Технологический прогресс, информатизация и цифровая трансформация образования, с которыми сталкивается современное общество, привели к тому, что системы образования в различных странах мира приняли на себя задачу формирования необходимых компетенций, способностей и навыков для успешной адаптации к новым условиям. Научное сообщество сходится во мнении, что формирование информационной компетентности учителей и обучающихся является ключевым фактором успеха в этих процессах, интегрированных в систему образования. Особую актуальность это приобретает для обучающихся психолого-педагогических классов, которые ориентированы на выбор педагогических профессий.
Цель исследования: раскрыть преимущества профильных педагогических проб при формировании информационной компетентности; рассмотреть эффективную организацию профильных педагогических проб с обучающимися психолого-педагогических классов с использованием ТИД метода; охарактеризовать формат, структурные компоненты, этапы применения данного метода с указанием формируемых информационных умений у обучающихся психолого-педагогических классов для каждого этапа.
Материалы и методы исследования
Опытно-экспериментальное исследование проводилось с обучающимися 9-х профильных классов психолого-педагогической направленности в общеобразовательных организациях Республики Мордовия. Всего в эксперименте приняли участие обучающиеся пяти классов в количестве 111 человек. Методами исследования явились: анализ психолого-педагогической, методической литературы, педагогической практики, опрос, педагогический эксперимент.
Результаты исследования и их обсуждение
Современные информационные технологии выводят образовательные технологии на новый уровень. Информационная компетентность в условиях перехода к информационному обществу становится составляющей профессиональной компетентности [1]. Особую актуальность формирование информационной компетентности приобретает в допрофессиональной педагогической подготовке, а именно в рамках психолого-педагогических классов. Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева является региональным координатором реализации федерального проекта «Психолого-педагогические классы». В 2022 году региональный кластер составили 20 психолого-педагогических классов на площадках общеобразовательных организаций шести муниципалитетов [2]. Здесь обучающиеся получают не только специализированную психолого-педагогическую подготовку, но и необходимые навыки и знания максимально эффективного применения информационно-коммуникационных и цифровых технологий в своей деятельности для поиска, обработки и использования информации, направленной на активное освоение и использование элементов педагогических технологий. В нашем исследовании под информационной компетентностью обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности будем понимать интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации с использованием информационных технологий и современных цифровых инструментов для решения задач, направленных на активное освоение и использование элементов педагогических технологий, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в учебной и психолого-педагогической деятельности. Формировать информационную компетентность возможно с использованием различных цифровых инструментов, в том числе с использованием чат-ботов, интерактивных игр, цифровых комиксов [3] и др. Информационная компетентность необходима для успешного функционирования обучающихся в информационном обществе и активного обучения в течение всей жизни.
Особую важность для обучающихся психолого-педагогических классов будет иметь будущая профессиональная деятельность. С основой на закономерностях и изучении динамики педагогической ориентации обучающихся в результате многолетних эмпирических исследований были разработаны принципы допрофессиональной педагогической подготовки. Среди них – принцип субъектной включенности обучающихся в педагогический процесс, который проистекает из деятельностного характера допрофессиональной педагогической подготовки. Эта деятельность способствует более глубокому пониманию сущности педагогического труда, выявлению ключевых педагогических качеств, их формированию и развитию. В рамках этого принципа для школьников, ориентирующихся на выбор педагогических профессий, эта деятельность должна рассматриваться в качестве профессиональной пробы [4]. Отсюда следует, что средством, которое бы дало возможность обучающемуся выступать субъектом выбранного направления будущей трудовой деятельности, а именно осуществлять проектирование профессиональных действий, характеризующееся четкостью, обоснованностью, что дает возможность в дальнейшем оценки эффективности предполагаемого результата и соотнесения с личностными интересами и качествами, могут служить профессиональные пробы. По мнению С.Ю. Печерской, Р.С. Фомичева, профессиональная проба – это профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. Профессиональная проба помогает окунуться в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определиться в недостатках. Профессиональные пробы являются своего рода моделью конкретной профессии, посредством апробирования которой обучающиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет узнать данную профессию изнутри [5]. При работе с психолого-педагогическими классами формирование профессиональных навыков и компетенций осуществляется путем применения профильных педагогических проб, которые являются эффективным способом ранней профориентации [6].
Применение профильных педагогических проб служит ключевым средством для осмысления уникальности педагогической работы и выявления профессиональных интересов. Значимость данных проб для обучающихся психолого-педагогических классов проявляется в их знакомстве с педагогической сферой, приобретении опыта работы с детьми, развитии эмпатии и готовности к психологическим вызовам, а также в формировании профессионального самоопределения. Одним из главных преимуществ профильных педагогических проб служит практическое применение теоретических знаний на практике, что способствует развитию коммуникативных навыков, формированию информационной компетентности, умения решать проблемы и принимать обоснованные решения обучающимися психолого-педагогических классов.
Безусловно, организация регионального кластера психолого-педагогических классов на площадках общеобразовательных организаций расширяет профориентационный ресурс для педагогического университета, но для этого необходимы новые интересные для современного школьника формы [7]. В связи с этим для формирования информационной компетентности обучающихся предусматривается использование профильных педагогических проб (разработка и проведение мини-уроков) с помощью ТИД метода.
ТИД метод – это метод современной педагогической и психологической практики, который направлен на практическое применение информационной компетентности в соответствии с запросами современной образовательной среды и общества. ТИД (технология, идея/информация, дизайн) – это подача материала интересно, кратко и с практической пользой. ТИД метод имеет в своей основе мировую платформу для распространения идеи и вдохновения людей TED (Technology, Entertainment, Design). TED-выступления стали своеобразным стандартом качественных презентаций, которые привлекают внимание миллионов зрителей со всего мира. Мероприятия TED отличаются от остальных подобных событий. Во-первых, выступления TED – это лекции, которые длятся от 11 до 18 минут. Это объясняется психологической природой человека, так как только в течение первых 20 минут возможно полное удержание внимания людей. Во-вторых, все участники TED объединены одной идеей – изменить мир к лучшему. В-третьих, конференция доступна каждому. Каждый может посмотреть выступления бесплатно на официальном сайте [8]. В образовательном процессе ТИД метод в психолого-педагогических классах может применяться при организации профильных педагогических проб как небольшие 15-минутные мини-уроки либо классные часы.
Для того чтобы эффективно организовать профильные педагогические пробы с обучающимися психолого-педагогических классов с использованием ТИД метода, необходимо изначально определиться с тем, что данный формат собой представляет и какие структурные компоненты включает. После этого данный метод может быть реализован обучающимися психолого-педагогических классов. Для этого обучающимся представляется для анализа ряд коротких видеороликов в данном формате. Пробы проводятся как обучающимися психолого-педагогических классов, так и экспертами в какой-либо области и учителями.
В результате совместного обсуждения и анализа обучающиеся психолого-педагогических классов приходят к выводу, что каждый из роликов включает в себя три составные части: введение, основная часть, заключение. Каждая часть включает в себя характеристики. Опишем их ниже.
1. Введение: яркое начало, которое может включать в себя личную историю, шокирующее заявление, обескураживающий вопрос, видеофрагмент, иллюстрацию. Завершить введение можно, показав аудитории, что им стоит ожидать в результате проведения мини-урока.
2. Основная часть: разделение текста основной части выступления на три составляющие в соответствии с тематикой выступления, типом урока (например, для урока открытия нового знания: актуализация знаний, объяснение нового материала, первичное закрепление знания).
3. Завершение: подведение к завершению мини-урока, включающее объяснение, почему выбранная тема, идея важна; возможно использование игр, интерактивных элементов взаимодействия с аудиторией.
После формирования у обучающихся психолого-педагогических классов четкого представления формата проведения профильных педагогических проб представляется целесообразным привести этапы применения данного метода учителем при работе в психолого-педагогических классах.
1. Выбор темы для профильной педагогической пробы является ключевым этапом, определяющим успешность и эффективность проведения данного образовательного мероприятия. При выборе темы необходимо учитывать интересы и потребности обучающихся, актуальность и значимость темы для образовательного процесса, а также соответствие темы целям и задачам педагогической работы. Важно также учитывать возможности использования различных методов и форм работы при изучении выбранной темы, а также ее соответствие образовательным стандартам и требованиям. Таким образом, выбор темы для педагогической пробы должен быть обоснованным, целенаправленным и способствовать достижению поставленных образовательных целей. Темы может представить учитель или предоставить обучающимся психолого-педагогических классов возможность выбрать их самим.
Согласно модели формирования информационной компетентности Большая Семерка [9], на данном этапе будет формироваться такое информационное умение, как определение информационной проблемы.
2. Изучение информации по выбранной тематике, подготовка выступления: обучающиеся проводят исследование по выбранной теме, изучают научные статьи, книги, интервью с экспертами и другие источники информации. Организовать работу предлагается следующим образом: обучающимся психолого-педагогических классов предлагается поделиться на 3 команды, используя стикеры, цвета которых они выбрали перед началом занятия (желтый, зеленый, красный). Задача: раскрыть тему, используя ТИД метод, а также создать сопроводительный плакат в виде инфографики, схемы или рисунка. На основе полученных знаний, найденной информации обучающиеся готовят выступление.
Согласно модели формирования информационной компетентности Большая Семерка, на данном этапе будут формироваться такие информационные умения, как управление информацией: выявление источников информации, выбор лучших из них; доступ к информации: нахождение нужной информации внутри источников; интеграция информации: организация материала из различных источников; оценка информации; создание информации.
3. Проведение презентаций: обучающиеся представляют свои выступления перед классом или школьной аудиторией. Они делятся своими идеями, предлагают решения проблем и отвечают на вопросы аудитории. Самые лучшие презентации обучающиеся могут записать на камеру и, используя различные программы видеомонтажа, смонтировать ролик и выставить в социальных сетях.
Согласно модели формирования информационной компетентности Большая Семерка, на данном этапе будет формироваться такое информационное умение, как передача информации.
В рамках опытно-экспериментальной работы с обучающимися психолого-педагогических классов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия автором были проведены профильные педагогические пробы. Помимо этого, также учителем было проведено занятие с использованием ТИД метода «Информационные технологии в образовании» при формировании информационной компетентности обучающихся психолого-педагогических классов. Представленное выступление длится 15 минут, и его можно использовать на этапе мотивации изучения информационных технологий. Опишем тезисно каждый этап.
1. Введение
Учитель демонстрирует яблоко. В процессе дискуссии между учителем и обучающимися о символическом значении яблока выявляется основная идея влияния культурных и исторических аспектов на восприятие объектов. Яблоко, рассматриваемое как предмет, становится символом различных концепций, включая миф о соблазне в Библии, начало человеческой цивилизации и историю раздора из древнегреческих мифов. Исследование роли яблока в различных контекстах позволяет понять, как интерпретация и символика могут влиять на наше восприятие и понимание культурных и исторических явлений с разных сторон, выделяя как отрицательные аспекты, так и положительные. Главная мысль заключается в том, что значение яблока зависит от культурных и исторических интерпретаций, которые мы ему придаем. Аналогичным образом можно сказать и про информационные технологии (ИТ). Любой здравомыслящий человек скажет, что, несомненно, их роль огромна. И это действительно так. Поэтому не может не возникнуть вопрос: всегда ли использование ИТ является благом?
Вариант «не использовать ИТ вообще» не рассматривается по причине того, что на современном уровне развития общества это невозможно: независимо от желания учителя ребенок в повседневной жизни постоянно сталкивается с ИТ. И поэтому вопрос стоит только о том, как избежать вредного воздействия данных технологий и извлечь из их применения максимальную пользу для обучающегося и педагога в сфере образования, чтобы в руках человека ИТ служили во благо.
2. Основная часть
Для рассмотрения информационных технологий в сфере образования воспользуемся методикой развития критического мышления, которая называется «6 вопросов» (другими словами – 5W1H, или метод Киплинга). Метод шести вопросов ориентирован не столько на углубление в проблему или задачу, сколько на возможность посмотреть на нее с разных сторон. ЧТО такое информационные технологии? КТО использует информационные технологии? КОГДА? ГДЕ используют информационные технологии? ПОЧЕМУ информационные технологии необходимы в образовании в настоящее время? КАК использовать информационные технологии в образовании?
3. Заключение
Миф. В начальные дни исследования космоса США и Советский Союз соревновались за первенство в исследовании поверхности Луны, что имело огромное значение для престижа, признания и национальной гордости. Ключевым фактором в этой космической гонке было обеспечение доступа к информации. Астронавты играли центральную роль в сборе данных и наблюдении за изменениями. Однако возникла серьезная проблема: в условиях невесомости стандартные ручки переставали функционировать. Решение этой задачи стало ключом к победе в космической гонке. Никогда прежде роль ручки не была столь критически важной. Правительство США инвестировало значительные средства в разработку ручки с мини-помпой, которая позволила астронавтам писать заметки в невесомости. Советский Союз решил эту проблему иначе, предоставив всем своим космонавтам карандаши. Таким образом, даже такие информационные технологии, как ручка и карандаш, могут иметь важное значение в определенных условиях, включая космические исследования.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила сделать вывод, что профильные педагогические пробы с помощью ТИД метода способствуют формированию когнитивно-деятельностного компонента информационной компетентности обучающихся психолого-педагогических классов. У обучающихся, которые принимали участие в эксперименте, наблюдались повышение мотивации к обучению и использованию современных информационных технологий, улучшение коммуникативных навыков и умения работать в команде, более успешная адаптация к современному информационному обществу. Помимо этого, в результате проведенной экспериментальной работы у обучающихся повысился интерес к профессии педагога, что способствовало ориентации обучающихся на педагогические профессии. В связи с тем, что преимущественно эксперимент был проведен с обучающимися 9-х профильных классов психолого-педагогической направленности, после осуществления профильных педагогических проб нами был проведен опрос, который показал, что у обучающихся повысился уровень мотивации к выбору профессии педагога. Результаты показали, что под воздействием нового опыта участия в практической деятельности обучающиеся начали рассматривать профессию педагога как желаемую для будущего выбора педагогического вуза. По итогам опроса было выявлено, что 80% участников эксперимента выразили еще большую заинтересованность в профессии. Они отметили, что полученный опыт, знания и навыки в области интеграции информации в психолого-педагогическую деятельность позволили им увидеть новые перспективы и возможности для реализации своего творческого и профессионального потенциала в образовании.
Заключение
Профильные педагогические пробы посредством ТИД метода позволяют не только формировать информационную компетентность обучающихся психолого-педагогических классов: умение работать с информационными технологиями, анализировать, систематизировать и отбирать информацию для мини-урока, но также обучающиеся выступают в роли педагогов, исследователей, аналитиков и публичных докладчиков. Они учатся искать, анализировать и оценивать информацию, а также эффективно использовать свои идеи и знания. Этот подход также способствует развитию навыков критического мышления, самостоятельности и творческого мышления обучающихся. Профильные педагогические пробы помогают формированию профессиональных навыков, пониманию специфики педагогической деятельности и развитию профессиональных интересов, что является ключевым элементом успешной карьеры в области образования.
Библиографическая ссылка
Прончатова А.С. ПРОФИЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 6. – С. 120-125;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40074 (дата обращения: 21.11.2024).