Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Васильева Е.Н. 1 Сариева М.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры»
Актуальность выбранной темы обусловлена отсутствием концептуального осмысления в теории и практике социально-культурной деятельности проблемы формирования праздничной культуры сельских подростков как педагогического феномена, оказывающего воспитательное воздействие на личность молодых людей, их культурную идентичность. Цель – обоснование структурно-функциональной модели формирования праздничной культуры подростков в условиях сельских учреждений культуры. Методы исследования включают анализ информационных и методических материалов, вторичных исследований, моделирование. Разработанная модель формирования праздничной культуры сельских подростков характеризуется концептуальностью, интегративностью, многофункциональностью. Модель включает шесть взаимосвязанных компонентов: ценностно-целевой, методологический, содержательный, технологический, организационно-деятельностный и оценочный. Эффективность реализации представленной модели обеспечивается комплексом следующих организационно-педагогических условий: наличие современного материально-технического оснащения, площадок для репетиционных, организационно-творческих мастерских; привлечение квалифицированных специалистов социально-культурной деятельности, имеющих дополнительные компетенции в области подготовки и организации массовых праздничных мероприятий; обеспечение взаимодействия с сельскими учреждениями культуры, родителями, учителями школ, местным креативным сообществом; продвижение праздничных мероприятий через мессенджеры и социальные сети; учет возрастных и личностных особенностей (интересов и предпочтений) подростков в процессе разработки, адаптации, организации праздничных программ; осуществление обратной связи с целью повышения эффективности праздничных мероприятий. Таким образом, предложенная структурно-функциональная модель направлена на реализацию процесса целенаправленного формирования праздничной культуры подрастающего поколения в условиях досуговой деятельности сельских учреждений культуры, способствует успешному вовлечению молодых сельчан в праздничные мероприятия, а также сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей.
праздничная культура
праздник
подростки
досуг
сельские учреждения культуры
структурно-функциональная модель
1. Бояк Т.Н. О сохранении традиционной праздничной культуры в условиях современного села // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 60. С. 13–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49571586 (дата обращения: 05.03.2025). DOI: 10.31773/2078-1768-2022-60-13-18.
2. Крылова В.И. Праздничная культура как система педагогического моделирования в творческом вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 6 (108) Ч. 4. С. 98–102. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46267562 (дата обращения: 26.02.2025). DOI: 10.23670/IRJ.2021.108.6.116.
3. Артюшкина В.В. Праздничная культура как способ репрезентации культурной памяти // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 138–145. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32499525 (дата обращения: 26.02.2025).
4. Хайруллина А.А. Педагогические условия формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань: ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», 2019. 23 с. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 05.03.2025).
5. Ариарский М.А. Новый этап в развитии теории социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 102–109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18862947 (дата обращения: 26.02.2025).
6. Бородина А.В., Тихонова А.С. Цифровизация практик досуга молодых россиян и ее социальные последствия // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 11. С. 33–41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47391769 (дата обращения: 05.03.2025). DOI: 10.24412/2500-1000-2021-11-2-33-41.
7. Дроздова В.П. Досуг сельской молодежной и подростковой аудитории на современном этапе развития общества // Вестник науки. 2020. № 1 (22). С. 33–40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41849454 (дата обращения: 06.03.2025).
8. Опарин Г.А. Праздничный потенциал социально-культурного развития // Концепт. 2015. № 13. С. 2676–2680. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23584325 (дата обращения: 06.03.2025).
9. Рустамов Л.Х., Умматов Н.Р. Теоретические основы педагогического моделирования // Наука и мир. 2020. № 2–2 (78). С. 59–62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43787418 (дата обращения: 06.03.2025).
10. Васильева Е.Н. Теоретико-методологические аспекты исследования социокультурного образования // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 294. С. 109–112. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12158308 (дата обращения: 05.03.2025).
11. Зайнутдинова А.А. Формирование досуговых интересов современной молодежи средствами национального музыкального искусства: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань: ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», 2012. 24 с. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19369039 (дата обращения: 05.03.2025).

Введение

Современные реалии, характеризующиеся нарастающей цифровизацией, ухудшением экономического положения, образования и воспитания, отражаются на социализации современных молодых людей сельской местности. С одной стороны, расширяется доступ к большому объему информации и развлечений, что обеспечивает возможности для самообразования и творческой реализации, с другой, проявляется все большая оторванность от семейных и праздничных традиций, истории родной страны. Данная тенденция «содержит в себе риски унификации, вытеснения самобытности традиционных культур народов» [1, с. 14].

Сохранение традиционной праздничной культуры в условиях современного села сегодня зависит и от досуговых ориентаций молодых сельчан-подростков. Именно в данной возрастной категории молодые люди активно развивают свою идентичность, исследуют различные аспекты культуры и социальные роли, их индивидуальные интересы и коллективные увлечения играют ключевую роль в становлении мировоззрения и самоопределении. В этом аспекте обращение к «праздничной культуре» и ее формированию у подрастающего поколения становится все более актуальным.

Отечественные ученые отмечают многомерность и многофункциональность праздничной культуры, ее конструктивный потенциал, который реализуется через праздники и связанные с ними традиции и символы, передаваемые из поколения в поколение. В.И. Крылова, акцентируя внимание на культурном контексте воспитания и образования молодежи, определяет праздничную культуру в двух смыслах. «В широком значении “праздничная культура” представляет совокупность всех праздничных и зрелищных форм. В узком смысле – это праздники, праздничные обычаи, обряды, ритуалы и церемонии» [2, с. 98].

Среди многочисленных теорий праздничной культуры для авторов особое значение имеют: рекреационная (праздник как ответ на потребность в отдыхе), интегративная (праздник как средство консолидации в процессе ритуального оформления значимого и важного для сообщества события) [3, с. 142–143], а также становящаяся все более насущной в современных условиях воспитательная концепция. В рамках обозначенной концепции праздник осмысливается как эффективное средство воспитания, поскольку «определяется высоким уровнем самореализации личности в условиях творчества, эстетики, креативного мышления, воображения, фантазии и досуговых интересов и предпочтений», «обеспечивает накал эмоционально-эстетических реакций, праздничного мироощущения и переживания совместного бытия» [4, с. 3].

Анализ вторичных исследований показал, что праздничная культура находится под угрозой исчезновения. Праздники часто рассматриваются как форма развлечения без глубокого понимания их значения для локальной культуры, учета специфических интересов, потребностей, психологических особенностей возраста, понимания особенностей культуры конкретного села, четкого видения того, как можно наиболее эффективно и полно реализовать воспитательный потенциал, заложенный в праздничных традициях.

Специалисты сельских учреждений культуры объясняют сложившуюся ситуацию слабой материально-технической базой, нехваткой кадрового обеспечения. По их мнению, многие традиционные праздники и торжества не адаптированы к современным интересам и предпочтениям молодежи. Отсутствие оригинальности и новаторства в проведении мероприятий приводит к тому, что они воспринимаются как скучные и неактуальные. В связи с этим утверждение о необходимости «искать и находить новые пути и средства приведения социально-культурной деятельности в соответствие с новой социально-культурной ситуацией и новыми требованиями к содержанию и формам вовлечения разных групп населения в мир культуры и социального творчества» сегодня особенно значимо [5, с. 104].

Работники сферы культуры осознают важность рекреационного и развивающего потенциала досуга в формировании праздничной культуры молодых сельчан, поскольку «именно в досуговой сфере удовлетворяется большая часть социокультурных потребностей, проявляется свобода действий подростков за счет самостоятельного выбора форм, мест и времени проведения досуга» [6, с. 341].

Вышесказанное требует от специалистов «внедрять новые технологии, стимулировать стремление молодежной и подростковой аудитории к активному проведению досуга, создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности» [7, с. 39].

Тем не менее теоретическое и практическое осмысление социально-культурной деятельности в условиях сельских поселений показало отсутствие концептуального подхода к формированию праздничной культуры, в том числе и в контексте работы с сельскими подростками. Г.А. Опарин справедливо выделяет ряд противоречий, сложившихся на трех уровнях обозначенной проблемы:

− теоретический («между ценностно-нормативными представлениями и отношениями в системе праздничной культуры» и «современными жизненными и социально-культурными инновациями в праздничном календаре, требующими смысло-содержательной интерпретации и определения места и предназначения новых праздников в структуре праздничной культуры общества») [8];

− технологический («между социально-культурным предназначением календарных праздников» и «современной практикой проведения праздничных программ, не в полной мере реализующих социокультурный потенциал для социально-культурного развития людей») [8];

− методический («между социально-культурными целями значительной части новых календарных праздников» и «неразработанностью практически эффективных социально-культурных средств, методов и приемов обеспечения праздничной социокультурной коммуникации, используемых для их достижения» [8].

Таким образом, на взгляд авторов, целесообразно рассматривать процесс формирования праздничной культуры сельских подростков с использованием «инновационных и развивающих форм празднично-обрядовой и игровой культуры, зрелищно-развлекательной и психологической релаксации, рекреационно-эстетической системы усвоения культурных ценностей, различных направлений художественного, сценарно-постановочного, актерского и социального мастерства» [4, с. 16].

Все вышеизложенное актуализирует необходимость поиска эффективной модели формирования праздничной культуры сельских подростков как педагогического феномена, оказывающего воспитательное воздействие на личность молодых людей, способствующего их культурной идентичности, укреплению социальных связей и трансляции культурных ценностей.

Цель исследования – обоснование структурно-функциональной модели формирования праздничной культуры подростков в условиях сельских учреждений культуры.

Материалы и методы исследования

Проведен анализ информационных и методических материалов, вторичных исследований, моделирования, освещающих проявления исследуемого феномена в предметном поле социально-культурной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Процесс моделирования выполняет важную роль в устранении недостатков воспитательной системы, является основой педагогической мысли, позволяющей прогнозировать предполагаемый результат [2, с. 98–99]. Моделирование в педагогических исследованиях, как отмечают Л.Х. Рустамов и Н.Р. Умматов, определяется прежде всего наглядностью, определенностью, объективностью и результативностью [9]. Таким образом, представляется целесообразным обратиться к структурно-функциональной модели, основанной на принципах системности, взаимосвязи элементов и адаптивности к изменениям культурной среды.

Обозначенная модель, реализуемая в условиях сельских культурно-досуговых учреждений, направлена на оптимизацию взаимодействия всех участников культурных процессов и предоставляет множество преимуществ: повышение качества праздничных программ, расширение технологий вовлечения подростков в социально-культурную деятельность, возможностей для их творческого саморазвития.

Структурно-функциональная модель включает шесть блоков (шесть взаимосвязанных компонентов): ценностно-целевой, методический, содержательный, технологический, организационно-деятельностный, оценочный (таблица).

Ценностно-целевой компонент модели определяет цели и задачи, смысловые ориентиры и ценности, которые должны стать основой изучения и формирования культурных практик, тем более что в центре профессиональной деятельности специалиста в области культуры находится «духовный мир человека, особое внимание к человеческой индивидуальности, отдельному человеку, его самоценности, открытости миру в условиях обострения социальных конфликтов» [10, с. 110].

Цель модели: формирование осознанного отношения подростков к уровню развития праздничной культуры как позитивной ценности, способствующей культурному обогащению и социальной интеграции. Позитивная система ценностей представляет совокупность идеалов, убеждений и принципов, определяющих восприятие мира и поведение в нем, формируется на основе культурных, социальных и личностных факторов, отражая стремления и жизненные ориентации. В такой системе ценностей особое место занимают доброта, честность, уважение, справедливость и любовь к ближнему. Эти качества становятся основой для построения гармоничных взаимоотношений как на индивидуальном уровне, так и в масштабах общества.

Структурно-функциональная модель формирования праздничной культуры подростков в условиях сельских учреждений культуры

Структурные компоненты модели

Ценностно-целевой

Цель – формирование осознанного отношения подростков к уровню развития праздничной культуры как позитивной ценности, способствующей культурному обогащению и социальной интеграции

Задачи:

– обеспечить развитие мультикультурных умений в процессе участия, разработки и организации праздничных мероприятий на основе использования инновационных и традиционных социально-культурных технологий;

– способствовать формированию нравственно-ценностных ориентаций в процессе взаимодействия и коммуникации с организаторами и участниками праздничных действ;

– проводить диагностику уровня сформированности праздничной культуры

Методологический

Подходы: системный, деятельностный, аксиологический, личностно-ориентированный

Педагогические принципы: культуросообразности, открытости, самодеятельности

Содержательный

Познавательный аспект

Воспитательный аспект

Развивающий аспект

– формирование знаний о многонациональных праздничных традициях, их сохранении и передаче из поколения в поколение;

– формирование умений и навыков применения праздничных традиций в повседневной жизни

– формирование духовно-нравственной личности, почитающей праздничные традиции своего народа;

– развитие чувства патриотизма, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме

– формирование ценностно-смысловой компоненты как основного показателя уровня праздничной культуры подростка;

– развитие личностных качеств (национального достоинства, толерантности, трудолюбия, доброты др.), потребности в самосознании, саморазвитии

Технологический

Методы:

– коммуникативный;

– игровой;

– метод проектов

Формы:

– тематический праздник;

– государственный праздник;

– народный праздник;

– ярмарка;

– концерт;

– театрализованное представление;

– конкурс;

– фестиваль;

– и др.

Средства:

– цифровые технологии (интернет-ресурсы, социальные сети, программы генерации визуального контента и др.);

– инструменты для творчества, создания декораций, костюмов, реквизита и др.;

– оборудование для сцены (звуковое, световое, эффектное и др.);

– аудио- и видеотехника для записи и трансляции событий

Организационно-деятельностный

Организационно-педагогические условия

Наличие современного материально-технического оборудования, площадей для репетиционных, организационных и творческих мастерских

Привлечение квалифицированных специалистов культурно-досуговой деятельности;

наличие дополнительных компетенций у специалистов в области подготовки и организации массовых праздничных действ

Взаимодействие с местными учреждениями (школы, библиотеки, музеи и др.), родителями, педагогами школы, местным сообществом (волонтеры, местные таланты)

Продвижение праздничных мероприятий через социальные сети и мессенджеры (создание Telegram-канала), местные учреждения и др.

Учет возрастных и личностных особенностей, интересов и предпочтений подростков в процессе разработки, адаптации, организации праздничных программ

Осуществление обратной связи, посредством опросов, бесед и др. с целью повышения эффективности праздничных мероприятий

Оценочный

Уровни

↓ ↓ ↓

Ценностно-смысловой

Эмоционально-творческий

Пассивный

Источник: составлено авторами по [2].

Задачи включают: обеспечение развития мультикультурных умений в процессе участия, разработки и организации праздничных мероприятий на основе использования инновационных и традиционных социально-культурных технологий; способствование формированию нравственно-ценностных ориентаций в процессе взаимодействия и коммуникации с организаторами и участниками праздничных действ; проведение диагностики уровня сформированности праздничной культуры.

Методологический компонент модели представляют научные подходы и педагогические принципы, способствующие глубокому анализу досуговой деятельности молодежи. Данный компонент включает следующие подходы: системный, деятельностный, аксиологический и личностно-ориентированный. При системном подходе процесс культурно-досуговой деятельности представляется системой со своей преобразующей структурой, имеющей общественно значимую направленность, основу которой составляет совместная любительская, творческая и профессиональная деятельность. Деятельностный подход базируется на идее о том, что всесторонне развитая личность формируется в разнообразных видах деятельности и предполагает изучение подростка в процессе досуговой деятельности и обучения его этой деятельности. Аксиологический подход проявляется в ориентации личности на социокультурные ценности, признании человека наибольшей общественной ценностью, способной создавать духовные и материальные продукты, удовлетворять собственные и общественные потребности. Личностно-ориентированный подход обращен к индивидуально-психологическим особенностям личности подростка при организации досуговой деятельности, где важен учет его интересов и потребностей в культурной и творческой деятельности, развитие и совершенствование.

Принципы. Принцип культуросообразности предполагает, что образование подростков в условиях досуговой деятельности строится на основе общечеловеческих ценностей и знании традиций национальных культур, включает освоение молодыми людьми культуры села, исследование местных традиций, культурно-исторического наследия, адаптацию к современным тенденциям. Принцип открытости заключается в создании наиболее благоприятных условий для развития способностей и талантов каждого молодого человека в процессе совместной работы школы, семьи, учреждений культуры и других социальных институтов. Принцип самодеятельности предполагает опору на инициативу и самостоятельность подростков, их активное участие в культурно-досуговых мероприятиях не только в качестве зрителей, но и в качестве организаторов.

Содержательный компонент модели включает познавательный, воспитательный и развивающий аспекты работы с подростками, составляет основу, на которой строится программа мероприятий. Познавательный аспект направлен на формирование знаний о многонациональных праздничных традициях, их сохранении и передаче, актуальности и значимости в повседневной жизни. Воспитательный аспект предполагает формирование духовно-нравственной личности, чтящей праздничные традиции своего народа, развитие чувства патриотизма, гражданской позиции, культуры общения и поведения. Развивающий аспект нацелен на формирование ценностно-смыслового компонента как основного показателя уровня праздничной культуры подростка, развитие личностных качеств (национального достоинства, толерантности и т.д.), потребности в самосознании, саморазвитии.

Технологический компонент модели содержит методы, формы и средства.

Методы. Коммуникативный метод направлен на практику общения подростков, развитие коммуникативных навыков и умения обосновывать свое мнение, выслушивать и уважать точку зрения оппонента. Метод осуществляется в рамках групповой работы над творческими проектами. Игровой метод предполагает включение компонентов игровой деятельности в подготовку и реализацию праздничных действ (воображаемая игровая ситуация, сюжет, роль, действия с предметами, правила). Проектный метод ориентирован на самостоятельную деятельность подростков – индивидуальную, парную, групповую. Метод проектов способствует созданию условий для освоения новых видов деятельности в социокультурной среде, развитию способности адаптироваться к изменяющимся условиям.

Формы. Художественно-педагогическая организация досуга, направленная на формирование праздничной культуры сельских подростков, подразумевает разнообразие форм и средств. Подготовка и проведение тематических, национальных, государственных, народных праздников, ярмарок, театрализованных представлений и др. могут быть эффективно реализованы посредством использования цифровых технологий (интернет-ресурсы, социальные сети, программы для генерации визуального контента и т.д.), инструментов для творчества (создание декораций, костюмов, реквизита и т.д.), сценического оборудования (устройства для звука, освещения и т.д.), аудио- и видеоаппаратуры для записи и трансляции мероприятий.

Организационно-деятельностный аспект модели предполагает реализацию ряда организационно-педагогических условий: наличие современного материально-технического оснащения (освещение, видеопроекция и т.д.), площадок для репетиционных, организационно-творческих мастерских; привлечение квалифицированных специалистов социально-культурной деятельности, имеющих дополнительные компетенции в области подготовки и организации массовых праздничных мероприятий; обеспечение взаимодействия с местными учреждениями (школы, библиотеки, музеи и т.д.), родителями, учителями школ, местным креативным сообществом (волонтеры, местные таланты); продвижение праздничных мероприятий через мессенджеры и социальные сети (создание Telegram-канала для учреждения культуры и т.д.); учете возрастных и личностных особенностей (интересов и предпочтений) подростков в процессе разработки, адаптации, организации праздничных программ; предоставлении обратной связи с целью повышения эффективности праздничных мероприятий.

В процессе разработки оценочного компонента модели авторы опирались на следующие уровни формирования праздничной культуры подростков: ценностно-смысловой (высокий), эмоционально-творческий (средний), пассивный (низкий) [11, с. 17].

Оценочный компонент позволяет определить уровень развития праздничной культуры подростков и внести необходимые коррективы. Инструментами выявления отношения, проявления активности и интереса подростков к мероприятиям могут служить методы опроса, беседы, письменные отзывы в социальных сетях и др.

Уровни. Ценностно-смысловой (высокий) – подросток понимает ценность праздничной культуры, ее значимость в контексте досуговых интересов, имеет знания о праздниках, праздничных традициях и обычаях; испытывает национальную гордость за страну; стремится изучать культуру родного края и реализовать себя в культурном пространстве. Эмоционально-творческий художественный (средний) – подросток испытывает творческую активность и эмоциональный подъем в процессе подготовки, участия и организации массовых праздничных действ, проявляет эмоционально-эстетическое отношение к потреблению ценностей праздничного досуга. Пассивный (низкий) – отсутствие у подростка интереса к национальной праздничной культуре, мотивации к участию в различных направлениях и формах организации праздничного досуга. Слабо выраженное стремление к социальному взаимодействию и творческой самореализации. Низкий уровень общей и речевой культуры.

Заключение

Подводя итог, важно отметить, что в данной статье представлено теоретическое обоснование и описание модели, а также предполагаемые результаты. В перспективе планируется реализация представленной модели с описанием хода опытно-экспериментального исследования.

Предложенная структурно-функциональная модель направлена на устранение сложившихся противоречий в реализации процесса целенаправленного формирования праздничной культуры подрастающего поколения в условиях досуговой деятельности сельских учреждений культуры. Модель способствует расширению возможностей по эффективному вовлечению молодых сельчан в праздничные мероприятия, а также сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей.


Библиографическая ссылка

Васильева Е.Н., Сариева М.В. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 5. С. 149-155;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40403 (дата обращения: 12.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40403