Кардинально новый подход к военно-профессиональной подготовке курсантов вузов Росгвардии, обусловленный современными требованиями к офицеру силовой структуры, определяет ключевой вектор ориентации на мотивационную сферу личности, обладающей устойчивыми ценностно-смысловыми ориентациями и незамедлительной готовностью к выполнению воинского долга. Мотивационная сфера личности, выступающая фундаментальной основой формирования военно-профессиональной мотивации, обуславливает процесс функционирования таких личностных свойств субъектов образовательной деятельности, как установки, эмоции, направленность, управление и другие психологические характеристики, ориентированные на управление рассматриваемого феномена через осознание профессионального интереса, удовлетворенность результатами индивидуальной профессиональной деятельности, а также через соотношение внутренних и внешних мотивов [1]. Социальная трансформация ценностных ориентаций современной молодежи, выступая такими приоритетными целями, как сохранение исторических ценностей, формирование новых ценностей в рамках обеспечения безопасности социума, находит свое отражение и в вопросе повышения престижа воинской службы в Росгвардии, задавая условия для формирования устойчивой и целостной структуры личности субъекта образовательного процесса силовой структуры, в том числе посредством интеграции профессиональных и военно-профессиональных ценностей, смыслов и личностных качеств, выступающих фундаментальной основой военно-профессиональной мотивации. Военно-профессиональная мотивация, успешно сформированная в период обучения курсантов в вузе Росгвардии, обеспечивает эффективность последующей военно-профессиональной деятельности, высокий уровень профессионализма, выступающего гарантом обеспечения национальной безопасности, результативность гибких личностных качеств, посредством способности к адаптации к любым условиям обстановки с целью успешного выполнения служебно-боевых задач.
Цель исследования – определить сущность содержания рефлексивно-ценностного компонента феномена военно-профессиональной мотивации курсантов силовой структуры и представить функциональность выявленных составляющих.
Материалы и методы исследования
Анализ нормативно-правовой, методической и научной литературы, обобщение исходных данных, определение выводов, представление содержательного наполнения рефлексивно-ценностного компонента феномена военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии.
Результаты исследования и их обсуждение
Одним из оснований разработки содержательной модели военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии выступает идея о том, что применение рефлексивно-ценностного компонента обуславливает эффективность процесса консолидации профессиональных и военно-профессиональных ценностей, формирования рефлексивно-ценностных ориентаций структуры личности будущего защитника Отечества.
Рассмотрим содержательное наполнение представленного компонента военно-профессиональной мотивации, включающего терминальные военно-профессиональные ценности, инструментальные военно-профессиональные ценности и интеграцию личностных и военно-профессиональных ценностей и смыслов.
Исследования авторов А.А. Алехина, В.С. Альметьевой, А.А. Мошкиной, А.В. Петкина, О.А. Полякова и др., посвященные специфическим особенностям службы в Росгвардии, а также обучению в вузах силовой структуры, способствуют выявлению требований, предъявляемых к личностным качествам офицеров Росгвардии, а также ведущих мотивов и ценностей, обуславливающих успешность прохождения военной службы.
Терминальные военно-профессиональные ценности
Данные ценности детерминируют социальную, образовательную и военно-профессиональную активность курсантов, как субъектов деятельности, направленной на достижение личностных и профессиональных целей. Курсант при этом выступает субъектом целеполагания, способным определять собственные образовательные и профессиональные цели, он способен ориентироваться в средствах их достижения, управлять ресурсом собственного образовательного и военно-профессионального потенциала [2]. Терминальные ценности связаны с осознанным выбором курсантом своей будущей деятельности, престижем военной профессии, доминированием мотивов саморазвития и самосовершенствования в ней, приоритетом ценностей духовности и гражданственности у курсантов [3].
К группе терминальных ценностей курсантов вузов Росгвардии можно отнести активную жизненную позицию, мудрость, интерес к военной профессии, общественное признание, престиж профессии военного, саморазвитие, уверенность в себе и профессиональном будущем, познание, продуктивность в профессии [4]. Терминальные ценности включены в ценностный мир личности курсанта, которая «видит, запоминает, вспоминает, принимает решения, воспринимает, мыслит и переживает через призму собственных терминальных ценностей» [5, с. 18].
Таблица 1
Содержательное наполнение формирования терминальных военно-профессиональных ценностей курсантов вузов Росгвардии
Терминальные ценности общего характера |
Терминальные ценности военно-профессионального характера |
− потребность проявления лидерских качеств; − построение профессиональной карьеры; − защита чести и достоинства человека; − процветание и безопасность страны; − профессиональный интерес; − патриотизм и преданность Отечеству; − обеспечение безопасности государства и общества |
− верность присяге и воинскому долгу; − профессиональный интерес; − воинское товарищество и готовность к взаимопомощи; − ответственность за жизнь подчиненных; − толерантность к этнокультурным различиям; − необходимость действий по Уставу; − престижность военной профессии; − потребность в сохранении порядка и дисциплины; − построение профессиональной карьеры − возможность командования военнослужащими |
Таким образом, терминальные военно-профессиональные ценности курсантов детерминируют их способность к целеполаганию, интерес к военной профессии и ее престиж для них, потребность в саморазвитии и самосовершенствовании в военно-профессиональной среде.
Терминальные военно-профессиональные ценности курсантов Росгвардии, как ценности-цели, «связаны со смысловой основой их военно-профессиональной деятельности, обуславливают профессиональные идеалы и специфику поведения будущих офицеров, предполагают смысловую и эмоциональную нагрузку, связанную с прохождением воинской службы» [6, с. 161].
В результате анализа источников научной литературы в табл. 1 представлено содержательное наполнение формирования терминальных военно-профессиональных ценностей курсантов вузов Росгвардии.
Терминальные военно-профессиональные ценности связаны с усвоением роли руководителя коллектива подчиненных в военной среде, поддержания их боевого духа, примера мужества и бесстрашия [7]. Терминальные ценности связывают общественные, личностные и военно-профессиональные ценностные ориентации курсантов, подразумевают их четкую иерархию [7]. Сформированность терминальных ценностей подразумевает непротиворечивость и цельность поведенческих реакций курсантов, совпадение личностных и военно-профессиональных целей, умение структурировать жизненные и служебные ситуации [8].
Инструментальные военно-профессиональные ценности
Инструментальные ценности выступают основой направленности мировоззрения личности курсантов, обуславливая наивысший уровень направленности личности, в данном случае направленности на военно-профессиональную деятельность. Инструментальные военно-профессиональные ценности – это морально-этические средства достижения образовательных и профессиональных целей курсантов вузов Росгвардии. Инструментальные военно-профессиональные ценности позволяют консолидировать физиологический и психический потенциал курсантов вуза Росгвардии на освоение профессии офицера и достижение значительных результатов в военной деятельности [9]. Процесс формирования инструментальных ценностей курсантов Росгвардии связан с осознанием значимости военно-профессиональной деятельности для общества, большой и малой Родины, с формированием внутренних убеждений, связанных с причастностью к военной среде [10].
В результате анализа источников научной литературы в табл. 2 представлено содержательное наполнение формирования инструментальных военно-профессиональных ценностей курсантов вузов Росгвардии.
Инструментальные ценности курсантов во многом взаимосвязаны с их личностной и профессиональной устойчивостью, что обеспечивает успешное выполнение служебных обязанностей в стрессовой и эмоциогенной обстановке [5]. Инструментальные военно-профессиональные ценности имеют для курсантов смысложизненный характер, это обусловлено тем, что «деятельность войск Росгвардии имеет выраженный деонтологический характер, что определяет значимость ее духовных, нравственных и морально-этических оснований» [11, с. 130].
Таблица 2
Содержательное наполнение формирования инструментальных военно-профессиональных ценностей курсантов вузов Росгвардии
Инструментальные ценности, связанные с жизненными целями курсантов |
Инструментальные ценности, связанные с целями военно-профессиональной деятельности: |
− активность; − целеустремленность; − ответственность; − дисциплинированность; − требовательность; − справедливость; − решительность и самообладание; − самоотверженность и готовность к самопожертвованию; − любовь к Родине |
− необходимость поддержания мира; − потребность поддержания справедливости и правопорядка; − возможность принесения пользы людям; − гражданская ответственность; − потребность проявлять законопослушание и порядочность; − потребность проявления социальной зрелости |
Подводя итоги вышесказанного, отметим, что инструментальные военно-профессиональные ценности носят для курсантов смысложизненный характер, способствуют осознанию значимости военно-профессиональной деятельности для общества, успешному выполнению служебных обязанностей в сложной и эмоциогенной обстановке.
Интеграция личностных и военно-профессиональных ценностей и смыслов
Процесс интеграции складывается в период обучения курсантов в вузе Росгвардии и выступает основой для успешного процесса профессиональной идентичности с военной профессией, механизмом вхождения курсантов в военно-профессиональное сообщество [12]. Интеграция личностных и военно-профессиональных ценностей и смыслов выступает основой профессионального мировоззрения курсантов, является ядром их военно-профессиональной мотивации, позволяет найти личностный смысл в будущей военной профессии [6]. Личностные и военно-профессиональные ценности и смыслы регламентируют образовательную и служебную деятельность курсантов, выступают основой для формирования устойчивой мотивации успешности в ней.
Процесс интеграции личностных и профессиональных ценностей связан с осознанием необходимости реализации военно-профессиональной деятельности с опорой на эталоны нравственности, гражданственности и патриотизма, ориентацией на реализацию личностного потенциала в ней [9].
В процессе профессионального самоопределения курсантов вузов Росгвардии ценности и смыслы военно-профессиональной деятельности сравниваются с их личностными актуальными и потенциальными возможностями, а в дальнейшем интегрируются с ними.
Таблица 3
Содержательное наполнение интеграции личностных и военно-профессиональных ценностей и смыслов курсантов вузов Росгвардии
Личностные ценности |
Военно-профессиональные ценности |
− долг и честь; − совестливость; − справедливость и принципиальность; − патриотизм; − трудолюбие и добросовестность; − правопослушность и неподкупность; − коллективизм и сотрудничество; − общительность и вежливость; − решительность; − неконфликтность; − устойчивая идеология; − гуманность |
− самоотверженность и готовность к самопожертвованию; − любовь к Родине; − необходимость поддержания мира; − потребность поддержания справедливости и правопорядка; − возможность принесения пользы людям; − гражданская ответственность; − профессиональный интерес; − престижность военной профессии − профессиональные идеалы; − потребность проявления лидерских качеств; − построение профессиональной карьеры; − ответственность за жизнь подчиненных; − толерантность к этнокультурным различиям; − необходимость действий по Уставу |
Военно-профессиональные ценности и смыслы выступают не только как характеристики личности, но и как ведущий фактор реализации личностного и профессионального потенциала будущего офицера в военно-профессиональной деятельности [13].
В результате анализа источников научной литературы в табл. 3 представлено содержательное наполнение интеграции личностных и военно-профессиональных ценностей и смыслов курсантов вузов Росгвардии.
Процесс интеграции личностных и военно-профессиональных ценностей и смыслов курсантов предполагает формирование их идеологических представлений, связанных с деятельностью будущих офицеров Росгвардии, а именно патриотизмом, потребностью в поддержании правопорядка, безопасности граждан и общества. Интеграция также связана с формированием профессионального мировоззрения курсантов, основанных на морально-нравственных ценностях, чувстве долга и военных принципах [13].
Таким образом, интеграция личностных и военно-профессиональных ценностей и смыслов курсантов выступает основой их профессионального мировоззрения, является ядром военно-профессиональной мотивации, а также позволяет найти личностный смысл в будущей военной профессии.
Заключение
Профессия офицера Росгвардии предъявляет высокие требования к убеждениям, ценностям и смыслам и включает широкое поле профессиональных знаний, ценностно-нравственных ориентаций и гражданские качества, что подтверждает значимость их военно-профессиональной мотивации.
Таким образом, представленная в работе классификация военно-профессиональных ценностей, выступающих содержательным наполнением рефлексивно-ценностного компонента, способствует изучению проблемы формирования военно-профессиональной мотивации курсантов Росгвардии через призму ценностей профессиональной деятельности, определению специфических педагогических ценностей, являющимися ориентирами профессиональной активности курсантов, обуславливая качественное и успешное выполнение задач по предназначению будущими офицерами, осознающими общественную ценность своей деятельности по предназначению и реализующими свои способности при качественном, эффективном выполнении должностных и специальных обязанностей в любой обстановке.
Инструментальные военно-профессиональные ценности носят для курсантов смысложизненный характер, способствуют осознанию значимости военно-профессиональной деятельности для общества, успешному выполнению служебных обязанностей в сложной и эмоциогенной обстановке.
Терминальные военно-профессиональные ценности курсантов вузов Росгвардии связаны с престижем военной профессии, доминированием мотивов саморазвития и самосовершенствования в ней, подразумевает непротиворечивость и цельность поведенческих реакций курсантов, совпадение личностных и военно-профессиональных целей.
Интеграция личностных и военно-профессиональных ценностей и смыслов курсантов предполагает формирование их идеологических представлений, направленных на освоение будущей профессиональной деятельности офицеров Росгвардии, выступает основой профессионального мировоззрения, является ядром военно-профессиональной мотивации, позволяет найти личностный смысл в будущей военной профессии.
Библиографическая ссылка
Лымарев В.Н. РЕФЛЕКСИВНО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 3. – С. 139-144;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39960 (дата обращения: 23.11.2024).