Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Кипреев С.Н. 1
1 ФГКОУ ВО «Краснодарский университет МВД России»
Аннотация. Сегодня перед педагогической наукой остро стоит вопрос обеспечения образовательного процесса новыми методами и технологиями формирования чувства патриотизма. Некоторые исследователи говорят о том, что для успешного воспитания гражданина-патриота необходимо избегать сведений, представляющих Россию в негативном ключе, и предполагают специально создавать образ Родины – идеального государства, к которому у воспитуемых должны возникать патриотические чувства. Другие считают, что необходимо обеспечить воспитуемых как можно большим количеством знаний о своей стране, и это позволит воспитать из молодых граждан настоящих патриотов. Патриотизм в данной работе понимается как совокупность проявлений чувств к различным объектам, ассоциируемым у людей с понятием «Родина». Автор полагает, что для повышения эффективности патриотического воспитания целесообразно создать у человека ценностную основу, которая позволит при определенных условиях успешно формировать у воспитуемых чувство патриотизма. Система развитых духовно-нравственных ценностей будет способствовать целостности патриотического воспитания. Духовно-нравственные ценности выступают одновременно и инструментом патриотического воспитания, и его соцелью. Лишь благодаря воздействию на личность человека в духовной сфере, сформировав порядочного человека, можно воспитать преданного сына своего Отечества.
воспитательный потенциал
педагогика
патриотическое воспитание
чувство патриотизма
духовно-нравственные ценности
сотрудники полиции
1. Кипреев С.Н. Совершенствование системы патриотического воспитания сотрудников полиции в Южном федеральном округе как фактор обеспечивающий информационную безопасность современного общества // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2023. № 2(18). С. 27-34.
2. Петелин А.С. Педагогическая модель патриотического воспитания курсантов в вузе МВД России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2023. № 3. С. 83-86.
3. Остапенко А.А. Не подменяйте учебную цель средствами // Школьные технологии. 2023. № 6. С. 3-5.
4. Тишков В.А. Новая историческая культура (размышления после XXI Международного конгресса исторических наук) // Новая и новейшая история. 2011. № 2. С. 3-23.
5. Кушнир А.М., Илалтдинова Е.Ю. Идеология, практика и потенциал продуктивного образования в контексте наследия А.С. Макаренко // Народное образование. 2014. № 1(1434). С. 59-69.
6. Канунников Р.И., Савич И.И. Факторы формирования правовой культуры у сотрудников органов внутренних дел // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 6. С. 136-140.
7. Грекалов А.А., Востроилова Е.В. Реализация личностного потенциала студентов в ходе духовно-нравственного воспитания // Международный научный вестник. 2017. № 4(16). С. 17-20.
8. Хентонен А.Г. Методическое обеспечение профилактики деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 6. С. 167-173.

В современном мире патриотизм продолжает играть важную роль. Он помогает людям объединяться вокруг общих ценностей и интересов, поддерживать друг друга в трудных ситуациях и защищать свои права и свободы. При высоком уровне сформированности чувства патриотизма у курсантов образовательных организаций МВД России обеспечивается способность сотрудников полиции осознанно выполнять задачи в интересах Родины и осуществляется профилактика негативного информационно-психологического воздействия [1]. А.С. Петелин и С.А. Волкова указывают на то, что главной задачей, стоящей перед современным российским обществом, является «воспитание высоконравственного и морально устойчивого гражданина-патриота, готового самостоятельно и взвешенно решать профессиональные задачи» [2, с. 83]. Чувство патриотизма гарантирует здоровое морально-психологическое состояние курсантов. В нашей работе представлены результаты диссертационного исследования, выполненного под руководством профессора А.А. Остапенко, находящиеся в русле его педагогических воззрений [3].

Исследование актуально, так как процесс воспитания чувства патриотизма сегодня является тем вектором, в направлении которого движутся государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы», «Стратегия национальной безопасности», Распоряжение Правительства России «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». О формировании чувства патриотизма сказано в Федеральном законе «Об образовании», неоднократно говорилось в Посланиях Президента России Федеральному собранию. Особое место в этих документах уделяется патриотическому воспитанию молодежи. Курсанты – кадровый резерв и основа будущего полиции, так как они формируют офицерский корпус этой силовой структуры. В. Тишков говорит следующее: «знание о прошлом, поддерживаемое с помощью системы образования, идея исторической преемственности поколений, культивируемые в информационном пространстве представления об общем происхождении народа, общих подвигах и героях, общих потерях и потрясениях, позволяют формировать разделяемые обществом в целом представления о прочном и исторически обусловленном единстве граждан» [4, с. 63].

Цель исследования: выявить воспитательный потенциал духовно-нравственных ценностей в формировании чувства патриотизма и пути его реализации у курсантов на примере отдельной образовательной организации. Гипотеза исследования состоит в предположении, что воспитание чувства патриотизма у курсантов образовательных организаций МВД России может быть эффективным, если: выявить и создать педагогические условия, позволяющие раскрыть воспитательный потенциал духовно-нравственных ценностей в патриотическом воспитании курсантов; сконструировать и апробировать структурно-процессуальную модель системы воспитания чувства патриотизма у курсантов-полицейских на основе использования воспитательного потенциала духовно-нравственных ценностей; разработать и внедрить методический комплекс формирования чувства патриотизма.

Материалы и методы исследования

Теоретические методы, использованные автором, следующие: изучение педагогической и нормативно-правовой литературы, моделирование, причинно-следственный анализ, семантический анализ текстов, классификация, анализ базовых понятий, прогнозирование. Актуальные практические методы: наблюдение, собеседование и анкетирование курсантов учебных групп; анализ опыта практической деятельности по воспитанию у курсантов чувства патриотизма; психолого-педагогический эксперимент для выявления уровня сформированности чувства патриотизма обучаемых; диагностика воспитательного потенциала духовно-нравственных ценностей; методы математической статистики. А.М. Кушнир и Е.Ю. Илалтдинова пишут о том, что «образование должно быть обязательно прикладным, ориентированным на опыт применения, а его информативная, теоретическая основа должны играть вспомогательную роль, определяться прикладными задачами» [5, с. 61]. В работе использованы: авторский опросник оценки уровня сформированности чувства патриотизма; методика формирования патриотизма на основе использования воспитательного потенциала духовно-нравственных ценностей; «Комплексная целевая программа патриотического воспитания».

Результаты исследования и их обсуждение

В экспериментальной работе участвовали 420 курсантов трёх курсов обучения Краснодарского университета МВД России. Исследование было проведено в четыре этапа. Подготовительный (с 2019 по 2020 г.) – изучение научно-теоретической литературы по проблематике диссертационной работы; анализ теоретических основ исследования и методологических подходов; формулировка цели, задачи и гипотезы; обоснование методов исследовательской работы; осуществление подбора адекватных методик. Проектировочный (с 2020 по 2021 г.) – разработка методологического аппарата исследования, методики формирования чувства патриотизма на основе использования воспитательного потенциала духовно-нравственных ценностей, «Комплексной целевой программы воспитания чувства патриотизма»; создание и стандартизация авторского диагностического опросника. Опытно-экспериментальный (с 2021 по 2022 г.) – проведение констатирующего и формирующего экспериментов, осуществление психолого-педагогической диагностики чувства патриотизма; математическая обработка полученных данных; изучение возможностей использования воспитательного потенциала духовно-нравственных ценностей. Обобщающий (с 2022 по 2023 г.) – обработка данных опытно-экспериментальной работы, систематизация основных положений диссертации, оформление текста диссертации, апробация полученных результатов.

Сущность и содержание понятия патриотизма и теоретические вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах Г.А. Быковской, А.Н. Вырщикова, В.В. Гладких, А.Г. Горельцева, А.A. Деркач, И.М. Дуранова, Г.В. Здеревой, А.Н. Злобина, И.В. Иноземцева, В.И. Лесняк, И.Ф. Малинкина, Н.С. Мухаметшиной, А.Н. Харламова и др. В образовательных организациях МВД России особенности воспитания патриотизма рассматривали В.А. Баринов, Н.Ф. Гейжан, И.А. Кушнаренко, И.А. Леонова, О.Н. Маслак, В.Н. Рыбаков, Г.Р. Хуснетдинов, А.Н. Шагимуратов. По тематике воспитания патриотизма в системе МВД России защищены диссертации М.А. Мазур, Н.А. Фоминой, Е.П. Панкратовой, В.Н. Черниговским. Технологии воспитания патриотизма с использованием в этом процессе духовно-нравственных ценностей разрабатывались М.Ю. Зеленковым, Г.В. Здеревой, О.И. Ефремовой, Н.А. Левиной, С.В. Мещеряковой, Н.В. Муращенковой, А.Г. Рядовым.

Воспитательная тематика является константой в проектировании деятельности современных педагогов. Р.И. Канунников и И.И. Савич пишут о том, что «в обществе существенно изменились условия профессиональной социализации, произошли социокультурные изменения, повлиявшие на статус сотрудников правоохранительных органов, социальные ценности, нормативную систему, смену моделей профессионального поведения, правовую культуру всего населения и сотрудников органов внутренних дел. Подобная ситуация требует изменений в кадровом обеспечении, разработки и применения новых подходов и методов профессионального отбора, подготовки персонала, психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности» [6, с. 137]. Любовь к Родине рассматривается автором как основополагающая составляющая традиционных ценностей, на которых развивается наше государство. Правоохранительная деятельность – трудовая область, вхождение в которую требует развитой ценностно-смысловой сферы личности.

Анализ теории и практики патриотического воспитания в органах внутренних дел показывает, что существуют не решенные вопросы использования воспитательного потенциала духовно-нравственных ценностей в формировании чувства патриотизма. За последние десять лет воспитательный потенциал духовно-нравственных ценностей используется в деятельности образовательных организаций, что предопределено требованиями нового поколения ФГОС ВО, ориентированных на формирование профессионально важных компетенций, усиление активности и самостоятельности обучающихся. А.А. Грекалов и Е.В. Востроилова дают следующее определение: «духовно-нравственное воспитание – целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников, ориентированное на преображение личности на основе базовых ценностно-смысловых установок» [7, с. 17].

Цель и гипотеза обусловили исследовательские задачи:

1. На основе понимания компонентного состава патриотизма выявить педагогические условия реализации воспитательного потенциала духовно-нравственных ценностей в формировании патриотизма у курсантов.

2. Разработать структурно-процессуальную модель системы воспитания чувства патриотизма курсантов-полицейских и экспериментально проверить её эффективность.

3. Разработать методический комплекс воспитательных средств формирования чувства патриотизма на основе использования воспитательного потенциала духовно-нравственных ценностей.

Для успешного выполнения задач была обеспечена функциональность системы, которая объединила структурные компоненты и педагогические процессы. Первым её ключевым аспектом являлась последовательность воспитательных ориентиров как решаемых педагогических задач. Четко определенные цели и задачи помогли построить систему воспитания, направленную на формирование патриотических чувств у обучающихся. Второй элемент – содержательный маршрут, который представляет собой последовательность информационных блоков. Этот маршрут позволил структурировать педагогические знания и опыт, необходимые для воспитания чувства патриотизма, и обеспечил целенаправленное движение обучающихся от простого к сложному, в понимании и осознании российской истории и культуры и традиций. Третий элемент – авторская методика воспитательной работы, которая представляет собой последовательность форм организации патриотического воспитания. При использовании актуальных педагогических методов стало возможным пробудить у обучающихся интерес к патриотизму, способствовать формированию глубокого уважения к своей стране и народам, её населяющим. Четвертый элемент – мониторинг эффективности процесса патриотического воспитания. Он позволил корректировать образовательный процесс и вносить необходимые изменения для достижения поставленных целей.

При этом на защиту исследовательской работы были вынесены следующие положения:

1. Комплекс педагогических условий, в которых реализуется воспитательный потенциал духовно-нравственных ценностей для формирования чувства патриотизма у курсантов, состоящий из следующих групп условий: информационно-методические (насыщение содержания образовательных программ патриотическим содержанием, создание локальных медиаресурсов патриотического содержания; методическая обеспеченность воспитательного процесса, применение современных активных воспитательных технологий); организационно-педагогические (наличие единства понимания сущности патриотизма у преподавателей, командиров и курсантов; подготовленность преподавателей и командиров подразделений к работе по патриотическому воспитанию курсантов; сотрудничество и взаимодействие с другими образовательными, культурными, общественными и религиозными организациями в осуществлении процесса патриотического воспитания); психолого-педагогические (создание в курсантском коллективе благоприятного психолого-эмоционального климата; стимулирование осознанных потребностей курсантов к выполнению служебного долга). Логика создания условий была построена согласно воззрениям А.Г. Хентонена и Ю.Н. Синицына, которые обращают внимание на то, что сегодня является актуальным: «Создание реальных социальных ситуаций и проектирование социально-психологического пространства в образовательном процессе позволяют воссоздать различные социальные роли с поведенческими функциями и ценностными ориентирами у обучающихся, которые позволят им руководствоваться ими в будущей жизни» [8, с. 170].

2. Структурно-процессуальная модель системы патриотического воспитания, реализация которой обеспечивает этапность процесса формирования чувства патриотизма. Состоит из: цели, суть которой заключается в достижении высокого уровня сформированности чувства патриотизма в курсантском коллективе; содержания, которое включает осуществление всех типов патриотического воспитания (государственного, национального, исторического, социокультурного, семейно-бытового, религиозного, территориального, языкового); средств, которые реализуются через многообразие форм воспитательной деятельности (индивидуально-воспитательная работа, патриотические квесты, тренинги, диспуты, игры, конкурсы и др.); критериев оценки эффективности формирования чувства патриотизма.

Процесс формирования чувства патриотизма осуществляется поэтапно.

Формирующий этап направлен на формирование патриотического актива курсантского подразделения. На этом этапе функционирования воспитательной системы чувство патриотизма как коллективный феномен становится значимым для деятельности учебной группы. Педагогами вырабатываются стратегии воспитательной деятельности, исследуются проблемы формирования чувства патриотизма и вырабатываются пути их решения. Развивающий этап состоит в достижении такого коллективного уровня патриотизма, при котором работа патриотического актива становится самоуправляемой. Этот этап осуществления воспитательного воздействия становится переломным. Происходит переориентация мнения коллектива в сторону принятия большинством курсантов позиции патриотического актива как общеколлективной точки зрения.

Корректирующий этап нацелен на достижение высокого коллективного уровня развития чувства патриотизма. Патриотический актив становится самовоспроизводимой общностью единомышленников. Взгляды коллектива на различные аспекты патриотической тематики совпадают с точкой зрения патриотического актива, при окончании системного воспитательного воздействия педагогов патриотический актив самостоятельно продолжает его осуществление, сам привлекает новых членов коллектива к патриотической деятельности.

3. Методический комплекс воспитательных средств, необходимых для успешного формирования чувства патриотизма у курсантов-полицейских, включает в себя: комплексную целевую программу воспитания чувства патриотизма; учебно-методическое пособие «Психолого-педагогический тренинг формирования чувства патриотизма»; методику воспитания чувства патриотизма на основе использования воспитательного потенциала духовно-нравственных ценностей; диагностический опросник по определению уровня сформированности чувства патриотизма.

Воспитательный потенциал духовно-нравственных ценностей способствует формированию у сотрудников полиции чувства патриотизма, выступая в качестве педагогического средства. Высокий уровень развития духовно-нравственной сферы позволяет курсантам понимать и ценить своё государство, его историю, традиции и культуру. Благодаря нравственному стержню у молодежи формируется осознание необходимости защищать свою Родину и помогать людям, а также развивается чувство ответственности за свои поступки и действия. Духовно-нравственные ценности помогают сотрудникам полиции стать более терпимыми и уважительными к другим людям, что также является важным аспектом формирования чувства патриотизма.

Заключение

Теоретическая значимость работы состоит в решении научной задачи описания сущностных характеристик воспитательного потенциала духовно-нравственных ценностей в формировании патриотизма у курсантов ведомственных образовательных учреждений; углублении и расширении научно-методических представлений о месте и роли духовно-нравственных ценностей в процессе формирования чувства патриотизма у обучающихся; определении направлений и этапов использования воспитательного потенциала духовно-нравственных ценностей в формировании чувства патриотизма у курсантов. Практическая значимость результатов исследования состоит в обосновании, создании и апробации методики формирования чувства патриотизма на основе использования воспитательного потенциала духовно-нравственных ценностей и внедрении ее в практику воспитательной работы в структуре МВД России; разработке методических рекомендаций для проведения воспитательной работы с курсантами и слушателями с использованием потенциала духовно-нравственных ценностей; разработке практических рекомендаций для административного и командного состава ведомственных образовательных учреждений по реализации воспитательного потенциала духовно-нравственных ценностей в системе патриотического воспитания курсантов.

Научная новизна исследования состоит в: раскрытии воспитательного потенциала духовно-нравственных ценностей, который может служить стержнем ценностно-смыслового содержания патриотизма у курсантов; выявлении ресурсов, повышающих эффективность процесса формирования чувства патриотизма у курсантов-полицейских на основе использования воспитательного потенциала духовно-нравственных ценностей; установлении и научном обосновании основных способов использования воспитательного потенциала духовно-нравственных ценностей в системе патриотического воспитания курсантов, обучающихся в органах внутренних дел; определении психолого-педагогических условий, способствующих реализации потенциала духовно-нравственных ценностей в процессе формирования у курсантов чувства патриотизма; научном обосновании авторской структурно-процессуальной модели формирования чувства патриотизма у курсантов образовательных организаций МВД России на основе использования воспитательного потенциала духовно-нравственных ценностей, позволяющей обеспечить системность и эффективность формирования чувства патриотизма.


Библиографическая ссылка

Кипреев С.Н. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 4. – С. 150-154;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39986 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674