Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ

Гладкая Е.С. 1 Орехова И.Л. 1 Натарова Д.В. 1 Михайлова Т.А. 1 Черная Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Цель исследования определяется необходимостью подготовки современной молодежи к безопасному взаимодействию в информационной среде, особенно в аспекте ее цифрового компонента, информационно-коммуникационная структура которого предоставляет ресурсы для личностного и профессионального саморазвития, решения бытовых и профессиональных задач. В связи с этим информационная безопасность приобретает значимость в защите информационных ресурсов во всех сферах деятельности человека. Сформированная культура информационной безопасности у обучаемых позволит им пребывать в информационном пространстве и использовать цифровые технологии без риска потери личной информации или возможности быть подвергнутым психологическому давлению. В ходе исследования проведен контент-анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме формирования культуры информационной безопасности в информационной и цифровой среде; задействованы методы систематизации, обобщения и интерпретации научной информации; уровень сформированной культуры информационной безопасности оценивался в ходе анкетирования. Результатом исследования стало обоснование применения форм и активных методов обучения в процессе формирования культуры информационной безопасности личности в цифровой среде. Выявленные в ходе исследования формы и методы способствуют формированию навыков оценки, прогнозирования и возможности избежать опасности, а также навыки психологической и технологической защиты.
культура информационной безопасности
информационное пространство
цифровая среда
цифровизация
студенты
вуз
методическая подготовка
1. Коряковцева Н.А. Информационная культура – культура нового типа // Мир библиографии. 2009. № 1. С. 58–66.
2. Покуль А.А. Культура информационной безопасности граждан Российской Федерации в условиях цифровизации экономики // Евразийский юридический журнал. 2023. № 6 (181). С. 541–542.
3. Гендина Н.И. Информационная культура личности в системе образования информационного общества: реализация научного наследия С.А. Сбитнева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 42. С. 13–19.
4. Шпитцер. М. Антимозг: цифровые технологии и мозг / Пер. с нем. А.Г. Гришина. М.: АСТ, 2014. 284 с.
5. Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Троян Н.А. Формирование культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации в условиях новых вызовов: публично-правовые проблемы // Государство и право. 2023. № 5. С. 131–144. DOI: 10.31857/S102694520025209-0.
6. Ротанова В.А., Мочалова А.С., Торопова А.И., Макарова К.С. Информационная культура и ее значение для современного человека // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 7. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/07/87262 (дата обращения: 20.09.2024).
7. Коновалова А.А., Божкова Е.Д. Влияние современной цифровой среды на психическое здоровье // Медицинский альманах. 2021 № 1 (66) С. 6–15.
8. Репрезентативный опрос населения России в возрасте 14 лет и старше в рамках Мониторинга цифровой трансформации экономики и общества, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/837320649.html?ysclid=m1gm0cox2s119075446 (дата обращения: 20.09.2024).
9. Бегишев И.Р. Культура информационной безопасности: психолого-правовой аспект // Психология и право. 2021. Т. 11, № 4. С. 207–220. DOI: 10.17759/psylaw.2021110415.

Введение

Проблеме информационной безопасности в последнее время уделяется все больше внимания. Это связано с тенденцией постоянного роста информационных потоков в развивающемся информационном обществе, в котором информация становится средством достижения политических, экономических и технологических целей. Развивающиеся компьютерные технологии позволили увеличить информационный поток, сделав его ведущим социальным ресурсом, который вовлекает в себя все возрастные слои общества, ставя под угрозу секреты личности, общества и государства. Следовательно, информационная безопасность и формирование информационной культуры у подрастающего поколения актуальны в свете насущных проблем общества [1].

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646) информационная безопасность определяется в аспекте реализации конструкционных прав личности на свободы, качество и уровень жизни, прав общества и государства на соблюдение суверенитета и территориальных границ государства, а также устойчивое социально-экономическое развитие [2]. Данное определение рассматривает информационную безопасность в широком аспекте. В узком смысле понятие характеризует отдельные сферы деятельности человека по защите информации и ее инфраструктуры, при разрушении которой может быть нанесен ущерб владельцу или пользователям информации. Таким образом, понятие «информационная безопасность» определяется как состояние защищенности информационных ресурсов от внутренних и внешних угроз психологического, экономического, технологического и политического характера, способных нанести ущерб личности, обществу и государству. В целях воспитания подрастающего поколения, адекватно анализирующего и воспринимающего информацию различного вида, необходимо формировать культуру информационной безопасности как значимый компонент благополучия и развития информационного общества.

В основе культуры информационной безопасности лежит понятие информационная культура как часть общей культуры по сбору, обработке и передаче информации различными средствами информационных и коммуникационных технологий. В научной литературе понятие информационная безопасность рассматривается с различных точек зрения. Так, Н.И. Гендина определяет информационную культуру как средство удовлетворения информационных потребностей человека [3]. М. Шпитцер информационную культуру рассматривает в аспекте интеллектуальной деятельности, утверждая, что активные пользователи информационных источников в сети Интернет должны обладать развитым критическим мышлением и анализом информации с позиции ее достоверности и безопасности [4, с. 94, 129]. Данные определения затрагивают интеллектуальную сферу деятельности человека. Однако развитие информационной культуры необходимо рассматривать не только с позиции безопасности личности, но также ее безопасного нахождения в информационной среде [5].

В Концепции формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации культура информационной безопасности рассматривается как совокупность сформированных компетенций субъекта в аспекте безопасного нахождения в информационном пространстве [6]. Таким образом, культура информационной безопасности, с нашей точки зрения, трактуется как система правовых и моральных норм и ценностей производства и потребления информации в информационном пространстве, безопасном (в психологическом и технологическом аспектах) для личности, общества и государства. На этой основе можно выделить два направления деятельности по формированию культуры информационной безопасности: информационно-психологическое и информационно-технологическое.

Информационно-психологическое направление обусловлено влиянием информационной среды на психоэмоциональное состояние организма. Если о влиянии электромагнитного поля на организм человека стали говорить еще в 1980-е гг., то о влиянии информационных потоков – только в последнее десятилетие. В 2018 г. в отчете Организации экономического сотрудничества и развития обозначена проблема увеличения психических нарушений у лиц, неконтролируемо пребывающих в Сети. Также отмечен рост пользователей-подростков сети Интернет [7]. Если в 2015 г. фиксировали 40 %, в 2018 г. – 56 %, то на 2022 г., по данным института статистических исследований НИУ ВШЭ, 97 % подростков в возрасте от 14 до 17 лет имеют аккаунты как минимум в одной социальной сети [8].

В настоящее время установлена зависимость здоровья подростков от времени проведённого в Сети. Выявлено много проблем со здоровьем: неправильное питание, избыточный вес, депрессия, гиподинамия и др. Также было отмечено, что использование нескольких цифровых информационных потоков в решении нескольких задач снижает когнитивные функции и приводит к проявлению симптомов депрессии, тревожности, неврозов и др. Противоположный эффект наблюдается при рациональном использовании цифровых ресурсов, в этом случае наблюдается социальная интеграция подростков в коллектив и положительный эмоциональный настрой к деятельности [7, 9].

Информационно-технологическое направление характеризуется проблемами, связанными с защитой информации от неправомерного доступа, нарушением конфиденциальности, а также реализацией права доступа к информационным источникам. Наша жизнь уже немыслима без интернета, с ним связаны и досуг, и обучение, и работа. По данным статистики 99 % семей россиян подключены к интернету [8]. Однако, находясь, казалось бы, в безопасных условиях, человек подвергается угрозам, о которых может даже и не подозревать. Кража персональных данных, внедрение вирусных программ, поддельные сайты, электронные письма сомнительного содержания, кибербуллинг и другие виды опасностей регулярно «преследуют» пользователей интернета. Поэтому одной из значимых задач системы образования является формирование навыков безопасного использования информационных ресурсов и технологий, повышения доверия к цифровым сервисам, в том числе государственным, как основы цифровизации России [6].

Анализ литературных источников и директивных материалов показал значимость проблемы формирования культуры информационной безопасности у подрастающего поколения в аспекте развития цифровизации России и необходимости систематической, целенаправленной работы в данном направлении.

Таким образом, целью исследования являются оценка уровня сформированности культуры информационной безопасности у студентов, а также определение форм и методов ее формирования.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования проведен контент-анализ психолого-педагогической литературы по проблеме информатизации и цифровизации общества, а также выявлены основные направления культуры информационной безопасности у обучающихся в условиях общеобразовательной организации. Методы работы с информационными источниками включали систематизацию, обобщение, интерпретацию и др. С целью изучения сформированности уровня информационной безопасности у обучаемых было проведено анкетирование.

Исследование проводилось в Высшей школе физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. В эксперименте приняли участие студенты 1 курса в количестве 49 чел.

Результаты исследования и их обсуждение

Контент-анализ психолого-педагогических источников позволил сделать вывод о том, что культура информационной безопасности проявляется в личностных качествах, таких как наличие критического мышления к информации, получаемой из интернета, навыков безопасного поведения в информационной среде, а также в готовности к саморазвитию и безопасному освоению инновационных цифровых технологий в аспекте здорового образа жизни. В связи с этим на констатирующем этапе исследовательской деятельности проведен эксперимент по оценке сформированности культуры информационной безопасности у студентов 1 курса, обучающихся по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями)», направленность «Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности». С этой целью разработана анкета, которая содержит вопросы, затрагивающие основные проблемы, которые могут возникать в информационной среде. Ответы на вопросы анкеты распределились следующим образом:

− 78 % респондентов отметили, что доверяют интернет-источникам, не допуская предположений, что информация может содержать ошибочные сведения. Также студенты отметили, что для выполнения заданий для самостоятельной работы по предмету всегда пользуются интернетом, не проверяя достоверность информации. Доверяют также интернет-энциклопедии «Википедия», не понимая, что она содержит тексты, которые может редактировать любой пользователь, даже школьник;

− 46 % отметили, что владеют навыками защиты личных данных в цифровой среде, объясняя это тем, что не раз попадали в ситуацию, когда мошенники пытались завладеть их персональными данными или получить доступ к финансовым цифровым кошелькам;

− 4 % отметили готовность обсуждать проблемы угроз в интернете с родителями и близкими. По нашему мнению, такой низкий процент показывает недоверие детей к родителям, которое могло возникнуть из-за их слабого контроля за проведением детьми досуга с гаджетом, а также их некомпетентностью и неготовностью к восприятию цифрового мира, такого значимого для молодежи. Большая часть респондентов отмечают, что хотя бы раз сталкивались с кибербуллингом и отвечали на оскорбления, ошибочно считая, что таким образом защищают свое достоинство;

− 84 % студентов отметили, что знают о влиянии на здоровье гаджетов и по возможности выполняют правила безопасного обращения с ними. Остальные респонденты отметили, что слышали о их вреде, но значения этому не придают. Чаще всего обучающиеся воспринимают информацию об угрозах как запугивание и манипулирование со стороны взрослых.

Таким образом, можно сделать вывод о недостаточно сформированной культуре информационной безопасности у студентов и необходимости осуществлять подготовку будущих педагогов по реализации данного направления в профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка студентов по формированию культуры информационной безопасности у обучаемых реализуется через формирование методических компетенций на занятиях по теории и методике обучения основам безопасности и защиты Родины (ОБЗР). Согласно федеральным рабочим программам основного общего и основного среднего образования культура информационной безопасности формируется в модуле «Безопасность в информационном пространстве». На учебных занятиях по теме «Цифровая среда» у обучающихся формируется представление о цифровой среде, ее характеристиках, возможностях для развития и самообразования, а также угрозах для жизни и здоровья обучающихся. Как основные методы обучения, с целью повышения мотивации к данной проблеме, необходимо использовать активные методы обучения, в том числе с применением инструментов искусственного интеллекта. Например, для формирования пространственного представления о цифровой среде можно применить методические приемы структурирования учебного материала, такие как интеллект-карта, кластеры и др. Интеллект-карты представляют собой визуализированную систему мышления, представленную в форме схемы движения мысленных потоков ассоциаций и идей. Данный способ представления информации впервые был предложен Тони Бьюзеном. Интеллект-карта цифровой среды строится следующим образом: в центре фиксируется проблема, в частности цифровая среда в виде слов и изображения в том виде, как его представляют обучающиеся. Далее, вторым уровнем, соединенным с основным, обозначаются характеристики цифровой среды: пространственно-предметные, коммуникативный контент, технологический компонент, субъекты среды. Следующие уровни последовательно представляют структуру и угрозы, возникающие в цифровой среде. Приведем пример структурирования пространственно-предметного компонента, на втором уровне которого представлены интернет-источники информации: электронно-библиотечные системы (ЮРАЙТ, eLibraruy, IPRbooks др.), мультимедийные средства массовой информации (информационные цифровые теле- и радиоканалы), онлайн-кинотеатры (IVI, viju, Amediateka, Premier и др.) и коммуникационные цифровые сервисы аудио- и видеоконференций (MSTeams, Moodle, ZOOM, Google Classroom и др.). На третьем уровне фиксируются риски и опасности, возникающие в результате использования соответствующего компонента цифровой среды. Например, при работе в электронных библиотечных системах возникают риски передачи личных данных при регистрации на сомнительных платформах ЭБС или в онлайн-кинотеатрах, просмотр и чтение информации из противоречивых цифровых источников, которые приводят к дезинформированию и дестабилизации психического состояния обучающегося, регистрации и вступлению в социальные группы, участию в их аудио- и видеоконференциях сомнительной направленности. При использовании данных методов у обучающихся формируется пространственное представление дидактических единиц темы и практическое их применение в жизни. Эти приемы можно применять при изучении других тем модуля.

Также формирование культуры информационной безопасности необходимо осуществлять и во внеурочной деятельности. С этой целью у студентов развиваются профессиональные навыки выявления актуальных проблем, связанных с информационной безопасностью, а также выбора активных методов обучения, формирующих безопасное поведение обучающихся в цифровой среде. Тематика курсов может быть разнообразной: «Безопасный гаджет», «Цифровая грамотность», «Безопасная навигация в информационном пространстве», «Психологическая безопасность в мессенджерах» и др. Основными образовательными технологиями формирования культуры информационной безопасности во внеурочной деятельности будут технологии развития критического мышления, контент-анализа, игровые технологии, проектная деятельность, дебаты и др. активные методы обучения, которые формируют навыки определения стратегий выхода из опасной ситуации или предугадывание возможных рисков. Так, например, используя контент-анализ, педагог создает кейс в соответствии с его типом (практический, обучающий или научно-исследовательский), который включает три раздела: описание первоначальной информации возникновения угрозы или опасности, информация с описанием развития опасной ситуации и последствий ее для человека, задания по анализу, оценке событий при проектировании действий предвидения и избегания опасности.

Также во внеурочной деятельности можно применять тренинговые занятия, на которых формируются навыки взаимодействия в цифровой среде как основа безопасного поведения и доверия близким по выходу из сложных ситуаций психологического давления. Например, упражнение «Письмо близкому человеку». В нем обучающимся предлагается сообщить о своих проблемах и страхах, явных и скрытых, в виде списка. Порядок перечня может быть любым, далее проблемы делятся на три группы: неразрешимые, разрешимые при определенных усилиях, разрешимые без затрат личностного характера, которым обучаемый дает оценку и предлагает пути их разрешения. Он определяет, какие проблемы связаны между собой и могут быть разрешены одновременно, также отмечает проблемы, в решении которых необходимо вмешательство взрослых. Задание можно реализовать через написание письма себе с подробным изложением опасной ситуации, делая акценты на фактах, затем распределяя их по отрицательному и положительному воздействию на обучаемого, а также прогнозируя его безопасное поведение в них. Тренинговые упражнения формируют не только навыки анализа и оценки социальных опасностей цифрового пространства, в которых оказался обучаемый, что возможно и в реальной жизни, но и проектируют пути предугадывания и выхода из них.

Таким образом, изучая методические основы формирования культуры информационной безопасности у обучающихся, студенты осваивают активные формы и методы формирования навыков безопасного пользования цифровыми ресурсами без угроз потери личных данных, а также приобретают доверие к государственным и негосударственным интернет-услугам.

Заключение

Формирование культуры информационной безопасности определяется как основа перехода общества в цифровое пространство. В итоге работы были выявлены и обоснованы формы и методы формирования культуры информационной и цифровой безопасности личности в процессе реализации дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины».

Перспективными направлениями проблемы исследования будут: поиск инновационных цифровых и интерактивных методов обучения, а также методические разработки их применения в процессе формирования культуры информационной безопасности.


Библиографическая ссылка

Гладкая Е.С., Орехова И.Л., Натарова Д.В., Михайлова Т.А., Черная Е.В. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 10. – С. 122-126;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40182 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674