В настоящий момент в педагогической системе нашей страны имеется проблема подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья, организации благоприятных условий для их общего развития и обучения. Учебно-воспитательная работа и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляются посредством специальных коррекционно-развивающих программ обучения для детей с особенностями развития независимо от степени умственных и физиологических способностей. «Обучение основам художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших направлений реабилитации» [1]. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает создание для них специфических условий, обеспечивающих адекватные возможности для обучения, коррекцию отклонений в развитии, социальную адаптацию. Затруднительное положение детей с ограниченными возможностями здоровья – это, прежде всего, не только проблемы самообслуживания и получения базового образования, обусловленные нарушениями взаимоотношений с окружающим миром, ограниченной подвижностью, отсутствием полноценного общения, контактности и коммуникации. Несомненно, развитие детей с устойчивыми отклонениями здоровья возможно посредством решения концептуальных задач инклюзивного образования. Декоративно-прикладная творческая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья призвана обеспечить развитие двигательных характеристик, психических качеств, силы воли для их максимальной реализации и самовыражения как социально значимого субъекта общества в различных сферах жизни.
В последнее время программы обучения декоративно-прикладному творчеству в различных направлениях образования были адаптированы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для многих детей с различными нарушениями слуха, речи, нарушенной координацией и слабо развитой мелкой моторикой декоративно-прикладная деятельность становится главным родом занятий и работой в будущем. Различные виды декоративного творчества способствуют развитию важных практических навыков, таких как точность и координация движений рук, особенно важных для детей. Кроме того, они помогают освоить особенности художественных материалов, таких как глина, ткань, бумага, бисер и другие, развивают чувство прекрасного и эстетики, учат видеть красоту в окружающем мире и принимать участие в создании различных художественных изделий. Одним из наиболее признанных учебных предметов в детских художественных школах является декоративно-прикладное искусство. Обучение детей, как правило, проходит небольшими группами (до десяти человек), для детей с особенными образовательными потребностями занятия проводят индивидуально, что позволяет педагогу организовать процесс обучения дифференцированно. Целями занятий декоративно-прикладным творчеством являются посильная реабилитация и самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья сообразно жизненным целям в социокультурном пространстве и обществе, а также обучение практическим умениям в декоративно-прикладном творчестве. Все задания данной дисциплины адаптированы для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами основ декоративно-прикладного творчества.
Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка экспериментальной методической концепции обучения детей с ограниченными возможностями здоровья декоративно-прикладному творчеству. Эксклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья различных категорий базируется на основных положениях исследований, проведенных отечественными ученым, педагогами в области методики преподавания трудового обучения, рисования, декоративно-прикладного творчества.
Материал и методы исследования
Для решения данной проблемы была разработана специальная программа обучения основам декоративно-прикладного искусства детей с ограниченными возможностями здоровья в художественной школе. Программа включает адаптированные приемы, способы, средства обучения для такого рода обучающихся. «Адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья – это тщательно разработанный, точный и действенный профессиональный педагогический инструмент, выполняющий роль посредника между ребенком с особенностями развития и системой образования» [2].
Представляем методический комплекс специальных заданий и упражнений, направленных на обучение основам ДПИ в школе искусств детей с ограниченными возможностями здоровья (табл. 1).
Представленный методический комплекс содержит специальные упражнения и задания, адаптированные для детей с ограниченными физическими возможностями. Комплекс упражнений и заданий выстроен в логической последовательности, согласно дидактическим принципам от простых действий к более сложным манипуляциям руки и творческому содержанию.
Таблица 1
Методический комплекс специальных заданий и упражнений
№ |
Тема |
Содержание занятий |
Кол-во часов |
Группа детей 9–11 лет |
|||
1. |
«Закладка для книги» |
Нарисовать эскиз закладки для книги из простых геометрических фигур цветными карандашами |
2 часа |
2. |
«Осеннее очарованье» |
Сделать аппликацию из осенних сухоцветов |
2 часа |
3. |
«Лисичка – рыжая сестричка» |
Оригами. Сделать путем складывания бумаги образ лисы |
2 часа |
4. |
«Заглянула Осень в сад – листья кружатся, летят» |
Изобразить акварельными красками осенний пейзаж |
2 часа |
5. |
«Птица Счастья»» |
Изготовить птицу из носового платка путем сматывания нити |
2 часа |
6. |
«Плетение» |
Сплести небольшое полотно из 4 основных жгутов и 4 вспомогательных |
2 часа |
7. |
«Снеговик» |
Аппликация из цветной бумаги. Создать аппликацию снеговика |
2 часа |
8. |
«Белоснежная калла» |
Изготовить из белой и цветной бумаги объемный цветок каллы по образцу |
2 часа |
9. |
«Открытка на 8 Марта для мамы» |
Создать объемную аппликацию из цветной бумаги по образцу |
2 часа |
10. |
«Карамельный петушок» |
Вылепить из цельного куска пластилина петушка по образцу методом вытягивания |
2 часа |
Для того чтобы повысить продуктивность занятий декоративно-прикладным творчеством, применяли следующие методы: репродуктивный, доступного и посильного изложения, исходя из возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, наглядный, где упор осуществлялся на прикладной характер, а также показ учителем приемов и способов ведения работы над каждым заданием.
При разработке эксклюзивной программы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья учитываются физиологические, возрастные и индивидуальные особенности учащегося, основанные на следующих правилах:
− учет возможностей и максимальное развитие склонностей ребенка;
− психофизиологические особенности личности учащегося;
− целесообразность обучения, основанная на подборе необходимых учебных материалов, методик и приемов работы, с учетом способностей ребенка;
− наглядное обучение – демонстрация учебного материала с подробным описанием;
− инициативность и мотивация учащихся в прикладной деятельности.
В обучении необходимо объединить между собой следующие факторы. Это, прежде всего, обучение практическим умениям и навыкам работы с бумагой, глиной, пластилином, текстилем, природными материалами, карандашами и красками. Также занятия декоративно-прикладным творчеством должны быть направлены на развитие мелкой моторики рук, пространственного мышления, памяти, внимания, силы воли, усидчивости и т.д. Развитие мелкой моторики связано с познавательной деятельностью, волевой и эмоциональной функцией психики.
Диагностика, позволяющая определить уровень практических умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья в декоративно-прикладной деятельности, осуществлялась на базе МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ № 2». Для этого были разработаны критерии оценки (табл. 2).
Экспериментальное исследование проводилось в двух группах численность по 7–8 человек в возрасте от 9 до 11 лет. С учетом ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии родители или законные представители дали письменное согласие на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной образовательной программе образования в МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ № 2».
Таблица 2
Критерии оценки работ учащихся с ОВЗ на занятиях декоративно-прикладным творчеством
Позиции |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Создание декоративной композиции |
Наличествуют серьезные ошибки в составлении декоративной композиции |
Незначительные неточности в компоновке декоративной работы |
Декоративная композиция грамотная |
Развитие практических навыков на занятиях с различными материалами |
Навыки практической работы проявляются достаточно слабо |
Навыки практической работы вызывают некоторые затруднения |
Практические навыки выражены убедительно в работах учащихся с ОВЗ |
Развитие мелкой моторики рук |
Мелкая моторика при работе не очень развита: движения пальцев сбиваются, нет точности в их координации, движения рук неловкие, напряженные и слишком медленные |
Мелкая моторика при работе умеренно развита: не совсем точная пластичность движения руки, сила движения пальцев |
Относительно свободное владение операционной работой кисти рук, убедительно удерживают направления движения кисти рук |
Таблица 3
Анализ работы школьников констатирующего этапа эксперимента
Позиции |
I группа (7 учащихся) |
II группа (8 учащихся) |
||||
уровни |
||||||
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий |
|
1. Создание декоративной композиции |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
2. Развитие практических навыков на занятиях с различными материалами |
100% |
0% |
0% |
98% |
2% |
0% |
3. Развитие мелкой моторики рук |
58% |
28% |
14% |
63% |
25% |
12% |
Констатирующий этап эксперимента имел цель – выявить уровень умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья в прикладной деятельности в самом начале их обучения в специализированных коррекционных группах школы искусств г. Нижневартовска. На данном этапе исследования детям предлагалось заплести косичку из разноцветных тесемок. Результат данного вида работы учащихся был довольно слаб, дети испытывали значительные трудности, некоторые обучающиеся вообще не смогли выполнить данное задание. Навыки в прикладной деятельности детей находились преимущественно на низком уровне. Поскольку целевой установки выявления умений организации декоративной композиции на констатирующем этапе не ставилось, эта позиция в критериях на констатирующем этапе эксперимента не исследовалась. В таблице 3 представлены результаты работы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данные таблицы 3 демонстрируют, что низкий уровень развития мелкой моторики при плетении косички составил в I группе 58%, во II группе этот показатель практически такой же – 63%. Средний уровень – 28 и, соответственно, во второй группе – 25%.
Анализ работы школьников с ограниченными возможностями здоровья позволил выявить существенные проблемы развития умений в декоративно-прикладной деятельности, в том числе практических навыков и мелкой моторики рук.
Следующий этап педагогического исследования был нацелен на эффективное повышение уровня практических умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья в декоративно-прикладной деятельности.
Итак, первое задание формирующего этапа эксперимента – нарисовать эскиз закладки для книги из простых геометрических фигур цветными карандашами, задание рассчитано на 2 часа. Пример выполнения работ учащимися приведен ниже. Из представленных рисунков можно увидеть еще довольно «корявые» формы геометрических фигур в прорисовке. Владение цветными карандашами достаточно затруднительно для детей с ограниченными возможностями здоровья, это заметно в нанесении цветных штрихов на отдельных фигурах и фоне закладки (рис. 1. Мадина Ш. (10 лет)).
Рис. 1. Мадина Ш. (10 лет)
Рис. 2. Антон Д. (11 лет)
Рис. 3. Даша С. (10 лет)
Следующее задание – сделать аппликацию из осенних сухоцветов (рис. 2. Антон Д. (11 лет)). Поскольку сухие листья и цветы очень хрупкие и ломкие, учащиеся с особым старанием пытались закомпоновать природные материалы на цветном листке бумаги. В работах можно заметить неаккуратность, заломы бумаги, следы клея и еще не совсем точное попадание отдельных элементов композиции аппликации.
Третьим заданием эксперимента было изготовление образа лисы путем складывания бумаги (оригами). Такая техника способствует развитию мелкой моторики и формированию воображения. «Уровень тревожности на занятиях оригами снижается. Дети улучшают свои коммуникативные навыки. Занятия оригами способствуют формированию у школьников творческого развития, поскольку сама техника сопряжена с творческим мышлением, воображением, фантазией» [3]. В этом задании ученики должны преобразовать плоский лист бумаги путем последовательного складывания в стилизованный объект животного, далее дорисовать нос и глаза лисицы (рис. 3. Даша С. (10 лет)). Вся работа проходит совместно с педагогом.
Изобразительная деятельность вызывает особый интерес и эмоциональный отклик детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе изобразительной деятельности у детей развиваются цветовосприятие, определение размеров, величин формы предметов и объектов, их расположения в пространстве. При работе с красками и цветными карандашами развивается мелкая моторика рук, которая определяет гибкость и координацию движений кисти, что оказывает положительное влияние на последующее формирование письменного навыка. Несомненно, рисование содействует развитию когнитивных данных, улучшению волевых и эмоциональных качеств, а также эстетических чувств детей данной категории. Поэтому в методический комплекс специальных заданий и упражнений вошли задания по работе с акварельными красками. Тема следующего занятия: «Заглянула Осень в сад – листья кружатся, летят» – изображение акварельными красками осеннего пейзажа (рис. 4. Тимур Н. (9 лет)). «Детям с ограниченными возможностями нужно развивать чувство цвета, поддерживать желание искать свое восприятие, нацеливать их на выражение своих эмоций через цвет, а не следовать за взрослыми с их стереотипами» [4].
Далее экспериментальная работа заключалась в освоении приемов работы с тканью. Обучающимся было предложено изготовить из носового платка «Птицу Счастья» путем обматывания нитью для выявления и формообразования деталей: клюва, головы, хвоста и крыльев. Пример выполнения данной работы показан на рисунке 5 (Олеся А. (11 лет)).
Рис. 4. Тимур Н. (9 лет)
Рис. 5. Олеся А. (11 лет)
Рис. 6. Антон Д. (11 лет)
Задание на развитие мелкомоторных навыков руки предусматривало самостоятельно сплести детьми небольшое полотно из 4 основных жгутов и 4 вспомогательных. Эта работа требовала от детей максимальной сосредоточенности, упорства и терпения. Представляем пример выполненного задания (рис. 6. Антон Д. (11 лет)).
Следующим заданием было выполнение аппликации из цветной бумаги снеговика (рис. 7. Коля Т. (9 лет)).
Требовалось создать объемную аппликацию из цветной бумаги «Открытка на 8 Марта для мамы»: изготовить из белой и цветной бумаги объемный цветок каллы по образцу (рис. 8. Олеся А. (11 лет)). Вырезание ножницами затруднительно для детей, здесь можно наблюдать неровности, угловатости и заусенцы в вырезании лепестков и листьев (рис. 9. Эмма Р. (10 лет)).
«Карамельный петушок». Нужно было вылепить из цельного куска пластилина петушка по образцу методом вытягивания (рис. 10. Карина М. (10 лет)).
Рис. 7. Коля Т. (9 лет)
Рис. 8. Олеся А. (11 лет)
Рис. 9. Эмма Р. (10 лет)
Работа учащимися выполнялась одновременно с объяснением и практическим показом методов лепки данного изделия. «Занятия лепкой очень важны для учащихся школы, так как они влияют на становление личности ребенка, воспитывают усидчивость, развивают трудовые умения и навыки детей, развивают мелкую моторику» [5].
Рис. 10. Карина М. (10 лет)
Работы учащихся формирующего этапа эксперимента подтвердили успешность и эффективность разработанного методического комплекса. Результаты формирующего этапа эксперимента, зафиксированные в таблице 4, демонстрируют рост признаков овладения способами и приемами работы с различными художественными материалами, а также развития умений в декоративно-прикладной деятельности, в том числе практических навыков и мелкой моторики рук.
Таблица 4
Анализ работы школьников формирующего этапа эксперимента
Позиции |
I группа (7 учащихся) |
II группа (8 учащихся) |
||||
уровни |
||||||
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий |
|
1. Создание декоративной композиции |
14% |
29% |
57% |
12% |
38% |
50% |
2. Развитие практических навыков на занятиях с различными материалами |
29% |
42% |
29% |
25% |
62% |
13% |
3. Развитие мелкой моторики рук |
14% |
57% |
29% |
12% |
76% |
12% |
В таблице 4 можно наблюдать значительный рост показателей формирующего этапа эксперимента по сравнению с констатирующим. Однако низкий уровень еще значительный, и это требует дальнейшей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, все задачи, поставленные в статье, были решены и подтвердили правомерность педагогического эксперимента.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты экспериментального исследования указывают на актуальность проблемы, поскольку практические умения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в декоративной деятельности, способствующие улучшению мелкой моторики, стимулируют необходимые в момент творческой работы психофизиологические процессы, а также способствуют целенаправленному контролю поступающей информации, обеспечивающей избирательную и продолжительную концентрацию на объекте деятельности, что способствует не только развитию мелкой моторики рук, но и началу творческого совершенствования личности ребенка.
Важной задачей педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями, является мотивация детей к прикладным и художественным видам деятельности. Для этого педагогу необходимо обладать не только профессиональными компетенциями, но и душевными качествами: благосклонностью, добротой, поскольку работа с детьми требует полной самоотдачи и большого терпения. Особенность взаимодействия с такими детьми заключается в том, что им приходится постоянно сталкиваться с различными видами заболеваний: нарушениями развития в физическом и эмоциональном плане, поражениями нервной системы, гистерезисом психофизического развития. «Для успешного решения проблемы интеграции, формирования социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе учебной деятельности важное значение имеет организация учебного сотрудничества» [6]. Задача педагога состоит в индивидуальном развитии конкретного ребенка, и все запланированные мероприятия проводятся для решения все более сложных образовательных и творческих задач. «Успешная совместная работа педагогов и специалистов подразумевает общую направленность, обусловленную рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), единый методологический подход, взаимодополняемость и скоординированность коррекционных мероприятий, поддержку всех участников коррекционного процесса как в профессиональном, так и в личностном плане» [7]. Одним из направлений психолого-педагогического сопровождения и коррекции является обеспечение личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу. «Декоративно-прикладное искусство» – это творческий предмет, поскольку различные виды работы позволяют реализовать в любом доступном материале, создавать эмоционально выразительные произведения с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Заключение
По результатам анализа работ детей с ограниченными возможностями здоровья можно констатировать, что поставленные задачи педагогического исследования были решены. Предложенный методический комплекс специальных заданий и упражнений содействует успешному и эффективному повышению уровня практических умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья в декоративно-прикладной деятельности, это положительно влияет на развитие мелкой моторики рук, концентрацию внимания детей в процессе занятий декоративно-прикладной деятельностью. Несомненно, решение концептуальных проблем инклюзивного образования может повысить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Библиографическая ссылка
Полынская И.Н. ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 6. – С. 112-119;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40073 (дата обращения: 21.11.2024).