Актуальность исследования определена рядом причин, обусловленных поведением современных студентов в образовательной среде вуза. Первая причина: остается стабильно высоким число правонарушений, совершаемых студентами во время обучения в университете. Отрицательные общественные явления среди обучающихся обретают массовый характер. Это относится не только к совершению преступлений, но и к правонарушениям, касающимся употребления алкоголя и наркотиков. В частности, студенты Сибирского федерального университета считают, что наркомания становится более обширной проблемой. Об увеличении степени алкоголизации студентов говорят уголовно-правовая, административная статистика и анализ уголовных дел. Большая часть преступлений против личности совершается в состоянии опьянения. Увеличивается количество студентов, которые привлекаются за мелкое хулиганство и употребление алкоголя в общественных местах [1, с. 39]. В 2020/2021 учебном году Управлением безопасности зафиксировано 432 правонарушения среди студентов Уральского федерального университета, а в 2021/2022 учебном году – 523 правонарушения, в 2022/2023 учебном году – уже 632 правонарушения. Типовые нарушения: пронос и распитие спиртных напитков, курение на территории общежитий, повреждение из хулиганских побуждений датчиков пожарной безопасности, передача пропусков и студенческих билетов третьим лицам, участие в конфликтах с другими проживающими. Все это свидетельствует о росте отрицательных проявлений в поведении студенческой молодежи. Вторая причина: важной и социально значимой остается проблема переосмысления основных подходов, используемых в системе профилактики правонарушений в образовательной среде вуза. Третья причина заключается в необходимости теоретического обоснования использования средового подхода в профилактике правонарушений среди студентов вуза.
Цель исследования – теоретически обосновать возможность использования средового подхода в профилактике правонарушений среди студентов вуза с учетом свойств и характеристик образовательной среды. Задачи исследования: 1) уточнить понятие «образовательная среда вуза», определить ее структуру, основные свойства и характеристики; 2) рассмотреть возможности использования средового подхода и его форм в профилактике правонарушений среди студентов вуза на основе выявленных механизмов управления процессом профилактики правонарушений.
Материалы и методы исследования
Методы исследования: средовой подход как методология исследования позволил комплексно проанализировать возможности образовательной среды вуза. Процессный подход дал основание определить основные формы средового подхода, возможные при реализации профилактической деятельности в сфере правонарушений в вузе, а также выделить механизмы управления процессом профилактики правонарушений: нормативно-правовой, организационно-управленческий, образовательный, социально-психологический, морально-нравственный. С помощью метода теоретического анализа была проанализирована структура, определены основные свойства и характеристики образовательной среды вуза.
Согласно педагогической энциклопедии, в понятие «среда» входят социальные, культурные, экономические факторы и природные условия жизни людей. Наиболее важную роль в формировании подрастающего поколения играют социальные факторы, воздействие которых в отдельных случаях оказывается даже более сильным, чем целенаправленное воспитание. Ю.С. Мануйлов придает особое значение самой структуре образовательной среды. Функционально образовательная среда ученым определяется как окружение субъекта, формирующее его образ жизни и опосредующее его развитие. При этом среда состоит из «ниш» (пространства возможностей), «стихий» (вероятность реализации возможностей), «трофики» (порождает возможности, содержит возможности, предоставляет возможности, которыми можно владеть). Согласно мнению ученого, «богатая среда обогащает, бедная обедняет, свободная освобождает, здоровая оздоравливает» и т.д. [2].
Образовательная среда как совокупность социальных, культурных и специально организованных в образовательной организации психолого-педагогических условий может быть типологизирована по разным основаниям. В качестве оснований С.В. Тарасов выделяет: 1) стиль взаимодействия внутри среды (конкурентная/кооперативная, гуманистическая/технократическая и т.д.); 2) характер отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная/инновационная, национальная/универсальная и т.д.); 3) степень творческой активности (творческая/регламентированная); 4) характер взаимодействия с внешней средой [3, с. 136]. Отметим, что А.В. Конышева предлагает иные основания для типологизации образовательных сред, отмечая, в частности: 1) масштабность; 2) способ организации; 3) представление знаний и взаимодействие субъектов образовательного процесса; 4) использование различных технологий в процессе обучения [4, с. 141]. Таким образом, можно констатировать, что образовательная среда имеет свою структуру и характеристики, то есть проявляет признаки, свойственные системе.
Понятие «образовательная среда» многогранно, многоаспектно и изучается представителями разных наук. Несмотря на повышенный интерес ученых к проблеме наполнения понятия «образовательная среда», единого понимания сущности и содержания данного феномена не сложилось [5, с. 6]. Некоторые авторские трактовки отечественных ученых феномена «образовательная среда» приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наполнение содержания феномена «образовательная среда»
Ф.И.О. автора |
Понятие |
Содержание понятия |
Л.С. Выготский |
Социальная среда |
«Есть социальная среда, потому что там, где она выступает даже как природная, все же в ее отношении к человеку всегда имеются налицо определяющие моменты. В отношениях к ней человек всегда пользуется социальным опытом. Физическая или естественная среда, представленная миром природы, отличается от социальной или искусственной, представленной человеческим обществом» [6] |
В.Н. Новиков |
Профессионально и личностно стимулирующая среда |
«Совокупность материальных, педагогических и психологических факторов вузовской деятельности, побуждающих субъектов образовательного процесса к профессиональному и личностному развитию и саморазвитию» [5, с. 6] |
З.Г. Облицова |
Образовательная среда |
«Система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [7] |
Э.В. Патраков |
Образовательная среда |
«Психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, сущностью которой является совокупность личностных особенностей и особенностей взаимодействия участников образовательного процесса, особенности содержания образования в единстве материально-предметного содержания и способа его усвоения» [8, с. 21] |
С.В. Тарасов |
Образовательная среда |
«Подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности» [3, с. 133] |
А.В. Хуторской |
Образовательная среда |
«Естественно и искусственно сформированное социокультурное окружение, которое включает содержание и различные виды средств образования, способных обеспечить продуктивную деятельность обучаемого, управление процессом развития личности посредством благоприятных для этого условий, включающих мотивацию обучающихся, личность педагога и многое другое» [9] |
Исходя из представленных трактовок, отметим, что «образовательная среда вуза» представляет собой совокупность: 1) специально организованных педагогических условий, факторов, обстоятельств и ситуаций, направленных на развитие личности студентов; 2) подсистем социокультурной и воспитательной среды вуза, то есть включает материальные, технологические, психологические и педагогические ресурсы, побуждающие субъектов образовательного процесса к личностному и профессиональному развитию; 3) пространственно-предметного окружения субъектов образовательного процесса, представляющих событийное, информационное, культурное наполнение, содержащее возможности для развития личности студента.
В целях определения структуры образовательной среды было проанализировано исследование В.А. Губина, выделяющего следующие компоненты в ее структуре: деятельностный, информационный, социальный и пространственно-предметный [10]. Как отмечает А.В. Конышева, структура образовательной среды должна учитывать и такие характеристики, как: 1) способ организации (как?); 2) тип взаимодействия (кто?); 3) потенциал (что?). При этом автор утверждает, что именно субъектный компонент является системообразующим фактором в организации и функционировании образовательной среды и определяет ее компоненты [4, с. 140].
Авторы настоящей статьи дополняют структуру образовательной среды вуза несколько иными компонентами, обеспечивающими направления профилактики правонарушений в студенческой жизнедеятельности.
К ним относятся:
− структура управления профилактической деятельностью на всей территории образовательной организации, в том числе в учебных и студенческих корпусах и на прилегающей к ним территории. Структура управления включает следующие подразделения: Управление безопасности университета, Дирекции всех институтов университета, Юридическое управление университета, Союз студентов университета, Центр адаптации иностранных обучающихся университета и др.;
− реализация целенаправленной политики вуза в целях профилактики правонарушений студентов, закрепленной в системе локальных нормативных правовых актов университета, его структурных подразделений;
− деятельность психологической службы университета по изучению мотивации поведения студентов, в том числе отклоняющегося от социальных и правовых норм:
– разные механизмы университетского управления воспитательной деятельностью.
Анализ педагогической литературы позволил выделить характеристики образовательной среды. К ним относятся: организация специфической педагогической деятельности; взаимодействие всех участников образовательного процесса; целенаправленность; интерактивность и вариативность. В настоящее время достаточно глубоко и разносторонне изучены такие сущностные характеристики образовательной среды, как ее развивающий ресурс, адаптивность, здоровьесбережение, коррекционно-педагогическая и здоровьесберегающая направленность [11, с. 355]. Базовыми характеристиками образовательной среды являются состояние ее безопасности и комфортности. При этом комфортность и безопасность обеспечиваются единством действий всех участников образовательного процесса [12]. Авторы согласны с вышеуказанными исследователями, что именно безопасность и комфортность являются основными характеристиками образовательной среды.
Независимо от содержательных и других отличий среда вуза должна удовлетворять ряду требований, которые представлены на рисунке. Перечень требований является инвариантным, но не исчерпывающим, поэтому может меняться в зависимости от профиля вуза, содержания основных образовательных программ, сложившихся научно-педагогических школ и других факторов [5, с. 10].
Образовательная среда – это ресурс саморазвития личности, поэтому, чем больше и полнее личность использует все возможности среды, тем успешнее происходит ее (личности) свободное и активное развитие. «Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие» (Введение к Стокгольмской декларации, принятой на конференции Объединенных наций, 1972 г.) [7, с. 95].
Перечень требований, которым должна удовлетворять среда (по В.Н. Новикову) [5, с. 10]
Таблица 2
Содержание механизмов предотвращения правонарушений в университете
Виды механизмов |
Содержание механизмов |
Нормативно- правовой механизм |
Принятие в вузе соответствующих нормативных актов (Положение о дисциплинарной ответственности обучающихся; Положение о Дисциплинарной комиссии и др.) Проведение регулярных разъяснительных встреч относительно локальных нормативно-правовых актов (Устава университета, правил внутреннего распорядка обучающихся, Правил проживания в общежитиях и др.) с привлечением специалистов и др. |
Организационно-управленческий механизм |
Развитие системы видеомониторинга Проведение заседаний Дисциплинарной комиссии по вопросам привлечения студентов к дисциплинарной ответственности Создание советов/комиссий по профилактике правонарушений в каждом институте университета Проведение заседаний дисциплинарной комиссии Увеличение количества патрульных нарядов со стороны Управления безопасности (группы оперативного реагирования, студенческого отряда охраны правопорядка) Проведение профилактических мероприятий со студентами (тематических научно-практических конференций, приглашение специалистов из государственных структур и т.д.) Организация занятости во внеучебное время, в том числе на территории студенческого городка Расширение сети творческих, спортивных, научных, благотворительных организаций и коллективов и др. |
Образовательный механизм |
Разработка и внедрение специального курса по повышению правовой грамотности студентов Повышение правовой культуры и правовой грамотности студентов |
Социально- психологический механизм |
Работа социально-психологической службы (психологическая поддержка, психологические тренинги, работа телефона доверия и др.) Проведение социально-психологических исследований среди экспертов и студентов университета по изучению мотивов совершения правонарушений |
Морально-нравственный механизм |
Реализация внутривузовской программы нравственного воспитания, основанного на сохранении традиционных ценностей и нормах этики профессиональной культуры будущего специалиста |
Авторы статьи убеждены, что система профилактической деятельности в образовательной среде университета не может эффективно действовать без инструментов управления, предложенных государством и реализуемых на основе принятой государственной политики в этой сфере [13, 14]. Средовой подход представляет собой основу технологий опосредованного управления педагогическим процессом формирования и развития гармоничной личности студента, в том числе в сфере профилактики правонарушений.
Средовой подход предполагает учет и целенаправленное использование возможностей среды в педагогическом процессе. В то же время рассмотрение среды одновременно и в качестве ресурса, и в качестве средства педагогического воздействия на субъектов студенческой среды указывает на многоаспектность данного социального феномена [15]. В инструментальном плане данный подход представляет собой, по мнению Ю.С. Мануйлова, «систему действий субъекта управления со средой, направленных на превращение ее в средство диагностики, проектирования и продуцированного воспитательного результата» [3].
Использование авторами данной статьи процессного подхода в анализе теоретических источников позволило выделить следующие формы средового подхода, возможные для применения их в профилактической деятельности университета по предотвращению правонарушений в образовательной среде:
1) средовой подход как принцип педагогического исследования, способствующего реализации мероприятий в сфере профилактики правонарушений в студенческой среде;
2) средовой подход как профилактическая функция воспитательной деятельности вуза по разным видам и направлениям деятельности университета;
3) средовой подход как один из подходов системы управления в вузе;
4) средовой подход как механизм профилактики правонарушений в образовательной среде вуза.
Более подробно остановимся на механизмах как инструменте управленческой деятельности. На наш взгляд, при организации профилактической деятельности правонарушений среди студентов в университете целесообразно использовать следующие механизмы управления:
− нормативно-правовой механизм: наличие действующего законодательства и принятых локальных нормативных правовых актов университета, регулирующих права и обязанности обучающихся, а также содержащих меры привлечения студентов к дисциплинарной ответственности за совершение правонарушений в образовательной среде;
− организационно-управленческий механизм: четкая структурированная деятельность всех структурных подразделений университета, задействованных в решении вопросов профилактики правонарушений и привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности за совершение правонарушений в образовательной среде;
− образовательный механизм: правовое воспитание студентов, повышение их правовой культуры и правосознания, а также формирование социально ориентированной модели поведения студентов в образовательной среде;
− социально-психологический механизм: специально созданные в университете условия, в процессе реализации которых происходит воздействие на мотивы поведения обучающихся в образовательной среде университета;
− морально-нравственный механизм: это пути и способы реализации задач нравственного воспитания, основанные на сохранении традиционных ценностей в образовательной среде университета.
В таблице 2 представлено основное содержание предложенных механизмов предотвращения правонарушений в университете и на прилегающей территории, включающей студенческие корпуса и всю инфраструктуру вуза.
Как видно из таблицы 2, содержание механизмов управления по предотвращению правонарушений в деятельности университета включает в себя разные аспекты, отражает их особенности и конкретизирует функции управления, что позволяет привлечь или вовлечь в решение проблемы профилактики правонарушений разных специалистов.
Заключение
В работе уточнено понятие «образовательная среда вуза», определены структура, свойства и основные характеристики образовательной среды вуза. Определено, что образовательная среда представляет собой: 1) совокупность специально организованных педагогических условий, факторов, обстоятельств, ситуаций, направленных на развитие личности студентов; 2) подсистему социокультурной среды вуза, представляющую совокупность материальных, технологических, психологических и педагогических ресурсов, побуждающих субъектов образовательного процесса к профессиональному и личностному развитию; 3) пространственно-предметное окружение субъектов образовательного процесса, представляющее событийное, информационное, культурное наполнение, содержащее возможности для развития личности. Обоснована возможность использования средового подхода в профилактике правонарушений среди студентов. Определены механизмы управления процессом профилактики правонарушений среди студентов вуза и основное содержание данных механизмов. Предложенные формы реализации средового подхода в профилактике правонарушений среди студентов вуза, несомненно, сделают данный вид управленской деятельности наиболее результативным. Поэтому возможности реализации средового подхода в профилактике правонарушений среди студентов требуют дальнейшего изучения в практике управления университета.
Библиографическая ссылка
Лопаева Н.С., Резер Т.М. СРЕДОВОЙ ПОДХОД В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 4. – С. 176-182;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39991 (дата обращения: 21.11.2024).