Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ВУЗАХ

Сажина Н.М. 1 Лебедева И.С. 2 Редько А.Н. 2
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Цель работы: проанализировать тенденции развития экономического образования в неэкономических вузах. Материалами исследования являются учебно-методические разработки по преподаванию экономических дисциплин в неэкономических вузах, в том числе в медицинском вузе. Для развития цифровой экономики в России необходимы образовательные и кадровые программы – комплексный, сквозной подход к образованию. В результате сравнения сделан вывод, что компетенции выпускника неэкономического вуза схожи с компетенциями выпускника экономического вуза. На примере медицинского вуза рассмотрен процесс становления преподавания экономики и формирования учебно-методических материалов. Сделан вывод, что специалист любой отрасли сегодня должен не только обладать базовыми экономическими знаниями и знать специфику экономического поведения субъектов своей отрасли, но еще и быть финансово грамотным. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней – включает в том числе и финансовую грамотность. Первые знания по финансовой грамотности сегодня молодежь получает еще в школе. Обучаясь в вузе, даже не по экономическому направлению, овладевая основами экономики и повышая свою финансовую грамотность, молодые специалисты становятся более конкурентоспособными.
компетенция
цифровая экономика
функциональная грамотность
финансовая грамотность
учебно-методическое обеспечение
1. Авербух В.М. Шестой технологический уклад и перспективы России (краткий обзор) // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. № 71. С. 159-166.
2. Доклад о мировом развитии «Цифровые дивиденды». Всемирный банк. 2016. 58 с. DOI: 10.1596/978-1-4648-0671-1.А.
3. Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам // Официальный сайт Президента России. [Электронный ресурс]. http://kremlin.ru/events/president/news/54983 (дата обращения: 16.04.2024).
4. Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета. 09.05.2018. № 97с (7560). С. 4-5.
5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Российская газета. 22.07.2020. №159 (8213). С. 2.
6. Данилин И.В. Развитие цифровой экономики США и КНР: факторы и тенденции // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12, № 6. С. 246–267. DOI: 10.23932/2542-0240-2019-12-6-12.
7. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации / пер. с англ.; под науч. ред. П.А. Сергоманова. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 108 с.
8. Баранов А.В., Чучкалова С.И. Значение экономического образования для развития экономики // Международный научный журнал Инновационная наука. 2015. № 3. С. 73–75.
9. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25–36. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-25-36.
10. Войцехович Б.А., Редько А.Н., Козиева И.С. Предпринимательская деятельность в здравоохранении: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 205 с.
11. Основы экономических знаний для студентов медицинского вуза: учебник для студентов медицинских вузов / авт.-сост. И.С. Лебедева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 415 с.
12. Редько А.Н, Лебедева И.С. Исследование финансовой грамотности студентов КубГМУ как интегральный показатель освоения общекультурных компетенций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4-1. С. 220-224.
13. Исследование уровня финансовой грамотности: четвертый этап. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/analytics/szpp/fin_literacy/fin_ed_4/ (дата обращения: 16.04.2024).
14. Ковалева Г.С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 2 (37). С. 31-43.
15. New vision for education: unlocking the potential of technology // World Economic Forum. Geneva, Switzerland, 2015. 29 p.
16. Мишустин: В России создан прочный фундамент для движения вперед. Стенограмма выступления Мишустина М.В. перед депутатами Государственной Думы // Российская газета. 10.05.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2024/05/10/priamaia-rech.html (дата обращения: 16.04.2024)

Сегодня в сфере образования действуют образовательные стандарты третьего поколения. При реализации образовательных программ вузы готовят специалистов для удовлетворения сложившегося спроса на них с учетом имеющейся материально-технической и научно-исследовательской базы.

Это, в свою очередь, обусловливает формирование особенностей информационного обеспечения и образовательной среды, в том числе полный доступ к информационным сетям и образовательным курсам, индивидуализацию образования, непрерывность образования, онлайн-образование, саморазвитие и самообразование.

Шестой технологический уклад, начавшийся в 2010 г., опирается на развитие нанотехнологий, клеточных технологий, снижение энерго- и материалоемкости производства, повышение производительности труда и цифровую экономику. Экономическое образование сегодня – объективная необходимость для выпускников всех специальностей.

Цель исследования: проанализировать тенденции развития экономического образования в неэкономических вузах.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования являются рабочие программы и учебно-методические комплексы экономических дисциплин, преподаваемых для студентов неэкономических специальностей; учебно-методические разработки по преподаванию экономических дисциплин в неэкономических вузах, в том числе в медицинском вузе. На основе метода анализа рабочих программ проведено сравнение экономических компетенций для студентов различных специальностей. Проанализировано учебно-методическое обеспечение преподавания дисциплины «Экономика» в медицинском вузе. На основе метода анкетирования проведен опрос студентов о заинтересованности в получении дополнительных знаний и готовности к повышению финансовой грамотности при посещении дополнительных курсов. Проведен анализ результатов повышения финансовой грамотности.

Результаты исследования и их обсуждение

На основе трудов отечественного экономиста Н.Д. Кондратьева, посвященных экономическим циклам, современные ученые Д.С. Львов, С.Ю. Глазьев, Ю.В. Яковец, А.А. Сытник и другие развили теорию, получившую название «Технологический уклад». Технологический уклад (волна) – совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным [1].

Всемирный банк определяет цифровую экономику как экономику, в которой развитие цифровых технологий приводит к повышению производительности труда, конкурентоспособности бизнеса, снижению издержек производства, созданию новых рабочих мест, снижению бедности и социального неравенства [2].

«Цифровая экономика – это не отдельная отрасль, по сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. Формирование цифровой экономики – это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкуренции отечественных компаний», – заявил Президент России В.В. Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам [3].

Во исполнение майских Указов Президента РФ и для ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере была разработана национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [4, 5].

Для достижения основной цели этой программы (сделать из России динамичное, современное государство) были поставлены задачи по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений. Одним из индикаторов обозначено 100%-ное подключение к Интернету органов власти, объектов социальной сферы, образовательных организаций. Основной акцент был сделан на подготовку квалифицированных кадров, нормативное регулирование, создание инфраструктуры и обеспечение безопасности в цифровой среде, что нашло отражение в принятии соответствующих федеральных проектов.

Цифровизация экономики является одним из приоритетным направлений для США, Великобритании, Германии, Японии, Китая. Заведующий отделом науки и инноваций ИМЭМО РАН И.В. Данилин в докладе «Китай и США – лидеры цифровой экономики: сопоставительный анализ и выводы для России» подчеркнул, что и в США, и в Китае эффектами развития цифровой экономики являются рост благосостояния и качества жизни, развитие наукоемких услуг, инновационное развитие; динамика и эффекты цифровой экономики определяются экономическими и социально-культурными факторами, культурная специфика воздействует на реализацию цифровой экономики. Позже в своей публикации И.В. Данилин также отметил, что одним из ключевых факторов динамики цифровой экономики США и КНР является рост значения качественных характеристик ее развития, особенно инновационной активности. Для продвижения России в этом направлении необходим комплексный подход к образованию с акцентом на инновации [6].

В 2019 г. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования выпустил результат серьезной аналитической работы «Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации», в которой подробно отражен опыт Финляндии, Кореи, Сингапура, Вьетнама и Кении по реализации национальных проектов по цифровой трансформации школы. Специалисты пришли к выводу, что многие системы образования перестали отвечать современным требованиям развития экономики. Однако цифровые решения, примененные в промышленности, становятся связующим звеном для глобальной экономики знаний. Формируются новые контуры экономик и обществ. Обучающиеся стремятся к комфорту, а также социальному и карьерному успеху; по-новому анализируют потоки информации, оценивают окружающую обстановку, принимают решения о создании бизнеса, смене места жительства. Это наиболее заметно и длится дольше в странах с наиболее гибкими системами – Сингапуре и Корее. И без успеха в этих процессах трансформации школы и учителя будут продолжать готовить учеников, не соответствующих современным требованиям [7].

Очевидно, что изменения необходимы на всех уровнях образования. Знания выпускников вуза должны быть актуальны и соответствовать новейшим тенденциям социально-экономического развития общества. Процессы глобализации экономики, востребованность специалистов с универсальными и конкурентоспособными знаниями диктуют новые требования к содержанию высшего образования. Стандарты подготовки выпускников для различных отраслей экономики задаются международными стандартами, это отразилось в том числе в переходе на Болонскую систему.

Состояние экономики определяет экономическое поведение и экономическую образованность ее субъектов, включая подготовку специалистов по планированию, учету, финансам и другим направлениям [8].

Под цифровым образованием обычно понимается комплекс явлений, включая переход обучающихся на дистанционное обучение с использованием современных средств связи, использование IT-технологий в качестве дополнения к уже существующим образовательным практикам, формирование у будущих специалистов навыков в соответствии с реалиями цифровой экономики, в том числе для решения проблемы кадрового дефицита [9].

Минцифры России совместно с Минобрнауки России продолжает работу по подготовке ИТ-специалистов в вузах. С 2019 г. более 343 тыс. человек приняты на обучение, к 2024 г. запланировано обучить 500 тыс. человек в более чем 800 вузах. Сегодня реализуются три образовательных проекта: «Цифровые профессии», «Готов к цифре», «CDO».

Развитие цифровой экономики потребовало пересмотра образовательных программ. Цифровая трансформация процесса обучения студентов-медиков в области экономики обусловлена применением диджитализации (digitalization) разных сфер экономики для снижения негативного влияния кризиса в период борьбы с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

В период пандемии гораздо быстрее проходил процесс трансформации бизнеса и внедрения современных технологий, помогающих продвижению, улучшению позиций на рынке, взаимодействию с клиентами за счет автоматизации и цифровизации. Организации всех сфер экономики были вынуждены осваивать новые технологии.

В здравоохранении необходимость такого перехода была особенно заметна, и на время освоения новых технологий времени было гораздо меньше, чем в других отраслях, поскольку обострились вопросы доступности медицинской помощи.

Для большинства стран типичными проблемами в организации здравоохранения являются доступность медицинской помощи и растущий спрос на медицинские услуги при кадровом дефиците в отрасли. Применение цифровых технологий помогает в их решении. В свою очередь, развитие технологий мобильного здравоохранения (mhealth), электронных медицинских карт (EHR), медицинской аналитики и телемедицины обусловливает рост рынка цифрового здравоохранения.

Сегодня в соответствии с образовательными стандартами специалисты практически всех отраслей (строительство, сельское хозяйство, медицина, юриспруденция, социология, педагогика и др.) изучают экономические дисциплины. При этом экономические компетенции, которыми должны обладать выпускники неэкономических вузов, схожи. В таблице приведены примеры.

Экономическое образование формируется в процессе обучения. Результатом обучения становится совокупность ценностей, убеждений, предпочтений, вкусов и привычек, которые влияют на экономическое поведение субъектов [8].

На сегодняшний день типовой рабочей программы по преподаванию экономики для медицинских вузов нет. При разработке рабочих программ и сопутствующего методического обеспечения для КубГМУ авторы исходили из накопленного опыта преподавания экономических дисциплин студентам других специальностей и опыта преподавания экономических дисциплин в других вузах страны, учитывали рекомендации внешних рецензентов, в том числе Астраханского, Волгоградского, Саратовского медицинских университетов. Внедряя экономические дисциплины в медицинском вузе, безусловно, необходимо учитывать специфику отрасли, но базовые экономические законы и категории одинаковы для всех отраслей.

Экономические компетенции для различных специальностей

Направление

подготовки

Дисциплина

Компетенция

40.03.01

Юриспруденция

Экономика

ОК3. Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Экономика

образования

ОК4. Способность использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах

31.05.01

Лечебное дело

Экономика

УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

36.05.01

Ветеринария

Сельскохозяйственная экономика, управление коммерческим предприятием

ОК-5. Способность использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах

07.03.01

Архитектура

Экономика архитектурных решений

ОК-3. Способность анализировать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах

missing image file

Рис. 1. Исторические этапы преподавания экономики в КубГМУ

Поэтому важно было также учитывать положительный опыт коллег Кубанского государственного университета (КубГУ), технологического (КубГТУ) и аграрного (КубГАУ) университетов.

В КубГМУ преподавание экономики началось с 2008 г., когда был проведен электив для студентов 4–5-х курсов и подготовлено первое учебное пособие «Предпринимательская деятельность в здравоохранении», рекомендованное Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов (рис. 1) [10].

За прошедшие годы менялись требования образовательных стандартов, менялись экономические реалии, указанная дисциплина стала преподаваться студентам младших курсов. Это обусловливало постоянное учебно-методическое совершенствование преподавания. С 2008 по 2024 гг. было издано 24 учебных пособия, в том числе одно рекомендовано Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» в качестве учебника [11]. Преподавание экономики начиналось с электива – обязательного для изучения учебного курса, направленность которого обучающийся выбирает самостоятельно. С принятием новых образовательных стандартов экономика была включена в учебные планы. При этом менялось место учебной дисциплины в структуре ОПОП – она относилась к блоку обязательных дисциплин или дисциплин по выбору. Расширение международного сотрудничества КубГМУ обусловило преподавание дисциплин на английском языке, включая экономику. Как результат – возникла необходимость формирования учебно-методических материалов для англоговорящих студентов.

На учебу в КубГМУ прибывают студенты из разных государств и в соответствии с учебным планом также изучают экономику. Однако для значительной их части, еще недостаточно хорошо владеющих русским языком, английский язык как язык-посредник является залогом успешности обучения на младших курсах.

В процессе совместной деятельности преподавателя и студента с учетом индивидуальных возможностей студентов и доступности учебного материала достигается успешное освоение предмета. Для англоговорящих студентов в 2019 г. в КубГМУ были изданы лекционная рабочая тетрадь и рабочая тетрадь для практических (семинарских) занятий «Основы экономических знаний» (Fundamentals of Economic Knowledge). Оба пособия составлены на английском языке в соответствии с рабочей программой дисциплины «Экономика». При их составлении использовались общепринятые (которые используются и в русскоязычных учебниках) экономические термины и понятия, аббревиатуры показателей в формулах, схемах, графиках, например D (demand – спрос), P (price – цена), С (cost – затраты), GNP (gross national product – валовой национальный продукт).

Приобретение студентами экономических знаний, а также способности их использовать в профессиональной деятельности требует формирования способности к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала. Это обусловило необходимость подготовки учебно-методического пособия для самостоятельной работы студентов всех факультетов. Схожие формирующиеся компетенции и близкая по роду профессиональная деятельность студентов лечебного профилактического и медико-профилактического факультетов значительно отличаются от таковых стоматологического и фармацевтического факультетов. И для самостоятельной подготовки необходимы конкретизация и примеры из будущей профессиональной деятельности, например: затраты аптеки, амортизация стоматологической установки, ценообразование на лабораторную диагностику и т.д. В процессе совместной работы студента и преподавателя в аудитории допустимо использование шаблонов (эталонов) заданий для объяснения самого механизма решения экономической ситуации с акцентированием внимания и приведением примеров с учетом специфики разных факультетов. Это, в свою очередь, требует широкого кругозора у преподавателя и его знаний в разных областях не только классической экономики, но и организации здравоохранения.

Аналогичная ситуация возникает не только в медицинском, но и в любом другом неэкономическом вузе. Поэтому преподавание экономических дисциплин для преподавателя всегда сопряжено с необходимостью повышать свою компетентность в отраслевой специфике и применять в общении со студентами единый понятийный аппарат.

Для развития цифровой экономики в России необходимы образовательные и кадровые программы – комплексный, сквозной подход к образованию. Новые компетенции и знания должны получить не только выпускники, но и в первую очередь сами преподаватели вузов, чтобы эти знания суметь передать. В 2022 г. преподаватели КубГМУ прошли повышение квалификации (144 ч.) в АНО ВО «Университет Иннополис» по дополнительной профессиональной программе «Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин». Полученные знания позволили пересмотреть и существенно дополнить преподавание экономики. В КубГМУ сегодня используются в обучении информационные и «сквозные» технологии, цифровые инструменты:

1) технологии:

− Wi-Fi, мобильные сети 4G поколения;

− совместно редактируемые таблицы (Гугл-, Яндекс-формы);

− интернет-библиотеки и иные специализированные цифровые хранилища информации (цифровые библиотеки);

− экономика модули с карточками https:// quizlet.com/subjects/social-science/economics- flashcards;

− официальные сайты (Портал государственных услуг, федеральная налоговая инспекция, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования);

− системы электронного документооборота;

2) цифровые инструменты:

− компьютерное тестирование знаний MyTestXPro;

− чат-бот кафедры https://t.me/Oziz_ kub gmubot;

− портал дистанционного обучения http:// mdls.ksma.ru/course/view;

− электронный каталог библиотеки КубГМУ http://lib.ksma.ru/.

Внесены изменения в проведение лекций и практических (семинарских) занятий. Трансформации подверглось более 30% исходного содержания. В том числе добавлены: Программы поддержки бизнеса. Применение информационного сервиса Правительства «Узнайте, какие меры подходят Вам». Реестр МСП. Компенсации для отраслей, пострадавших в период COVID-19. Диджитализация бизнеса. Преимущества и перспективы развития. Применение диджитал-технологий в медицине. Национальная российская платежная система «Мир». Меры безопасности. Цифровые валюты. История появления криптовалюты. Практика внесения криптовалюты в уставный капитал компании. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Указ Президента № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года». Совершенствование функционирования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и создании единого цифрового контура в здравоохранении.

Использование онлайн-обучения в рамках программ высшего образования, как правило, приводит к вытеснению традиционных форматов работы со студентами и замене их на электронное обучение. Также возможна и реализация гибридного формата. В качестве эксперимента было опробовано проведение занятия «Предпринимательство. Виды предприятий» в такой форме. На данном занятии происходит приобретение базовых умений и навыков по регистрации предпринимательской деятельности через портал Госуслуг, на сайте ФНС России. Переходя по предоставленной ссылке https://какоткрытьооо.рф, студенты знакомились с шаблонами документов, необходимых для регистрации юрлица в форме ООО, могли их скачать и потренироваться в заполнении. Также на занятии студенты получали задание подготовить проект открытия клиники. Это командная работа, которая позволяла расширить их профессиональные навыки:

− hard skills – конкретные умения, навыки, которые используются в профессиональной деятельности;

− soft skills – универсальные социальные компетенции, которые не поддаются количественному измерению.

К soft skills относятся, в том числе, навыки коммуникации, приобретенные при выполнении командной работы.

Применение онлайн-обучения дает студентам больше возможностей при работе над проектом. Место нахождения обучающихся не влияет на качество выполнения работ. Студенты используют специальные сервисы (в том числе облачные) для хранения, редактирования рабочих файлов и обмена ими, например специальный аккаунт для рабочих задач без платной подписки https://workspace.google.com/intl/ru/essentials/. Защита проектов происходит на последующем занятии «Менеджмент и маркетинг. Управление предприятием». Были опробованы 2 варианта: подключение к трансляции с представлением проектов онлайн и представление проекта в аудитории с возможностью трансляции онлайн. Оба варианта были восприняты студентами положительно.

В современном мире для успешной профессиональной деятельности важно не только получить базовые экономические знания, но и хотя бы на минимальном уровне быть финансово грамотным. Вопросам финансовой грамотности в России уделяется особое внимание. Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р была утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг. Федеральный сетевой методический центр повышения квалификации преподавателей вузов и развития программ повышения финансовой грамотности студентов (экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова) при поддержке Министерства финансов Российской Федерации и Банка России разработал перечень планируемых результатов обучения, характеризующих этапы формирования универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности. В соответствии с этими индикаторами изменились и подходы к преподаванию экономики – расширился блок, касающийся функционирования банковского сектора, механизмов кредитования, формирования доходности от инвестирования в ценные бумаги, доходности от валютных операций, учета рисков. Это нашло отражение в совершенствовании учебно-методического обеспечения, в том числе в издании в 2023 г. учебника «Основы экономических знаний для студентов медицинского вуза» (Рекомендовано Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» в качестве учебника Регистрационный номер рецензии: 2177 ЭКУ). Во многих вузах или значительно расширилась программа преподавания, или стали появляться дополнительные курсы по повышению финансовой грамотности [11].

В апреле 2023 г. во время проведения круглого стола «Финансовая грамотность. Кредитование» был осуществлен опрос 150 респондентов посредством анкетирования через Гугл-формы. Опрос имел целью получить обратную связь по проведению круглого стола и выявить интерес студентов к дальнейшему обучению. По результатам проведенного в КубГМУ опроса больше половины всех студентов выразили заинтересованность в получении дополнительных знаний и готовы к дальнейшему повышению финансовой грамотности путем посещения специальных курсов и прохождения онлайн-тренингов. С учетом накопленного опыта было предложено в рамках реализации в КубГМУ программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» кафедрой общественного здоровья здравоохранения и истории медицины осуществить реализацию проекта «Финансовая грамотность».

Программа по поддержке университетов «Приоритет 2030», разработанная в Минобрнауки, стартовала в России с 2021 г. Цель программы «Приоритет 2030» – к 2030 г. сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов – центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Она поможет вузам проводить научные исследования, применять современные технологии в своей работе и готовить специалистов для работы в регионах России, а не для международного рынка. Программа «Приоритет 2030» позволит сконцентрировать ресурсы обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., повысить научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а также обеспечить участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. КубГМУ является одним из участников данной программы.

Проект «Финансовая грамотность» представляет собой создание онлайн-курса и размещение его на портале дистанционного обучения mdls.ksma.ru. Образовательный контент лекции (4 часа), теоретическая часть с индивидуальными заданиями (12 часов) и итоговая аттестация в виде тестовых заданий (2 часа) подготовлены и размещены на портале дистанционного обучения. При этом предполагается последовательное изучение тем. Перейти к выполнению заданий или следующей лекции слушатель курса может, только освоив предыдущий материал.

Курс разработан и доступен для студентов медицинского университета 1–6-х курсов, а также будет полезен всем заинтересованным в вопросах финансовой грамотности. Слушатели узнают, как контролировать расходы и доходы, планировать семейный бюджет, как выгодно использовать кредиты и господдержку, как грамотно инвестировать, как избежать ловушек финансовых мошенников и уберечь свои накопления, поставят личные финансовые цели и разработают стратегию их достижения. Первые итоги прохождения электива «Финансовая грамотность» в КубГМУ представлены на рисунке 2.

Сравнение с результатами предыдущих исследований финансовой грамотности студентов КубГМУ (первое было проведено в КубГМУ в 2016 г. [12]) позволяет сделать вывод, что студенты лучше понимают вопросы и задания в сфере сбережений, инвестиций и пенсионных накоплений, а также рисков и механизмов их снижения, расчета простых и сложных процентов. В целом уровень финансовой грамотности студентов растет. Это соответствует общему росту финансовой грамотности по стране. По данным Сбербанка, с 2017 г. большинство ключевых показателей финансовой грамотности граждан выросло, финансовое поведение стало более осознанным: увеличилось число людей, самостоятельно принимающих финансовые решения, сравнивающих разные варианты при выборе финансовых услуг, ответственно относящихся к выплатам по кредитам. Среди людей в возрасте 14–22 лет увеличилось число тех, кто умеет рассчитать простой процент и понимает суть ключевых финансовых индикаторов. Среди молодых людей выше инвестиционная активность и потребление цифровых финансовых услуг [13].

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. На Всемирном экономическом форуме в Женеве (2015 г.) эксперты пришли к выводу, что функциональная грамотность включает в себя: математическую, читательскую, естественно-научную, финансовую, ИКТ-грамотность и гражданскую грамотность [14, 15].

missing image file

Рис. 2. График количества студентов, получивших оценки в диапазонах (по данным https://mdls.ksma.ru/mod/quiz/report. на 07.05.2024)

Президентом России В.В. Путиным поставлена серьезная задача – к 2030 г. Россия должна войти в четверку крупнейших экономик мира по паритету покупательной способности. По мнению премьер-министра М.В. Мишустина, нужно не только увеличивать валовой выпуск товаров и услуг, но и при сохранении макроэкономической стабильности, обеспечении технологического и финансового суверенитета также должен расти уровень доходов населения [16].

Трансформация образовательного процесса, формирование функциональной грамотности, освоение базовых навыков взаимодействия субъектов экономики сегодня являются важными элементами роста благосостояния граждан и страны.

Заключение

От общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на благосостояние граждан, домохозяйств, тормозит развитие банковского сектора, финансового рынка, инвестиций, приводит к ухудшению социально-экономической ситуации. В процессе формирования личности человек овладевает различными компетенциями, позволяющими в течение жизни использовать полученные знания, умения и навыки для решения широкого круга задач в различных сферах человеческой деятельности. Это подразумевает формирование функциональной грамотности личности. Первые знания по финансовой грамотности молодежь получает еще в школе. Обучаясь в вузе, даже не по экономическому направлению, овладевая основами экономики и повышая свою финансовую грамотность, молодые специалисты становятся более конкурентоспособными.

Экономическое образование сегодня необходимо представителям всех специальностей и во всех отраслях. При этом нельзя останавливаться только на изучении базовых экономических законов и категорий. Постоянное изменение внешней среды, учет меняющейся конъюнктуры, темпы инновационного развития, импортозамещение, диджитализация меняют и преподавание экономики.

Тенденциями развития экономического образования в неэкономических вузах сегодня являются применение цифровых инструментов, получение не только классических экономических знаний (экономических законов и категорий, основ экономической теории, микро- и макроэкономики), но и навыков открытия и регистрации бизнеса, взаимодействия с финансовыми организациями, работы с личным кабинетом налогоплательщика, понимание процесса и механизма осуществления государственных закупок, ведения бизнеса в удаленном режиме (как это было в период пандемии) и др.

Специалист любой отрасли сегодня должен не только обладать базовыми экономическими знаниями и знать специфику экономического поведения субъектов своей отрасли, но еще и быть финансово грамотным, успешно привлекать инвесторов для коммерциализации своих разработок, выведения их на рынок, в том числе и мировой. В свою очередь, это будет способствовать импортозамещению, экспорту несырьевых неэнергетических товаров, повышению производительности и эффективности и развитию экономики страны.


Библиографическая ссылка

Сажина Н.М., Лебедева И.С., Редько А.Н. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ВУЗАХ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 6. – С. 126-134;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40075 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674