Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РЕФЛЕКСИВНО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ

Лымарев В.Н. 1
1 ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации»
Аннотация. Раскрываются теоретические положения, обуславливающие сущность содержательного наполнения рефлексивно-ценностного компонента военно-профессиональной мотивации. Опираясь на исследования ряда ученых, представленных в работе, определены специфические требования к структуре личности современного офицера войск национальной гвардии, выступающего эталоном профессионала, посредством выявления ценностного содержания процесса формирования структуры личности. Терминальные военно-профессиональные ценности, выступающие детерминантой профессиональной активности обучающихся военных учебных заведений, способствуют достижению личностных профессиональных целей. Содержательное наполнение терминальных военно-профессиональных ценностей консолидирует ценности общего и военно-профессионального характера. Инструментальные военно-профессиональные ценности обуславливают успешное освоение выбранной профессии военнослужащего и достижение высоких результатов профессионализма. Содержательное наполнение инструментальных военно-профессиональных ценностей включает ценности, связанные с жизненными целями курсантов и с целями военно-профессиональной деятельности. Процесс интеграции личностных и военно-профессиональных ценностей и смыслов направлен на приобщение к традициям, ценностям, патриотизму военно-профессионального сообщества, выступающего важнейшей целью формирования структуры личности курсанта войск национальной гвардии, и включает в себя личностные и военно-профессиональные ценности. Результаты рассмотрения содержательного наполнения рефлексивно-ценностного компонента военно-профессиональной мотивации способствуют выстраиванию личностной структуры будущего офицера войск национальной гвардии, способной к успешному выполнению задач в любой обстановке.
военно-профессиональная мотивация
курсанты вузов Росгвардии
инструментальные и терминальные военно-профессиональные ценности
интеграция личностных и военно-профессиональных ценностей и смыслов
1. Лымарев В.Н., Уварина Н.В. Применение аксиологического подхода к проблеме формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 3 (35). С. 72–81.
2. Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е., Невский Е.В. Характеристики личности и активности студентов как предикторы степени реального и предпочтительного участия в образовательно-развивающей деятельности // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 477–490. DOI: 10.32744/pse.2022.1.30.
3. Яницкий М.С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22, № 1 (81). С. 194–206.
4. Утюганов А.А., Фролова Л.В. Терминальные и инструментальные ценности курсантов военного института (на примере Новосибирского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации) // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 1. С. 57.
5. Наволокин И.И. Проблемы воспитания мотивационно-ценностного отношения учащихся старших классов к военной профессии и военной службе // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 85–87. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-388-85-87.
6. Савченков А.В., Уварина Н.В. Определение содержания мотивационно-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 2. С. 55–79. DOI: 10.15293/2658-6762.2102.03.
7. Суховеева О.И., Каришина И.Е. Восприятие служения как ценности в условиях внедрения принципов клиентоцентричности в государственном управлении. Анализ проблемы и пути решения // Научное мнение. 2022. № 11. С. 70–73. DOI: 10.25807/22224378_2022_11_70.
8. Ажиев М.В. Мотивация как основная функция овладения профессией // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 317–319.
9. Шориков Е.В., Наумлюк А.Г. Мотивация как фактор успешности обучения в военном вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018. Т. 12, № 9. С. 94–97.
10. Федосеева И.А., Бушуев А.Ю. Роль мотивации в профессиональной подготовке военнослужащих // Философия образования. 2020. Т. 20, № 4. С. 141–152. DOI: 10.15372/PHE20200410.
11. Шевченко Н.Н., Колесов В.И., Смолонская А.Н. Акмеологический подход к профессиональной подготовке будущего учителя // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 6 (99). С. 206–216.
12. Сенько Ю.В., Фроловская М.Н., Шкунов В.Г. Гуманитарные основы модернизации непрерывного образования // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 4. С. 192–196.
13. Ляхова Е.Г., Цацкина Е.П. Интенсификация учебной мотивации при обучении иностранному языку студентов-нелингвистов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2018. № 6 (814). С. 89–102.

Кардинально новый подход к военно-профессиональной подготовке курсантов вузов Росгвардии, обусловленный современными требованиями к офицеру силовой структуры, определяет ключевой вектор ориентации на мотивационную сферу личности, обладающей устойчивыми ценностно-смысловыми ориентациями и незамедлительной готовностью к выполнению воинского долга. Мотивационная сфера личности, выступающая фундаментальной основой формирования военно-профессиональной мотивации, обуславливает процесс функционирования таких личностных свойств субъектов образовательной деятельности, как установки, эмоции, направленность, управление и другие психологические характеристики, ориентированные на управление рассматриваемого феномена через осознание профессионального интереса, удовлетворенность результатами индивидуальной профессиональной деятельности, а также через соотношение внутренних и внешних мотивов [1]. Социальная трансформация ценностных ориентаций современной молодежи, выступая такими приоритетными целями, как сохранение исторических ценностей, формирование новых ценностей в рамках обеспечения безопасности социума, находит свое отражение и в вопросе повышения престижа воинской службы в Росгвардии, задавая условия для формирования устойчивой и целостной структуры личности субъекта образовательного процесса силовой структуры, в том числе посредством интеграции профессиональных и военно-профессиональных ценностей, смыслов и личностных качеств, выступающих фундаментальной основой военно-профессиональной мотивации. Военно-профессиональная мотивация, успешно сформированная в период обучения курсантов в вузе Росгвардии, обеспечивает эффективность последующей военно-профессиональной деятельности, высокий уровень профессионализма, выступающего гарантом обеспечения национальной безопасности, результативность гибких личностных качеств, посредством способности к адаптации к любым условиям обстановки с целью успешного выполнения служебно-боевых задач.

Цель исследования – определить сущность содержания рефлексивно-ценностного компонента феномена военно-профессиональной мотивации курсантов силовой структуры и представить функциональность выявленных составляющих.

Материалы и методы исследования

Анализ нормативно-правовой, методической и научной литературы, обобщение исходных данных, определение выводов, представление содержательного наполнения рефлексивно-ценностного компонента феномена военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии.

Результаты исследования и их обсуждение

Одним из оснований разработки содержательной модели военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии выступает идея о том, что применение рефлексивно-ценностного компонента обуславливает эффективность процесса консолидации профессиональных и военно-профессиональных ценностей, формирования рефлексивно-ценностных ориентаций структуры личности будущего защитника Отечества.

Рассмотрим содержательное наполнение представленного компонента военно-профессиональной мотивации, включающего терминальные военно-профессиональные ценности, инструментальные военно-профессиональные ценности и интеграцию личностных и военно-профессиональных ценностей и смыслов.

Исследования авторов А.А. Алехина, В.С. Альметьевой, А.А. Мошкиной, А.В. Петкина, О.А. Полякова и др., посвященные специфическим особенностям службы в Росгвардии, а также обучению в вузах силовой структуры, способствуют выявлению требований, предъявляемых к личностным качествам офицеров Росгвардии, а также ведущих мотивов и ценностей, обуславливающих успешность прохождения военной службы.

Терминальные военно-профессиональные ценности

Данные ценности детерминируют социальную, образовательную и военно-профессиональную активность курсантов, как субъектов деятельности, направленной на достижение личностных и профессиональных целей. Курсант при этом выступает субъектом целеполагания, способным определять собственные образовательные и профессиональные цели, он способен ориентироваться в средствах их достижения, управлять ресурсом собственного образовательного и военно-профессионального потенциала [2]. Терминальные ценности связаны с осознанным выбором курсантом своей будущей деятельности, престижем военной профессии, доминированием мотивов саморазвития и самосовершенствования в ней, приоритетом ценностей духовности и гражданственности у курсантов [3].

К группе терминальных ценностей курсантов вузов Росгвардии можно отнести активную жизненную позицию, мудрость, интерес к военной профессии, общественное признание, престиж профессии военного, саморазвитие, уверенность в себе и профессиональном будущем, познание, продуктивность в профессии [4]. Терминальные ценности включены в ценностный мир личности курсанта, которая «видит, запоминает, вспоминает, принимает решения, воспринимает, мыслит и переживает через призму собственных терминальных ценностей» [5, с. 18].

Таблица 1

Содержательное наполнение формирования терминальных военно-профессиональных ценностей курсантов вузов Росгвардии

Терминальные ценности

общего характера

Терминальные ценности

военно-профессионального характера

− потребность проявления лидерских качеств;

− построение профессиональной карьеры;

− защита чести и достоинства человека;

− процветание и безопасность страны;

− профессиональный интерес;

− патриотизм и преданность Отечеству;

− обеспечение безопасности государства и общества

− верность присяге и воинскому долгу;

− профессиональный интерес;

− воинское товарищество и готовность к взаимопомощи;

− ответственность за жизнь подчиненных;

− толерантность к этнокультурным различиям;

− необходимость действий по Уставу;

− престижность военной профессии;

− потребность в сохранении порядка и дисциплины;

− построение профессиональной карьеры

− возможность командования военнослужащими

Таким образом, терминальные военно-профессиональные ценности курсантов детерминируют их способность к целеполаганию, интерес к военной профессии и ее престиж для них, потребность в саморазвитии и самосовершенствовании в военно-профессиональной среде.

Терминальные военно-профессиональные ценности курсантов Росгвардии, как ценности-цели, «связаны со смысловой основой их военно-профессиональной деятельности, обуславливают профессиональные идеалы и специфику поведения будущих офицеров, предполагают смысловую и эмоциональную нагрузку, связанную с прохождением воинской службы» [6, с. 161].

В результате анализа источников научной литературы в табл. 1 представлено содержательное наполнение формирования терминальных военно-профессиональных ценностей курсантов вузов Росгвардии.

Терминальные военно-профессиональные ценности связаны с усвоением роли руководителя коллектива подчиненных в военной среде, поддержания их боевого духа, примера мужества и бесстрашия [7]. Терминальные ценности связывают общественные, личностные и военно-профессиональные ценностные ориентации курсантов, подразумевают их четкую иерархию [7]. Сформированность терминальных ценностей подразумевает непротиворечивость и цельность поведенческих реакций курсантов, совпадение личностных и военно-профессиональных целей, умение структурировать жизненные и служебные ситуации [8].

Инструментальные военно-профессиональные ценности

Инструментальные ценности выступают основой направленности мировоззрения личности курсантов, обуславливая наивысший уровень направленности личности, в данном случае направленности на военно-профессиональную деятельность. Инструментальные военно-профессиональные ценности – это морально-этические средства достижения образовательных и профессиональных целей курсантов вузов Росгвардии. Инструментальные военно-профессиональные ценности позволяют консолидировать физиологический и психический потенциал курсантов вуза Росгвардии на освоение профессии офицера и достижение значительных результатов в военной деятельности [9]. Процесс формирования инструментальных ценностей курсантов Росгвардии связан с осознанием значимости военно-профессиональной деятельности для общества, большой и малой Родины, с формированием внутренних убеждений, связанных с причастностью к военной среде [10].

В результате анализа источников научной литературы в табл. 2 представлено содержательное наполнение формирования инструментальных военно-профессиональных ценностей курсантов вузов Росгвардии.

Инструментальные ценности курсантов во многом взаимосвязаны с их личностной и профессиональной устойчивостью, что обеспечивает успешное выполнение служебных обязанностей в стрессовой и эмоциогенной обстановке [5]. Инструментальные военно-профессиональные ценности имеют для курсантов смысложизненный характер, это обусловлено тем, что «деятельность войск Росгвардии имеет выраженный деонтологический характер, что определяет значимость ее духовных, нравственных и морально-этических оснований» [11, с. 130].

Таблица 2

Содержательное наполнение формирования инструментальных военно-профессиональных ценностей курсантов вузов Росгвардии

Инструментальные ценности, связанные

с жизненными целями курсантов

Инструментальные ценности, связанные с целями военно-профессиональной деятельности:

− активность;

− целеустремленность;

− ответственность;

− дисциплинированность;

− требовательность;

− справедливость;

− решительность и самообладание;

− самоотверженность и готовность к самопожертвованию;

− любовь к Родине

− необходимость поддержания мира;

− потребность поддержания справедливости и правопорядка;

− возможность принесения пользы людям;

− гражданская ответственность;

− потребность проявлять законопослушание и порядочность;

− потребность проявления социальной зрелости

Подводя итоги вышесказанного, отметим, что инструментальные военно-профессиональные ценности носят для курсантов смысложизненный характер, способствуют осознанию значимости военно-профессиональной деятельности для общества, успешному выполнению служебных обязанностей в сложной и эмоциогенной обстановке.

Интеграция личностных и военно-профессиональных ценностей и смыслов

Процесс интеграции складывается в период обучения курсантов в вузе Росгвардии и выступает основой для успешного процесса профессиональной идентичности с военной профессией, механизмом вхождения курсантов в военно-профессиональное сообщество [12]. Интеграция личностных и военно-профессиональных ценностей и смыслов выступает основой профессионального мировоззрения курсантов, является ядром их военно-профессиональной мотивации, позволяет найти личностный смысл в будущей военной профессии [6]. Личностные и военно-профессиональные ценности и смыслы регламентируют образовательную и служебную деятельность курсантов, выступают основой для формирования устойчивой мотивации успешности в ней.

Процесс интеграции личностных и профессиональных ценностей связан с осознанием необходимости реализации военно-профессиональной деятельности с опорой на эталоны нравственности, гражданственности и патриотизма, ориентацией на реализацию личностного потенциала в ней [9].

В процессе профессионального самоопределения курсантов вузов Росгвардии ценности и смыслы военно-профессиональной деятельности сравниваются с их личностными актуальными и потенциальными возможностями, а в дальнейшем интегрируются с ними.

Таблица 3

Содержательное наполнение интеграции личностных и военно-профессиональных ценностей и смыслов курсантов вузов Росгвардии

Личностные ценности

Военно-профессиональные ценности

− долг и честь;

− совестливость;

− справедливость и принципиальность;

− патриотизм;

− трудолюбие и добросовестность;

− правопослушность и неподкупность;

− коллективизм и сотрудничество;

− общительность и вежливость;

− решительность;

− неконфликтность;

− устойчивая идеология;

− гуманность

− самоотверженность и готовность к самопожертвованию;

− любовь к Родине;

− необходимость поддержания мира;

− потребность поддержания справедливости и правопорядка;

− возможность принесения пользы людям;

− гражданская ответственность;

− профессиональный интерес;

− престижность военной профессии

− профессиональные идеалы;

− потребность проявления лидерских качеств;

− построение профессиональной карьеры;

− ответственность за жизнь подчиненных;

− толерантность к этнокультурным различиям;

− необходимость действий по Уставу

Военно-профессиональные ценности и смыслы выступают не только как характеристики личности, но и как ведущий фактор реализации личностного и профессионального потенциала будущего офицера в военно-профессиональной деятельности [13].

В результате анализа источников научной литературы в табл. 3 представлено содержательное наполнение интеграции личностных и военно-профессиональных ценностей и смыслов курсантов вузов Росгвардии.

Процесс интеграции личностных и военно-профессиональных ценностей и смыслов курсантов предполагает формирование их идеологических представлений, связанных с деятельностью будущих офицеров Росгвардии, а именно патриотизмом, потребностью в поддержании правопорядка, безопасности граждан и общества. Интеграция также связана с формированием профессионального мировоззрения курсантов, основанных на морально-нравственных ценностях, чувстве долга и военных принципах [13].

Таким образом, интеграция личностных и военно-профессиональных ценностей и смыслов курсантов выступает основой их профессионального мировоззрения, является ядром военно-профессиональной мотивации, а также позволяет найти личностный смысл в будущей военной профессии.

Заключение

Профессия офицера Росгвардии предъявляет высокие требования к убеждениям, ценностям и смыслам и включает широкое поле профессиональных знаний, ценностно-нравственных ориентаций и гражданские качества, что подтверждает значимость их военно-профессиональной мотивации.

Таким образом, представленная в работе классификация военно-профессиональных ценностей, выступающих содержательным наполнением рефлексивно-ценностного компонента, способствует изучению проблемы формирования военно-профессиональной мотивации курсантов Росгвардии через призму ценностей профессиональной деятельности, определению специфических педагогических ценностей, являющимися ориентирами профессиональной активности курсантов, обуславливая качественное и успешное выполнение задач по предназначению будущими офицерами, осознающими общественную ценность своей деятельности по предназначению и реализующими свои способности при качественном, эффективном выполнении должностных и специальных обязанностей в любой обстановке.

Инструментальные военно-профессиональные ценности носят для курсантов смысложизненный характер, способствуют осознанию значимости военно-профессиональной деятельности для общества, успешному выполнению служебных обязанностей в сложной и эмоциогенной обстановке.

Терминальные военно-профессиональные ценности курсантов вузов Росгвардии связаны с престижем военной профессии, доминированием мотивов саморазвития и самосовершенствования в ней, подразумевает непротиворечивость и цельность поведенческих реакций курсантов, совпадение личностных и военно-профессиональных целей.

Интеграция личностных и военно-профессиональных ценностей и смыслов курсантов предполагает формирование их идеологических представлений, направленных на освоение будущей профессиональной деятельности офицеров Росгвардии, выступает основой профессионального мировоззрения, является ядром военно-профессиональной мотивации, позволяет найти личностный смысл в будущей военной профессии.


Библиографическая ссылка

Лымарев В.Н. РЕФЛЕКСИВНО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 3. – С. 139-144;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39960 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674