Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОУЧИНГА

Писклова М.В. 1 Бекоева М.И. 2
1 ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского»
2 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»
Цель исследования заключалась в обосновании моделирования процесса формирования личностной самоэффективности старшеклассников на основе педагогического коучинга. В качестве методов авторами применяются: моделирование структурного устройства изучаемого объекта, анализ педагогической литературы, блочное представление содержания разработанной модели. Разработанная модель формирования личностной самоэффективности старшеклассников на основе педагогического коучинга характеризуется целостностью, концептуальностью, разносторонностью, многофункциональностью и непрерывностью содержания, структуры и результата образования. Успешность реализации представленной модели обеспечивается комплексом следующих педагогических условий: грамотная постановка цели; рациональное использование ресурсов; правильная расстановка приоритетов; четкое и поэтапное планирование; сосредоточенность и концентрация внимания; умение делегировать обязанности; соответствие типа личностной направленности выбранной профессии, что позволяет увидеть не только элементы, но и связи между ними; сопровождать процесс до его осуществления; выявить отрицательные последствия и своевременно их скорректировать до реального их проявления. Педагогический коучинг в статье рассматривается как инновационный подход к образованию, который направлен на поддержку педагогов и обучающихся в достижении их образовательных целей через активное взаимодействие, рефлексию и развитие личностной самоэффективности обучающихся. Таким образом, можно заключить, что коучинговый подход в формировании личностной самоэффективности старшеклассников заключается в развитии у них способности самостоятельно формулировать личностно значимые цели, планировать учебно-познавательные действия, осуществлять самостоятельный выбор содержания, уровня сложности заданий, их количества, срока выполнения и отчетности в соответствии с индивидуальным ресурсным потенциалом.
старшеклассники
личностная самоэффективность
педагогический коучинг
моделирование
1. Вареца Е.С., Дохоян А.М., Белоус О.В. Формирование личностной саморегуляции как личностного потенциала // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2021. № 3–4 (63). С. 147–154. DOI: 10.51944/2072-2516_2021_3-4_147.
2. Волчегорская Е.Ю. Теоретические аспекты коучингового сопровождения профессионального становления студентов педагогического колледжа // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 195–198. DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0048.
3. Лагода В.А., Киселева Л.В. Педагогический коучинг как способ развития творческой самореализации учащихся во внеурочной деятельности // Научный альманах. 2021. № 4–1 (78). С. 178–182.
4. Петриенко С.Е., Тараканова И.В. Коучинговый подход в процессе обучения // В сборнике: Современные концепции развития науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 16 марта 2018 г.). Уфа: ООО «ОМЕГА САЙНС», 2018. С. 89–91.
5. Рустамов Л.Х., Умматов Н.Р. Теоретические основы педагогического моделирования // Наука и мир. 2020. № 2–2 (78). С. 59–62.
6. Шилина Н.В. Моделирование в педагогике как метод научного познания // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации, социализации и реабилитации человека: Сборник научных статей по итогам круглого стола со всероссийским и международным участием (Москва, 16 февраля 2022 г.). М.: ООО «КОНВЕРТ», 2022. С. 45–47.
7. Bandura A. Exercise of human agency through collective efficacy. Current Directions in Psychological Science. 2000. Т. 9, № 3. С. 75–78. DOI: 10.1111/1467-8721.00064.
8. Бекоева М.И., Писклова М.В. Педагогический коучинг как эффективная технология повышения личностной эффективности студентов // ЦИТИСЭ. 2021. № 3 (29). С. 387–395. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.3.31.
9. Савенко Ю.С. Академическая самоэффективность как ресурс эмоционального благополучия подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2023. № 209. С. 143–152. DOI: 10.33910/1992-6464-2023-209-143-152.
10. Грибоедова О.И. Знания о себе и психологическое благополучие подростков // Человеческий капитал. 2023. № 10 (178). С. 167–179. DOI: 10.25629/HC.2023.10.16.
11. Шевелёва А.М., Овсиенко Г.Л. Взаимосвязь самоэффективности и профессионального самоопределения у школьников // Профессиональные представления. 2024. № 1 (16). С. 83–92.

Введение

В условиях стремительных технологических модернизаций, связанных с цифровизацией всех жизненно важных сфер, педагогическая наука должна реагировать на инновационные процессы и отвечать разработкой и внедрением новых образовательных технологий, методов и подходов для качественного программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Одной из ключевых задач, стоящих перед общеобразовательной школой, является разработка и реализация стратегии образовательного процесса, направленной на личность обучающегося с целью раскрытия его внутреннего потенциала, формирования не только необходимых академических умений и навыков, но и индивидуальных качеств, способствующих развитию его личностной самоэффективности, успешному личностному становлению. Это обусловливает поиск и внедрение эффективных механизмов сознательного саморазвития человека, в процессе которого раскрываются его потенциальные возможности для личностной самореализации [1]. В рамках модернизации общеобразовательной школы трудно переоценить создание моделей образования, основанных на ретроспективном опыте и перспективном поиске инновационных форм, методов и технологий обучения и воспитания. Одним из таких образовательных технологий выступает педагогический коучинг. Успешность личностного саморазвития и творческой самореализации обучающихся через призму педагогического коучинга подтверждается и в исследованиях некоторых ученых, указывающих на значимую роль коучингового подхода в совершенствовании жизненного опыта, получении высоких результатов деятельности, раскрытии человеческой уникальности и т.д. [2; 3].

Анализ научно-теоретических подходов к коучинговым технологиям позволил нам определить педагогический коучинг как инновационное направление в педагогической теории и практике, в основе которого лежит постановка и достижение цели путем мобилизации внутреннего потенциала личности; освоение передовых стратегий получения результата; применение необходимых методов и приемов с наибольшим коэффициентом полезного действия; сопровождение обучающихся не только на пути овладения различными компетенциями, но и улучшения своей жизни в целом, повышения своей личностной самоэффективности [4]. Благодаря своим особенностям: осознанности, целостности, инициативности, целенаправленности, универсальности, ориентированности на самообразование и самосовершенствование обучающихся – педагогический коучинг на сегодняшний день – одна из результативных педагогических технологий, позволяющих не только овладеть соответствующими компетенциями, но и способствующих развитию творческой активности старшеклассников, вырабатывающих умения представлять и отстаивать собственную позицию, навыков коммуникативного мастерства, умения вести научный диалог, способности к лидерству, к осознанной саморегуляции.

Цель исследования заключается в обосновании разработанной модели формирования личностной самоэффективности старшеклассников на основе педагогического коучинга, который способствует мобилизации собственного потенциала старшеклассников, развитию необходимых способностей, формированию умений и навыков для достижения значимых целей.

Материалы и методы исследования

Для уточнения проблемы и цели исследования, педагогических условий, организационно-методологических, содержательных и оценочно-результативных компонентов процесса формирования личностной самоэффективности старшеклассников на основе педагогического коучинга авторы посчитали целесообразным применение научно-исследовательского метода – моделирования. Являясь мощным инструментом для совершенствования процесса формирования личностной самоэффективности старшеклассников, моделирование способствует более глубокому проникновению в содержание исследуемого объекта. Практическая ценность моделирования в педагогических исследованиях, как отмечают Л.Х. Рустамов и Н.Р. Умматов, определяется, прежде всего, наглядностью, определенностью, объективностью и результативностью [5]. Характерной особенностью моделирования как научного метода является то, что удобная визуализация помогает лучше понять структуру и динамику изучаемой проблемы, облегчает восприятие сложных концептов и способствует более наглядному представлению результатов исследования [6]. Универсальность и высокие исследовательские возможности моделирования определяют результативность использования данного метода для описания всех структурных компонентов научно-категориального аппарата исследования, а также продуктов моделирования в рамках определенных организационно-процессуальных блоков. Как известно, в зависимости от сложности и характера исследуемого явления моделирование может включать несколько этапов: определение цели, постановку задачи, представление структуры модели, описание условий эффективной ее реализации и, наконец, экстраполяцию, то есть этап непосредственной реализации модели.

В данной статье дается теоретическое описание модели, включая ее основные блоки, организационно-педагогические условия реализации модели и гипотетическое представление результатов исследования. В перспективе планируется эмпирическая проверка результатов реализации представленной модели с подробным описанием хода опытно-экспериментального исследования: контингента испытуемых, базы исследования, диагностического инструментария для выявления уровня сформированности всех компонентов личностной самоэффективности обучающихся, сравнительно-сопоставительный анализ результатов констатирующего и заключительного этапов эксперимента.

Результаты исследования и их обсуждение

Личностная самореализация человека, базирующаяся на совмещении внутренних стимулов и внешних условий саморазвития, выступает объектом изучения различных научных сфер: философии, психологии, педагогики, социологии, культурологи. Впервые понятие «самоэффективность» в науку ввел американский психолог А. Бандура – автор многочисленных исследований проблемы поведения личности и причин тех или иных ее действий. Самоэффективность личности А. Бандура определяет как стержневую детерминанту человеческого поведения, позволяющую достаточно четко спрогнозировать реальное поведение человека; уверенность личности в своей способности максимально эффективно действовать в нестандартных ситуациях; осознание человеком своих возможностей справиться со специфическими задачами и с учетом этого определить стратегию и способы своих дальнейших действий [7, с. 75–78]. Она реализуется в первую очередь через внутренние резервы человека, скрытый потенциал, умение выбора наиболее эффективной стратегии деятельности, поведения в целом. Большое значение имеет способность к объективной оценке личностью собственных способностей справляться с поставленными задачами в сложной ситуации.

Многообразие подходов обосновывается тем, что личностная самоэффективность является многоуровневым психолого-педагогическим явлением, в том числе учитывающим специфику деятельности личности. Процесс формирования личностной самоэффективности старшеклассников на основе педагогического коучинга, как сложная система, описывается выполняемыми функциями, конструктивной структурой и логически связанными блоками [8]: целевым (формирование личностной самоэффективности старшеклассников на основе педагогического коучинга путем создания специальных педагогических условий); теоретико-методологическим (учебно-методическое обеспечение инновационного образовательного процесса, способствующего формированию личностной самоэффективности обучающихся; функциональные компоненты, концептуальные идеи); содержательно-процессуальным (методы, технологии и принципы реализации инновационной образовательной деятельности); оценочно-результативным (уровни, критерии, показатели сформированности личностной самоэффективности старшеклассников, конечный результат).

Целевой блок, содержащий основную идею создания и функционирования разработанной модели, а также задачи, решение которых способствует достижению цели исследования, имеет прогностическую направленность, так как предопределяет результат проводимого исследования. Содержание данного блока обусловливается требованиями, предъявляемыми государством к уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы. Как известно, любая цель направлена на достижение определенного результата через решение соответствующих задач. Именно поэтому при формулировании цели реализации исследуемого процесса авторы акцентировали свое внимание не только на формировании личностной самоэффективности старшеклассников, но и определяли необходимые для данного процесса действенные средства. В качестве такого педагогического средства в исследовании был реализован педагогический коучинг.

Теоретико-методологический блок играет ключевую роль в обеспечении качества и достоверности модели формирования личностной самоэффективности старшеклассников на основе педагогического коучинга, а также в ее успешной адаптации к реальным условиям. В ходе научно-педагогического анализа исследований по обозначенной проблеме было выявлено, что процесс формирования личностной самоэффективности старшеклассников на основе педагогического коучинга подчиняется деятельностному, личностному и практико-ориентированному подходам.

Деятельностный подход в образовании выражается в том, что обучающийся становится активным субъектом учебно-познавательной деятельности; овладение наукой и культурой, способами познания и преобразования мира осуществляется преимущественно на основе собственной активной деятельности; формирование и совершенствование индивидуальных качеств происходит через мотивированное обучение старшеклассников самостоятельной постановке целей и нахождению путей и средств их достижения. Исследование самоэффективности как уверенности в собственных силах, возможностях и способностях, как прогностического параметра эмоционального благополучия позволяет утверждать, что она способствует не только улучшению психоэмоционального состояния, но и формированию способности к успешному преодолению жизненных препятствий [9].

Содержание личностного подхода отражается в том, что ведущей ценностью в исследовании признаются индивидуальные качества обучающихся, особенно в сфере их личностной самоэффективности. Именно на указанные психологические новообразования направлено педагогическое моделирование. Одной из ценностей процесса формирования личностной самоэффективности старшеклассников является возможность повышения уровня конкурентоспособности в условиях современного рынка труда.

Для практико-ориентированного подхода очень важно установить практическую значимость заявляемого идейного ядра научной работы. Практико-ориентированный подход в образовании направлен не столько на овладение теоретическими знаниями, умениями и навыками, сколько на усвоение опыта практической деятельности с целью формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, рекомендованных образовательными стандартами нового поколения.

Содержательно-процессуальный блок модели состоит из двух частей – содержательной и процессуальной. Содержательная часть отражает содержание целостного процесса формирования личностной самоэффективности старшеклассников на основе педагогического коучинга в контексте с основными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность данного процесса. Процессуальная часть включает все те инструменты и подходы, которые позволяют исследователю организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы он был максимально эффективным и соответствовал целям образования. В процессуальной части блока описываются методы и приемы, которые используются для достижения поставленных целей; усвоения способов взаимодействия со старшеклассниками, направленных на регулярное осуществление конструктивной обратной связи от учителей и родителей, которая помогает обучающимся осознавать свои сильные стороны и работать над слабыми; формирования навыков планирования времени, развития способности ставить перед собой амбициозные цели и прилагать усилия для их достижения.

Оценочно-результативный блок, как важная часть любой образовательной модели, представлен концептуальными обобщениями результатов эмпирического исследования; совокупностью диагностического инструментария и технологий оценивания качества образовательного процесса и его результатов; комплексом методов, средств и приемов, необходимых для проведения промежуточных и заключительных контрольных процедур, достижения поставленных образовательных целей; перечнем планируемых результатов, к которым необходимо стремиться преподавателям и старшеклассникам. Данный блок в структурно-функциональной модели формирования личностной самоэффективности старшеклассников на основе педагогического коучинга выполняет аналитическую функцию. Необходимость включения оценочно-результативного блока в перечень основных элементов структурно-функциональной модели обусловлена необходимостью получения достоверной информации о траектории процесса педагогического сопровождения формирования самостоятельности обучающихся.

Все блоки модели взаимосвязаны, что обеспечивает высокую результативность их успешного применения. Успешность процесса личностной самоэффективности в условиях современного информационного общества в статье связана также с такими организационно-педагогическими условиями: педагогическое содействие грамотной постановке целей старшеклассниками и устойчивой уверенности в их достижении; воспитание осознанного отношения старшеклассников к рациональному использованию объективных и субъективных ресурсов для решения поставленных задач; формирование готовности старшеклассников к поэтапному и четкому планированию предстоящих дел на основе правильной расстановки приоритетов; культивирование у старшеклассников потребности в самоменеджменте, самореализации и социальной инициативности.

Анализ содержания и структуры разработанной структурно-функциональной модели формирования личностной самоэффективности старшеклассников на основе педагогического коучинга позволяет утверждать, что моделирование, как процесс установления и реализации приоритетных направлений в разрешении проблемы исследования через существующие факторы влияния на исследуемый предмет, можно отнести к эмпирическим методам педагогического исследования. По сути, личностная самоэффективность – это сформированная на знании и прежних переживаниях убежденность личности в своих способностях добиваться определенных результатов при определенных ресурсных затратах.

Личностная самоэффективность старшеклассников, как ведущий фактор успешной самореализации, проявления творческой активности, не абстрактное понятие, а совокупность конкретных методов и приемов, позволяющих старшеклассникам оптимизировать процесс полного раскрытия своих потенциальных возможностей, добиться поставленных целей с незначительными затратами ресурсов и образующих функциональную систему [10]. Вера в собственные усилия, осознание того, что успех зависит от приложенных усилий, а не только от внешних факторов, укрепляет чувство контроля над ситуацией [11]. Чем выше личностная самоэффективность, тем больших результатов ожидает от себя человек при равных затратах.

Заключение

Таким образом, системное, целостное представление о педагогическом коучинге, как стратегическом ориентире развития инновационной образовательной технологии формирования личностной самоэффективности, выделение специфических особенностей и функций, обоснование критериев, показателей и уровней сформированности основных ее компонентов выступает теоретической предпосылкой для исследования тенденций успешного формирования личностной самоэффективности. Педагогический коучинг в таком случае следует рассматривать как инновационный подход к образованию, который направлен на поддержку педагогов и обучающихся в достижении их образовательных целей через активное взаимодействие, рефлексию и развитие личностной самоэффективности обучающихся. Он основывается на принципах сотрудничества, взаимного доверия и равноправия между участниками образовательного процесса. При таком подходе старшеклассники в будущей своей профессиональной деятельности будут демонстрировать способность к социальной активности и профессиональной удовлетворенности. Они будут отличаться высокой степенью социальной адаптации, психической устойчивостью и готовностью к получению максимального результата в достижении поставленных целей за минимальный промежуток времени. Это поможет им осознать свою способность управлять собственной жизнью и достигать поставленных целей.


Библиографическая ссылка

Писклова М.В., Бекоева М.И. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОУЧИНГА // Современные наукоемкие технологии. – 2025. – № 1. – С. 134-138;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40288 (дата обращения: 23.02.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674