Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОФИЛАКТИКА РОДИТЕЛЬСКОГО ВЫГОРАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Кудашкина О.В. 1 Фадеева О.В. 1 Чаткина С.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева»
Цель исследования – выявление уровня родительского выгорания у матерей-студенток, обучающихся в педагогическом вузе, и разработка системы заданий в рамках учебных дисциплин для профилактики родительского выгорания и сохранения психологического благополучия. Задачи исследования: выявление проявления родительского выгорания у матерей-студенток, обучающихся в педагогическом университете; определение влияния фактора «получение образование» на проявление родительского выгорания; проектирование программы профилактики и коррекции родительского выгорания относительно себя как родителей, так и относительно других родителей. Приводятся эмпирические данные, полученные у 56 студентов-матерей. Экспериментальные результаты позволили выделить две группы матерей: первая – невыгоревшие (с низким уровнем выгорания) и частично выгоревшие (со средним уровнем). В процессе исследования определены следующие направления работы: с первой группой – профилактика возникновения родительского выгорания, а со второй – коррекция уже имеющихся проявлений родительского выгорания. В связи с этим модифицировано содержательное наполнение и технологии проведения курсов «Психология семьи», «Психология детско-родительских отношений», а также разработана и апробируется дополнительная образовательная программа «Родительское выгорание: методы профилактики и коррекции», которая позволит повысить уровень общей осведомленности студентов как будущих родителей, предотвратить опасность родительского выгорания и сохранить психологическое здоровье. Научно-исследовательская работа выполнена в рамках гранта по сетевому взаимодействию вузов-партнеров по теме «Развитие психологического благополучия субъектов образовательной среды» (Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева).
родительское выгорание
психологическое благополучие
студенты
профилактика
методы профилактики и коррекции
1. Грицай Л.А. Значение ценности родительства в контексте национальной культуры // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 4 (4). С. 22–26.
2. Яшкова А.Н., Сыч А.С., Рашкина Е.А. Детско-родительские отношения и социально-психологическая адаптация дошкольников // Учебный эксперимент в образовании. 2021. № 2 (98). С. 7–13. DOI: 10.51609/2079-875X_2021_02_07.
3. Шаповаленко И.В. Современное родительство: новые исследовательские подходы // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11, № 1. С. 58–67. DOI: 10.17759/jmfp.2022110106.
4. Фадеева Т.Ю. Психологические факторы родительского выгорания отцов и матерей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, № 4 (40). С. 334–343. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-4-334-343.
5. Ефимова И.Н. Возможности исследования родительского «выгорания» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 4. С. 31–40. URL: https://www.psymgou.ru/jour/article/view/918 (дата обращения: 13.11.2024).
6. Филиппова Г.Г., Абдуллина С.А. Особенности внутренней позиции родителя у детей младшего школьного возраста // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13, № 3. С. 123–139. DOI: 10.21702/rpj.2016.3.8.
7. Xiaohe Ren, Yingying Cai, Jingyi Wang & Ou Chen A systematic review of parental burnout and related factors among parents // BMC Public Health. 2024. Vol. 24 (1). № 376. URL: https://www.researchgate.net/publication/377980058_A_systematic_review_of_parental_burnout_and_related_factors_among_parents. DOI: 10.1186/s12889-024-17829-y.
8. Захарова Е.И. Освоение родительской позиции как траектория возрастно-психологического развития в зрелом возрасте // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 151–156.
9. Савенышева С.С., Разыграева Ю.С. Родительское выгорание, посттравматический рост и социальная поддержка матерей детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Т. 14, № 1. С. 128–142. DOI: 10.21638/spbu16.2024.108.

Введение

В соответствии с Указом Президента РФ В.В. Путина 2024 год объявлен Годом семьи. Сохранение семьи как основного социального института является одной из главных задач современного российского общества. Поддержка и защита семьи, сохранение традиционных семейных ценностей является основой государственной политики России. Однако статистические данные последних лет свидетельствуют об увеличении количества разводов. По официальной информации Мордовиястат на 01.06.2024 количество браков – 509, а разводов – 551 (прирост/снижение: -15). Мотивами разводов чаще всего выступают личные (несовпадение характеров, угасание чувств, несовместимость взглядов на дальнейшую жизнь, непримиримые противоречия, измены и др.), бытовые (вредные привычки, конфликты по планированию и распределению бюджета и др.), финансовые факторы и др.

Л.А. Грицай отмечает, что в современной России семья переживает кризис, который обнаруживается в первую очередь в сфере родительских позиций и родительских установок. Понемногу утрачиваются социальные связи между родителями и детьми, снижается важность родства и родительства [1]. Именно поэтому одной из активно обсуждаемых в психологических и социологических исследованиях является проблема взаимосвязи между родительством и психологическим благополучием личности [2–4].

Семья и семейное воспитание являются одним из центральных вопросов государственной политики РФ. Все же по-прежнему остается нерешенной проблема, связанная с психологической помощью и поддержкой родителей и членов семьи, несмотря на финансовую и социальную поддержку со стороны правительства. За последние годы психологи зафиксировали всплеск родительского выгорания. Чаще всего это наблюдается у матерей, занимающихся вопросами воспитания детей в семье. Выгоранию способствуют повышенные нагрузки, хроническая усталость, апатия, постоянная тревога, нарушение сна, что приводит к постепенному формированию у матери нервозности, неуравновешенности, конфликтности и озлобленности по отношению к ребенку. Это может сопровождаться нарастающим чувством вины, страха и разочарования в своей родительской роли, что приводит к снижению самооценки и безразличному отношению к выполнению родительских обязанностей. В связи с этим перед педагогами и психологами образовательных организаций, работающих с молодыми людьми, стоит актуальная задача своевременной психологической подготовки их к созданию семьи путем формирования представлений о семье и семейных ценностей, осознанному родительству и приобретению важных знаний, умений для создания и сохранения крепкой семьи.

Анализ имеющихся на сегодняшний день научных работ с учетом обозначенной проблемы позволил выделить исследование И.Н. Ефимовой, которая отметила, что выгорание у родителей формируется при нарушении выполнений ими функций воспитания и развития, приводящем к дисбалансу в сфере детско-родительских отношений. Отличительной особенностью проявления является преобладание негативных переживаний и неконструктивного, дисфункционального поведения при исполнении родительских обязанностей [5].

Феномен эмоционального выгорания матерей может обнаруживаться во внутренних противоречиях, которые проявляются в желании быть замечательной мамой и отсутствии положительных эмоций, удовлетворения от выполнения родительских функций; совмещении успешной профессиональной карьеры и материнства; стремлении самостоятельно осуществлять заботу о ребенке и неумении распределять внимание между членами семьи [6].

Цель исследования – выявление уровня родительского выгорания у матерей-студенток, обучающихся в педагогическом вузе, и разработка системы заданий в рамках учебных дисциплин для профилактики родительского выгорания и сохранения психологического благополучия.

Задачи исследования:

1) выявить проявления родительского выгорания у матерей-студенток, обучающихся в МГПУ им. М.Е. Евсевьева по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование профилям бакалавриата. Дошкольное образование», «Психология образования и магистратуры. Психологическое сопровождение личности в образовании»;

2) определить влияние фактора «получение образования» на проявление родительского выгорания;

3) разработать программы профилактики родительского выгорания и сохранения психологического благополучия относительно себя как родителей, так и относительно других родителей.

Материалы и методы исследования

Организация исследования осуществлялась с 2023 по 2024 г. в Мордовском государственном педагогическом университете (МГПУ) им. М.Е. Евсевьева. Общая выборка респондентов составила 56 матерей в возрасте от 22 до 45 лет с численностью детей от 1 до 5 чел. В исследовании был использован опросник «Родительское выгорание» И.Н. Ефимовой, с помощью которого можно определить наличие / отсутствие проявлений родительских деформаций.

Распределение статистических данных

Симптомы

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция родительских

достижений

Выборка

Общая выборка

Выборка МГПУ

Общая выборка

Выборка МГПУ

Общая выборка

Выборка МГПУ

Среднее арифметическое

М

13,36

11,1

4,48

4,04

35,91

34,7

Стандартное отклонение

SD

8,16

7,8

3,25

3,0

5,46

5,22

Примечание: данные общей выборки (n = 305) отражены в исследовании И.Н. Ефимовой.

Опубликованные экспериментальные данные применения опросника И.Н. Ефимовой на выборке из 305 чел. использовались авторами как ориентировочные нормы [5].

Диагностика проводилась добровольно, анонимно, онлайн. В опросник включены вопросы о возрасте респондентов и количестве детей в семье.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования обрабатывались с использованием методов описательной статистики. Для анализа данных использовалась программа SPSS Statistics 26. Распределение статистических данных представлено в таблице.

Результаты по шкалам опросника «Родительское выгорание» соответствуют средним показателям. По всем трем шкалам средние значения немного смещены к низким показателям (шкала «Редукция родительских достижений» инвертирована – высокие результаты означают низкую редукцию, и наоборот). В исследуемой выборке средние показатели родительского выгорания по всем трем шкалам приближены к аналогичным, представленным в исследовании И.Н. Ефимовой [5].

Первая группа матерей-студенток, у которых отсутствует выраженность родительского выгорания, составляет большую часть выборки – 55 % (31 чел. от выборки). Данные по шкале «Эмоциональное истощение» находятся в диапазоне низких значений (от 7 до 11 баллов). По шкале «Деперсонализация» отмечается интервал от 1 до 5 баллов, что свидетельствует о низком уровне проявлений выгорания. По шкале «Редукция родительских достижений» у данных респондентов оценка действий, связанных с заботой о детях, находится в диапазоне от 30 баллов и меньше, что достигает максимальных значений. Это свидетельствует о том, что матери адекватно оценивают свою родительскую позицию, принимают ее со всеми недостатками, не стремятся к принятию позиции идеальной матери и, следовательно, меньше расположены к родительскому выгоранию.

Вторая группа матерей-студенток имеет средний уровень родительского выгорания – 45 % (25 чел.). Эта группа матерей представлена большим разнообразием вариативности показателей. Так, например, у одной из матерей отмечены низкие уровни по шкалам «Эмоциональное истощение» и «Редукция родительских достижений», а по шкале «Деперсонализация» отмечается средний уровень. Это обусловлено, прежде всего, высокой оценкой проявления внимания и заботы к ребенку.

Также в данной выборке есть категория матерей-студенток (4 чел.), у которых отмечается высокий уровень эмоционального истощения (у одной из них 43 балла) и деперсонализации. И в то же время низкий уровень редукции родительских достижений. Для таких матерей характерны проявления хронической усталости, сниженный фон настроения, спад работоспособности, сокращение времени во взаимодействии с ребенком, ослабление эмпатийной отзывчивости, проявление раздражения в адрес ребенка, утомленность от родительских обязанностей.

В исследуемой выборке есть мамы с тремя и более детьми (9 респондентов), у которых не обнаруживаются симптомы по фазам «сопротивление» и «истощение». Так, например, Анастасия Л., воспитывающая пятерых детей, отмечает, что научилась эффективно распределять свое внимание и обязанности в воспитании детей, что существенно упрощает выполнение родительских функций, тем самым снижая психологическую нагрузку и возможность выгорания. Связано это, на взгляд авторов, с определенными личностными свойствами респондента.

Таким образом, в результате исследования выделили две группы матерей-студенток. Первая – невыгоревшие (с низким уровнем выгорания) и частично выгоревшие (со средним уровнем – сформировавшимся частично по отдельным симптомам).

Также в ходе исследования поставлена задача – выявить факторы, которые препятствуют сохранению психологического благополучия мам-студенток, занимающихся воспитанием детей.

Широкий обзор различных аспектов родительского выгорания, в том числе системообразующих факторов, представлен в исследовании Х. Рен, Ю. Цай, Дж. Ван [7]. Они отмечают, что родительское выгорание тесно взаимосвязано с четырьмя группами факторов, такими как микросистемно-индивидуальные, мезосистемно-межличностные, экзосистемно-организационные и макросистемно-общественные факторы. Анализируя перечисленные факторы, авторы статьи добавляют еще один, актуальность которого обусловлена совмещением статусов студента и матери – «получение образования», то есть участие матерей в статусе студентов при получении высшего образования. Авторы предполагают, что этот фактор будет в рядоположном ряду других факторов, которые постепенно приводят к родительскому выгоранию. Так как обучение в вузе энергозатратно и требует большого времени, что приводит к усталости, повышенной раздражимости, умственной, физической и эмоциональной напряженности. Студентам была предложена анкета, содержащая ряд вопросов, направленных на определение преобладающих факторов, которые, по мнению студенток-матерей, являются весомыми в формировании родительское выгорание.

Проведенный однофакторный дисперсионный анализ выявил отрицательную корреляционную связь родительского выгорания с фактором «получение образования» среди матерей-студенток. Ответы свидетельствуют о том, что посещение учебных занятий стимулирует их к самопознанию и саморазвитию не только в профессиональном плане, но и личностном; позволяет проводить рефлексию, разобраться с внутренними проблемами.

Таким образом, в исследуемой выборке матерей-студенток выявлены респонденты с низким уровнем и с частичными проявлениями родительского выгорания (в соотношении 55 % и 45 %). Следовательно, можно определить два направления работы: с первой группой – это профилактика возникновения родительского выгорания, а со второй – коррекция уже имеющихся проявлений родительского выгорания.

В рамках исследования тематики авторами определены два направления работы: первое – модифицировано содержательное наполнение и технологии проведения занятий по дисциплинам «Психология семьи» и «Психология детско-родительских отношений»; второе направление – разработана и внедряется дополнительная образовательная программа «Родительское выгорание: методы профилактики и коррекции» для матерей-студенток и родителей, воспитывающих детей. Содержание курсов направлено на освоение и систематизацию психолого-педагогических знаний обучающихся в вопросах семейного воспитания и семейных отношений; понимания актуальных проблем и тенденций развития детско-родительских отношений; формирование готовности к профилактике родительского выгорания.

В рамках курса активно используются активные методы обучения, которые активизируют студентов к практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. С этой целью используются метод групповой дискуссии («Семья. Современный взгляд», «Семья и карьера: выбор современной молодежи» и др.), анализ конкретных ситуаций («Проблемная семья», «Семейные конфликты», «Проблемы отцов и детей», «Сиблинги в семье. Психологические проблемы» и др.), деловые игры («Все начинается с семьи…», «Семейный конфликт» и др.), психологические игры («Семейные Псикреты», «Приятные воспоминания» и др.), метод проектов (создание проектов по укреплению семьи и семейных ценностей «Счастливый дом», «Семейные традиции», «Благополучная семья – счастливые дети» и др.), элементы психотренинга, проективное рисование и др.

Все перечисленные методы формируют у студентов традиционные семейные ценности брака и родительства; учат идентифицировать неблагоприятные факторы, способствующие возникновению дисгармонии в супружеских или детско-родительских отношениях; способствуют профилактике родительского выгорания и др.

В рамках изучения курса «Психология детско-родительских отношений» рассматриваются аспекты, связанные с психологией родительства. Согласны с мнением ученых [8, 9], что родительство как новая социальная роль порождает новые мотивы и влечет за собой изменение смысловых образований и ценностных ориентаций личности. Часть родителей мотивированы к принятию этих изменений, другая часть испытывает трудности, так как требуется переосмысление и работа с собственным самосознанием. Но любая из этих категорий родителей будет оптимально готова к принятию роли родительства, если достаточно психологически подготовлена к ней. С этой целью при проведении занятий студентам предлагается ряд упражнений и заданий, связанных с оценкой себя как будущего родителя и как родителя состоявшегося, проведение анализа изменений, происшедших и происходящих в мотивах и ценностях с рождением детей.

Например, изучение модуля «Методы профилактики и коррекции детско-родительских отношений» способствует систематизации у студентов имеющихся представлений о понятиях «родительское выгорание» и «родительское благополучие»; рассмотрению причин родительского выгорания; освоению техник профилактики и коррекции родительского выгорания; овладению стратегий и тактик оказания психологической помощи родителям на разных стадиях их психоэмоционального истощения.

Также в процессе практических занятий используются арт-терапевтические упражнения преодоления родительского неблагополучия («Свободный рисунок в круге», «Картины», «Семья» и др.). Они развивают эмоциональную сферу, помогают справляться со стрессом и психоэмоциональным напряжением, подталкивают к самовыражению и рефлексии.

В процессе освоения дисциплины использовались элементы психологического тренинга (упражнение «Ответы про себя», «Модель распределения энергии», «План по восполнению ресурсов» и др.), которые позволяют распознать свои ощущения и чувства, восстановить эмоциональный баланс и внутренние ресурсы, помогают преодолеть трудные жизненные ситуации. Например, с помощью упражнения «Ответы про себя» обучающимся предлагают адресовать вопросы к себе. Как я себя ощущаю? Необходима ли помощь мне? Какая? Хочу ли я, чтобы меня и мое состояние заметили? Что поменялось с момента рождения ребенка? Кем я стала? Как я смогу помочь себе в этой ситуации?

В ходе подготовки к практическим занятиям студенты знакомятся с методикой развития позитивного мышления, которая позволяет нивелировать негативные модели мышления и поведения, развивать коммуникативные навыки.

Также в рамках психологического практикума организуется модифицированная игра-путеводитель по лабиринту родительского выгорания «Мама-дзен», которая направлена на систематизацию представлений о ролевых позициях матери (от «мамы-прапорщика» до «мамы-дзен»); учит распознавать симптомы родительского выгорания; позволяет снизить динамику истощения; устанавливать эффективную коммуникацию с родственниками, поддерживать свои психологические границы.

Заключение

Резюмируя все вышеизложенное, сделаем вывод об актуальности проблемы родительского выгорания для современной семьи. Женщина сегодня является активным участником общественной жизни, поэтому рождение малыша, его воспитание и полная включенность во взаимодействие со своим ребенком влечет большие физические и эмоциональные нагрузки, что впоследствии может привести к родительскому выгоранию и снижению психологического благополучия. Данные экспериментального исследования, позволяют обосновать необходимость профилактики и коррекции родительского выгорания относительно себя как родителей, так и относительно других родителей. В связи с этим модификация содержательного наполнения и технологий проведения курсов «Психология семьи», «Психология детско-родительских отношений» и внедрение дополнительной образовательной программы «Родительское выгорание: методы профилактики и коррекции» позволит повысить уровень общей осведомленности студентов и предотвратить опасность родительского выгорания.


Библиографическая ссылка

Кудашкина О.В., Фадеева О.В., Чаткина С.Н. ПРОФИЛАКТИКА РОДИТЕЛЬСКОГО ВЫГОРАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 11. – С. 188-192;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40228 (дата обращения: 22.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674