Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ЗАТРУДНЕНИЯ В НАПРАВЛЕНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАДЕТ

Марковская Е.А. 1 Рословцева М.Ю. 1
1 ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус имени князя Александра Невского»
Аннотация. В настоящий момент перед кадетскими образовательными организациями стоит задача повышения эффективности патриотического воспитания кадет. Качество формирования патриотических чувств и настроений воспитанников напрямую зависит от стремления и умения педагога создавать условия для становления гражданской компетентности и соответствующих ценностей у обучающихся. В то же время в кадетские образовательные учреждения приходят педагоги с различным уровнем готовности и опытом осуществления педагогической деятельности в условиях кадетского образовательного учреждения, имеющего строго патриотическую направленность. Как правило, каждый педагог, независимо от стажа и возраста, периодически испытывает затруднения в своей профессиональной деятельности. Перечень этих затруднений очень разнообразен. Недостаточный уровень готовности приводит к появлению педагогических дефицитов, вызывающих затруднения на пути достижения поставленных целей и задач патриотического воспитания кадет. Наиболее часто профессиональные дефициты педагога связаны с условиями педагогической деятельности и являются противоречием между необходимостью в деятельности и уровнем готовности педагога к деятельности. Это обуславливает необходимость оказания методической поддержки педагогам в восполнении имеющихся у них соответствующих педагогических дефицитов и потребностей. В статье представлено описание разработанной программы методического сопровождения деятельности педагогов, испытывающих затруднения в направлении патриотического воспитания кадет.
патриотизм
педагог
патриотическое воспитание
методическое сопровождение деятельности педагогов
развитие готовности педагогов
1. Ходякова Н.В. Патриотизм как традиционная российская духовно-нравственная ценность и его воспитание // Академическая мысль. 2023. № 1 (22). С. 116–120.
2. Гордякова О.В., Лебедев А.Н. Чувство патриотизма и типы патриотического поведения молодых граждан России // Психологические и психоаналитические исследования: Ежегодник 2017. М.: Московский институт психоанализа, 2017. С. 307–327.
3. Буцык Е.В., Голикова И.В. К определению понятия «самомотивация» // Социокультурные процессы в условиях глобализации: вызовы современности: материалы международной научно-практической конференции (Белгород, 18–19 мая 2017 г.). Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2017. С. 12–16.
4. Белкина Н.А. Создание личной системы мотивов и самомотивации жизни // Челябинский гуманитарий. 2014. № 3 (28). С. 42–50.
5. Рословцева М.Ю. Мотивационный компонент готовности педагогов к патриотическому воспитанию кадет в цифровом пространстве // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76–4. С. 286–289.
6. Марковская Е.А. Педагогические стратегии развития инновационного потенциала педагогов кадетского военного корпуса // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76–4. С. 203–205.
7. Азаренок Н.В. Понятия «личная эффективность» и «корпоративная эффективность» в современной практике управленческой деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2020. № 1. С. 108–112.
8. Лыкова Т.Р. Структура патриотической позиции // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20593 (дата обращения: 09.06.2022).
9. Абрамов А.В., Поляков С.П., Дубинина Н.Н. Патриотизм как фактор эффективного развития российской государственности. М.: Московский дом национальностей, 2015. 368 с.
10. Методические рекомендации «Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации». М.: ФГБУ «Роспатриотцентр», 2022. 93 с.
11. Рословцева М.Ю. Подходы к конструированию образовательного контента с учетом принципов цифровой дидактики // Использование технологий цифровой дидактики для формирования образовательной самостоятельности воспитанников довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации: электронный сборник методических материалов III научного практико-ориентированного семинара (Тверь, 20 января 2022 г.). ФГКОУ «Тверское суворовское воен. училище» Министерства обороны Рос. Федерации. Казань: Бук, 2022. С. 291–293.

Необходимость методического сопровождения деятельности педагогов, испытывающих затруднения в направлении патриотического воспитания кадет (далее – программа), обусловлена тем, что в настоящий момент перед кадетскими образовательными организациями стоит задача повышения эффективности патриотического воспитания кадет, а качество формирования патриотических чувств и настроений воспитанников напрямую зависит от стремления и умения педагога создавать условия для становления гражданской компетентности и соответствующих ценностей у обучающихся. Поэтому одним из важнейших механизмов решения поставленной задачи является развитие готовности педагогов к деятельности по патриотическому воспитанию кадет, рассматриваемого как педагогически организованный процесс, характеризующийся осознанием педагогами изменения собственных патриотических взглядов, убеждений и чувств, их взаимосвязи с мотивами, педагогическими и организаторскими способностями, необходимости их проявления в виде активности и настойчивости в воспитании патриотизма. Недостаточный уровень их готовности приводит к появлению педагогических дефицитов, вызывающих затруднения на пути достижения поставленных целей и задач патриотического воспитания кадет. Применение дефицитарного подхода к развитию готовности педагогов к реализации полноценного и качественного патриотического воспитания позволяет выявить педагогические дефициты и потребности и организовать адресную методическую помощь педагогам, испытывающим затруднения в данном направлении работы.

Цель исследования – развитие готовности педагогов к деятельности по патриотическому воспитанию кадет через повышение их профессионализма, направленное на совершенствование компетенции, необходимой для достижения качественных изменений в процессе воспитания патриотизма.

Материалы и методы исследования

Для реализации поставленной цели была разработана программа методического сопровождения деятельности педагогов, испытывающих затруднения в направлении патриотического воспитания кадет, основные задачи которой: сформировать устойчивую мотивацию педагогов к деятельности по патриотическому воспитанию кадет; развить патриотическую позицию педагогов; повысить интерес и включенность педагогов в деятельность по патриотическому воспитанию обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение

Разработанная программа основывается на принципах дифференцированного обучения, единства сознания и деятельности, субъектной позиции педагога и цифровой дидактики. Данные принципы обеспечивают целенаправленное создание благоприятных условий для педагогов на всех этапах развития их готовности к деятельности по патриотическому воспитанию кадет через построение индивидуально-групповых траекторий развития готовности, адаптацию и конструирование элементов содержания, обеспечивающего учет и развитие индивидуального уровня готовности педагогов к патриотическому воспитанию кадет; связь знания и отношения, как системообразующих компонентов патриотического сознания педагога, и его проявление в педагогической деятельности; развитие инициативности, способности к осознанному выбору содержания, форм и способов патриотического воспитания в соответствии с запросом времени и кадетской системы образования.

В результате освоения программы слушатель должен:

− знать различные подходы к пониманию мотивации человека и определению мотивов его поведения и деятельности; приоритетные направления в сфере патриотического воспитания; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность по патриотическому воспитанию; традиционные российские духовно-нравственные ценности; цели, задачи и принципы патриотического воспитания; основные направления патриотического воспитания; характеристики различных форм, методов, приемов и средств вовлечения обучающихся в деятельность по основным направлениям патриотического воспитания;

− уметь определять мотив и причины поведения, находить источники мотивации для управления собственным поведением и деятельностью; соотносить индивидуальные мотивы и потребности с присвоенными культурными смыслами и нормами социальной среды [1]; ориентироваться в приоритетных направлениях в сфере патриотического воспитания; использовать законы и иные нормативные правовые акты, методические ресурсы по вопросам патриотического воспитания в педагогической деятельности; применять различные формы, методы, приемы и средства вовлечения обучающихся в деятельность по основным направлениям патриотического воспитания;

− владеть способами формирования различных вариантов поведения с помощью мотивационных подкреплений; способами развития самомотивации и повышения личной эффективности; способами воплощения собственного патриотического сознания в виде конкретных действий и поступков; эффективными инструментами патриотического воспитания с учетом возрастной группировки обучающихся.

Данная программа предназначена как для педагогов системы кадетского образования, так и для педагогических работников иных общеобразовательных организаций основного и среднего общего образования, реализующих деятельность по патриотическому воспитанию обучающихся: преподаватели, воспитатели, педагоги-организаторы. Программа ориентирована на слушателей, имеющих высшее педагогическое образование или высшее образование иного профиля с последующей профессиональной переподготовкой педагогической направленности. Общий срок ее реализации составляет один учебный год.

Модульный принцип построения программы позволяет реализовывать входящие в ее содержание направленные на развитие профессионально-педагогической квалификации педагога, необходимой для осуществления воспитания патриотизма, взаимосвязанные и взаимодополняющие модули, как в комплексе, так и самостоятельными единицами.

Структура содержания включает:

1. Диагностический модуль.

2. Теоретико-практические модули: «Мотивация к деятельности по патриотическому воспитанию», «Патриотизм и патриотическое поведение», «Организация деятельности по патриотическому воспитанию».

3. Модуль «Микрообучение».

Программой предусмотрены теоретические и практические занятия, а также самостоятельная подготовка слушателей. Реализация программы может осуществляться как в очной форме, так и с применением дистанционных образовательных технологий (смешанная). В условиях дефицита свободного времени педагогов использование средств цифровой среды в развитии их готовности к деятельности по патриотическому воспитанию кадет позволит не только сократить затрачиваемое время и учитывать их личностные особенности, но и сделать этот процесс менее монотонным, более мотивирующим и увлекательным, что в совокупности обеспечивает его результативность.

Диагностический модуль программы не имеет запланированного объема трудоемкости, предполагает проведение оценочных мероприятий на основе диагностической карты, которая содержит комплекс разработанных или модифицированных диагностических методик, описание способов их обработки и интерпретации, предполагает проведение оценочных мероприятий как с группой педагогов, так и индивидуально (анкета «Патриотизм педагога», опрос «Роль педагога в патриотическом воспитании», опрос «Тип патриотического поведения педагога», анкета «Мотивация педагога к патриотической деятельности», анкета «Активность педагога в патриотической деятельности»). Методики диагностической карты позволяют выделить педагогические дефициты и потребности и выстроить целенаправленный процесс качественных личностных преобразований педагога для повышения эффективности его деятельности по патриотическому воспитанию. Выявление уровня патриотизма педагога осуществляется через оценку его собственных патриотических взглядов, убеждений и качеств с помощью адаптированной анкеты «Патриотизм педагога» (по методике многоуровневого университетского комплекса ЮРГУЭС), вопросы которой отражают проявление патриотического сознания личности в отношении Отечества с точки зрения его защиты, преданности, уважения, ответственности и нравственности.

Выявление уровня активности педагога в реализации профессиональных и патриотических качеств через патриотическое воспитание в соответствии с приоритетными ценностями и интересами государства организуется при помощи авторской анкеты «Активность педагога в патриотической деятельности».

Уровень мотивации педагогов к деятельности по патриотическому воспитанию кадет определяется через оценку ответов на вопросы модифицированного тест-опросника «Мотивация педагога к патриотической деятельности» (по методике Т.Д. Дубовицкой), отражающих внутреннее осознание важности педагогического труда в формировании патриотического сознания подрастающего поколения и готовность осуществлять патриотическую деятельность из интереса к ней, субъективного ощущения ее ценности.

Диагностическая карта также содержит две методики, являющиеся информационными источниками вспомогательного характера, расширяющими представление о личностных и иных характеристиках педагогов. Так, авторский опросник «Роль педагога в патриотическом воспитании» фиксирует профессионально-патриотическую позицию педагога (представления о сущности патриотизма, его проявлениях и факторах, оказывающих влияние на его формирование и устойчивость), а также особенности процесса патриотического воспитания в образовательной организации. При помощи модифицированного опросника «Тип патриотического поведения педагога» (по методике О.В. Гордяковой, А.Н. Лебедева) выявляются характерные черты личности педагогов в соответствии с типом патриотического поведения [2]. Результаты диагностических мероприятий помогают выявить затруднения педагогов и определить необходимые направления развития их готовности к деятельности по патриотическому воспитанию кадет.

Объем трех основных теоретико-практических модулей программы («Мотивация к деятельности по патриотическому воспитанию», «Патриотизм и патриотическое поведение», «Организация деятельности по патриотическому воспитанию») составляет 36 академических часов. Возможна как реализация теоретико-практических модулей в полном объеме, так и изучение каждого модуля по отдельности в соответствии с выявленными дефицитами педагогов.

Модуль «Мотивация к деятельности по патриотическому воспитанию» посвящен проблеме формирования мотивации, которая составляет основу трудового потенциала каждого педагога и является важнейшим фактором результативности их работы, в том числе и в деятельности по патриотическому воспитанию. Эффективно управлять профессиональной деятельностью педагога возможно через понимание его мотивации. К источникам мотивации можно отнести как сам процесс деятельности, от которого педагог получает удовлетворение, так и различные факторы, определяющие его поведение: потребности, мотивы, цели, стремления, ценности и т.п. Педагоги, как правило, изначально мотивированы на педагогический труд, поэтому необходимо точно распознавать актуальные мотивы педагогов и создавать благоприятные условия для усиления их самомотивации как в профессиональном, так и в личностном развитии. Под самомотивацией мы понимаем активное побуждение к действию самого себя, эффективное выполнение работы, то есть внутреннюю мотивацию человека [3]. Развитие самомотивации необходимо для способности личности выполнять большее количество дел наиболее эффективным образом. На самомотивацию оказывает сильное влияние уровень энергии в человеке, который, в свою очередь, зависит от эмоционального состояния. Именно внутреннее состояние является показателем энергичности и результативности в жизни [4].

Современная система образования оказывает значительную информационную, интеллектуальную, эмоциональную и физическую нагрузку на личность педагога, что диктует новые требования к его профессиональной компетентности и эффективности [5]. К основным проблемам, с которыми сталкивается педагог при выполнении определенных задач, можно отнести переключение внимания, работу не в полную силу, потерю времени из-за его нерационального использования [6]. Для сохранения работоспособности и конкурентоспособности необходимо повышать личную эффективность для возможности четкой концентрации на выполнении профессиональных задач на максимальном уровне. Личная эффективность служит показателем деятельности и подразумевает наличие определенной цели и желания достичь ее [7]. В повышении мотивации педагогов в деятельности патриотической направленности также большое значение имеет стимулирование обмена педагогическим опытом. Наблюдение и оценка успешных или неудачных практик других способствует получению новых знаний и осознанию собственных ошибок. Таким образом, мотивация является аккумулятором внутренней энергии человека, который позволяет достигать поставленных целей и получать удовольствие от результатов своей деятельности. Повышение мотивации педагогов приведет к их удовлетворенности работой, улучшению психологического климата и, как следствие, к повышению эффективности деятельности по патриотическому воспитанию кадет.

Модуль «Патриотизм и патриотическое поведение» предполагает развитие патриотической позиции личности педагога. Патриотизм является внутренним регулятором внешней патриотической активности личности. Определенный образ действий в отношении людей, общества, государства, Родины обуславливается патриотической позицией личности, формами проявления и элементами внутренней структуры которой являются патриотическое сознание, поведение и деятельность [8]. Патриотическое сознание представляет собой совокупность ценностных элементов индивидуального сознания личности, отражающих знания по проблематике патриотизма, представления, взгляды, суждения об Отечестве и готовность к защите его интересов. Оно является детерминантом патриотического поведения, как совокупности действий, направленных на реализацию патриотических целей [9]. Таким образом, патриотизм и патриотическое поведение педагога является духовно-нравственной основой деятельности по патриотическому воспитанию. Решение затруднений в патриотическом сознании педагогов способствует пробуждению интереса и повышению активности в воспитании патриотизма.

Модуль «Организация деятельности по патриотическому воспитанию» раскрывает многокомпонентный и динамично развивающийся характер системы патриотического воспитания, требующий слаженной работы всех участников. Деятельность по патриотическому воспитанию должна осуществляться планово, системно и постоянно. Ее основой является четкое понимание государственной политики в сфере патриотического воспитания, знание актуальных версий нормативных документов (Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты, федеральные программы и т.п.), регламентирующих его принципы, цели и задачи. В практике современного патриотического воспитания наблюдается акцент в сторону военно-патриотического направления. Педагогам следует учитывать, что воспитание патриотов также опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы и национальные традиции [10]. В педагогической литературе часто встречаются малоэффективные формы работы по патриотическому воспитанию: излишне прямолинейные или формальные. Для осуществления правильного выбора форм и методов патриотического воспитания и определения наиболее эффективных инструментов педагогу необходимо знать основные подходы к дифференциации обучающихся на социальные, возрастные группы с разной степенью детализации [11]. Еще одним из важных направлений деятельности педагога являются оценка и анализ конкретных результатов патриотического воспитания, способствующие грамотному определению действенных направлений, форм, методов, средств, технологий, реализация которых способствовала бы повышению ее эффективности.

Модуль «Микрообучение» выступает как дополнение, укрепление или расширение основных модулей программы, нацелен на быстрое реагирование на неотложные потребности педагогов, тем самым не может иметь запланированный объем. Микрообучение отличает краткость, оно направлено на достижение цели без какой-либо лишней информации. Так как педагоги являются профессионально состоявшейся категорией людей с определенным «багажом» знаний и устоявшимся мировоззрением, четко осознающих ценность времени, то микрообучение направлено на максимальное удовлетворение их потребностей, достижение ими определенных целей и основывается на понимании «теории обучения взрослых». В соответствии с запросами педагогов могут быть использованы следующие варианты микрообучения:

1. Погружение. Направлено на оттачивание критического мышления и творческого решения проблем. Цель состоит в том, чтобы обучающийся обдумывал или проводил мозговой штурм идей, ситуаций, учебных задач или концепций, используя рефлексивное исследование. Задача состоит в том, чтобы обучающийся сформулировал свои собственные выводы, отвечая на короткие целенаправленные вопросы. Такое микрообучение хорошо работает для дополнения или уточнения основной программы.

2. Поддержка. Основное внимание уделяется своевременной, по мере необходимости, или оперативной поддержке. Представление учебных материалов в нужное время помогает педагогу размышлять над опытом, переосмысливать свою работу и укреплять правильную технику или исправлять ошибку. Такое микрообучение может дополнять, укреплять и улучшать обучение.

3. Убеждение. Ориентировано на достижение определенной цели через поведенческую перезагрузку обучающихся. Такой сценарий подходит при необходимости корректировки поведения участников.

4. Закрепление. Превращает ключевые понятия из более крупной учебной программы в краткие фрагменты.

5. Практика. Микрообучение, основанное на практике, служит как напоминанием о необходимости практиковаться в выполнении какой-либо задачи и повышать свою уверенность, так и тренером, помогающим отточить новый навык. Улучшение навыков человека требует дробления навыка или поведения на небольшие, достижимые, четко определенные шаги. С появлением мобильных технологий и приложений можно использовать различные инструменты как для напоминания обучающимся о том, что им следует практиковаться, так и для предоставления инструкций, отзывов и способов отслеживания их прогресса.

Основной коммуникативной площадкой для получения целевой информации, обмена практиками и идеями, обсуждения актуальных проблем и вопросов, возникающих в процессе деятельности по патриотическому воспитанию кадет, может выступать внутренняя система электронного документооборота образовательной организации. Межличностное общение проходит индивидуально, или в группе онлайн, или при личном контакте.

На платформе электронного документооборота могут быть организованы: чат «Вопросы и ответы» для оперативного решения онлайн возникающих у педагогов затруднений и пожеланий, тематического группового обсуждения и т.п.; раздел «Методические материалы» – для размещения теоретической и практической информации для педагогов по вопросам патриотического воспитания, в том числе материалов теоретико-практических модулей программы; раздел «Конкурсы» для информирования педагогов о проводимых конкурсах патриотической направленности; раздел «Патриотические находки» для систематического еженедельного размещения педагогами найденных интересных материалов в области патриотического воспитания; раздел «Обмен опытом» для ежемесячного анализа и оценки деятельности педагогов по патриотическому воспитанию кадет на основе предоставленных ими отчетов по проведенным мероприятиям.

Таким образом, все педагоги задействованы в реализации микрообучения. При возникновении вопросов они могут оперативно получить нужную им информацию или иную помощь как коллег, так и других специалистов. Осуществление постоянного контроля активности участников позволит, в случае ее сокращения или полного отсутствия, организовать индивидуальную работу по повышению заинтересованности педагогов через выяснение причин и устранение затруднений.

Оценка качества освоения программы включает текущий контроль успеваемости в форме собеседования, промежуточную аттестацию в форме зачета по каждому теоретико-практическому модулю программы и итоговую аттестацию в форме семинара «Новые подходы к патриотическому воспитанию кадет» с публичным представлением разработанных слушателями: плана деятельности по патриотическому воспитанию кадет на учебный год, содержащего перечень и краткую характеристику запланированных мероприятий; проекта одного мероприятия по патриотическому воспитанию кадет, в котором обосновывается новизна и актуальность, направление патриотического воспитания, ожидаемые результаты, выбор используемых технологий и ресурсов. Также на завершающем этапе предполагается проведение повторной диагностики по методикам диагностической карты. Если желаемый результат не достигнут, предполагается возврат к процессу развития готовности.

Заключение

Реализация программы методического сопровождения деятельности педагогов, испытывающих затруднения в направлении патриотического воспитания кадет, позволяет развить патриотическую позицию педагогов, сформировать устойчивую мотивацию педагогов к воспитанию патриотизма у кадет, расширить знания в вопросах организации патриотического воспитания, в результате чего повысить их уровень готовности к данному направлению деятельности.


Библиографическая ссылка

Марковская Е.А., Рословцева М.Ю. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ЗАТРУДНЕНИЯ В НАПРАВЛЕНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАДЕТ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 3. – С. 145-150;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39961 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674