Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИЗМЕРЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Федорович Н.Н. 1 Кравченко П.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»
Цель исследования – разработка предложений по совершенствованию метрологического обеспечения на производстве и повышению качества измерений при внедрении автоматизации процесса измерений. Точность учета продукции, ее себестоимость, издержки производства зависят от качества измерительного процесса. Качество измерений определяет, как правило, метрологическое обеспечение на предприятии, включающее комплекс организационно-технических мероприятий, технических средств, правил и норм, обеспечивающих единство и требуемую точность измерений. Перспективным является комплексность решения вопросов улучшения материально-технической базы и разработки новых методических документов по выполнению требуемых измерений. В статье рассмотрена возможность улучшения технической и нормативно-методической базы метрологического обеспечения автозаправочных станций. Предложено применение подобранных электронных плотномеров и термометров, которое позволяет практически полностью исключить и сократить количество ошибок, связанных с «человеческим фактором», а также уменьшить время на выполнение измерений при отсутствии операции извлечения нефтепродукта из резервуара и повысить точность результатов. Представлены предложения по автоматизации процесса измерений путем использования системы измерений «Струна+», оценка пригодности которой подтверждена приведенными в работе результатами в процессе ее тестового использования. Улучшение материально-технической базы измерений потребовало введения предложений по дополнениям в эксплуатационную документацию, в том числе по нахождению и устранению несоответствий при применении автоматизированной системы измерений в рабочем режиме. Внедрение данной системы позволяет перевести автозаправочные станции на полностью автоматизированный коммерческий учет как при приемке, так и при отпуске нефтепродуктов.
метрологическое обеспечение
измерительные приборы
нефтепродукты
единство и точность измерений
автоматизированная система измерений
методическая документация
1. Бегунов А.А., Абдуллаев А.Х. Показатели качества продукции, технологические параметры и нормы точности их измерения // Контроль качества продукции. 2021. № 5. URL: https://ria-stk.ru/mos/adetail.php?ID=199328&ysclid=m7k3uwtdk935354326 (дата обращения: 15.02.2025).
2. Федорович Н.Н., Любимова Е.А. Перспективы совершенствования метрологического обеспечения процессов производства // Перспективное развитие науки, техники и технологий: сборник научных статей 12-й Международной научно-практической конференции (Курск, 01 ноября 2022 г.). Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. С. 374–377.
3. Сариго Н.В. О метрологическом обеспечении технического уровня и качества продукции в машиностроении // Техническое регулирование в едином экономическом пространстве: сборник статей X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 18 мая 2023 г.). Екатеринбург: РГППУ, 2023. С. 114–118.
4. Федорович Н.Н., Федорович А.Н., Ляшук Я.В. Совершенствование системы контроля процесса переработки нефти // Фундаментальные исследования. 2018. № 7. С. 29–33. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42202 (дата обращения: 15.02.2025).
5. Волгушев А.Н., Сафонов А.С., Ушаков А.И. Автозаправочные станции: Оборудование. Эксплуатация. СПб.: ДНК, 2001. 176 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bolohovomt.ru/doc/avtozapr_stanzii.pdf?ysclid=m7k513z1qx707252271 (дата обращения: 15.02.2025).
6. Щербакова Т.Р., Воронин К.С. Учет операций на АЗС посредством метрологического обеспечения // Нефтегазовый терминал. Выпуск 18: сборник научных трудов международной научно-технической конференции имени профессора Н.А. Малюшина (Тюмень, 15 марта 2020 г.) / Под общ. ред. М.А. Александрова. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2020. С. 320–325.
7. Аралов О.В., Буянов И.В., Воробьев С.И., Кацал И.Н., Лисин Ю.В., Золотухин О.Е. Современное состояние ведения учетных операций с нефтью и нефтепродуктами с применением измерительных систем в России. М.: Недра, 2019. 246 с. [Электронный ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_012094031/ (дата обращения: 15.02.2025).
8. АУТП.414122.021РЭ Руководство по эксплуатации. Плотномер «ПЛОТ-3Б-1П». Арзамас: ЗАО «Авиатех», 2020. 51 с. [Электронный ресурс]. URL: https://aviatech.pro-solution.ru/wp-content/uploads/2020/09/AVT_PLOT-3B-1P_RE.pdf?ysclid=m7k5jw1vkw762859439 (дата обращения: 15.02.2025).
9. ТКЛШ 2.822.001РЭ Руководство по эксплуатации. Термометры электронные EхT-01. Томск: ООО «Термэкс», 2019. 32 с. [Электронный ресурс]. URL: https://ptp.by/zip/REH_ExT_01_2012_file_545_1733.pdf?ysclid=m7k7kriocn168068255 (дата обращения: 15.02.2025).
10. КШЮЕ.421451.002РЭ Руководство по эксплуатации. Системы измерительные «СТРУНА+». Королев: ЗАО «НТФ «НОВИНТЕХ», 2015. 103 с. [Электронный ресурс]. URL: https://rodisgroup.ru/wp-content/uploads/2016/01/Rukovodstvo-po-e%60kspluatatsii-STRUNA-.pdf (дата обращения: 15.02.2025).
11. Системы измерительные «СТРУНА+»: описание типа средства измерений, рег. № 58711-14, утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 04 июня 2024 г. № 1362 // Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry/4/items/371793 (дата обращения: 16.02.2025).
12. Федорович Н.Н., Апинян А.С. Анализ потенциальных несоответствий при проведении испытаний нефтепродуктов // Материалы конференций ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ» (Санкт-Петербург, 25–30 июня 2018 г.). Сборник избранных статей. СПб.: ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ», 2018. С. 60–62.
13. Федорович Н.Н., Горшкова Н.В., Федорович А.Н. Проведение оценки состояния измерений в лаборатории для подтверждения ее компетентности // Наука и бизнес: пути развития. 2020. № 12 (114). С. 116–119. URL: http://globaljournals.ru/assets/files/journals/science-and-business/114/sb-12(114)-2020-main.pdf (дата обращения: 16.02.2025).
14. ГОСТ Р 58404-2019 Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации. М.: Стандартинформ, 2019. 50 с.
15. МИ 1864-2020 Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Колонки топливораздаточные. Методика поверки. СПб.: ФГУП ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, 2020. 22 с.

Введение

В условиях глобализации и возрастающей поликультурности общества вопросы сохранения национальной идентичности и формирования гармоничных межличностных отношений приобретают особую актуальность. Этнокультурное воспитание, направленное на передачу традиций, ценностей и культурного наследия, рассматривается как важный инструмент формирования всесторонне развитой личности, способной к конструктивному взаимодействию в полиэтнической среде. Однако, несмотря на признание значимости, остаются не до конца раскрытыми вопросы, касающиеся эффективных методов и подходов к реализации этнокультурного воспитания в современной образовательной системе. Основой этнокультурного воспитания должен быть принцип уважения к каждой культуре и возможность для равноправного поликультурного диалога. При этом, хотя школы и должны поддерживать развитие этнокультурной идентичности учеников, порой на деле это не так просто реализовать. Этнокультурные аспекты недостаточно включены в учебные программы и внеклассные занятия, что мешает формированию у обучающихся понимания и уважения к разным культурам. Этнокультурное воспитание помогает детям осознать свою национальную идентичность, быть патриотами и успешно адаптироваться в обществе. Для этого учителям важно понимать сущность и структуру этнокультурного воспитания, развивать навыки работы с разными культурами и использовать новые образовательные технологии, чтобы дети учились терпимости и взаимопониманию.

Целью исследования является определение сущности и структуры этнокультурного воспитания. Исследование направлено на обобщение опыта и научных исследований в данной области для определения наиболее эффективных стратегий этнокультурного воспитания, способствующих гармоничной интеграции личности в поликультурное общество и сохранению культурного наследия.

Материалы и методы исследования

Для проведения данного исследования были проанализированы научные статьи, посвященные вопросам этнокультурного воспитания в образовательной системе России. Поиск источников осуществлялся в открытых электронных базах данных. Временной период поиска охватывал 2015–2024 гг. Ключевые слова, использованные для поиска: «этнокультурное воспитание», «поликультурное воспитание», «национальная идентичность», «патриотическое воспитание», «культурное наследие», «традиции», «ценности», «образовательная система». В результате поиска было найдено около 50 источников, из которых для анализа были отобраны 25 наиболее релевантных теме исследования и соответствующих критериям научности и актуальности. Основными методами исследования являются синтез, обобщение и анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме этнокультурного воспитания.

Результаты исследования и их обсуждение

Подход к воспитанию в современной образовательной системе смещает акцент с ребенка как объекта воздействия на ребенка как активного и равноправного участника процесса. В современном полиэтническом обществе в рамках общей воспитательной системы особенно актуальным становится этнокультурное воспитание подрастающего поколения. Этот процесс, по мнению Р.И. Моисеевой и Т.Н. Дутовой, является ключевым фактором в формировании личности, поскольку язык, традиции, обычаи и духовные ценности каждого народа играют важную роль в развитии лучших человеческих качеств [1].

В целом этнокультурное воспитание в России характеризуется сложным переплетением позитивных и негативных тенденций. С одной стороны, наблюдается стремление к «возвращению к истокам», возрождению религиозных традиций, верований, обрядов, ремесел и интереса к краеведению, что способствует этнокультурной самоидентификации народов России. С другой стороны, эти процессы могут сопровождаться изоляционизмом и даже сепаратизмом, подталкиваемым агрессивными националистами. В связи с этим ключевым аспектом этнокультурного воспитания в России является необходимость культурного осмысления и поддержки диалога народов, их «всеотзывчивости» друг к другу. Опыт тысячелетнего совместного существования, навыки адаптации и коллективистские установки, а также полиэтничность генофонда, формируют уникальные способности к возрождению и культурному диалогу. Этот исторический опыт и «алгоритм» культурного диалога могут быть успешно задействованы в решении национальных проблем и гармонизации межэтнических отношений [2].

Этнокультурное воспитание необходимо для того, чтобы люди разных национальностей могли мирно сосуществовать. Оно помогает детям и подросткам лучше понять свою культуру и традиции, а также уважать культуру других народов, что, в свою очередь, способствует формированию взаимопонимания и чувства принадлежности как к своей этнической группе, так и к стране в целом. Этнокультурное воспитание использует традиции и обычаи для всестороннего развития личности [3].

Различные исследователи предлагают свои взгляды на сущность этнокультурного воспитания, подчеркивая его многогранность и сложность. Так, по мнению ряда авторов, этнокультурное воспитание представляет собой важную часть общественного воспитания, основанную на многовековом опыте народа. Оно является синтезом народной педагогики и результатом исторического «педагогического эксперимента», в ходе которого народ отбирал лучшие методы воспитания. Несмотря на стихийный характер формирования, этнокультурное воспитание содержит ценные приемы и методы, актуальные и вдохновляющие в современном образовании, особенно в трудовом, нравственном, умственном, физическом и эстетическом развитии личности [4].

С точки зрения С.Г. Тишулиной, этнокультурное воспитание ориентировано на формирование гражданина, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур и умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей [5].

В.Ф. Поберезкая и С.Н. Терентьева акцентируют внимание на практической необходимости этнокультурного воспитания в современных российских школах, особенно в регионах, где в одном классе обучаются дети разных национальностей. Авторы подчеркивают важность формирования у школьников уважения к другим культурам, традициям и истории народов России, а также развития дружелюбных и гуманных отношений между ними. Целью такого воспитания является формирование уважения к духовным ценностям многонациональной страны [6].

Таким образом, можно заключить, что этнокультурное воспитание необходимо для того, чтобы дети уважали свою культуру и культуру других народов. Оно помогает им узнать свои традиции и обычаи, а также понимать и уважать другие культуры. Важно, чтобы дети знали как национальный, так и государственный язык, чтобы чувствовать себя частью своей этнической группы и гражданами своей страны. Этнокультурное воспитание способствует всестороннему развитию ребенка, влияя на его социальное, духовное, нравственное, психическое и физическое состояние.

И.Д. Рудинский и Э.И. Ахмедова подчеркивают, что этнокультурное воспитание помогает ребенку ориентироваться в сложном поликультурном мире и развивает критическое мышление, что является необходимым для преодоления стереотипов и формирования позитивного восприятия представителей различных этнических групп. По мнению авторов, педагог, работающий в данном направлении, участвует в формировании жизненных ценностей, учит взаимодействию в многокультурной среде, развивает эмпатию и этические нормы поведения [7].

Е.Л. Егорова и Е.Н. Сибиркина подчеркивают значимость интеграции культурного, образовательного и воспитательного пространства в условиях информатизации и межкультурной коммуникации. Они рассматривают этнокультурную направленность как проекцию образовательных систем на воспитание, обучение, развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства. Именно поэтому так важно создавать условия для формирования профессиональной перспективы педагогов, закладывающие основы этнокультурной образовательной стратегии с учетом региональной составляющей [8].

По мнению Е.В. Птицыной, важным условием реализации этнокультурного компонента в образовании является наличие развитой системы образования и воспитания, пронизанной национальным компонентом. Эта система должна быть тесно связана с эстетическим воспитанием и основываться на широком использовании эстетических ценностей, созданных национальной культурой [9].

Исследователи-педагоги придают большое значение поликультурному и этнокультурному воспитанию детей. Важно учить детей понимать и уважать как свою культуру и традиции, так и культуру других народов. Нужно понимать, что этническая идентичность, то есть ощущение принадлежности к определенной этнической группе, не возникает сама по себе, а формируется через образование и воспитание. Такое образование помогает восстановить историческую память народа, передавая культурное наследие от поколения к поколению. Для достижения этих целей необходима хорошо продуманная и целостная система этнокультурного образования и воспитания.

Важность этнокультурного воспитания для образовательного процесса заключается в том, что оно знакомит детей с культурой разных народов, помогает им осознать свои корни, возрождает традиции и укрепляет связь между поколениями, передавая социальный опыт. Включение этнокультурных элементов в образование необходимо для сохранения и развития национальной культуры [10].

Именно поэтому в современных условиях, когда российская система образования делает акцент на всестороннем развитии личности, этнокультурное воспитание становится особенно актуальным. Оно является комплексным и междисциплинарным процессом, привлекающим внимание педагогов и ученых.

Этнокультурный компонент в учебных предметах и курсах играет важную роль в обучении и воспитании обучающихся. Он позволяет, опираясь на национальные традиции, культуру и историю народов, формировать у детей уважение к своей и другим культурам, способствуя тем самым единению и укреплению российского государства. Изучение этнокультурного материала закладывает базовые представления о многообразии культур, их формах и особенностях [11].

П.П. Бартаева акцентирует внимание на психологических и межличностных аспектах образовательной среды, подчеркивая важность этнокультурного окружения, включающего людей, объекты национальной культуры и предметы быта. Ознакомление с этим окружением, как отмечает автор, должно происходить постепенно, от близкого к далекому [12].

В контексте сохранения культурного многообразия народов А.Л. Малеев и Е.В. Малеева отмечают положительное влияние мероприятий, направленных на развитие и сохранение культурного многообразия народов, на этнокультурное образование детей и молодежи, что подчеркивает необходимость активного вовлечения школьников во внеурочную деятельность, связанную с изучением и популяризацией культурного наследия [13].

Однако, как отмечают В.А. Тишков и В.В. Степанов, этнокультурное воспитание в России не лишено сложностей и противоречий. С одной стороны, существует потребность в учете региональных особенностей и культурного разнообразия. С другой стороны, есть опасения, связанные с возможным усилением национализма и этнической обособленности. Отсутствие четкого правового регулирования и недостаточная готовность школ брать на себя ответственность за выбор языка обучения и воспитания усугубляют существующие проблемы [14].

Ф.У. Базаева предостерегает от ограничения этнокультурного образования лишь усвоением знаний о традиционной культуре этноса. Важно, чтобы школьники овладели умениями и навыками межкультурной коммуникации в практической деятельности, сформировали ценностное отношение к культуре своего и других народов, осознали этническую принадлежность на уровне этнического самосознания и социализировались в поликультурной среде. Автор также отмечает, что многие педагоги недооценивают значение этнокультурного воспитания и не владеют достаточными знаниями и компетенциями для его реализации [15].

А.Б. Афанасьева поднимает вопрос о кризисе традиционных ценностей и необходимости гармонизации гражданской и этнической идентичности. Важно, чтобы человек идентифицировал себя и как представителя определенного этноса, и как гражданина страны, связывая свою судьбу с судьбой государства [16].

Этнокультурное воспитание в школе играет важную роль в формировании духовно-нравственных ценностей и гражданской идентичности обучающихся. Ключевая фигура в этом процессе – учитель, который должен быть не только образованным, но и обладать верой в силу воспитания на ценностях родной культуры, а также быть поликультурным, способным создать атмосферу открытости в образовательном пространстве. Особенно это важно в поликультурных регионах, где учет национальных традиций и их влияния на школьников является неотъемлемой частью воспитательной работы [17].

Таким образом, можно подойти к идее о том, что в системе этнокультурного воспитания главенствующую роль занимает педагог и его собственные этнокультурные компетенции.

Этнокультурная компетентность – это важная способность человека, позволяющая ему успешно общаться и взаимодействовать с людьми из разных культур. Она включает в себя знания о культурах, умение правильно оценивать и адаптироваться к межкультурным ситуациям, а также создавать позитивную атмосферу. Разные подходы к определению этой компетентности подчеркивают важность как социологического понимания, так и глубокого изучения своей и чужих культур для развития понимания этнокультурной реальности.

Этнокультурная компетентность опирается на систему знаний о различных культурах, включая собственную, и умения, позволяющие эффективно взаимодействовать в межэтнической среде. Важно получать объективную информацию о культурах из разнообразных источников, чтобы избегать ошибочных суждений, стереотипов и предрассудков. Государственная национальная политика должна стремиться к распространению достоверной информации и пресечению ложных представлений о культурах. Практическое применение знаний в ситуациях межэтнического общения, включая выбор подходящих средств коммуникации и навыки разрешения конфликтов, способствует формированию этнокультурной компетентности и пониманию особенностей каждой культуры [18].

Так, С.Ц. Содномов и Г.Р. Даутова рассматривают этнокультурную компетентность как интегральное качество личности, включающее в себя развитое этническое самосознание, знание этнокультурных особенностей своего региона и страны, а также владение этноэтикетом и умение применять этнокультурные знания на практике. Иными словами, это способность не только знать, но и понимать и использовать культурные особенности в повседневной жизни [19].

По мнению О.С. Павловой и Л.Ж. Назрановой, этнокультурной компетентностью важно обладать каждому квалифицированному педагогу, работающему в мультикультурной среде. Это значит, что он должен не только владеть обширным багажом информации о разных культурах, включая свою собственную, но и придерживаться гуманистических ценностей, уважать другие народы и уметь эффективно общаться и обучать детей из разных культур, используя разнообразные педагогические подходы, основанные на уважении и понимании. Иными словами, этнокультурная компетентность – это совокупность знаний, ценностей и практических навыков, необходимых педагогу для успешной работы в поликультурном коллективе [20].

Таким образом, чтобы дети росли всесторонне развитыми в культурном плане, педагоги должны быть этнокультурно компетентными. Они должны уметь использовать знания и методы для воспитания детей в духе уважения к разным культурам и национальностям. Данный момент предполагает интеграцию культурных аспектов во все учебные и воспитательные мероприятия. Однако на практике педагоги часто не получают достаточной подготовки в этой области, хотя именно они должны передавать и создавать этнокультурный опыт.

Н.Г. Егошина указывает на необходимость сохранения этнокультурной идентичности и формирования межкультурной грамотности. Однако анализ современного состояния этнокультурного образования выявляет проблемы, такие как поверхностное отражение традиций народной культуры, недостаточная преемственность между уровнями образования, отсутствие этнокультурного материала и преобладание репродуктивных методов преподавания [21].

Итак, анализ литературы показал, что этнокультурное воспитание рассматривается исследователями как многоаспектный процесс, включающий изучение истории, культуры, традиций и ценностей различных народов. Авторы отмечают важность формирования у обучающихся уважения к своей и другим культурам. Выделяются различные подходы к реализации этнокультурного воспитания в образовательной системе, включая интегрирование этнокультурного компонента в учебные предметы, организацию внеурочной деятельности, направленной на изучение народных традиций и обычаев, а также использование активных методов обучения, способствующих вовлечению обучающихся в процесс познания и саморазвития. Отмечается тенденция к расширению использования информационных технологий и интерактивных методов в этнокультурном воспитании.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующую структуру этнокультурного воспитания.

1. Целевой компонент: определяет цели и задачи этнокультурного воспитания, направленные на формирование этнического самосознания, уважения к своей культуре и к культурам других народов (А.М. Салаватова, В.Ю. Кованцова) [22]. Содержательный компонент: включает в себя отбор и систематизацию знаний о культуре своего народа и других этносов, а также формирование ценностных ориентаций и установок (Т.В. Безродных) [23].

2. Деятельностный компонент: предусматривает организацию различных видов деятельности, направленных на освоение этнокультурных ценностей, развитие межличностного взаимодействия и формирование практических навыков (И.А. Закирьянова, А.Г. Михайлова) [24].

3. Оценочно-результативный компонент: включает в себя критерии и показатели эффективности этнокультурного воспитания, а также методы оценки достигнутых результатов (Б.А. Тахохов) [25].

Заключение

Обзор современных исследований показал, что сущность этнокультурного воспитания в современной школе заключается в создании условий для формирования гармоничной и социально ответственной личности, обладающей развитым этническим самосознанием, уважающей культурное многообразие мира и готовой к конструктивному взаимодействию с представителями разных культур и народов. Достижение этой цели требует комплексного подхода, включающего интеграцию этнокультурного компонента в образовательный процесс, подготовку педагогов, владеющих необходимыми компетенциями, а также создание благоприятной образовательной среды, способствующей развитию межкультурного диалога и взаимопонимания. Важно помнить, что этнокультурное воспитание – это не только передача знаний, но и формирование ценностных ориентиров, убеждений и моделей поведения, необходимых для успешной адаптации и самореализации в современном многонациональном обществе.


Библиографическая ссылка

Федорович Н.Н., Кравченко П.Г. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИЗМЕРЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 4. С. 173-178;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40383 (дата обращения: 11.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40383

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674