Планирование и реализация мер по педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации являются одной из важнейших трудовых функций, предусмотренных Профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания». Для реализации этой функции педагог должен уметь анализировать жизненные ситуации обучающихся, проектировать программы формирования у обучающихся социокультурного опыта, планировать социально и личностно значимую деятельность, способствующую формированию традиционных российских ценностей [1]. Фундаментом современного воспитания являются ценностные основания, что закреплено в нормативных документах образования, согласно которым «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [2]. Для решения задач формирования традиционных российских ценностей у нового поколения обучающихся в педагогической науке и практике идет непрерывный поиск инноваций, обеспечивающих более эффективные практические результаты. К числу таких инноваций относится создание региональных инновационных площадок в общеобразовательных школах Красноярского края, основная идея которых заключается в интеграции деятельности учителей школ, преподавателей и студентов педагогических вузов, преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования в области подготовки педагогических кадров. Применительно к теме настоящей работы это означает совместную деятельность по совершенствованию компетенции учителей в области педагогической поддержки формирования традиционных российских ценностей у обучающихся.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, проектировании дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ «Педагогическая поддержка формирования традиционных российских ценностей у обучающихся» (далее – Программа) и описании опыта ее реализации на региональных инновационных площадках Красноярского края.
Научная новизна Программы и ее отличие от возможных аналогов заключается в том, что она основана на следующих теоретических положениях. Во-первых, для формирования традиционных российских ценностей учтена важность развития поликультурной среды общеобразовательной школы, как пространства социального функционирования и развития культур различных этносов, групп, индивидов. Второе положение заключается в использовании ценностно-смысловых коммуникативных практик, способствующих усвоению и взаимопередаче как традиционных российских ценностей, так и традиционный ценностей народов, населяющих Россию. Третье теоретическое положение, на котором основана данная Программа, заключается в насыщении образовательной среды деятельностными практиками, способствующими культуроосвоению и культуросозиданию артефактов, воплощающих традиционные российские ценности и ценности народов РФ.
Практическая значимость исследования, по мнению автора, заключается в возможности применения Программы для повышения квалификации учителей на инновационных площадках, созданных на основе принципа интеграции организаций дополнительного профессионального образования и общеобразовательных школ для подготовки педагогов к решению задач воспитания, построенного на ценностных основаниях.
Материалы и методы исследования
Исследование осуществлялось комплексом взаимосвязанных теоретических и практических методов. Теоретические методы включают: проблемный анализ, с помощью которого исследовались психолого-педагогические проблемы формирования традиционных российских ценностей; контент-анализ нормативных документов отечественного образования, регламентирующих воспитание современного поколения обучающихся; аксиологический анализ и отбор содержания, методов реализации, ожидаемых результатов Программы в соответствии с ее направленностью на ценностное развитие обучающихся. Практические методы исследования содержат проектирование ценностно-насыщенной поликультурной среды, ценностно-ориентированных деятельностных практик по культуроосвоению и культуросозиданию; ситуационный анализ, включающий работу с кейсами морального и нравственного выбора; методы и техники ценностно-смысловой коммуникации.
Материалами исследования послужили нормативные документы образования РФ, регламентирующие воспитательную деятельность в образовательных организациях; современные исследования по сущностным характеристикам педагогической поддержки; научные работы по воспитанию ценностей у современных обучающихся, по проектированию поликультурной среды в образовательных организациях, теории и практике коммуникации, культуроосвоению и культуросозиданию.
Результаты исследования и их обсуждение
Перейдем к рассмотрению результатов исследования с позиций практического воплощения выделенных теоретических положений дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Педагогическая поддержка формирования традиционных российских ценностей у обучающихся» в образовательных школах региональных инновационных площадок.
Рассмотрим практическую реализацию положения «Развитие поликультурной среды как пространства социального функционирования и развития культур различных этносов, групп, индивидов». В рамках этого положения Программой предусмотрено изучение сущностных характеристик поликультурной среды конкретной образовательной организации – традиций, норм и ценностей ее носителей, которыми являются представители разных культур, этносов, социальных групп; сложившейся практики межличностных контактов в системах «учитель – обучающийся», «обучающийся – обучающийся» «родитель – учитель»; своеобразие взаимодействия по поводу разрешения проблем и конфликтов и др. Формами реализации Программы являются интерактивные лекции с элементами беседы, проблемные и проектировочные семинары, педагогические мастерские. Так, например, выделение и изучение отдельных элементов поликультурной среды осуществляется слушателями на проблемном семинаре «Поликультурная среда общеобразовательной школы: структура, содержание, функционирование». Особый акцент на семинаре делается на выявлении многообразных внутренних и внешних связей между отдельными элементами поликультурной среды. Примером может служить проектировочный семинар на тему «Ресурсы школы в формировании базовых национальных ценностей обучающихся». На семинаре учителя выявляют ресурсы в организации поликультурной образовательной среды, которыми могут выступать личности обучающихся, педагога, родителей, педагогов как носителей определенных ценностей, национальной и культурной идентичности; внешние и внутренние факторы, детерминирующие ценностное развитие обучающихся; современные технологии воспитания и обучения. На педагогических мастерских учителя осваивают методы изучения ценностного отношения обучающихся к различным сторонам окружающей действительности, выполняя такие задания, как «Описание речевых и поведенческих маркеров, по которым можно установить ценностное отношение обучающихся к труду, к другими людям, к искусству, к природе, к научному познанию», «Описание традиционных семейных ценностей народов России» и др.
Для овладения трудовыми действиями по разработке внеурочных занятий, фрагментов уроков, ценностно-смысловое наполнение которых способствует формированию традиционных российских ценностей, учителям предлагаются задания на разработку кейсов для обучающихся общеобразовательной школы. Приведем пример разработанного учителем кейса для обучающихся 7 класса на анализ ситуации морального выбора.
Ситуация: «Обучающийся 7 класса С. узнал о том, что его одноклассник и близкий друг Г. принимает наркотики. С. считал употребление наркотиков опасным и недопустимым занятием и поговорил об этом с другом Г. В ответ он услышал заверения в том, что курение марихуаны совсем не опасно и даже разрешено в некоторых странах. В завершение беседы Г. попросил С. дать слово, что он никому об этом не расскажет, а особенно взрослым – родителям и учителям».
Задание для обучающихся к кейсу: Выделите ценностное «ядро» данной ситуации. Укажите ценностный выбор, перед которым оказался С. Предположите возможные высказывания обучающихся об их отношении к данной ситуации. Какие решения может принять С. в данной ситуации? Оцените их правильность/неправильность, возможные последствия каждого решения. Обоснуйте, на формирование каких ценностей направлена данная ситуация.
Перейдем к описанию практической реализации второго теоретического положения «Ценностно-смысловые коммуникативные практики, способствующие усвоению и взаимопередаче как традиционных российских ценностей, так и развитию ценностного отношения обучающихся к особенностям и многообразию ценностей народов, населяющих Россию». Необходимо отметить, что проблема коммуникации достаточно полно изучена в психолого-педагогической науке. В сотнях работ по данной проблематике обоснованы ее цели, задачи, методы и приемы, описаны барьеры и типичные ошибки. Автор работы предлагает взгляд на коммуникацию как на процесс, формирующий смыслы и ценности. Отличие такого взгляда можно сформулировать в нескольких позициях. Во-первых, ценностно-смысловая коммуникация построена на взаимопередаче так называемой «ценной» информации – понятии, введенном Д.С. Чернавским как характеристики ее полезности для достижения поставленной цели. Величина ценности информации определяется либо возможностью уменьшения материальных или временных затрат, благодаря ее использованию, либо увеличением вероятности достижения цели после получения информации по сравнению с вероятностью до ее получения [3, с. 21]. При этом информацией являются не только сведения и факты, но и эмоциональные состояния, чувства, переживания, убеждения. Педагогический смысл ценности информации можно понять в связи с отношением к ней обучающегося: информация является ценной только в том случае, если он усматривает в ней личностный смысл для решения своей проблемы. Второй отличительной особенностью ценностно-смысловой коммуникации является то, что она осуществляется с использованием не абстрактно-логического, а сенсорного языка, с помощью которого информация описывается в категориях «вижу, слышу, ощущаю». Иначе говоря, коммуникация будет передавать ценности и смыслы в том случае, если она описывается на языке образов, звуков и ощущений. Такой язык не использует слов долженствования, оценок, советов и приказов. Язык ценностно-смысловой коммуникации использует соединение внешних зрительных, слуховых и эмоциональных образов со своими внутренними для создания ассоциативного значения и формирования личностного смысла. Информация внешнего мира (люди, события, действия) ассоциируется с внутренней информацией, представленной в виде чувств, настроений, представлений. Так формируется личностный смысл новой информации, которая может стать источником ценностного отношения [4, с. 270–280]. Третьей особенностью ценностно-смысловой коммуникации является обязательное наличие «значимого Другого». Ценностно-смысловая коммуникация может осуществляться только в том случае, если учитель для обучающегося является значимым человеком. При этом значимость может иметь двоякий характер – значимость «другого» как носителя личностных качеств и как человека, выполняющего определенные виды деятельности. Степень значимости может быть очень широкой (диффузной) и охватывать широкий диапазон действий, которые обучающийся будет готов выполнить, ориентируясь на «другого», поскольку они соответствуют шкале его ценностей и не вступают с ними в противоречие [5, с. 345].
Образование личностного смысла ценностей в коммуникации можно описать тремя процессами – ценностным смыслообразованием, ценностным смыслопорождением и рефлексией [6, с. 14–18]. Процесс смыслообразования может касаться не только актуальных событий, но и переживаний, в процессе которых учитель помогает найти ответы на вопросы: «Почему со мной это произошло? Как это повлияло на мою жизнь? Что я вынес из этой ситуации?» Смыслопорождение имеет место, если с течением времени у человека порождаются новые ценности, а «старые» заменяются другими. Процесс индуцирования ценностей может осуществляться в рефлексивной деятельности по осознанию ценностно-смысловых оснований своих мыслей, чувств, поступков, деятельности. Объектами рефлексии, порождающей, например, смыслы ценностей образования: «старание», «настойчивость», «результат», «оценка» – выступают осмысление эффективности способов своей интеллектуальной деятельности, анализ ее результатов, успеваемости, поиск взаимосвязей между успешностью в учебе и способами ее достижения. Другим ценностно порождающим объектом рефлексии является понимание целей, мотивов, намерений других людей; установление их формального и неформального статуса, роли; оценка результативности деятельности; поиск источников конфликтов. Рефлексия позволяет осмыслить переживание ситуации с разных позиций и увидеть в ней новые грани: в тупике – возможные выходы, в страдании – очищение, в конфликте – развитие. Рефлексивной оценке могут подвергаться актуальные ситуации, позволяющие фиксировать свои мысли и чувства в данный момент. Рефлексия прошлого как переосмысление уже пережитого – это возможность увидеть ситуацию по-новому, найти свои ошибки, причины успехов и неудач.
Для формирования умений учителя актуализировать у обучающихся механизмы смыслообразования, смыслопорождения и рефлексии им предлагаются практические задания на проектирование ситуаций ценностно-смысловой коммуникации. В ходе выполнения этих заданий слушатели проектируют ситуации коммуникации, в которых нужно сделать нравственный выбор, проанализировать ситуации «антагонизма» ценностей или ценностные дилеммы.
В качестве примера приведем задание, в котором педагогу предлагается проектирование ценностно-смысловой коммуникации в системах «обучающийся – обучающийся», «обучающийся – педагог», «педагог – педагог», «педагог – родитель». Другим примером является задание на анализ ситуации ценностно-смысловой коммуникации по алгоритму: ценностное «ядро» ситуации, поведение участников в ситуации, проявление ценностного (антиценностного) отношения, полученный коммуникативный опыт, прогноз поведения участников в изменяющихся условиях.
Обратимся к описанию реализации третьего теоретического положения Программы, на котором она основана – «Насыщение образовательной среды деятельностными практиками, способствующими культуроосвоению и культуросозиданию артефактов, воплощающих традиционные российские ценности и ценности народов РФ». Практики построены на соотнесении личного опыта обучающихся с культурно-историческими достижениями человечества; установлении соответствия личных ценностей с общекультурными ценностями. С позиций формирования традиционных российских ценностей культуроосвоение и культуросозидание направлены на творческий и опосредованный характер освоения, воспроизводства, производства ценностей культуры; целостность и событийность, обеспечивающие эмоциональную насыщенность воспитательного процесса, способствующую формированию традиционных российских ценностей. Педагогический потенциал практик раскрывается в возможности формирования у детей ценности труда и творчества, здорового и безопасного образа жизни, самоопределения в вопросах добра и зла в максимально комфортной атмосфере благоприятной микросреды.
Приводим примеры заданий для учителей: «Опишите информационную практику с обучающимися, способствующую культуроосвоению традиций, норм, ценностей народов России». «Опишите деятельностную практику с обучающимися общеобразовательной школы, способствующую культуросозиданию артефактов, в которых закрепляются, сохраняются и развиваются традиционные российские ценности».
Особое внимание в Программе уделяется изучению социокультурного потенциала социальных сетей как источника ценностно насыщенного контента, который педагоги могут сами создавать и размещать. Контент представляет собой аудио- и видеоматериалы о культурных традициях, обычаях и нравах народов, населяющих Россию. На занятиях слушатели выбирают тему, формат электронного продукта (видеоролик, презентацию, портфолио, блог и др.) проектируют контент для размещения в социальной сети.
Ожидаемые результаты реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Педагогическая поддержка формирования традиционных российских ценностей у обучающихся» раскрываются в трудовых действиях по оказанию педагогической поддержки обучающимся, в числе которых анализ ситуаций жизнедеятельности обучающихся, методы создания ценностно насыщенной поликультурной среды, проектирование и реализация мероприятий, дополнительных развивающих программ, направленных на освоение социокультурного опыта, основанного на традиционных российских ценностях и др.
Заключение
Проведенное исследование показало, что повышение квалификации учителей в области педагогической поддержки формирования традиционных российских ценностей у обучающихся можно осуществлять не только в организациях дополнительного профессионального образования, но и непосредственно в общеобразовательных школах региональных инновационных площадок. Как показало исследование, такое повышение квалификации обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным. Во-первых, обучение учителей осуществляется непосредственно в поликультурной среде школы, как пространстве сосуществования ценностей различных этносов, групп, индивидов. Еще одно преимущество заключается в непосредственном включении слушателей в коммуникативные практики реальной школы, в которых они могут выявить актуальные проблемы, связанные с усвоением и взаимопередачей как традиционных российских ценностей, так и ценностей народов, населяющих Россию. Отметим еще одно преимущество, связанное с тем, что разработанные в процессе обучения дидактические и методические материалы деятельностных практик, способствующих культуроосвоению и культуросозиданию артефактов, оперативно апробируются в образовательном процессе школы.
Библиографическая ссылка
Яковлева Н.Ф. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПЛОЩАДКАХ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 11. – С. 246-250;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39852 (дата обращения: 21.11.2024).