На данный момент система образования в России уделяет огромное внимание процессу подготовки будущих педагогов и повышению уровня компетентности уже активно включенных в данный вид деятельности специалистов.
Основным нормативным документом, регламентирующим требования к педагогическому работнику, остается Профессиональный стандарт, который предельно ясно определяет критерии оценки необходимого уровня образования специалиста, минимальный базис предметных знаний, однако, отводит лишь малую часть вопросам сопровождения педагогом развития обучающегося [1].
При этом Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования в качестве результата работы учителя с обучающимся видит понимание многообразия рынка труда и профессиональных направлений [2]. На уровне понимания глобальных процессов ученик должен осознавать взаимосвязь современных видов профессиональной детальности с уровнем развития общества и природы.
Данные требования к педагогу напрямую связаны с таким известным для всех направлением, как профориентационная работа с обучающимися. На данный момент на школьном уровне в данный процесс вовлечены учителя, школьные психологи, родители, классные руководители. Однако стоит отметить, что в отечественном образовании до недавнего времени не уделялось должного внимания в отношении формирования профориентационной компетенции педагога, поэтому можно смело говорить о том, что эта компетенция – нечто новое в современной педагогике [3]. Поскольку ранее чаще всего профориентационные функции возлагались на социального педагога, школьного психолога или классных руководителей.
Целью настоящей статьи является описание педагогом организации профессиональной ориентации школьников и поддержке педагогических кадров в процессе планирования и проведение работы по сопровождению выбора профессионального пути школьниками, в контексте рассмотрения данного процесса сквозь призму компетентностного подхода. Другими словами, рассмотреть ранее описанную деятельность педагога как одну из базовых профессиональных компетенций.
Материалы и методы исследования
В научной работе исследователя Н.В. Козыревой был обозначен термин, подходящий под описание комплексной работы педагога в профориентационном направлении и включающий идеи компетентностного подхода. Данным термином выступает формулировка «профориентационная компетенция педагога» [4]. Однако данным автором в полной мере не было представлено определение и механизмы формирования и оценки указанной компетенции. В исследовании данный термин становится базовым и получает четкую структуру, а также подробное описание и механизмы формирования.
Говоря о компетенции, автор опирается на определение, данное А.В. Хуторским и включающее заранее заданную норму требования к образовательной подготовке, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере [5].
На начальном этапе понимания «профориентационной компетенции педагога» можно определить ее как знания о требованиях, предъявляемых человеку в различных профессиях и специальностях, показания и противопоказания при выборе той или иной специальности, содержания условия труда, возможностях и перспективах дальнейшего карьерного роста. Но здесь стоит отметить, что важны не только знания, но и практическая составляющая.
Главной задачей при практическом использовании профориентационной компетенции является реализация профориентационной деятельности. То есть то, что в нее входит:
− Профессиональная информация – это информация о различных профессиях, рынке труда, требованиях к квалификации, возможностях карьерного роста и других аспектах, связанных с работой и трудоустройством.
− Профессиональная консультация – это процесс обсуждения и оценки потребностей и интересов человека в выборе профессии, анализ его навыков, интеллектуальных способностей, интересов и личностных качеств с целью помочь ему принять обоснованное решение о своем профессиональном пути.
− Профессиональный выбор – это процесс принятия решения о выборе будущей профессии или области деятельности, основанный на информации, консультациях, самооценке и анализе собственных возможностей и предпочтений.
− Профессиональная адаптация – это процесс освоения и адаптации к новой профессии, рабочей среде, коллективу и требованиям, связанным с выбранной профессией. Включает в себя усвоение новых знаний, навыков, адаптацию к новым ролям и обязанностям, а также развитие профессиональной и социальной компетенций.
Эти составляющие обеспечивают возможность эффективного выбора профессии учеником и последующее движение его личности в различных сферах, в том числе в образовательной.
Каким образом раскрывается эта компетенция? Педагогические работники должны иметь доступ к базе данных наиболее распространенных в их регионе профессий и иметь возможность знакомить с ними своих учеников на уроках и во внеурочной деятельности в рамках образовательного процесса. В настоящее время необходимая информация такого рода размещена на сайтах региональных центров профориентации и центров планирования карьеры.
Компетентность педагога для успешной реализации профориентационной деятельности должна включать как собственные представления о личности школьника, полученные самостоятельно на основе психолого-педагогической диагностики учащихся, так и его способность широко опираться на представления о данном школьнике его родителей, других педагогов школы и специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.
Особое внимание в процессе формирования профориентационной компетентности педагога должно быть уделено содержанию и методам профконсультирования. Консультирование помогает учащимся осознать свою личность, интересы, склонности, мотивы выбора профессии, а также потребности и возможности общества.
К сожалению, на данный момент нет единого мнения по определению «профессиональная компетентность педагога», которая является неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства. На авторский взгляд, данная компетенция – одна из важных, поскольку очень важно помочь учащимся самоопределиться в образовательно-профессиональной деятельности. Для этого преподавателям необходимо не только использовать имеющиеся знания и навыки, но и адаптироваться к современным условиям, учиться новому, развивать свои профессиональные компетенции. Однако на практике многие педагоги не хотят об этом задумываться, ссылаясь на свою загруженность.
Исходя из вышеуказанного, важно отметить роль данной компетенции. Она помогает как самому педагогу, так и его подопечным решить проблемы профессионального выбора. Для этого педагог должен владеть не только знаниями в области педагогики, но и должен быть компетентен в информационных, психологических и организационных вопросах профессионального выбора учащихся.
Результаты исследования и их обсуждение
В исследовании автор опиралась на рассмотренные классификации компетенций в педагогической науке и пришла к выводу о том, что «профориентационную компетенцию педагога» в современных условиях цифровой образовательной среды не относят строго ни к одному из существующих видов, ее необходимо представлять как интеграционное понятие, включающее следующие компоненты:
1. Функциональный компонент, направленный на раскрытие практического потенциала профессиональной ориентации школьников. В рамках данного блока педагогом формируются первичные представления о специфике деятельности по конкретному профессиональному направлению. Здесь ребенок должен определить для себя, чем функционально различается работа одного специалиста от работы другого. Глубже ознакомиться с особенностями профессий, появляющихся в условиях активного развития технологических и социальных процессов в обществе. Также в указанном компоненте профориентационной компетенции педагога важно создать условия для развития первичных навыков профессиональной деятельности, основываясь на реальных требованиях к специалистам отдельных отраслей. Дать возможность школьникам хотя бы на начальном уровне попробовать себя в желаемой профессии.
2. Когнитивный компонент относится к знаниевой области профориентационной компетенции школьника. Обучающемуся предлагается провести анализ существующих тенденций и требований рынка труда, относительно востребованных вакансий, оценить перспективы профессиональной реализации по различным отраслям. Особое место в данном блоке занимает возможность школьника смоделировать собственный путь профессионального развития от выбора необходимого учебного заведения для продолжения обучения на новой ступени образования по выбранной специальности до прогнозирования возможной трансформации отрасли или отдельной профессии в динамично меняющихся условиях труда.
3. Психологический компонент в полной мере раскрывает направленность профориентационной компетенции школьника на личностные особенности. Так, ключевое место отводится выявлению индивидуальных особенностей обучающегося (темперамент, мотивация, развитие критического мышления и т.д.). Основываясь на возрастных особенностях старших школьников, необходимо создать условия для формирования у них готовности к выбору профессионального пути на психологическом уровне. При этом важно помочь ребенку выстроить ценностно-смысловые ориентиры, опираясь на его личностные особенности, способности и интересы. Далее следует совместная работа педагога и ребенка по повышению мотивации к профессиональной деятельности по желаемому направлению.
4. Социальный компонент в профориентационной компетенции педагога акцентирует внимание на то, что работа напрямую связана с взаимодействием с другими людьми, поэтому необходимо помочь ребенку в развитии активной коммуникации, при этом направить на осознанность анализа и выбора социальных ролей в аспекте профессиональной деятельности.
Схожую характеристику относительно сфер влияния можно выделить и у профориентационной компетенции педагога. Она является своего рода «надкомпетенцией», не только позволяющей педагогу создавать условия для освоения школьниками материалов учебной программы, но способствующей индивидуальному развитию обучающегося на пути профессионального самоопределения, от школьной скамьи и на протяжении всей жизни.
С визуальным представлением структуры профориентационной компетенции педагога, зоны влияния на обучающихся в контексте профориентационной работы можно ознакомиться на рисунке.
Компонентная структура профориентационной компетенции педагога
В данной структуре автор постаралась адаптировать существующие направления профессиональной ориентации, зарекомендовавшие себя в практическом плане, такие как профессиональная диагностика, профессиональное информирование (просвещение), профессиональное консультирование и профессиональные пробы, так как данные направления педагогического взаимодействия продемонстрировали ранее высокую результативность. При этом интегрировали данные виды активности с получающими широкую большую популярность в современном образовании навыками – Soft skills, Hard skills, или же, при дословном переводе, «твердые» и «мягкие» навыки, играют важную роль в профориентационной деятельности.
Hard skills включают в себя специфические знания, навыки и умения, необходимые для успешной работы в определенной профессии, такие как владение определенными техническими навыками, знание определенной отрасли, умение работать с компьютерными программами и т.д.
Soft skills включают в себя мягкие навыки, которые не являются специфическими для определенной профессии, но не менее важны для успешной карьеры. К ним относятся коммуникационные навыки, решение проблем, адаптивность, креативность, умение работать в команде, планирование и управление временем и т.д.
При профориентации важно учитывать как hard skills, так и soft skills, поскольку для успешной карьеры необходим баланс между обоими типами навыков. В процессе профориентации должно быть уделено внимание развитию как технических навыков, так и личностных качеств, которые помогут человеку в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, в рамках исследования была описана структура ранее неиспользуемой в научных психолого-педагогических источниках компетенции. На уровне проводимого исследования было дано следующее определение профориентационной компетенции педагога – совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности по организации условий необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности обучающегося в рамках процесса выбора будущей профессии.
Заключение
Подводя итог, можно говорить о том, что на сегодняшний день профориентационная компетентность педагога – это действительно новое явление в современной педагогике. Поскольку нельзя не отметить важность этой компетентности как для самого педагога и его профессионального роста, так и для его учеников, которым необходимо ориентирование в большом потоке информации о различных направлениях деятельности человека. Можно говорить о том, что необходимо уделять особое внимание качеству подготовки будущих учителей, успешная профессиональная деятельность которых будет зависеть от их способности совмещать профориентационную работу с предметным обучением, обусловленную развитием у них именно профориентационной компетентности.
Библиографическая ссылка
Баканова А.А. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 12-1. – С. 99-103;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39867 (дата обращения: 08.12.2024).