Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И УЛУЧШЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Афанасьева О.В. 1
1 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
В представленной статье проведено исследование таких аспектов современной образовательной системы, как доступность и инклюзивность, с учетом цифрового развития. Целями данной статьи являлись изучение влияния применения информационно-коммуникационных технологий на взаимодействие участников образовательного процесса и анализ их роли в повышении качества образования, с последующим выявлением возможных взаимосвязей между этими факторами. В статье рассмотрены современные технологии, которые позволяют сделать процесс обучения более гибким и персонализированным, что дает возможность обучающимся в будущем стать конкурентоспособными на рынке труда. Рассматриваемые в статье методы оценки качества образования на данный момент требуют их пересмотра и адаптации с учетом цифрового развития образовательного процесса. По мнению автора, одним из важнейших факторов, который способствует улучшению качества образования, особенно в эпоху развития цифровых технологий, является процесс взаимодействия между образовательными учреждениями и работодателями. Современный рынок труда хочет видеть выпускников колледжей и университетов, которые не только обладают хорошей теоретической базой, но и имеют практические навыки в использовании современных технологических инструментов и цифровых платформ. Только тесное сотрудничество между бизнесом и образовательными учреждениями позволит последним адаптировать образовательные программы таким образом, чтобы выпускники обладали не только необходимыми, но и актуальными знаниями на рынке труда. Все это, в свою очередь, предполагает применение практико-ориентированного подхода к обучению, который позволит обучающимся принимать решения в условиях решения реальных задач.
цифровая трансформация образования
качество образования
взаимодействие
процесс обучения
конкурентоспособность
1. Уматгериева Х.Р., Улубаева А.С. Уровень цифровой грамотности и компетентности педагога в среднем профессиональном образовании // Экономика и социум. 2024. № 6-1 (121). С. 1409-1414.
2. Мосеева С.Н. Влияние диагностики на повышение икт компетенций педагогических работников и управленческих кадров // Вестник науки. 2024. № 11 (80). С. 810-815.
3. Алиева А.Д.К., Алакбарова И.Н. Этапы применения современных информационных технологий в образовании // Endless light in science. 2024. № 2. С. 127-133. DOI: 10.21686/1818-4243-2021-3-46-61.
4. Рандзалина А.С., Станкевич П.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении естественно-научным предметам в школах Мадагаскара // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 3 (106). С. 124-126. DOI: 10.24412/1991-5497-2024-3106-124-126.
5. Паламарчук О.А. Роль и место России в процессах цифровизации мировой экономики // Прогрессивная экономика. 2024. № 4. С. 69-82. DOI: 10.54861/27131211-2024-4-69.
6. Анюшенкова О.Н. Междисциплинарный подход с использованием методологии кооперативного проектного обучения на занятиях по иностранному языку студентов нелингвистических направлений вузов // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104). С. 137-145. DOI: 10.24412/1991-5497-2024-1104-137-139.
7. Миронов С.Д. Важность электронного портфолио в учебе и профессиональной деятельности // Теория и практика современной науки. 2024. № 6 (108). С. 229-232. URL: https://sciup.org/140306492 (дата обращения: 15.11.2024).

Введение

Ключевыми элементами современной образовательной системы являются ее доступность и инклюзивность. Именно эти два фактора дают возможность каждому гражданину нашей страны получать знания, которые ему необходимы для полноценной жизни и работы. Цифровое развитие общества и современные технологии открывают перед современным образованием новые возможности. Уже не вызывает удивления применение дистанционных форм обучения, а использование интерактивных образовательных ресурсов и различных онлайн-платформ делает процесс образования более гибким и индивидуальным. Применение современных технологий позволяет снизить существующие барьеры и неравенства в доступе к образованию, что особенно актуально для отдаленных регионов и малых населенных пунктов России. Также важную роль образование играет в формировании мировоззренческих установок и гражданской позиции личности. Полученные в процессе обучения знания позволяют каждому гражданину найти свое собственное место в современном мире, принимать активное участие в общественной жизни, защищать и отстаивать свои права и интересы.

Помимо доступности и инклюзивности, современное образование должно быть качественным, потому что именно качественное образование оказывает непосредственное влияние на многие аспекты жизни общества. В эпоху цифровых технологий именно качественное образование становится тем ключевым фактором, который определяет конкурентоспособность учащегося на рынке труда. В настоящее время в качестве методов оценки качества образования используют не только результаты итоговой аттестации обучающихся, но и множество других показателей, таких как квалификация педагогического состава, материально-техническое обеспечение учебного процесса, а также уровень взаимодействия образовательного учреждения с социумом и профессиональным сообществом.

Установленные современные стандарты обучения направлены не только на получение знаний, но и на развитие критического мышления, способности к самообучению и самостоятельности. Все это требует от современного образования внедрения передовых практик менеджмента качества и регулярной оценки эффективности реализуемых программ.

Таким образом, основной целью данного исследования является изучение особенностей использования ИКТ для повышения качества образования и улучшения взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Материалы и методы исследования

В ходе написания данной статьи были проанализированы публикации и исследования в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Это позволило сформировать теоретическое обоснование и определить ключевые концепции. Сбор эмпирических данных осуществляли посредством анкетирования и наблюдения за участниками образовательного процесса, включая преподавателей, студентов, родителей и представителей администрации учебных заведений.

В качестве методов исследования использовали количественный метод, с помощью которого проводили сбор и обработку полученных данных; метод качественного анализа, посредством которого происходило понимание качества образования и эффективности применения ИКТ, а также метод кейс-стади, который позволил изучить конкретные ситуации и примеры успешного использования ИКТ в учебных заведениях.

Результаты исследования и их обсуждение

Особенностью современного образования является пристальное внимание к его качеству и эффективности, поэтому в настоящее время государством реализуется ряд федеральных программ и проектов в области образования. По мнению Х.Р. Уматгериева, А.С. Улубаева, цифровая трансформация образовательного процесса становится одним из ключевых направлений развития, позволяя не только расширить доступ обучающихся к образовательным ресурсам, но и создать интерактивную и персонализированную среду обучения [1]. Однако только технологических изменений недостаточно для повышения качества образования, необходимо повышать и качество подготовки педагогов. Современный педагогический состав должен обладать не только высокой профессиональной компетентностью, но и умением адаптироваться к быстро меняющимся условиям. С.Н. Мосеева считает, что одновременно с повышением компетентности педагогического состава усиливается акцент на формировании у обучающихся навыков критического мышления, креативности и способности к решению комплексных проблем [2].

Только совокупность всех обозначенных выше факторов позволяет рассматривать образование как мощный инструмент не только для личностного роста, но и для достижения более глобальных целей.

В настоящее время существует мировая система мониторинга качества образования. Данная система не только анализирует данные о состоянии образования в мире, но и разрабатывает рекомендации по повышению качества образования [3].

Российская система оценки качества образования ключевым фактором выделяет единые критерии и индикаторы, с помощью которых оценивается уровень подготовки. Благодаря данной системе становится возможным оценить критерии, указанные в федеральных государственных стандартах, а также учитывать развитие ключевых компетенций, необходимых в современном обществе [4]. Помимо этого, разработанная система предусматривает внедрение механизмов мониторинга и анализа данных, с помощью которых обеспечиваются прозрачность и доступность всех участников образовательного процесса. Именно это позволяет выявить наиболее проблемные зоны и лучшие практики в образовании, что дает возможность не только корректировать программы обучения, но и повышать мотивацию педагогического состава к профессиональному росту, а учебные заведения – к повышению качества оказываемых образовательных услуг.

К одному из ориентиров информатизации образования в государстве относится расширение доступности образования за счет применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Внедрение инновационных методик и технологий является важной целью информатизации образования. Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет не только создавать мультимедийные образовательные ресурсы и интерактивные платформы для обучения, но и стимулировать развитие критического мышления у обучающихся. При этом обучающиеся получают возможность выбирать не только собственный темп обучения, но и необходимые материалы, углубляя тем самым знания в тех областях, которые их интересуют более всего. При таком подходе обучение становится более интересным, способствует удержанию и закреплению полученной информации [5].

Как отмечает О.Н. Анюшенкова, качество в образовании – это уже не только результаты учебы, но и система, модель, организация и процедуры, которые гарантируют, что обучающиеся получают комплексное личное и общественное развитие, дающее им возможность удовлетворить свои потребности и позволяющее им внести вклад в прогресс и улучшение общества в целом [6].

Таким образом, на основании изложенного можно выделить комплексный показатель качества образования (рис. 1).

missing image file

Рис. 1. Показатель качества образования

Итогом качественного образования являются такие способности (свойства) личности, как: самоорганизация, в том числе и нравственная; деятельность по преобразованию самого себя; самоидентификация. В конечном счете, качественно образованная личность должна быть конкурентоспособной, успешной и востребованной на рынке труда [7].

Таким образом, мы видим, что современное образование переживает значительные преобразования, направленные на улучшение качества и эффективности образовательного процесса. Информатизация и внедрение ИКТ выступают мощным инструментом для достижения этих целей, предлагая новые возможности как для обучающихся, так и для педагогов. Однако, как показывает практика, технологий недостаточно – необходимо комплексное развитие педагогического состава и формирование у обучающихся навыков, соответствующих требованиям современного мира.

Использование ИКТ в учебных заведениях становится все более распространенным и важным компонентом современного образовательного процесса. Рассмотрим примеры успешного применения таких технологий.

1. Персонализированное обучение с помощью цифровых платформ. Некоторые учебные заведения применяют цифровые платформы для дистанционного обучения: АИС «Сетевой город.Образование»; Google Класс; Российская электронная школа и др. Использование данных платформ позволяет преподавателям не только персонализировать процесс обучения, но и сделать его более адаптивным, учитывать потребности и интересы каждого учащегося. Все это дает возможность повысить степень вовлеченности обучающихся в образовательный процесс, что, в свою очередь, способствует улучшению обшей успеваемости.

2. Использование баз больших данных для управления учебным процессом. Применение аналитики больших данных позволяет улучшить качество образования за счет анализа успеваемости и поведения обучающихся. Результаты проведенного анализа дают преподавателю возможность не только быстро реагировать на происходящие изменения, но и корректировать программу обучения под потребности ученика.

3. Цифровая сдача экзаменов. Применение цифрового обучения позволяет цифровизировать и процесс сдачи экзаменов. Цифровая сдача экзаменов дает возможность сделать данный процесс более прозрачным и удобным. В результате цифровая трансформация экзаменационного процесса способствовала улучшению академических показателей.

4. Использование виртуальной и измененной реальности. В некоторых учебных заведениях реализуются технологии виртуальной и измененной реальности. Например, в медицинских институтах применение виртуальной реальности позволяет будущим хирургам отрабатывать новые техники проведения оперативных вмешательств.

Для оценки использования ИКТ в целях повышения качества образования нами была разработана анкета, состоящая из 11 вопросов. Анкетирование проводилось через гугл-форму. Полученные результаты анкетирования представлены ниже.

В анкетировании приняли участие 158 респондентов, из них 56 человек мужского пола и 152 – женского. Средний возраст респондентов составил 26,5 года. Роль респондентов в образовательном процессе представлена на рисунке 2.

Ответы респондентов на вопросы анкеты в блоке «Использование ИКТ в обучении» распределились следующим образом (табл. 1).

missing image file

missing image file

Рис. 2. Роль респондентов в образовательном процессе

Таблица 1

Виды ИКТ-ресурсов, используемых в образовательном процессе

Вид ИКТ-ресурса

Кол-во респондентов

Образовательные (цифровые) платформы (например, Moodle, Google Classroom)

42%

Видеоконференции (например, Zoom, Microsoft Teams)

39%

Электронные учебники и материалы

68%

Образовательные приложения

57%

Полученные ответы респондентов позволяют сделать вывод о том, что современные ИКТ-ресурсы играют ключевую роль в образовательном процессе. Наиболее популярными среди респондентов оказались электронные учебники и материалы, которые используют 68% участников. Это свидетельствует о значительном смещении в сторону цифрового образования и удобства доступа к информации, которое они предоставляют студентам и преподавателям. Не менее важными являются образовательные приложения, получившие одобрение у 57% опрошенных. Они позволяют индивидуализировать образовательный процесс, сделать его более интерактивным и создавать уникальную мотивацию для обучающихся. Эти инструменты становятся неотъемлемой частью современных образовательных методик, что способствует росту их популярности. Также стоит отметить значимость образовательных платформ, которые используют 42% респондентов. Такие платформы, как Moodle и Google Classroom, обеспечивают необходимую структуру и систематизацию образовательного процесса, упрощая взаимодействие между учителями и учениками. Видеоконференции, такие как Zoom и Microsoft Teams, востребованы у 39% участников исследования, что обусловлено условиями удаленного обучения и необходимостью постоянного взаимодействия. Эти инструменты стали незаменимыми для проведения лекций и семинаров, обеспечивая непрерывность учебного процесса. В совокупности эти ИКТ-ресурсы демонстрируют значительный потенциал для трансформации образовательной среды, делая ее более гибкой и доступной. Они не только поддерживают обучающихся в усвоении знаний, но и открывают новые горизонты для инноваций в образовательной практике.

Далее была проанализирована частота использования ИКТ (табл. 2).

Таблица 2

Частота использования ИКТ в образовательной деятельности

Частота использования

Кол-во респондентов

Ежедневно

15%

Несколько раз в неделю

42%

Несколько раз в месяц

28%

Редко

14%

Никогда

1%

На основании представленных данных о частоте использования можно сделать вывод, что технологии оказывают значительное влияние на современные учебные процессы. Несмотря на то что только 15% респондентов используют ИКТ ежедневно, это свидетельствует о существенной роли технологий в повседневной образовательной деятельности, предоставляющей студентам и преподавателям доступ к невероятному количеству информации и инновационным методам обучения. В то же время заметная доля (42%) респондентов, использующих ИКТ несколько раз в неделю, указывает на сохраняющуюся гибкость в подходе к применению технологий. Такой подход позволяет органично интегрировать ИКТ в учебный процесс, достигая баланса между традиционными методами обучения и передовыми технологическими решениями. Это создание гармоничного обучающего опыта, где технологии служат поддержкой, а не заменой живого общения и взаимодействия. Обращаются к ИКТ несколько раз в месяц 28% респондентов. Данная группа может быть представлена теми, кто находится в процессе изучения и освоения цифровых инструментов либо использует их для решения очень специфичных задач. Это говорит о необходимости продолжения работы над развитием цифровой грамотности, расширением доступных ресурсов и поддержкой в образовательной среде. Наконец, данные о том, что 14% респондентов редко используют ИКТ, а 1% – никогда, свидетельствуют, что, несмотря на распространение технологий, остаются вызовы, требующие внимания. Это может быть связано с нехваткой ресурсов, отсутствием необходимой инфраструктуры или навыков. Образовательные учреждения должны обратить внимание на эти барьеры, чтобы максимально увеличить доступность и создать равные возможности для всех обучающихся, обеспечивая устойчивый процесс интеграции технологий в образование.

Ответы респондентов по блоку «Влияние ИКТ на качество образования» позволили оценить влияние ИКТ на качество обучения, выявить преимущества и проблемы при использовании ИКТ.

Влияние ИКТ на качество образования оценивалось респондентами по 5-балльной системе, где 1 балл – совсем не повлияло, 5 баллов – значительно улучшило. 58% респондентов оценили влияние в 5 баллов, 36% респондентов считают, что влияние незначительное, 6% считают, что применение ИКТ никак не повлияло на качество образования.

В таблице 3 отражены преимущества и проблемы, выделенные респондентами при использовании ИКТ в образовании, с возможностью выбора нескольких вариантов.

Как видно из ответов респондентов, прежде всего, ИКТ открывают безграничные возможности для доступа к образовательным ресурсам, о чем говорят 75% респондентов. Удобство и гибкость, отмеченные 82% опрошенных, позволяют обучающимся достигать образовательных целей в удобное для них время и в комфортной среде. Однако успех не обходится без определенных преград. Хотя ИКТ предлагают значительную персонализацию учебного процесса и развитие цифровых навыков, сохраняются опасения по поводу технических проблем (25%) и недостаточного обучения пользователей (39%).

Таблица 3

Преимущества и проблемы при использовании ИКТ в образовании

Преимущества

Кол-во ответов

Проблемы

Кол-во ответов

Доступ к ресурсам

75%

Технические проблемы

25%

Интерактивное обучение

68%

Недостаточное обучение

39%

Персонализация обучения

59%

Отвлекающие факторы

42%

Развитие цифровых навыков

11%

Проблемы безопасности и конфиденциальности

33%

Удобство и гибкость

82%

Цифровое неравенство

12%

Коллаборация и общение

15%

Качество контента

48%

Анализ и оценка

32%

Сопротивление изменением

18%

Снижение затрат

48%

Финансовые ограничения

10%

missing image file

Рис. 3. Оценка взаимодействия между участниками образовательного процесса

Кроме того, безопасность и конфиденциальность данных занимают важное место среди проблем, на которые указали 33% респондентов. Отличительными чертами применения ИКТ в образовании являются не только доступность и индивидуализация, но и высокая интерактивность процесса обучения. Тем не менее, отвлекающие от цифровых устройств факторы отмечены 42% участников опроса как значительная проблема, требующая внимания. Нельзя игнорировать и качество контента, которое остается серьезным вызовом для 48% респондентов. Также важно учитывать, что ИКТ играют ключевую роль в современной образовательной среде, предоставляя множество преимуществ, таких как снижение затрат (48%) и возможности для коллаборации и общения. В то же время основные проблемы, включая цифровое неравенство (12%) и сопротивление изменениям (18%), требуют активного поиска решений и адаптации систем образования к новым вызовам. Современное образование нуждается в балансе, направленном на минимизацию негативных последствий внедрения ИКТ и максимизацию их образовательного потенциала.

В блоке «Взаимодействие между участниками образовательного процесса» респондентам предлагалось оценить влияние ИКТ на взаимодействие между преподавателем и обучающимся, а также оценить по шкале от «очень высокий» до «очень низкий» уровень технической поддержки при использовании ИКТ. Ответы респондентов представлены на рисунке 3.

Как видно из представленных данных, 72% респондентов считают, что взаимодействие между преподавателем и обучающимся при использовании ИКТ улучшается, и лишь 13% считают, что при применении ИКТ качество обучения снижается. Уровень технической поддержки при реализации ИКТ оценивают как высокий 52% опрошенных.

Выводы

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют ключевую роль в современном образовании, оказывая значительное влияние на различные аспекты учебного процесса.

Во-первых, ИКТ существенно расширяют доступ к образовательным ресурсам за счет внедрения Интернета и цифровых технологий, которые позволяют как студентам, так и преподавателям получать в любое время доступ к различным учебным базам, онлайн-курсам и библиотекам.

Во-вторых, применение в образовательном процессе ИКТ дает возможность сделать обучение персонализированным. Это достигается путем приведения учебных программ и образовательных приложений в соответствие не только индивидуальным особенностям каждого студента, но и его уровню подготовки, что, в свою очередь, способствует повышению мотивации и, как следствие, более глубокому погружению в изучаемый предмет.

Третье важное направление – это взаимодействие и сотрудничество. Благодаря таким инструментам, как видеоконференции и совместные онлайн-платформы, студенты и преподаватели из разных уголков мира могут взаимодействовать и обмениваться знаниями, что расширяет культурные и профессиональные горизонты.

Также стоит отметить, что ИКТ развивают цифровую грамотность – компетенцию, без которой сложно представить успешное профессиональное будущее. Ученики получают навыки работы с современными технологиями, которые становятся необходимыми в большинстве профессиональных сфер.

Несмотря на многочисленные преимущества, использование ИКТ в образовании сопряжено с определенными вызовами, такими как цифровое неравенство, необходимость в профессиональной подготовке учителей к применению новых технологий и защита данных пользователей.

В целом, ИКТ предоставляют огромные возможности для трансформации образовательного процесса, делая его более доступным, интерактивным и адаптивным к потребностям современного общества.


Библиографическая ссылка

Афанасьева О.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И УЛУЧШЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Современные наукоемкие технологии. – 2025. – № 1. – С. 108-114;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40284 (дата обращения: 23.02.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674