В наше время эффективное овладение учебными знаниями и навыками является неотъемлемым аспектом образовательного процесса, поэтому актуальность исследования в области универсальных учебных регулятивных действий в структуре проектной деятельности неоспорима. Данное исследование направлено на анализ взаимосвязи универсальных учебных регулятивных действий и структурных компонентов учебной и проектной деятельности. Для подтверждения актуальности исследования авторами были проанализированы труды в аспекте определения сущности и структурных компонентов таких понятий, как деятельность (Л.С. Выготский [1], А.В. Хуторской [2], И.А. Зимняя [3], В.В. Давыдов [4], С.Л. Рубинштейн [5], А.Н. Леонтьев [6], В.Д. Шадриков [7], Г.И. Щукина [8], Г.П. Щедровицкий [9], Б.Г. Ананьев [10] др.), учебная деятельность (Я.А. Коменский [11], И.Г. Песталоцци [12], К.Д. Ушинский [13], С.Т. Шацкий [14], П.П. Блонский [15], Л.С. Выготский [1], А.С. Макаренко [16], Д.Б. Эльконин [17]) и проектная деятельность (Н.Е. Веракса [18], П.Ф. Каптерев [19], Н.В. Матяш [20], К.Н. Поливанова [21]).
Цель исследования – аналитический обзор научной литературы по теме исследования, для определения значимости проектной деятельности в формировании универсальных учебных регулятивных действий, обучающихся на начальной ступени образования.
Материалы и методы исследования
В процессе научного исследования авторы применили различные методы, включая теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, а также обобщение и систематизацию полученных данных. Эти методы позволили сформулировать теоретические основы, касающиеся разрабатываемого вопроса.
Результаты исследования и их обсуждение
В современном мире роль деятельности в формировании личности достаточно подробно представлена в трудах философов, психологов и педагогов (В.В. Давыдов, Л.С. Выготский [1], И.А. Зимняя [3], А.Н. Леонтьев [6], Б.Г. Ананьев [10], С.Л. Рубинштейн [5], А.В. Хуторской [2], В.Д. Шадриков [7], Г.П. Щедровицкий [9] и др.).
Деятельность определяется как «…активность человека, проявляющаяся в процессе его взаимодействия с окружающим миром, результат которого представляется в решении жизненно важных целей, для достижения осознанно поставленных задач, приводящих к поставленному результату» (А.Н. Леонтьев) [6, с. 67]; «…активное взаимодействие личности, выступающей в данном процессе как субъект окружающей действительности, целенаправленно воздействующий на объект и достигающий таким образом собственно поставленные цели и задачи» (В.В. Давыдов) [4, с. 54]; А.Н. Леонтьев и его ученики, исследуя конкретную структуру деятельности человека, определили ее компоненты, выделяя две группы, представленные 1) потребностями – мотивами – целями; 2) действиями – операциями – условиями [6, с. 76].
Таким образом, деятельность представляет собой активность человека, направленную на взаимодействие с внешней средой с целью удовлетворения потребностей, достижения поставленных задач и имеющую определенную структуру.
В современной науке отмечается тесная взаимосвязь между деятельностью и учебной деятельностью на основе их общей структуры и направленности. Учебная деятельность, в свою очередь, является подкатегорией общей деятельности и обладает особыми аспектами, связанными с усвоением знаний, умений и опыта деятельности и с развитием универсальных учебных действий, в том числе регулятивных. Многогранность учебной деятельности привлекала значительное внимание в отечественной науке, включая труды выдающихся педагогов и психологов, таких как Б.Г. Ананьев [10], И.А. Зимняя [3], Л.С. Выготский [1], В.Д. Шадриков [7], C.Л. Рубинштейн [5], В.В. Давыдов [4], Д.Б. Эльконин [17], Е.В. Репкин [22], Г.И. Щукина [8] и др.
Учебная деятельность определяется как «…особая форма активности ученика, направленная на самопреобразование, и в качестве субъекта учения становится той самой непосредственной основой для его развития» (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) [17, с. 96]; «…форма активности субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, целенаправленно поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку» (И.А. Зимняя) [3, с. 65]; «…это деятельность, определяющаяся содержанием для овладения обобщенными способами действий, побуждающая мотивами, направленными на приобретение обобщенных способов действий» (Д.Б. Эльконин) [17, с. 44].
Таким образом, учебная деятельность представляет собой активную деятельность ученика, направленную на его развитие, и включает в себя приобретенные обобщенные действия, саморазвитие, умения решать учебные задачи, умения внешнего контроля, переходящие в самоконтроль и самооценку, с акцентом на мотивирование приобретения обобщенных способов действий.
Многие ученые, проводя разноаспектное исследование учебной деятельности, выявили ее разнообразные структурные элементы. Так, по мнению В.В. Давыдова, учебная деятельность состоит из следующих структурных компонентов: потребности, мотивы, задачи, действия и операции [4, с. 121]. Е.В. Репкин и Е.А. Заика определяют несколько иные структурные компоненты учебной деятельности, добавляя учебные действия, действия оценки и контроля [22, с. 56]. В исследовании авторы рассматривают учебную деятельность с позиции концепции В.В. Репкина, которая далее нашла свое отражение в трудах И.А. Зимней. Результаты исследования вышеизложенного материала позволяют констатировать, что учебная деятельность является активностью личности, структура которой обеспечивает ее целостность и одновременно отражает ее многофункциональный характер, представляя собой самостоятельный вид и имеет следующие структурные компоненты: мотив, цели, учебные действия, контроль, оценка [23, 24].
Знание и понимание структуры учебной деятельности младшими школьниками позволяет им эффективно выстраивать свои действия для ее организации. Говоря об учебной деятельности как о сложном многоплановом процессе, стоит обратить внимание, на то, как младший школьник ставит цели для достижения результата, планирует, оценивает свои действия, все это находит отражение в универсальных учебных регулятивных действиях. Поэтому остановимся более конкретно на анализе каждого структурного компонента указанной деятельности для полной ее характеристики в аспекте универсальных учебных регулятивных действий [25].
Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования, а универсальные учебные регулятивные действия могут влиять на мотив выполнения учебных задач. Ключевую роль играет умение планировать свою учебную деятельность и контролировать ее ход, что может способствовать формированию внутренней мотивации учащегося за счет достижения целей и контроля в учебной деятельности.
Четко определенная цель является основой, которая представлена системой действий, из которых состоит деятельность. Универсальные учебные регулятивные действия помогают учащемуся сформулировать и понять свои цели в соответствии с условиями задачи. Важным является умение выстраивать план действий и оценивать их для определения конкретных шагов, необходимых для достижения поставленных целей.
Реализация мотивов и целей учебной деятельности осуществляется в процессе выполнения учеником системы учебных действий. После ориентировочной основы деятельности определяются способы выполнения учебного задания, направленного на осуществление действий. Для достижения результата – универсальные учебные регулятивные действия включают в себя конкретные операции, которые учащийся использует для регуляции своей учебной деятельности (умение выстраивать план деятельности, планировать время, контролировать выполнение задач и оценивать промежуточные результаты).
Неотъемлемым условием выполнения учебных действий является наличие действий контроля. Выполнение данных действий предполагает анализ хода выполнения составляющих операций, своевременном обнаружении ошибок и неудач в их выполнении, а также внесение необходимых коррективов. Универсальные учебные регулятивные действия помогают учащемуся эффективно контролировать свой учебный процесс и оценивать полученные результаты (умение сравнивать результат с образцом и контролировать действия по выполнению задач, корректировать их в случае необходимости).
Оценка выполняет функцию подведения итогов совершенной деятельности и определение того, насколько верно/неверно они выполнены. Универсальные учебные регулятивные действия обеспечивают возможность оценивать свои собственные достижения учебной деятельности (умение анализировать свои успехи и неудачи, выявлять причины успеха или неуспеха, а также определять, какие учебные действия эффективны, а какие нуждаются в улучшении).
Таким образом, учебная деятельность становится той областью, где формируются ниверсальные учебные регулятивные действия, включающие в себя такие умения, как самоорганизация и самоконтроль, включающие в себя следующие операции: анализ, планирование, контроль и коррекция своей деятельности.
Усвоенные знания, умения и опыт деятельности в процессе учебной деятельности имеют практическое применение в учебной среде. Именно внедрение проектной деятельности в образовательный процесс будет способствовать применению полученных знаний, умений и опыта деятельности в практических ситуациях. Н.В. Матяш понятие «проектная деятельность» определяет как учебно-познавательную активность школьников цель которой – создание проектов, заключается в ее мотивированном достижении и является средством развития личности. Говоря о структуре проектной деятельности, авторы учитывали мнения ученых (Н.В. Матяш [22, с. 44], С.Т. Шацкий [14], П.П. Блонский [15], К.Н. Поливанова [14] и др.). Отметим, что в основе их исследований лежит классическое понимание структуры деятельности, предложенное А.Н. Леонтьевым. В свою очередь, Н.А. Масюкова выделяет следующие этапы: диагностика, формирование ценностей и целей преобразования действительности, создание образа результата, поэтапное планирование действий, обмен, согласование и коррекция действий в ходе коммуникации, экспертиза результатов [19]. И.А. Колесникова и К.Н. Поливанова определяют: предпроектный этап, этап реализации проекта, рефлексивный этап, послепроектный этап [23]. Сравнивая структурные компоненты учебной деятельности и этапы проектной деятельности, можно сделать вывод о том, что существует схожая организация структуры действий. Начальный этап указанных деятельностей предполагает определение целей и разработку плана для их достижения. Следующий этап требует поиска и анализа информации для достижения целей, а также реализацию задач согласно установленному плану. И заключительный этап предполагает оценку выполненной работы и коррекцию плана действий, если это требуется. Соответственно, можно сделать вывод о том, что структура проектной деятельности представлена в обобщенном виде и определена через ее этапы. В исследовании авторы придерживаются мнения Н.В. Матяш и Л.В. Хохловой, которые выделяют следующие этапы: исследовательский, технологический, заключительный [20, с. 54].
Остановимся более подробно на анализе каждого этапа указанной деятельности для полной ее характеристики в аспекте универсальных учебных регулятивных действий.
Исследовательский этап предполагает определение целей и задач для достижения результата, разработку плана действий и распределение ресурсов. Все это характеризуется такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение, сопоставление, классификация, обобщение. Ключевую роль играют универсальные учебные регулятивные действия, обеспечивающие умение выстраивать последовательность шагов для достижения целей, оценивать и контролировать ход выполнения задачи, а также корректировать действия на основе полученного опыта.
Технологический этап предполагает анализ решений и выполнение разработанного плана, а также его коррекцию. Ключевую роль играют универсальные учебные регулятивные действия, обеспечивающие умение устанавливать причины успеха/неудач деятельности, корректировка собственных действий в случае недостижения выстроенного плана.
Заключительный этап предполагает оценку проделанной работы, проверку полученных результатов, сравнение с поставленными целями и задачами. Ключевую роль играют универсальные учебные регулятивные действия, обеспечивающие умение планировать действия и выстраивать их для представления полученного результата.
Таким образом, проектная деятельность предоставляет возможность младшим школьникам применять полученные умения, знания и опыт деятельности в практическом применении, что способствует более глубокому формированию универсальных учебных регулятивных действий.
Результаты анализа структурных компонентов учебной и проектной деятельности позволяют сделать следующие выводы: во-первых, активное участие в указанных деятельностях помогает младшим школьникам не просто получать теоретические знания, а применять их на практике; во-вторых, участие в учебной и проектной деятельности предполагает постановку целей, разработку плана действий и их контроля, позволяя тем самым развивать учебную мотивацию и организацию самостоятельной работы, постановку цели, которую необходимо достичь, все это способствует формированию самоорганизации; в-третьих, в процессе проектной и учебной деятельности младший школьник анализирует свои действия, полученные результаты, учится выявлять ошибки и корректировать действия для исправления ошибок, что способствует формированию самоконтроля. Таким образом, учебная и проектная деятельность являются эффективными средствами формирования универсальных учебных регулятивных действий младших школьников, так как они дополняют друг друга и усиливают влияние на формирование самоорганизации и самоконтроля, что, в свою очередь, представлено универсальными учебными регулятивными действиями. Наличие сформированных компонентов структуры учебной деятельности подчеркивает большое значение проектной деятельности в формировании личности, поскольку в проектной деятельности структурные компоненты формируются систематически и целенаправленно. Такой подход дает возможность для развития школьника, усвоения знаний, умений, навыков и формирования ключевых компетенций.
Заключение
Итак, представленный материал подтверждает, что действия и операции взаимосвязаны и содержатся в структурных компонентах любой деятельности, способствуют достижению цели, и именно универсальные учебные регулятивные действия обеспечивают собой «инструмент», позволяющий эффективно организовать как учебную, так и проектную деятельность. Интеграция проектной деятельности с целью формирования универсальных учебных регулятивных действий обучающихся основана на принципах активного обучения, способствующих более глубокому и детальному усвоению учебного материала. Заметим, что участие в проектной деятельности позволяет не только приобретать теоретические знания, но и применять их на практике, что способствует лучшему усвоению и применению полученных знаний. С точки зрения развития универсальных учебных регулятивных действий обучающихся на начальном этапе образования указанная выше деятельность предоставляет возможность самостоятельно управлять своим обучением, принимать решения и оценивать полученный результат. Для более эффективной организации работы младших школьников в условиях современного образования авторы предполагают, что может быть актуально и ново применение специально организованной проектной деятельности для конкретного возраста. Это может быть представлено с помощью комплексной разработки с применением различных интерактивных задач и игр, способствующих формированию у обучающихся умений планирования, организации собственной деятельности, контроля и оценки своих действий, что непосредственно является универсальными учебными регулятивными действиями.
Библиографическая ссылка
Котькина Е.А., Рябова Н.В. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТРУКТУРЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 5-1. – С. 231-235;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40034 (дата обращения: 21.11.2024).