Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ (РОДИТЕЛИ) КАК УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Баева Ю.А. 1
1 ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»
Одной из приоритетных задач государства является создание эффективной системы, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся. Анализ статистических данных позволил определить, что среди трудоустроившихся выпускников системы среднего профессионального образования значительная часть трудоустраивается на должность, не связанную с полученной специальностью. Цель исследования состоит в обосновании необходимости участия родителей (законных представителей) обучающихся в образовательных отношениях по сопровождению самоопределения студентов в профессиональной сфере. В настоящее время не исследовано участие законных представителей в отношениях по сопровождению профессионального самоопределения студентов, обучающихся в техникумах, колледжах. Выявленные статистические данные о количестве несовершеннолетних студентов-очников, обучающихся в техникумах и колледжах, свидетельствуют о том, что их значительно больше совершеннолетних (часто до 80 % и более общего количества обучающихся очной формы). Формирование эффективной системы профессионального самоопределения обучающихся требуется не только на этапе обучения в школе, но и в последующем, так как вопрос самоопределения в профессиональной сфере возникает не только на этапе выбора специальности. Сделан вывод о возможности и необходимости родителя студента, не достигшего совершеннолетия, принимать участие в образовательных отношениях по сопровождению в профессиональной сфере. Участие родителя в данном процессе часто оказывает положительное влияние на самоопределение, но при этом образовательные организации не всегда могут реализовать права родителей, установленные законом. Связь между всеми участниками образовательных отношений, которая обеспечивается при педагогическом сопровождении самоопределения студентов (не формальная, а реальная), при правильной организации образовательного процесса повышает мотивацию студента к обучению и формирует более устойчивое самоопределение студентов в профессиональной сфере.
участие законных представителей
среднее профессиональное образование
участники образовательных отношений
сопровождение
профессиональное самоопределение
1. Дмитриева С.Н., Евдокарова Т.В. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29393 (дата обращения: 12.04.2024).
2. Крыжановская И.В. Многоуровневая модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов технических вузов: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2021. 160 с.
3. Чаплыгина А.В. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях образовательного кластера «школа – вуз – предприятие»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2019. 23 с.
4. Королева Т.В. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся: отношение и готовность педагогов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4 (44). С. 136–143.
5. Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2021 № 3581-р «О Долгосрочной программе содействия занятости молодежи на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 51. 20.12.2021. Ст. 8941.
6. Коньшина Т.М., Садовникова Т.Ю. Представление подростков об участии родителей в предварительном профессиональном самоопределении детей // Национальный психологический журнал. 2018. № 1 (29). С. 77–87.
7. Гогицаева О.У., Небежева А.В., Шибзухова Д.А. Детско-родительские отношения и самооценка подростка // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 3 (24). С. 183–186.
8. Карцева Л.В. Профориентационные установки родителей старшеклассников и их влияние на профессиональное самоопределение учащихся школы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2019. № 2 (54). С. 68–83.
9. Бахтигулова Л.Б. Правильный выбор будущей профессии как результат родительского содействия в профессиональном самоопределении старшеклассников // Научный диалог. 2017. № 12. С. 463–466.
10. Денисова В.Г., Козлова А.Г., Крайнова Л.В., Сперанский М.М. Содействие самоопределению старшеклассников в выборе профессии инженера средствами школьного образования: монография. СПб.: Лингвистический Центр «Тайкун», 2018. 128 с.
11. Мамедова Л.В., Стручкова В.Н. Взаимодействие семьи и школы по профессиональному самоопределению подростков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-3. С. 542–544.
12. Коньшинa Т.М., Садовниковa Т.Ю. Привязанность к матери и идентичность старших подростков в сфере профессионального самоопределения // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 189–198.
13. Приказ Минпросвещения РФ от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.09.2022. № 0001202209220002.
14. Приказ Минпросвещения от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.12.2021, № 0001202112070030.
15. Котомина О.В., Сажина А.И. Исследование влияния родительской вовлеченности на академическую успеваемость студентов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 4 (85). С. 151–165

Проблема профессионального самоопределения обучающихся является актуальной, требующей разрешения, так как хотя ей и посвящены научные работы, но они представляют собой исследования профессионального самоопределения старшеклассников [1], студентов вузов [2, 3], либо обучающихся конкретного субъекта Российской Федерации [4], а вопрос педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся системы среднего профессионального образования является недостаточно изученным.

Создание эффективной системы, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, – одна из важных задач государственной политики в сфере образования, что подтверждается таким документом, как Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2021 № 3581-р, которым утверждена программа сроком до 2030 г., направленная на решение вопроса занятости молодежи, определило несколько проблем трудоустройства молодежи, к которым в том числе отнесло несформированность (или недостаточную сформированность) ориентации в профессиональной сфере, что выступает причиной затруднения выстраивания профессиональной карьеры [5].

Вопрос самоопределения в профессиональной среде возникает не только при выборе специальности, он сохраняется и в процессе получения образования разных уровней. Следовательно, до сих пор актуальным является решение задачи по созданию эффективной модели педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Причем такой, которая бы предусматривала универсальные элементы, позволяющие применять ее, независимо от направления (специальности), а также уровня образования.

Труды ряда исследователей содержат выводы о том, что значимое влияние на профессиональное самоопределение оказывают родители обучающихся. Так, по мнению Т.М. Коньшиной, Т.Ю. Садовниковой, дистанцирование законных представителей не позволяет подростку получать необходимую поддержку в построении профессиональной перспективы, а в такой поддержке несовершеннолетние все же нуждаются [6, с. 84]. О.У. Гогицаева считает, что демонстрация родителем отчужденности неблагоприятно влияет на развитие несовершеннолетнего, в том числе на его профессиональное самоопределение [7, с. 185]. Влияние родителей на профессиональный выбор старшеклассника также рассмотрено в научных работах Л.В. Карцевой [8], Л.Б. Бахтигуловой [9], В.Г. Денисовой, А.Г. Козловой, Л.В. Крайновой, М.М. Сперанского [10], Л.В. Мамедовой и В.Н. Стручковой [11], Т.М. Коньшиной, Т.Ю. Садовниковой [12] и др.

В поддержке законных представителей, как было указано выше, несовершеннолетние нуждаются и на этапе выбора профессии, и в течение всего процесса обучения. Образовательным организациям необходимо это учитывать при формировании и реализации образовательной программы, а также принимать во внимание характер отношений студента с родителями, другими членами семьи, особенности их социального положения, иные факторы, влияющие на профессиональное самоопределение (после проведения предварительного анкетирования данные сведения могут, например, использоваться для формирования индивидуальных заданий). Взаимодействие образовательных организаций с родителями должно быть более эффективным, направленным на обеспечение устойчивости профессионального самоопределения студента.

Вовлечение родителей в образовательный процесс в настоящее время ограничивается возможностью их участия в профориентационной работе в качестве лиц, получающих информацию о предлагаемых специальностях, а также незначительным объемом иных прав, который, во-первых, часто образовательными организациями не реализуется, а, во-вторых, мнению автора, является недостаточным и может быть расширен с учетом проведенного исследования.

Целью исследования является определение объема возможного и необходимого участия родителей (законных представителей) в образовательных отношениях, позволяющего повысить эффективность сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

− оценка возможности и обязательности участия родителей в образовательных отношениях по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;

− определение объема прав, действительно реализуемых законными представителями в отношениях с образовательными организациями;

− выявление компонентов образовательного процесса, в которых участие родителя может повысить устойчивость самоопределения студентов в профессиональной сфере.

Материалы и методы исследования

При проведении исследования использовались следующие методы: опросный метод (анкетирование, метод педагогического эксперимента), сравнительно-правовой метод, качественный и количественный методы.

Анализ научных трудов свидетельствует о том, что они в основном посвящены влиянию родителей на профессиональное самоопределение старшеклассников. В то же время, считаем, это подтверждает влияние законных представителей и на самоопределение обучающихся системы среднего профессионального образования (далее – организаций СПО), так как такое влияние, безусловно, не прекращается автоматически с завершением обучения в школе и поступлением в техникум, колледж или вуз. Большинство обучающихся системы СПО, как и школьники, на первом курсе являются несовершеннолетними. Это объясняется тем, что в техникумы и колледжи абитуриенты поступают, как правило, после 9 класса. При этом значительное количество студентов не достигают совершеннолетия на протяжении большей части периода обучения.

Так, например, в НАЧ ПОУ «Невинномысский экономико-правовой техникум» в январе 2024 г. из обучающихся очной формы обучения (далее – ОФО) несовершеннолетними являлись:

а) на 1 курсе (после 9 класса) – 91 % студентов от общего количества обучающихся 1 курса, поступивших после 9 класса,

б) на 2 курсе (после 9 класса) – 58 % студентов от общего количества обучающихся 2 курса, поступивших после 9 класса;

в) на 3 курсе (после 9 класса) – 35 % студентов от общего количества обучающихся 3 курса, поступивших после 9 класса,

а всего в 2024 г. (в январе) из обучающихся ОФО несовершеннолетними являлись 80 % общего количества студентов ОФО.

При организации образовательного процесса также необходимо учитывать то, что профессиональное становление личности предполагает постоянный процесс профессионального самоопределения, устойчивость которого при освоении образовательной программы может претерпевать изменения (в том числе в связи с оказанием влияния на студента различных внешних факторов: семейного, экономического, социального и иного характера). Актуальна необходимость активного вовлечения родителей несовершеннолетних обучающихся в образовательный процесс (его организацию). Это, например, позволит своевременно отслеживать (через их взаимодействие с кураторами, социальным педагогом, психологом) изменения вышеуказанных факторов, которые могут быть использованы для подготовки индивидуальных заданий в целях формирования устойчивого самоопределения студента в профессиональной сфере.

Так, в НАЧ ПОУ «Невинномысский экономико-правовой техникум» в отдельных группах за обучающимися закрепляются темы курсовых работ, а также формируются практические задания с учетом сведений, как ранее собранных в результате анкетирования (опроса), так и анкетирования, проводимого ежегодно, позволяющих при реализации образовательной программы реагировать на изменившиеся в среде студента факторы, которые могут оказать влияние на его профессиональное самоопределение. Например, по юридическим дисциплинам, учитывая особенности социального статуса студента и его семьи, даются темы работ и задания, связанные с правовым регулированием социального обеспечения многодетных или молодых семей, граждан, находящихся на специальной военной операции, лиц, оставшихся без попечения родителей, потерявших кормильца и иные подобные; также связанные правовым регулированием договоров, заключение которых для конкретного обучающегося является наиболее актуальным, с ориентацией на его текущие жизненные обстоятельства. В одной из групп, в которой студенты получили темы курсовой работы без учета факторов, влияющих на них, выполнили работы ранее установленного срока 26 % обучающихся группы, к установленному сроку (в последний или предпоследний день) – 55 %, остальные 19 % – позднее установленного срока. Эта же группа на следующем курсе получила темы работ уже с учетом вышеуказанных факторов. Работы выполнили ранее установленного срока 59 % студентов группы, к установленному сроку – 30 % и только 11 % сдали работы позднее, что свидетельствует о повышении уровня вовлеченности обучающихся в образовательный процесс. Качество работ также было выше по сравнению с ранее выполненными. При этом необходимо отметить, что данные работы выполнялись по дисциплинам у одного и того же преподавателя.

Социальный статус студента и его семьи, иные факторы могут при их учете в образовательной деятельности обеспечить более устойчивое профессиональное самоопределение обучающегося. Участие родителя в данном процессе часто оказывает положительное влияние на самоопределение, но при этом образовательные организации не всегда могут реализовать права родителей, установленные законом.

Перед тем, как определим сложности практической реализации указанных прав, необходимо оценить возможность и обязательность участия законных представителей студентов в образовательных отношениях. Для этого проведем анализ положений действующих нормативных актов. Так как несовершеннолетних студентов больше в организациях СПО, чем в вузах, акцент в анализе будем делать на правовое положение родителей именно в техникумах, колледжах.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) определено, что законные представители (родители) студентов, не достигших совершеннолетия, названы в качестве участников образовательных отношений (п. 13 ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ»). Следовательно, пока студент является несовершеннолетним, техникум может вовлекать в процесс сопровождения самоопределения обучающегося в профессиональной сфере его законного представителя. Один из основных принципов государственной политики сопряжен с обеспечением прав родителей (законных представителей) обучающихся, не достигших 18 лет, на участие в управлении техникумом (ст. 3). Статья 10 Закона об образовании, посвященная структуре системы образования, определила, что родители студентов, не достигших совершеннолетия, включены в указанную систему. Согласно ст. 12.1 этого Закона советы родителей наделены правом участвовать в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы (далее – программ и планов воспитания). Также техникумом должны быть созданы условия ознакомления со своими учредительными документами (Уставом) не только работников, студентов, но и родителей студентов, не достигших совершеннолетия (ст. 25 Закона об образовании). Кроме того, ст. 28 Закона об образовании определено, что к компетенции образовательной организации отнесено, наряду с иным, и содействие деятельности родителей несовершеннолетних студентов, осуществляемой в техникуме.

Техникум, как и любая другая образовательная организация, обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством, в том числе соблюдать права и свободы родителей студентов, не достигших совершеннолетия (пп. 3 п. 6 ст. 28 Закона об образовании). Этот же закон за нарушение прав и свобод родителей в п. 7 ст. 28 установил административную ответственность, которая возложена на саму организацию и ее должностных лиц. Ответственность установлена ст. 5.57 КоАП, согласно которой на ответственных за нарушение лиц может быть наложен штраф от 30 тыс. руб. до 200 тыс. руб., либо дисквалификация от 1 года до 2 лет (в зависимости от характера нарушения и субъекта, осуществившего такое нарушение).

Пункт 3 ст. 30 Закона об образовании определяет, что при принятии локальных актов, которые затрагивают права студентов, необходимо учитывать мнение совета родителей. Причем в данном положении упомянут Совет как представитель всех родителей, без отсылки к несовершеннолетию их детей. Ведь часто заказчиком обучения (при платном обучении) выступает один из родителей, даже если студент на момент поступления достиг совершеннолетия. В том же Законе (п. 1 ст. 38) указано, что мнение Совета родителей (далее – Совета) обязательно учитывается, если техникум установил требования к одежде студентов. Пункт 7 статьи 43 Закона об образовании обязывает учитывать мнение Совета и в случае применения за совершение студентом проступка (дисциплинарного) меры наказания (взыскания). Также мнение родителя учитывается при принятии решения об отчислении несовершеннолетнего студента, достигшего 15 лет и не получившего школьного образования (9 классов). Статья 44 (пункт 2) вменяет в обязанность техникума оказание помощи родителю в воспитании его ребенка, не достигшего 18 лет, развитии его способностей и, при необходимости, помощи в коррекции нарушений развития студента.

Результаты исследования и их обсуждение

Закон об образовании, включив родителей студентов, не достигших 18 лет, в структуру системы образования, наделил их в техникуме правами на следующее: 1) участие в управлении техникумом; 2) содействие техникума деятельности родителей, осуществляемой в техникуме; 3) учет мнения (через Совет родителей) при принятии локальных актов, затрагивающих права студентов; 4) учет мнения при применении меры дисциплинарного взыскания, применяющегося к студенту, совершившему дисциплинарный проступок; 5) участие в разработке программ и планов воспитания; 6) помощь в воспитании студента, не достигшего 18 лет, в развитии его индивидуальных особенностей; 7) и другими правами.

Действующее законодательство предполагает необходимость взаимодействия техникума с родителями (законными представителями) студентов в образовательных отношениях в течение как минимум всего периода несовершеннолетия обучающихся.

На практике же, как правило, образовательная организация подходит к выполнению данных обязанностей формально, определяя представителей родителей, входящих в Совет родителей, чье участие часто заканчивается на учете мнения при принятии локальных актов, затрагивающих права и интересы студентов, не достигших совершеннолетия. Тогда как остальные законные представители часто не вовлекаются в организацию образовательного процесса, не привлекаются к высказыванию мнений по принимаемым локальным актам, формируемым образовательным программам.

Техникумы, колледжи, как и вузы, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС (п. 7 ст. 12 Закона об образовании), которые определяют требования к структуре программы. Приказ Минпросвещения РФ от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (далее – Порядок) в п. 7 определил, что программа СПО (далее – программа техникума) – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), других компонентов, оценочных и методических материалов, а также в виде программы и плана воспитания, форм аттестации [13].

Согласно п. 30 вышеуказанного Порядка обучение в техникуме сопровождается обязательным текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией студентов. Порядок проведения такого контроля и аттестации определяется техникумом самостоятельно.

Это положение дублирует содержание п. 1 ст. 58 Закона об образовании. Следовательно, требования законодательства о порядке проведения контроля успеваемости не содержат запрета на привлечение в качестве участника образовательных отношений при проведении текущего контроля, промежуточной аттестации родителя обучающегося, не достигшего совершеннолетия. Подпункт 4 п. 3 ст. 44 Закона об образовании предоставляет родителю несовершеннолетнего студента право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

Один из компонентов образовательной программы СПО – государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) – реализуется в соответствии с Приказом Минпросвещения от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам среднего профессионального образования» (далее – Порядок проведения ГИА) [14]. Согласно п. 6 указанного Порядка, по общему правилу ГИА может проводиться в следующих формах: государственный экзамен, защита дипломной работы, демонстрационный экзамен. В соответствии с п. 59 Порядка проведения ГИА сдача государственного экзамена и защита дипломных работ (за исключением той, которая затрагивает вопросы государственной тайны) проводится на открытых заседаниях государственных экзаменационных комиссий, то есть данное положение напрямую позволяет присутствовать любому лицу, в том числе родителю, на государственной итоговой аттестации, но только проводимой в форме государственного экзамена и защиты дипломной работы.

В то же время, как было указано выше, одной из форм ГИА является демонстрационный экзамен. Он сдается в центре проведения демонстрационного экзамена (далее – ЦПДЭ). ЦПДЭ – это площадка, оборудование и оснащение которой должно соответствовать «инфраструктурному листу». Данный лист (комплект) предъявляет требования к количеству рабочих (посадочных) мест для выпускников, сдающих демонстрационный экзамен, мест для главного эксперта и линейных экспертов. То есть размещение всех лиц, непосредственно находящихся в помещениях центра проведения демонстрационного экзамена, не позволяет находиться в данных помещениях иным лицам, в том числе родителям.

При этом необходимо отметить, что обеспечение средствами видеонаблюдения при демоэкзамене является правом, а не обязанностью организаций СПО (п. 50 Порядка проведения ГИА), в отличие от, например, видеонаблюдения, организуемого в обязательном порядке при проведении ЕГЭ. Причем это не свидетельствует о возможности открыто провести демонстрационный экзамен, в п. 50 говорится только о праве образовательной организации осуществить видеозапись хода экзамена. Это нарушает принцип открытости, с соблюдением которого должен проводиться демонстрационный экзамен (требование п. 49 Порядка проведения ГИА). В связи с чем считаем, что либо инфраструктурные листы должны предусматривать возможность присутствия на ГИА родителей и иных лиц, либо Порядок проведения ГИА должен предусматривать обязанность обеспечивать открытость проведения демоэкзамена с использованием информационных технологий. Технически организовать видеонаблюдение и обеспечить подключение родителей при проведении демоэкзамена образовательные организации СПО могут – через доступ к сети Интернет к сервису для проведения видеоконференций по предварительно сформированной ссылке. Считаем, что организация именно такого открытого проведения демоэкзамена должна стать обязательной для образовательных организаций СПО, что позволит родителям подключаться к трансляции ГИА в форме демонстрационного экзамена, что, в свою очередь, может оказывать положительное влияние на профессиональное самоопределение обучающихся. И это позволит устранить противоречие между установленным принципом открытости и реальной невозможностью родителям присутствовать на ГИА в связи с жестко установленными требованиями к помещениям и наличием конкретного оборудования, посадочных мест, не предназначенных для размещения иных лиц.

Аналогичное правило об открытости защиты, носящее обязательный характер, должно быть установлено в отношении проведения защит курсовых работ, индивидуальных проектов, отчетов по практикам. Это, во-первых, подготовит обучающихся к открытой защите на ГИА, а во-вторых, такое участие родителей не будет являться чрезмерным (так как касается лишь отдельных элементов реализации образовательной программы).

В Невинномысском экономико-правовом техникуме в одной из учебных групп была организована защита курсовых работ с возможным подключением родителей через сервис видеоконференций, результат проведения которой показал более высокий уровень подготовки студентов к защите, по сравнению со студентами групп, в которых защита проходила в традиционном режиме. В настоящее время такие положения в нормативно-правовых актах отсутствуют. Именно императивный характер такого правила позволил бы во всех образовательных организациях на этапе защиты повысить вовлеченность родителей в образовательный процесс, что должно положительно отразиться и на убежденности студента в верности принятого по поводу выбранной профессии решения. Когда родители имеют чувство причастности к образовательной организации, это часто влияет на повышение успеваемости студента, его мотивации в обучении. Интерес родителей к образовательным результатам мотивирует студентов к обучению [15, с. 163].

Заключение

Проведенный анализ научных трудов и нормативных документов позволил сделать вывод о том, что родители (законные представители) влияют на самоопределение обучающихся не только на этапе выбора специальности, но и в процессе всего обучения. Вовлечение родителей в образовательный процесс в настоящее время достаточно ограничено, а часть прав, предоставленных законодательством родителям, не может быть реализована образовательными организациями в связи с имеющимися ограничениями, противоречащими установленным принципам (например, при проведении демонстрационного экзамена площадки должны быть оборудованы согласно «инфраструктурным листам», не предусматривающим места для размещения в помещениях родителей, хотя демоэкзамен должен проводиться с соблюдением принципа открытости).

Автор считает, что, как и государственный экзамен с защитой дипломных работ, которые проводятся на открытых заседаниях комиссий, так и защита курсовых работ, индивидуальных проектов, отчетов по практикам в обязательном порядке должна быть в образовательных организациях открытой. Проведенное исследование подтверждает эффективность открытых защит.

Участие родителей в сопровождении профессионального самоопределения обучающихся может быть опосредованным – через получение от них информации о факторах, которые оказывают влияние на устойчивость самоопределения их ребенка в профессиональной сфере. Такие сведения могут быть использованы при формировании образовательной программы, реализация которой будет более эффективной.

Обеспечиваемая при сопровождении самоопределения студентов в профессиональной сфере связь (не формальная, а реальная) между всеми участниками образовательных отношений (между педагогическим работником, студентом, его родителем, образовательной организацией) при правильной организации данного процесса повышает мотивацию студента к обучению и формирует у него более устойчивое профессиональное самоопределение.


Библиографическая ссылка

Баева Ю.А. ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ (РОДИТЕЛИ) КАК УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 5-1. – С. 102-108;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40012 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674