Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧАТ-БОТА В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Гринвальд О.Н. 1 Исламов Р.С. 1 Ресенчук А.А. 1 Савельева И.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
Настоящая работа посвящена изучению лингводидактического потенциала виртуального ассистента (чат-бота) при обучении иностранному языку в вузе. Методами исследования стали анализ отечественной и зарубежной теории и практики использования чат-ботов в преподавании иностранного языка, педагогический эксперимент по созданию и внедрению авторского многофункционального чат-бота в дисциплину «Иностранный язык». Чат-бот был представлен четырьмя аватарами, каждый из которых имел определенный функционал (ассистирующий, консультативный, обучающий и игровой). По итогам взаимодействия с чат-ботом и апробации его функций был проведен опрос студентов для оценки лингводидактического потенциала, аттрактивности и возможности дальнейшего использования виртуального ассистента. Статистика интеракций студентов с чат-ботом выявила, что наибольшую заинтересованность студенты проявляли к рекомендациям по улучшению языковых навыков и диалоговой симуляции собеседования при трудоустройстве. На фоне общей положительной оценки чат-бота как образовательного сервиса выявленные преимущества включали его интерактивность, оперативность, игровой характер и наличие функции эмоционального ассессмента ответов студентов. В числе недостатков были упомянуты малое разнообразие игрового контента, отсутствие функции перевода, технические сбои при работе программы. В перспективе исследования – усовершенствование содержательно-дидактического аспекта виртуального ассистента и выявление уровня эффективности чат-бота для формирования иноязычной коммуникативной компетентности на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в вузе.
чат-бот
преподавание иностранного языка
высшее образование
цифровое обучение
лингводидактика
1. Бобыкина И.А., Юлайханова Я.Р. Основные изменения иноязычной подготовки обучающихся в современных условиях // Челябинский гуманитарий. 2022. № 4 (61). С. 24-30. DOI: 10.47475/1999-5407-2022-10403.
2. Pokrivcakova S. Teacher Trainees’ Attitudes towards Integrating Chatbots into Foreign Language Classes // INTED 2022. Valencia: IATED, 2022. P. 8294–8302. DOI: 10.21125/inted.2022.2108.
3. Авраменко А.П. Лингводидактический потенциал чат-ботов и виртуальных помощников как средств распознавания речи технологиями искусственного интеллекта // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94). С. 9-11. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-394-9-12.
4. Castillo Valdivieso P.A, Aguilar Luzon M.C. The Use of Chatbot as an Element of Tutorial Action in University Teaching // REIDOCREA. 2021. Vol. 10, Is. 24. P. 1-14. DOI: 10.30827/Digibug.69299.
5. Shilova S.A., Kryuchkova A.A. Chatbots: are they effective teaching tools? (on the potential of using chatbots in the educational process) // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. 2022. Vol. 5. P. 220-224.
6. Гречихин С.С. Дистанционное обучение с помощью образовательных чат-ботов в современных мессенджерах // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 66-68. DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0014
7. Agarwal R., Wadhwa M. Review of State-of-the-Art Design Techniques for Chatbots // SN Computer Science. 2020. Vol. 1. P. 246. DOI: 10.1007/s42979-020-00255-3
8. Nguyen T.D., Cannata M., Miller J. Understanding Student Behavioral Engagement: Importance of Student Interaction with Peers and Teachers // The Journal of Educational Research. 2018. Vol. 111, Is. 2. P. 163-174. DOI: 10.1080/00220671.2016.1220359.
9. Dhandayuthapani Bala V.A. Proposed Cognitive Framework Model for a Student Support Chatbot in a Higher Education Institution // The International Journal of Advanced Networking and Applications (IJANA). 2022. Vol. 14, Is. 2. P. 5390–5395. DOI: 10.35444/ijana.2022.14210.
10. Kumar J.A. Educational Chatbots for Project-based Learning: Investigating Learning Outcomes for a Team-based Design Course // International Journal of Education Technology in Higher Education. 2021. Vol. 18, Is. 65. DOI: 10.1186/s41239-021-00302-w.
11. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 66-72. DOI: 10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72.
12. Будникова А.С., Бабенкова О.С. Использование чат-ботов при изучении иностранного языка // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 3 (55). С. 146-150.
13. Аймалетдинов Р.Т. Потенциал использования чат-бота в изучении иноязычной лексики (английский язык, словообразование) // Наука в мегаполисе – Science in a Megapolis. 2020. № 3 (19). URL: https://mgpu-media.ru/issues/issue-19/philological-science/potential-chatbot-usage.html (дата обращения: 30.08.2023).
14. Шефиева Э.Ш., Исаева Т.Е. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 10 (78). С. 84-89.

Современный этап развития образования характеризуется переходом высшей школы к цифровой модели взаимодействия участников образовательного процесса и системного использования цифровых инструментов в обучении [1]. Сегодня существует большое количество различных цифровых сервисов, которые предоставляют неограниченные возможности для профессиональной подготовки студентов. Одним из таких инструментов является чат-бот.

Исследователи выделяют две категории чат-ботов, которые сегодня подходят системе высшего образования: 1) сценарные / декларативные / необучаемые чат-боты, в которых разработчиком предусмотрен «поиск реакции» согласно заранее заложенному сценарию на запрос пользователя; 2) порождающие / предиктивные / обучаемые чат-боты, в которых реакция на запрос пользователя генерируется искусственным интеллектом [2; 3].

Интеграция чат-ботов в систему высшего образования раскрывает вариативность их применения: во-первых, с помощью чат-бота происходит автоматизация тестирования студентов [4]; во-вторых, чат-боты успешно используются для организации самостоятельной работы студентов [5] и дистанционного обучения [6]; в-третьих, происходит операционализация опыта интерактивного обучения через симуляцию реальной ситуации диалога, например собеседования, деловой переписки в мессенджере и пр. [4; 7]. Среди преимуществ также называется организация эффективного взаимодействия «преподаватель – студент». Технология чат-ботов делает возможными онлайн-консультации по разнообразным организационно-административным и учебно-методическим вопросам в удобное для обучающихся время [8; 9]. Также отмечается, что чат-боты – цифровой инструмент, с помощью которого происходит персонализация процесса обучения. Студенты могут учиться в индивидуальном темпе и получать индивидуальные консультации [8; 10].

Использование чат-бота повышает академическую вовлеченность студентов в процесс обучения как благодаря возможности быть постоянно в контакте с преподавателем / вузом и получать немедленную обратную связь, так и благодаря возможности использовать собственный смартфон для взаимодействия с чат-ботом [8].

Концепция чат-бота как симулятора человеческого диалога гармонично вписывается в сферу преподавания иностранного языка, поскольку под чат-ботами понимают «диалоговую обучающую программу, способную на основе заложенных в нее алгоритмов речевого поведения человека развивать иноязычные устные и письменные речевые умения обучающегося посредством поддержания с ним диалога и имитацией человеческой речи» [11, с. 67]. Чат-боты в обучении иностранным языкам содержат значительный лингводидактический потенциал. Их использование способствует осуществлению принципов интерактивности, коммуникативности и индивидуализации обучения в преподавании иностранных языков [2; 3]. Среди конкретных целевых установок, которые связаны с внедрением чат-ботов в обучение иностранному языку, называются:

• возможность практиковать иноязычные речевые умения и навыки (чтение, аудирование, письмо и говорение) [11; 12], а также лексики и словообразования [13];

• повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка [11; 12; 14];

• снижение уровня тревожности студентов при взаимодействии с машиной [11], так как использование чат-ботов помогает преодолеть психологический барьер и стеснение в отработке иноязычных навыков общения [3];

• учет индивидуальных особенностей и интересов обучающихся, их уровня владения иностранным языком [14].

Следует отметить, что в преподавании иностранного языка существует тенденция использовать готовые чат-боты (А.L.I.C.E., Mitsuku, Mondly, Splotchy, Cleverbot, Existor, Elbot, iGod и др.) как дополнительные средства для самостоятельной работы студентов [14]. Однако авторам настоящего исследования видится, что данная тенденция не вполне отвечает методическим задачам определенной дисциплины и не реализует в полной мере потенциал данного цифрового ресурса. Поэтому новизна данного исследования заключается в создании авторского многофункционального виртуального ассистента (чат-бота), ориентированного на фасилитацию освоения студентами вуза дисциплины «Иностранный язык». В связи с этим целью настоящего исследования является изучение лингводидактического потенциала авторского многофункционального виртуального ассистента (чат-бота), интегрированного в вузовский курс дисциплины «Иностранный язык».

Материалы и методы исследования

Методы исследования составили: анализ отечественной и зарубежной теории и практики использования чат-ботов в образовании, в частности в преподавании иностранного языка, педагогический эксперимент по созданию и внедрению чат-бота в дисциплину «Иностранный язык».

Методическим ядром эксперимента стало создание авторского многофункционального виртуального ассистента (чат-бота), помогающего студентам в освоении дисциплины «Иностранный язык». В настоящем исследовании использован чат-бот сценарного типа, который взаимодействует с пользователем как на русском, так и на английском языках. Данная разновидность сервиса оптимальна для реализации возлагаемых на него задач в рамках дисциплины, поскольку реакция на запрос студентов на основе заранее заложенного сценария дает возможность контролировать их взаимодействие с ботом. Для запуска чат-бота необходим любой современный браузер независимо от операционной системы и используемого устройства (стационарный компьютер, планшет, смартфон и пр.).

Авторский многофункциональный виртуальный ассистент (чат-бот) прошел апробацию в группах студентов 1-2 курсов Кемеровского государственного университета различных неязыковых направлений подготовки бакалавриата во втором семестре 2022-2023 года. По окончании семестра студенты – участники эксперимента (всего 218 человек) были опрошены на предмет оценки ими целесообразности, степени эффективности инновационного инструмента, а также для выявления преимуществ и недостатков функционально-содержательного аспекта применения виртуального ассистента (чат-бота).

Результаты исследования и их обсуждение

Созданный чат-бот является двуязычным виртуальным ассистентом, реализующим следующие функции в преподавании дисциплины «Иностранный язык» на неязыковых направлениях подготовки: ассистирующую, консультативную, обучающую и игровую.

Центральный аватар бота Лэб (от анг. L.A.B. – Language Assistant Bot) (рис. 1) выполняет ассистирующую и консультативную функции: он может проконсультировать студентов по различным организационно-методическим вопросам, таким как экзаменационные требования или контактные данные преподавателя. Лэб представляет студентам, как начинающим, так и продолжающим изучать английский язык, полезные материалы и ресурсы для повышения их языкового уровня. Помимо этого, он дает практические советы и рекомендации по улучшению отдельных языковых навыков: письмо, чтение и аудирование. В результате студент получает возможность проектировать индивидуальную траекторию изучения дисциплины «Иностранный язык».

Кроме Лэба, студентам были предложены еще несколько аватаров, осуществляющих обучающую и игровую функции. При этом чат-бот выступает игровым партнером, используя элементы визуализации и игрофикации. Аватар Symah отвечает за диалоговую симуляцию собеседования при трудоустройстве в рамках темы “Applying for a Job”. Во время работы с ботом Symah указывает на ошибки в ответах, давая детальные пояснения. Аватар Paul ведет с обучающимися диалог в рамках языковой темы “Social English”, помогая лучше понять особенности языковых ситуаций. Аватар Kevin развлекает студентов шутками, комментируя их смысл сквозь призму фразеологии и идиоматики английского языка. Концепция аватаров позволила студентам не просто участвовать в обмене текстовыми сообщениями с чат-ботом, но и видеть своего собеседника вместе с его эмоциональными реакциями, что дает более полное погружение в диалоговые симуляции.

Для оценки лингводидактического потенциала чат-бота были проведены сессии интеракции студентов с чат-ботом. В каждой группе преподаватели представили чат-бота в форме презентации, в ходе которой студенты узнали о его наполнении и функционале: концепция аватаров, устройство диалоговых веток и пр. Кроме того, им были даны рекомендации по взаимодействию с чат-ботом: начало диалога, его возможные пути развития и пр.

missing image file

Рис. 1. Приветствие от чат-бота и начало диалоговой ветки

missing image file

Рис. 2. Статистика использования диалоговых веток чат-бота

Статистика, полученная из встроенной в бот функции “Data Gathering”, показала, что среднее время, затраченное студентами на одну диалоговую ветку, составило 2 минуты и 30 секунд (рис. 2). Статистика показывает, сколько в среднем студенты тратят времени за одну сессию работы с чат-ботом. Более длительное время было затрачено на диалог с примерами бесплатных онлайн-курсов английского языка (3 мин. 5 сек.). Менее продолжительной является диалоговая ветка с рассказом бота о себе и предложением продолжить беседу с пользователем (1 мин. 6 сек.). На третьем месте диалоговая ветка советов для начинающих изучать английский язык (1 мин. 4 сек.). Менее минуты составили прочие диалоговые ветки, например «Социальные ситуации с выбором подходящего ответа» или информация об экзаменах. В данных процедурах наблюдается определенная логика, так как в первом случае студенты быстро выбирают ответ из готовых вариантов, а во втором – не требуется много времени, чтобы прочитать и запомнить небольшую справочную информацию на русском языке.

Положительный отклик среди студентов вызвала встроенная функция смены эмоциональных реакций. Возможность двойной оценки – эмоциональная обратная связь от чат-бота и начисление баллов за диалоговую симуляцию собеседования при трудоустройстве в рамках темы “Applying for a Job” – были оценены студентами как очевидные плюсы в работе с виртуальным ассистентом.

Все указанные характеристики чат-бота нашли свое подтверждение в последующем опросе студентов через оценку его образовательного потенциала (218 опрошенных). Так, однозначное одобрительное отношение к интеграции данного цифрового сервиса в дисциплину «Иностранный язык» выразили 36% участников. Наибольшее число студентов (54,2%) предпочитают оценивать использование виртуального ассистента умеренной оценочной формулировкой «нахожу полезным». Необходимо указать и на критическое отношение участников эксперимента к виртуальному сервису: 8,4% отмечают частичную полезность нововведения.

Более детальные отзывы студентов предусматривают выявление тех аспектов, которые нуждаются в улучшении. Так, 140 участников (65,4%) полагают, что наиболее полезными являются симуляция собеседования при трудоустройстве в рамках темы “Applying for a Job” и рекомендации бота L.A.B. по улучшению языковых навыков. Больше половины участников отмечают положительное влияние на обучение следующих характеристик чат-бота:

1) интерактивность (127 человек – 59,3%);

2) игровая форма подачи материала (124 человека – 57,9%);

3) быстрота ответов бота (122 человека – 57%).

Молодежная аудитория также высказала пожелание о более значительной доле игрового контента, который мог бы разнообразить процесс обучения – 130 человек (60,7%) указали на данный аспект в коммуникации с ботом.

Использование идентификационных характеристик, уподобляющих чат-бота живому человеку (внешний вид аватаров, их имена и эмоциональные реакции), однозначно воспринимается студентами в положительном ключе. Результаты опроса подтверждают, что интерфейс программы, графические параметры чат-бота, его содержательно-речевые данные благосклонно оцениваются респондентами. 94,4% опрошенных отмечают, что интерфейс чат-бота дружелюбен, а его формально-речевые характеристики понятны и доступны.

Заключение

Изучение лингводидактического потенциала авторского многофункционального виртуального ассистента (чат-бота), интегрированного в вузовский курс дисциплины «Иностранный язык», показало, что большинство студентов университета (89,3%) утвердительно отвечают на вопрос о перспективности и целесообразности использования виртуального ассистента при изучении дисциплины «Иностранный язык».

В результате взаимодействия с чат-ботом студенты испытывают удовольствие и заинтересованность, приобретают опыт языковой деятельности, формируют и развивают иноязычную коммуникативную компетенцию в психологически комфортных условиях, вследствие чего возрастает их уровень мотивации и академической вовлеченности.

На фоне общей положительной оценки чат-бота как образовательного сервиса выявленные преимущества включают его интерактивность, оперативность, игровой характер и наличие функции эмоциональной оценки ответов студентов. В числе недостатков упомянуты недостаток игрового контента, отсутствие функции перевода, технические сбои при работе программы.

Результаты исследования также позволили наметить перспективы дальнейшей работы, состоящие в изучении уровня сформированности коммуникативной компетенции у студентов, использующих виртуального чат-бота при изучении иностранного языка в вузе.


Библиографическая ссылка

Гринвальд О.Н., Исламов Р.С., Ресенчук А.А., Савельева И.В. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧАТ-БОТА В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 11. – С. 109-113;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39829 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674