Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ КАК ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Калугина Т.Г. 1 Вербицкая Н.О. 2
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
2 ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
В статье обосновывается, что ключевым фактором, позволяющим человеку не только адаптироваться, но и процветать в меняющемся мире, становится непрерывное образование, важным инструментом развития и совершенствования которого являются не просто педагогические, а шире – человековедческие компетенции. Непрерывное образование, или Lifelong Learning (далее по тексту LLL) – фундаментальная система и технология, десятилетиями существующая и развивающаяся вместе с обществом. Показано, что ее методологический потенциал как раз и заключается в том, чтобы для любой эпохи, для любых социальных и экономических условий найти такие технологические пути, чтобы дать возможность развития личности. Из многочисленных аспектов рассмотрения LLL фундаментальный подход с позиции онтологических антропологических технологий авторы идентифицировали как человековедческие, которые наиболее соответствуют пониманию технологии как человеческого знания в его продуктивном состоянии, отражающего логику конкретных действий и получение намеченного результата. Это и определило цель настоящей статьи: сделать попытку выявить технологические человековедческие конструкты LLL, которые являются точками приложения и сферами развития человека, сообществ и социума в целом, актуальные как в цифровых, так и в естественных средах жизнедеятельности. Основываясь на первоначальных классификациях человековедческих технологий, авторы выделили три основных признака, которые могут служить основаниями для классификации: по объекту технологического человековедческого воздействия – личностно ориентированные, социально ориентированные, комбинированные; по социальному пространственно-временному охвату – стратегические (футурологические), ситуационные и стандартизированные (пакетные) человековедческие технологии. Сделана попытка схематизировать и осмыслить соотношение и место различных человековедческих технологий в жизнедеятельности человека. Однако наиболее важными позициями, которые дадут возможность осмысления и применения человековедческих технологий, выступает цифровая комбинированность в человековедческих технологиях.
жизнедеятельность
социальные технологии
гуманистические технологии и непрерывное образование
концепция
1. Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения. Голографический подход // Образование и наука. 1999. № 2. С. 34-44.
2. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Народное образование, 1999. 432 с.
3. Коршунов И.А., Гапонова О.С., Пешкова В.М Век живи – век учись: непрерывное образование в России / под ред. И.Д. Фрумина, И.А. Коршунова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 310 с.
4. Непрерывное образование: методология, технологии, управление: коллективная монография / под ред. Н.А. Лобанова, Л.Г. Титовой, В.В. Юдина. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 298 с.
5. Шевелев А.Н. История образования взрослых в современных отечественных педагогических диссертациях // Непрерывное образование. 2021. Вып. 1 (35). С. 89-96.
6. Ермизина Ю.А. Образование взрослых в системе непрерывного образования // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). Краснодар: Новация, 2017. С. 66-68.
7. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения: 29.10.2023).

Актуальной проблемой современного образования, продиктованной быстрым устареванием приобретенных ранее навыков, необходимостью пополнения их новыми, выступает обучение взрослых людей. Ключевым фактором, позволяющим человеку не только адаптироваться, но и процветать в меняющемся мире, становится непрерывное образование, важным инструментом развития и совершенствования которого являются не просто педагогические, а шире – человековедческие компетенции. Для формирования человековедческих компетенций необходимы технологии иного порядка. С одной стороны, базирующиеся на профессиональных педагогических технологиях, в свое время определенных А.С. Белкиным [1, с. 19]. С другой стороны, перерабатывающие опыт бизнес-образования, развития и обучения персонала в человековедческой компетенции руководителей (менеджеров), введенной и описанной В.М. Шепелем. По мнению последнего, «человековедческая компетентность – теоретико-прикладная подготовленность менеджера к использованию систематизированных и адаптированных к управленческой деятельности антропологических знаний. Наиболее активно она проявляется в общении и при воздействии менеджера на людей при выполнении своих профессиональных функций» [2, с. 302].

Человековедческие технологии введены в науку довольно давно, но свою новую актуальность они приобрели в ковидный и постковидный периоды, когда произошло осмысление понятия непрерывного образования на уровне каждой семьи и конкретного человека. Гуманитарные, человековедческие технологии – это технологии самовыражения, самореализации личности.

Цифровые технологии позволили обеспечить доступность образования для различных слоев населения без учета их социального статуса, возраста, места проживания. Однако, несмотря на все преимущества технологий непрерывного образования, они также имеют свои недостатки. Люди могут испытывать трудности с самоорганизацией и мотивацией в процессе обучения, выбором вектора своего профессионального становления и развития. Человековедческие технологии в соединении с цифровыми достижениями дают качественно новый уровень непрерывного образования, превращая его в обязательный атрибут и важный элемент жизнедеятельности современного человека.

Непрерывное образование – осознанный выбор в пользу постоянного развития профессиональных и личностных качеств, инвестиция в свою карьеру, которая во многом определяет жизнь человека, дает больше возможностей и путей для становления универсальным работником, способным справляться с различными задачами и проектами.

Непрерывное обучение также важно для личностного развития. Оно позволяет не только развивать профессиональные навыки, но и улучшать такие качества, как критическое мышление, коммуникабельность и решение проблем. В мире, где каждый день появляются новые технологии и методологии, непрерывное обучение позволяет человеку оставаться актуальным и конкурентоспособным специалистом.

Непрерывное образование, или Lifelong Learning (далее по тексту LLL) – фундаментальная система и технология, десятилетиями существующая и развивающаяся вместе с обществом. Ее методологический потенциал как раз и заключается в том, чтобы для любой эпохи, для любых социальных и экономических условий найти такие технологические пути, чтобы дать возможность развития каждого отдельно взятого человека, отдельных разнообразных сообществ людей. При этом LLL не теряет своей фундаментальности и философской глубины.

Каждый раз при изменениях общества, глобальных потрясениях находятся технологические пути, позволяющие LLL дать образовательную и развивающую поддержку для формирования новых форм жизнедеятельности, и в том числе трудовой деятельности. Если привести пример перехода к цифровой эпохе, то непрерывное образование генерировало огромное количество новых форм и методов обучения цифровым технологиям. Это позволило людям разных возрастов найти свои ниши в цифровом пространстве и даже освоить новые профессии и виды профессиональной деятельности, связанные с платформами и программными продуктами. Это еще одна иллюстрация того, что именно онтологический антропологический характер LLL позволяет рассматривать ее как фундаментальную базовую человековедческую технологию высшего порядка.

Из многочисленных аспектов рассмотрения LLL фундаментальный подход с позиции онтологических антропологических технологий, которые мы идентифицировали как человековедческие, наиболее соответствует пониманию технологии как человеческого знания в его продуктивном состоянии, отражающего логику конкретных действий и получение намеченного результата [2, с. 297]. Однако, несмотря на глубину методологии, такой аспект еще более нуждается в структурном рассмотрении и первичной классификации человековедческих технологий от базового социально-философского деления на материальные и духовные до детализированного по различным функциям и видам жизнедеятельности человека.

Это и определило цель настоящей статьи: сделать попытку выявить технологические человековедческие конструкты LLL, которые являются точками приложения и сферами развития человека, сообществ и социума в целом, актуальные как в цифровых, так и в естественных средах жизнедеятельности.

Материал и методы исследования

Основываясь на первоначальных классификациях человековедческих технологий [2, с. 302-303], авторы выделили три основных признака, которые могут служить основаниями для классификации:

по объекту технологического человековедческого воздействия: личностно ориентированные, социально ориентированные, комбинированные;

по социальному пространственно-временному охвату: стратегические (футурологические), ситуационные и стандартизированные (пакетные) человековедческие технологии.

missing image file

Вариант структурирования человековедческих технологий по объекту и социальному пространственно-временному охвату

К личностно ориентированным технологиям в современном мире можно отнести самые разнообразные программы, тренинги и т.п., направленные на познание и самосовершенствование человека как в духовном, так и в физическом планах.

Социально ориентированные представлены огромным количеством разнообразных сообществ: от профессиональных до сообществ по интересам, которые активно проявились благодаря цифровому пространству и коммуникационным технологиям.

Наибольший интерес представляют комбинированные технологии, фундаментальный смысл которых проявился именно в цифровую эпоху. Практически все технологии, общие и прикладные методы и формы сегодня являются не просто комбинированными, а интегрированными с нейроцифровой основой.

Авторы отмечают, что возникающая необходимость применения соответствующих действий для подготовки человека к жизнедеятельности в новом мире требует и специфических методов исследования. К таким методам можно отнести методы теоретического и удаленного анализа, используя которые, можно схематично представить декомпозицию технологии людской жизнедеятельности, в которой на первое место выходит временной футуристический подход к формированию жизненных целей, видению вызовов и ориентиров собственного развития. Речь идет о технологии обобщенного (стратегического) целеполагания. Особенно остро потребность в таких технологиях проявляется в эпохи глобальных кризисов и трансформаций, когда происходит слом устоявшихся жизненных линий, карьерных и амбициозных предпочтений. На рисунке показана попытка схематизировать и осмыслить соотношение и место различных человековедческих технологий в жизнедеятельности человека. Выделяя рубежные, глобальные и текущие цели, авторы предполагают не просто цели как таковые. Поиск и формулировка их требует серьезной человековедческой технологической поддержки, так как речь идет не о цели ради цели, а о жизненном идеале, образе, ориентире, который способен стать частью личности, идеологией и ценностями сообществ.

Популярность технологий и техник обучения жизненному целеполаганию в направлениях и программах LLL уже сегодня демонстрирует естественный интерес людей к возможностям понимания своего будущего и проектирования собственных жизненных ориентиров, которые потом сформируют конструктивные разумные стереотипы поведения и образа жизни, включая самовосприятие и самопостроение себя, соотношение себя и природы, соотношение себя и других людей.

Важным стимулирующим фактором в жизнедеятельности человека является технология жизненной самореализации. Она включает в себя такие компоненты, как профессиональная (трудовая) деятельность, семья, различные сообщества и личные отношения людей, разнообразные виды деятельности по потребностям и интересам.

Область ситуационных человековедческих технологий представлена большим разнообразием подходов к самовосприятию и самореализации. В периоды экономических спадов и кризисов человековедческие технологии LLL становятся прямой и косвенной жизненной поддержкой для оперативной перестройки образа своей жизни, организации семьи, трудовой деятельности. Именно поэтому появляется большой спектр самых разнообразных курсов, программ, вебинаров, тренингов, которые создаются и распространяются практически с молниеносной быстротой. Представители традиционного образования часто испытывают спектр эмоций от недоумения до прямого осуждения доморощенных интернет-педагогов. Но с человековедческой точки зрения скорость возникновения таких техник и программ и есть ответ на ситуацию. Их назначение – помочь разрешить ситуацию, и главное их свойство – своевременность. Успеть помочь быстрее, чем развивается сама ситуация.

Особого внимания заслуживает технология личного увековечения. Раньше, в силу российского менталитета и культивирования скромности как личной и общественной ценности, такие технологии воспринимались отчужденно. Но в эпоху постковидных и иных экономических и политических трансформаций на эти технологии закономерно появился спрос. Что оставить после себя, в чем я силен/сильна, за что меня будут помнить. Технологии закрепления себя в истории – это не глобальный, а вполне персональный процесс. Речь идет о собственной истории, истории семьи и малых сообществ. Человеку интересно рассказать и закрепить себя даже в самых простых продуктах и проявлениях.

Стандартные человековедческие технологии сегодня представлены самыми разнообразными формами традиционного (пакетного) профессионального образования. Значимость этих технологий не утрачивается, а усиливается в периоды социальных трансформаций. Важно, что стандартные технологии развивают свое разнообразие и многовариантность получения. Можно говорит о пакетной укомплектованности человека стандартными формами и уровнями образования. Важным примером является работа с лицами, имеющими отклонения в развитии, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Каждый такой человек нуждается в технологии поддержки при выборе учебного курса или профессии. Развитие и стандартизация форм поддержки говорит о сохранении морального здоровья общества.

Результаты исследования и их обсуждение

Авторский анализ и методологическое осмысление технологического оснащения LLL комплексов человековедческих технологий с различными вариантами применения расширяет смыслы ранее сформулированных идей (И.А. Коршунов, О.С. Гапонова, В.М. Пешкова [3, с. 20]). Однако наиболее важными позициями, которые дадут возможность осмысления и применения человековедческих технологий, являются следующие.

Любая человековедческая технология исходит из жизненных и социальных потребностей самого человека и его сообществ. Основная функция LLL – дать адекватную технологическую поддержку процессам удовлетворения этих потребностей, не пренебрегая самыми простыми. Порой примитивные технологии для человека совпадают с возможностями его персонального увековечения и для него являются бесценными.

Подавляющее большинство человековедческих технологий в LLL являются комбинированными, проектирующими смешанную естественно-цифровую реальность. В этом ключе технологичность LLL требует новых подходов к сохранению здоровья человека. Ведь смешанная реальность для человека является биологически обедненной.

Цифровая комбинированность в человековедческих технологиях ставит новые задачи осмысления цифрового творчества и самовыражения, так как формирование и самореализация в сообществах сегодня происходит именно в цифровых условиях коммуникаций.

Как свидетельствует проведенный анализ, технологии личностного анализа и саморазвития являются составной частью человековедческих технологий, без них процессы воспитания взрослых неэффективны. Практика непрерывного обучения, являющаяся фундаментальной человековедческой технологией, опирается на большой междисциплинарный потенциал гуманитарного знания. Это представляет новые источники развития содержания профессионального образования [4-6].

Выводы

На основе работ исследователей, определивших сущность человековедческих технологий: А.С. Белкина, В.М. Шепеля, И.А. Коршунова, О.С. Гапоновой, В.М. Пешковой и ряда других исследователей, излагая свою точку зрения на развитие человеческой личности с учетом человековедческих технологий посредством непрерывного образования, можно сделать выводы о формировании и развитии человека во всех сферах жизни, а также по-новому осмыслить технологические поддерживающие возможности LLL как комплексной многовариантной человековедческой технологии в эпоху цифровизации.


Библиографическая ссылка

Калугина Т.Г., Вербицкая Н.О. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ КАК ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 11. – С. 139-143;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39835 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674