Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СИСТЕМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Писаренко В.И. 1 Иващенко О.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
В статье рассматривается система развития коммуникативной культуры у будущих учителей начальных классов в ходе профессиональной подготовки с учетом требований времени и особенностей информационного общества. В работе подчеркивается значимость и актуальность рассматриваемой проблемы, обоснованная современными вызовами и общественными трансформациями. Коммуникативная культура, являясь основой профессиональной подготовки будущих учителей, также подвержена изменениям согласно требованиям времени. Соответственно, возникает необходимость в поиске современных способов и методов ее формирования и развития. В рамках данной статьи представлена четырехкомпонентная система развития коммуникативной культуры будущих учителей на основе личностно-ориентированного, культурологического, деятельностного и синергетического подходов, позволяющая обеспечить коммуникативное и социокультурное развитие, а также качественную подготовку будущих специалистов к профессиональной деятельности. Проведенный анализ научных исследований по проблеме проектирования образовательной среды вуза позволил авторам сформулировать следующие принципы ее функционирования: персонификация образовательного пространства; ориентация студента на внутреннюю самоорганизацию, направленную на актуализацию собственных возможностей и интересов, на саморазвитие; ориентация процесса подготовки специалиста на становление его как субъекта культуры; развитие личности студента через активную разноплановую деятельность; преемственность обучения; индивидуализация обучения; профильная направленность образовательной среды, связанная с будущей профессией; информатизация и технологизация образовательной среды.
информационное общество
профессиональная подготовка
информационно-образовательная среда
коммуникативная культура
будущий учитель начальных классов
система развития коммуникативной культуры
1. Баева Л. Электронная культура: опыт философского анализа // Вопросы философии. 2013. № 5. С. 75–83.
2. Меламуд М.Р., Романова Ю.Д., Герасимова В.Г. Информатизация общества и информационная безопасность // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 10. С. 72–76.
3. Больбат A.A. Человек в социальном пространстве информационной культуры: дис. ... канд. филос. наук. Волгоград, 2006. 254 с.
4. Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / Под науч. ред. В.И. Блинова. М., 2020. 98 с.
5. Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В., Заславский И.М., Карлов И.А., Мерцалова Т.А., Сергоманов П.А., Фрумин И.Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Под ред. А.Ю. Уварова, ИД. Фрумина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 342 с.
6. Брызгалина Е.В., Прохода В.А. Социальный облик студенчества: трансформация во времени (2006–2015 гг.) // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2016. № 3. С. 120–129.
7. Гнатышина Е.В. Методика квалитативного сопровождения профессиональной подготовки будущего педагога // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Вып. 2 (49). Дидактические аспекты сетевого взаимодействия в профессионально-педагогическом образовании / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. С. 277–284.
8. Бермус А.Г. Концептуальные проблемы современного этапа модернизации педагогического образования в России // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 2 (10). С. 19–30.
9. Гречушкина Н.В. Массовые открытые онлайн-курсы в высшем образовании: SWOT-анализ перспектив и стратегий // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 24–25 апреля 2018 г.). Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2018. С. 206–209.
10. Есенина Е.Ю. Понятийная основа современного профессионального образования: монография / Под общ. ред. В.И. Блинова. М.: Федеральный институт развития образования, 2015. 178 с.
11. Писаренко В.И., Носова О.И. Метареальность как новые условия разработки и реализации образовательного процесса // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 12/2. С. 76–83. DOI: 10.37882/2223-2982.2022.12-2.26.
12. Кургузов В.Л. Гуманитарная культура в системе высшего технического образования: автореф. дис. … докт. культурол. наук. Москва, 2015. 54 с.
13. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): автореф. дис. … докт. пед. наук. Волгоград, 2017. 40 с.
14. Лодде О.А., Ситникова С.Ю. Теоретический анализ дефиниции «образовательная среда вуза» как системного представления // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30354 (дата обращения: 02.10.2023).
15. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений // С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, М.В. Зверева, В.В. Репкин, Н.Ф. Голованова, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, Е.А. Горшкова, И.И. Шелихова, А.Д. Стеркина, Е.Г. Юдина / под ред. С.А. Смирнова. 8-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 512 с.
16. Пак Л.Г., Яблонских Ю.П. Реализация деятельностного подхода в профессиональной подготовке студента вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2–1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21556 (дата обращения: 02.10.2023).
17. Марголис А.А. Деятельностный подход в педагогическом образовании // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 3. C. 5–39. DOI: 10.17759/pse.2021260301.
18. Юрловская И.А. Индивидуализация обучения как одна из тенденций современного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. Тольятти. 2013. № 3 (14). С. 292–294.
19. Петрухина О.А. Возможности индивидуализации обучения студентов в образовательном процессе педагогического вуза // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 3 (37). С. 91–102. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2019.37.97.
20. Магомеддибирова З.А., Альбекхаджиева З. К вопросу о формировании информационной культуры младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 115–117.
21. Трофимов В.В., Барабанова М.И., Ильина О.П., Макарчук Т.А., Кияев В.И., Трофимова Е.В., Демченко С.А., Соколова Д.Ю., Газуль С.М. Информационно-образовательная среда экономического вуза: монография / Под ред. проф. В.В. Трофимова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. 136 с.
22. Кузьмина Н.В. Специалисты – субъекты изучения продуктивности своей деятельности (в свете акмеологической теории фундаментального образования) // Акмеология-2005. Методологические и методические проблемы. СПб.: Издательство ЦСИ, 2005. С. 12–17.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
24. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина: история и современность // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 2. С. 145–160. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-2-145-160.
25. Холодная М.А. Когнитивная психология. Когнитивные стили: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2023. 307 с.
26. Олпорт Г.В. Становление личности. Избранные труды. Серия «Живая классика». М.: Смысл, 2002.
27. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
28. Коломиец О.М. Деятельностная основа профессиональных компетенций преподавателя высшей школы // Вестник Московского университета Серия 20: Педагогическое образование. 2015. № 2. С. 11–25.
29. Подольский А.И. Психологическая концепция П.Я. Гальперина: некоторые направления и перспективы дальнейшей разработки // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. № 4. С. 11–22.
30. Подольский О.А., Погожина В.А. Соответствуя ожиданиям завтрашнего дня: в поисках содержания ключевых компетенций и способов их оценки // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. 2016. № 2. С. 10–27. DOI: 10.51314/2073-2635-2016-2-10-27.
31. Василина Д.С., Нуриева Г.Ю., Юланова Д.М. Информационно-образовательная среда современного вуза // Известия ВГПУ. 2017. № 2 (115). С. 8–12.
32. Мовчан И.Н. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения // ЭС и К. 2015. № 3 (28). С. 55–58.
33. Скурихина Ю.А. Информационно-образовательная среда образовательной организации: инновационная педагогическая система // Синергия наук. 2017. № 15. С. 604−613.
34. Данилов Д.А., Корнилова А.Г., Корнилов Ю.В. Технологическое обеспечение воспитательного процесса учебное пособие для бакалавров и магистрантов педагогического профиля. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. 100 с.

Процесс информатизации во всех сферах человеческой жизнедеятельности является неотъемлемым фактором жизни современного общества (Л.В. Баева, М.Р. Меламуд, Ю.Д. Романова, В.Г. Герасимова) [1, 2]. Как отмечает A.A. Больбат, для существования информационного общества необходимым условием является знаниевый и информационный спектр отношений, который составляет основу для развития производства, для выбора направления реализации, определения ценностных ориентиров и дальнейших перспектив развития информационных структур [3]. Происходящие на данном этапе общественные трансформации затронули и систему образования, совершенствование которой является одним из ведущих условий прогрессивного развития общества (П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев, А.Ю. Уваров) [4, 5]. Прежде всего это касается системы профессионального педагогического образования (Е.В. Брызгалина, Е.В. Гнатышина) [6, 7]. В настоящее время нужен учитель нового типа. Под новым типом учителя мы понимаем личность специалиста, имеющего педагогическое образование, владеющего психолого-педагогическими методами и приемами работы с детьми, которым свойственно клиповое мышление, владеющего высоким уровнем сформированности информационной компетентности, а также способного сформировать необходимые навыки работы с информацией у детей с учетом их возрастных особенностей, осознающего, что организация современного образовательного процесса возможна только на основе учета индивидуальных личностных особенностей обучающегося (ведущего канала восприятия информации, стиля познавательной деятельности, типа памяти и т.д.). Под новым типом учителя мы также понимаем специалиста, не просто использующего в организации образовательного процесса новые информационные и коммуникационные технологии, но делающего это на научно выстроенной методической основе, то есть с применением последних достижений методики обучения различным предметам. По нашему мнению, учитель, способный работать в изменившихся условиях, это специалист, разрабатывающий и реализующий образовательный процесс на основе современных коммуникационных технологий, ориентированных на клиповое мышление и развитие у обучающихся различных каналов восприятия информации. Это также методист, обладающий глубокими психологическими знаниями, позволяющими ориентировать образовательный процесс на клиповое мышление обучающихся, реализующий разнообразные особые коммуникативные умения, необходимые для новой цифровой образовательной среды. Под новой цифровой образовательной средой мы понимаем, например, виртуальную реальность, пространство метавселенной, которая постепенно из игрового пространства переходит в область обучения, где обучающийся имеет возможность овладеть необходимыми ему далее навыками различного уровня, а учитель получает необходимые навыки и умения профессиональной деятельности в виртуальном классе, как, например, будущий хирург может делать виртуальные операции, получая уникальную возможность совершить необходимые в профессиональном росте ошибки не на реальных пациентах, а на виртуальных. Все это определяет новые требования и цели профессиональной подготовки будущих учителей, среди которых – владение современными диагностиками личностных особенностей обучающихся с опорой на возрастные изменения; высокий уровень компетентности в психологических особенностях мышления современных обучающихся (клиповое мышление), особенностях познавательной деятельности, восприятия, обработки, хранения и актуализации информации; высокий уровень сформированности коммуникативных умений и навыков, умение эффективно выбирать коммуникативные стратегии в зависимости от ситуации; высокий уровень осведомленности в области современной молодежной культуры и ее основных направлений; готовность к эффективной работе в абсолютно новых условиях, создаваемых благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям, например виртуальной реальности.

Коммуникативная культура является основой профессиональной подготовки будущих учителей, поскольку сам образовательный процесс представляет собой постоянную коммуникацию с целью передачи знаний, опыта, формирования компетентности у обучающихся. Коммуникация осуществляется на различных уровнях и с различными целями, а ее основой является коммуникативная компетентность, высокий уровень сформированности которой свидетельствует о том, что личность обладает коммуникативной культурой. Если происходят изменения в жизнедеятельности социума, это оказывает влияние и на коммуникативную культуру, которая также подвержена изменениям согласно требованиям времени.

Модернизация системы образования в целом и профессионального образования в частности связана также с введением дистанционной формы обучения, с реализацией образовательного процесса на основе использования различных веб-сервисов, образовательных платформ, компьютерных программ, сети Интернет (А.Г. Бермус, Н.В. Гречушкина, Е.Ю. Есенина) [8–10]. В сложившейся ситуации изменения претерпевает процесс взаимодействия и общения между преподавателями и студентами, что, в свою очередь, актуализирует вопросы коммуникации, взаимодействия, взаимопонимания между участниками образовательного процесса. На фоне происходящих в обществе трансформаций, связанных с информационным этапом развития общества, с усилением индивидуализации во всех сферах жизни, со снижением общего уровня культуры, с отсутствием четко сформулированных в обществе идеологических установок, определяющих сущность воспитательной работы в образовательных учреждениях, с трансформацией идеалов и убеждений возрастает роль коммуникативной культуры, возникает необходимость в поиске современных способов и методов ее формирования в процессе профессиональной подготовки. На фоне общей индивидуализации, своеобразного частого «ухода» личности в цифровой мир, возрастающих объемов информации коммуникативная культура становится тем «спасательным кругом», который побуждает личность к общению, к взаимодействию с другими личностями, к выходу из состояния одиночества в динамично развивающемся мире. В современных условиях организации учебного процесса, когда обучающийся не взаимодействует с информацией, а фактически постоянно находится внутри информационного пространства, обучается, воспринимает и перерабатывает огромный массив информации, коммуникативная культура приобретает особое значение, поскольку именно она является своеобразным мостиком, связывающим внутренний мир личности и окружающий мир, обеспечивающим обмен информацией, ее восприятие и обработку.

Цель исследования – разработка и обоснование системы развития коммуникативной культуры будущих учителей начальной школы. Это связано с тем, что сама ситуация, когда обучающийся взаимодействует с информационным полем, содержит риски, связанные с отсутствием навыков работы с информацией, с психологическим давлением массива информации на личность, с информационным «одиночеством» личности в информационном поле, с возможным деструктивным характером информации и т.д. В этой ситуации владение коммуникативными навыками является своеобразным «спасательным кругом» для личности, позволяющим оставаться в поле культуры, сохранять свою идентичность. В связи с этим необходим высокий уровень коммуникативной культуры современного учителя, который сможет обеспечить формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся.

Необходимо учитывать и то, как изменился обучающийся, его личностная сфера, поскольку мы сегодня имеем дело с детьми, которым свойственно «клиповое» мышление [11, c. 80–81], основной характеристикой которого является фрагментарность. Это означает, что необходимо перестраивать методику обучения с учетом нового типа мышления и, следовательно, иного алгоритма познавательной деятельности.

Для учителя начальной школы развитие коммуникативной культуры имеет первостепенное значение, поскольку именно в начальной школе начинается планомерное и педагогически организованное формирование коммуникативной культуры обучающегося. Чем раньше начнется этот процесс, тем более высокий уровень коммуникативной культуры может быть сформирован. Более того, коммуникативная культура учителя требует постоянного развития и совершенствования в связи с тем, что общество и условия его существования постоянно меняются.

Материалы и методы исследования

В качестве методов исследования были использованы: анализ научных источников по рассматриваемой проблеме, моделирование образовательной среды, функционирующей в этой среде педагогической системы и педагогического процесса.

Основной целью профессионального педагогического образования является подготовка квалифицированных специалистов, компетентных в своей профессиональной области и ориентирующихся в смежных отраслях, ответственных, готовых к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию. В нашем исследовании конкретной целью является разработка системы развития коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов. Для реализации этой цели необходимо обеспечение соответствующей образовательной среды, обеспечивающей соответствующие условия и возможности [12–14].

Обобщая существующие определения одного из ключевых понятий исследования, следует отметить, что образовательную среду вуза можно представить как полифункциональное объединение субъектов образования, реализуемое с учетом образовательных интересов обучаемых, их потребностей в информационном обмене с окружающей средой в специально созданных психолого-педагогических условиях, способствующих профессиональному и личностному развитию.

Успешность функционирования современной образовательной среды зависит от базовых принципов, лежащих в ее основе. Проведенный анализ научных исследований А.И. Артюхиной, О.А. Лодде, С.Ю. Ситникова [13, 14] в области проблем проектирования образовательной среды вуза способствовал формулировке следующих принципов функционирования образовательной среды, обеспечивающей развитие коммуникативной культуры будущего учителя: персонификация личного образовательного пространства [15]; усиление психологической составляющей в подготовке, будущих учителей с акцентом на психологические особенности коммуникативных процессов и их зависимость от возрастных особенностей; ориентация студента на внутреннюю самоорганизацию, направленную на актуализацию собственных возможностей и интересов, на саморазвитие; ориентация процесса подготовки специалиста на становление его как субъекта культуры; развитие личности студента через активную разноплановую деятельность [16, 17]; преемственность обучения; индивидуализация обучения [18, 19]; профильная направленность образовательной среды, связанная с будущей профессией [20]; информатизация и технологизация образовательной среды [21].

Результаты исследования и их обсуждение

С позиций системно-деятельностного, личностно-ориентированного, культурологического, синергетического подходов, составляющих методологическую основу нашего исследования, мы рассматриваем развитие коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов в системе, включающей четыре компонента: целевой компонент, личности студента и преподавателя, информационно-технологический компонент (рисунок).

Предлагаемая система, представляющая собой совокупность «структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей» [22, с. 12–17], показывает, какие именно компоненты необходимы для успешного развития коммуникативной культуры будущего учителя.

В представленной системе развития коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов базовым компонентом является целевой компонент, имеющий непосредственную связь и влияние на остальные компоненты, ориентирующий на предполагаемый результат. Студент как субъект образовательного процесса может принимать непосредственное участие в определении целей образования и отборе содержания образования, опираясь на свои интересы и приоритеты. То есть помимо целей профессиональной подготовки, определяемых требованиями государственного образовательного стандарта, процесс развития коммуникативной культуры определяется и личностными целями, мотивами, потребностями, ценностными установками студента, направленными на его саморазвитие и самопознание. Данный компонент предполагает наличие и поддержание интереса к избранной профессиональной деятельности, что, в свою очередь, является отражением личностных потребностей студента в знаниях.

missing image file

Система развития коммуникативной культуры будущих учителей начальных классов

В то же время реализация этого компонента предполагает особую организацию профессионально-педагогического взаимодействия, обеспечивающего развитие позитивного отношения к овладению коммуникативными компетенциями, формирование потребности их применения в практической деятельности, стимулирование личностного проявления в профессиональной деятельности. Качество и результат профессиональной подготовки определяются на основе ключевых компетенций, которые представлены во ФГОС ВО. Анализ перечня компетенций, которыми должен обладать бакалавр по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» в результате профессиональной подготовки согласно ФГОС ВО, свидетельствует о том, что практически все они, напрямую или косвенно, являются отражением различных аспектов, связанных с формированием и развитием коммуникативной культуры будущих учителей. Следовательно, можем констатировать, что коммуникативная культура будущего учителя, в соответствии с ФГОС ВО, является метапредметным умением, поскольку высокий уровень ее сформированности дает возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, а также представляет собой обобщенный способ действий, который позволяет самостоятельно организовать образовательный процесс, включающий в себя элементы алгоритмизации и рефлексию действий. Кроме того, коммуникативная культура является определяющим фактором и базовым компонентом успешного построения педагогического процесса, поскольку от того, как учителю удастся организовать коммуникацию, зависит ход и успешность образовательного процесса.

Следующим компонентом системы является студент – будущий учитель начальных классов. В рамках предложенной системы целесообразно рассмотреть личность студента с точки зрения нескольких аспектов. С психологической точки зрения личность – это «интегрированная организация всех познавательных, аффективных и физических характеристик, отличающих его от других людей» (Г. Айзенк, 1948) [23, с. 242]. Рассматривая личностные качества студента в своем исследовании, авторы опирались на предложенное В.С. Мерлиным понятие «интегральной индивидуальности» [24]. Помимо личностного развития студента, значимым для настоящего исследования являются и другие аспекты. В частности, рассматривая студента как будущего учителя начальных классов, необходимо отметить, что стремительные общественные трансформации, вызванные геополитическими переменами, интенсивным техническим и информационным развитием, диктуют новые требования к личности и роли будущего педагога. Он должен быть готовым к непрерывному обучению и развитию, должен обладать навыками критического мышления и анализа информации, уметь эффективно использовать цифровые технологии и ресурсы для улучшения качества обучения, обладать способностью к самообразованию.

Мы полагаем, что при рассмотрении в предлагаемой нами системе личности студента – будущего учителя начальных классов помимо интегральной индивидуальности и комплекса необходимых компетенций важной является такая характеристика, как «когнитивный стиль личности», под которым понимаются устойчивые характеристики того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, подходят к решению проблем. Необходимость повышенного внимания к этой характеристике личности будущего учителя начальных классов объясняется тем, что она связана с восприятием информации, а в основе любой коммуникации, любого коммуникативного процесса лежит именно информация. Хотели бы отметить, что в рассмотрении данного понятия мы опирались прежде всего на труды отечественного психолога, специалиста в данной области М.А. Холодной, а также Г. Олпорта и многих других ученых. М.А. Холодная отмечает, что «когнитивный стиль – это индивидуально своеобразный способ переработки информации, который характеризует специфику склада ума конкретного человека и отличительные признаки его интеллектуального поведения» [25]. Важным для нашего рассмотрения когнитивного стиля является и мнение Г. Олпорта, который обращался к понятию когнитивного стиля с целью описания экспрессивной стороны поведения, отражающей мотивы и цели личности [26]. При рассмотрении личности студента – будущего учителя начальных классов необходимо учитывать особенности его когнитивного стиля, поскольку это определяет своеобразие его способов взаимодействия с информацией и влияет на формирование и развитие коммуникативной культуры.

Преподаватель является следующим компонентом рассматриваемой системы. Индивидуальные особенности и комплекс личностных качеств педагога являются основой стиля его деятельности, детерминируемого требованиями к профессии. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя является отражением уровня его профессиональной компетентности. Целесообразно отметить, что особенностью педагогической деятельности, как и других видов деятельности, является коммуникативная основа (процесс общения) и процесс взаимодействия. Именно поэтому в основе индивидуального стиля педагогической деятельности лежит стиль педагогического общения. Согласно определению В.А. Кан-Калик «стиль педагогического общения – это индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся» [27, с. 78]. Реалии педагогической практики подтверждают тот факт, что успешность и результативность образовательного процесса напрямую зависят от стиля педагогического общения и деятельности преподавателя.

В рамках дискурса компетентностного подхода в качестве основы эффективного и качественного образования рассматривается понятие «профессиональной компетентности педагога», представляющее собой «способность и готовность вести деятельность, которая обеспечивает достижение каждым обучаемым образовательных результатов востребованного им и социумом уровня качества» [28, с. 11–25].

Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы – понятие многогранное, включающее знаниевую основу, способы практической реализации полученных знаний в ходе педагогического взаимодействия, комплекс ценностных ориентаций, а также показатели уровня культуры педагога (коммуникативные, социальные, рефлексивные и т.п.). Согласно концепции П.Я. Гальперина, структурными компонентами профессиональной компетентности педагога являются деятельностный, предметный и субъектный. В своих взаимосвязях данные компоненты образуют целостную систему, хотя каждый из них имеет свою характерную сущность. Так, в рамках деятельностного компонента компетенции педагога раскрываются в виде профессионально направленной деятельности, имеющей свою иерархическую структуру и конкретную содержательную характеристику. Предметный компонент включает комплекс разносторонних научных знаний, профессиональных умений и навыков. Третий, субъектный компонент является отражением личности самого преподавателя как субъекта педагогического процесса, обладающего определенным набором личностных качеств, жизненных ориентиров, комплексом моральных и этических ценностей [29].

Анализируя перечень и содержательную характеристику требуемых для преподавателя высшей школы компетенций, представленных в научной литературе и ФГОС ВО, а также собственную образовательную практику и образовательную деятельность коллег, мы можем констатировать, что для соответствия современным вызовам и востребованности социума современному преподавателю высшей школы необходимо обладать такими ключевыми компетенциями, как умение всесторонне использовать информацию, умение решать проблемы и профессиональные задачи разного уровня сложности, принимать эффективные решения; высокий уровень информационно-компьютерной грамотности, критического и аналитического мышления [30]. Перечисленные компетенции являются общими. Исходя из собственного опыта, анализа опыта других коллег, а также анализа исследований других ученых, мы полагаем, что общие компетенции должны быть дополнены следующими конкретными компетенциями преподавателя высшей школы, которые связаны именно с формированием коммуникативной культуры у студентов ‒ будущих учителей начальных классов. Для успешного развития коммуникативной культуры будущих учителей начальных классов преподаватель должен обладать:

‒ коммуникативной компетенцией – преподаватель, работающий с будущими учителями начальных классов, должен, прежде всего, сам обладать высоким уровнем сформированности коммуникативной компетенции;

‒ компетенцией в области навыков социального взаимодействия, необходимой будущему учителю, так как обучение в начальной школе – это период становления социальных навыков;

‒ открытостью для диалога и готовностью к толерантному обсуждению различных точек зрения; коммуникация всегда подразумевает обсуждение, в котором могут звучать различные точки зрения, мнения, отражающие разные взгляды на происходящее; учитель должен уметь управлять диалогом, выслушивать и использовать для обсуждения различные точки зрения, подходить к диалогу с позиции, в соответствии с которой различные точки зрения не противостоят, а дополняют друг друга;

‒ межкультурной компетенцией; это необходимо, поскольку будущие учителя могут быть представителями различных национальностей и, следовательно, различных культур; умение взаимодействовать с представителями различных культур – условие успешности образовательного процесса;

‒ компетенцией в области возрастных особенностей коммуникативных процессов у обучающихся начальной школы; это необходимо, поскольку будущие учителя должны знать особенности коммуникативных процессов у обучающихся начальной школы, связанные с возрастными и личностными особенностями; в младшем школьном возрасте коммуникативная динамика отличается отступлением межличностных контактов на второй план перед обилием новых школьных впечатлений, коммуникация в основном реализуется через педагога;

‒ компетенцией в области методик развития коммуникативной культуры; преподаватель должен владеть этими методиками, приемами, способами и научить им будущих педагогов начальной школы;

− достаточным уровнем эмоционального интеллекта, позволяющего эффективно управлять своими эмоциями и понимать эмоции других людей с целью создания комфортной атмосферы в процессе педагогического взаимодействия; учитель должен знать, что у обучающегося начальной школы коммуникативный процесс отличается высоким уровнем эмоциональности контактов и раскованностью в общении, интенсивностью экспрессивно-мимических проявлений, будущего педагога необходимо научить справляться со всем этим.

Последним компонентом системы развития коммуникативной культуры будущих учителей начальных классов является информационно-технологический компонент, который представляет собой интегративную взаимосвязь двух компонентов: информационного и технологического. По своей сути информационный компонент представляет собой информационное обеспечение процесса развития коммуникативной культуры студентов; технологический компонент включает в себя совокупность условий, способствующих развитию коммуникативной культуры в процессе профессиональной подготовки, комплекс информационно-коммуникативных технологий, способствующих реализации разностороннего учебного информационного взаимодействия между субъектами образовательной среды (преподавателем и студентами).

Основополагающей для рассмотрения информационного компонента является концепция образовательной среды как информационного пространства. В научных исследованиях представлены разные аспекты исследования проблем информационного пространства и информационной образовательной среды. При этом единые определения, раскрывающие все стороны данных дефиниций, пока отсутствуют.

Анализ различных определений представленных понятий [31–33] подтверждает их многогранность и неоднозначность, однако, если речь идет об информационном образовательном пространстве, следует отметить, что оно характеризуется не только определенным информационным содержанием образовательной направленности, но и обязательным наличием совокупности соответствующих технических и программных средств, обеспечивающих реализацию образовательных программ и доступ к образовательным ресурсам, необходимым для освоения образовательной программы, а также психолого-педагогическими и социокультурными условиями реализации информационных процессов.

В рамках информационного образовательного пространства в качестве необходимых педагогических условий успешного развития коммуникативной культуры будущих учителей начальной школы считаем целесообразным выделить:

‒ наполненность образовательного пространства специальным содержанием, актуализирующим профессиональные компетенции учителя, описанные выше (интеллектуальные ресурсы);

‒ обеспечение соответствующей психологической основы для развития коммуникативных навыков будущего учителя (снятие проблем и личностных препятствий для коммуникации, тренинги активизации личностных ресурсов в коммуникации и т.д.);

‒ выявление и педагогически обоснованное использование культурообразующего потенциала информационного пространства, обеспечивающего реализацию стратегии развития коммуникативной культуры (культурные ресурсы);

‒ направленность целевой установки образовательного пространства на формирование у будущих учителей начальных классов ценностей коммуникативной культуры (учебно-методические ресурсы);

‒ обеспечение оптимального использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе для поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления разного рода информации с учетом содержания и специфики будущей профессиональной деятельности (организационные ресурсы);

‒ высокий уровень сформированности коммуникативной культуры у преподавателей, обеспечивающих подготовку будущих учителей; владение технологиями развития коммуникативной культуры;

‒ учет особенностей коммуникативного поведения представителей различных культур как определенной культурной традиции;

‒ учет особенностей коммуникативного поведения современных обучающихся начальной школы, связанных со свойственным им «клиповым» типом мышления;

‒ рассмотрение коммуникативной культуры как обязательной части общей культуры;

‒ формирование профессиональных представлений об особенностях коммуникативного поведения обучающихся начальной школы у будущих учителей – учет возрастных особенностей (особое внимание к курсам по психологии и физиологии развития ребенка).

Таким образом, при реализации описанных условий прослеживается интеграция двух составляющих информационно-технологического компонента представленной системы развития коммуникативной культуры будущих учителей начальных классов, обеспечивающее субъектное взаимодействие в рамках образовательной среды с целью достижения дидактических целей.

Предметное содержание реализуется в программах основных и специальных учебных курсов, в содержании педагогической практики и направлениях научно-исследовательской деятельности студентов. В содержание учебных курсов, помимо информации образовательной направленности, способов ее применения в будущей профессиональной деятельности, входит и эмоциональная составляющая, обусловленная спецификой избранной профессиональной сферы.

Рассматривая вторую часть информационно-технологического компонента рассматриваемой системы, обратимся к самому понятию «технологии» в образовании. Как отмечает Д.А. Данилов, «педагогическая технология – это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса, также действий его субъектов» [34, с. 5].

Технологический компонент позволяет осуществить проектирование образовательного процесса, направленного на развитие профессиональных компетенций в целом и коммуникативной культуры в частности и реализовать это проект в дальнейшем в ходе педагогической практики. То есть он раскрывает процессуальную (деятельностную) часть процесса развития коммуникативной культуры. В его содержание входят педагогические технологии; формы, методы, приемы и средства (технические и дидактические) развития коммуникативной культуры у будущих учителей начальных классов, а также и технологии отслеживания результатов – сформированности соответствующих компетенций.

Согласно требованиям образовательного стандарта можем выделить ряд основных направлений технологического обеспечения образовательного процесса, направленного на развитие коммуникативной культуры у будущих учителей.

Первое направление связано с процессом организации совместной деятельности преподавателя и студентов в ходе освоения содержания образования. Оптимизации педагогического взаимодействия, по нашему мнению, будет способствовать внедрение современных образовательных технологий в процесс профессиональной подготовки (технологий проблемного обучения, личностно ориентированного модульного, игрового, программированного обучения и т.д.); увеличение доли занятий (особенно практических) в интерактивной форме; организация различных форм внеаудиторной работы (мастер-классы экспертов в области коммуникаций; тренинги по развитию коммуникативных навыков; участие в дебатах на темы взаимодействия людей; проектная деятельность и т.д.)

Второе направление выделено с учетом возможностей глобальной информатизации и основано на всестороннем применении информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, прежде всего с целью технического оснащения образовательного процесса, а также для расширения возможностей для различных действий с большим количеством информации для студентов и преподавателей. Речь идет о том, что глобальная информатизация всех сторон жизни общества приводит к тому, что технологии получения, систематизации, обработки и хранения информации меняются очень динамично. Это, с одной стороны, расширяет возможности студентов и преподавателей в получении и передаче новых знаний, с другой стороны, методы, способы и приемы работы с информацией развиваются недостаточно динамично, чтобы обеспечивать обработку информации постоянно на высоком уровне.

Формы использования ИКТ в качестве средства обучения, а также для развития коммуникативной культуры у будущих учителей могут быть различны: организация онлайн-тренингов и вебинаров по развитию у будущих педагогов навыков общения и работы с аудиторией; использование социальных сетей для создания сообществ и групп по интересам, где студенты могут обмениваться опытом и получать обратную связь от своих коллег; разработка и использование интерактивных заданий и упражнений, которые помогут студентам улучшить свои коммуникативные навыки; применение технологий виртуальной реальности для создания симуляций различных ситуаций, в которых студенты могут практиковаться в общении и решении проблем; создание видеоматериалов для обучения студентов эффективному общению и презентации своих идей и т.д.

Третье направление технологического обеспечения процесса развития коммуникативной культуры основано на внедрении социальных технологий взаимодействия субъектов образовательного процесса (преподавателя и студентов). К ним можно отнести технологии общения, сотрудничества, сотворчества, технологии межкультурного взаимодействия, самопознания и самооценки и т.д. Применение перечисленных технологий возможно в рамках участия в профессиональных сообществах и организациях; социальных проектах и волонтерских движениях; культурных мероприятиях и фестивалях и т.д. Таким образом будут созданы условия для организации социокультурной среды, в которой студенты смогут развивать и совершенствовать не только профессиональные, но и личностные качества.

Четвертое направление является неотъемлемым звеном процесса развития коммуникативной культуры будущих учителей, отражающим его результативность. Технологии мониторинга уровня развития коммуникативной культуры будущих учителей включают в себя различные методы и инструменты, которые позволяют отслеживать прогресс студентов в области общения, уровень развития универсальных, общепрофессиональных компетенций, в частности коммуникативных. Некоторые из этих технологий включают в себя тестирование, наблюдение, интервьюирование, анализ результатов работы и другие методы.

Таким образом, представленные четыре направления технологического обеспечения образовательного процесса являются целесообразным сочетанием разнообразных образовательных технологий, направленных в целом на развитие коммуникативной культуры будущих учителей начальных классов.

Заключение

Обобщая результаты проведенного исследования, следует отметить, что для успешного развития коммуникативной культуры будущих учителей начальных классов необходима реализация системы, включающей целевые установки, преподавателя, обладающего необходимыми компетенциями для развития коммуникативной культуры у будущих учителей, студента – будущего учителя начальных классов и информационно-технологическое обеспечение процесса развития коммуникативной культуры. Информационно-технологический компонент представлен информацией и технологиями развития коммуникативной культуры. Предлагаемая система должна функционировать в специальной образовательной среде, способствующей утверждению субъектной роли студента в процессе обучения, самораскрытию их индивидуальности, формированию мотивационно-ценностного отношения будущих учителей к процессу общения и коммуникативной культуре в частности.

Проводя анализ результатов исследования, можем сделать вывод о том, что представленная система развития коммуникативной культуры отражает необходимый компонентный состав, специфику и условия реализации данного процесса в соответствии с особенностями и требованиями современного информационного общества и может быть использована в качестве исходной позиции для дальнейших исследований данной проблемы и совершенствования процесса профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.


Библиографическая ссылка

Писаренко В.И., Иващенко О.В. СИСТЕМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 11. – С. 178-187;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39841 (дата обращения: 19.07.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674