Формирование и развитие у студентов – будущих специалистов – определенного набора «жестких» и «мягких» навыков является важной задачей высшего профессионального образования. Меняющийся современный рынок труда предъявляет к выходящим на него молодым специалистам требования не только предметно знать свою профессиональную область и ориентироваться в ней («жесткие» навыки»), но и обладать навыками межличностного общения, организационными навыками, межличностным интеллектом, что будет способствовать реализации профессиональных задач и, соответственно, ценится работодателями («мягкие навыки»). Во ФГОС ВО (3++) подобные навыки отражены в универсальных компетенциях (УК) [1].
По мнению зарубежных исследователей К. Штека и Х. Шиле, мягкие навыки «играют ключевую роль в применении знаний и когнитивных умений в повседневной жизни, являются даже более важными, чем профессиональные умения, поскольку являются необходимым условием для реализации жестких навыков» [2]. Ряд отечественных исследователей также подчеркивает важность развития «мягких» навыков, которые будут способствовать росту конкурентоспосбоности выпускников вузов в силу того, что работодатели оценивают как их профессиональные компетенции, так и дополнительные знания и умения. При этом в исследованиях отмечается, что большинство «мягких» навыков имплицитно отражены в общекультурных, общепрофессиональных компетенциях. Такие компетенции формируются как через дополнительное образование (вне университета), так и в рамках вузовского обучения [3, 4].
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть сущностные характеристики «мягких» навыков и апробировать на практике метод проектов, ориентированный на развитие «мягких» навыков студентов вуза при реализации студентоцентрированного обучения.
Материалы и методы исследования
Методы исследования включают в себя теоретический анализ литературы по теме исследования, наблюдение за способами организации учебной деятельности студентов в вузе, анкетирование, проведение экспериментальной работы по использованию метода проектов как способа развития «мягких» навыков студентов. В исследовании приняли участие 32 студента разных групп первого курса факультета экономики, психологии и менеджмента ОмГУ, обучающихся в двух группах по английскому языку.
Результаты исследования и их обсуждение
Теоретический анализ литературы показывает, что под «мягкими навыками» (“soft skills”) в целом понимается совокупность социальных и коммуникативных навыков, позволяющих эффективно общаться и работать в команде [3]. Дж. Хекман и Т. Каутц определяют мягкие навыки как «черты характера, цели, мотивацию и предпочтения» [2]. Н.Н. Локтаева подчеркивает, что в деловом контексте под «мягкими навыками» можно понимать «набор личностных характеристик, повышающих эффективность взаимодействия и производительность в рабочем пространстве» [5].
Сущностной характеристикой в определении «мягких» навыков можно считать то, что по сути это набор компетенций, личностных качеств, поведенческих моделей, ценностных установок, которые позволяют выбирать и использовать наиболее подходящие знания и умения для решения профессиональных и коммуникативных задач, конструктивно взаимодействовать с другими членами общества, развиваться и достигать целей. Такие навыки требуются для различных областей деятельности.
Перечень «мягких» навыков, встречающийся в деловой и педагогической литературе, довольно обширен, были предприняты попытки сгруппировать «мягкие» навыки. Так, М.И. Беркович, ссылаясь на зарубежные источники, говорит о шести базовых группах, которые лежат в основе «мягких» компетенций: 1) основные (фундаментальные, академические) навыки; 2) коммуникативные навыки; 3) концептуальные (навыки мышления); 4) личные навыки; 5) навыки, связанные с деловым миром; 6) социальные и гражданские навыки [6, с. 64].
Л. Липпман и др., развивая тему успешной профессиональной деятельности и важности «мягких навыков», выделяет 5 наиболее важных «мягких» навыков, которые ожидаются от потенциальных и успешных кандидатов на работу: 1) социальные навыки; 2) коммуникативные навыки; 3) навыки мыслительной деятельности высшего порядка (включая способность решать проблемы, критическое мышление и принятие решений); 4) способность к самоконтролю; 5) позитивная Я-концепция [7].
В состав «мягких навыков» входят следующие элементы: коммуникативные (выстраивание взаимодействия с разными людьми; владение форматами делового общения); социальные (выполнение различных ролей в профессиональной деятельности; работа самостоятельно и в команде; позиционирование себя в обществе); управленческие (умение принимать самостоятельные, взвешенные решения; анализ и прогнозирование; умение искать ресурсы); организационные (умение управлять собственным временем, ресурсами, развитием в целом; целеполагание; самообучение, самомотивация); интеллектуальные (гибкое, критическое, творческое мышление; обладание эмоциональным интеллектом) [8].
Все вышеизложенное позволяет выделить два важных момента:
1. Формирование «мягких навыков» – достаточно длительный процесс. Вероятно, начавшись в стенах средней школы, в ходе высшего профессионального образования продолжается активное совершенствование этих навыков в рамках освоения дисциплин общего и профессионального блока.
2. Формированию мягких навыков будет способствовать применение определенных методов и технологий обучения, которые ставят своей целью не только приобретение студентами знаний в предметной области, но и развитие «надпредметных» умений и навыков.
Так, например, некоторые исследователи подчеркивают, что методы обучения, которые в большей мере ориентированы на студентов, должны постепенно заменить собой традиционные, фронтальные методы обучения, где главенствующую роль играет преподаватель, поскольку «существующие методы преподавания и обучения не всегда подходят для развития всех типов компетенций» [2]. Студентоцентрированный подход к обучению предполагает, что в центре образовательной деятельности стоит студент с его личными мотивами, целями и убеждениями, при этом в ходе учебного процесса должны создаваться условия для самоопределения, самоорганизации, самореализации студента. Очевидно, что реализация студентоцентрированного обучения меняет характер и принцип организации образовательного процесса, в том числе и используемые методы и технологии, которые в рамках данного подхода призваны помочь студенту приобрести те или иные компетенции. К ним традиционно относят методы активного обучения, метод проектов, обучение в сотрудничестве, «перевернутый класс», смешанное обучение.
Идею применения интерактивных методов и технологий (метода проектов и обучения в сотрудничестве) поддерживает в своей работе Ю.Г. Шихваргер, подчеркивая необходимость как передачи обучающимся знаний, так и развития навыков самостоятельного приобретения этих знаний и их применения для решения новых задач. Одним из способов, который стимулирует самостоятельность обучающихся и позволит им адаптироваться к быстро меняющимся условиям на рынке труда, считается метод проектов [9, с. 15].
Суть метода проектов, классификации проектов по разным типологическим признакам, этапы проектной деятельности полно изложены в работах Е.С. Полат. Метод проектов понимается как педагогическая технология, предполагающая совокупность проблемных, творческих и исследовательских методов, которые позволяют решить исследуемую проблему в результате самостоятельных познавательных действий обучающихся [10].
Обучающиеся, готовящие проект, вовлечены в активный поисково-познавательный, творческий процесс, в основе которого лежит индивидуальная и групповая самостоятельная работа по выбору темы и материала, обозначению целей и структуры проекта, продумыванию последовательности выполнения заданий (сбор информации, анализ и обобщение фактов), подготовке к презентации результатов проекта и дискуссии. Преподаватель, курирующий проектную деятельность студентов, может выполнять функции эксперта, консультанта, координатора.
Работа над проектом, как и любая другая деятельность, включает в себя несколько этапов. Вслед за Н.Д. Гальсковой считаем обоснованным выделить следующие этапы работы над проектом:
1) отбор и формулировка темы проекта, сбор информации;
2) обсуждение первых результатов и уточнение (дискуссия) конечных результатов работы;
3) поиск новой информации в различных режимах работы (индивидуальной, парной, групповой);
4) дискуссия (обсуждение) новой информации и ее документирование (оформление);
5) подведение итогов и презентация проекта [11].
На каждом этапе студенты выполняют определенные виды работ, при необходимости прибегая к помощи и консультациям со стороны преподавателя.
В ходе данного исследования описывается работа над проектом, предложенным 32 студентам первого курса факультета экономики, психологии и менеджмента ОмГУ им. Ф.М. Достоевского по дисциплине «Иностранный язык». На стыке тем «Современные проблемы экологии» и «Высшее образование» студентам предлагалось создать проект «Зеленый университет» (Green University). Идея «Зеленого университета» не нова и в той или иной мере реализуется в некоторых странах. Она подразумевает, что вуз ведет деятельность, направленную на защиту окружающей среды: снижает объемы выбросов углекислого газа, раздельно собирает отходы, экономит природные ресурсы, развивает экологическую инфраструктуру. Перед студентами ставилась задача изучить зарубежный и российский опыт организации зеленых университетов и на основе полученных знаний и имеющихся у них профессиональных знаний некоторых экономических дисциплин предложить свое видение, как можно сделать ОмГУ «зеленым университетом».
Работа над проектами осуществлялась в группах (3–4 чел.), таким образом достигалась задача развития коммуникативных, управленческих, организационных, интеллектуальных навыков. Перед началом командной работы над проектом (на констатирующем этапе эксперимента) студентам была предложена небольшая анкета по самооценке перечня «мягких» навыков по шкале от 1 до 10 (где 1 – не имею навыка, 10 – навык на отличном уровне). Анализ анкет показал, что большинство студентов наивысшим образом оценивают свои навыки осознанно и ответственно подходить к решению проблемы, быть нацеленным на достижение результата, общаться с другими членами команды тактично и дипломатично. 68 % студентов высоко оценили свои лидерские качества и умение убеждать людей, 32 % дали этим навыкам оценку ниже средней. Лишь треть студентов отметили высокий уровень умения подходить к задаче творчески.
Мягкие навыки, развиваемые в ходе работы над проектом
Этап работы над проектом |
Мягкие навыки |
Универсальные компетенции ФГОС ВО |
1. Отбор и формулировка темы проекта, сбор информации |
– приходить к соглашению относительно ключевых моментов; – распределять функции и роли среди участников; – осознанно подходить к выполнению своей задачи и ответственности перед другими членами команды; – слушать и воспринимать информацию, предлагаемую другими членами команды |
УК-1 (осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач). УК-2 (определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из имеющихся ресурсов и ограничений), УК-3 (осуществлять социальное взаимодействие, реализовывать свою роль в команде) |
2. Обсуждение первых результатов и уточнение (дискуссия) конечных результатов работы |
– гибко подходить к возможным изменениям; – слушать и воспринимать информацию, представляемую другими членами команды; – мыслить стратегически; – убеждать людей; – проявлять лидерские качества |
УК-2, УК-3 |
3. Поиск новой информации в различных режимах работы (индивидуальной, парной, групповой) |
– нацеленность на достижение результата; – мотивировать себя на постоянное получение новых знаний и желание учиться; – эффективно искать ресурсы; – общаться с другими членами команды |
УК-1, УК-3, УК-6 (управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития) |
4. Обсуждение новой информации и ее документирование (оформление) |
– анализировать и делать выводы; – подходить к задаче творчески; – воплощать творческие идеи в практику; – общаться тактично, дипломатично, избегать конфликтных ситуаций |
УК-3 |
5. Подведение итогов и презентация проекта |
– соблюдать сроки выполнения работ; – анализировать и делать выводы; – принимать решение (относительно конечной формы продукта); – владеть разными форматами делового общения; – вести дискуссию; – обладать достоинством, адекватной самооценкой |
УК-6, УК-4 (осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке РФ и иностранном(ых) языке(ах) |
Наименьшую оценку (от 5 и ниже) получили такие навыки, как гибко подходить к возможным изменениям, распределять роли среди участников, эффективно искать ресурсы, соблюдать сроки выполнения работ, анализировать. Таким образом, на этом этапе экспериментальной работы был определен круг навыков, развитию которых следует уделить больше внимания. С этой целью было организовано методическое сопровождение со стороны преподавателя: ссылки на рабочие сайты зарубежных и отечественных университетов, реализующие подобные проекты; примерный список видов деятельности, который поможет описать проект (анкетирование и опросы; расчет стоимости услуг; финансовое и организационное обоснование элементов «зеленого университета»); правила подготовки презентации в формате Power Point (требования к графическому и содержательному оформлению); требования к лексическому оформлению презентации проекта на английском языке (клише презентации материала; лексические единицы по теме); четкий срок презентации проекта.
В рамках исследования были соотнесены этапы работы над проектом, «мягкие навыки», которые совершенствуются в ходе работы на каждом этапе, и универсальные компетенции (уровень бакалавриата), отраженные в ФГОС ВО (3++) [1]. Данные представлены в таблице.
Систематизация универсальных компетенций, соответствующих формируемым у студентов мягким навыкам, необходимым на выделенных этапах работы над проектом, позволяет сделать вывод о том, что некоторые из них востребованы на всех этапах работы над проектом, начиная от целеполагания и заканчивая представлением достигнутых результатов. К ним относятся навыки взаимодействия с другими членами команды, убеждения, критического мышления, гибкого подхода, выполнения поставленной задачи в срок. Эти навыки напрямую связаны с такими категориями УК, как УК-2 «Разработка и реализация проектов» и УК-3 «Командная работа и лидерство». Процесс развития и совершенствования этих навыков продолжается во время всего проекта.
Некоторые навыки в большей степени развиваются на определенных этапах работы над проектом: распределение ролей и функций на этапе старта проекта; мотивация к эффективному поиску новых данных и ресурсов на этапе поиска дополнительной информации (когда предварительный поиск уже осуществлен и необходимо более детально, под новым углом углубиться в исследование вопроса); навыки делать грамотные выводы на этапе подведения итогов; навыки работы с аудиторией на этапе презентации проекта.
На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная самооценка студентами «мягких» навыков, развитие которых предполагалось в ходе работы над проектами. Навыки эффективного поиска информации, распределения ролей среди участников проекта, анализа полученной информации получили более высокую оценку (от 6 баллов и выше) у большинства студентов.
Проведенная экспериментальная работа также показала, что навыки взаимодействия в команде можно значительно улучшить, когда студентов распределяет в группы преподаватель, а не когда они объединяются в привычные, устойчивые группы, в которых уже заранее известны роли участников.
Именно комбинация различных методов и видов работ, методов активного обучения, обучения в сотрудничестве при поддержке со стороны преподавателя может привести к эффективному развитию мягких навыков. На развитие мягких навыков могут оказать влияние и внешние стимулы, в целом этот процесс требует усилий и активной вовлеченности от каждого обучающегося, поэтому подходы с ориентацией на студента в данном случае играют важную роль.
Заключение
Изучение теоретического аспекта вопроса о развитии мягких навыков в процессе обучения в вузе, возможностей метода проектов позволяет сделать следующие выводы:
− «мягкие» навыки специалиста, а именно коммуникативные навыки, знакомство с разными точками зрения на одну проблему, умения пользоваться исследовательскими методами, анализировать факты, делать заключения и представлять результаты проделанной работы являются актуальным и необходимым требованием к умениям будущего специалиста, отраженным в универсальных компетенциях ФГОС ВО (3++);
− метод проектов позволяет развивать познавательные, интегративные, коммуникативные, творческие умения студентов, проявлять самостоятельность в планировании и организации своей деятельности;
− в рамках работы над тематическим проектом «Зеленый университет» по дисциплине «Иностранный язык» совершенствовались такие «мягкие» навыки, как навыки командной работы и сотрудничества, лидерства, эффективного поиска информации и решения проблем; управления своим временем и ресурсами; творческого подхода, практического применения знаний из разных предметных областей.
Библиографическая ссылка
Закотнова П.В. РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ КАК СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ МЯГКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 7. – С. 150-154;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39710 (дата обращения: 21.11.2024).