Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА

Птицына Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
В последнее время в образовательном процессе вуза актуализируется проблема этнокультурного воспитания будущего учителя. Необходимость и своевременность исследования обусловлены глобальными изменениями в системе подготовки высококвалифицированных кадров, соответствующими социальными запросами и требованиями. Включение этнокультурного компонента в содержание профессиональной подготовки будущих педагогов является одним из приоритетных направлений образовательной политики, обладающего большим духовно-нравственным потенциалом в процессе воспитания подрастающего поколения. Автор акцентирует внимание на сохранении и развитии национальной культурной самобытности всех народов и этносов, проживающих на территории нашей страны. В статье автор обращается к ценностным аспектам этнокультурного воспитания будущего учителя как значимым объектам духовной и материальной культуры, как культурным символам и явлениям, выступающим отражением воздействия на человека этнокультурной среды, в которой он живет, развивается и воспитывается. Педагогические ценности как личностные ориентиры и культурные смыслы являются основополагающими в формировании этнокультурного компонента в структуре общей профессиональной культуры педагога. В статье представлена разработанная модель этнокультурного воспитания будущего учителя, апробированная на кафедре технологии, изобразительного искусства и дизайна Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета. Данная модель основывается на содержании ресурсов культурно-воспитывающей среды вуза и представляет сбалансированную систему, объединяющую ряд задач, методов их решения, методологических оснований, принципов, технологий и результатов.
этнокультурное воспитание
этнопедагогика
этнокультурный компонент
этнокультурные ценности
модель этнокультурного воспитания в вузе
будущий учитель
высшее образование
1. Бордовский Г.А. Образование как образ будущего // Высшее образование сегодня. 2021. № 4. С. 2–7. DOI: 10.25586/RNU.HET.21.04.P.02.
2. Гатаев А.С.-А. Формирование этнокультурного воспитания в системе высшего образования // Право и практика. 2019. № 2. С. 313–316.
3. Самойлова Е.С. Проблема формирования этнокультурных ценностей в современной педагогической науке // Педагогическое образование в России. 2018. № 3. С. 20–25.
4. Коршунова Н.М. Этнокультурные ценности и их роль в процессе этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 2. С. 135–141.
5. Талых А.А., Илларионова Л.П. Этнокультурно-технологическое образование: сущность, содержание и перспективы развития // Образование и общество. 2019. № 6 (119). С. 29–36.
6. Птицына Е.В. Профессиональная подготовка будущего учителя: этнокультурный компонент // ALMA MATER 2022. № 2. С. 63–74. DOI: 10.20339/AM.02-23.068.

В условиях мирового кризиса, когда происходит размывание традиционных ценностей, нравственных ориентиров и идеалов, важной является проблема формирования национального самосознания подрастающего поколения. В связи с этим особое внимание в области образовательной политики уделяется сохранению национальных культурных ценностей как одного из условий преодоления кризисных явлений духовно-нравственного характера, наблюдаемых в последнее время, для консолидации российского общества. В начале 2023 г. в указе президента «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики…» «приоритетное культурное и гуманитарное развитие» было названо «основой экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны»[1]. Суверенитет государства обеспечивается в значительной мере внутренней политикой в сфере образования и культуры, в которой продолжают развиваться художественные традиции народов, составляющих население страны.

В нормативных документах, подтверждающих вышеизложенные идеи, намечены основные перспективные направления политики государства в области приобщения молодого поколения к лучшим национальным культурным традициям своего народа, их возрождению, сохранению и обогащению в образовательной практике [2]. Этнокультурное воспитание, обладающее педагогическим потенциалом, обеспечивает формирование духовно-нравственных качеств воспитанников, их патриотическое сознание, культуру межнационального взаимодействия на основе толерантного отношения к традициям, обычаям, традиционной культуре и искусству, к духовным ценностям, не только своего народа, но и других народов российского многонационального государства.

Актуальность заявленной проблемы представляется в разрешении противоречий: между имеющимися ресурсами образовательной среды университета в вопросах этнокультурного воспитания будущего учителя и недостаточной разработанностью методического обеспечения его организации, охватывающего все компоненты культурно-воспитывающей среды вуза.

Цель исследования – представить модель этнокультурного воспитания будущего учителя, которая прошла апробацию на кафедре технологии, изобразительного искусства и дизайна ПетрГУ.

Материалы и методы исследования

Анализ научной литературы, изучение педагогического опыта, моделирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Этнопедагогика направлена на изучение особенностей формирования личности средствами искусства, на приобщение к лучшим образцам мировой и национальной культуры, ориентирована на формирование и раскрытие творческих способностей обучающихся при включении их в созидательные виды художественно-творческой деятельности. Этнокультурный компонент выражает специфические для данной социальной среды особенности сложившихся норм, традиций духовной культуры. Национальная культура народа отражает «уровень развития цивилизации данного народа, особенности его культурной деятельности, исторических традиций, духовной жизни и быта, степень овладения достижениями мировой культуры, опытом предшествующих поколений» [3]. Народное искусство в своих истоках нацелено на обогащение нравственных установок внутреннего мира человека.

При реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе вуза обязательным условием является развитая система образования и воспитания, пронизанная национальным компонентом, которая находится в тесной взаимосвязи с эстетическим воспитанием учащихся. Этнокультурное воспитание обучающихся должно осуществляться на основе широкого использования эстетических ценностей, созданных национальной культурой народа; направлено на формирование знаний, мировоззренческих установок, личностных качеств и навыков в практико-ориентированной деятельности на основе традиционных этнических и этнокультурных ценностей, декларируемых в обществе.

В общей системе педагогических ценностей выделяют этнокультурные ценности, передаваемые из поколения в поколение, которые можно рассматривать как особые культурные смыслы в структуре духовно-нравственной культуры общества, нации, государства. Запечатленные в воспитательных отношениях, педагогических концепциях, системах и технологиях, этнокультурные ценности находят отражение в идеалах, жизненных установках, целях созидательной деятельности личности и общества в целом [4]. Традиционные этнические ценности рассматриваются как ценности идеального порядка, которые получили народное признание в своем историческом развитии как эталоны гуманно-нравственного должного в воспитании молодого поколения.

Этнокультурные ценности исследователи определяют как систему интегративных показателей национальной культуры, выраженных в ее памятниках и артефактах, языке, мировоззренческих установках, направленных на этническую идентичность и взаимообогащение культур всех народов, проживающих на территории нашей страны. По своему содержанию этнокультурные ценности подразделяют на ценности, связанные с природными явлениями и культурой общественного бытия, с ценностями межличностного взаимодействия людей и этическими нормами, с духовно-нравственными качествами, которые находят свое отражение в чертах характера, поступках и поведении представителей того или иного этноса [4].

Традиционные этнические и этнокультурные ценности, аккумулируя в себе ценностный гуманистический потенциал, являются основанием для формирования этнокультурной составляющей в общей профессиональной культуре будущих педагогов на основе диалога культур. Национальные ценности можно рассматривать как значимые объекты духовной и материальной культуры, как культурные символы и явления, выступающие отражением воздействия на человека этнокультурной среды, в которой он живет, развивается и воспитывается [5].

Кафедра технологии, изобразительного искусства и дизайна Института педагогики и психологии ПетрГУ ведет систематичную и регулярную работу по этнокультурному воспитанию будущего учителя. В ходе исследования была разработана модель этнокультурного воспитания будущего учителя (рисунок), включающая четыре взаимосвязанных блока: целевой, содержательно-организационный, технологический и результативно-оценочный. Системообразующим звеном модели выступает культурно-воспитывающая среда вуза, оказывающая воздействие на каждый блок совокупностью ресурсов коммуникационно-информационного, содержательно-методического, личностно-развивающего компонентов.

Целевой блок модели интегрирует цели, задачи, принципы, методологические основания этнокультурного воспитания студентов, которые позволяют создать условия для самоидентификации студентов в различных видах культуротворческой деятельности [6]. Выделяются основополагающие задачи этнокультурного воспитания будущих учителей:

1. Становление этнической культуры в составе общей культуры обучающихся, их интересов, потребностей и ценностных ориентаций в процессе приобщения к национальной культуре. Этнокультурный потенциал раскрывается в художественном творчестве как средство нравственного, патриотического, эстетического, трудового воспитания; способствует ориентации будущих педагогов на национальную культуру и искусство, формируя положительное отношение и потребность к их развитию в различных видах творческой деятельности.

2. Формирование этнокультурной воспитанности будущих учителей, проявляющейся в базовых знаниях, практических умениях и навыках, связанных с различными видами этнохудожественного творчества, которые необходимы для осуществления педагогической деятельности.

3. Развитие культурно-исторической памяти, эстетического сознания и отношения к произведениям отечественного народного творчества будущего учителя, его стилевым художественным особенностям и традициям, а также к лучшим образцам национального искусства народов мира в сочетании с классическим искусством.

4. Активное включение в деятельность по сохранению национальных традиций и их обогащению в различных видах творчества.

Содержательно-организационный блок определяет содержание и организацию деятельности по достижению поставленной цели. Содержание этнокультурного образования включает в себя такие важные целевые ориентиры, как обеспечение возможности самоидентификации в качестве представителя того или иного этноса, национальной культуры; создание условий для толерантного диалога с представителями многонациональной культуры российского общества. Реализуя содержательно-организационный блок модели, в образовательный процесс дисциплин педагогического цикла необходимо включать этнокультурный компонент как важный элемент содержания профессиональной подготовки будущих учителей. Так, в рамках данных дисциплин происходит знакомство будущих учителей с педагогическими идеями ученых, которые подчеркивали значение этнопедагогики и народного искусства в формировании лучших духовно-нравственных качеств личности, воспитании подрастающего поколения в целом. Рассматривая концепции происхождения воспитания, студенты знакомятся с такими факторами его возникновения, как народная педагогика, фольклор, устное народное творчество. Народное искусство в своих истоках всегда было нацелено на обогащение внутреннего духовного мира человека, его нравственных установок в процессе постижения истин жизни, затрагивало очень важные проблемы, связанные с жизнедеятельностью человека, их решением на основе высоких морально-этических принципов.

Преемственность в художественном и эстетическом воспитании подрастающего поколения обеспечивается дисциплинами художественного и технологического профиля. Наряду с дисциплинами педагогического и психологического содержания в учебный план подготовки таких специалистов в достаточно большом объеме включены практические занятия для освоения академического рисунка, живописи, скульптуры, мировой художественной культуры, истории и теории декоративно-прикладного искусства. Это обстоятельство делает особенно значимыми содержательные аспекты образовательных программ, в которых отражены особенности культур этносов. Русский этнос внес значительные изменения в культуры карел, вепсов, вбирая в себя черты языческого мироощущения, свойственные этим народам.

Менталитет нации выражен во множестве артефактов, наследие художественных традиций содержит важную информацию, которая относится к духовной культуре народа.

missing image file

Модель этнокультурного воспитания будущего учителя

Комплексная программа формирования этнокультурного воспитания разрабатывалась для обучающихся, по направлению подготовки «Педагогическое образование» на основе принципов паритетности, комплексности, вариативности, интегративности. Содержание программы этнокультурного воспитания будущего учителя выстраивается на основе: применения интерактивных форм и методов организации учебной и внеучебной деятельности; отборе учебных дисциплин, ориентированных на формирование этнокультурной компетентности; опоры на ресурсы культурно-воспитывающей среды, позволяющих эффективно реализовать этнокультурный компонент в учебно-профессиональной, проектной, научно-исследовательской, социальной, деятельности; организации мастер-классов, экскурсий, вебинаров, создающих условия для активного обмена опытом, вовлечения студентов в разработку и реализацию социальных, этнокультурных проектов и мероприятий.

Технологический блок модели представляет собой процесс организации этнокультурного воспитания: методы, формы, технологии, средства осуществления образовательной деятельности. Учебная и внеучебная деятельность выстраиваются на основе аксиологических требований. Взаимодействие национальных культур – объективная закономерность общественно-исторического развития человечества. Это не что иное, как восприятие, усвоение, заимствование, переосмысление, переработка, деятельность личности. Ценности культуры различных наций, создаваемые в атмосфере интенсивного межнационально-культурного общения, – это результат творческой деятельности личности. Анализ процесса взаимодействия культур дает конкретное представление об его механизме, структуре, функциях. Сердцевиной этой структуры является личность, особенно творческая. Взаимодействие культур – это многообразная активная деятельность субъекта культуры, в процессе которой изменяется он сам, изменяя, развивая при этом содержание, состояние национальной культуры. Личность своей деятельностью опосредует обмен ценностями между взаимодействующими культурами в поликультурном образовании. Личность усваивает национальное бытие, национальную культуру, эстетические особенности мироощущения, приема выражения знаний, чувств народа.

Реализация этнокультурного компонента на занятиях в вузе должна основываться на следующих позициях: будущий учитель должен осознавать социальную роль культуры родного края; проявлять интерес к искусству, традициям региона; иметь представление о специфике различных ремесел родного края; вносить личный вклад в развитие культуры региона. Соединяя глубокую философскую обобщенность и художественную ценность, средства народного искусства способствуют духовному обогащению, формированию нравственных убеждений, взглядов, этических норм в жизнедеятельности и поведении каждого человека и общества в целом на принципах гуманизма и толерантности.

В процессе развития национальной культуры и взаимодействия культур формируются художественно-эстетические традиции народа, развивается восприятие ценностей, их усвоение и оценивание. Студенты приходят к осмыслению необходимости более активного включения национально-регионального компонента в образовательный процесс, в свою будущую педагогическую деятельность, проводят занятия, мастер-классы, встречи, мероприятия этнокультурной направленности. Этнокультурная компетентность выступает важным компонентом профессиональной компетентности будущего учителя, ее основу составляют этнокультурные знания, умения, опыт этнокультурной деятельности, комплекс личностных характеристик, обеспечивающих готовность выполнять профессиональные задачи в педагогической деятельности.

Заключение

Таким образом, важным направлением в профессиональном обучении будущего учителя становится привлечение воспитательных средств этнопедагогики с целью формирования личностных качеств обучающихся, их социализации на материале народной культуры и искусства. Разработанная модель этнокультурного воспитания будущего учителя основывается на содержании ресурсов культурно-воспитывающей среды вуза и представляет сбалансированную систему, объединяющую ряд задач, методов их решения, методологических оснований, принципов, технологий и результатов. Этнокультурное воспитание должно стать неотъемлемым компонентом в воспитательной деятельности вуза. Оно тесно связано своими целевыми установками с патриотическим, нравственным, эстетическим и другими направлениями воспитания, способствуя осознанию обучающимися своей этнокультурной и гражданской идентичности, сопричастности к судьбе многонационального российского народа.


Библиографическая ссылка

Птицына Е.В. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 2. – С. 69-73;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39935 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674