция обеспечивает учителю возможность свободно владеть иностранным языком и эффективно использовать его для решения профессиональных задач. Как отмечает Е.В. Семенова, «этот вид компетенции наряду с другими априори является ведущим в деятельности учителя иностранного языка. <…> Лишь развитое филологическое мышление и сформированная лингвистическая компетенция учителя иностранного языка наряду со свободным владением практическим курсом языка и методикой его преподавания обеспечивают эффективность профессиональной деятельности в области иноязычного образования» [2, с. 275].

На основе анализа существующих определений [3; 4] лингвистическая компетенция будущего учителя иностранных языков определяется как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного иноязычного общения в различных сферах жизнедеятельности с учетом общепринятых языковых норм. Лингвистическая компетенция подразумевает наличие сформированных фонетических, лексических и грамматических навыков, служащих основой для развития речевых умений в аудировании, чтении, письме и говорении. Сформированные фонетические навыки характеризуются глубоким пониманием фонетической системы языка и способностью анализировать ее элементы. Это проявляется в знании артикуляционной базы, умении анализировать и транскрибировать иноязычную речь, понимать фоностилистические особенности и использовать их для адаптации произношения к различным коммуникативным ситуациям, а также умении грамотно интонировать и выступать публично. Лексические навыки позволяют эффективно использовать словарный запас для достижения коммуникативных целей. Они включают в себя: умение выбирать наиболее подходящие слова из синонимического ряда с учетом контекста и стилистической окраски высказывания; способность анализировать и сравнивать лексику родного и иностранного языков для предотвращения интерференции; активное пополнение словарного запаса, включая фразеологизмы. Под сформированными грамматическими навыками понимается способность применять грамматические знания для создания и понимания связных, грамматически корректных высказываний в устной и письменной форме, адекватно ситуации общения и цели коммуникации. Это включает в себя знание морфологических норм, умение строить синтаксически правильные предложения и использовать служебные слова для логической связи [4, с. 633]. Таким образом, лингвистическая компетенция характеризуется многоаспектностью и включает теоретический, языковой и речевой компоненты.

Вместе с тем в процессе профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка существует ряд противоречий, которые подчеркивают необходимость целенаправленного формирования их лингвистической компетенции:

1. Противоречие между индивидуальными потребностями студентов и унифицированной программой обучения. Студенты поступают в университет с разным уровнем языковой подготовки, однако учебная программа часто не учитывает эти индивидуальные различия, что может приводить к тому, что более слабые студенты не успевают за программой, а более сильные не получают достаточного развития.

2. Противоречие между традиционными методами обучения и современными требованиями к учителю иностранного языка. Хотя традиционные методы обучения иностранным языкам и эффективны, они часто ориентированы на пассивное усвоение знаний, в то время как современному учителю необходимо активно развивать коммуникативные навыки, обеспечивать индивидуализацию и мотивацию, а также создавать интерактивную обучающую среду.

3. Противоречие между возрастающей ролью цифровых технологий в образовании и недостаточной готовностью учителей к их использованию. Современные технологии предлагают огромные возможности для обучения иностранным языкам (мобильные приложения, онлайн-платформы, интерактивные доски и др.), однако многие учителя не обладают достаточными навыками для их эффективного использования.

Таким образом, разрешение этих противоречий требует пересмотра подходов к профессиональной подготовке будущих учителей иностранного языка, с акцентом на развитие практических навыков, индивидуализацию обучения, использование современных технологий и создание условий для погружения в языковую среду. Только в этом случае можно обеспечить эффективное формирование лингвистической компетенции, отвечающей требованиям современной школы.

В этой связи одним из перспективных направлений является использование чат-ботов с генеративным искусственным интеллектом, в частности ChatGPT-4о. Под чат-ботом в данном исследовании понимается «диалоговая обучающая программа, способная на основе технологий естественного языка и машинного обучения и заложенных в нее алгоритмов речевого поведения человека развивать иноязычные устные и письменные речевые умения обучающегося посредством поддержания с ним диалога и имитации человеческой речи» [5, с. 68].

Эффективность применения чат-ботов с генеративным искусственным интеллектом в образовательной среде определяется их дидактическими возможностями: они позволяют разрабатывать индивидуальные траектории обучения, имитировать речемыслительную деятельность для решения учебных, коммуникативных задач и профессиональных задач, автоматизировать контроль усвоения учебного материала обучающимися, предоставлять им обратную связь и анализировать процесс обучения [6, с. 12].

Выбор Chat-4o в качестве инструмента для формирования лингвистической компетенции будущих учителей иностранных языков является обоснованным и обусловлен следующими факторами:

1. Chat-4o обладает продвинутыми алгоритмами генерации текста, позволяя создавать грамматически правильные, стилистически разнообразные и контекстуально уместные тексты на изучаемом иностранном языке. Это особенно полезно для демонстрации разнообразных языковых конструкций и расширения словарного запаса.

2. Данный чат-бот демонстрирует более точное понимание языковых особенностей изучаемого иностранного языка по сравнению с предыдущими моделями, включая идиомы, фразеологизмы и культурные отсылки, что позволяет давать более релевантные и точные ответы на вопросы.

3. Chat-4o может предоставлять детальную обратную связь по письменным и устным заданиям, а также давать индивидуальные рекомендации по улучшению языковых навыков.

4. Chat-4o может имитировать различные ситуации общения на иностранном языке, такие как собеседования, презентации, дебаты и дискуссии, позволяя будущим учителям практиковать свои навыки в безопасной и контролируемой среде.

5. Chat-4o может включать элементы геймификации, такие как баллы, награды и соревнования, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным и мотивирующим.

6. Непрерывная доступность Chat-4o и предоставление моментальной обратной связи.

7. Chat-4o может генерировать учебные материалы для обучающихся, такие как планы уроков, упражнения, тесты и контрольные работы с учетом индивидуальным потребностей и уровня владения языком.

Важно отметить, что вопросы использования технологий искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам рассматривались в исследованиях многих авторов с различных позиций (Е.В. Бурина [7], М.Н. Евстигнеев [8], С.В. Титова, К.Т. Темурян [9] и др.). Проанализировав работы исследователей, можно сделать вывод, что интерес к технологиям искусственного интеллекта, прежде всего, обусловлен их значительным дидактическим потенциалом и возможностями для преподавания иностранных языков в академической среде [10]. По мнению П.В. Сысоева, на современном этапе искусственный интеллект можно считать равноправным субъектом образовательного пространства, входящим в триаду «обучающийся – искусственный интеллект – педагог» [11].

Несмотря на признание эффективности искусственного интеллекта в повышении качества иноязычного образования, Н.В. Кузнецова призывает к умеренности в использовании новых технологий, подчеркивая важность сохранения ведущей роли преподавателя в образовательном процессе [12].

В контексте данного исследования интерес представляют работы П.И. Лобеевой [13], А.Г. Кравцовой [14], посвященные изучению лингводидактического потенциала в учебном процессе чат-ботов, таких как Perplexity, Cleverbot, Mondly, Kandinsky, Twee, Replika AI, Speak_league, Chat-3. Однако следует отметить малочисленность на данный момент исследований по проблеме изучения возможностей использования ChatGPT-4о в обучении иностранным языкам. Кроме того, большинство исследований носит фрагментарный характер и не рассматривает комплексное воздействие ChatGPT-4о на все компоненты лингвистической компетенции. Данная работа в определенной степени призвана решить эту проблему.

Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности использования ChatGPT-4о в формировании лингвистической компетенции будущих учителей иностранного языка.

Исследование направлено на решение следующих задач: обоснование применения ChatGPT-4о для развития лингвистической компетенции формирования лингвистической компетенции будущих учителей иностранного языка; выявление и описание организационно-педагогических условий для эффективного формирования лингвистической компетенции студентов языковых факультетов педагогических вузов посредством использования ChatGPT-4о; разработка и описание комплекса запросов к ChatGPT-4о на создание упражнений и заданий для поэтапного формирования лингвистической компетенции у будущих учителей иностранных языков; разработка практических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов над языковым материалом, опирающимся на комплекс специально разработанных запросов к ChatGpt-4о.

Материалы и методы исследования

Обучение иностранному языку с помощью ChatGPT-4о было организовано на базе факультета иностранных языков Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева в течение пятого семестра 2024/2025 учебного года. В исследовании приняли участие студенты третьего курса направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», профиля подготовки «Иностранный язык (английский). Иностранный язык (немецкий)», обучающиеся в двух группах. Таким образом, для проведения эксперимента одна из групп являлась экспериментальной (ЭГ), другая – контрольной (КГ).

С целью решения поставленных исследовательских задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ, синтез и систематизация психолого-педагогической и методической литературы) и эмпирические (апробация методики, статистический анализ данных). Применение данного комплекса методов позволило выявить ключевые тенденции и закономерности в исследуемой области.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование проводилось в три этапа: подготовительный, проектировочный, экспериментальный. На подготовительном этапе в ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была определена степень изученности проблемы, что позволило сформулировать цель, задачи и основные направления работы. На этапе проектирования были определены содержание, средства, формы, подходы и принципы обучения, сформулированы организационно-педагогические условия, а также создан комплекс запросов к Chat-4о для разработки упражнений и заданий по языковым аспектам с учетом уровня владения немецким языком и успеваемости студентов по конкретным учебным темам. В рамках третьего этапа осуществлялась апробация разработанного методического обеспечения по формированию лингвистической компетенции у будущих учителей иностранного языка.

Теоретическую основу разработки методики формирования лингвистической компетенции у будущих учителей иностранного языка посредством использования ChatGPT-4о составили принципы, предложенные представителями тамбовской методической школы П.В. Сысоевым, М.Н. Евстигнеевым:

1. Принцип целесообразности, предполагающий рациональное применение технологий искусственного интеллекта для углубленного понимания студентами языковых средств, их системной организации и коммуникативных функций в различных ситуациях общения.

2. Принцип коммуникативной направленности. Учебный процесс должен быть ориентирован на формирование коммуникативных умений и навыков, необходимых для эффективного иноязычного общения в различных сферах профессиональной деятельности. Использование Chat-4о позволяет имитировать реальные коммуникативные ситуации, способствуя отработке языковых навыков и развитию речевых умений.

2. Принцип персонализации обучения. Искусственный интеллект способен предложить каждому студенту учебные материалы и задания, адаптированные к его индивидуальным потребностям и особенностям.

3. Принцип интерактивности. Использование искусственного интеллекта обеспечивает возможность практиковать язык в интерактивном режиме. В процессе общения с GPT-4о обучающиеся получают немедленную обратную связь, что позволяет выявлять и корректировать ошибки в реальном времени.

4. Принцип контекстуального обучения. Контекстуальное обучение иностранному языку подразумевает представление материала в релевантном и значимом для студентов контексте. Такой подход способствует лучшему усвоению информации и использованию языка в реальных коммуникативных ситуациях.

5. Принцип доступности. Современные технологии обеспечивают доступность образования, делая процесс обучения простым и удобным для широкого круга пользователей.

6. Принцип включенного оценивания, реализованный с помощью искусственного интеллекта, обеспечивает непрерывную обратную связь, позволяя выявлять сильные и слабые стороны обучения и оперативно корректировать учебный процесс для повышения его эффективности [8, с. 317–319].

В рамках исследования были определены следующие организационно-педагогические условия, необходимые для успешного формирования лингвистической компетенции будущих учителей иностранного языка посредством использования чат-бота:

1) обеспечение доступа к чат-боту с различных устройств и платформ;

2) уровень владения немецким языком у обучающихся не ниже В1 по шкале CEFR;

3) мотивация и вовлеченность: создание позитивного отношения к использованию чат-бота как инструмента обучения, разработка заданий, стимулирующих взаимодействие с чат-ботом, обеспечение четкого понимания целей и задач обучения с использованием чат-бота, стимулирование самостоятельности и инициативы в использовании чат-бота для изучения языка, поддержка рефлексии и самооценки результатов работы с чат-ботом;

4) цифровая компетентность преподавателя;

5) поэтапный алгоритм обучения, выстроенный в соответствии с трехчастной структурой процесса обучения языковым аспектам с использованием чат-бота;

6) наличие комплекса запросов к ChatGPT-4о по созданию заданий и упражнений, ориентированных на развитие различных аспектов лингвистической компетенции;

7) системный характер обучения языковым аспектам с использованием ChatGPT-4о, отслеживание и контроль результатов обучения;

8) использование Chat-4о в сочетании с традиционными методами обучения.

При определении содержания обучения базовым аспектам лингвистической компетенции были учтены требования рабочей программы по дисциплине «Практический курс немецкого языка» для студентов третьего курса факультета иностранных языков, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», профилю подготовки «Иностранный язык (английский, немецкий)». Основными средствами обучения в рамках предлагаемой методики являются чат-бот ChatGPT-4о, традиционные учебники и пособия по немецкому языку.

Для практической реализации цели исследования был создан комплекс запросов к Chat-4о для разработки упражнений и заданий на формирование лингвистической компетенции обучающихся с учетом уровня владения немецким языком. При разработке запросов учитывалась трехэтапная структура обучения языковым аспектам: 1) презентация и первичное закрепление материала; 2) формирование и автоматизация языковых навыков; 3) речевая практика. Комплекс запросов предназначен для методической поддержки студентов посредством создания языковых, условно-речевых и речевых упражнений с помощью Chat-4о, ориентированных на формирование лингвистической компетенции обучающихся.

Примеры разработанных запросов

I. Презентация и первичное закрепление материала

1. Erstelle eine Liste mit Stichwörtern zum Thema «Einkaufen», die Vokale und Konsonanten enthalten, die für Stufe B1 schwierig sind. / Составь список ключевых слов по теме «Einkaufen», которые содержат звуки, представляющие трудности для уровня B1. Обучающиеся повторяют звуки, вызывающие трудности произношения на немецком языке. Целью сгенерированного ChatGPT-4о задания является выявление, актуализация и расширение лексического запаса по теме «Покупки», совершенствование навыков произношения посредством предоставления транскрипции, закрепление связи между написанием и произношением немецких слов, формирование основы для последующей отработки проблемных звуков и улучшения произношения в контексте изучаемой темы.

2. Erkläre mit Beispielsätzen für das Niveau B1, wie die Adjektive im Deutschen dekliniert werden? / Объясни с примерами предложений для уровня B1, как склоняются прилагательные в немецком языке. Данное задание имеет целью оказание методической поддержки обучающимся в изучении грамматического материала по теме «Склонение прилагательных». В ходе выполнения сгенерированного GPT-4о задания студенты знакомятся с правилом склонения прилагательных, рекомендациями, как определить тип склонения, примерами каждого типа склонения.

3. Erstelle eine Tabelle zum Thema „Einkaufen“ für das Niveau B1. Schreibe 10 Nomen in Spalte 1. In Spalte 2. schreibe passende Verben, in Spalte 3 – Adjektive. Nenne in Spalte 4 jeweils einen Beispielsatz. / Составь таблицу по теме «Покупки» для уровня B 1. Запиши 10 существительных в колонку 1. В колонку 2 запиши подходящие глаголы, в колонку 3 –прилагательные в столбец 3. Приведи пример предложения в колонке 4. Обучающиеся знакомятся с основными словами и выражениями по теме для дальнейшего использования в коммуникативных ситуациях. Цель данного задания – систематизировать и активизировать лексику по теме «Покупки», укрепить ассоциативные связи между существительными, глаголами и прилагательными в рамках темы, развить навыки построения грамматически правильных предложений с использованием ключевой лексики по теме «Покупки».

4. Erstelle das Spiel: „Finde das unbekannte Wort!“ (B1-Niveau) zum Thea „Einkaufen“. / Придумай игру «Найди в тексте незнакомое слово» по теме «Покупки» для уровня B1. Студенты в ходе выполнения задания читают данный текст по теме «Покупки» индивидуально, выписывают незнакомые слова. Обмениваются друг с другом своими списками слов и пытаются отгадать их значение по контексту. Объясняют друг другу значение слов. За каждое правильное объяснение значения слова обучающийся получает 1 балл. Выигрывает тот, кто набрал большее количество баллов. Сгенерированное задание направлено на расширение словарного запаса по теме «Покупки» посредством активного поиска и анализа незнакомых слов в контексте, развитие навыков догадки значения слов по контексту, совершенствование коммуникативных навыков через объяснение и обсуждение значений слов, активизация процесса обучения и повышение мотивации к изучению новых слов посредством игры.

II. Формирование и автоматизация языковых навыков в рамках изучаемой темы

5. Erstelle eine Imitationsübung zum Thema „Deklination der Adjektive im Deutschen“ für das Niveau B 1. / Разработай имитативное упражнение для уровня B1. В предложениях вместо выделенного курсивом существительного обучающиеся вставляют существительное в скобках, изменив при этом прилагательное. Цель имитативного упражнения состоит в автоматизации грамматических навыков по теме «Склонение прилагательных».

6. Erstelle eine Transformationsübung zum Thema „Deklination der Adjektive im Deutschen“ für das Niveau B1. / Разработай трансформационное упражнение zum Thema „Deklination der Adjektive im Deutschen“ для уровня B1. Студенты преобразуют предложения по образцу, обращая при этом внимание на правильное склонение прилагательного. Цель трансформационного упражнения состоит в практическом применении и закреплении навыков склонения прилагательных для улучшения грамматической точности и беглости речи.

7. Erstelle eine Substitutionsübung zum Thema „Einkaufen“ für die Niveaustufe B1. / Разработай подстановочное упражнение по теме «Покупки» для уровня B1. В сгенерированном упражнении в субституции обучающиеся вместо подчеркнутых слов в предложениях вставляют подходящие слова из данного списка слов, при этом изменяя грамматическую форму. Цель упражнения – расширить словарный запас по теме «Покупки», научив студентов использовать новые слова и выражения в контексте, закрепить понимание грамматических структур, особенно касающихся падежей, склонений и согласований, требуемых в контексте изучаемой темы, развить способность быстро анализировать грамматическую структуру предложения и выбирать подходящее слово из списка, внося необходимые изменения.

III. Речевая практика

8. Erstelle eine Frage-Antwort-Übung zum Thema „Deklination der Adjektive“ für das Niveau B1. (Das Kommunikationsthema „Einkaufen“) / Разработай вопросно-ответное упражнение по теме «Склонение прилагательных» (Разговорная тема: «Покупки») для уровня B1. Студенты отвечают на вопросы, используя прилагательные в правильной форме. Цель вопросно-ответного упражнения – формирование автоматизма в использовании правильных окончаний прилагательных в реальных коммуникативных ситуациях по теме «Покупки».

9. Erstelle eine Übung zur Situation „Ein perfekter Einkaufstag“ für das Niveau B1. / Разработай упражнение по ситуации «Идеальный день шопинга» для уровня B1. В парной работе студенты планируют идеальный день шопинга в своем городе/районе. Представляют свой план шопинга. Обсуждают, какие планы показались наиболее интересными и реалистичными. Конечная цель ситуативного упражнения состоит как в развитии языковых навыков, так и в коммуникативной компетенции.

10. Erstelle eine Reproduktionsübung zum Thema „Einkaufen“ für das Niveau B1. / Разработай репродуктивное упражнение по теме «Покупки» для уровня B1. Обучающиеся пересказывают устно или письменно заданный текст о походе в магазин. Используют прилагательные в правильной форме, прошедшее время (Präteritum или Perfekt). Репродуктивное упражнение направлено на укрепление базовых языковых навыков и подготовку к более продвинутому использованию языка.

На констатирующем этапе эксперимента с целью определения уровня сформированности лингвистической компетенции обучающихся было проведено входное тестирование. Тест включал задания различных типов, направленных на проверку знания фонетики, лексики, грамматики, а также навыков аудирования и письма, в соответствии с уровнем B1. В частности, студентам предлагалось:

1. Выбрать правильный вариант ответа из предложенных (30 заданий).

2. Образовать новую лексическую единицу, преобразовав исходное слово в отглагольное существительное, прилагательное, наречие или другую часть речи (5 заданий).

3. Преобразовать слово в необходимую грамматическую форму (склонение, спряжение и т.д.) (5 заданий).

4. Заполнить пробелы в тексте, выбирая подходящие варианты из предложенного списка (5 заданий).

5. Заполнить пропуски в тексте, воспроизведенном на слух, подходящим словом, числом или фразой (5 заданий).

6. Написать сообщение объемом 80–100 слов в соответствии с заданной коммуникативной ситуацией (1 задание).

Максимальный балл за выполнение тестовых заданий (пункты 1–5) составлял 1 балл за каждый правильный ответ, за выполнение письменного задания – 5 баллов. Таким образом, максимальное количество баллов за тест – 55. Проходной балл (минимальный балл, необходимый для успешного прохождения теста) составлял 35.

Учебный процесс в экспериментальной и контрольной группах включал практические занятия и самостоятельную работу по темам «Покупки» и «Прием пищи». Грамматической основой данных тем являлось изучение типов склонения прилагательных, образования и употребления степеней сравнения прилагательных в немецком языке. Обучение языковым аспектам (лексике, грамматике и фонетике) в контрольной группе строилось на традиционных принципах, с использованием заданий и упражнений из учебника «Sicher! B1». В экспериментальной группе была апробирована разработанная методика, предполагающая активное использование заданий и упражнений, сгенерированных Chat-4о на основании заданных запросов. Интеграция этих материалов осуществлялась как в рамках аудиторных занятий, так и при организации самостоятельной работы студентов.

На начальном этапе эксперимента студенты экспериментальной группы получили информацию о возможностях Chat-4о в контексте изучения языковых аспектов и познакомились с практическими рекомендациями по организации самостоятельной работы на основе комплекса специально разработанных запросов к ChatGpt-4о. Предложенные рекомендации предполагали последовательное самостоятельное выполнение заданий и упражнений, сгенерированных Chat-4о, ориентированных на формирование и практическое применение фонетических, лексических и грамматических навыков в соответствии с этапами их становления. Важно отметить, что рекомендации не предусматривали ограничений по объему или времени самостоятельного выполнения упражнений и заданий, что обеспечило возможность адаптации к индивидуальным потребностям, способностям, уровню языковой подготовки и темпу обучения каждого конкретного обучающегося. Кроме того, уже на этапе выполнения языковых, условно-речевых упражнений в рамках изучения темы „Einkaufen“ («Покупки») обучающимся с более высоким уровнем владения немецким языком было предложено самостоятельно разработать запросы к ChatGPT-4о по созданию заданий и упражнений, ориентированных на развитие различных аспектов лингвистической компетенции. Дальнейшее изучение темы Mahlzeiten («Прием пищи») показало, что практически все студенты приобрели навыки самостоятельного составления подобных запросов к Chat-4о.

Результаты тестирования в начале и конце эксперимента

 

До эксперимента

После эксперимента

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Доля студентов, не прошедших тест

47 % (6)

40 % (7)

7 % (1)

34 % (6)

Доля студентов, прошедших тест

53 % (7)

60 % (8)

93 % (12)

66 % (9)

Источник: составлено автором на основе [15].

Контроль уровня сформированности языковых навыков на первом и втором этапах осуществлялся посредством анализа предоставленных студентами скриншотов или распечатанных материалов, демонстрирующих выполнение заданий и упражнений, а также в формате устного опроса. Этап речевой практики предполагал аудиторное выполнение контрольных тестов и речевых упражнений, а также оценку навыков практической речевой деятельности в устной и письменной форме, основанной на моделировании подлинно коммуникативных ситуаций.

По завершении опытно-экспериментального обучения проводилось итоговое тестирование с использованием одинаковых контрольно-измерительных материалов для обеих групп. Тестовые задания были разработаны в соответствии с формулировками, указанными ранее. Для оценки различий в уровне сформированности лингвистической компетенции между контрольной и экспериментальной группами использовался критерий Фишера (уровень значимости 0,05, φкрит = 1,64) [5]. Изначально, φэмп (0,026) не превышал φкрит, что обосновало принятие нулевой гипотезы (H0) об отсутствии значимых различий. Однако после эксперимента φэмп (2,13) оказался выше φкрит, что потребовало отвергнуть H0 и принять альтернативную гипотезу (H1), подтверждающую наличие значимых различий. Таким образом, экспериментальная группа показала более высокий уровень сформированности лингвистической компетенции по сравнению с контрольной группой. Информация о результатах испытаний до и после эксперимента представлена в таблице.

Заключение

Проведенное исследование подтвердило эффективность использования ChatGPT-4о при формировании лингвистической компетенции будущих учителей иностранного языка. В ходе проведенного эксперимента было установлено, что внедрение в учебный процесс предложенного комплекса запросов к ChatGPT-4о на создание языковых, условно-речевых и речевых упражнений в совокупности с практическими рекомендациями по организации самостоятельной работы студентов над языковым материалом с опорой на разработанные запросы способствует формированию лингвистической компетенции у будущих учителей иностранного языка. Данный вывод подтверждается результатами сравнительного анализа входного и итогового тестирования в контрольной и экспериментальной группах обучающихся.

Таким образом, технология ChatGPT-4о, интегрированная в процесс обучения иностранному языку, выступает как эффективное средство формирования лингвистической компетенции, включающее возможности развития языковых навыков, имитации реальной коммуникации, автоматизированного контроля прогресса и индивидуализированного подхода к обучению иностранному языку.

Полученные данные свидетельствуют о целесообразности внедрения подобных методик в образовательную практику и подчеркивают важность дальнейшего изучения их эффективности. Перспективы дальнейших исследований видятся в изучении потенциала Chat-4o для формирования социокультурной и других ключевых составляющих коммуникативной компетенции у будущих учителей иностранного языка.


Библиографическая ссылка

Вишленкова С.Г. ТЕХНОЛОГИЯ CHATGPT-4О КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 5. С. 156-164;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40404 (дата обращения: 12.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40404