Современный этап развития школьного образования характеризуется усилением внимания к воспитательной стороне обучения, что закреплено в нормативно-правовых документах. В частности, утверждается необходимость разработки и внедрения программ воспитания в рамках общеобразовательных программ для начального общего, основного общего и среднего общего образования с целью реализации воспитательного потенциала совместной деятельности педагогов и учащихся. Объектом воспитательной работы средствами различных учебных предметов выступает духовно-нравственное воспитание учащихся, в том числе такой его аспект, как патриотическое воспитание, которое осуществляется на базе патриотической лексики и патриотически-ориентированных текстов, подвергающихся комплексному анализу, структурно-смысловой трансформации и творческой интерпретации учащимися.
В модели патриотического воспитания объединяются следующие аспекты изучения феномена:
1. Определение патриотического воспитания. Патриотическое воспитание – это систематическая, целенаправленная образовательная и массовая просветительская деятельность органов государственной власти, общественных организаций, образовательных организаций и учреждений молодежной политики, иных субъектов патриотического воспитания по формированию у граждан нравственных взглядов, содержанием которых является любовь к Отечеству, уважение истории и культурных особенностей, гражданской позиции, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины [1]).
2. Структура патриотического воспитания раскрывается в научной (психолого-педагогической и методической) литературе по-разному, в зависимости от избранного авторами критерия его внутренней дифференциации:
1) в зависимости от объектов педагогического воздействия (С.Н. Путятин) [2];
2) в зависимости от субъектов, объектов и условий педагогического воздействия в структуре патриотического воспитания.
3. Принципы патриотического воспитания состоят в следующем:
1) в служении России, Отечеству, что выражается в комплексах актуализируемых на уроках и во внеклассной деятельности идей, мотивов, императивов;
2) в сохранении и приумножении исторической и социальной памяти как залога формирования патриотических убеждений учащихся, передачи им мировоззренческого, духовного, социального и культурного опыта;
3) в поддержании преемственности между поколениями как условия сохранения внутренней целостности общества, развития общего культурного и ценностно-смыслового поля – воспитательной среды для подрастающих поколений;
4) в социокультурной и национальной самоидентификации подростков;
5) в акцентировании сакральности государственных символов;
6) в соборности как коллективности в воспитании гражданских и патриотических чувств учащихся (что предполагает, например, проведение дискуссий, круглых столов, организацию массовых воспитательных мероприятий, участие в олимпиадах, конкурсах и т. д.);
7) в традиционности и инновационности патриотически-ориентированной воспитательной деятельности в целом.
4. Способами реализации патриотического воспитания М.А. Мазур [3] считает:
1) убеждения – элементы патриотического мировоззрения, представляющие собой мнения, суждения, основанные на вере в первостепенную значимость чего-либо (например, победы в Отечественной войне 1812 года для дальнейшего развития и внутреннего укрепления России), в незыблемость духовно-нравственных ценностей и социальный опыт. Убеждения актуализируются в рамках таких элементов обучения, как дискуссия, беседа, диспут, ситуационный анализ, историческое и историко-лингвистическое комментирование, иллюстрирование примерами, служащими аргументами к данной точке зрения;
2) побуждения – подтверждения значимости убеждений и стимулирование у учащихся стремления претворять их в жизнь путем акцентирования важности для индивида и социума. Побуждения служат средством интериоризации убеждений, придания им личностной значимости в процессе анализа героических поступков, описанных в художественной и документальной литературе, их похвалы, в рамках ученического творчества и т.д.;
3) приучение – формирование правильного поведения на основе убеждений и побуждений в ходе игры, проектной деятельности исследовательского и творческого характера.
Таким образом, патриотическое воспитание представляет собой важнейшую часть воспитательной работы в современной школе и должно осуществляться на уроках по разным учебным предметам. Патриотическое воспитание есть целенаправленное педагогическое воздействие по формированию у учащихся патриотического сознания в процессе усвоения и интериоризации патриотических смыслов, привития любви к Родине и развития готовности ставить общественные интересы выше собственных, защищать народ и страну в различных ситуациях. Оно носит целостный, комплексный, ступенчатый, систематичный, длительный, перспективный, реактивный, гибкий, репрезентативный, активный характер. Сущность данного вида воспитания составляет идея патриотизма; его содержание определяют комплексы патриотических смыслов и моделей поведения, которые усваиваются учащимися в процессе детального изучения знаменательных исторических событий, произведений литературы и других видов искусства, посвященных им, в результате обращения к новейшей истории в рамках дискуссий и т.д. Результатами патриотического воспитания становятся патриотические знания и представления, патриотические ценности и убеждения, опыт патриотической деятельности, интегрирующиеся в понятие «патриотическая воспитанность учащегося». Это внутренняя готовность к служению Отчизне, к активности в различных видах деятельности, транслирующих эмоционально-ценностное отношение к своей Родине и народу в целом.
Результатом такого рода воспитательной работы на уроках русского языка в школе должно стать формирование у учеников патриотического сознания в процессе усвоения и интериоризации патриотических смыслов, привития любви к Отечеству и развития готовности ставить общественные интересы выше собственных, защищать народ и страну в различных ситуациях, что особенно актуально в старших классах. Однако дидактические материалы учебников не обнаруживают большой потенциал в осуществлении патриотического воспитания, что послужило причиной разработки инновационного воспитательного модуля «Я и Родина», предназначенного для внедрения в общеобразовательную программу по русскому языку для старших классов. Вслед за Ю.В. Головановой под модулем мы понимаем отдельный блок учебной дисциплины или воспитательного процесса на базе нее, характеризующийся относительной самостоятельностью, автономностью [4]. Он может представлять собой систему занятий по предмету воспитательной направленности. В рамках данного исследования инновационный воспитательный модуль предполагает комплексы упражнений воспитательного характера для уроков русского языка.
Цель исследования заключается в выявлении специфики включения инновационного воспитательного модуля в общеобразовательную программу по русскому языку (на примере инновационного воспитательного модуля патриотического воспитания «Я и Родина»).
Материалы и методы исследования
В качестве ведущих методов исследования нами применялись: 1) метод теоретического анализа нормативно-правовых документов современного школьного образования, учебников русского языка для старших классов; 2) описательный, сравнительно-сопоставительный, типологический методы, использующиеся для предельно полного и всестороннего раскрытия феномена «патриотическое воспитание»; 3) методы педагогического проектирования и методического моделирования воспитательных систем и их компонентов, необходимые при создании инновационного воспитательного модуля патриотического воспитания на уроках русского языка в старших классах.
Результаты исследования и их обсуждение
Инновационный воспитательный модуль «Я и Родина», как и другие воспитательные модули, представляет собой функциональный узел, содержащий различные виды специальной информации по достижению намеченных педагогических целей. Инновационный воспитательный модуль «Я и Родина» входит в общеобразовательную программу по русскому языку для старших классов в виде некоторой надстройки к разбору языковых тем – упражнений по ним или специальных уроков развития речи патриотической направленности. Данный модуль предполагает осуществление патриотического воспитания учащихся средствами русского языка по историко-патриотическому, военно-патриотическому, культурно-патриотическому, нравственно-патриотическому, краеведческому направлениям, не всегда четко дифференцированным в обучении, главными средствами актуализации которых выступают патриотически-ориентированные тексты. Это, прежде всего, программные тексты русской литературы, а также высказывания известных людей, современная публицистика о Родине, России и других вопросах, связанных с патриотизмом и проблемами его воспитания, проявления в обществе. Основным методическим принципом организации воспитательной работы является развитие гражданственности, активной социальной позиции через осознание необходимости личного участия в общественной жизни страны, готовности к самопожертвованию во имя высших идеалов и будущего Родины. Данный методический принцип обусловливает широкое использование дедукции – перехода от общего материала к личным наблюдениям старшеклассников, обеспечивающий развитие у них патриотических качеств в результате интериоризации почерпнутых из литературы знаний и суждений.
Ведущей целью воспитательной работы в рамках инновационного воспитательного модуля «Я и Родина» является формирование у учащихся положительного образа Родины, России и развитие у них патриотического сознания как аксиологического отношения к своей родной стране и людям, ее населяющим, воспитание любви к ним в целом. Этому способствует многообразие форм воспитательной работы, проводимой в рамках как обычных уроков русского языка в старших классах, так и специальных занятий (урока – творческой мастерской, урока развития речи). Сам модуль состоит из пяти блоков, каждый из которых курирует свое направление патриотического воспитания: историко-патриотическое, военно-патриотическое, культурно-патриотическое, нравственно-патриотическое и краеведческое. Каждое направление работы нашло непосредственное отражение в системе заданий, обеспечивающих реализацию патриотического воспитания на уроках русского языка в рамках инновационного воспитательного модуля «Я и Родина». В рамках данной статьи хотелось бы сделать акцент именно на них. Это прежде всего:
1. Интерактивные задания с элементами языкового прогнозирования и моделирования, наибольшую продуктивность обнаруживающие на этапе формирования учебной мотивации к изучению языкового явления или повторения сведений о нем. Интерактивность способствует повышению познавательного интереса учащихся к рассмотрению языкового явления, что лежит в основе формирования учебной мотивации урока. В качестве примера такого задания, выполняющегося в интерактивных таблицах, можно привести задание по теме «Однородные члены предложения»:
− Перед вами таблица, в один из столбцов которой помещен отрывок из стихотворения А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом», где пропущены некоторые члены предложения. Попробуйте восстановить их, сравнив свой вариант текста с авторским (помещен в другом столбце таблицы, требуется изменение цвета шрифта для того, чтобы текст стал видимым). Какой вариант вам понравился больше и почему? С каким синтаксическим явлением здесь мы сталкиваемся? (Однородные члены предложения). Спрогнозируйте тему и содержание урока. Каковая функция данного синтаксического явления в развернутом высказывании? Соотнесите его с темой и главной мыслью стихотворения. Почему оно так важно для А.Т. Твардовского? (Во-первых, однородные члены предложения выполняют описательную и конкретизирующую функции: позволяют в деталях показать место и обстоятельства гибели одного из героев Великой Отечественной войны. С другой стороны, им свойственна усилительная функция, что особенно отчетливо ощущается в конструкциях с повторяющейся частицей ни. Так автор раскрывает сожаление героя о своей ранней гибели на фронте, а для читателя подчеркивает величие подвига советского солдата, непомерность той цены, которая уплачена за нашу мирную жизнь).
Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
(В пятой роте) …, на левом,
При жестоком налете.
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни … (лычки)
С гимнастерки моей…
Летом горького года
Я убит. Для меня –
Ни известий, … (ни сводок)
После этого дня.
Интерактивную работу над патриотически-ориентированным текстом на данном этапе урока можно дополнить продуктивным заданием, на написание письма солдату – герою стихотворения А.Т. Твардовского – от лица наших современников. Это будет способствовать усилению патриотической направленности языковой деятельности в целом.
2. Мультимедийные задания с применением поисково-исследовательского и ситуативного методов, которые целесообразно использовать на этапе целеполагания, постановки проблемы урока, ее разрешения в процессе наблюдений над дидактическим материалом. Мультимедийность выступает источником образной наглядности, которая, с одной стороны, помогает лучше разобраться в языковом материале, с другой стороны, актуализировать патриотические чувства учащихся. Приведем пример использования такого задания в рамках урока по лексике, посвященного антонимам в русском языке, где мультимедийность акцентирует уникальность России не только как самой крупной страны мира, но и как особого духовного пространства.
− В сети Интернет найдите цитаты известных людей, в которых Россия сравнивается с другими странами. Согласны вы с этими утверждениями? Какие чувства они у вас вызывают? Поделитесь своими наблюдениями о несхожести России с другими странами мира. Какое влияние оказала ее непохожесть на других в ключевые моменты истории? Приведите примеры.
− Какой прием положен в основу логической структуры таких высказываний? (Антитеза). С помощью каких элементов реализуется данный прием? (Антонимы). Исходя из этого, сформулируйте тему урока, его ведущую образовательную цель. (Тема урока: антонимы в русском языке. Цель урока: сформировать общие представления об антонимах в русском языке).
− Выберите несколько таких утверждений, на мультимедийном слайде или в плейкасте наглядно покажите, каким странам противопоставляется Россия. (Например, Россия ↔ Америка ↔ Европа у В.И. Немировича-Данченко; Россия ↔ Америка у М.Н. Задорнова; Россия ↔ другие страны у С.А. Янковского; Германия, Франция, Италия ↔ Россия у Н.М. Карамзина; Россия ↔ США у М. Рурка и др.). Докажите, что в составе данных высказываний содержатся антонимы – слова с противоположными значениями.
− Могут ли слова, не имеющие противоположных значений, выступать в роли антонимов? Как называются такие антонимы? (Контекстные/контекстуальные). С учетом этого дополните формулировки темы урока и его ведущей образовательной цели. (Тема урока: контекстуальные антонимы в русском языке. Цель урока: сформировать общие представления об антонимах и их разновидностях в русском языке).
− Каким образом данные утверждения можно преобразовать в высказывания с общеязыковыми антонимами? (Заменить имена собственные нарицательными с похожей семантикой, например, Россия → Родина, Америка → чужбина). Можно ли полученные высказывания так же легко проиллюстрировать на слайдах? С чем это будет связано? (Нет, так как они потеряют свою конкретику).
1. Эвристические задания, выполняющиеся в процессе мозгового штурма, наибольшую продуктивность обнаруживающие на этапе систематизации полученных знаний, поскольку предполагают решение учебных проблем, расширяющих понимание языковых явлений, углубляющих представления о них у учащихся в целом. Так, на уроке по изучению такого морфологического признака глагола, как категория времени, реализация патриотического воспитания может осуществляться в рамках эвристической работы по фрагменту романа Л.Н. Толстого «Война и мир» «Совет в Филях 1812 года», где особый интерес представляет соотношение форм глаголов настоящего и прошедшего времени:
«Бенигсен открыл совет вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России, или защищать ее?» – Священную древнюю столицу России! – вдруг заговорил он [Кутузов], сердитым голосом повторяя слова Бенигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов. – Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. (Он перевалился вперед своим тяжелым телом.) Такой вопрос нельзя ставить, и такой вопрос не имеет смысла. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение». (Он откачнулся назад на спинку кресла.)» [5].
Вопросы, актуализирующие воспитательную направленность данного дидактического материала в рамках эвристической беседы, могут быть сформулированы следующим образом:
− О каком историческом событии здесь идет речь? Из каких строк нам становится это известно?
− Почему Кутузов возмутился вопросом Бенигсена, несмотря на его логичность в сложившейся ситуации? В чем полководец видит его бессмысленность для русского человека?
− Чем отличается новая формулировка данного вопроса, предложенная Кутузовым?
− Как бы вы оценили описываемое событие с позиций современности? Возможно ли его повторение сегодня?
Эвристическую беседу следует продолжить групповым выполнением практического задания в рамках мозгового штурма по общей учебной проблеме:
− Выделите в тексте глаголы в форме настоящего и прошедшего времени. Как они распределены между репликами героев и словами автора? С чем это связано?
Учащиеся подчеркивают глаголы в форме настоящего и прошедшего времени, выдвигают предположения о возможных причинах достаточно четкого распределения глаголов в форме настоящего и прошедшего времени между репликами Кутузова и словами автора, подбирают аргументы в защиту своей позиции. В процессе коллективного обсуждения групповых решений проблемы устанавливается следующее. В словах автора фигурируют формы прошедшего времени глаголов, поскольку речь идет о событиях прошлого. В словах Кутузова, наоборот, мы видим формы настоящего времени глаголов, которые употреблены главным образом во вневременном значении, так как вопрос, озвученный Бенигсеном, никогда, по мнению именитого полководца, не встанет напрямую перед нашим народом, готовым до последнего биться с неприятелем за свободу Отчизны.
2. Поисково-исследовательские задания на основе кластерного и ситуативного анализа, которые также продуктивно использовать на этапе систематизации и обобщения полученных знаний. Приведем пример такого задания к уроку по морфологии на тему «Разряды имен существительных»:
− Из повестей В. Быкова «Сотников», «Обелиск» выпишите отвлеченные имена существительные на тему «Патриотизм». Аргументируйте свой выбор. Распределите их на группы. Подготовьте кластер (геометрическую схему), наглядно раскрывающий содержание данного понятия. Используя материалы словарей, дополните его отвлеченными именами существительными, имеющими синонимичные и антонимичные значения к единицам, извлеченным из текста. Сформулируйте определение понятия «Патриотизм». Как соотносятся данные слова с ним? Какие из обозначенных отвлеченными именами существительными патриотических качеств личности присущи именно вам? В каких ситуациях они проявлялись? Как воспитывать в себе патриотические качества личности в отношении «малой» и «большой» Родины, семьи, общества в целом? (Ориентироваться на положительные примеры в жизни, читать художественные произведения о патриотизме, знакомиться с документами военных лет, описывающими подвиги советских людей, общаться с ветеранами, постигать историю родного края и русскую культуру, следить за чистотой и грамотностью своей речи, проявлять дисциплинированность, ответственность в делах, уважение к окружающим и т.д.).
Среди выписанных учащимися отвлеченных имен существительных могут быть следующие: отвага, отважность, бесстрашие, твердость, смелость, геройство, нерешительность, трусость, пугливость, настороженность, предательство. Учебный кластер «Патриотизм», следовательно, будет содержать отвлеченные имена существительные, раскрывающие качества характера, необходимые для проявления патриотизма в критической ситуации или, наоборот, препятствующие ему (рисунок).
3. Продуктивные задания с элементами технологии развития критического мышления и информационно-коммуникационных технологий, которые целесообразно применять на заключительном этапе работы по языковой теме (подведения итогов, творческой рефлексии), например:
− Написать стихотворение на тему «Я люблю Россию» с использованием имен существительных только женского рода (в рамках урока на тему «Род имен существительных»).
− Написать диаманту (стихотворение заданной логической структуры, состоящее из семи строк, в котором сопоставляются два понятия) со словами «родина» ↔ «чужбина», подчеркнуть узуальные и контекстуальные антонимы (в рамках темы «Антонимы и их типы»).
Учебный кластер «Патриотизм»
− Написать словарные статьи к устаревшим названиям оружия и воинского обмундирования, встречающимся в романе А.Н. Толстого «Петр Первый». Подготовить на основе них статью «Армия Петра I» для Википедии, учитывая особенности структуры таких статей. Смоделировать устное сообщение о том, насколько изменились оружие и воинское обмундирование в наше время, с чем это связано. Дать оценку военной мощи современной России (в рамках урока по лексике на тему «Устаревшие слова. Архаизмы и историзмы»).
Заключение
Итак, к заданиям, способствующим патриотическому воспитанию в рамках инновационного воспитательного модуля «Я и Родина» на уроках русского языка в старших классах, мы отнесли: интерактивные задания с элементами языкового прогнозирования и моделирования; мультимедийные задания с применением поисково-исследовательского и ситуативного методов; эвристические задания, выполняющиеся в процессе мозгового штурма; поисково-исследовательские задания на основе кластерного и ситуативного анализа, дифференцированные в зависимости от этапа работы с языковой темой, предполагающие обращение к патриотически-ориентированным текстам, которые подвергаются разбору, творческой переработке и лингвистическим экспериментам. Кроме того, в содержании инновационного воспитательного модуля «Я и Родина» предусмотрена продуктивная деятельность учащихся на основе применения технологии развития критического мышления и информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих высокий познавательный интерес учащихся и усиливающих структурированность, наглядность учебного материала. Выполнение предложенных нами заданий направлено: а) на формирование положительного образа Родины у старшеклассников; б) на развитие понятия «патриотизм» через актуализацию патриотических качеств личности; в) на осознание необходимости их развития и активного участия в жизни общества; г) на эмоциональное осмысление темы патриотизма и образа Родины в настоящем и будущем.
Библиографическая ссылка
Уланова С.А., Руина Т.Е. ИННОВАЦИОННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ КАК КОМПОНЕНТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 11. – С. 207-213;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39845 (дата обращения: 21.11.2024).