Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Гмызина Г.Н. 1 Гришенкова Е.Г. 2 Старостина Н.Н. 2
1 ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
2 ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет»
В статье рассматривается проблема развития научно-исследовательской компетенции студентов-лингвистов в ходе обучения в вузе, которая актуализируется во ФГОС ВО (3++) по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика. В исследовании выдвигается гипотеза о том, что применение технологии развития критического мышления в ходе обучения в вузе оказывает положительное влияние на развитие научно-исследовательской компетенции студентов-лингвистов в связи с тем, что в структуре профессиональной компетентности студента-лингвиста критическое мышление рассматривается как универсальная компетенция. В статье описываются результаты педагогического эксперимента по развитию критического мышления у студентов-лингвистов в процессе преподавания иностранного языка, который проходил с 2017 по 2020 год с применением адаптированной версии технологии развития критического мышления. Авторы предпринимают попытку определить влияние применения данной технологии на развитие научно-исследовательской компетенции студентов-лингвистов, опираясь на данные, полученные по результатам вышеописанного педагогического эксперимента, и на результаты защиты выпускных квалификационных работ студентов, участвовавших в данном эксперименте. Полученные данные по результатам замеров уровня развития критического мышления и научно-исследовательской компетенции в контрольной и экспериментальной группах студентов-лингвистов подвергаются статистической обработке. Результаты подсчетов подтверждают положительное влияние применения адаптированной технологии развития критического мышления в ходе обучения в вузе на уровень развития научно-исследовательской компетенции студентов-лингвистов.
студенты-лингвисты
научно-исследовательская компетенция
технология развития критического мышления
профессиональные компетенции
универсальные компетенции
1. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. N 969 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202008260024 ?index=5 (дата обращения: 20.10.2023).
2. Гацура Н.И., Долгова Т.В. Методика реализации компетентностного подхода при обучении переводу и лингвистическому анализу текста в вузе // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 11. С. 104-111.
3. Комарова Ю.А. Научно-исследовательская компетентность специалистов: функционально-содержательное описание // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 68. С. 69-77.
4. Шумакова Н.Б., Богпомочева О.А. Роль исследовательской активности в становлении образа мира у одаренных подростков // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 30-38.
5. Савельева Н.Н., Боголюбова М.Н. Развитие научно-исследовательских компетенций студентов машиностроительного профиля // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19924 (дата обращения: 20.10.2023).
6. Стрижнева Е.А. Формирование научно-исследовательских компетенций студентов: сущность и содержание понятия // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. 2023. № 1(47). С. 105-114.
7. Ваганова Е.Г. Мониторинг формирования научноисследовательской компетенции студентов-лингвистов // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 1. С. 113-120.
8. Ваганова Е.Г. Развитие научно-исследовательской компетентности студентов-лингвистов // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 6. С. 76-87.
9. Лукьянова М.И., Гмызина Г.Н., Старостина Н.Н. Развитие критического мышления студентов в процессе изучения иностранного языка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, № 2. С. 104-112.
10. Старостина Н.Н. Амплификация профессиональной субъектности студентов-лингвистов посредством развития критического мышления в процессе преподавания английского языка // Современные технологии обучения иностранным языкам: материалы Международной научно-практической конференции (г. Ульяновск, 18 февраля 2021 г.). Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2021. С. 132-140.
11. Соснина Е.П., Старостина Н.Н. Лонгитюдное исследование динамики развития критического мышления студентов-лингвистов: оценка отложенного экспериментального эффекта // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 5. С. 226-231.

Современные условия рынка труда выдвигают высокие требования к профессиональной подготовке выпускников вуза. Согласно ФГОС ВО 3++ выпускник вуза должен овладеть профессиональными компетенциями и быть способен выполнять определенный круг профессиональных задач. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. № 969 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 "Лингвистика" (с изменениями и дополнениями Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2020 г. № 1456) регламентирует требования к профессиональной подготовке лингвистов [1].

В рамках освоения программы бакалавриата по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика выпускники должны быть готовы к решению различных задач профессиональной деятельности, в частности научно-исследовательского типа, что актуализирует проблему развития у студентов-лингвистов научно-исследовательской компетенции; а также выпускникам необходимо овладеть универсальными и общепрофессиональными компетенциями согласно компетентностному подходу [1, с. 5; 2, с. 105].

Среди универсальных компетенций на передний план вынесена УК1 – «Системное и критическое мышление», которая предполагает способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, а также способность применять системный подход для решения поставленных задач [1, с. 9].

Логично предположить, что, будучи универсальной компетенцией, критическое мышление, а точнее уровень развития критического мышления, будет влиять на способность студентов-лингвистов выполнять профессиональные задачи, в том числе научно-исследовательского характера, то есть будет влиять на уровень развития научно-исследовательской компетенции студентов. Исходя из вышесказанного, цель исследования можно сформулировать следующим образом: определить влияние технологии развития критического мышления на уровень развития научно-исследовательской компетенции студентов-лингвистов.

Материалы и методы исследования

Обратимся к исследованиям, посвященным изучению научно-исследовательской компетенции.

Комарова Ю.А. в своей статье понимает под научно-исследовательской компетентностью единое интегративное поле, состоящее из профессионально-научной компетенции, образовательной компетенции и компетенции в научном общении [3, с. 70].

Изучая исследовательскую активность подростков, Шумакова Н.Б. отмечает, что исследовательская деятельность предполагает развитие познавательных навыков, умения ориентироваться в информационном пространстве, навыка самостоятельного конструирования своих знаний, умения интегрировать знания из различных областей и навыков критического мышления [4, с. 33].

В структуре научно-исследовательской компетенции студентов Савельева Н.Н. и Боголюбова М.Н. выделяют такие компоненты, как мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный [5].

Стрижнева Е.А. предполагает, что научно-исследовательская компетенция студентов развивается посредством их активного, мотивированного участия в научно-исследовательской деятельности вуза [6].

Ваганова Е.Г. к умениям научно-исследовательской компетенции студента относит умение формулировать тему, цель и задачи исследования; умение представлять различные точки зрения на проблему; умение обобщать полученные результаты; умение делать выводы, исходя из результатов исследования [7].

Теоретический анализ научной литературы по проблематике развития научно-исследовательской компетенции показывает, что данная компетенция предполагает наличие таких умений, как умение ориентироваться в информационном пространстве, рефлексивно-оценочные умения, синтез и анализ информации и др., что позволяет предположить положительное влияние применения технологии развития критического мышления на развитие научно-исследовательской компетенции студентов.

Для проверки вышеуказанной гипотезы исследования было проведено практическое исследование, направленное на выявление влияния технологии развития критического мышления на уровень развития научно-исследовательской компетенции студентов-лингвистов. Оригинальная версия вышеуказанной технологии имеет следующее название: «Технология развития критического мышления через чтение и письмо». Данная технология была адаптирована к процессу преподавания английского языка студентам по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика. В адаптированной версии технологии развития критического мышления (АТРКМ) был сохранен алгоритм технологических этапов «вызов – осмысление – рефлексия» и подобраны педагогические приемы, ориентированные на специфику профессиональной деятельности лингвистов. На первом этапе АТРКМ («вызов») применялись приемы, направленные на предварительное ознакомление студентов с новой информацией, выдвижение предположений о дальнейшем развитии событий в тексте. На втором этапе АТРКМ («осмысление») использовались приемы, направленные на подробное изучение предложенного текста, выделение главной и второстепенной информации, определение причинно-следственных связей смыслового содержания текста. На третьем этапе адаптированной версии технологии («рефлексия») применялись приемы, направленные на обобщение, итоговое резюмирование изученной информации и формулирование выводов.

Опираясь на исследование Вагановой Е.Г., в котором для мониторинга научно-исследовательской компетенции студентов автор оценивает их умения осуществить и оформить научно-исследовательскую работу, в данном исследовании принято решение за критерий сформированности научно-исследовательской компетенции студентов принимать результаты защиты их выпускных квалификационных работ [8].

Результаты исследования и их обсуждение

Обратимся к педагогическому эксперименту, в котором авторы рассматривали критическое мышление в структуре профессиональной субъектности студентов-лингвистов и также способствовали амплификации этого вида мышления посредством адаптированной технологии развития критического мышления. Данное исследование проходило в период с 2017 по 2020 учебный год на кафедре «Прикладная лингвистика» гуманитарного факультета Ульяновского государственного технического университета. Педагогический эксперимент по развитию критического мышления проходил в 2017-2018 учебном году со студентами первого курса и в 2018-2019 учебном году с этими же студентами, которые обучались уже на втором курсе. Оба этих учебных года в экспериментальной группе студентов применялась адаптированная технология развития критического мышления в процессе преподавания иностранного языка, и результаты исследования показали, что уровень развития критического мышления студентов-лингвистов в экспериментальной группе стал выше, чем в контрольной группе (табл. 1) [9, с. 110].

Для расчета динамики уровня развития критического мышления студентов-лингвистов в экспериментальной группе на промежуточном этапе в 2017-2018 учебном году и на итоговом этапе в 2018-2019 учебном году был использован парный T–критерий Вилкоксона.

Статистические расчеты подтверждают, что уровень развития критического мышления студентов-лингвистов в экспериментальной группе на этапе итоговой диагностики (2018-2019 учебный год) выше, чем показатели, полученные на промежуточном этапе эксперимента (2017-2018 учебный год), что позволяет утверждать о наличии положительной динамики развития критического мышления у студентов в экспериментальной группе (рис. 1).

missing image file

Рис. 1. Ось значимости для Тэмп = 1 при n = 9

В 2019-2020 учебном году была осуществлена диагностика отложенного эффекта проведенного педагогического эксперимента (2017-2018, 2018-2019 учебные годы). В 2019-2020 учебном году адаптированная технология развития критического мышления не применялась в процессе обучения студентов-лингвистов, принимавших участие в эксперименте, но по завершении учебного года замеры уровня критического мышления у студентов, обучавшихся уже на третьем курсе, показали, что в экспериментальной группе студентов наблюдается положительный отложенный экспериментальный эффект [10, с. 229].

В 2020-2021 учебном году студенты четвертого курса, участвовавшие в педагогическом эксперименте в 2017-2018, 2018-2019 учебных годах, защитили выпускные квалификационные работы. В данной статье планируется проследить влияние применения адаптированной технологии развития критического мышления в процессе обучения студентов-лингвистов на их результаты по защите выпускных квалификационных работ.

Таблица 1

Развитие критического мышления на промежуточном этапе эксперимента (2017-2018 учебный год) и на итоговом этапе эксперимента (2018-2019 учебный год) студентов-лингвистов в экспериментальной группе

N

«До»

«После»

Сдвиг (tпосле – tдо)

Абсолютное значение сдвига

Ранговый номер сдвига

1

33

34

1

1

4

2

34

36

2

2

8

9

31

33

2

2

8

Сумма рангов нетипичных сдвигов:

1

Таблица 2

Данные итоговой диагностики уровня развития критического мышления студентов-лингвистов в контрольной и экспериментальной группах (2019-2020 учебный год)

Выборка 1

Экспериментальная группа

Ранг 1

Выборка 2

Контрольная группа

Ранг 2

1

34

17.5

31

13

2

36

20

31

13

3

28

5

28

5

4

37

21

29

7.5

13

   

30

10

Суммы:

 

125

 

106

Таблица 3

Результаты защиты ВКР студентов в контрольной и экспериментальной группах (2020-2021 учебный год)

Выборка 1

Экспериментальная группа

Ранг 1

Выборка 2

Контрольная группа

Ранг 2

1

5

17.5

4

7.5

2

5

17.5

4

7.5

3

4

7.5

5

17.5

4

5

17.5

4

7.5

5

5

17.5

5

17.5

6

5

17.5

4

7.5

7

4

7.5

4

7.5

8

5

17.5

4

7.5

9

   

4

7.5

10

   

4

7.5

11

   

4

7.5

12

   

3

1

13

   

4

7.5

Суммы:

 

120

 

111

Следует обратиться к результатам итоговой диагностики уровня развития критического мышления студентов-лингвистов в экспериментальной и контрольной группах 2019-2020 учебного года. Эти данные представлены в таблице 2.

Используя статистический метод U-критерий Манна–Уитни, предназначенный для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, определяем, что уровень критического мышления студентов в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе студентов-лингвистов (рис. 2) [11].

Результаты защиты выпускных квалификационных работ студентов-лингвистов четвертого курса, участвовавших в эксперименте, представлены в таблице 3.

missing image file

Рис. 2. Ось значимости для Uэмп = 15

Также с использованием статистического метода U-критерий Манна–Уитни определяем, что уровень развития научно-исследовательской компетенции студентов-лингвистов в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе студентов (рис. 3).

missing image file

Рис. 3. Ось значимости для Uэмп = 20

Выводы

Теоретический анализ научной литературы по проблематике развития научно-исследовательской компетенции студентов показывает, что большинство ученых сходятся во мнении, что навыки ведения научной работы и оформления ее результатов являются ключевыми составляющими научно-исследовательской компетенции студентов.

В данном практическом исследовании рассматривалось влияние применения адаптированной технологии развития критического мышления в процессе преподавания иностранного языка на развитие научно-исследовательской компетенции студентов-лингвистов. Как показатель развития научно-исследовательской компетенции были использованы результаты защиты бакалаврских работ студентов четвертого курса по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика.

Полученные результаты исследования подтверждают гипотезу исследования о том, что применение адаптированной технологии развития критического мышления в ходе обучения студентов в вузе положительно влияет на развитие научно-исследовательской компетенции студентов-лингвистов. Расчёты полученных данных показывают, что у студентов-лингвистов в экспериментальной группе уровень развития научно-исследовательской компетенции выше, чем у студентов в контрольной группе, что также позволяет утверждать возможность развития научно-исследовательской компетенции студентов посредством технологии развития критического мышления.


Библиографическая ссылка

Гмызина Г.Н., Гришенкова Е.Г., Старостина Н.Н. РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 11. – С. 104-108;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39828 (дата обращения: 19.07.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674