Введение
В современных условиях образовательной политики вопросы перестройки и реорганизации системы воспитания, оптимизации воспитательного пространства высшего учебного заведения находятся в центре внимания, так как воспитание считается одной из наиболее сложных проблем современной системы образования на всех уровнях.
Принятие Федерального закона № 304 от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» [1], «Примерной рабочей программы воспитания в образовательной организации высшего образования» (Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, 2021 г.) [2] актуализирует изучение и решение вопросов «организации воспитательной деятельности субъектов образовательного и воспитательного процессов» [2, с. 4] и обусловливает необходимость поиска, анализа, разработки форм и методов воспитательной работы, в том числе в рамках преподавания учебных дисциплин, воспитательный потенциал которых может быть востребован в образовательном пространстве вуза.
Авторы согласны с мнением И.А. Макаровой о том, что «в связи с тем, что воспитательная работа является частью образовательного процесса и составляющей университетской среды, разработчики Примерной рабочей программы воспитания в образовательной организации высшего образования рассматривают модуль “Учебно-профессиональная деятельность” как связующее звено в ОПОП (основная профессиональная образовательная программа) между образовательной и воспитательной деятельностью» [3, с. 66], и в рамках данного исследования обращаются к проблеме использования воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык», являющейся компонентом вышеназванного модуля учебных планов всех специальностей в образовательных организациях высшего образования.
Сказанное определяет актуальность настоящего исследования и обусловливает необходимость анализа воспитательных возможностей учебных дисциплин, в частности дисциплины «Иностранный язык», поиска методов и методических приемов в рамках современных педагогических технологий, а также педагогического инструментария, направленных на реализацию целей и задач воспитательного характера.
Цель исследования – проанализировать воспитательные возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» на примере метода проектов.
Материалы и методы исследования
Объект исследования – воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык».
Предмет исследования – метод проектов в реализации воспитательного потенциала учебной дисциплины «Иностранный язык».
Изучение научно-педагогической литературы по проблеме исследования с последующим анализом и интерпретацией, а также изучение положительного педагогического опыта выступили в качестве методов исследования.
Теоретической базой исследования являются работы специалистов как в области изучения воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык», так и в области теории и практики проектно-ориентированного обучения.
Результаты исследования и их обсуждение
Для достижения цели исследования был изучен ряд работ, посвященных вопросам роли иностранного языка в контексте решения задач воспитательного характера. В работах А.Б. Алмазовой [4], М.Е. Гненик, [5], О.С. Зацепиной [6], Л.А. Недосека [7], Н.В. Квач [8] рассматривается воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык», обеспечивающий формирование личностных, социально-личностных компетенций и ценностных ориентаций обучающихся. Вопросы проектно-ориентированного обучения / метода проектов в методике преподавания иностранного языка в вузе нашли отражение в работах И.Н. Айнутдиновой [9], Ю.В. Варламовой [10], Г.И. Михайловой [11], Е.В. Николаевой, В.В. Зотова, А.Е. Попела [12], Н.Ю. Пахомовой [13], Е.С. Полат [14] и др. Вместе с тем проблема усиления воспитательной составляющей и реализации воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» в контексте проектно-ориентированного обучения / метода проектов остается актуальной.
Проблемное поле данного исследования представлено следующими педагогическими и методическими категориями: воспитание, воспитательный потенциал, проектно-ориентированное обучение, метод проектов, личностные результаты.
В рамках данного исследования воспитание рассматривается в трактовке, представленной в уже упомянутом федеральном законе, как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи…» [1].
Под воспитательным потенциалом учебной дисциплины «Иностранный язык» авторы, вслед за М.Е. Гненик, понимают «возможность оказывать развивающее, формирующее влияние на человека, его свойства и качества, личность в целом… изучение иностранного языка является предпосылкой для развития представлений о мире, создает информационно-содержательную основу для умственной деятельности» [5].
Что касается проектно-ориентированного обучения, в исследовании, проведенном авторами ранее, оно рассматривается как «одна из наиболее перспективных образовательных технологий, сочетающая в себе теоретические и практические составляющие, творческий потенциал и самоорганизацию обучающихся в процессе обучения» [15, с. 136], а метод проектов – как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [14, с. 139].
Воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» в данном исследовании рассматривается через призму достижений обучающимися личностных результатов в процессе практико-ориентированного обучения.
Анализ ряда источников позволил выделить следующие характеристики, которые лежат в основе реализации воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык»:
− воспитательные возможности содержания учебного предмета;
− целевые установки воспитательного характера, прежде всего в рабочей программе учебной дисциплины, с последующим формулированием целевых ориентиров результатов воспитания в рамках практических занятий;
− технологии и методики организации образовательного процесса, направленные не только на формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, но и оказывающие определенное воспитательное воздействие на обучающихся;
− интерактивные формы организации учебной деятельности, способствующие формированию умений диалогического общения, критического мышления, отстаивания своего мнения, работы в команде.
Вместе с тем следует добавить, что ценность воспитательного потенциала иностранного языка усиливается тем, что он способствует достижению обучающимися личностных результатов в ходе изучения учебного предмета.
Данные характеристики обусловливают возможности преподавателя выбирать и конструировать курс иностранного языка в контексте использования метода проектов, который активизирует и актуализирует воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык». По мнению Т.А. Борзовой, «необходимо решать вопросы воспитания, не отрывая его от процесса обучения, – менять методы и подходы, активно внедрять проектную деятельность, стимулировать обучающихся к профессиональному росту, мотивировать их на самообразовательную деятельность, направлять на развитие собственной гражданской позиции, формировать цельную, уверенную в своем будущем самоопределяющуюся личность» [16, с. 182].
Авторы согласны с Н.Ю. Пахомовой, которая отмечает, что «инновационная и экспериментальная образовательная практика демонстрирует образцы использования учебного проектирования для решения различных задач обучения, развития и воспитания обучающихся при условии сформированной проектной компетентности» [13, c. 53].
Следует отметить, что ключевые характеристики метода проектов не вступают в противоречие, а, наоборот, коррелируют с положениями «Примерной рабочей программы воспитания в образовательной организации высшего образования» в части принципов организации воспитательного процесса и методологических подходов к организации воспитательной деятельности [2, с. 8–9].
По мнению авторов, метод проекта можно рассматривать в качестве инструмента реализации воспитательного потенциала учебной дисциплины «Иностранный язык», но в то же время его применение требует разработки и использования методического инструментария.
В качестве методического инструментария может выступать конструктор проекта, включающий в себя ряд документов, а именно: тематический модуль дисциплины (его содержание и тематические ориентиры), тематическое поле проекта, паспорт проекта, технологическую карту, с помощью которой планируется, разрабатывается и реализуется проект, а также карту планирования достижения возможных образовательных и личностных результатов в ходе реализации проекта.
Тематическое поле проектов, разработанное авторами [15, с. 139], можно рассматривать как систему взаимосвязанных, постепенно усложняющихся проектов, обеспечивающую действенность концептуальной модели проектной деятельности.
Метод проектов в профессионально ориентированном курсе иностранного языка в условиях межпредметной интеграции обладает значительным воспитательным потенциалом, способствуя развитию у обучающихся не только языковых, но и ключевых профессиональных компетенций. Интеграция проектной деятельности в образовательный процесс обогащает его и способствует не только более глубокому пониманию обучающимися учебного материала, но и достижению ими необходимых личностных результатов, рассматриваемых в качестве целей и задач воспитания в ходе реализации основных профессиональных образовательных программ.
Карта планирования достижения возможных образовательных и личностных результатов в ходе реализации проекта
Название проекта / Тип проекта |
Компоненты содержания проекта |
Образовательные результаты обучающихся при реализации проекта |
Личностные результаты обучающихся при реализации проекта |
Help Say “No” to Drugs (в рамках изучения темы Youth and Drugs. Drug Prevention)/ Социально значимый |
Изучение информационных ресурсов, анализ и обсуждение: − причин употребления наркотиков, − факторов риска, − факторов защиты, − мифов и реальных фактов о наркотиках, − последствий употребления наркотиков; − альтернатив употреблению наркотиков; − правил здорового образа жизни. Дискуссии и «круглые столы» по указанным проблемам. Создание информационных бюллетеней, постеров, презентаций на иностранном языке. Конкурс антинаркотических слоганов (на иностранном языке) |
− усвоение профессиональной терминологии развитие необходимых иноязычных коммуникативных умений и навыков в рамках темы «Молодежь и наркотики. Профилактика наркомании (Youth and Drugs. Drug Prevention)» |
− развитие лидерских качеств, развитие умения работы в команде; − развитие самостоятельности и инициативности: − развитие критического мышления; − развитие творческого подхода к решению проблем; − развитие умения планировать свою деятельность, оценивать ресурсы и управлять временем; − формирование ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих; − формирование осознанного неприятия деструктивного, опасного поведения в обществе; − формирование активной жизненной позиции обучающихся; − готовность к пропаганде здорового образа жизни |
I’m proud to be a police officer (в рамках изучения темы My Future Profession) / Профессионально значимый |
− изучение информационных ресурсов, посвященных деятельности различных полицейских организаций, подразделений полиции, их структуре, функциям и задачам; − мини-исследования (история полиции, работа полиции в разных странах, современные вызовы и т.д.). − просмотр и анализ видеоматериалов на иностранном языке о работе полиции. − ролевые игры и симуляции реальных ситуаций, с которыми сталкиваются полицейские («расследование происшествия», «допрос подозреваемого», «опрос свидетелей» и т.п.) − анализ и обсуждение этических дилемм и норм профессиональной этики полицейского |
− усвоение профессиональной терминологии развитие необходимых иноязычных коммуникативных умений и навыков в рамках темы «Моя будущая профессия – сотрудник полиции. (My future profession is a police officer / law enforcement officer)» |
− развитие лидерских качеств, − развитие умения работы в команде; − развитие критического мышления; − развитие умения планировать свою деятельность, делить задачи на этапы, оценивать ресурсы и управлять временем; − развитие творческого мышления и способности генерировать новые идеи в рамках своей профессиональной сферы; − повышение мотивации к изучению профильных дисциплин и будущей профессиональной деятельности; − формирование ценностных и этических основ профессионально-служебной деятельности (честность, справедливость, уважение к правам других людей и готовность помочь) |
Следует отметить, что в условиях реализации проектов личностные результаты можно разделить на универсальные (характерные для всех проектов независимо от содержания) и специфические (контент-обусловленные).
К универсальным личностным результатам можно отнести развитие у обучающихся таких качеств, как самостоятельность и ответственность. Приступая к работе над проектом, они самостоятельно определяют цели и планируют свою деятельность, выбирают методы и ресурсы, контролируют промежуточные результаты и несут ответственность за конечный продукт. Это во многом способствует развитию у обучающихся навыков самоорганизации и принятию решений, основанных на определенных этических принципах.
Специфические (контент-обусловленные) личностные результаты включают те качества, развитие которых обусловлено самим содержанием проектов. К ним можно отнести, например, повышение профессиональной мотивации участников проекта, формирование их активной жизненной позиции или осознанного неприятия деструктивного, опасного и противоправного поведения в обществе и т.п.
Одним из ключей к успеху работы над проектом является, по мнению авторов, тщательное планирование проектной деятельности со стороны преподавателя, который должен в первую очередь определить место того или иного проекта в тематических модулях дисциплины, а также цели (в том числе воспитательные), которые должны быть достигнуты в результате его реализации. В связи с этим при организации проектной деятельности преподавателю предлагается разрабатывать карту планирования достижения обучающимися возможных образовательных и личностных результатов в ходе реализации проекта.
В таблице приведены примеры такого планирования при организации проектной деятельности обучающихся в образовательной организации системы МВД России (социально значимого и профессионально значимого).
Следует отметить, что перечень образовательных и личностных результатов реализации указанных проектов не является исчерпывающим и может варьироваться в зависимости от типа и содержания конкретного проекта. Подобные проекты с учетом имеющихся дидактических/ресурсных инструментов способствуют формированию у обучающихся гражданской ответственности, социальной справедливости и уважения к окружающим, профессиональной мотивации.
Заключение
В условиях современной образовательной парадигмы в высшей школе одним из важных направлений является усиление воспитательной деятельности; это обусловливает значимость поиска, разработки и использования форм, методов воспитательной деятельности не только в контексте внеучебной деятельности, но и в контексте использования воспитательных возможностей учебных дисциплин, в частности дисциплины «Иностранный язык».
Коммуникативная направленность, воспитательные возможности содержания, интерактивность методов и методических приемов, дидактически значимые материалы, направленные на формирование у обучающихся ценностных ориентаций, являются слагаемыми воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык».
Одним из эффективных инструментов реализации воспитательного потенциала дисциплины авторы рассматривают метод проектов. Педагогическая целесообразность введения метода проектов в процесс обучения иностранному языку обусловлена его возможностями не только как инструмента развития и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции, но и как инструмента воспитания творческой, профессионально мотивированной личности будущего специалиста.
Метод проекта в курсе иностранного языка выступает в качестве инструмента:
− реализующего воспитательный потенциал дисциплины в соответствии с целями, задачами, содержанием профессионального образования и формирования компетенций;
− ориентированного на интерактивность образовательного процесса в ходе обучения иностранному языку;
− содействующего развитию интеллектуального потенциала обучающихся;
− способствующего достижению обучающимися как универсальных, так и специфических (контент-обусловленных) личностных результатов.
Рассматривая метод проектов в рамках концепций контекстного, практико-ориентированного и продуктивного обучения иностранному языку, следует констатировать, что его воспитательные возможности реализуются посредством проблемного, личностно значимого для будущих специалистов содержания, совместной работы обучающихся, ориентации на продуктивную деятельность.
Перспективы дальнейшего исследования воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» лежат в области оценки результатов личностного развития обучающихся в ходе реализации социально и профессионально значимых проектов.
Библиографическая ссылка
Куприянчик Т.В., Ермякина Н.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ) // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 9. – С. 122-127;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40159 (дата обращения: 21.11.2024).