Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФЕНОМЕН ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕОРЕТИКОВ И ПРАКТИКОВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Веденеева Г.И. 1 Шкурина Л.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
Исследование направлено на раскрытие сущности добровольческой деятельности, ее роли в воспитании современной молодежи. Отмечается повышение внимания общества и государства к вопросам участия в добровольческой (волонтерской) не только взрослого населения, но и детей и молодежи. На современном этапе добровольческая деятельность получает свое развитие в различных сферах общественной жизни, в том числе в системе образования. Представлены дефиниции исследуемого понятия в трудах ученых, проанализированные с точки зрения их существенных признаков (род понятия) и видовых отличий. Предложено авторское определение волонтерской деятельности. Указаны возможные причины разнообразия дефиниций в литературных источниках. Подчеркнуто, что анализируемые понятия «добровольческая деятельность» и «волонтерская деятельность» являются тождественными. Уделено внимание региональным аспектам организации волонтерских практик. На основе анкетирования педагогов дополнительного образования и контент-анализа полученных результатов выявлены их представления о добровольческой деятельности школьников, о приоритетных личностных качествах волонтеров. Результаты анкетирования педагогов-практиков подтверждают мысль теоретиков о том, что для добровольчества, прежде всего, важны нравственные качества волонтера, проявляющего социальную активность во благо окружающих людей. Сравнение взглядов ученых и практиков на сущность волонтерской деятельности позволило выявить их сходство и различие в понимании сущности волонтерской деятельности.
воспитание
добровольческая деятельность
волонтер
социальная активность
анализ
дополнительное образование
анкетирование
1. Горлова Н.И. Историческое развитие добровольчества (волонтёрства) в Советской России, СССР и современной России: автореф. дис. … докт. ист. наук. Краснодар, 2021. 62 с.
2. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 года N 2950-р [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72039562/ (дата обращения: 10.05.2024).
3. Закон Воронежской области «О добровольческой (волонтерской) деятельности» от 11 марта 2013 г. N 02-ОЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 453125714 (дата обращения: 09.05. 2024).
4. Положение о Центре волонтерского движения муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи. Утверждено приказом МБУДО Дворец творчества детей и молодежи от «15» апреля 2022 г. № 66. [Электронный ресурс]. URL: https://dvorecvrn.obrvrn.ru/department/centr-volonterskogo-dvizheniya/dokumenty/(дата обращения: 30.05.2024).
5. Щербакова Н.В. Понятие «волонтерская деятельность» в контексте философского знания // Вестник Забайкальского государственного университета. 2012. № 11 (90). С. 98-103.
6. Андрианова Д.Д. Педагогические условия развития волонтёрства подростков в образовательных программах основного и дополнительного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2020. 24 с.
7. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: автореф. дис. …канд. психол. наук. Хабаровск, 2008. 20 с.
8. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции: автореф. дис. …докт. соц. наук. Москва, 2006. 29 с.
9. Луговая Е.А. Феномен добровольчества в социокультурном пространстве России: автореф. дис. …канд. культурологии. Саратов, 2012. 20 с.
10. Грасс Т.П., Петрищев В.И., Сидорова О.О., Соколовский А.А. Волонтерство как фактор развития социальной активности в формировании экономической культуры старшеклассников // Человек и образование. 2021. № 2 (67). С. 56-60.
11. Паклина Е.А. Волонтерская деятельность в культурно-образовательном пространстве вуза//Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 3(34). С. 101-104.
12. Бокова О.А., Григоричева И.В., Мельникова Ю.А. Определение содержания конструкта «волонтерская деятельность» в образовательно-воспитательной практике: опыт теоретического осмысления и эмпирической реконструкции // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 400-421.
13. Артамонова В.В. Модели волонтерской деятельности в современном обществе // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 57–61.
14. Вакуленко О.В., Галушинская Ю.О. Характеристика модели педагогической деятельности по организации волонтерского объединения в учреждении дополнительного образования // Проблемы современного педагогического образования. Секция: Науки об образовании. 2021. № 72-3. С. 59-62.
15. Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42800 (дата обращения: 01.06.2024).
16. Ильина Ю.Н. Значение и употребление слов доброволец и волонтер в русском языке (по данным Национального корпуса русского языка) // Научный диалог. 2019. № 10. С. 159-171.
17. Орехова Т.Ф., Неретина Т.Г., Кондрашова Е.Н. Формулирование научного понятия как компонент исследовательской компетенции будущих педагогов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 6. С. 149-157.

Введение

Сегодня воспитательный процесс в образовательных организациях становится одним из основных трендов. Он направлен на создание условий для саморазвития, самоопределения и социализации обучающихся. Значительным потенциалом для решения задач социального становления личности обладает волонтерская деятельность, способствующая включению детей и молодежи в бескорыстный труд на благо окружающих людей.

Несмотря на возрастающую роль волонтерского движения в воспитании личности, следует отметить некоторые проблемы, ожидающие своего разрешения: отсутствие четкого представления о сущности волонтерского движения у различных участников этого процесса (теоретиков и практиков), рассогласование их мнений о содержании и организации деятельности, а также наличие формализма, ведущего к имитации заинтересованности юного волонтера в добровольческом труде.

Цель исследования – определить сущность добровольческой деятельности обучающихся на основе поиска сходства и различий во взглядах теоретиков и педагогов-практиков, организующих эту деятельность с волонтерами, в частности в условиях дополнительного образования.

Материал и методы исследования

В процессе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. Использован анализ литературы в области педагогики, психологии, социологии и др. Проведены сравнение и обобщение дефиниций исследуемого понятия, предложенных как теоретиками, так и педагогами-практиками. Представлено авторское определение волонтерской деятельности. В ходе исследовательской работы были проведены анкетирование и опрос педагогов дополнительного образования, результаты которых обрабатывались с помощью контент-анализа; использовалась интерпретация, а также имело место обращение к передовому опыту по организации волонтерской деятельности обучающихся.

Явление волонтерства в настоящее время изучается многими науками, в том числе психологией, педагогикой, историей, социологией и др. В последнем десятилетии прошлого века добровольчество развивалось в условиях переоценки ценностей, экономической нестабильности, негативного воздействия информационно-коммуникационных средств и др. По мнению исследователя Н.И. Горловой, отсутствие управления со стороны государства, механизмов самоорганизации и общественных инициатив негативно сказалось на развитии добровольческой деятельности [1, с. 46].

Внимание российского общества и государства к добровольческому движению, к его развитию в регионах возрастает в конце XX – начале XXI вв. Добровольчество растет качественно и количественно, проникая в различные сферы общественной жизни, в том числе в систему образования. Подчеркивается значение этого движения для повышения социальной активности детей и молодежи. В добровольческую активность включаются обучающиеся вузов, среднего профессионального образования, школ и организаций дополнительного образования. Появляется Ассоциация волонтерских центров для координации их деятельности, что в определенной степени способствовало преобразованию добровольческого движения в самостоятельный социальный институт. Значимым для дальнейшего развития добровольчества в стране является документ «Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года», определивший основные цели развития добровольчества в стране [2].

Примечательным было то, что создавались общественные добровольческие центры в различных регионах страны и, следовательно, были приняты нормативные документы не только на федеральном уровне, но и на региональных и муниципальных уровнях по оказанию помощи ответственным за развитие добровольчества на местах. Так, например, в Воронежской области в 2013 году вышел Закон «О добровольческой (волонтерской) деятельности» (с последующими редакциями) по вопросам дальнейшего развития волонтерского движения в регионе [3]. В настоящее время в Воронеже и области функционируют различные центры и волонтерские отряды: Центр реабилитации диких животных и птиц («Добрые сердца»), Молодежное волонтерское движение «Чистый город» и др. Большая работа проводится волонтерами в рамках регионального проекта «Волонтерский корпус 36», помогающего пожилым людям, беженцам из Донбасса и нуждающимся людям.

Подобные объединения создаются и в организациях дополнительного образования, деятельность которых регулируется нормативно-правовыми документами и локальными нормативными актами. В системе дополнительного образования обучающимся предоставляется свобода выбора деятельности, способствующей формированию внутреннего мира личности через многообразие творчества.

Особого внимания заслуживает деятельность МБУДО Дворец творчества детей и молодежи г. Воронежа. Центр волонтерского движения (ЦВД) – это добровольное объединение обучающихся от 14 лет и старше. Волонтеры участвуют в патриотических акциях («Свеча памяти», «Нет забытых могил!» и др.); проводят уборку территории ДТДиМ и города; организуют профилактическую работу с детьми из «группы риска» (беседы, тренинги, тематические игры, акции) и др.

В Положении ЦВД изложены права и обязанности юных волонтеров. В частности, волонтер обязан: знать, уважать цели, задачи и принципы своего отряда и следовать им, укреплять авторитет отряда; четко и добросовестно выполнять порученную ему работу; уважать мнение других представителей отряда и руководителя; заботиться о психическом, нравственном, физическом здоровье представителей волонтерского отряда и др. [4].

Результаты исследования и их обсуждение

Проанализированы определения понятия «добровольческая (волонтерская) деятельность», предложенные исследователями различных областей науки: философии, педагогике, психологии, социологии и культурологии, с целью сравнения существенных и видовых отличий искомого понятия (табл. 1).

Анализ содержания таблицы 1 позволил выделить следующие особенности:

– в качестве существенного признака (род понятия) изучаемого явления выступают «деятельность», «форма», «труд» (в ряде других работ [10–12] встречаются термины «фактор», «механизм», «социальный институт» и др.);

– видовые отличия исследуемого понятия определяются спецификой научной области: для философии как науки о мире в целом особенно значимы вопросы духовного развития человека; для психологии – развитие личности; педагогика нацелена на формирование личностных качеств; социология и культурология исследуют проблемы общества, его развития.

Заметим, что в научных работах [12–14], вышедших в свет после принятия Федерального закона от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ [15], утвердившего термины «добровольческая деятельность», «волонтерская деятельность», «доброволец» и «волонтер» как паритетные (уравненные по своему содержанию), авторы используют одновременно в тексте эти понятия как взаимозаменяемые. Например, авторы работы О.А. Бокова, И.В. Григоричева, Ю.А. Мельникова уже в ключевые слова вводят тождество «добровольчество/волонтерство» [12, с. 400]. Вместе с тем, следует указать, что в научном мире остается сомнение в том, что понятия «доброволец» и «волонтер» – абсолютные синонимы. Речь идет о работе Ю.Н. Ильиной, отмечающей: «В смысловой организации лексемы доброволец …есть компонент опасность, риск, тяжелые переживания, трудности, невзгоды. В значении слова волонтер важен компонент специализации человека» [16, с. 168].

Соглашаясь с мнением О.В. Вакуленко и Ю.О. Галушинской [14, с. 60], авторы утверждают, что трактовки феномена «добровольческая (волонтерская) деятельность» могут быть различными в зависимости не только от области науки, но и от предмета исследования. Так, Е.А. Паклина, исследуя процесс волонтерской деятельности в культурно-образовательном пространстве вуза, рассматривает эту деятельность «как эффективный механизм развития социальной активности молодежи, нравственного и патриотического воспитания, возрождения в молодежной среде фундаментальных духовных ценностей» [11, с. 101].

Таблица 1

Дефиниции понятия «волонтерская деятельность»

Область науки

Автор, год выхода работы

Дефиниции

Философия

Н.В. Щербакова

(2012)

«Волонтерская деятельность представлена как нематериальная сторона бытия индивида, основанная на идеях нравственности, безвозмездной и бескорыстной помощи во благо другого, духовного развития, моральных ценностей, присущих человеческому обществу того или иного исторического периода» [5, с. 98]

Педагогика

Д.Д. Андрианова (2020)

«Под волонтерством (добровольчеством) мы понимаем особый вид бескорыстной, сознательной человеческой деятельности на благо других, носящий системный характер и основывающийся на принципах добровольности, независимости, гуманности, толерантности» [6, с. 11]

Психология

Е.С. Азарова

(2008)

«Добровольчество – это общественно-полезная деятельность на основе добровольного выбора, отражающего личные взгляды и позиции гражданина» [7, с. 3]

Социология

Л.А. Кудринская

(2006)

Определяется «…сущность добровольческого труда как самого свободного труда, поскольку его субъект … становится свободен от социального, экономического, политического, идеологического принуждения» [8, с. 8]

Культурология

Е.А. Луговая

(2012)

«Добровольческая деятельность представляет собой деятельность, направленную на достижение социально значимых целей, осуществляемую без принуждения и оказывающую социализирующее влияние на субъект такой деятельности» [9, с. 9].

Примечание: курсив авт.

Содержание дефиниции акцентировано на развитии молодежи, социальной активности, ее ценностях.

Можно констатировать, что специфика предмета исследования влияет на трактовку понятия «добровольческая (волонтерская) деятельность». В связи с тем, что авторы рассматривают феномен добровольчества в контексте более широкой темы («Формирование социальной активности старшеклассников в добровольческой (волонтерской) деятельности»), данный феномен определяется, исходя из сущности социальной активности школьников, рассматривается как личностное качество, включает в себя направленность на социально значимую деятельность, готовность к ее выполнению и конкретные действия старшеклассников, реализуемые на благо окружающих людей в соответствии с ценностями общества. Следовательно, волонтерская деятельность старшеклассников рассматривается как добровольная деятельность на благо общества, предполагающая педагогическое руководство, нацеленное на формирование направленности и готовности волонтеров к участию в бескорыстном труде в соответствии с нравственным идеалом старшеклассников.

При формулировке определения целесообразно ориентироваться на выводы Т.Ф. Ореховой и иных о том, что научное определение явления или предмета исследования должно отражать следующие пять аспектов (вопросов): 1) существенные признаки (род понятия); 2) происхождение исследуемого явления; 3) структура изучаемого явления; 4) функции, значение изучаемого явления; 5) признаки эффективности определяемого процесса (для педагогических явлений) [17, с. 152], с тем чтобы определение полноценно отражало изучаемое явление.

В зависимости от области науки или предмета исследования определение феномена волонтерской деятельности будет варьироваться, но соответствуя определению, указанному в Федеральном законе от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ: «Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона» [15, ст. 1, п. 2].

Еще одна характеристика волонтерской деятельности обучающихся отражает вопрос о степени значимости специальных или личностных качеств волонтера. По мнению В.В. Артамоновой, волонтерская деятельность «отличается от других видов деятельности тем, что не выдвигает высоких требований к профессиональной подготовке человека или наличию опыта, однако требует особых личностных качеств» [13, с. 62]. Из необходимых умений волонтера исследователь выделяет умение определять потребности людей, умение оказывать помощь нуждающимся в ней людям.

Итак, анализ научного понятия «волонтерская деятельность» осуществлен по трем аспектам:

– наличие существенных признаков и видовых отличий изучаемого понятия;

– влияние области науки и предмета исследования на трактовку понятия;

– приоритет профессиональных или личностных качеств волонтера.

В процессе исследования были проанализированы представления педагогов-организаторов о сущности волонтерской деятельности. В октябре 2023 года с педагогами дополнительного образования было проведено анкетирование, в котором приняли участие 106 педагогов из различных организаций дополнительного образования г. Воронежа.

Обработка результатов показала, что почти половина педагогов при определении анализируемого понятия как ключевое слово использовали «помощь», формулируя свое определение следующим образом:

«Волонтерская деятельность предполагает любые формы помощи, которые осуществляются на благо других, обязательно – на безвозмездной основе»;

«Добровольная, бескорыстная помощь в общественно полезных делах»;

«Бескорыстная помощь людям и животным»;

«Добровольное и бескорыстное оказание помощи, внимания» и др.

Важно подчеркнуть, что педагоги в своих определениях отмечают нравственную сущность феномена «добровольчество». Большинство из них заявили, что хотели бы своих собственных детей видеть добровольцами.

Аналогично анализу понятия «добровольческая (волонтерская) деятельность» было проанализировано, как педагоги характеризуют понятие «доброволец». С помощью метода контент-анализа определены те личностные качества волонтера, которые указываются респондентами наиболее часто. Изучение ответов позволило выделить следующие наиболее часто отмеченные педагогами характеристики:

– добрый;

– честный;

– ответственный.

Таблица 2

Данные о сходстве и различии в понимании феномена «волонтерская деятельность» теоретиками и практиками современного образования

Группа

Аспекты

анализа понятия

Теоретики

Педагоги-практики

Сходство/различие

1. Наличие существенных признаков

Преобладают термины: «деятельность», «форма», «механизм» и др.

Преобладает термин «помощь»

В обоях случаях определен род понятия, однако у педагогов более выражена альтруистическая позиция

2. Что влияет на трактовку понятия

Область науки и предмет исследования

Собственные представления

Теоретики руководствуются спецификой науки и логикой исследования для объективности исследуемого понятия

3. Степень значимости профессиональных или личностных качеств

Доминирует значимость личностных качеств

Доминирует значимость личностных (нравственных) качеств

Из личностных качеств у педагогов выделены нравственные, что означает их позицию в выборе решения задач нравственного воспитания как ведущих в работе с волонтерами

Выявлено распределение характеристик по местам после подсчета частоты их употребления в процентах:

1) добрый (доброжелательный, доброта) – 48 % (51 ответ);

2) ответственный (ответственность) – 15 % (16 ответов);

3) честный – 8 % (9 ответов).

Далее следовали характеристики (19%): патриотизм, милосердие, отзывчивость, смелый, волевой, трудолюбивый – и другие характеристики. Ряд респондентов в портрете волонтера представляли развернутый ответ, например:

– «Человек добрый, активный, готовый помочь любому, кто нуждается, и сделать это бескорыстно»;

– «Целеустремленный, волевой, психически устойчивый, готовый прийти на помощь»;

– «Имеет свободное личное время, относительно молод, нацелен на позитивное общение с окружающими людьми и может физически и психологически осилить деятельность в некомфортных условиях» и др.

Определено, что наибольшее распространение в ответах по результатам анкетирования получили нравственные качества: добрый, ответственный, честный.

Результаты сравнения полученных представлений педагогов о волонтерской деятельности со взглядами теоретиков на сущность исследуемой деятельности отражены в таблице 2.

Заключение

В соответствии с целью исследования проанализированы научные взгляды теоретиков и педагогов-практиков на сущность феномена «волонтерская деятельность». Взгляды объединяет нацеленность тех и других на выявление значения деятельности для общества и для самой личности. В определении сущности понятия теоретики более конструктивно выделяют существенные признаки феномена, в отличие от педагогов, которые альтруистически понимают добровольчество как помощь, а ведущей задачей работы с волонтерами определяют воспитание нравственности. Повышая свой уровень теоретических знаний, каждый педагог приобщается к деятельности педагога-исследователя и тем самым способствует обогащению теории и совершенствованию практики волонтерской деятельности. В этом случае можно избежать недоверия населения к добровольческой деятельности, повысить ее эффективность.


Библиографическая ссылка

Веденеева Г.И., Шкурина Л.А. ФЕНОМЕН ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕОРЕТИКОВ И ПРАКТИКОВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 7. – С. 132-137;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40097 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674