Важными причинами актуализации социально-педагогического сопровождения социализации иностранных студентов в образовательно-культурной среде вузов являются глобализация и интернационализация современного высшего образования, которые предусматривают рост академической мобильности, международное сотрудничество в образовательной сфере [1].
Динамичность современного общества требует от выпускника-студента не только получения определенных знаний, приобретения профессиональных умений и навыков, но и умений принимать решения, реализовывать внутренний потенциал, то есть в образовательном процессе необходимо развивать мотивационную сферу, волевые качества, ценностные ориентации личности будущего профессионала [2]. Особенно актуализируется эта тема в отношении иностранных студентов, проблемы которых обусловлены социализационными трудностями, связанными с вхождением в новую образовательно-культурную среду и социокультурное пространство другой страны; невозможностью быстро интегрироваться в это пространство и самореализоваться в нем вследствие непонимания требований нового социума, непринятия его ценностей и норм. Эти трудности, очевидно, обусловлены невозможностью построить продуктивное межличностное взаимодействие из-за недостаточного уровня владения языком обучения и сложности преодоления коммуникативных барьеров [3].
При выполнении новой социальной функции в нетрадиционной образовательно-культурной среде студенты вынуждены адекватно реагировать на изменение социальных условий, связанное с проживанием и обучением в другой стране, что влечет возникновение существенных осложнений в процессе их социализации [4].
Пребывание иностранных студентов в образовательно-культурной среде вуза требует специального внимания к формированию в них социальных качеств, усвоению социальных ценностей и образцов социального поведения, что делает возможным их социальное развитие и профессиональное становление [5]. Это внимание реализуется в социально-педагогическом сопровождении иностранных студентов через их защиту, помощь и поддержку в учебно-профессиональной и социокультурной деятельности [6].
Основной целью исследования является определение подходов и их результативности в ходе социально-педагогического сопровождения иностранных студентов в процессе получения высшего образования.
Материалы и методы исследования
В качестве эмпирической базы исследования были использованы данные трех российских университетов – Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ), Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и Казанского федерального университета (КФУ). Выбор университетов был обусловлен их лидирующими позициями по количеству обучающихся иностранных граждан. Были проанализированы программы и методические материалы по адаптации иностранных студентов, а также результаты анкетирования 205 респондентов-иностранцев первого и второго курсов в 2022/2023 учебном году. Для оценки эффективности различных подходов использовались методы качественного и количественного анализа, сравнительного изучения, статистической обработки полученных данных. Полученные результаты позволили сравнить реализуемые в вузах стратегии адаптации и сформулировать рекомендации по их совершенствованию.
Результаты исследования и их обсуждение
Социально-педагогическое сопровождение социализации иностранных студентов помогает реализовать основную цель пребывания иностранных студентов в России – получение высококачественного профессионального образования, формирование конкурентоспособного работника и высокоразвитой личности, способной реализовывать личностный потенциал в соответствии с вызовами информационного общества [7]. Социально-педагогическое сопровождение в образовательном процессе подготовки иностранных студентов имеет потенциальные возможности обеспечить эффективность процесса социализации, в частности относительно ее социально контролируемой составляющей – социального воспитания, которое происходит в образовательно-культурной среде высшего учебного заведения, предусматривает формирование у педагогов и других представителей российского социума, которые вступают в педагогическое взаимодействие с иностранными студентами, целостного представления об иностранном студенте как об объекте сопровождения [8]. Моделирование в образовании исследовано в различных аспектах, в частности:
– моделирование управления образовательными ресурсами, знаниями, оценка качества образования;
– моделирование учебного процесса в вузах;
– моделирование воспитательной системы вуза, личностно-профессиональной компетентности обучающегося.
Использование метода моделирования при разработке социально-педагогического сопровождения социализации иностранных студентов в образовательно-культурной среде вузов сделает возможным основательный разноаспектный анализ этого процесса.
Социализация приобретает признаки, обусловленные трансформациями информационного общества, в частности:
– усиливается роль человека при одновременной активизации социокультурных процессов в обществе;
– меняется роль факторов социализации, возрастает значение средств массовой коммуникации, усиливается влияние социальных сообществ, которые формируются в глобальной сети, и самой глобальной сети;
– происходит освоение виртуальной реальности, которая опредмечивается через деятельность человека в дальнейшем, меняет каналы передачи социального опыта, трансформирует социализационные возможности человека, способы его творческой самореализации [9];
– происходит расширение классического понимания понятия социализации как процесса усвоения личностью образцов поведения, социальных норм и ценностей, психологических наставлений благодаря усвоению информационной культуры, актуализируются процессы медиасоциализации, в частности киберсоциализации, как составляющие социализации личности [10].
Актуализируется внимание к социализации молодежи, которая находится на стадии развития личности и становления профессионала, возрастает значение высшего образования как ведущего агента реализации социально контролируемой социализации личности в современном социокультурном пространстве. Поэтому это концептуальное положение связано с изучением специфики социализации студенческой молодежи, которая основывается на общих теоретико-методологических идеях современной социальной педагогики и связана с проблемами формирования личности молодого человека в процессе обучения, помогает определить специфику социализационных процессов, характерных для этой социальной группы. Для студентов характерны:
– высокая социальная активность, оптимизм, стабилизация психических процессов, развитие умственных и творческих способностей, теоретического мышления, умение абстрагироваться;
– развитие интеллекта, творческой активности;
– эмоциональная чувствительность, эмпатия, открытость к эмоциональным воздействиям, повышенный интерес к собственному внутреннему миру, формирование личностной идентичности.
Студенты имеют новый социальный статус, разнообразие социальных ролей и соответствующих прав и обязанностей, а также представляют собой потенциальный ресурс социального развития информационного общества, реализации собственных творческих планов, потенциальных возможностей использования ценностей и традиций этого общества. Главная задача этой группы молодежи – подготовка к будущей высококвалифицированной профессиональной деятельности, следовательно, социальный статус этой группы временный. Для студенчества характерными являются постоянный поиск смысла жизни, стремление к прогрессивным трансформациям в обществе, но эти процессы происходят на фоне недостаточного социального опыта. Именно в студенческом возрасте постепенно формируется социальная зрелость, когда личность приобретает социальные качества, усваивает социальные ценности и формирует социальное поведение; происходит становление социальной субъектности. Но кризисные явления студенческого возраста обусловливают социальную дезадаптацию, конфликтность, агрессивность. Следовательно, в студенческое время часто возникает кризис идентичности как следствие противоречия между стремлениями и возможностями молодого человека, что и требует усиленного внимания к процессу социализации молодежи в условиях социокультурного пространства информационного общества.
Трансформация социокультурного пространства информационного общества влияет на социализацию студенческой молодежи, поскольку благодаря развитию глобализации социокультурного пространства происходит значительное расширение межличностного взаимодействия, приобретается возможность не ограничиваться национальным социокультурным пространством и выстраивать коммуникацию с представителями разных культур, реализуется диалог культур в процессе социализации. Виртуализация социокультурного пространства создает многочисленные риски для студенческой молодежи, что требует усиленного внимания к организации социально контролируемой социализации в высшем учебном заведении, которая призвана компенсировать негативные влияния стихийной социализации в виртуальном социокультурном пространстве. Происходит постепенная трансформация форм и методов социально-воспитательной деятельности, направленной на повышение эффективности социализации студенчества, но с обязательным учетом тех наработок, которые имеет современная социальная педагогика в области социализации студентов. Студенческая молодежь становится ведущим социальным субъектом, поскольку имеет неограниченный доступ к информационным потокам, возможность трансформировать и транслировать полученную информацию в соответствии с усвоенными социальными ценностями, сформированными социальными качествами и социальным поведением.
Согласно первому концептуальному положению, одной из теоретико-методологических основ моделирования социально-педагогического сопровождения социализации иностранных студентов является учет определенной специфики социализации студенческой молодежи в социокультурном пространстве информационного общества.
Вторым концептуальным положением, значимым для разработки модели социально-педагогического сопровождения социализации иностранных студентов в образовательной культурной среде вузов Российской Федерации, является определение специфики иностранных студентов как объекта социализации в российском социокультурном пространстве и образовательно-культурной среде вузов. Российское общество заинтересовано в том, чтобы иностранные студенты успешно овладели социальной ролью студента, имели способность и желание участвовать в социокультурной жизни российского социокультурного пространства, соблюдали требования российского законодательства, усваивали ценности российской культуры для успешной жизнедеятельности в стране, для реализации цели своего пребывания – получения качественного профессионального образования. Процесс социализации иностранных студентов предусматривает создание благоприятных условий для успешной интеграции в социокультурное пространство России, принятие ими этических и правовых норм, образа жизни россиян, формирование ценностных ориентаций, социальных качеств и социального поведения, продуктивных в социокультурном пространстве России. Статистические данные по иностранным студентам в России, а также анализ изучения проблем подготовки иностранных студентов в современном педагогическом дискурсе свидетельствуют о значительном количестве указанного контингента студенческой молодежи и актуальности исследования ее социализационных процессов. Иностранные студенты, находящиеся в социокультурном пространстве России, имеют такие же психовозрастные и социальные характеристики, что и отечественные студенты, но:
– отличаются социокультурными особенностями (этническими, религиозными, языковыми), поскольку получают высшее образование в нетрадиционной для них образовательной среде в условиях социокультурного пространства чужой страны, культура которой существенно отличается от традиционной культуры их родины;
– в этом пространстве они должны решать комплекс проблем, связанных не только с обучением, но и с необходимостью организации жизнедеятельности, требующей создания комфортных социокультурных условий для их образовательной деятельности и проживания;
– в начале своего пребывания в социокультурном пространстве России иностранные студенты не могут реализовать собственную социальную субъектность в связи с теми проблемами, которые возникают перед ними, поэтому есть смысл рассматривать их как объект социализации.
Моделируя социально-педагогическое сопровождение социализации иностранных студентов, необходимо выяснить его методологическое обоснование, являющееся определением совокупности целей, способов их достижений и планируемых результатов с точки зрения доминирующих ценностных наставлений, что и является научным подходом. Концептуальное положение связано с методологическими основами моделирования социально-педагогического сопровождения социализации иностранных студентов, прежде всего как совокупности методологических подходов и принципов социально-педагогического сопровождения их социализации. Методологическое обоснование социально-педагогического сопровождения социализации иностранных студентов – комплекс определенных теоретических подходов к реализации педагогического исследования. Концептуальными основами моделирования социально-педагогического сопровождения социализации иностранных студентов в образовательно-культурной среде вузов России являются системный, личностно-деятельностный, культурологический, аксиологический, акмеологический, средовой и компетентностный подходы.
Поскольку социально-педагогическое сопровождение социализации иностранных студентов в образовательно-культурной среде вуза рассматриваем как определенную систему, то нельзя обойти вниманием системный подход, предусматривающий объединение усилий всех субъектов сопровождения для достижения его цели – развитие социальности иностранных студентов, которые являются объектами сопровождения. Применение системного подхода в процессе моделирования социально-педагогического сопровождения социализации иностранных студентов:
– способствует оптимизации социально-педагогической деятельности по социализации иностранных студентов в образовательно-культурной среде вузов;
– позволяет рассматривать социально-педагогическое сопровождение социализации иностранных студентов как целостную систему, предусматривающую, что все ее компоненты подчиняются единой цели – развитию их социальности в условиях нетрадиционной образовательно-культурной среды;
– делает возможной связь социально-педагогического сопровождения с образовательной культурной средой вуза, реализуемой через включение социально-педагогического сопровождения в эту среду.
Культурологический подход помогает реализовывать социальное воспитание иностранных студентов, которое происходит в процессе межкультурной коммуникации в контексте диалога культур. Этот подход основан на использовании в социальном воспитании иностранных студентов их собственного социокультурного опыта, приобретенного в их родной стране и культуре. Культурологический подход предполагает, что основа социально-педагогической деятельности по социализации иностранных студентов – ориентация на национальные традиции, культурные ценности социума страны обучения. Следовательно, этот подход к моделированию социально-педагогического сопровождения социализации иностранных студентов напрямую связан с аксиологическим подходом, условиями которого являются ценностное отношение к любой личности, понимание самореализации личности как смысла человеческой деятельности.
Аксиологический подход позволяет исследовать и проектировать образовательный процесс в соответствии с закономерностями развития ценностей социума и основывается на необходимости учета общечеловеческих и профессиональных ценностей в процессе профессионального и социального становления личности. Аксиологический подход можно рассматривать как один из основных в усилении социальной роли высшего образования, особенно в отношении иностранных студентов. Он реализуется в восприятии, усвоении, принятии или неприятии иностранными студентами ценностей российской культуры. Аксиологический подход в моделировании социально-педагогического сопровождения социализации иностранных студентов позволяет учитывать ценности, которые формируются у иностранных студентов в образовательно-культурной среде вузов России, накладываются на общекультурные и профессиональные ценности, сформированные у иностранных студентов в условиях родной культуры и страны. Следовательно, у них формируется собственная система ценностей, обусловленная спецификой межкультурной коммуникации.
Реализация акмеологического подхода в моделировании социально-педагогического сопровождения социализации иностранных студентов предполагает обеспечение в этом процессе самореализации внутреннего потенциала личности иностранных студентов, самоактуализацию, направление на достижение вершин профессионального и социального развития. Реализация акмеологического подхода к моделированию социально-педагогического сопровождения социализации иностранных студентов создает условия для формирования акмеологической культуры личности, что, в свою очередь, влияет на формирование социально-профессиональной и межкультурной составляющих их социальности. Этот подход помогает определить условия оптимального профессионального и социального развития личности, потенциальные возможности такого развития для каждого человека. Следовательно, иностранным студентам необходимо обеспечить условия выяснения собственной программы саморазвития и самосовершенствования на профессиональном и социальном уровнях. Формирование акмеологического потенциала иностранных студентов в процессе социально-педагогического сопровождения их социализации делает возможной фокусировку на личностном потенциале иностранных студентов, их мотивах, потребностях, ценностных ориентациях, жизненных планах, формировании индивидуальной учебной и социализационной траектории для каждого иностранного студента, позволяет выбрать наиболее продуктивные формы, методы, средства их обучения и социального воспитания.
Авторами были проанализированы данные анкетирования 205 иностранных студентов первого и второго курсов трех вузов. Респондентам предлагалось оценить степень сложности различных аспектов адаптации по 5-балльной шкале. Полученные результаты систематизированы в таблице 1.
Таблица 1
Оценка сложности различных аспектов адаптации иностранными студентами (средний балл)
Аспект адаптации |
Оценка сложности |
Социокультурная адаптация |
3,8 |
Психологическая адаптация |
3,2 |
Академическая адаптация |
2,9 |
Языковая адаптация |
4,5 |
Как показано в таблице 1, наиболее проблемным моментом для иностранных студентов является овладение русским языком. Языковая адаптация получила максимальную оценку сложности в 4,5 балла. Также высокий уровень сложности (3,8 балла) демонстрирует социокультурная адаптация, подразумевающая освоение новой культуры. Несколько ниже оценивается психологическая адаптация – 3,2 балла. Наименее проблематичной для иностранных студентов является академическая адаптация – 2,9 балла. На основании изучения программ и методических материалов по адаптации в трех вузах были выделены следующие основные подходы в каждом из направлений.
Социокультурная адаптация. Все рассмотренные вузы включают в программы адаптации знакомство иностранных студентов с историей и культурой России через лекции и экскурсии. Кроме того, организуются различные культурные мероприятия (фестивали, концерты), позволяющие погрузиться в российскую среду.
Психологическая адаптация. Все вузы проводят тренинги по адаптации, направленные на формирование устойчивости к стрессам и чувства уверенности. Кроме того, в МГУ и СПбГУ работают психологические службы поддержки иностранных студентов.
Языковая адаптация. Все вузы предоставляют интенсивные курсы русского языка перед началом занятий. МГУ и КФУ организуют языковые партнерства для закрепления навыков в повседневном общении.
МГУ и СПбГУ реализуют программу социальных партнеров, при которой каждый иностранный студент получает помощь от российского сверстника (табл. 2).
Таблица 2
Участие иностранных студентов в программе социальных партнеров
ВУЗ |
Кол-во иностранных участников |
Кол-во российских партнеров |
МГУ имени Ломоносова |
97 |
97 |
СПбГУ |
83 |
83 |
Казанский Федеральный университет |
25 |
25 |
Для оценки эффективности используемых в вузах методик адаптации были проанализированы результаты анкетирования 205 иностранных студентов.
В частности, респондентов попросили оценить полезность различных мероприятий для социокультурной адаптации. Большинство опрошенных (78%) отметили высокую значимость экскурсионной и лекционной программ по истории и культуре России, позволяющих погрузиться в российское общество. Также положительные оценки получили культурные фестивали (68%) и возможность общения со сверстниками-россиянами (65%). Что касается психологической адаптации, то значительная доля респондентов (62%) отметила эффективность тренингов, ориентированных на формирование устойчивости к стрессам. Положительные отзывы получила и работа психологических служб поддержки в МГУ и СПбГУ. Оценивая языковую адаптацию, большинство опрошенных (98%) отметили высокую полезность интенсивных курсов русского языка. Кроме того, 89% студентов, участвовавших в программах языковых партнерств, отметили эффективность данной формы обучения русскому в естественной среде. На основе проведенного анкетного опроса можно сделать вывод об общей эффективности используемых в вузах подходов к адаптации иностранных студентов, ориентированных на комплексное решение возникающих задач.
Несмотря на наличие развитой системы мероприятий по адаптации в российских вузах, по-прежнему существует ряд проблемных аспектов, требующих дальнейшего совершенствования. Во-первых, несмотря на интенсивные языковые курсы, у значительной части иностранных студентов (около 30% по результатам анкетирования) возникают трудности с восприятием лекций и сдачей зачетов на русском языке в течение первого года обучения. Для решения этой проблемы необходимо расширение практик по закреплению языковых навыков в естественной среде, например путем организации дополнительных занятий с носителями языка. Вторым немаловажным вызовом является адаптация иностранных студентов к особенностям российской образовательной системы и методам преподавания. Довольно часто это становится причиной дезадаптации у обучающихся из стран с иными подходами. Для решения данной проблемы целесообразно разработать специальные тренинги по освоению стиля российского преподавания.
Следующий важный момент – необходимость формирования толерантной и инклюзивной среды в вузах. Несмотря на наличие в университетах этнокультурных объединений, 7% опрошенных иностранных студентов сообщили об эпизодах проявления к ним нетерпимости со стороны российских сверстников. Здесь важно проводить профилактическую работу среди всех студентов. Еще одна перспектива – более широкое использование цифровых технологий в адаптации. В частности, можно рассмотреть внедрение онлайн-курсов для дообучения русскому языку на дистанционном этапе, а также развитие мобильных приложений для оказания поддержки иностранным студентам.
Заключение
Образовательно-культурная среда высшего учебного заведения Российской Федерации – это сложное, многокомпонентное образование, которое постоянно меняется в зависимости от культурного контекста страны происхождения иностранного студента, а также является способом существования иностранного студента, уникальной формой бытия иностранных студентов в российском социокультурном пространстве, где создаются условия и возможности для как можно более полного самовыражения их индивидуальности. На основе учета потенциала образовательно-культурной среды применительно к его социально-воспитательным воздействиям на социальное развитие и профессиональное становление иностранных студентов, а также тех видов деятельности, которые реализуются ими в образовательном процессе (как учебном, так и воспитательном), необходимо выделять в структуре образовательно-культурной среды вуза следующие структурные элементы: кросс-культурный, организационно-технологический, учебно-профессиональный, социально-воспитательный. Образовательно-культурная среда вуза как социокультурный феномен связана с социальными ценностями и нормами, которые и формируются в образовательном процессе. Именно в образовательной культурной среде вуза происходит взаимодействие между субъектами образовательного процесса, осуществляются овладение социальным опытом, самоактуализация и самореализация личностного потенциала иностранного студента, удовлетворение личностных потребностей молодого человека; создаются условия для профессионального становления личности, а также для ее социализации.
Результатом социального воспитания как социально контролируемой социализации иностранных студентов в образовательно-культурной среде вуза предлагаем рассматривать социальность, которая реализуется в межкультурной и социально-профессиональной составляющих. Становление социальности иностранных студентов происходит в контексте межкультурной коммуникации, в которой на эффективность формирования готовности иностранных студентов влияют такие факторы, как уровень владения языком обучения и культурологические и страноведческие знания, личный опыт общения в новых условиях, уровень коммуникативных умений, усвоение моделей поведения в другой культурной среде. В соответствии с особенностями иностранных студентов как субъектов и объектов образовательного процесса и процесса социализации, необходимо создавать условия для их более быстрой социальной адаптации и эффективной социальной интеграции в российский социум и образовательную культурную среду высшего учебного заведения с учетом их интересов, потребностей, а также особенностей процесса аккультурации и стадий протекания «культурного шока» в контексте межкультурной коммуникации как формы взаимодействия иностранных студентов и представителей российского социума.
Проведенное исследование позволило достаточно полно проанализировать систему адаптации иностранных студентов в российских вузах. Однако ряд вопросов требует более детального обсуждения. Необходимо рассмотреть в большей степени такой важный аспект, как социокультурная адаптация. Как показал анализ, это одно из наиболее сложных направлений для иностранных студентов. В российских вузах данному аспекту уделяется системное внимание, однако мероприятия в основном носят информативный характер (лекции, экскурсии). При этом социокультурная адаптация в значительной степени зависит от уровня погружения в естественную среду. В связи с этим целесообразно рассмотреть возможность расширения практики языковых партнерств и стажировок, позволяющих иностранным студентам приобщиться к подлинной русской культуре в повседневном взаимодействии.
Важно также уделить больше внимания психологической поддержке иностранных обучающихся. В настоящее время во многих вузах эта работа сводится к однократным информативным тренингам. При этом, как показывает практика, дезадаптация может носить скрытый характер и проявляться не сразу. В связи с этим целесообразно предусмотреть регулярные индивидуальные и групповые консультации со стороны психологов.
Языковая адаптация также требует более тонкой проработки. Интенсивные курсы позволяют овладеть базовыми навыками общения, однако для успешного обучения по программе необходим более высокий уровень владения языком. В связи с этим целесообразно разработать программу последипломного обучения русскому языку, включающую дистанционное самообучение с промежуточной аттестацией.
Отдельного внимания заслуживает проблема адаптации к российской образовательной системе. Методы преподавания и оценивания знаний в различных странах имеют свои особенности. В связи с этим рекомендуется включить в программы адаптации специальные тренинги и практические занятия, знакомящие иностранных студентов с особенностями российского образовательного процесса. Еще один важный момент – создание благоприятной социальной среды. В российских вузах действуют этнокультурные объединения, однако этого недостаточно для формирования полноценной инклюзивной среды. Важно обеспечить проведение профилактических мероприятий, направленных на развитие толерантного мышления у всей студенческой общности.
Некоторые методы, используемые университетами для помощи в адаптации, доказали свою эффективность, в частности проведение историко-культурных лекций и экскурсий, тренингов по стрессоустойчивости, комплексные курсы русского языка и программы социального партнерства. Тем не менее, в существующих методологиях обнаружены определенные недостатки. К таким недостаткам относятся недостаточное владение русским языком, несмотря на интенсивные курсы, проблемы с погружением в методику и особенности преподавания вуза, а также потребность в более комплексной, утверждающей университетской среде. Таким образом, необходимы дополнительные усилия и новые подходы, направленные на решение этих насущных проблем.
В целях усиления интеграции иностранных студентов в российские академические учреждения следует подчеркнуть увеличение языкового партнерства. Кроме того, необходимо внедрить дополнительные курсы с носителями языка и целевую подготовку по адаптации к обучению на русском языке, а также усилить программы психологической поддержки студентов. Важным фактором облегчения процесса адаптации является применение цифровых технологий, в частности внедрение онлайн-курсов для дальнейшего повышения уровня владения русским языком и мобильных приложений для помощи иностранным обучающимся.
Библиографическая ссылка
Поморцева Н.В., Куновски М.Н., Коровяковский Д.Г. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 12-2. – С. 312-319;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39900 (дата обращения: 21.11.2024).