Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Абдалина Л.В. 1 Моу Ш. 1
1 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
В представленной статье отражены результаты выявления и обоснования наиболее актуальных вопросов изучения самореализации иностранных студентов в образовательной среде. Отмечено многообразие научных исследований, касающихся анализа, понимания сути феномена «самореализация» с философских, психологических, педагогических позиций, и отсутствие теоретико-прикладных исследований применительно к объяснению существенных характеристик процесса самореализации иностранных студентов в образовательной среде вуза. Показана целесообразность исследования самореализации иностранных студентов как деятельности, со свойственными ей характеристиками – мотивами, целями, задачами, интенциональностью, двойной детерминированностью предметом и собственной имманентной логикой; этапностью освоения, сензитивностью возрастного периода и др., как сознательно-активное взаимодействие/воздействие с окружающей действительностью. Обоснованы приоритетные вопросы и направления исследования и оптимизации процесса самореализации иностранных студентов в образовательной среде вуза: дифференциация, конкретизация изучаемого феномена, поиск общепринятой точки зрения; целенаправленное формирование готовности иностранных студентов к актуализации, воплощению собственных способностей и имеющихся возможностей в учебно-профессиональной деятельности и взаимодействии со всеми субъектами; педагогическое сопровождение самореализации студентов с применением инновационных технологий персонализированного образования и реализацией преподавателями востребованных иных ролей; совершенствование, обогащение образовательной среды вуза как системы влияний, создающей возможности и условия для развития, самореализации всех участников образовательного процесса. Отмечены направления дальнейшего научного поиска.
самореализация
самореализация иностранного студента и его готовность к самореализации
психологические особенности иностранных студентов
образовательная среда вуза
1. Кудинов С.И., Чжан Пэн Хао Сравнительный анализ самореализации российских и иностранных студентов // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика. 2013. № 1. С. 12–18.
2. Галаджинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: дис. … докт. психол. наук. Томск, 2002. 320 с.
3. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. 222 с.
4. Коннова Н.М. Понятие «самореализация личности»: междисциплинарный анализ // Известия ВГПУ. 2021. № 8 (161). С. 13–20.
5. Абульханова-Славская К.А., Славская А.Н., Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Общие подходы к изучению личности // Педагогика и психология образования. 2018. № 4. С. 178–189.
6. Витковская И.И. Самореализация как неотъемлемая ступень самореализации личности // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 11 (55). С. 545–553.
7. Стерхов А.А. Педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития обучающихся общеобразовательной организации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2020. 26 с.
8. Ащеулова К.А., Нятина Н.В. Специфика профессиональной самореализации современного студента // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 4 (36). С. 17–23.
9. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Минск: Хэлтон, 1998. 399 с.
10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 1968. 340 с.
11. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. № 4. С. 21–27.
12. Ясвин В.А. Отношение педагогов к учащимся как фактор качества образовательной среды // Социальная психология и общество. 2013. Т. 4, № 3. С. 143–152.
13. Мартынова Т.Н., Пфетцер А.А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в условиях цифровой образовательной среды вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 1 (45). С. 145–151.
14. Лоренц В.В. Педагогическое сопровождение профессиональной и личностной самореализации студента в образовательной среде вуза // Современный ученый. 2019. № 2. С. 101–105.
15. Якимов О.В. Педагогическое сопровождение профессиональной самореализации студентов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 2 (36). С. 101–104.
16. Клюшина А.М., Торгашева М.А. Психолого-педагогические особенности процесса адаптации иностранных студентов к условиям обучения в вузе в России // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 109–112.
17. Махмутова Е.В. Особенности интеграции иностранных студентов в российское образовательное пространство // Власть. 2020. № 1. С. 77–84.

Глобальные изменения в системе российского образования обострили проблемы подготовки специалистов нового образца, готовых отстаивать собственную индивидуальность через активную учебную, а затем и профессиональную деятельность. Персонализация становится общемировым трендом в системе высшего образования, что ставит перед исследователями задачи понимания самой сути данного тренда и направляет научную мысль на инициацию личностного роста, на мобилизацию духовного и физического потенциала студентов как самореализующихся субъектов. Обострение вопросов, касающихся конкурентоспособности вузов в подготовке иностранных студентов, усилило внимание исследователей к проблеме самореализации не только отечественных, но и иностранных студентов, к пониманию определяющей роли самореализации в развитии личности отечественных и иностранных субъектов образовательного процесса, к их саморазвитию и самосовершенствованию, к способности выполнять в дальнейшем профессиональные функции. Очевидно, что концептуальные вопросы, касающиеся возможностей самореализации в образовательной среде вуза современных студентов, особенно актуальны и социально значимы для иностранных студентов, удельный вес которых постоянно увеличивается, выступая целевым показателем современного российского вуза. Поэтому необходима направленность научно-практической мысли на поиск большей определенности в теоретико-методологических основаниях понимания самореализация, на исследование и обоснование развивающего потенциала и возможностей образовательной среды современного вуза для подготовки самореализующихся субъектов.

Актуальность исследования обостряется многообразием теоретических подходов к пониманию сути самого феномена «самореализация», отсутствием единой концепции самореализации (С.И. Кудинов), недостаточной разработанностью изучаемого понятия применительно к студентам, включая иностранных, при его социальной, научной и практической значимости [1]. Теоретический анализ научных исследований, проведенные опросы, опыт взаимодействия с иностранными студентами позволяют констатировать неполную сформированность у большинства из них концептуального представления о сути самореализации в образовательной среде вуза – о ее природе, механизмах развития, условиях и факторах, влияющих на полноценность и успешность процесса. Для большинства обучающихся (61 %) «самореализация» – это успех в карьере, конкурентоспособность, высокая оплата труда. Несмотря на достаточное количество научных исследований, касающихся процесса самореализации личности, нужно принципиально отметить отсутствие и востребованность разработки теоретических и научно-практических положений изучаемого процесса уже на этапе профессиональной подготовки будущих специалистов в образовательной среде вуза. На сегодняшний день данный процесс носит не организованный и скорее стихийный характер, все еще отсутствует его эффективное организационно-методическое обеспечение.

Цель статьи состояла в рассмотрении актуальных вопросов исследования самореализации иностранных студентов в образовательной среде вуза на основе более глубокого понимания и целостного представления о сущности данного феномена и о возможностях образовательной среды для обеспечения их успешной самореализации. Трансформация российского образования, обновленные ФГОС ВО устанавливают иные требования к организации образовательного процесса в высшей школе, порождая потребность и неизбежную необходимость в актуализации личностного и профессионального потенциалов студентов, как отечественных, так и иностранных. Несмотря на данные требования, иностранные студенты, выпускники современных вузов, демонстрируют все еще недостаточную сформированность представлений о своем потенциале и готовности к воплощению нравственных, интеллектуальных, творческих, коммуникативных, волевых, эмоциональных способностей в учебно-профессиональной деятельности, несформированность концептуальных представлений о сущностных характеристиках самореализации с точки зрения ее функциональных возможностей.

Материалы и методы исследования

При исследовании самореализации иностранных студентов в образовательной среде вуза были изучены различные точки зрения в понимании данного феномена с философских позиций, рассматривающих данный феномен как выбор жизненного пути, где поиск подходящей культурной ниши и различных социальных ролей, самость и самосознание, целостность личности являются определяющими путь самореализации; с психологической точки зрения, раскрывающей самореализацию как полноценное проявление индивидных и личностных возможностей «Я» в творческой содеятельности с другими; с педагогических позиций, представляющих самореализацию как деятельность, направленную на наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей в условиях взаимодействия/воздействия окружающего социума. Аналзируя позиции ученых, занимающихся различными аспектами актуальных вопросов самореализации (личностной, профессиональной, социальной), следует отметить отсутствие единой общепринятой точки зрения на данный феномен и научно-практическую значимость дифференциации, конкретизации данного феномена (Л.А. Коростылева, С.И. Кудинов и др.).

В работах ученых самореализация анализируется как полисистемное психологическое образование (С.И. Кудинов) [1]; системное образование (Э.В. Галаджинский) [2]; как опредмечивание, осуществление своих возможностей и способностей [3, с. 52]; как процесс (Н.М. Коннова [4], К.А. Абульханова-Славская [5]); как ступень самоосуществления личности И.И. Витковская [6]; и др.

Вслед за учеными в настоящем исследовании самореализацию студентов, в том числе иностранных, возможно изучать как специально организованную деятельность, направленную на воплощение ими своего предназначения посредством реализации актуальных и потенциальных способностей; опредмечивания сущностных сил личности в учебно-профессиональной, социальной деятельности. Самореализация предстает как деятельность со свойственными ей характеристиками: мотивами, целями, задачами, интенциональностью, двойной детерминированностью предметом и собственной имманентной логикой; этапностью освоения, сензитивностью возрастного периода и др., как сознательно-активное взаимодействие/воздействие с окружающей действительностью. Не менее перспективным направлением может выступать представление о самореализации студентов – будущих специалистов как о свойстве личности в единстве взаимодействия ее инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик (С.И. Кудинов).

Как свидетельствует обзор литературы, несмотря на довольно устойчивый интерес ученых и практиков к вопросам самореализации различных категорий будущих специалистов, в том числе иностранных, до сих пор отсутствуют исследования системного уровня, моделирующие целостный процесс их самореализации в ходе профессионального становления и личностного развития в вузе (С.И. Кудинов [1], А.А. Стерхов [7], К.А. Ащеулова, Н.В. Нятина [8]). Логика дальнейшего исследования различных сторон самореализации студентов предполагает рассмотрение проблемного поля их готовности к актуализации и демонстрации, к проявлению своих способностей и возможностей в учебно-профессиональной деятельности при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Это требует от обучающихся наличия определенных личностных свойств, качеств. Прежде чем обратиться к сути готовности студентов к самореализации, проанализируем имеющееся многообразие точек зрения ученых, рассматривающих феномен готовности, как активно-действенное состояние личности, включающее установки, мотивы, знания, навыки, умения, настроенность на определенное поведение; существенную предпосылку успешного выполнения деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др.) [9, с. 60–61]; проявление способностей к высокопродуктивной деятельности (Б.Г. Ананьев) [10, с. 142]; и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Готовность, как многогранный феномен, закрепляется в деятельности, преобразуется в ней в характеристику личности. Следовательно, формирование готовности к самореализации, в том числе иностранных студентов, следует рассматривать как последовательный, поэтапный, длительный процесс овладения ими соответствующими установками, интересами, ценностным отношением, знаниями и умениями (профессиональные, специальные), качествами (социально, профессионально и личностно важные). Конкретизируя отмеченное, необходимо начинать данный процесс с прогнозирования и постановки цели, выработки программы, плана (алгоритма) действий, а затем приступать к воплощению готовности в предметных действиях, к сравнению хода и результата деятельности с целью внесения корректив.

Подтверждение проблемы недостаточной сформированности готовности к самореализации у студентов, включая иностранных, находим в результатах их опроса, показавшего, что почти 49 % не имеют целостного представления и понимания сути готовности к самореализации в учебно-профессиональной деятельности. Это указывает на высокую социальную значимость решения вопросов подготовки к самореализации именно иностранных студентов с учетом обеспечения их психолого-педагогического сопровождения в определенной образовательной среде (А.А. Стерхов [7], Ю.С. Мануйлов [11]). Значимость категории «образовательная среда», ее многочисленные ресурсы в решении педагогических задач, ее влияние на самореализацию студентов подтверждают многочисленные исследования, где данный феномен получил широкое рассмотрение в средовом подходе к образованию. С точки зрения ученых, образовательная среда вуза – система влияний и условий формирования личности иностранных студентов по заданному образцу, создающая возможности для ее развития, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении; за счет подвижности, многокомпонентности среда создает возможности/условия для проявления активности, самостоятельности, креативности ее субъектам (Ю.С. Мануйлов [11], В.А. Ясвин [12]). Актуален вопрос использования возможностей цифровой образовательной среды вуза для оптимизации процесса самореализации будущих специалистов в ходе учебно-профессиональной деятельности, в общении (Т.Н. Мартынова, А.А. Пфетцер [13], В.В. Лоренц [14], О.В. Якимов [15]).

В настоящем исследовании обеспечения (педагогического сопровождения) процесса самореализации иностранных студентов были изучены характерные признаки, важные для понимания и учета объективно существующего воздействия образовательной среды на изучаемый процесс: принятие студентами вуза с его характеристиками (функциональными, эстетическими, возможностями профессионального и межличностного общения и др.); переживание своего пребывания в образовательной среде в виде чувств привязанности, принадлежности к «своему» профессиональному сообществу; разносторонность вхождения в среду, полнота вхождения в образовательную среду; открытие для себя возможностей самореализации на всех уровнях и во всех сферах образовательной среды (учебной, информационной, межличностного общения – от эпизодического партнерства до дружбы и любви); определение студентами устойчивой сферы взаимодействия, обеспечивающей открытое, творческое, неформальное общение, ощущение себя членом «команды»; отношение к образовательной среде вуза как к «достраивающей» образование до целостности, как к источнику учебно-профессионального, личностного опыта.

В своей совокупности отмеченные особенности реализуются в ходе выполнения образовательной средой ее ведущих функций, таких как интегративная, адаптивная, социокультурная, профессионально-личностного развития и саморазвития индивида. Успешная реализация данных функций в значительной степени обусловлена профессионализмом профессорско-преподавательского состава, педагогической компетентностью преподавателей вуза, к которым в условиях реализации нового тренда в образовании (персонализация) предъявляются повышенные требования к обеспечению продуктивного педагогического сопровождения не только образовательного процесса, но и к содействию в овладении каждым студентом установочно-целевыми и компетентностно-личностными аспектами: ценностно-смысловыми установками, знаниями, способами, приемами воплощения своих способностей, возможностей.

При этом анализ научной литературы по данной проблематике, опыт профессионально-педагогической деятельности, проводимые эмпирические исследования, наблюдения дают основание говорить о том, что многие преподаватели (43 %) все еще не владеют инновационными технологиями персонализированного образования (цифровыми, смешанными, гуманитарными); затрудняются в реализации новых ролей – тьютора, наставника, менеджера, коуча, супервизора и т.д., наблюдается недостаточная сформированность многих качеств – критичности, креативности, корпоративности и коммуникабельности, обеспечивающих полноценную индивидуализацию, дифференциацию.

Преодоление возникающих сложностей и препятствий на пути реализации персонализированного образования направляет научно-практическую мысль на поиск и реализацию адекватных параметров качественного (само)преобразования образовательной среды (включая ее участников), необходимых для их прогрессивного развития. При этом именно иностранные студенты, попавшие в новую культурную среду, испытывают особые трудности и преграды, «культурный шок», связанный первоначально с адаптацией к новой социокультурной и образовательной среде; далее с индивидуализацией и в определенном смысле с полноценной интеграцией в иную профессиональную, социальную, культурную среду (Чжан Пэн Хао [1], В.А. Ясвин [12], А.М. Клюшина, М.А. Торгашева [16], Е.В. Махмутова [17]). Иностранные студенты нуждаются в целенаправленной усиленной педагогической поддержке, сопровождении в их самовыражении в образовательной среде вуза на уровне полезности, удовлетворенности учебно-профессиональной деятельностью и взаимодействием с сокурсниками. Поскольку самореализация в концепте гуманистической психологии устанавливается как врожденная потребность личности, потребность непреходящая, не насыщаемая, детерминирующая успешность и достижения на протяжении всего индивидуального жизненного пути любой личности, сложения истории своей жизни (К.А. Абульханова-Славская).

Обобщая наиболее актуальные вопросы изучения самореализации иностранных студентов в вузе, необходимо иметь целостное четкое представление о ее особенностях именно у данной категории обучающихся, которые могут как способствовать, так и препятствовать их полноценной самореализации. Ученые обращают внимание на такие специфические черты иностранных студентов, как присутствие у них стремления к самореализации (потребности не всегда осознаваемой). Несмотря на то, что им, как правило, свойственна склонность к внутреннему напряжению, ностальгии по родине, ситуативная тревожность, вызываемая отрывом от национальных традиций, они достаточно ориентированы на социальное одобрение, готовы к принятию ценностей, норм поведения новой культуры (А.М. Клюшина, М.А. Торгашева [16], Е.В. Махмутова [17]). Для позитивной самореализации иностранных студентов предполагается реализация следующих направлений: в информационном – посредством тьюторского сопровождения и в рамках программы познавательных, профилактических мероприятий; в психологическом – в виде мониторинга удовлетворенности учебно-профессиональной деятельностью, взаимодействием с ее участниками; в социокультурном за счет специально организованного знакомства, реализуемого в рамках исследовательской деятельности – знакомство с культурой, традициями, историей, ценностями принимающей страны.

Заключение

Обращение к проблеме оптимизации процесса самореализации иностранных студентов в образовательной среде российского вуза интегрирует важные, требующие учета аспекты ее исследования: многогранность и недостаточная определенность понятия «самореализация», в том числе иностранного студента, использование в научной литературе достаточного количества его синонимичных понятий, требующих дифференциации, конкретизации; недостаточная сформированность концептуальных представлений студентов, включая иностранных представлений о сущности и возможностях самореализации в образовательном процессе вуза; о своем потенциале (способности, возможности) и готовности к самореализации; нет комплексного описания самореализации иностранного студента как системного образования, реализация которого требует от образовательной среды вуза соответствующих условий и готовности участников образования к этому; не разработаны научно-практические положения педагогического сопровождения процесса самореализации иностранных студентов; не изучена образовательная среда вуза с точки зрения ее функциональных возможностей для обеспечения самореализации студентов, стихийность характера самореализации иностранных студентов и отсутствие должного организационного, дидактического, методического обеспечения; эмпирическое изучение особенностей самореализации именно иностранных студентов в сфере воплощения, опредмечивания своих способностей и готовности их реализовывать на личностном, профессиональном и социальном уровне жизнедеятельности.

Дальнейший научный поиск может быть направлен на выявление педагогического конструкта самореализации иностранных студентов, на разработку психолого-педагогического сопровождения и определение детерминант, способствующих эффективности процесса самореализации.


Библиографическая ссылка

Абдалина Л.В., Моу Ш. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 8. – С. 103-107;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39738 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674