Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ЭКОНОМИКУ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бородушко И.В. 1 Нефедьев С.А. 1 Смирнов А.С. 1 Шестаков А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России имени Героя РФ генерала армии Е.Н. Зиничева»
Цель исследования состоит в выявлении с позиций теории управления закономерностей и механизмов управления организационными системами в условиях перехода на циркулярную экономику. Глобальная тенденция развития экономики замкнутого цикла привносит в теорию управления организационными системами новые штрихи. Вопросы перехода на экономику замкнутого цикла рассмотрены в статье с нескольких позиций. Определена его роль в реализации национальных целей и показаны действия ряда российских компаний по внедрению модели циркулярной экономики. Выделены положения ООН о проблемах отходов производства и потребления, представлены материалы исследований проблем циркулярной экономики некоторых зарубежных авторов. На основе обобщения данной информации были выявлены специфические условия и закономерные отличительные особенности управления переходом организационных систем на модель экономики замкнутого цикла в Российской Федерации. Получено, что современный период характеризуется изменением и усложнением структуры организационных систем, возникновение новых функций предполагает создание специальных производственных подразделений и новых направлений управленческой деятельности. Эффективность технологий замкнутого цикла повышается за счет кооперации организационных систем для выполнения сквозных операций с отходами. Производственные связи нового типа между организационными системами возникают при формировании цепочек операций по сбору, сортировке, переработке отходов и по созданию на их основе новых материалов и продуктов. Расширяются, углубляются партнерские отношения между организационными системами и исполнительными органами государственной власти.
организационная система
экономика замкнутого цикла
теория управления
национальные цели
устойчивое развитие
комплексный подход
1. О национальных целях развития РФ на период до 2030 и на перспективу до 2036 года (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/?ysclid=m13z6ejza9677268531 (дата обращения: 01.06.2024).
2. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. 4-е изд., испр. и доп. М.: ЛЕНАНД, 2022. 500 с.
3. Бурков В.Н., Новиков Д.А., Щепкин А.В. Механизмы управления эколого-экономическими системами. М.: Изд-во физико-математической литературы, 2008. 244 с.
4. Вагнер А.Р., Голлай А.В., Коренная К.А., Логиновский О.В., Максимов А.А. Современная палитра управленческих средств и механизмов эффективного руководителя // Вестник ЮУрГУ. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. 2024. Т. 24, № 1. С. 75–86. DOI: 10.14529/ctcr240107.
5. Матвеев В.В., Филатова Т.А. Методы управления организационными системами в условиях риска и неопределенности с целью обеспечения экономической безопасности // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2021. № 2 (34). С. 73–96. DOI: 10.37468/2307-1400-2021-2-73-96.
6. Наумов В.Н., Буйневич М.В., Стрелец А.Д. Анализ применимости процессного подхода, основанного на графовой аналитике, к исследованию организационных систем // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2022. № 3. С. 89–101.
7. Jensen H. Why businesses must embrace the circular economy to build // Sustainable success. 2024. № 4069. DOI: 10.3390/su15054069.
8. Rangoni Gargano E., Cornella A., Sacco P. Governance model for a territory circularity index // Sustainability. 2023. Vol. 15 (5). P. 4069. DOI: 10.3390/su15054069.
9. Kaipainen J., Uusikartano J., Aarikka-Stenroos L., Harala L., Alakerttula J., Pohls E.L. How to engage stakeholders in circular economy ecosystems: the process // Stakeholder Engagement in a Sustainable Circular Economy: Theoretical and Practical Perspectives. Cham: Springer International Publishing, 2023. P. 193–231. DOI: 10.1007/978-3-031-31937-2_7.
10. Arai R., Calisto Friant M., Vermeulen W.J.V. The Japanese Circular Economy and Sound Material-Cycle Society Policies: Discourse and Policy Analysis // Circular Economy and Sustainability. 2024. Vol. 4, Is. 1. P. 619–650. DOI: 10.1007/s43615-023-00298-7.
11. Mazur-Wierzbicka E. Circular economy: advancement of European Union countries // Environmental Sciences Europe. 2021. Vol. 33. P. 1–15. DOI: 10.1186/s12302-021-00549-0.
12. Bleischwitz R., Yang M., Huang B., Xiaozhen X.U., Zhou J., McDowall W., Yong G. The circular economy in China: Achievements, challenges and potential implications for decarbonisation // Resources, Conservation and Recycling. 2022. Vol. 183. P. 106350. DOI: 10.1016/j.resconrec.2022.106350.
13. Zavos S., Lehtokunnas T., Pyyhtinen O. The (missing) social aspect of the circular economy: a review of social scientific articles // Sustainable Earth Reviews. 2024. Vol. 7, Is. 1. P. 11. DOI: 10.1186/s42055-024-00083-w.
14. Ashton W.S., Fratini C.F., Isenhour C., Krueger R. Justice, equity, and the circular economy: introduction to the special double issue // Local Environment. 2022. Vol. 27, Is. 10–11. P. 1173–1181. DOI: 10.1080/13549839.2022.2118247.
15. Послание Президента Федеральному Собранию. 29.02.2024 г. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73585 (дата обращения: 01.06.2024).
16. Михайлова К.В., Михайлов Р.Э., Андреева Е.С. Анализ и оценка эффективности использования основных фондов нефтехимического предприятия (на примере ПАО «Нижнекамскнефтехим») // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 1–2 (95). С. 24–28. DOI: 10.24412/2411-0450-2023-1-2-24-28.
17. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25.09.2015 г. № 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/407358666/?ysclid=m13znei0ve367586437 (дата обращения: 01.06.2024).
18. Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 г. № 1587 (с изм. и доп. от 11.03.2023 г. и 30.12.2023 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/402839344/ (дата обращения: 01.06.2024).
19. Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2017 № 876-р «Об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плана мероприятий по ее реализации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216631/ (дата обращения: 01.06.2024).
20. Приказ Минэкономразвития России от 01.11.2023 № 764 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке отчетности об устойчивом развитии» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_461485/ (дата обращения: 01.06.2024).
21. Годовой отчет. 2022. ПАО МТС. С. 145. [Электронный ресурс]. URL: https://mts.ru/upload/contents/537/MTS%20Annual%20Report_2022.pdf (дата обращения: 01.06.2024).
22. Отчет в области устойчивого развития. 2023. Каустик. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kaustik.ru/ru/docs/trust/esg_2023.pdf (дата обращения: 01.06.2024).

Введение

Национальные цели развития России на долгосрочную перспективу определены Указом Президента «О национальных целях развития РФ на период до 2030 и на перспективу до 2036 года» [1]. Обозначенные в Указе цели имеют общую направленность. Они ориентированы на обеспечение независимости, безопасности и конкурентоспособности государства. Их реализация будет сочетаться с готовностью к успешному противодействию большим внешним и внутренним вызовам.

В п. 5 Указа Президента по национальной цели «Экологическое благополучие» первой задачей названо формирование экономики замкнутого цикла. Целевые показатели к 2030 г. по данной задаче предусматривают:

– «сортировку 100 процентов объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов»;

– «захоронение не более чем 50 процентов таких отходов»;

– «вовлечение в хозяйственный оборот не менее чем 25 процентов отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья».

При реализации задач в области перехода на экономику замкнутого цикла (циркулярную экономику) возникает, прежде всего, вопрос о способах эффективного управления данным процессом в организационных системах микро-, мезо- и макроуровня. Этот вопрос имеет сложную структуру и включает: государственную стратегию и политику, правовые и экономические инструменты регулирования; институциональную основу и инфраструктуру; кадрово-ресурсное, организационное и финансовое обеспечение. Массовый характер носят механизмы управления процессом перехода на циркулярную экономику на уровне предприятий, фирм, компаний, учреждений. Именно данное завершающее звено в процессе формирования экономики замкнутого цикла в России является основным объектом исследования в данной статье.

Конечными непосредственными исполнителями задачи по формированию в России экономики замкнутого цикла являются практически все организации, осуществляющие тот или иной вид хозяйственной деятельности. Различия между ними состоят лишь в объемах и видах отходов, способах их образования и вовлечения в хозяйственный оборот. Известно, например, что наибольшие объемы отходов образуются в организациях добывающей промышленности. Область самого быстрого роста отходов определяется заменой устаревшей электроники.

Все множество видов и категорий хозяйственных единиц обозначим общим термином «организационные системы». Конкретные механизмы и инструменты управления переходом разных групп организационных систем на модель замкнутого цикла бесконечно многообразны. Они определяются сочетанием таких характеристик организационной системы, как ее отраслевая принадлежность, форма собственности, организационно-правовой статус, масштабы деятельности и др.

В отечественной и зарубежной науке сформированы фундаментальные основы теории управления организационными системами. В одних работах дается систематизированное изложение широкого круга вопросов теории управления [2, с. 44–85] и механизмов управления [3, с. 118–172] организационными системами. В других решаются актуальные задачи в конкретных областях теории управления организационными системами, таких, например, как эффективность управления [4], управление в условиях риска неопределенности [5]. Математические аспекты теории управления организационными системами обобщены в статье В.Н. Наумова, М.В. Буйневича, А.Д. Стрелец [6].

Вопросы теории управления организационными системами в условиях циркулярной экономики широко освещены в трудах зарубежных ученых. Например, акцентируется внимание на преобразующем потенциале экономики замкнутого цикла, выражающемся, в частности, в стимулировании выпуска инновационной продукции. Ускоряют этот процесс изменения в потребительских предпочтениях и новые законодательные нормы. К 2030 г. концепция устойчивого развития, частью которой является принцип циркулярной экономики, станет не просто вариантом возможного выбора модели развития, а важным компонентом успеха бизнеса. Это требует переосмысления и системного изменения бизнес-стратегии [7]. Предлагается использовать гибкую модель управления территориальными системами, функционирующими по принципу замкнутого цикла [8]. В социотехнических экосистемах актуальным вопросом управления является формирование модели взаимодействия сторон, заинтересованных в эффективном функционировании экосистемы замкнутого цикла [9].

В зарубежных публикациях представлены исследования особенностей управления процессом формирования экономики замкнутого цикла в отдельных странах. Позитивные стороны перехода на циркулярную экономику достаточно хорошо известны. С точки зрения учета мировой практики полезна, прежде всего, информация о возникающих проблемах и подходах к их разрешению. Для Японии, например, характерно отсутствие единства в понимании приоритетных принципов управления экономикой замкнутого цикла [10]. В Европейском союзе актуальной проблемой является гармонизация механизмов управления циркулярной экономикой на микро-, мезо- и макроуровнях [11]. В Китае, как отмечают исследователи, проблемы координации и разрыва в уровне развития отраслей и регионов снижают эффективность управления экономикой замкнутого цикла [12].

Исключительно актуальным, но недостаточно разработанным в теоретическом и прикладном аспектах остается вопрос о социальном благополучии и справедливости в экономике замкнутого цикла [13]. Следует помнить, что концепция циркулярной экономики – составная часть триединства целей устойчивого развития (экономика, экология, социальная сфера) [14]. Таковы лишь некоторые представленные в зарубежных исследованиях положения, раскрывающие проблемные аспекты теории и практики управления экономикой замкнутого цикла. Информация о них может быть полезной для российских участников управления организационными системами в условиях перехода на модель циркулярной экономики.

Целью данного исследования является определение базовых особенностей управления переходом организационных систем на модель замкнутого цикла, абстрагируясь от отраслевой, предметной и иной специфики управленческих функций, при этом для реализации цели приоритетными являются такие аспекты управления, как гибкость механизмов управления и оперативная адаптация к меняющимся условиям внешней среды деятельности компаний.

Материалы и методы исследования

Методическую основу исследования составили положения теории управления сложными системами, а также принципы системного подхода – принципы комплексности, иерархичности, целостности, историзма. В качестве материалов и информационной базы выступили российские и международные нормативно-правовые акты, научные публикации российских и зарубежных авторов, оперативная информация институтов власти и субъектов хозяйственной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Как подсказывает опыт передовых российских компаний, создаваемые государством стимулы для бизнеса [15] дают свой позитивный результат в части перехода организационных систем на модель экономики замкнутого цикла. Обязательным принципом управления при таком переходе является комплексная сбалансированная модернизация всех направлений деятельности, структурных элементов, внутренних и внешних коммуникаций.

Действие данного принципа может быть проиллюстрировано на примере компании «Нижнекамскнефтехим» [16], входящей в число крупнейших в мире производителей синтетических каучуков и пластиков. На предприятии реализуется программа создания замкнутого цикла производственного водопотребления. Она включает два механизма. Первый – сокращение норм расхода воды на производственные нужды. Второй – переоснащение и реконструкция системы водоотведения. По первому механизму требуется перевести производственный процесс на бережливый режим потребления речной воды, что предполагает совершенствование технологии производства продукции. По второму механизму необходима реконструкция биологических очистных сооружений с целью перевода на технологию замкнутого цикла, то есть на очистку стоков и возврат их в производственный цикл.

С учетом российских и международных стандартов на предприятии создается замкнутая система водооборота. Она оснащена локальными полностью автоматизированными очистными сооружениями, исключающими образование сточных вод. На предприятии действует самая современная в мировой практике установка для утилизации углеводородов и система возврата части углеводородов в производственный цикл в качестве сырья. К концу 2024 г. будет завершена реконструкция полигона для захоронения твердых производственных отходов. Планируется часть таких отходов переработать и использовать в качестве сырья для производства продукции. Осуществлена рекультивация бывшего илонакопителя путем посадки 190 тыс. деревьев.

Таков опыт комплексного подхода к принятию экологических управленческих решений в организационных системах при переходе на модель циркулярной экономики. Важнейшими внешними для организационных систем условиями реализации подобных проектов являются:

– налаженные кооперационные цепочки с предприятиями-смежниками, поставщиками сырья и оборудования;

– масштабный стабильный спрос на продукцию, которому оптимально соответствуют модель экономики предложения и развитая инфраструктура;

– комфортная для бизнеса система налогообложения, доступность кредитов, эффективное взаимодействие с Роскомнадзором и другими ведомствами, наличие необходимых стандартов и нормативов.

Вопрос об управлении организационными системами в условиях перехода на экономику замкнутого цикла был рассмотрен нами в контексте современных геополитических реалий, трансформационных процессов и стратегических целей социально-экономического развития России. Для более углубленного осмысления данного вопроса следует также обратиться к международным его аспектам. При таком подходе надо признать, что в мировом масштабе переход от линейной модели к циркулярной экономике является одним из направлений в провозглашенной ООН повестке устойчивого развития.

Генеральная Ассамблея ООН приняла 25.09.2015 г. Резолюцию – «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [17]. В документе определены 17 Целей устойчивого развития и перечень задач по каждой цели. Цель № 12 гласит: «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства». Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач в области циркулярной экономики:

12.3. «К 2030 году сократить вдвое в пересчете на душу населения общемировое количество пищевых отходов на розничном и потребительском уровнях и уменьшить потери продовольствия в производственно-сбытовых цепочках, в том числе послеуборочные потери».

12.4. «…Добиться экологически рационального использования химических веществ и всех отходов… свести к минимуму их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду».

12.5. «К 2030 году существенно уменьшить объем отходов путем принятия мер по предотвращению их образования, их сокращению, переработке и повторному использованию».

В ст. 59 Резолюции ООН подчеркивается, что каждая страна определяет стратегии, модели и инструменты реализации целей устойчивого развития, исходя из своих национальных условий и приоритетов.

В Российской Федерации осуществляется нормативное регулирование процесса перехода на экономику замкнутого цикла с учетом рекомендаций ООН. Благодаря этому обеспечивается гармонизация подходов к управлению в организационных системах на основе модели замкнутого цикла.

Постановлением Правительства от 21.09.2021 г. (с изм. и доп. от 30.12.2023 г.) утверждены критерии проектов устойчивого развития. По разделу «Обращение с отходами» предусмотрены критерии для следующих пяти направлений: «создание или модернизация производств по обращению с отходами производства и потребления; создание и модернизация инфраструктуры для производства биоразлагаемых материалов и внедрение их в оборот; производство экологичной тары и упаковки с последующей эффективной утилизацией; улавливание и утилизация свалочного газа с получением энергии; создание и модернизация инфраструктуры по прямому улавливанию парниковых газов» [18]. Более детально критерии по этим направлениям сформированы в отраслевом разрезе и по видам природных объектов. Отдельный раздел посвящен критериям для социальных проектов.

В России сформировано нормативное обеспечение перехода на устойчивое развитие в соответствии в Резолюцией ООН, другими международными актами и российскими нормативно-правовыми документами. Распоряжением Правительства РФ от 5.05.2017 г. № 876-р утверждена Концепция развития публичной нефинансовой отчетности (отчетности об устойчивом развитии) [19]. Нефинансовая отчетность является существенным инструментом управления организационными системами. Приказом Минэкономразвития от 1.11.2023 г. № 764 были утверждены «Методические рекомендации по подготовке отчетности об устойчивом развитии», соответствующие Концепции нефинансовой отчетности [20].

Российские компании, участвующие в программе Целей устойчивого развития ООН (ESG-повестки), ежегодно публикуют нефинансовую отчетность. Например, в годовой нефинансовой отчетности акционерного общества «Мобильные Телесистемы» (ПАО «МТС») в разделе «ESG-стратегия» содержится пункт «Развитие экономики замкнутого цикла». В нем указано, что за 2022 г. компанией передано на переработку и утилизацию 7750 т вторсырья; внедрены технологии, обеспечивающие увеличение срока службы ИТ-оборудования; восстановлено 362,6 тыс. электронных устройств [21, с. 179–180].

Акционерное общество «Каустик» в отчете по устойчивому развитию за 2023 год информирует о реализации следующих мер по экономике замкнутого цикла: 9,1 т отработанной полиэтиленовой пленки использовано для производства упаковки продукции бытовой химии; 9,76 т ртути, полученной из ртутьсодержащих отходов, регенерировано и использовано повторно; регенерировано 1014 т серной кислоты и возвращено в производственный цикл; очищено 41,7 млн м3 сточных вод, из них 10,3 млн м3 со своего производства. Такие меры позволили компании сократить производственные затраты и снизить негативное техногенное воздействие на природу. Кроме того, компания осуществляет на своих техногенных водоемах природоохранные меры для многих видов птиц, в том числе «краснокнижных» [22, с. 16–17].

Несколько рассмотренных примеров деятельности компаний, осуществляющих переход на экономику замкнутого цикла, подтверждают комплексный, системный характер реализуемых ими мер.

Выводы

Вопросы теории управления организационными системами разработаны с необходимой полнотой, глубоко и разносторонне. Однако переход на модель экономики замкнутого цикла привносит новые штрихи в теорию управления организационными системами.

Материалы проведенного исследования позволяют выделить следующие базовые особенности управления переходом организационных систем в Российской Федерации на модель экономики замкнутого цикла:

1. Меняется и усложняется структура организационных систем. Возникновение новых функций предполагает создание специальных производственных подразделений и новых направлений управленческой деятельности.

2. Расширяются структура и содержание коммуникаций с другими организационными системами на внутриотраслевом и межотраслевом уровнях. Эффективность технологий замкнутого цикла повышается за счет кооперации организационных систем для выполнения сквозных операций с отходами. Производственные связи нового типа между организационными системами возникают при формировании цепочек операций по сбору, сортировке, переработке отходов и по созданию на их основе новых материалов и продуктов.

3. Расширяются, углубляются партнерские отношения между организационными системами и исполнительными органами государственной власти:

– переход организационных систем на модель экономики замкнутого цикла является составной частью национальных целей развития российского общества;

– программы развития экономики замкнутого цикла на макро- и микроуровнях носят долгосрочный стратегически ориентированный характер;

– в России осуществляется «мягкое» нормативное регулирование деятельности организационных систем в области сокращения и возвращения в производственный цикл отходов производства и потребления;

– управление развитием экономики замкнутого цикла в организационных системах опирается на следующие принципы: гармоничное сочетание задач в области повышения прибыли и конкурентоспособности, защиты окружающей среды и социальной ответственности бизнеса; внедрение инновационных технологий как основного механизма сокращения и повторного использования отходов; развитая система устойчивых коммуникаций со смежными компаниями и партнерские отношения с институтами государственной власти; гибкое опережающее реагирование на вызовы и риски быстро меняющейся бизнес-среды; рациональное непротиворечивое сочетание реализации стратегических целей и задач текущей оперативной деятельности.


Библиографическая ссылка

Бородушко И.В., Нефедьев С.А., Смирнов А.С., Шестаков А.В. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ЭКОНОМИКУ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 10. – С. 15-20;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40165 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674