Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Глазунова И.Н. 1
1 НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Цель работы: проанализировать особенности проведения профориентационной работы со студентами колледжа в условиях конкурентоспособного рынка образовательных услуг. В качестве основных методов для выявления профессиональных предпочтений студентов колледжа выбраны метод анкетирования и опрос, представленные в содержании исследования. В условиях современного образовательного рынка, где конкуренция между учебными заведениями приобретает злободневный характер, профориентационная работа со студентами колледжа выполняет важнейшую функцию и является ключевым звеном профессионального роста студента. На сегодняшний день существует необходимость в оказании помощи молодым людям при выявлении ими своих предпочтений при поиске будущей работы и выборе определенного подходящего профессионального маршрута. Практическая профориентация, являясь одной из форм самоидентификации студентов при выборе профессии, приобретает особую актуальность в условиях нынешнего конкурентоспособного рынка образовательных услуг. Данный вид услуг сегодня имеет большую значимость и весьма востребован благодаря появлению многообразных новых дифференцированных профессий, с большинством из которых людям только предстоит познакомиться. Именно поэтому подчеркивается важность проведения профориентационной работы с целью профессионального самоопределения и знакомства с миром современных профессий. Одну из главных функций в вопросе ознакомления людей с новыми тенденциями на профессиональном рынке и рынке вакансий выполняет образовательное учреждение среднего профессионального звена, где студент имеет право получить актуальную профессию, которая в дальнейшем станет делом его жизни. В результате исследования были проведены анкетирование и опрос среди студентов колледжа, в содержании которых представлены вопросы об их профессиональных интересах, предпочтениях и способностях. В работе также даны методические рекомендации для преподавателей колледжа по проведению профориентационной работы со студентами в условиях конкурентоспособного рынка услуг.
студенты СПО
образовательные услуги
профориентация
конкуренция
рынок труда
выбор профессии
методы
абитуриент
1. Гавриленкова И. Профориентация – глобальная проблема человека нового тысячелетия. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. 203 c.
2. Герус Е.А. Система профессиональной ориентации как средство поддержки профессионального самоопределения подростков // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 1(9). С. 115–123.
3. Панина С.В., Макаренко Т.А. Профессиональная ориентация: учебник и практикум для среднего профессионального образования. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2024. 363 с.
4. Кириллова О.А., Евдокимова В.Е. Профориентационная работа как одно из основных направлений деятельности педагогического ВУЗА // Научное обозрение. Педагогические науки. 2023. № 5. С. 21-25.
5. Старикова Л.Н. Профессиональное самоопределение и профориентация // Высшее образование в России. 2007.
№ 5. C. 75–77.
6. Горбатюк В.А., Емельяненко Ю.В., Бобер А.О., Карпович Т.Н., Ананенко А.А., Кулаковская А.Е. Воспитательно-профилактическая работа в учреждениях профессионального образования: формы и методы: методическое пособие. Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2019. 259 c.
7. Антипьев А. Г. Профориентация молодёжи в современном российском обществе: состояние и пути развития // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 2 (12). С. 147.
8. Дьяченко Т.В., Евсеева С.А. Практика применения активных форм профориентационной работы вуза // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25397 (дата обращения: 27.03.2024)

Сегодня в быстроразвивающемся и изменяющемся мире, когда происходит модернизация экономических условий жизни, появляются разнообразные профессии и специальности, растут возможности для получения качественного образования, вопросам профориентации должно быть уделено огромное внимание, чтобы взрастить студента, способного вступать в конкуренцию на рынке труда и иметь преимущество.

Целью данного исследования является рассмотрение особенностей профориентационной работы со студентами колледжа в условиях конкурентоспособного рынка образовательных услуг.

«Профориентация – это деятельность, направленная на помощь индивиду в выборе профессии, через организацию процесса определения человеком вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, оказание консультационной помощи в осознании индивидом склонностей и способностей к этому виду деятельности, предоставление информации о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией» [1].

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе колледжа «Синергия». В нем приняли участие 51 человек – студенты 3-го курса специальности «Преподавание в начальных классах».

Особенности профориентационной работы в колледже требуют дифференцированного подхода к каждому студенту, учета его индивидуальных особенностей и потребностей, поэтому в данном исследовании в качестве основных методов для раскрытия особенностей профориентационной работы студентов СПО в условиях конкурентоспособного рынка образовательных услуг были выбраны следующие методы: обзор психолого-педагогической литературы по рассматриваемой теме, анкетирование, опрос.

Результаты исследования и их обсуждение

В условиях конкурентоспособного рынка образовательных услуг колледжи испытывают некоторые сложности, но также и имеют немалый потенциал, влияющий на процесс профориентационной работы со студентами. С одной стороны, высокая конкуренция между образовательными учреждениями призывает колледжи принимать активные меры по привлечению и удержанию студентов. С другой стороны, многообразные формы и методы реализации профориентационной работы дают возможность результативно подготавливать выпускников к выбору профессии [2].

Следует помнить, что на сегодняшний день открываются существенные возможности для усиления профориентационной работы. Привлечение опытных практиков из бизнес-сектора для проведения мастер-классов или курсов по предпрофессиональной подготовке способствует повышению интереса студентов к некоторым специальностям. Также использование инновационных методик и технологий (например, онлайн-тестирование или игровые форматы) направлено на улучшение процесса профориентации с целью сделать его привлекательным для целевой аудитории.

Профориентационная работа выполняет значимую функцию при успешной адаптации студентов колледжа. Данный этап направлен на предоставление помощи студентам при выборе нужного направления для своего будущего профессионального развития, а также способствует формированию их личностных качеств, важных для составления конкуренции на рынке труда.

Среди основных задач профориентационной работы со студентами колледжа можно выделить следующие:

1. Помощь в определении целей и желаемых результатов обучения.

2. Обеспечение доступности информации о различных профессиях и направлениях образования.

3. Развитие навыков самоанализа и самопрезентации.

4. Проведение тренингов по развитию коммуникативных навыков и управлению временем.

5. Содействие в выборе дальнейших путей образования или трудоустройства [3].

Для достижения этих задач необходим комплексный подход к организации профориентационной работы. Ключевыми методами в таком случае выступают:

− информационные лекции и семинары;

− интерактивные тренинги;

− карьерные ярмарки;

− консультации со специалистами.

Успешным результатом проведения данной работы можно считать увеличение вероятности трудоустройства после окончания обучения: чем больше знает студент заранее о возможностях на рынке труда, тем выше шансы его быстрее найти работу по окончании учебного заведения.

В современном образовательном пространстве конкуренция между учебными заведениями становится все более острой и значимой. Студенты колледжа, выбирая свое будущее образование, сталкиваются с широким спектром предложений и возможностей на рынке образовательных услуг. В таких условиях профориентационная работа со студентами играет особенно важную роль.

Для успешной адаптации к изменяющимся требованиям рынка труда необходимо формировать у студентов не только теоретические знания, но и практические навыки, которые будут востребованы на рынке труда. Особую актуальность приобретает индивидуальный подход к развитию профессиональных компетенций каждого студента [4].

Современный рынок образовательных услуг характеризуется высокой конкуренцией, что требует от колледжей активного применения инновационных подходов к профориентации студентов. Такие подходы должны быть направлены на учет специфики учебного заведения, потребностей студентов и требований работодателей.

Один из инновационных методов – использование технологий в профориентационной работе. Создание онлайн-платформ для проведения тестирования способностей и интересов студентов может значительно упростить процесс выбора будущей профессии. Также личные консультации с психологами через видеосвязь позволяют эффективнее помочь студентам определить свои цели и задачи [5].

Другим инновационным подходом является использование игровых технологий в профориентации. Разработка компьютерных игр, где студенты могут попробовать себя в различных ролях и ситуациях, связанных с выбором будущей карьеры, поможет им сделать выбор более осознанно. Это также способствует развитию креативности и аналитического мышления у студентов.

Следующим ключевым направлением является предоставление информации о возможностях трудоустройства после окончания колледжа. Организация встреч со специалистами различных отраслей экономики, мастер-классов по написанию резюме и успешного прохождения собеседований – это необходимые шаги для повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Для определения интересов студентов была использована «Анкета профессиональных интересов» А.Е. Голомштока [6], результаты которой представлены в процентах от общего числа испытуемых (таблица).

Исходя из полученных данных, важно разработать персонализированные планы развития профессиональных навыков для каждого студента. Это может быть как индивидуальное консультирование со специалистами по карьерному развитию, так и проведение целевых тренингов по приобретению конкретных компетенций. Результаты опроса дают ценную информацию о предпочтениях студентов, что в дальнейшем позволяет выбирать актуальные формы проведения профориентационной работы.

Далее автором был проведен анализ потребностей студентов для сбора информации о предпочтениях и требованиях к профессиональным навыкам со стороны студентов. Результаты такого исследования помогут определить ключевые направления развития профессиональных навыков, которые будут впоследствии актуальны на рынке труда. При исследовании потребностей студентов была применена методика «Профессиональных предпочтений». Проанализировав ответы студентов, автор выявил следующие результаты (рисунок).

Результаты анализа «Анкеты профессиональных интересов»

№ п/п

Вид деятельности

Наибольшая склонность

Имеет место склонность

Наименьшая склонность

1

Математика

25

15

13

2

Химия

5

18

3

Биология и сельское хозяйство

5

18

4

Геология и география

5

3

5

Техника

6

6

15

6

Электрорадиотехника

7

Филология и журналистика

9

7

4

8

Юриспруденция

3

9

9

История и археология

11

10

Педагогика

25

5

4

11

Медицина

4

12

Труд в сфере обслуживания

19

13

Военное дело и спорт

7

8

16

14

Вокальное и театральное искусство

4

19

15

Декоративное и прикладное искусство

12

missing image file

Результаты психологической диагностики по методике «Профессиональных предпочтений»

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что большую часть респондентов можно отнести к предпринимательскому типу. Люди этого типа предпочтительнее всего занимаются деятельностью, связанной с выполнением организационных и экономических задач. Такие люди не боятся финансовых рисков, активно занимаются покупкой и продажей товаров, ведут коммерческую и предпринимательскую деятельность. К ним можно отнести коммерсантов, предпринимателей, брокеров на бирже, страховых агентов, адвокатов, менеджеров и т.д.

Вторую строчку опроса заняли люди, относящиеся к конвенциальному типу, деятельность которых требует от них внимания к деталям, аккуратности, точных данных, фактов и связана с переработкой, систематизацией и хранением информации. Сюда можно отнести бухгалтеров, кассиров, банкиров, научных работников, преподавателей учебных заведений и т.д. [7].

В рамках профориентационной работы автору удалось провести исследования по нескольким методикам для выявления профессиональных предпочтений студентов колледжа в условиях конкурентоспособного рынка образовательных услуг, однако следует помнить, что существуют разнообразные методы и способы для выявления профессиональных способностей обучающихся СПО и оказания им помощи при выборе дальнейшей работы.

Ниже приведены практические рекомендации для эффективной профориентационной работы в колледже.

1. Использование современных методик и технологий. Для более эффективного оказания помощи студентам в выборе профессии необходимо применять современные методики и технологии. Разработка онлайн-тестирования, интерактивных программ, а также доступ к информационным базам по различным профессиям помогут студентам лучше понять свои возможности и предпочтения.

2. Организация мероприятий и мастер-классов. Организация специализированных мероприятий, мастер-классов и лекций со специалистами из различных отраслей поможет студентам получить представление о потенциальных карьерных возможностях. Такие мероприятия также способствуют установлению контактов с работодателями.

3. Индивидуальный подход к каждому студенту. При проведении профориентационной работы необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого студента. Проведение индивидуальных консультаций, анализ результатов тестирования и персональное обсуждение перспектив развития способствуют более глубокому пониманию интересующих областей деятельности.

4. Сотрудничество с работодателями. Развитие партнерских отношений с компаниями и предприятиями позволит колледжу быть в курсе требований рынка труда и предоставлять актуальную информацию о перспективах трудоустройства после окончания обучения [8].

Заключение

Результаты опроса среди студентов колледжа подтверждают важность профориентационной работы, проводимой в условиях конкурентоспособного рынка образовательных услуг. Большинство опрошенных отмечают, что благодаря программам по профориентации они лучше понимают свои сильные и слабые стороны, что помогает им принимать более обоснованные решения относительно выбора будущей профессии.

Таким образом, эффективная профориентационная работа является одним из ключевых элементов успешной адаптации студентов колледжей к условиям конкуренции на рынке образовательных услуг. Она помогает молодому человеку не только сделать правильный выбор относительно его будущей карьеры, но также формировать личностные качества, необходимые для достижения успеха на рынке труда.

Профориентационная работа в колледже ориентирована на индивидуальные потребности каждого студента, в связи с этим возникает потребность в проведении специализированных мероприятий, которые окажут помощь при выявлении интересов, навыков, способностей и целей каждого обучающегося. Такие мероприятия могут включать в себя психологические тестирования, индивидуальные консультации с педагогами-психологами или карьерными коучами.

Также следует отметить, что для оценки эффективности проводимой профориентационной работы следует провести опрос или анкетирование среди студентов колледжа. Это позволит выявить уровень удовлетворенности получаемой информацией, а также выделить области, требующие дополнительного развития.


Библиографическая ссылка

Глазунова И.Н. ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 5-1. – С. 121-125;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40015 (дата обращения: 17.07.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674