Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В РАЗЛИЧНЫХ КОНКУРСАХ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЯХ

Романов С.В. 1 Салимова Ф.Р. 1
1 Инженерно-экономический колледж Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Качество профессиональной подготовки влияет на формирование профессиональных компетенций, которые выпускник колледжа должен будет реализовать в своей практической деятельности. Участие студентов в олимпиадах и конкурсах развивает профессиональные компетенции, поэтому авторами было принято решение исследовать мотивацию студентов к профессиональной деятельности через их участие в различных конкурсах. Целью авторской работы стало исследование мотивации студентов к практической деятельности во время подготовки к конкурсам и участия в них. Предметом исследования были педагогические технологии, способствующие успешной подготовке студентов к конкурсам различного уровня. В процессе исследования была разработана программа подготовки студентов к конкурсам. В ходе исследования также были разработаны методы и способы подготовки обучающихся к конкурсам разного уровня, которые способствуют личностному росту студентов. Для решения поставленных задач были использованы теоретические и практические методы исследования. Безусловно, участие в конкурсах развивает не только профессиональные качества обучающихся, но и личностные, у студентов появляется чувство ответственности за принятие самостоятельных решений в процессе подготовки к ним, и они обретают бесценный опыт практических действий. В целом все эти факторы формируют профессиональные компетенции и оказывают поддержку талантливой молодежи, поэтому данное исследование является актуальным и результативным. Практическая значимость исследования состоит в том, что были изучены все этапы подготовки студентов к конкурсам и даны рекомендации по улучшению методов и способов подготовки обучающихся к конкурсам как регионального, так и федерального уровней. Итогом подготовок студентов Набережночелнинского инженерно-экономического колледжа можно считать вполне заслуженные их победы на конкурсах как регионального, так и федерального уровня на протяжении последних лет.
система образования
среднее профессиональное образование
развитие
профессиональные компетенции
технологии подготовки
конкурсы
1. Чебанов К.А., Богданова М.В. Формирование профессиональных компетенций обучающихся колледжа // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24876 (дата обращения: 05.05.2024).
2. Ильиных Е.В. Конкурсы профессионального мастерства как средство формирования мотивационной готовности студентов к осуществлению ими трудовой деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26917 (дата обращения: 05.05.2024).
3. Долгова В.И., Нуртдинова А.А. Программа формирования мотивации профессиональной деятельности студентов в условиях конкурса «Педагогический дебют» // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 10. С. 95–99. DOI: 10.17513/snt.36835.
4. Объедкова Л.П., Логинова О.А. Организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов-менеджеров // Вестник педагогических наук. 2022. № 2. С. 204–209.
5. Сухарев А.И., Ланщикова Г.А., Позднякова Т.Ю. Самостоятельная работа студентов в практико-ориентированной модели обучения // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 2. С. 179–184. DOI: 10.17513/snt.39542.
6. Минина В.В. Личностно-развивающая модель формирования компетенции профессионального самоконтроля студентов в системе среднего образования // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 10. С. 134–138. DOI: 10.17513/snt.39805.
7. Михайлова Т.А., Габриелян Я.С. Формирование готовности к трудоустройству у студентов вузов // Педагогика и просвещение. 2020. № 4. С. 86–95.
8. Наумкин Н.И., Забродина Е.В., Забродин С.В. Проектирование методики подготовки студентов к участию в конкурсах профессионального мастерства // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31720 (дата обращения: 07.06.2024). DOI: 10.17513/spno.31720.
9. Васюков С.Н. Критерии и уровни сформированности компонентов учебно-профессиональной мотивации студентов // Вестник педагогических наук. 2024. № 3. С. 148–156.
10. Корнеева А.В., Косачева Т.А., Крюкова О.А., Бахмутская Ю.А. Ценностно-смысловой аспект профессиональной самореализации личности // Вестник педагогических наук. 2021. № 7. С. 121–123.

Введение

B данном исследовании были рассмотрены способы формирования профессиональных навыков и умений и то, как этот процесс осуществлялся через участие в различных конкурсах. Участие студентов в конкурсах повышает уровень качества подготовки специалистов среднего звена, оказывает поддержку талантливой молодежи, мотивируя ее к дальнейшим успехам, и, несомненно, развивает профессиональные компетенции, поэтому авторами было принято решение исследовать мотивацию студентов к профессиональной деятельности. Поскольку в современных учебных заведениях среднего профессионального образования практическая профессиональная деятельность осуществляется студентами путем прохождения производственных практик на предприятиях, не всегда соответствующих выбранной ими специальности, то им необходимо использовать любую возможность для реализации своего потенциала. Одна из таких возможностей – участие в различных конкурсах.

Целью исследования стало изучение мотивации студентов к практической деятельности во время подготовки к конкурсам и участия в них.

Материалы и методы исследования

Предметом исследования являются педагогические технологии, способствующие успешной подготовке студентов к конкурсам разного уровня.

Для проведения исследования применялись классические методы: на теоретическом этапе исследования был проведен анализ научной литературы, наблюдение, обобщение. На практическом – были разработаны методы и способы, способствующие формированию профессиональных компетенций при подготовке обучающихся к конкурсам. Исследование проводилось на протяжении трех последних лет среди студентов 1 и 2 курса инженерно-экономического колледжа НЧИ КФУ, в нем приняли участие 120 студентов, участвовавших в различных конкурсах и олимпиадах. В данном исследовании были также изучены педагогические технологии, способствующие успешной подготовке студентов инженерно-экономического колледжа к конкурсам, и применение их в практической деятельности.

Анализ научных исследований в области педагогических технологий позволил учесть эти наработки в создании собственных технологий подготовки студентов колледжа к конкурсам [1]. Этой подготовкой занимаются педагоги по рекомендуемой программе, которая была разработана методистами учебной части инженерно-экономического колледжа. Программа включает в себя пункты, которые регламентируют все этапы подготовки: планирование участия в конкурсах разного уровня, организация подготовки студентов к конкурсу, системный контроль за ходом подготовки к конкурсу, итоговый анализ результатов участия студентов в конкурсе [2]. Поскольку организация подготовки к конкурсам и олимпиадам занимает достаточно много времени, возникла необходимость составления такой программы, в которую можно вносить изменения с учетом различных ситуаций, возникающих в процессе подготовки. Разумеется, данная программа регулярно обсуждается с преподавателями, которые готовят студентов-участников, и по необходимости корректируется с учетом методических и технологических аспектов.

Программа подготовки студентов осуществляется поэтапно. В нее входит:

1. Организация подготовки к конкурсу.

2. Психолого-педагогическая диагностика.

3. Контроль подготовки к разным конкурсам.

4. Итоговый системный анализ результатов конкурса.

На первом этапе организации подготовки необходимо:

а) определить цели и задачи конкурса (цель подготовки должна четко соответствовать целям конкурса);

б) необходимо установить наблюдение за ходом подготовки к конкурсу;

в) создать индивидуальный уровень подготовки, который соответствует интересам и возможностям конкурсанта;

г) учитывать все аспекты коммуникативной компетенции. В структуру коммуникативной компетентности входят языковые, речевые, учебно-познавательные компетенции, умение работать в группе [3];

д) необходимо выбрать наиболее подходящие учебные материалы и нацелить конкурсанта на поиск нужной информации для самостоятельной работы. Использование цифровых технологий позволяет самостоятельно выбирать им необходимый материал и самим контролировать процесс подготовки к конкурсам, тем самым используя возможности обучающихся для оптимального распределения собственных ресурсов и времени.

Второй этап – проведение психолого-педагогической диагностики, которая нацелена на выявление особенностей личности участника; определения собственного стиля и определения мотивов желания участвовать в конкурсе; получения навыка эмоциональной саморегуляции; стрессоустойчивости, умения адаптироваться в незнакомой среде [4].

missing image file

Этапы подготовки студентов к конкурсу

На третьем этапе осуществляется контроль подготовки участника к конкурсу. Необходимо организовать контакты между преподавателями и конкурсантами; также важно отслеживать любые изменения в учебном процессе конкурсанта, быть в курсе всех его жизненных обстоятельств, которые могут повлиять на его поведение и дальнейшее участие в конкурсах.

На четвертом этапе подводятся итоги участия в конкурсе:

− обсуждение достижений и неудач конкурсантов;

− выявление пробелов в знаниях, упущенных возможностей, вызванных разными обстоятельствами;

− анализ выполненных заданий и определения их уровня сложности;

− корректировка (если есть такая необходимость) программы подготовки; составление плана в перспективе на будущее.

Этапы подготовки к конкурсу отражены на рисунке.

При подготовке обучающихся к конкурсам и олимпиадам необходимо придерживаться следующих правил.

1. Дать возможность студенту проявить самостоятельность при подготовке [5].

2. Ни в коем случае не принуждать его к участию в конкурсе.

3. Заинтересовать его в участии в конкурсе.

4. Формировать навыки и умения реализовать активно полученные знания [6].

5. Формировать умения овладевать заданиями повышенного уровня сложности.

6. Индивидуальный подход с учетом интеллектуальных возможностей участника конкурса.

7. Учитывать состояние физического и ментального здоровья конкурсанта.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время в системе образования в России происходит множество реформ, которые позволяют создавать новые методологические основания, новые представления о процессе обучения в деятельности среднего профессионального образования. Основная задача средних специальных учебных заведений – это подготовка специалистов, способных реализовать теоретические знания, основанные на системном мышлении, и профессиональные умения, которые будут использованы студентами в дальнейшей практической деятельности [7]. Образовательный процесс в колледжах в современных реалиях существенно отличается от системы обучения в 1970-е – 1990-е гг. Тогда не возникало особых проблем с трудоустройством выпускников, отсутствовала жесткая конкуренция при устройстве на работу и на базе заводов и фабрик создавались профессионально-технические училища, техникумы. Главное отличие образовательного процесса в прошлом от современного заключалось в том, что теоретическое обучение чередовалось с производственной деятельностью, а также практиковались методы наставничества в период обучения на производстве. Срок обучения в училищах был гораздо короче, и студенты уже на первом курсе включались в реальный процесс производственной деятельности. В настоящий момент организация подготовки к профессиональной деятельности в рамках учебной деятельности обеспечивается администрацией учебного заведения. Указанные обстоятельства диктуют необходимость формирования личностных и профессиональных компетенций студентов колледжей в процессе обучения дисциплинам, которые должны быть реализованы на практике [8]. Образовательный процесс должен осуществляться в эффективных условиях, и в образовательном учреждении должны создаваться условия для развития, обучения и воспитания студентов, чтобы по окончании учебного заведения они смогли адаптироваться к будущей профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость поэтапного создания новой системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов, то есть те ключевые компетенции, которые и определяют современное качество содержания образования. За последние десять лет в инженерно-экономическом колледже НЧИ КФУ были созданы условия, способствующие повышению интереса к учебной деятельности, формированию у личности положительного отношения к предстоящему высокопроизводительному труду к перспективам развития выбранной профессии [9]. Учебный процесс состоит не только в изучении дисциплин (модулей), но и в возможности реализации в практической деятельности. Также создаются условия для развития личностного потенциала. Реализация этих достижений осуществляется посредством участия в спортивных и других мероприятиях. Однако следует учитывать, что в современных условиях рыночной экономики выпускник колледжа должен соответствовать требованиям работодателя. От специалиста требуются не только теоретические знания, но и практические умения. Чтобы стать конкурентоспособным специалистом, необходимо прежде всего ставить цели и достигать их, также важно стремится к постоянному профессиональному росту. Для осуществления поставленных задач в подготовке к профессиональной деятельности студентов важно использовать различные дидактические приемы и средства. Таким дидактическим методом можно рассматривать участие студентов СПО в различных конкурсах на региональном и федеральном уровнях. Следует отметить, что участие студентов колледжа в олимпиадах и конкурсах регионального и федерального уровней как одно из важных направлений подготовки специалистов. С развитием олимпиадного движения непосредственно связан педагог, который не только направляет ребенка, но и участвует в организационной работе. При подготовке обучающихся к профессиональным конкурсам и олимпиадам преподаватели тем самым помогают сформировать профессиональную готовность студентов к будущей трудовой деятельности по той специальности, где они должны будут реализовать себя [10]. Участие студентов в них предоставляет возможность продемонстрировать свои умения и способности к профессиональной деятельности, оценить уровень личностных качеств, гибкость мышления и умение адаптироваться в стрессовой ситуации.

В инженерно-экономическом колледже НЧИ КФУ на протяжении многих лет проводятся мероприятия, на которых студенты демонстрируют свои профессиональные умения. Задача этих мероприятий – привлечь как можно больше студентов к участию в них. Участие в них является для участников стимулом к получению новых знаний, расширению кругозора, а также возможностью реализовать свои потенциальные возможности. Олимпиады и конкурсы, которые проходят внутри учебного заведения, мотивируют студентов к участию в мероприятиях более высокого уровня. Ежегодный конкурс «Студент года», проходящий внутри учебного заведения, проводят заместитель по воспитательной работе и кураторы. Следующий этап, где студентам приходится демонстрировать свои знания и умения, – это участие во Всероссийской научно-практической конференции «Камские чтения», которая проходит ежегодно в г. Набережные Челны. Организатором этого мероприятия является НЧИ КФУ. Организуется это мероприятие с целью привлечения молодежи к решению региональных проблем и России в целом, а также возможности реализовать научный и творческий потенциал студенческой молодежи. В конференции могут принять участие студенты не только высших учебных заведений, но и других колледжей республики. Преподаватели профессионального цикла специальности практически ежегодно готовят студентов к выступлениям на конференции. Также наши студенты с первого курса обучения участвуют в международных и всероссийских конкурсах как дистанционно, так и очно. На этом этапе у студентов формируется профессиональная готовность к трудовой деятельности, совершенствуются навыки самостоятельного творчества и появляется возможность реализации своих способностей и умений на практике. Также студенты колледжа участвуют во многих конкурсах, олимпиадах, конференциях регионального и федерального уровней. Большинство из них становятся победителями или призерами. Закономерный итог этих подготовок к конкурсам и участие в них – это вполне заслуженные победы студентов за последние три года. Вполне закономерно участие в конкурсах повышает уровень подготовки специалистов среднего звена, оказывает поддержку талантливой молодежи, мотивирует ее к дальнейшим успехам. Опыт успеха очень много значит для оценки личности и компетентности. Достижения на конкурсах и олимпиадах являются ведущим эмоциональным компонентом мотивационной готовности к трудовой деятельности, поэтому каждому человеку необходимо реализовать себя и достигать успеха в реализации своих проектов. Одержанные победы на конкурсах мотивируют студентов двигаться к новым вершинам.

Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что студентам очень важно принимать участие в олимпиадах и конкурсах, способствующих развитию личностных качеств и компетенций, в том числе профессиональных. Как правило, у них появляется стремление реализовать себя в будущем. Преподаватели, которые вкладывают в студента свои знания и умения, также повышают свой профессиональный уровень. Достижения обучающихся мотивируют их к постоянному творческому поиску. Все эти обстоятельства в целом позволяют повысить уровень практической подготовки студентов и улучшить качество образования. Участие в научно-исследовательских конкурсах и олимпиадах стало визитной карточкой инженерно-экономического колледжа НЧИ КФУ.


Библиографическая ссылка

Романов С.В., Салимова Ф.Р. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В РАЗЛИЧНЫХ КОНКУРСАХ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЯХ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 8. – С. 196-201;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40135 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674