Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Безуглов А.М. 1 Дмитриев А.В. 1 Михайлов О.Б. 2 Середа С.В. 1 Сергеев М.В. 2
1 Филиал ФГКВОУ ВО «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя»
2 ФГКОУ ВО «Омская академия МВД России»
В работе описаны особенности подготовки к проведению занятий с обучающимися в форме деловой игры в условиях, максимально приближенных к будущей профессии, которая связана с высокой степенью опасности для жизни и здоровья. Например, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, спасатели при работе в условиях боевых действий, при задержании вооруженных и особо опасных преступников, чрезвычайных ситуациях, катастрофах, авариях и др. Имеющийся опыт проведения занятий в форме деловой игры преследует цель разработки новых современных образовательных методик. Выявлены положительные и отрицательные стороны занятий в форме деловой игры. Деловая игра, в отличие от других форм проведения занятий, характеризуется принудительной активацией мышления, длительным временем вовлечения обучающихся в суть занятия, повышенной эмоциональностью, постоянным коммуникативным взаимодействием преподавателя и ученика на протяжении всего занятия, формированием высокой творческой активности, умением самостоятельно принимать индивидуальное единственно правильное решение в возникшей сложной ситуации. Деловая игра является наиболее эффективной формой проведения занятий, в результате которой формируются необходимые профессиональные компетенции не только у сотрудников правоохранительных органов, но и у работников других профессий. Проанализирован личный опыт и опыт преподавателей других вузов проведения учебных занятий в форме деловой игры. Выработаны рекомендации для преподавателей, необходимые для качественного проведения таких занятий в целях квалифицированной подготовки специалистов, будущая профессия которых связана с высокой степенью риска.
образовательная методика
профессиональное обучение
деловая игра
активная форма обучения
практический опыт
1. Сиротюк А.Л., Сергеева М.Г. Методы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся // Вестник Московской международной академии. 2015. № 1. С. 106-112.
2. Возмилкина Е.Н. Деловая игра как интерактивная форма обучения студентов в современной высшей школе // Новая наука: проблемы и перспективы. 2016. № 9-2. С. 111-113.
3. Исаева Н.В., Чирич И.В. Деловая игра как средство активизации познавательной активности и способ формирования профессиональных компетенций студентов // Вестник ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2017. Том 11, № 3. С. 56-60.
4. Клокова Е.А., Трубникова К.Д. Деловая игра как метод реализации технологии игрового обучения // Педагогические науки. 2019. № 17. С. 287-289.
5. Осмонова М.А. Деловая игра как эффективный метод обучения // Вестник Ошского государственного университета. 2016. № 1. С. 222-226

На настоящее время в процессе высшего и среднего профессионального образования активно применяются различные методы активизации познавательной деятельности обучающихся. Методы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся условно разделяют на педагогические, психологические, психофизиологические [1].

Среди педагогических методов выделяют деловые игры. Авторы согласны с тем, что деловая игра – это средство развития творческого мышления, в том числе и профессионального, имитация деятельности руководителей и специалистов, работников и потребителей, достижение определенной познавательной цели, выполнение правил взаимодействия в рамках отведенной игровой роли [2]. Необходимо отметить, что одновременно с положительным эффектом занятия в форме деловой игры существует ряд проблем в их организации и проведении, которые требуют решения.

Авторы выявляют особенности проведения занятия в форме деловой игры при обучении сотрудников правоохранительных органов, дают поэтапные рекомендации по проведению таких занятий.

Цель исследования – установление особенностей организации и проведения занятий с сотрудниками правоохранительных органов в форме деловой игры для последующего анализа и разработки современных образовательных методик.

Выработка рекомендаций для преподавателей в целях качественного формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций у обучающихся вузов, подготавливающих специалистов для правоохранительных органов.

Материалы и методы исследования

В данной статье использованы методы контент-анализа, позволившие изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по данной теме; метод системно-структурного анализа современных научных терминов и понятий; метод систематизации полученных заключений; синергетический подход позволил рассмотреть процесс формирования необходимых знаний, умений и навыков обучающихся посредством организации обучения в форме деловой игры.

Проанализирован личный опыт организации и проведения учебных занятий в форме деловой игры, изучен передовой педагогический опыт, подобраны научные источники, что обеспечило необходимую глубину проработки основных аспектов данной статьи.

Результаты исследования и их обсуждение

Формирование компетентностного подхода в образовании обострило важность использования различных форм обучения, способных в рамках аудитории создать условия, максимально приближенные к реалиям будущей профессиональной деятельности обучающегося. Особую роль использования таких методик, не выходя из аудитории, играет возможность имитации реальности при обучении таким профессиям, которые несут высокую опасность для жизни и здоровья обучающихся, а также связаны с высокими финансовыми затратами и другими причинами (военнослужащие при отработке действий в вооруженном конфликте, сотрудники правоохранительных органов и спасатели, при отработке действий при чрезвычайных ситуациях, катастрофах, авариях и др.). В своем исследовании авторы остановились на деловой игре как на одной из наиболее результативных форм занятий при формировании компетенций у будущих сотрудников правоохранительных органов.

Мотивация в деловой игре обеспечивается состязательностью участников образовательного процесса, а также их самореализацией в ситуации практического применения знаний, умений и навыков в условиях, максимально приближенных к реальным. Деловая игра обеспечивает развитие у обучающихся качеств, позволяющих правильно действовать в изменяющихся условиях выполнения своих должностных обязанностей, а также показывает многовариативность происходящих событий, обостряет понимание необходимости принятия правильного и своевременного решения.

Метод деловых игр известен с XVII-XVIII вв. Первое упоминание деловой игры значилось как «военные шахматы», потом как «маневры на карте». В 1664 г. была проведена так называемая королевская игра, отличающаяся от шахмат большей реалистичностью. В 1780 г. «военные шахматы» начали использоваться в подготовке офицеров. Поверхность доски у таких шахмат имела рельеф, на ней было большое количество клеток, король представлял крепость, ферзь – пехоту. Правила описывались математическими формулами. С 1798 г. игры проводились на карте, на которой фиксировалось передвижение военных отрядов. Деловые игры позволяли полководцам заранее просчитывать ход будущего сражения. Позже данные о продвижении войск ложились в основу при формировании последующей игры. Игры становились все более реалистичными и свободными.

Интересно, что в XIX веке «военные игры» должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности, возникающие при обучении [3].

Несомненными плюсами деловых игр являются:

- активизация познавательной деятельности обучающихся;

- относительно низкие финансовые затраты;

- отсутствие прямых угроз для жизни и здоровья людей;

- выработка практических навыков в условиях учебного занятия;

- возможность проработки вариативных решений и развитий событий;

- сближение преподавателя и обучающегося и др.

Организация учебного занятия в форме деловой игры имеет свои отличительные черты.

Являясь активной формой обучения, деловые игры отличаются:

- принудительной активацией мышления (вынужденная активность);

- достаточно длительным временем вовлечения обучающихся в учебный процесс (практически на протяжении всего занятия);

- самостоятельной творческой выработкой решения, повышенной степенью мотивации и эмоциональности;

- постоянным взаимодействием обучающихся и преподавателей посредством прямых и обратных связей [4].

Существует несколько понятий деловой игры. Один из авторов пишет: «Деловая игра – это своеобразная система воспроизведения управленческих процессов, имевших место в прошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливаются связь и закономерности воздействия существующих методов выработки решений на результаты производства в настоящее время и в перспективе» [5]. Мы согласны с автором в том, что деловая игра – это воспроизведение процессов, направленных в перспективу в зависимости от предложенных организатором игры исходных данных и принятых в ходе игры решений.

Несомненным является тот факт, что проведение любых учебных занятий можно разделить на части (этапы). Традиционным является разделение занятия на вводную, основную и заключительную части.

Опыт проведения учебных занятий в форме деловой игры с будущими правоохранителями позволил нам условно разделить процесс подготовки и проведения таких занятий на пять взаимосвязанных частей (этапов): подготовительный, введение в игру, непосредственно игра, обсуждение результатов, заключительный. Для каждого из этих этапов будут характерными: цели, временной период, применяемый метод обучения и круг активных участников. Предлагаем охарактеризовать каждый названный этап.

Первый этап – подготовительный. Это один из самых важных этапов в организации активных занятий в рассматриваемой форме, который проводится заблаговременно до самой игры. В круг активных участников включаются преподаватели, задействованные в проведении занятий, консультанты (сотрудники, имеющие необходимый практический опыт работы, и преподаватели, ранее проводившие такие занятия), сотрудники подразделений, планирующих и обеспечивающих учебный процесс.

На этом этапе в первую очередь осуществляется: определение места занятия в общем графике образовательного процесса (как показывает опыт, деловые игры проходят на завершающем этапе обучения), выработка целей, определение сценария игры и распределение ролей среди участников с учетом их количества и уровня подготовки, актуализация материала.

Определяя роли участников, необходимо максимально подробно просчитать и описать границы их действий (полномочия). При этом не стоит регламентировать сами действия, оставляя «поле для маневра» (предусмотреть возможность принятия обучающимися разных решений).

На этом этапе необходимо осуществить подготовку материального обеспечения занятия. Необходимо отметить, что занятие будет иметь бо́льшую эффективность, если будет проводиться в условиях, максимально приближенных к реальным, что обеспечивается использованием полигонов, симуляторов, учебных или реальных образцов, макетов, карт, схем, элементов виртуальной реальности и т.д.

Необходимо отметить, что в ходе организации и проведения деловых игр хорошие результаты дает визуализация игровой ситуации, результатов принятых решений и развития ситуации. Это достигается использованием мультимедийного оборудования и подготовки необходимого методического материала (видео, фото, схемы и т.д.). Как правило, на занятии осуществляется разбор двух-трех ошибочных решений и одного-двух правильных решений. Таким образом, еще до начала занятия преподаватель должен подготовиться к рассмотрению от трех до пяти вариантов развития рассматриваемой практической ситуации.

В случае введения в игру третьих лиц (статистов, наблюдателей и т.д.) на подготовительном этапе должна пройти их подготовка и подробный инструктаж.

На подготовительном этапе преподаватель должен обозначить тему и общий замысел предстоящего занятия для того, чтобы обучающиеся смогли более качественно к нему подготовиться.

Несложно сделать вывод, что проведение учебного занятия в форме деловой игры требует от преподавателя гораздо большего времени на подготовку по сравнению с занятиями в более простых формах, что необходимо учитывать при составлении учебных планов и нормировании времени работы преподавательского состава.

Второй этап – введение в игру, осуществляется непосредственно в начале занятия.

На этом этапе происходит ознакомление обучающихся с целями и правилами деловой игры, назначаются роли и устанавливаются ограничения. Например, игра не должна выходить за пределы временного промежутка (регламента), обозначенной территории, а также границы противодействия сторон. На этом этапе участники получают необходимый реквизит (экипировку), до них доводятся меры безопасности и сигналы (команды) начала (окончания) игры.

Основная цель этапа – это погружение обучающихся в игровую ситуацию. Все участники игры знакомятся с общей игровой практической ситуацией. Если сценарием предусмотрено, то на этом этапе также осуществляется разделение обучающихся на малые подгруппы.

Хорошие результаты дает обсуждение решений различными сторонами игровой ситуации в изолированных помещениях (в разных аудиториях). При этом деловая игра может иметь структуру шахматной партии, где за ходом одних участников игры следует ход других, а преподаватель играет роль рефери (судьи).

При такой организации игры после общего инструктажа малые группы разводятся по разным помещениям, где им предлагается игровое задание (роль на игре).

Для полноты погружения в игру, на взгляд авторов, важным является ознакомление участников игры только с общей обстановкой практической ситуации и со своей ролью.

Третий этап – непосредственно игра. На этом этапе повышается роль преподавателя как организатора, который должен максимально аккуратно корректировать действия участников игры, не подменяя собой деятельность обучающихся, что по опыту проведения таких занятий лучше всего происходит, если преподаватель сам играет роль, позволяющую влиять на действия участников (например, вышестоящий руководитель, контролер, проверяющий и т.д.).

Именно на этом этапе проявляются организаторские, волевые и игровые способности преподавателя, который должен следовать строго разработанному сценарию, обсуждая с участниками игры только те вопросы, которые регламентированы рамками темы занятия. На взгляд авторов, интересным является активная провокация участников игры на дальнейшее развитие ситуации в заведомо неправильном направлении, когда обучающиеся сами приходят к выводу о необходимости поиска другого решения, наиболее правильного.

Четвертый этап – это обсуждение результатов. Необходимо отметить, что начинающие преподаватели допускают серьезную ошибку, закладывая на этот этап 10-15% всего времени занятия. Опыт авторов показал, что начинать обсуждение результатов занятия необходимо на рубеже остатка 40-50% времени.

Обсуждение результатов занятия можно начать следующими вопросами к участникам:

- как они сами оценивают свои действия?

- возможны ли были другие варианты решения практической ситуации?

- какие ошибки были допущены?

В обязательном порядке необходимо дать возможность всем участникам оценить действия своих коллег. Для всесторонней оценки действий в предложенной практической ситуации предоставляется слово задействованным статистам (наблюдателям). В целях закрепления результата обучения или подтверждения другого возможного варианта действий участников игры может осуществляться частичное повторение игровой ситуации.

В целях детального разбора игры можно применять просмотр видеозаписи, которая обеспечивается наличием средств видеофиксации.

При обсуждении результатов игры преподаватель должен обязательно отметить не только правильные действия и допущенные ошибки, но и ролевую активность как отдельных обучающихся, так и каждой подгруппы.

Пятый этап – заключительный. Включает объяснение правильных решений и действий, а также поощрение наилучших участников. Опрос по пройденному материалу. Тестирование и анкетирование по сформированным в ходе деловой игры знаниям, умениям и навыкам.

Необходимо отметить, что в ходе интервьюирования по результатам проведенных учебных занятий в форме деловой игры все обучающиеся отмечают высокую эффективность таких занятий. Обучающиеся отмечают, что сложный учебный материал, разобранный в ходе деловой игры, удобен для понимания и хорошо запоминается. Сформированные на занятии умения закрепляются в форме навыка.

Подчеркивая значимость проведения учебных занятий с сотрудниками правоохранительных органов в форме деловой игры, необходимо отметить, что цели процесса обучения могут быть достигнуты лишь при умелом применении и сочетании всего комплекса педагогических методик, начиная с традиционных лекций, семинаров, активных и интерактивных (деловая игра, мозговой штурм и т.д.), и заканчивая занятиями, на которых формируются навыки профессиональных действий (тактико-строевые учения, тактические учения и т.д.).

Подводя итог, необходимо отметить, что авторы рассмотрели лишь одну из методик, применяемых при обучении сотрудников правоохранительных органов. Не настаивая на оригинальности, можем предположить, что в современных условиях применение в образовательном процессе деловых игр позволяет поднять уровень освоения материала сотрудниками правоохранительных органов по отдельным темам обучения.

Выводы

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы.

Деловая игра является одним из наиболее результативных способов формирования компетенций у будущих сотрудников правоохранительных органов.

Процесс подготовки и проведения учебных занятий в форме деловой игры условно можно разделить на пять взаимосвязанных частей (этапов): подготовительный, введение в игру, осуществление игры, обсуждение результатов, заключительный. Для каждого этапа будут характерны: цели, временной период, применяемый метод и круг активных участников.

На основании проведенного исследования можно сформулировать некоторые рекомендации, способствующие повышению эффективности занятий в форме деловой игры.

1. Качество проведения учебного занятия в форме деловой игры обеспечивается всесторонней подготовкой к нему.

2. Проведение учебного занятия в форме деловой игры требует от преподавателя гораздо большего времени на его подготовку по сравнению с более простой формой, что необходимо учитывать при составлении учебных планов и нормировании работы преподавательского состава.

3. В целях обеспечения качества проведения занятия необходимо предусмотреть наличие нескольких учебных аудиторий (возможно зонирование одной аудитории) и необходимой аппаратуры для видеозаписи, а также мультимедийного оборудования.

4. Преподаватель должен максимально аккуратно корректировать действия участников игры, не подменяя собой деятельность обучающихся. По опыту проведения таких занятий лучше всего получается, если преподаватель сам находится в игре в роли, позволяющей влиять на действия участников (например, вышестоящий руководитель, контролер, проверяющий и т.д.).

5. В обязательном порядке необходимо отводить 40-50% времени от всего занятия для обсуждения достигнутых целей и результатов.

6. Цели процесса обучения могут быть достигнуты лишь при умелом сочетании мастерства преподавателя и всего комплекса педагогических методик.


Библиографическая ссылка

Безуглов А.М., Дмитриев А.В., Михайлов О.Б., Середа С.В., Сергеев М.В. ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 10. – С. 80-84;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39795 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674