Введение
Национальные цели развития России на долгосрочную перспективу определены Указом Президента «О национальных целях развития РФ на период до 2030 и на перспективу до 2036 года» [1]. Обозначенные в Указе цели имеют общую направленность. Они ориентированы на обеспечение независимости, безопасности и конкурентоспособности государства. Их реализация будет сочетаться с готовностью к успешному противодействию большим внешним и внутренним вызовам.
В п. 5 Указа Президента по национальной цели «Экологическое благополучие» первой задачей названо формирование экономики замкнутого цикла. Целевые показатели к 2030 г. по данной задаче предусматривают:
– «сортировку 100 процентов объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов»;
– «захоронение не более чем 50 процентов таких отходов»;
– «вовлечение в хозяйственный оборот не менее чем 25 процентов отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья».
При реализации задач в области перехода на экономику замкнутого цикла (циркулярную экономику) возникает, прежде всего, вопрос о способах эффективного управления данным процессом в организационных системах микро-, мезо- и макроуровня. Этот вопрос имеет сложную структуру и включает: государственную стратегию и политику, правовые и экономические инструменты регулирования; институциональную основу и инфраструктуру; кадрово-ресурсное, организационное и финансовое обеспечение. Массовый характер носят механизмы управления процессом перехода на циркулярную экономику на уровне предприятий, фирм, компаний, учреждений. Именно данное завершающее звено в процессе формирования экономики замкнутого цикла в России является основным объектом исследования в данной статье.
Конечными непосредственными исполнителями задачи по формированию в России экономики замкнутого цикла являются практически все организации, осуществляющие тот или иной вид хозяйственной деятельности. Различия между ними состоят лишь в объемах и видах отходов, способах их образования и вовлечения в хозяйственный оборот. Известно, например, что наибольшие объемы отходов образуются в организациях добывающей промышленности. Область самого быстрого роста отходов определяется заменой устаревшей электроники.
Все множество видов и категорий хозяйственных единиц обозначим общим термином «организационные системы». Конкретные механизмы и инструменты управления переходом разных групп организационных систем на модель замкнутого цикла бесконечно многообразны. Они определяются сочетанием таких характеристик организационной системы, как ее отраслевая принадлежность, форма собственности, организационно-правовой статус, масштабы деятельности и др.
В отечественной и зарубежной науке сформированы фундаментальные основы теории управления организационными системами. В одних работах дается систематизированное изложение широкого круга вопросов теории управления [2, с. 44–85] и механизмов управления [3, с. 118–172] организационными системами. В других решаются актуальные задачи в конкретных областях теории управления организационными системами, таких, например, как эффективность управления [4], управление в условиях риска неопределенности [5]. Математические аспекты теории управления организационными системами обобщены в статье В.Н. Наумова, М.В. Буйневича, А.Д. Стрелец [6].
Вопросы теории управления организационными системами в условиях циркулярной экономики широко освещены в трудах зарубежных ученых. Например, акцентируется внимание на преобразующем потенциале экономики замкнутого цикла, выражающемся, в частности, в стимулировании выпуска инновационной продукции. Ускоряют этот процесс изменения в потребительских предпочтениях и новые законодательные нормы. К 2030 г. концепция устойчивого развития, частью которой является принцип циркулярной экономики, станет не просто вариантом возможного выбора модели развития, а важным компонентом успеха бизнеса. Это требует переосмысления и системного изменения бизнес-стратегии [7]. Предлагается использовать гибкую модель управления территориальными системами, функционирующими по принципу замкнутого цикла [8]. В социотехнических экосистемах актуальным вопросом управления является формирование модели взаимодействия сторон, заинтересованных в эффективном функционировании экосистемы замкнутого цикла [9].
В зарубежных публикациях представлены исследования особенностей управления процессом формирования экономики замкнутого цикла в отдельных странах. Позитивные стороны перехода на циркулярную экономику достаточно хорошо известны. С точки зрения учета мировой практики полезна, прежде всего, информация о возникающих проблемах и подходах к их разрешению. Для Японии, например, характерно отсутствие единства в понимании приоритетных принципов управления экономикой замкнутого цикла [10]. В Европейском союзе актуальной проблемой является гармонизация механизмов управления циркулярной экономикой на микро-, мезо- и макроуровнях [11]. В Китае, как отмечают исследователи, проблемы координации и разрыва в уровне развития отраслей и регионов снижают эффективность управления экономикой замкнутого цикла [12].
Исключительно актуальным, но недостаточно разработанным в теоретическом и прикладном аспектах остается вопрос о социальном благополучии и справедливости в экономике замкнутого цикла [13]. Следует помнить, что концепция циркулярной экономики – составная часть триединства целей устойчивого развития (экономика, экология, социальная сфера) [14]. Таковы лишь некоторые представленные в зарубежных исследованиях положения, раскрывающие проблемные аспекты теории и практики управления экономикой замкнутого цикла. Информация о них может быть полезной для российских участников управления организационными системами в условиях перехода на модель циркулярной экономики.
Целью данного исследования является определение базовых особенностей управления переходом организационных систем на модель замкнутого цикла, абстрагируясь от отраслевой, предметной и иной специфики управленческих функций, при этом для реализации цели приоритетными являются такие аспекты управления, как гибкость механизмов управления и оперативная адаптация к меняющимся условиям внешней среды деятельности компаний.
Материалы и методы исследования
Методическую основу исследования составили положения теории управления сложными системами, а также принципы системного подхода – принципы комплексности, иерархичности, целостности, историзма. В качестве материалов и информационной базы выступили российские и международные нормативно-правовые акты, научные публикации российских и зарубежных авторов, оперативная информация институтов власти и субъектов хозяйственной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
Как подсказывает опыт передовых российских компаний, создаваемые государством стимулы для бизнеса [15] дают свой позитивный результат в части перехода организационных систем на модель экономики замкнутого цикла. Обязательным принципом управления при таком переходе является комплексная сбалансированная модернизация всех направлений деятельности, структурных элементов, внутренних и внешних коммуникаций.
Действие данного принципа может быть проиллюстрировано на примере компании «Нижнекамскнефтехим» [16], входящей в число крупнейших в мире производителей синтетических каучуков и пластиков. На предприятии реализуется программа создания замкнутого цикла производственного водопотребления. Она включает два механизма. Первый – сокращение норм расхода воды на производственные нужды. Второй – переоснащение и реконструкция системы водоотведения. По первому механизму требуется перевести производственный процесс на бережливый режим потребления речной воды, что предполагает совершенствование технологии производства продукции. По второму механизму необходима реконструкция биологических очистных сооружений с целью перевода на технологию замкнутого цикла, то есть на очистку стоков и возврат их в производственный цикл.
С учетом российских и международных стандартов на предприятии создается замкнутая система водооборота. Она оснащена локальными полностью автоматизированными очистными сооружениями, исключающими образование сточных вод. На предприятии действует самая современная в мировой практике установка для утилизации углеводородов и система возврата части углеводородов в производственный цикл в качестве сырья. К концу 2024 г. будет завершена реконструкция полигона для захоронения твердых производственных отходов. Планируется часть таких отходов переработать и использовать в качестве сырья для производства продукции. Осуществлена рекультивация бывшего илонакопителя путем посадки 190 тыс. деревьев.
Таков опыт комплексного подхода к принятию экологических управленческих решений в организационных системах при переходе на модель циркулярной экономики. Важнейшими внешними для организационных систем условиями реализации подобных проектов являются:
– налаженные кооперационные цепочки с предприятиями-смежниками, поставщиками сырья и оборудования;
– масштабный стабильный спрос на продукцию, которому оптимально соответствуют модель экономики предложения и развитая инфраструктура;
– комфортная для бизнеса система налогообложения, доступность кредитов, эффективное взаимодействие с Роскомнадзором и другими ведомствами, наличие необходимых стандартов и нормативов.
Вопрос об управлении организационными системами в условиях перехода на экономику замкнутого цикла был рассмотрен нами в контексте современных геополитических реалий, трансформационных процессов и стратегических целей социально-экономического развития России. Для более углубленного осмысления данного вопроса следует также обратиться к международным его аспектам. При таком подходе надо признать, что в мировом масштабе переход от линейной модели к циркулярной экономике является одним из направлений в провозглашенной ООН повестке устойчивого развития.
Генеральная Ассамблея ООН приняла 25.09.2015 г. Резолюцию – «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [17]. В документе определены 17 Целей устойчивого развития и перечень задач по каждой цели. Цель № 12 гласит: «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства». Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач в области циркулярной экономики:
12.3. «К 2030 году сократить вдвое в пересчете на душу населения общемировое количество пищевых отходов на розничном и потребительском уровнях и уменьшить потери продовольствия в производственно-сбытовых цепочках, в том числе послеуборочные потери».
12.4. «…Добиться экологически рационального использования химических веществ и всех отходов… свести к минимуму их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду».
12.5. «К 2030 году существенно уменьшить объем отходов путем принятия мер по предотвращению их образования, их сокращению, переработке и повторному использованию».
В ст. 59 Резолюции ООН подчеркивается, что каждая страна определяет стратегии, модели и инструменты реализации целей устойчивого развития, исходя из своих национальных условий и приоритетов.
В Российской Федерации осуществляется нормативное регулирование процесса перехода на экономику замкнутого цикла с учетом рекомендаций ООН. Благодаря этому обеспечивается гармонизация подходов к управлению в организационных системах на основе модели замкнутого цикла.
Постановлением Правительства от 21.09.2021 г. (с изм. и доп. от 30.12.2023 г.) утверждены критерии проектов устойчивого развития. По разделу «Обращение с отходами» предусмотрены критерии для следующих пяти направлений: «создание или модернизация производств по обращению с отходами производства и потребления; создание и модернизация инфраструктуры для производства биоразлагаемых материалов и внедрение их в оборот; производство экологичной тары и упаковки с последующей эффективной утилизацией; улавливание и утилизация свалочного газа с получением энергии; создание и модернизация инфраструктуры по прямому улавливанию парниковых газов» [18]. Более детально критерии по этим направлениям сформированы в отраслевом разрезе и по видам природных объектов. Отдельный раздел посвящен критериям для социальных проектов.
В России сформировано нормативное обеспечение перехода на устойчивое развитие в соответствии в Резолюцией ООН, другими международными актами и российскими нормативно-правовыми документами. Распоряжением Правительства РФ от 5.05.2017 г. № 876-р утверждена Концепция развития публичной нефинансовой отчетности (отчетности об устойчивом развитии) [19]. Нефинансовая отчетность является существенным инструментом управления организационными системами. Приказом Минэкономразвития от 1.11.2023 г. № 764 были утверждены «Методические рекомендации по подготовке отчетности об устойчивом развитии», соответствующие Концепции нефинансовой отчетности [20].
Российские компании, участвующие в программе Целей устойчивого развития ООН (ESG-повестки), ежегодно публикуют нефинансовую отчетность. Например, в годовой нефинансовой отчетности акционерного общества «Мобильные Телесистемы» (ПАО «МТС») в разделе «ESG-стратегия» содержится пункт «Развитие экономики замкнутого цикла». В нем указано, что за 2022 г. компанией передано на переработку и утилизацию 7750 т вторсырья; внедрены технологии, обеспечивающие увеличение срока службы ИТ-оборудования; восстановлено 362,6 тыс. электронных устройств [21, с. 179–180].
Акционерное общество «Каустик» в отчете по устойчивому развитию за 2023 год информирует о реализации следующих мер по экономике замкнутого цикла: 9,1 т отработанной полиэтиленовой пленки использовано для производства упаковки продукции бытовой химии; 9,76 т ртути, полученной из ртутьсодержащих отходов, регенерировано и использовано повторно; регенерировано 1014 т серной кислоты и возвращено в производственный цикл; очищено 41,7 млн м3 сточных вод, из них 10,3 млн м3 со своего производства. Такие меры позволили компании сократить производственные затраты и снизить негативное техногенное воздействие на природу. Кроме того, компания осуществляет на своих техногенных водоемах природоохранные меры для многих видов птиц, в том числе «краснокнижных» [22, с. 16–17].
Несколько рассмотренных примеров деятельности компаний, осуществляющих переход на экономику замкнутого цикла, подтверждают комплексный, системный характер реализуемых ими мер.
Выводы
Вопросы теории управления организационными системами разработаны с необходимой полнотой, глубоко и разносторонне. Однако переход на модель экономики замкнутого цикла привносит новые штрихи в теорию управления организационными системами.
Материалы проведенного исследования позволяют выделить следующие базовые особенности управления переходом организационных систем в Российской Федерации на модель экономики замкнутого цикла:
1. Меняется и усложняется структура организационных систем. Возникновение новых функций предполагает создание специальных производственных подразделений и новых направлений управленческой деятельности.
2. Расширяются структура и содержание коммуникаций с другими организационными системами на внутриотраслевом и межотраслевом уровнях. Эффективность технологий замкнутого цикла повышается за счет кооперации организационных систем для выполнения сквозных операций с отходами. Производственные связи нового типа между организационными системами возникают при формировании цепочек операций по сбору, сортировке, переработке отходов и по созданию на их основе новых материалов и продуктов.
3. Расширяются, углубляются партнерские отношения между организационными системами и исполнительными органами государственной власти:
– переход организационных систем на модель экономики замкнутого цикла является составной частью национальных целей развития российского общества;
– программы развития экономики замкнутого цикла на макро- и микроуровнях носят долгосрочный стратегически ориентированный характер;
– в России осуществляется «мягкое» нормативное регулирование деятельности организационных систем в области сокращения и возвращения в производственный цикл отходов производства и потребления;
– управление развитием экономики замкнутого цикла в организационных системах опирается на следующие принципы: гармоничное сочетание задач в области повышения прибыли и конкурентоспособности, защиты окружающей среды и социальной ответственности бизнеса; внедрение инновационных технологий как основного механизма сокращения и повторного использования отходов; развитая система устойчивых коммуникаций со смежными компаниями и партнерские отношения с институтами государственной власти; гибкое опережающее реагирование на вызовы и риски быстро меняющейся бизнес-среды; рациональное непротиворечивое сочетание реализации стратегических целей и задач текущей оперативной деятельности.
Библиографическая ссылка
Бородушко И.В., Нефедьев С.А., Смирнов А.С., Шестаков А.В. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ЭКОНОМИКУ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 10. – С. 15-20;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40165 (дата обращения: 21.11.2024).