В процессе обучения студентов высших учебных заведений одной из главных проблем является проблема качественной профессиональной подготовки. При этом обучение в спортивном вузе направлено на подготовку не только учителей физической культуры, но и тренеров по тому или иному виду спорта.
Эта проблема важна в аспекте освоения студентами направления подготовки «Физическая культура» государственных программ обучения на уровне не ниже Федерального государственного стандарта высшего образования для данной специальности.
Студенты высших учебных заведений, обучающиеся по педагогическим направлениям подготовки, в частности по направлению «Физическая культура», к моменту завершения обучения должны четко представлять, что выбранная профессиональная деятельность предъявляет ряд определенных требований к ним как к специалистам [1]. Следовательно, будущим педагогам и тренерам по различным спортивным специальностям важно понимать, что успешность ведения педагогической и тренерской деятельности определяется не только соответственным желанием, но и наличием освоенных профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков
Спортивное ориентирование по своему содержанию является видом спорта, отличающимся от других видов физических упражнений. Спортивное ориентирование относят к циклическим видам спорта. Занятия спортивным ориентированием предъявляют высокие требования к проявлению общей и специальной выносливости организма спортсменов [2]. Главная отличительная черта спортивного ориентирования заключается в том, что бег выполняет вспомогательную роль. Для успешного преодоления дистанции ориентировщик должен не только быстро бежать, но и быть способным на ходу читать карту, определять положение контрольных пунктов, замечать ключевые ориентиры [3].
Это предопределяет особое отношение к подготовке тренерского состава и не позволяет использовать опыт других видов спорта без специальной подготовки будущих тренеров.
Для определения уровня специальной подготовленности студентов к тренерской работе по спортивному ориентированию существует проблема подбора и использования валидных прогностических методик и достоверных критериев оценки полученных результатов [4].
Проблема качественной профессиональной подготовки будущих тренеров по спортивному ориентированию является актуальной и требует комплексного изучения с использованием научных знаний в области педагогики, психологии, теории и методики физической культуры и спорта. Однако, несмотря на отсутствие валидных и репрезентативных методик, следует находить частные ответы на поставленные вопросы.
Цель исследования – изучить готовность студентов направления подготовки «Физическая культура» института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета к деятельности тренера по спортивному ориентированию.
Материалы и методы исследования
В ходе исследования были использованы общеизвестные методы: анализ научной, научно-методической литературы, анализ нормативных и программно-методических документов, анкетирование, педагогический эксперимент, контент-анализ и обобщение полученных результатов.
Исследование на предмет выявления готовности студентов к обучению детей 9–10 лет спортивному ориентированию было проведено в период с сентября 2022 г. по апрель 2023 г.
Результаты исследования и их обсуждение
В исследовании приняли участие 28 чел. (n = 28) – студенты 341 группы очного отделения Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета, занимающиеся различными видами спорта и имеющие разный уровень квалификации: мастер спорта России – 1 студент; кандидаты в мастера спорта – 3 студента; перворазрядники – 4 студента, остальные студенты имеют массовые разряды.
Первоначально был проведен опрос студентов. Затем студенты были включены в педагогический процесс проведения спортивных тренировок по спортивному ориентированию с детьми 9–10 лет на базе детско-юношеской спортивной школы г. Петрозаводска.
Теоретический этап исследования проходил в период с сентября 2021 г. по февраль 2022 г. В течение этого срока был проведен анализ научной и научно-методической литературы по теме исследования. Были рассмотрены вопросы общей характеристики спортивного ориентирования как отдельного и самостоятельного вида спорта, изучены вопросы видов спортивной подготовки в спортивном ориентировании, изучены вопросы психолого-педагогической и анатомо-физиологической характеристики детей 9–10 лет, рассмотрены вопросы готовности студентов к ведению будущей профессиональной деятельности.
На основе анализа источников литературы по теме исследования можно заключить, что важным условием формирования готовности личности, в том числе и студента как будущего специалиста (тренера по ориентированию), к деятельности является ее адаптация к реальным условиям педагогического процесса. Следовательно, критериями готовности студентов к обучению детей 9–10 лет ориентированию могут служить:
− знание возрастных особенностей детей указанного возраста (анатомо-физиологических и психологических);
− знание теории и методики подготовки спортсменов в дисциплине «спортивное ориентирование»;
− владение навыками спортивного ориентирования;
− способность адаптироваться к условиям реального педагогического процесса;
− сформированная мотивационная готовность к тренерской (преподавательской) деятельности.
По итогам теоретического этапа работы была сформулирована основополагающая проблема исследования, выдвинута гипотеза работы, были сформулированы основные теоретические положения и отобраны необходимые методы исследования. Анализ литературы по теме исследования проводился и на последующих этапах исследования (диагностическом и практическом) для актуализации описанных теоретических положений и внесения новых данных.
На диагностическом этапе исследования был проведен опрос студентов. В авторскую анкету вошли вопросы, ответы на которые помогли определить уровень готовности студентов к будущей профессиональной деятельности в качестве тренера по спортивному ориентированию. Опрос включал в себя пять блоков вопросов по пяти укрупненным категориям:
1. Знания анатомо-физиологических и психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
2. Знание проблемы спортивного отбора детей 9–10 лет для занятий в секции спортивного ориентирования.
3. Владение знаниями и умениями спортивного ориентирования.
4. Знание методики начальной подготовки юных ориентировщиков.
5. Оценка личной заинтересованности в деятельности тренера по спортивному ориентированию.
Например, для блока оценки личной заинтересованности к деятельности тренера по спортивному ориентированию использовались следующие утверждения и вопросы:
− Изучение учебной дисциплины «Спортивное ориентирование» меняет мое отношение к спортивному ориентированию как виду спорта, туризму, тренерской работе в данной области.
− Навыки, полученные в процессе изучения учебной дисциплины «Спортивное ориентирование», могут быть полезны мне в моей будущей профессиональной деятельности, в повседневной жизни.
− Спортивное ориентирование не имеет отношения к тому, как я вижу свою будущую профессиональную деятельность.
− Чтобы понять/изменить свое отношение к спортивному ориентированию, я иногда хожу в туристические походы с друзьями.
− При возможности выбора отдам свое предпочтение профессии тренера по спортивному ориентированию, если будет достойная оплата.
− Причины заинтересованности/незаинтересованности в работе тренером по спортивному ориентированию.
Следующий этап исследования состоял в обработке собранных данных, их анализе и подведении итогов работы.
Получены следующие результаты опроса студентов по пяти укрупненным направлениям.
Установлено, что:
1. Опрошенные студенты обладают знаниями анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста – 85,7 % (24 студента) дали полные и развернутые ответы на поставленные вопросы, однако затрудняются определить психологические особенности, характерные для детей младшего школьного возраста – 67,8 % (19 студентов).
2. Теоретические знания студентов проблемы спортивного отбора детей для занятий спортивным ориентированием можно оценить как недостаточно сформированные. Только 57,14 % (16 чел.) дали верные ответы на большинство вопросов.
3. Владение знаниями и умениями спортивного ориентирования – студенты знают технику безопасности на занятиях по спортивному ориентированию, знают, что такое контрольный пункт (100 %), необходимую экипировку ориентировщика (46 %); умеют правильно ориентировать карту (57, 14 %).
4. Опрос студентов по направлению «Знание методики начальной подготовки юных ориентировщиков» показал, что все студенты осваивают практику и методику спортивного ориентирования на высоком уровне; владеют умениями отбирать учебный материал для начального курса освоения спортивного ориентирования детьми 9–10 лет, особенно в части общей физической подготовленности; владеют принципами дозирования физической нагрузки (89 % – 26 опрошенных); знают, тренировочные нагрузки какой мощности необходимы юным ориентировщикам (100 %).
5. После проведения опроса были установлены причины невысокой заинтересованности студентов в тренерской работе по спортивному ориентированию. По мнению студентов, к ним относятся:
− большая заинтересованность и желание стать тренером в выбранном виде спорта, по которому присвоены спортивные звания и разряды (82,14 %);
− низкий уровень развития ориентировки в пространстве (71,42 %);
− высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье детей (96,42 %).
Таким образом, на основании полученных в результате опроса студентов данных можно сделать вывод, что они обладают базовой теорией спортивного ориентирования, имеют представление о закономерностях построения спортивной тренировки в спортивном ориентировании и способах дозирования нагрузки в данном виде спорта.
Профессиональный рост тренера по спортивному ориентированию в современных условиях прогрессирует во время ведения педагогической деятельности. Но основы для планомерного и непрерывного роста педагогического мастерства закладываются во время обучения в высших учебных заведениях, поэтому студентам выпускного курса было предложено провести 10 тренировочных занятий по спортивному ориентированию с детьми 9–10 лет.
Следует отметить, что возраст 9–10 лет – оптимальный для начала занятий спортивным ориентированием. Младший школьный возраст сопровождается определенными психофизиологическими особенностями и, в частности, особенностями типа нервной системы. В своем исследовании Е.Е. Хвацкая [5] установила, что в младшем школьном возрасте абсолютное большинство детей имеют слабый или средне-слабый тип нервной системы, что, в свою очередь, отражается на саморегуляции, особенно в проявлении и поддержании активности в затрудненных условиях. В этом возрасте значительная часть детей имеет преобладание процессов возбуждения – они активны, энергичны, быстро разминаются, выполняют задания, часто не дослушав инструкцию до конца. Другая часть детей демонстрирует пассивность, спокойствие, безразличие, их трудно заинтересовать спортивными упражнениями. Данная характеристика детей 9–10 лет вносила дополнительные сложности в процесс педагогической деятельности студентов в качестве тренера по спортивному ориентированию.
Взаимодействие с детьми 9–10 лет непосредственно в «затрудненных полевых условиях» на начальном этапе показало, что студенты в роли тренеров по спортивному ориентированию занимают пассивную позицию и пытаются выступать только в роли наблюдателей рядом с профессиональными тренерами. Однако на занятиях по общей физической подготовке многие студенты выступают в активной роли. Анализ действий студентов по общей физической подготовке показал, что абсолютное большинство использует авторитарный стиль руководства детьми. Различия состоят лишь в том, что студенты-девушки проводят занятия более эмоционально, используют музыкальное сопровождение и больше используют подвижные игры. Студенты-юноши чаще используют методы круговой тренировки, соревновательные методы. Все студенты испытывали большие трудности в обучении детей.
Общими недостатками в процессе обучения детей основам спортивного ориентирования для всех студентов являются:
− неумение видеть и учитывать индивидуальные особенности детей;
− неумение организовать общение с детьми 9–10 лет, а также неумение организовать коммуникацию детей между собой;
− неумение использовать в своей профессиональной деятельности различные современные методы обучения спортивным упражнениям;
− низкий уровень развития ориентировки на местности (особенно у студентов-девушек).
Еще одним условием профессионального становления тренера по спортивному ориентированию является умение объективно оценить свои педагогические способности, поэтому на заключительном этапе исследования студентам было предложено оценить свои профессиональные и личностные качества и оценить свою профессиональную деятельность за первую тренировку, за самую удачную тренировку, за самую несостоятельную тренировку, за 10 тренировочных занятий. Также студентам было предложено констатировать и оценить не только конкретные факты проведения тренировочных занятий, но и свои чувства и мысли.
Анализируя результаты самоанализа студентов, можно сделать вывод, что абсолютное большинство (27) студентов высказало мнение о том, что тренерская работа по спортивному ориентированию является очень сложной и ответственной. Следует отметить что студенты-девушки более адекватно оценивают свои недостатки и достоинства, чем студенты-юноши.
Заключение
Прежде всего, в ходе обучения в высшем учебном заведении у студентов формируется базовое представление о спортивном ориентировании как самостоятельном виде спорта. Студенты также знакомятся с видами ориентирования, правилами и способами ориентирования на местности, принципами работы со спортивной картой и компасом, методике организации и проведения соревнований по спортивному ориентированию, принципами физической подготовки спортсменов-ориентировщиков.
На основе анализа источников литературы по теме исследования можно заключить, что важным условием формирования готовности личности, в том числе студента как будущего специалиста (тренера по ориентированию), к деятельности является ее адаптация к реальным условиям педагогического процесса.
Таким образом, на основании полученных в результате исследования данных можно сделать вывод, что студенты обладают базовой теорией спортивного ориентирования, имеют представление о закономерностях построения спортивной тренировки в спортивном ориентировании и способах дозирования нагрузки в данном виде спорта.
Практическая деятельность студентов в роли тренеров по спортивному ориентированию показала, что студенты слабо владеют современными (квест-технологией и др.) практическими методами организации тренировочных занятий по спортивному ориентированию с детьми 9–10 лет.
Систематическое проведение теоретических и практических занятий, организация практических и методических семинаров по спортивному ориентированию, участие студентов в круглых столах и конференциях по вопросам спортивного ориентирования активизирует у студентов знания, умения и навыки, полученные в ходе обучения в вузе, поможет в дальнейшем профессиональном самоопределении, поддержит интерес к туризму в целом и к спортивному ориентированию в частности.
Библиографическая ссылка
Воронова Е.К. АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ 9–10 ЛЕТ СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 3. – С. 117-121;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39956 (дата обращения: 23.11.2024).