Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

НОРМАТИВНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Сигитова Л.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
В работе описываются результаты исследования, базой которого стал ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» (Барнаул). Исследование, связанное с организацией демонстрационного экзамена, его научно-методической подготовкой, проводилось в 2021–2023 гг. Актуальность статьи обусловлена тем, что информация о разработке нормативно-правовой базы, об опыте подготовки и проведения демонстрационного экзамена будет способствовать своевременному и успешному внедрению инновационной формы контроля в организациях высшего образования. В целях совершенствования педагогической подготовки необходимо при проведении текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов проверять не только наличие теоретических знаний, но и практических умений и навыков. В статье сделан краткий обзор нормативных источников, регламентирующих подготовку и внедрение демонстрационного экзамена как формы текущей, промежуточной и итоговой аттестации в высших педагогических учебных заведениях. Представлен перечень документов, которые организация должна самостоятельно разрабатывать для подготовки и внедрения демоэкзамена с учетом имеющихся условий и ресурсов. Автор выделяет основные функции, подтверждающие востребованность демонстрационного экзамена на региональном и всероссийском уровнях. Для успешной реализации демоэкзамена нужно определить принципы его разработки и применения, механизмы/алгоритмы его проведения, разработать методические рекомендации его осуществления и прогнозировать тенденции развития новой формы контроля в педагогическом вузе. Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения РФ от 02.06.2023 г. № 073-00015-23-04 по теме «Экспертиза предметно-методических кейсов для проведения демонстрационного экзамена в процессе подготовки учителя».
педагогический университет
демонстрационный экзамен
нормативно-правовое обеспечение
методическое обеспечение
1. Волохов С.П. Демонстрационный экзамен в системе подготовки педагогических кадров в Алтайском крае // Образование и инновационные исследования. 2020. № 1. С. 81–85.
2. Аверкина Е.С. Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году науки и технологий в Российской Федерации (Барнаул, 21–22 апреля 2021 г.) / Под науч. ред. Л.И. Сигитовой, О.Г. Холодковой. Барнаул: АлтГПУ, 2021. С. 299–302.
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Новосибирск: Норматика, 2019. 144 с.
4. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 г. №1688-р [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_420869/ (дата обращения: 11.08.2023).
5. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70170946/ (дата обращения: 11.08.2023).
6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 11.08.2023).
7. О целевом обучении по ОПОП СПО И ВО: Постановление Правительства РФ от 13.10.2020 г. № 1681 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74765624/ (дата обращения: 11.08.2023).
8. Лазаренко И.Р., Волохов С.П. Профессионально-образовательное сопровождение целевого обучения педагогов с учетом потребностей системы образования Алтайского края // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 3–12.
9. Положение о демонстрационном экзамене в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении «Алтайский государственный педагогический университет»: Утверждено приказом ректора № 184/1п 19.06.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.altspu.ru/upload/iblock/6bd/6bdd14e9ce065049b9060456aed47a8e.pdf (дата обращения: 11.08.2023).

Актуальность заявленной проблемы обусловлена тем, что информация о разработке нормативно-правовой базы, об опыте подготовки и проведения демонстрационного экзамена (далее – демоэкзамен) будет способствовать своевременному и успешному внедрению инновационной формы контроля в организациях высшего образования. В современных условиях развития российского педагогического образования профессиональная практико-ориентированная подготовка студентов носит непрерывный и системный характер.

В целях совершенствования педагогической подготовки необходимо при проведении текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов проверять не только наличие теоретических знаний, но и практических умений и навыков. Существует такой опыт проведения экзамена, где один или два вопроса направлены на установление наличия теоретических знаний у студента, а последний вопрос экзаменационного билета – задача или педагогическая ситуация, которую студент должен решить. Такая форма аттестации выявляет практические умения лишь умозрительно. Современный педагогический вуз имеет возможность создать приближенную к реальности школьную или классную атмосферу, ситуацию с «живыми» участниками и установить у студента сформированность профессиональных педагогических компетенций. В этом случае текущий контроль, промежуточная аттестация и итоговая экзаменационная оценка будут отражать реальный уровень подготовки по пройденной теме, по конкретному предмету.

Для успешной реализации демоэкзамена нужно определить принципы его разработки и применения, механизмы/алгоритмы его проведения, разработать методические рекомендации его осуществления и прогнозировать тенденции развития новой формы контроля в педагогическом вузе. Эта работа в образовательной организации должна быть регламентирована нормативно-правовыми документами федерального, регионального, муниципального и локального уровней.

Нам представляется важным анализ нормативно-правовых документов, которые регламентируют подготовку и внедрение демонстрационного экзамена, и обобщение полученных данных для дальнейшего использования в развитии системы педагогического образования.

Результаты исследования будут способствовать популяризации демонстрационного экзамена на региональном и всероссийском уровнях, помогут образовательным организациям в осуществлении и усовершенствовании форм контроля и оценки знаний студентов и выпускников педагогических вузов.

Материалы и методы исследования

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» активно внедряет форму контроля «демонстрационный экзамен» [1]. Разработана и апробирована модель демонстрационного экзамена на практике, в процесс подготовки педагогических кадров включены работодатели, усиливается практико-ориентированная подготовка в университете.

В 2021 г. состоялось 15 демозащит, все выпускники, принявшие участие в демоэкзамене, работают по педагогическому профилю. В 2022 г. внедрение демоэкзамена продолжилось по следующим направлениям:

1. Количество выпускников АлтГПУ, обучающихся по педагогическому профилю, принявших участие в демонстрационном экзамене, увеличилось до 50 чел.

2. В реализацию демоэкзамена стали привлекаться волонтеры.

3. В демонстрационный экзамен включены «Физика», «Технология», «ОБЖ», «Обществознание» и другие профили подготовки, ранее не задействованные.

4. Расширяется комплекс методических рекомендаций по проведению демоэкзамена по различным профилям как в предметной плоскости, так и по воспитательной деятельности.

5. Проведена апробация проектной части выпускных квалификационных работ (далее – ВКР) и кейсов по государственному экзамену (далее – ГЭ) на базе общеобразовательных организаций г. Барнаула и других муниципалитетов Алтайского края, в том числе сельских.

В 2023 г. ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» стал федеральной инновационной площадкой (ФИП) по проведению прикладного научного исследования по теме «Экспертиза предметно-методических кейсов для проведения демонстрационного экзамена в процессе подготовки учителя». В ходе данного исследования были запланированы мероприятия, представленные на рисунке.

Для подготовки и осуществления данных мероприятий необходим глубокий анализ нормативных документов, регламентирующих организацию демонстрационного экзамена в педагогическом вузе. Нормативно-правовая база данного вопроса может структурироваться по различным основаниям, но наиболее логичным, на наш взгляд, является расположение и анализ документов по их юридической силе [2]. При организации демоэкзамена необходимо учитывать требования федеральных нормативных документов (таблица).

Данный перечень не является полным, так как нормативная база постоянно обновляется, какие-то документы устаревают, другие становятся актуальными.

missing image file

Мероприятия по проведению прикладного научного исследования ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» по теме «Экспертиза предметно-методических кейсов для проведения демонстрационного экзамена в процессе подготовки учителя» на 2023 г.

Нормативные документы федерального уровня, регламентирующие организацию демонстрационного экзамена в педагогическом вузе

Название документа

Тип документа

Дата выхода

1

Об образовании в Российской Федерации [3]

Федеральный закон № 273-ФЗ

29.12.2012 г.

2

Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года [4]

Распоряжение Правительства РФ № 1688-р

24.06.2022 г.

3

О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки [5]

Указ Президента РФ

07.05.2012 г.

4

Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [6]

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ

18.10.2013 г.

5

О целевом обучении по ОПОП СПО И ВО [7]

Постановление Правительства РФ № 1681

13.10.2020 г.

В ст. 59 «Итоговая аттестация» закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся», «является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом» [3]. Форма «демонстрационный экзамен» соответствует требованиям принципов объективности и независимости, так как при его проведении приглашаются эксперты, разрабатываются требования к проведению и оцениванию, критерии оценки.

В «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» говорится о необходимости создания системы оценки сформированности профессиональных компетенций выпускников, проверяемой в рамках государственной итоговой аттестации с помощью профессионального (демонстрационного экзамена). Данный процесс предусматривает комплексную оценку результатов освоения образовательной программы. Отмечается, что внедрение механизмов оценки готовности студентов к профессиональной деятельности должно произойти не только в рамках государственной итоговой аттестации, но и на различных этапах предметного обучения [4].

В Указе Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», опубликованном в 2012 г. Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами предлагалось разработать предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования [5].

В профессиональном стандарте «Педагог» описаны трудовые функции (функциональная карта вида профессиональной деятельности), их характеристика, трудовые действия педагогов, необходимые умения, знания и другие характеристики [6]. Оценить наличие указанных характеристик наиболее оптимально при помощи демоэкзамена.

Постановление Правительства РФ № 1681 «О целевом обучении по ОПОП СПО И ВО» вступило в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г. [7]. Работодателю (заказчику) важно понимать, какими компетенциями владеет выпускник. И наиболее полно сформированные компетенции представляются студентом в ходе демонстрационного экзамена [8].

Анализ представленных документов, опыт реализации демоэкзамена в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» свидетельствуют о необходимости разработки в педагогическом вузе следующих локальных нормативно-правовых актов и учебно-методических разработок, регламентирующих новую форму контроля:

1. Положение о демонстрационном экзамене.

2. Методические рекомендации по проведению демонстрационного экзамена по различным профилям по предметам.

3. Методические рекомендации по проведению демонстрационного экзамена по различным профилям по воспитательной деятельности.

4. Методические рекомендации по оцениванию результатов демонстрационного экзамена, которые определяют содержание и технологии экспертной оценки предметно-методических кейсов.

5. Методические рекомендации для обучающихся по подготовке к демонстрационному экзамену по основным образовательным программам.

6. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации по подготовке экспертов демонстрационного экзамена.

В Положении о демонстрационном экзамене необходимо отразить общие положения, термины и определения, материально-техническое оснащение демонстрационного экзамена, требования к кадровым условиям организации и проведения демонстрационного экзамена, организацию и порядок проведения демонстрационного экзамена, оценочные средства демонстрационного экзамена, особенности проведения демонстрационного экзамена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» обновленное Положение действует с июня 2023 г. и учитывает уже наработанный опыт в данном вопросе [9].

Методические рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена по основным образовательным программам высшего образования УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки должны быть разработаны в организации в соответствии со всеми указанными нормативными документами и содержать общие положения, в которых обозначены цели, задачи, принципы проведения демоэкзамена. Далее необходимо описать термины и определения, нормативные основания организации и проведения демонстрационного экзамена, требования к условиям организации и проведения демонстрационного экзамена, порядок проведения демонстрационного экзамена, оценочные материалы и технологию оценивания результатов демонстрационного экзамена, особенности проведения демонстрационного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, порядок хранения и обработки данных демонстрационного экзамена, приложения. Положение о демоэкзамене и методические рекомендации имеют сходную структуру, но различны по своим функциям и содержанию. В методических рекомендациях более глубокое содержание, подробное описание процедур текущей и итоговой аттестации.

Выводы

Востребованность демонстрационного экзамена на региональном, всероссийском и международном уровнях обусловлена его основными функциями:

1. Способствует трудоустройству выпускников, в том числе с использованием рейтинга.

2. Осуществляется демонстрация проекта на государственной итоговой аттестации (далее – ГИА).

3. Учитывается мнение экспертов, специалистов в сфере образования. Привлекаются ведущие профессиональные ассоциации и объединения работодателей к независимой оценке качества профессиональной подготовки.

4. Может осуществляться экспертиза специалистов системы образования, педагогических кадров региона, их аттестация. Внедряются механизмы выявления дефицитов профессиональной подготовки педагогических кадров.

5. Проводится апробация проектной части ВКР, кейсов на базе профильных организаций города и края.

6. Способствует решению актуальных задач системы образования региона посредством согласования тематики ВКР и кейсов ГЭ.

7. Осуществляется комплексная оценка результатов освоения образовательной программы обучающимися.

8. Совершенствуются механизмы актуализации образовательных программ подготовки педагогических кадров, повышается престиж педагогической профессии.

Образовательным организациям рекомендуется актуализировать локальные нормативные акты, регулирующие порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в том числе практическую подготовку, порядок проведения текущей и промежуточной аттестации, порядок проведения государственной итоговой аттестации [9].

Нормативно-правовое и методическое обеспечение демонстрационного экзамена является зоной ответственности образовательной организации высшего педагогического образования, которая самостоятельно разрабатывает и утверждает в установленном порядке локальные нормативно-правовые акты и методические материалы по организации и проведению демоэкзамена с учетом имеющихся условий и ресурсов.


Библиографическая ссылка

Сигитова Л.И. НОРМАТИВНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 8. – С. 176-180;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39751 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674