Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ МОТИВАЦИИ К СБЕРЕЖЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Ахметвалиева М.Г. 1, 2 Коняева М.А. 3
1 ФГБУН Центр исследования проблем безопасности Российской академии наук
2 ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет»
3 ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова»
Одним из фундаментальных компонентов в системе профессионального образования является воспитание специалиста, умеющего выстроить адаптационные связи между объективной реальностью, в которой молодому специалисту необходимо трудиться, и субъективным опытом, накопленным во время обучения в организации высшего образования и благодаря социальному взаимодействию с сокурсниками и преподавателями. Адекватное позиционирование себя как специалиста, стоящего на пороге долгой профессиональной активности, позволит и осознать важность сохранения своего физического и эмоционального здоровья. В работе отмечена актуальность реализации диагностической части мотивационно-ценностных установок студентов в общей воспитательно-образовательной структуре, которая призвана не только приумножать профессиональные знания, но также и формировать позитивную мотивацию к сохранению своего здоровья, ответственность за свое эмоциональное и физическое состояние. Целью исследования стало выстраивание у студентов мотивационной системы сохранения здоровья на основании результатов их опроса, которые дают объективные и субъективные аргументации для необходимости перестраивания воспитательно-образовательной среды с некритичным переносом в нее структурных компонентов, стимулирующих у студентов поиск индивидуальных траекторий сохранения здоровья. Результаты исследования определили содержательный контент предложений по выстраиванию учебно-воспитательного процесса, в котором заложены идеи формирования мотивов к сохранению своего здоровья. Система воспитания представляет собой трехкомпонентную структуру, в содержание которой внесены методические приемы, дополняющие традиционные подходы к воспитанию системы ценностей.
воспитание
студенты
здоровьесбережение
профессиональная успешность
ответственность
мотивация
формирование
моделирование
образовательная среда
1. Ахмедова М.Х. Развитие чувства ответственности у студентов в процессе обучения // Молодой ученый. 2015. № 2 (82). С. 443–445.
2. Згурская Т.В., Ломов С.С. Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни // Молодой ученый. 2023. № 20 (467). С. 179–183.
3. Черкасова И.В. Формирование мотивации здоровьесбережения у студентов вуза // Journal of Scientific Research Publications. 2015. Vol. 1, Is. 1 (21). P. 77.
4. Сапельцева И.В. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у подростков 14–15 лет при изучении курса «Человек и его здоровье»: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. 20 с.
5. Гудзь А.М., Скорохватов В.П. Здоровьесбережение как мотивационный компонент самоорганизованности обучающихся // Научное обозрение. Педагогические науки. 2022. № 1. С. 10–14. DOI: 10.17513/srps.2412.
6. Назарова Д.Д., Ананьева И.В. Педагогические и методические основы формирования мотивации молодежи к здоровому образу жизни // Молодой ученый. 2023. № 21 (468). С. 416–419.
7. Молодцова К.В. Мотивация здорового образа жизни у современной молодежи // Концепт. 2017. Т. 39. С. 3871–3875.
8. Белоус О.В., Василенко В.Г., Тютюнникова Е.Б., Арушанян Ж.А. Здоровьесберегающие технологии в условиях образовательного пространства // Управление образованием: теория и практика. 2022. Т. 12, № 4. С. 86–93. DOI: 10.25726/h5929-7198-1383-l.
9. Шунгаева А.Б., Басангова М.У. Молодежь и ее здоровьесбережение как социальная проблема // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2013. Вып. 1. С. 173–178.
10. Безотосов С.В., Коломок О.И. Основы формирования культуры здоровьесбережения и безопасности личности студента // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 7. С. 4–5.
11. Красностанова М.В., Федорова А.М., Манжикова А.В. Проблема внедрения здоровьесберегающих инноваций в систему профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей в России // Гуманитарные науки. 2016. № 4 (36). С. 119–128.
12. Степин В.С. Цивилизация в эпоху перемен: поиск новых стратегий развития // Журнал Белоруского государственного университета. Социология. 2017. № 3. С. 6–11.
13. Коняева М.А., Ахметвалиева М.Г. Воспитание культуры здоровьесбережения у музыкантов в контексте личностной безопасности // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 9. С. 157–161. DOI: 10.17513/snt.38233.

Во все времена образовательной задачей для молодежи было не только получение знаний, транслируемых от других, более просвещенных личностей, но и обучение анализу, систематизации, структурированию полученных знаний. В конечном итоге такие навыки помогают обучающимся находить свой вектор личностного развития, решать максимально успешно профессиональные задачи, расти как специалист. Требования времени таковы, что обучение уже не сводится к суммированию знаний. Надо стать аналитическим стратегом, эффективным управленцем накопленных знаний и умений, уметь прогнозировать ключевые аспекты личной профессиональной траектории и умело пользоваться передовыми технологиями и информацией.

Как отмечает М.Х. Ахмедова, профессиональное образование должно базироваться на идее воспитания такого специалиста, умеющего адаптироваться в непростой компетентностной системе своей профессии, адекватно воспринимая ее ценности и значимость [1]. Т.В. Згурская в своих публикациях акцентирует внимание на том, что, обучая студентов, недостаточно рассматривать процесс получения знаний односторонне, так же важно воспитывать у них мотивацию к здоровьесбережению, так как это приумножит их конкурентоспособность и увеличит профессиональную активность [2]. И.Н. Черкасова и И.В. Сапельцева придерживаются похожего мнения. Они отмечают, что образовательно-воспитательный процесс в вузе, как интегральная социальная структура, должен строиться и на принципах воспитания у студентов мотивационной системы здоровьесбережения. Только тогда система образования сможет выполнить задачу передачи знаний и сохранения при этом психического и физического здоровья молодежи. Мотивация к сохранению собственного здоровья может быть сформирована исключительно на этапе получения знаний [3, 4].

По мнению А.М. Гудзь, В.П. Скорохватова, применение в общем образовательном процессе технологий сбережения здоровья – это один из компонентов повышения мотивации к самообразованию и самосовершенствованию. Внимание обучающегося к своему физическому состоянию определит уровень профессиональных умений, навыков и положительно повлияет на его общую работоспособность. Но мотивация к сохранению своего здоровья у студентов не в приоритете, следовательно, задача ее воспитания есть ключевая составляющая воспитательно-образовательной среды [5].

В научных трудах Д.Д. Назаровой центральная роль при формировании мотивов к здоровьесбережению отводится педагогическим и методическим основам. Педагогические основы создают контент условий для личностного самосовершенствования, профессиональной активности, социальным интересам. Методические основы формируют сумму обучающих методов и форм с учетом поведенческих моделей [6]. Как отмечает К.В. Молодцова, мотивация к сохранению здоровья подчинена возрастному и деятельностному принципам, согласно которым воспитательные мероприятия по формированию мотивации целесообразны в раннем детстве и через практику оздоравливания, т.е. через активное освоение упражнений укрепления здоровья [7].

Следовательно, чтобы решить образовательно-воспитательные задачи такого масштаба, необходимо определить их конкретные границы. А именно, сформировать у молодых людей мотивацию к сбережению собственного здоровья, которая определяет масштабность профессионализма.

Увеличивающаяся объемная академическая нагрузка, игнорирование активных форм отдыха ведут к нарушениям у молодежи физического состояния и проблемам в эмоциональной личностной плоскости, снижается познавательная активность, ослабевают коммуникативные цепочки и т.п. В результате профессионализация не так динамична и успешна [8]. Многие исследования доказывают увеличение доли молодежи с нарушениями психоэмоциональной сферы по сравнению с другими возрастными группами, что вызывает снижение успеваемости, расширение ряда хронических заболеваний. А нерешенность этих вопросов создает благодатную почву для негативных социальных явлений [9].

Следовательно, чтобы решить задачи формирования мотивации к сохранению разумного равновесия в психофизиологическом состоянии, необходимо грамотно выстроить концептуальные векторы развития у молодых людей ценностного отношения к своему здоровью. Тем более это актуально в процессе профессионального становления [10].

Существенную роль при таком подходе приобретает процесс исследования мотивационно-ценностных установок студентов к проблемам сохранности личного здоровья в процессе профессионального становления. Диагностику сформированных мотивов к ведению здорового образа жизни у молодых людей желательно ввести в систему профессионального образования и проводить на всех этапах учебного процесса с целью выбора адекватных учебных программ с дальнейшей их коррекцией.

Цель исследования определена результатом систематизации и обобщения теоретических и практико-ориентированных трудов ученых: на основании аналитических работ ученых и полученных результатов опроса студентов разработать компонентную структуру концепции развития мотивов здоровьесбережения.

Материалы и методы исследования

Настоящее исследование строилось на следующих педагогических методах: теоретико-методологические исследования ученых и практиков по вопросам формирования мотивации к здоровьесбережению, анкетирование студентов, моделирование компонентов воспитательной системы для формирования у молодежи мотивации к сохранению физического и эмоционального здоровья в процессе профессионального обучения. Мотивационно-ценностные установки студентов по вопросам сбережения здоровья были определены в процессе анкетирования по авторскому опроснику «Здоровый образ жизни». Анкетирование проводилось в течение трех лет среди студентов консерватории от 1-го до 3-го курса. В 14 позициях анкеты вопросы открытого и закрытого характера, в которых предполагаются варианты ответов [11]. Всего в исследовании принял участие 91 студент вокального отделения консерватории. Из общего числа студентов 46 чел. – граждане КНР.

Результаты исследования и их обсуждение

Для того чтобы выстроить динамично функционирующую систему воспитания мотивации к укреплению и сбережению здоровья, необходимо, прежде всего, привести в оптимальное согласование все составляющие образовательно-воспитательного процесса. Их несогласованность ведет к дисбалансу в воспитании молодежи, к конфликту интересов личности и социума, к нарушениям психофизиологического саморазвития. Приоритетом должно стать активное внедрение в образовательно-воспитательный процесс «личностно ориентированных и здоровьесберегающих инноваций», которые имели бы своей целью формирование мотивов к саморазвитию, умению оценивать свои интеллектуальные и физические возможности и проводить тестовую оценку своих навыков [12]. Исходя из предложений ученых по структурированию образовательно-воспитательного процесса, содержание которого предусматривало бы и мониторинг уровня сформированности мотивов к самосовершенствованию и сохранению своего здоровья как одного из приоритетных условий личностной безопасности, студенты консерватории через ответы на анкету субъективно оценили свое отношение к этому вопросу. Полученные результаты противоречивы и неоднозначны.

Так, на вопрос анкеты «Считаете ли вы, что относитесь к своему здоровью бережно?» на первом курсе «да» ответили 3 %. Спустя год – 9 %. А уже на третьем курсе 21 % ответили утвердительно. На второй вопрос анкеты «Ведете ли вы осознанный подход к сохранению здоровья?» на первом курсе «да» ответили 14 % из числа обучающихся, на втором курсе – 16 %. А к третьему курсу число студентов, осознанно относящихся к сбережению здоровья, сократилось до 11 %. На вопрос «Укажите, что и кто помогает вам относиться к своему здоровью бережно?» 55 % третьекурсников ответили «медийные» личности. На первом курсе таковых было 25 %. То есть более чем в 2 раза увеличилось число студентов, которые ориентируются на мнение известных людей. Но на вопрос «Откуда получаете информацию по вопросам сохранения здоровья?» 46 % ответили «от врача», на первом курсе таковых было 39 %, на втором – 52 %. Из числа респондентов 36 % третьекурсников занимаются самолечением. Обучаясь на первом курсе, самолечением занимались 58 %, на втором курсе количество таковых уменьшилось до 41 %. К третьему курсу 73 % студентов часто пропускают занятия по физической культуре по различным причинам. Основная причина – переход в специальную медицинскую группу, так как заболевания студентов из острой периодической формы на первом курсе к третьему курсу переходят в хроническую (по нашим наблюдениям). Поэтому и существует необходимость консультаций врача для большинства молодых людей, несмотря на то, что внешним ориентиром на сохранение и приумножение личного здоровья являются люди с экранов и постеров. Вместе с тем 53 % студентам не удается системно посещать врачей, а 59 % не могут определиться, интересуются они вопросами сохранения здоровья или нет, 67 % не знают, должен ли успешный музыкант стремиться быть здоровым. К сожалению, результаты анкетирования констатируют, что студенты не рассматривают свое здоровье как составляющую профессионального долголетия.

Таким образом, созданы объективные и субъективные предпосылки для разработки модельной структуры формирования у студентов мотивации к сохранению и формированию личного здоровья. Исследовательские работы ученых по вопросам формирования мотивов к сохранению и приумножению здоровья в процессе профессионального обучения стали объективным обоснованием для моделирования компонентной структуры формирования позитивного отношения студентов к вопросам личного здоровьесбережения, а результаты анкетирования – субъективной составляющей идеи этого воспитательного процесса. В его структуре, целью которой будет сформированная мотивация к сбережению здоровья, запланировано три компонента. В их содержание внесены методические приемы, согласующиеся между собой и дополняющие традиционные подходы к воспитанию личностных качеств:

Теоретико-обоснованный. Исследование трудов ведущих ученых с целью конкретизации профессионально-ориентированных и инновационно-эффективных направлений формирования позитивной мотивации к сохранению личностью своего здоровья, теоретически аргументированный подход к структуризации воспитательных программ, определение причинно-следственных связей сформированных мотивов к здоровьесбережению и успешной профессионализации. Теоретико-обоснованный уровень формулируется на основании анализа соответствующих философских, социологических, психолого-педагогических, личностно-ориентированных исследований ведущих ученых (С.Л. Рубинштейн, К. Муздыбаев, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, С.Ю. Стукалов, Ю.С. Овчинникова, В.С. Степина, С.В. Безотосов, О.И. Коломок, И.В. Зазуля, М.В. Красностанова, И.С. Аврамкова и т.д.). Первоначально строится теоретическая модель, основанная на предположениях, базисом которых являются конструкты абстрактных объектов (знаний). Накопленный опыт приобретает вид схематичной матрицы, которая затем модифицируется в новые теоретические модели. В процессе такого обновления ценностная система личности также приобретает обновленную форму, переосмысливается, принимается осознанно или осознанно отвергается [13].

Организационно-регулирующий (мотивирующий). Организация воспитания и обучения, нацеленного на построение пространства личностной безопасности, ответственности за эмоциональное и физическое состояние. Построение маршрута исследования мотивационно-ценностных установок личности к сбережению здоровья, классифицирование характерных профессиональных нарушений здоровья у будущих музыкантов. Комплектование методик для оценки эффективности развития ответственности как интегральной личностной характеристики. Корректирование программ воспитания ответственности у студентов с учетом диагностических данных психофизиологического состояния обучающихся, их мотивации к вопросам здоровьесбережения. Организационно-регулирующий компонент действует на основе этики социализации и адаптации в образовательном пространстве, создающих условие для формирования мотивационно-ценностной личностной системы. Содержательное обоснование этапов становления бережного отношения к своему здоровью, личностно ориентированная актуализация обучающих программ с координацией действий преподавателя и студентов, применением форм учебной и внеучебной деятельности по воспитанию ответственного отношения будущих музыкантов к своему здоровью.

Профессионально-моделирующий. Применение методов и практик в личностно-ориентированном обучении в профессиональном становлении среди студентов музыкантов, обеспечивающие личностную заинтересованность студента, расширяющие границы для реализации творческих активов и возможностей. Конструирование проектно-исследовательских и функционально-обоснованных технологий, объединяющих лучшие инновационные практики из различных учебных курсов и подходов воспитания общей культуры. Развитие устойчивых положительных мотивов к сбережению здоровья, которые стали бы регулирующим инструментом к формированию личностной ответственности за свое психофизиологическое состояние, осознания ценности здоровья как основы к успешной профессиональной деятельности и обеспечения личностной безопасности, развивая выносливость организма в целом. Введение в контекст учебных и внеучебных занятий оригинальных, новаторских спортивно-оздоровительных мероприятий, совместная деятельность образовательных организаций различной направленности и профессионализации в формировании ответственности и мотивации к благополучию в эмоциональной и физической личностной сфере каждого студента.

Заключение

Результаты опроса дали основания для формулирования рекомендаций по структурной организации воспитательно-образовательного процесса, которые определяют реальную возможность для воспитания у студентов ответственного отношения к своему здоровью, формируют позитивную мотивацию к этому. Успешная профессионализация взаимосвязана с уровнем ответственности человека, в умении системно принимать и понимать проблемы, что помогло бы закрепить умения ставить задачи и находить способы их решения. Созданный контент, по нашим наблюдениям, обеспечивает студентам оптимальные условия для поддержания работоспособности, направленной на дальнейшую успешную профессионализацию. Учитывая своеобразие профессии музыкантов, учебно-воспитательная работа со студентами строилась в соответствии с принципами многокомпонентной педагогической технологии, представляющей из себя поэтапное построение мотивирующих основ (системы) к сохранению своего здоровья. Эта система представляет собой трехступенчатую структуру профессионально направленных микропрограмм (компонентов), выполняющих узконаправленные роли, совместно определяющие общую структуру воспитательного процесса – теоретико-обоснованный, организационно-регулирующий (мотивирующий), профессионально-моделирующий.


Библиографическая ссылка

Ахметвалиева М.Г., Коняева М.А. НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ МОТИВАЦИИ К СБЕРЕЖЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 1. – С. 108-112;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39916 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674