Введение
В условиях стремительно развивающейся техносферы обеспечение безопасности жизнедеятельности становится одной из ключевых задач системы высшего образования. Глубокое теоретическое понимание вопросов безопасности позволяет будущим техническим специалистам не только эффективно интегрироваться в социальную систему, но и реализовать свой профессиональный потенциал в соответствии с интересами общества и принципами устойчивого развития. Современные технические вузы внедряют междисциплинарные подходы, объединяющие знания из областей техносферной безопасности, социологии, биологии и культуры, что способствует формированию целостной культуры безопасности у студентов. Особое внимание уделяется практической составляющей обучения, включая моделирование реальных чрезвычайных ситуаций и использование современных симуляторов, что позволяет студентам применять теоретические знания на практике и развивать критическое мышление. Таким образом, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) становится фундаментальным элементом подготовки инженеров, способных эффективно реагировать на вызовы современного технологического мира и способствовать безопасному развитию общества [1].
Цель исследования – теоретическое обоснование применения инновационных подходов к преподаванию дисциплины БЖД в технических вузах.
Материалы и методы исследования
В контексте современного высшего технического образования дисциплина БЖД занимает особое место в учебных программах. Данная научная область, будучи сравнительно молодой, за последние десятилетия прошла значительный путь развития и становления. БЖД была введена в учебные планы технических вузов в начале 1990-х гг., что ознаменовало новый этап в подготовке инженерных кадров, ориентированный на формирование комплексного подхода к обеспечению безопасности в различных сферах человеческой деятельности [2].
Интеграция БЖД в систему высшего технического образования характеризовалась определенной спецификой. Студенты технических специальностей, приступая к изучению данной дисциплины, уже обладали базовыми знаниями из смежных областей, таких как физика, химия, экология, полученными как в средней школе, так и на начальных курсах вуза. Это обстоятельство создавало благоприятные предпосылки для более глубокого и системного освоения принципов безопасности жизнедеятельности в контексте их будущей профессиональной деятельности. Междисциплинарный характер БЖД позволил органично интегрировать ее в образовательный процесс технических вузов, обеспечивая синергию с профильными техническими дисциплинами [2].
В настоящее время БЖД в технических вузах представляет собой фундаментальную научно-образовательную дисциплину с четко определенной методологией, целевыми установками и содержательным наполнением. Ее изучение направлено на формирование у будущих инженеров и технических специалистов высокого уровня культуры безопасности, что является критически важным аспектом в контексте современных технологических вызовов и рисков. Независимо от конкретной технической специализации, БЖД выступает в качестве универсального компонента профессиональной подготовки, обеспечивающего комплексное понимание вопросов безопасности в различных аспектах инженерной деятельности. Таким образом, данная дисциплина играет ключевую роль в реализации одной из приоритетных задач современного общества – формировании поколения технических специалистов, способных эффективно решать вопросы безопасности в условиях динамично развивающейся техносферы [1].
Процесс стандартизации образовательных программ, направленный на унификацию и повышение качества подготовки специалистов, оказал существенное влияние на структуру и содержание данного курса. Однако, наряду с позитивными аспектами этих изменений, наблюдаются и определенные проблемные тенденции, требующие тщательного анализа и корректировки.
Одним из ключевых вызовов, с которыми столкнулись технические вузы в процессе реформирования курса БЖД, стало существенное сокращение аудиторных часов, отведенных на изучение дисциплины. Данная оптимизация, направленная на повышение эффективности образовательного процесса, привела к значительному уплотнению учебного материала. В результате возникла проблема поверхностного освоения отдельных тем и разделов, что может негативно сказаться на качестве подготовки будущих инженеров в области безопасности. Особую озабоченность вызывает тот факт, что для полноценного усвоения многоаспектного материала, включающего табличные данные, графические иллюстрации, текстовую и мультимедийную информацию, студентам технических специальностей требуется больше времени, чем предусмотрено актуальными образовательными стандартами.
Смещение акцента на самостоятельное изучение значительной части материала курса БЖД также вызывает определенные опасения в академическом сообществе технических вузов. Несмотря на то, что развитие навыков самообразования является важным аспектом современного высшего образования, специфика дисциплины БЖД предполагает необходимость интенсивного взаимодействия между преподавателем и студентами, особенно в контексте практической подготовки. Сокращение объема лекционных занятий, обусловленное стремлением усилить практическую составляющую курса, может привести к ослаблению теоретической базы, которая является фундаментом для формирования целостного представления о принципах безопасности в различных сферах профессиональной деятельности инженера. Важно подчеркнуть, что именно глубокое теоретическое понимание вопросов безопасности позволяет будущим техническим специалистам эффективно интегрироваться в социальную систему, реализуя свой профессиональный потенциал в соответствии с интересами общества и принципами устойчивого развития [3].
Дисциплина БЖД представляет собой уникальный синтез теоретических знаний и практических навыков, охватывающий широкий спектр вопросов из области техносферной безопасности, социологии, ноосферы, биологии и культуры. Данный междисциплинарный подход направлен на формирование у будущих технических специалистов комплексного понимания принципов безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Особую значимость в структуре курса приобретает практическая составляющая, позволяющая студентам технических вузов трансформировать теоретические знания в конкретные алгоритмы действий, применимые в различных условиях профессиональной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
Методология преподавания БЖД в технических вузах базируется на ряде фундаментальных педагогических принципов, адаптированных к специфике инженерного образования. Принцип наглядности, реализуемый через мультимодальное воздействие на сенсорные системы обучающихся, играет ключевую роль в формировании у будущих специалистов способности к критическому анализу и оперативной корректировке своих действий в потенциально опасных ситуациях. Принцип доступности и индивидуальности обеспечивает персонализированный подход к обучению, учитывающий психофизиологические особенности каждого студента, что особенно важно при освоении практических навыков в области безопасности. Принцип систематичности, реализуемый через непрерывность и последовательность практических занятий, способствует формированию устойчивых навыков безопасного поведения, что критически важно для будущих технических специалистов [4].
Принцип прогрессирования, основанный на диалектическом подходе к обучению, предполагает постепенное усложнение заданий и увеличение нагрузки, что обеспечивает эффективное освоение и закрепление необходимых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. Особое значение в системе инженерного образования приобретает принцип сознательности и активности, направленный на формирование у студентов внутренней мотивации к непрерывному совершенствованию своих знаний и навыков в этом направлении. Этот принцип особенно актуален в свете быстро меняющихся технологических реалий, требующих от будущих специалистов постоянной готовности к освоению новых аспектов безопасности в профессиональной деятельности. Таким образом, комплексное применение данных принципов в преподавании БЖД в технических вузах способствует формированию у обучающихся целостной культуры безопасности, интегрированной в их профессиональное мировоззрение [2].
Практическое освоение дисциплины БЖД в процессе обучения приобретает особую значимость. Опыт ведущих технических вузов демонстрирует, что наиболее эффективным подходом к реализации основополагающих принципов преподавания БЖД является существенное расширение практической составляющей курса. Инновационные методики, применяемые в технических университетах, базируются на междисциплинарном подходе, который позволяет интегрировать знания из различных областей науки и техники в среду безопасности жизнедеятельности.
Ключевым элементом практической подготовки студентов технических специальностей в области БЖД становится моделирование реальных ситуаций, приближенных к потенциальным сценариям чрезвычайных происшествий, аварий и инцидентов. Такой подход позволяет будущим инженерам не только теоретически осмыслить, но и практически отработать алгоритмы действий в критических ситуациях, характерных для их будущей профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется изучению вопросов пожарной безопасности, как одного из ключевых аспектов обеспечения безопасности на промышленных объектах.
Практические занятия в технических вузах часто проводятся с использованием электрифицированных макетов и симуляторов, позволяющих студентам изучить особенности обеспечения пожарной безопасности в различных типах зданий и сооружений, включая высотные конструкции, промышленные объекты и жилые комплексы. Особую ценность представляет возможность непосредственного взаимодействия с современными средствами индивидуальной защиты, пожаротушения и спасательным оборудованием. Студенты технических специальностей получают практический опыт использования огнетушителей, примерки защитных костюмов и работы с различными типами охранно-пожарной сигнализации. Такой интерактивный подход к обучению не только способствует более глубокому усвоению теоретического материала, но и формирует у будущих инженеров практические навыки обеспечения безопасности и реагирования на чрезвычайные ситуации, что критически важно для их будущей профессиональной деятельности в технической сфере [5].
Одной из фундаментальных задач курса является развитие у студентов способности оказывать первую помощь пострадавшим. Для достижения этой цели в технических университетах широко применяются интерактивные методы обучения, в частности специализированные тренинги по оказанию первой помощи. В рамках этих занятий студенты инженерных специальностей разделяются на малые группы, что позволяет моделировать различные сценарии чрезвычайных ситуаций, характерных для технических объектов и производственных процессов. Такой подход способствует развитию навыков командной работы и принятия решений в условиях ограниченного времени и ресурсов, что критически важно для будущих инженеров [6].
Для усиления практической ориентированности образовательного процесса в технических вузах активно внедряются методы имитационного моделирования, в частности деловые игры. Этот инновационный подход позволяет воссоздать сложные многофакторные ситуации, характерные для различных отраслей промышленности и технологических процессов. В ходе таких игр студенты технических специальностей принимают на себя различные роли, включая роли сотрудников производственных объектов, спасателей, медицинского персонала и других специалистов, вовлеченных в ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Сценарии игр разрабатываются с учетом специфики конкретных инженерных направлений и могут включать моделирование аварий на промышленных предприятиях, техногенных катастроф, а также природных бедствий, влияющих на функционирование технических систем [6].
Особенность применения деловых игр в рамках курса БЖД в технических вузах заключается в том, что они позволяют интегрировать теоретические знания из различных областей инженерии с практическими навыками обеспечения безопасности. Студенты получают возможность применить свои технические знания в контексте управления рисками и кризисными ситуациями, что способствует формированию комплексного подхода к решению проблем безопасности в их будущей профессиональной деятельности. Важным аспектом таких игр является относительная свобода действий участников в рамках заданных сценариев, что стимулирует развитие креативного мышления и способности к принятию нестандартных решений в критических ситуациях. При этом ключевым требованием остается соответствие действий участников теоретическим основам БЖД и нормативно-правовым актам в области промышленной безопасности, что обеспечивает формирование у будущих инженеров целостного понимания системы обеспечения безопасности на производственных объектах [7].
Одним из наиболее эффективных подходов является использование деловых (ролевых) игр, которые позволяют моделировать сложные технологические процессы и чрезвычайные ситуации, характерные для инженерной деятельности. Методология проведения таких игр в технических университетах может быть представлена в виде структурированного алгоритма, адаптированного к специфике инженерного образования [8].
Процесс организации деловой игры в контексте БЖД для студентов технических специальностей начинается с тщательного отбора участников, учитывая их специализацию и уровень подготовки. Как правило, формируются группы из 5–7 студентов, каждому из которых назначается определенная роль, отражающая реальные должности и профессии, задействованные в обеспечении безопасности на производственных объектах, релевантных для конкретного сценария. На этом этапе происходит детальное обсуждение профессиональных обязанностей, правовых аспектов деятельности и этических норм, характерных для каждой роли в контексте промышленной безопасности [2].
Следующим этапом является разработка сценария, моделирующего потенциальную чрезвычайную ситуацию на технологическом объекте. Это может быть авария на производстве, техногенная катастрофа или иной инцидент, характерный для конкретной отрасли промышленности. Участники размещаются в соответствии с логикой развития событий, что позволяет наглядно продемонстрировать причинно-следственные связи и взаимодействие различных служб в условиях кризиса. Особое внимание уделяется точному воспроизведению алгоритмов действий каждого специалиста, соблюдению норм промышленной безопасности и правовых аспектов деятельности в чрезвычайных ситуациях.
После завершения активной фазы игры проводится всесторонний анализ действий участников. В ходе этого этапа студенты технических специальностей обсуждают эффективность принятых решений, рассматривают альтернативные стратегии реагирования на чрезвычайную ситуацию и оценивают их потенциальные последствия. Особое внимание уделяется анализу технических аспектов происшествия, включая оценку работоспособности инженерных систем безопасности, эффективности применения защитного оборудования и корректности выполнения технологических операций в кризисных условиях [8].
Структура и этапы проведения деловой игры по отработке действий в чрезвычайной ситуации
Этап деловой игры |
Описание |
Цель |
1. Подготовка |
Отбор участников, распределение ролей, обсуждение обязанностей |
Формирование команд, понимание ролей |
2. Разработка сценария |
Моделирование чрезвычайной ситуации на техническом объекте |
Создание реалистичной ситуации для анализа |
3. Проведение игры |
Размещение участников, выполнение ролей, реагирование на события |
Отработка практических навыков |
4. Анализ действий |
Обсуждение принятых решений, рассмотрение альтернатив |
Развитие критического мышления |
5. Подведение итогов |
Оценка соответствия действий нормам и стандартам безопасности |
Закрепление теоретических знаний |
Завершает деловую игру этап подведения итогов. На нем проводится всесторонняя оценка действий участников – насколько они соответствовали теории безопасности жизнедеятельности, требованиям промышленной безопасности и инженерным нормам. Этот этап особенно важен, так как помогает будущим инженерам сформировать целостное понимание вопросов безопасности в их профессии и научиться критически оценивать технические и организационные решения по обеспечению безопасности на производстве.
Основные этапы проведения деловой игры представлены в таблице.
Заключение
Современные методы преподавания БЖД, включая интерактивные технологии и практические тренинги, значительно повысили уровень подготовки будущих инженеров. Студенты получили возможность отрабатывать свои навыки в условиях, максимально приближенных к реальным.
Важным достижением стала реализация комплексного подхода, объединяющего теорию и практику. Это позволило сформировать у студентов системное понимание вопросов безопасности и развить навыки анализа рисков.
Междисциплинарный характер курса БЖД помогает будущим инженерам освоить принципы принятия взвешенных решений в кризисных ситуациях с учетом технических, социальных и экологических факторов.
Новые подходы к преподаванию БЖД создают надежную основу для подготовки инженеров, отвечающих современным требованиям промышленной безопасности и способных обеспечить устойчивое развитие производства.
Проведенное исследование подтверждает фундаментальную роль дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в формировании современных инженерных кадров. Сочетание традиционных и инновационных методов обучения существенно повышает качество подготовки студентов, позволяя им эффективно применять полученные знания на практике. Выпускники, обладающие глубокой теоретической базой и практическими навыками, способны грамотно действовать в кризисных ситуациях и успешно решать профессиональные задачи с учетом требований безопасности.
Библиографическая ссылка
Бедрина Е.А., Белоусова Ю.С., Янчий С.В. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 11. – С. 144-148;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40221 (дата обращения: 22.12.2024).