Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом все больше прослеживается тенденция к увеличению численности обучающихся, поведение которых характеризуется как деструктивное. Многие исследования и научные труды посвящены: причинам агрессивного поведения – Н.Ф. Диановой, М.А. Романова [1], А.В. Прокопенко, А.А. Гонтарь [2]; проблеме буллинга – А.А. Нестеровой, Т.Г. Гришиной [3]; девиантного поведения – Ю.А. Момота [4]; профилактике агрессивного поведения подростков – В.А. Сапрыкина [5], психологическим аспектам данной профилактики – А.А. Степановой [6].
Деструктивное поведение подрастающего поколения характеризуется разрушающим действием, направленным как на себя, так и вовне; уничтожением чего-либо: материальных вещей, общепринятых норм и правил, предметов материальной культуры и т.д. Оно может являться отклонением в зависимости от различных установок, психологических, медицинских и социальных, и охватывать все сферы жизнедеятельности человека. Зачастую данный вид поведения формируется под воздействием социокультурной среды.
Модель антиобщественных проявлений обучающихся в цифровом пространстве включает в себя: кибербуллинг или интернет-буллинг (травля с помощью информационно-коммуникационных технологий); интернет-зависимость (игромания, навязчивый веб-серфинг, шопоголизм); склонение к суициду, вербальной агрессии и аутоагрессии (селфхарм/ несуицидальное самоповреждение (НССП), в том числе татуаж, шрамирование, пирсинг); употреблению психотропных веществ, алкоголю и т.п.; различных проявлений девиаций: деликвентность, антисоциальность, диссоциальность, психопатологичность), что порождает различные шаблоны поведения. Деструктивные проявления характеризуются рядом особенностей: отрицательная направленность личности, десоциализация, негативное отношение со стороны большинства людей, несоответствие нормам и правилам социума, ущербность [7, с. 373].
Все модели поведения вырабатываются в детстве. Одна из причин развития деструктивного поведения – это бесконтрольное и зачастую нерегламентируемое потребление интернет-контента. Мобильное устройство родители чаще всего дают впервые в 3 года. У 54 % детей в возрасте 4–6 лет уже есть свой смартфон или планшет, а к 11–14 годам этот показатель возрастает до 97 %.
Крайними формами деструктивного поведения становится проявление у детей жестокости и агрессивности. Причиной появления данных форм поведения являются три фактора. Первый – это семья, в которой родители проявляют агрессию по отношению к детям, тем самым закрепляя в их сознании модель поведения, которую они в дальнейшем считают нормой. Второй – сверстники, которые зачастую рекламируют модель агрессивного поведения под лозунгом «я самый сильный – и мне все можно». Третий – реальные и символические примеры агрессивного поведения, которые отражены в сценах насилия и убийств, демонстрируемые с экранов телевизоров, интернета, компьютерных игр. Именно рост агрессии в подростковой среде является отражением одной из главных социальных проблем современного общества, в котором за последние годы резко возросла преступность среди молодежи в возрасте 12–14 лет.
Для решения вышеназванной проблемы необходимо создание методического обеспечения ПДПО в процессе ФДНК. Предлагаемая методика по профилактике деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры направлена на создание безопасной образовательной среды в процессе формирования у обучающихся нормативного поведения и духовно-нравственной культуры в учебной и во внеучебной деятельности.
Цель исследования – создание и экспериментальная проверка методики профилактики деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры.
Основные задачи исследования:
1) охарактеризовать педагогическую сущность понятий «профилактика деструктивного поведения обучающихся», «формирования духовно-нравственной культуры» и «методика по профилактике деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры»;
2) создать методику профилактики деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры;
3) определить критериальную базу как диагностический инструментарий исследования;
4) провести экспериментальную работу на основе созданной диагностики оценивания жизнедеятельностных функций, деструктивных проявлений и нравственной культуры;
5) проанализировать полученные результаты [8, с. 279].
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели использовались следующие материалы исследования: полученные данные обучающихся пяти классов в количестве 152 чел. общеобразовательной организации г. Краснодара на основе диагностических методик исследования: диагностическая карта готовности обучающихся к ПДПО в процессе ФДНК Ю.Н. Синицына, тест ДНК (духовно-нравственные качества по В.И. Андрееву), диагностические карты по выявлению деструктивных проявлений и жизнедеятельностных функций.
Для реализации поставленных задач нами в совокупности были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, моделирование), обсервационные (объективное наблюдение), прогностические, диагностические (беседа, опрос, изучение документации), экспериментальные, математические и статистические (регистрация, ранжирование), социометрия, ретроспективный анализ. Первостепенным методологическим подходом является ситуационно-функциональный, который заключается в моделировании образовательной ситуации и организации функциональной взаимодеятельности субъектов процесса. Метод математической статистики: Т-критерий Крамера – Уэлча.
Результаты исследования и их обсуждение
Под формированием духовно-нравственной культуры у обучающегося подразумевается организация условий с целью взаимодействия субъектов образовательного процесса: педагога (основные ведущие) и обучающегося (главные решающие), нацеленных на развитие/формирование духовных, нравственных качеств, жизнедеятельностных функций и повышение уровня культуры.
Под профилактикой деструктивного поведения обучающегося мы рассматриваем предотвращение вербальных либо иных проявлений субъекта педагогического воздействия, устремленного на разрушение чего-либо, и создание условий, способствующих изменению поведения и повышения уровня духовно-нравственной культуры школьников [8, с. 211].
Методика профилактики деструктивного поведения детей и подростков в процессе формирования духовно-нравственной культуры – это совокупность методов, приемов, форм организации деятельности обучающихся, направленных на решение задач по предотвращению деструктивного поведения в процессе формирования духовно-нравственной культуры.
К формам профилактики деструктивных признаков поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры, входящим в методику, можно отнести:
1. Инструктивно-методические семинары (семинары-практикумы, тренинги) для работников сферы образования и руководителей (заместителей директоров, учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов) с целью повышения у них уровня компетентности в области профилактики деструктивного поведения.
На таких семинарах педагогам разъясняется необходимость строго придерживаться требований психолого-педагогической культуры и ценностей этики, принятых в обществе, во время исполнения своих должностных обязанностей, важность владения элементарными знаниями возрастной психологии детей и подростков, умение распознавать основные проявления деструктивного поведения обучающихся, соблюдать схему действий в процессе взаимодействия с людьми, совершающие деструктивные поступки.
2. Мероприятия, включенные в программы образовательных учреждений по воспитательной работе, профилактике деструктивного поведения и социальной дезадаптации учащихся и раннему выявлению контингента учащихся, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании, а также регулярное оказание психолого-педагогической и консультативной помощи семьям учащихся, находящихся в зоне риска.
3. Тренинги, консультации (групповые и индивидуальные) по формированию позитивного отношения детей и подростков к жизни и человеческим ценностям (здоровье, семья, дружба), позитивного мышления и повышению стрессоустойчивости учащихся путем психологической подготовки к сложным жизненным ситуациям (предвиденным или непредвиденным), формированию готовности к преодолению связанных с ними трудностей.
4. Мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и их ответственности в области формирования навыков безопасного поведения, эмоционально-волевых расстройств детей и подростков и профилактики деструктивного поведения, в том числе родительские встречи, собрания, деловые игры, круглые столы, конференции: «Основные особенности индивидуального развития детей и подростков с учетом их возрастных и психологических особенностей», «Пути и средства достижения гармоничного развития личности», «Классификация эффективных методов воспитания», «Значимость семьи в становлении адекватной самооценки у детей и подростка», «Решение конфликтных ситуаций: метод, средства, формы»; индивидуальные (групповые) психологические консультации родителей (законных представителей) по проблемам психоэмоционального и социального развития несовершеннолетних, диагностики предрасположенности к деструктивному поведению.
5. Помощь группе детей, нуждающихся в особом психологическом и педагогическом сопровождении, в процессе:
– создания и применения индивидуальных психолого-педагогических карт и программ для детей и подростков; организация специальных психолого-педагогических консультаций и бесед по формированию жизненных целей, путей их достижения на основе коррекции самооценки;
– формирование у обучающихся в образовательных учреждениях установок на реализацию своего потенциала в сфере культуры, науки, спорта, искусства и т.д.);
– обучение способам психосаморегуляции, способности понимать и принимать свое актуальное психоэмоциональное состояние, развитие эмпатийности;
– формирование установки на возможность и необходимость обращения за помощью в трудных жизненных ситуациях [9].
В методику профилактики деструктивных признаков поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры входят две технологии: ориентационно-дискурсивная и деятельностно-конвенционная.
Ориентационно-дискурсивная технология включает этапы взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения на основе профессионально-речевого алгоритма, целью которого является формирование у обучающегося этических и нравственных убеждений, умений выстраивать социальные взаимоотношения и совершать поступки на основе ценностно-смысловых взглядов, которые не противоречат социокультурным явлениям. В основе технологии лежит способность индивида осуществлять анализ и рефлексию знаний, умений и предположений, их применение в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Методологической основой в разработке и применении этой технологии является метод группового рассуждения и диалога с использованием дискурса как формы функционального рассуждения.
Цель ориентационно-дискурсивной технологии – формирование у обучающихся системы знаний и умений ориентироваться и руководствоваться ценностно-смысловыми ориентирами в различных видах труда, придерживаться нравственно-развивающих функций в жизнедеятельности путем поиска моральных смыслов в реальной и предполагаемой социальной ситуации при помощи устного дискурса и его контекстуализации.
Деятельностно-конвенциональная технология – это технология, направленная на формирование духовно-нравственной культуры у обучающихся, основанная на действиях и поступках учителя и учеников в образовательном процессе на основе соблюдения ими нравственных принципов и правил конвенции, представляющей собой свод соглашений о взаимных правах субъектов взаимодействия, имеющих нравственные запреты и приоритеты. Данная технология основана на реализации социально-ролевого механизма взаимодействия субъектов жизнедеятельности.
Алгоритм реализации деятельностно-конвенциональной технологии построен так, что первоначально обучающиеся играют роль организатора межличностного взаимодействия в процессе изучения культуры, в дальнейшем становясь уже активным участником создания этой культуры. Практическая часть занятий с применением данной технологии направлена на обучение учащихся моделированию различных видов и форм жизнедеятельности в реальных и предполагаемых социальных ситуациях.
Погружение обучающихся в решение таких социальных ситуаций позволяет осуществлять профилактику у них деструктивного поведения в процессе формирования духовно-нравственной культуры. Соответственно, создание реальных социальных ситуаций и проектирование социально-психологического пространства в образовательном процессе позволяют воссоздать различные социальные роли (социальные, культурные, межличностные, коммуникативные, деловые) с поведенческими функциями и ценностными ориентирами у обучающихся, которые позволят им руководствоваться ими в будущей жизни.
Таким образом, для создания безопасной образовательной среды по профилактике деструктивного поведения у обучающихся рекомендуется соблюдение следующих правил:
1) поддержка и сопровождение ученика, исключение возможности противостояния учеников и административного блока образовательного учреждения;
2) разработка мер борьбы с травлей и при обнаружении малейших ее проявлений незамедлительное принятие их. В первую очередь необходимо с глазу на глаз поговорить с жертвой и с теми, кто на нее оказывал негативное воздействие. Далее оказать поддержку пострадавшему, применить строгие меры относительно нападающих. Затем помочь жертве заново адаптироваться в коллективе. Все этапы должны проводиться психологом, возможно участие завуча;
3) выработка тактики поведения при обнаружении сопричастности обучающегося к деструктивному движению. Первым шагом следует предпринять присоединение. Не осуждая и без угроз выяснить, что́ подростка привлекает в этом движении, что́ он надеется получить от него. Вторым шагом необходимо установить имеющиеся ресурсы, способные решить проблемы подростка и удовлетворить его потребности. Попавший в затруднительную ситуацию обучающийся должен чувствовать искренность в словах и действиях педагогов, чтобы воспринимать их намерения в отношении него как помощь;
4) быстрое реагирование на обнаружение признаков высокой готовности к совершению деструктивного деяния: изолировать подростка от сверстников, привлечь специалистов (психолог, психиатр, полицейский, нарколог) и поставить в известность родителей (законных представителей);
5) оценка уровня готовности к совершению деструктивного действия, на котором находится ребенок (размышление о возможности, формирование желания, планирование) [10].
Деструктивное поведение формируется в комплексном сочетании внешних и внутренних факторов риска с учетом психологических и поведенческих особенностей. В связи с этим своевременное выявление деструктивного поведения у детей и подростков требует от учителя внимательного обращения на психологические и внешние признаки поведения в образовательной среде.
Проявление у обучающихся одного или нескольких из этих признаков может носить временный характер или быть случайностью, а может быть сигналом о риске участия подростка в деструктивных течениях. Поэтому даже самый незначительный на первый взгляд признак деструктивного поведения не должен остаться без внимания педагогического коллектива.
Именно современное прогрессивное развитие общества сопровождается не только позитивными тенденциями, но и имеет ряд негативных факторов, оказывающих деструктивное влияние, а иногда и губительное воздействие на подрастающее поколение: вседозволенность и доступность получения любой информации, приобретения вредных и запрещенных веществ, проявления новых форм насилия на основе стремительного темпа жизни. Такое разрушительное поведение у детей и подростков может являться следствием получения негативной информации из интернета, средств массовой информации, быть выходом негативных эмоций, полученных во время компьютерных игр, содержащих сцены жестокости и разрушения.
Вместе с положительным влиянием на развитие детей и подростков информационно-коммуникационные технологии могут нести с собой ряд онлайн-рисков. Необходмо вести разъяснительную работу, чтобы обезопасить детей от их пагубного влияния.
Одним из онлайн-рисков выступает кибербуллинг длительного воздействия, видами которого являются: бойкот (игнорирование в социальных сетях), домогательство (угрозы, шантаж), троллинг (насмешки в виде оскорблений), аутинг и диссинг (публикация информации жертвы без ее согласия с целью навредить).
С раннего возраста необходимо обучать детей правилам безопасного поведения в интернете в меру их возраста и уровня понимания. Но если случилось так, что несовершеннолетний подвергся кибербуллингу, ему необходимо оказать меры помощи в виде психологической поддержки родителями и педсоставом, изменить настройки приватности профиля соцсетях (удалить личную информацию, закрыть аккаунт) или создать новую учетную запись для ребенка с измененным ником и аватаром профиля, по возможности какое-то время воздержаться от использования социальной сети для снижения уровня стресса, нормализации нервной системы. Немаловажным пунктом является написание жалобы в службу техподдержки на профиль, с которого распространялось давление. Это поможет пострадавшему чувствовать себя комфортнее при использовании цифрового пространства без боязни снова подвергнуться нападкам и обезопасит других.
Использование всемирной паутины для привлечения несовершеннолетних в выполнение действий, представляющих опасность для их жизни и здоровья (сайты, группы, и форумы, подталкивающие к суициду, вовлекающие в участие в опасных играх, связанные с распространением наркотиков, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм), пропагандирующие экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, секты). Вовлечение молодых людей происходит поэтапно, так что жертва не сразу может распознать опасность в безобидных на первый взгляд действиях своего нового незнакомого подписчика [11].
Сначала агрессор предоставляет ложную информацию (фото- и видеоматериалы соответствующей тематики), затем завязывает общение на регулярной основе. Таким образом вербовщик сети изучает возможные рычаги давления и методы воздействия, а затем переходит к просьбам, ставя подростка в такие условия, в которых он не может отказать. Попадание в такую зависимость в социальных сетях может привести к прямым угрозам жизни и здоровью школьников от незнакомцев посредством двух форм воздействия: киберсталкинг, проявляющийся в преследовании подростка с переходом из виртуального в реальный мир; груминг, устанавливающий эмоциональные, эмпатические и доброжелательные контакты с подростком в интернете с последующим привлечением к сексуальной эксплуатации.
Таким образом, методическое обеспечение профилактики деструктивного поведения у обучающихся в процессе формирования у них духовно-нравственной культуры имеет ряд особенностей:
– взаимодействие участников образовательного процесса осуществляется на основе конъюнктивного типа отношений «учитель – ученик», основанного на педагогике сотворчества, сотрудничества, содружества и заботы;
– применение интегративной технологии в процессе формирования духовно-нравственной культуры у обучающихся определяется использованием ряда локальных технологий, каждая из которых направлена на развитие психических, физических, социальных и духовных жизнедеятельностных функций учащихся;
– функционирование специальной интегративной технологии по формированию у обучающихся духовно-нравственной культуры осуществляется только в рамках образовательной среды и окружающей действительности учащегося;
– внедрение интегративной педагогической технологии реализуется в соответствии с алгоритмом конкретных этапов действий учителя, которые направлены на формирование у обучающихся культурно-адаптивных (социальных) жизнедеятельностных функций с применением средств самоорганизации культуры сознания как трехэтапный процесс: диагностика, организация диалога и организация взаимодействия;
– апробация интегративной технологии основана на взаимосвязи каждого этапа алгоритма воздействия учителя на обучающегося по формированию духовно-нравственной культуры с учетом его особенностей, оказании им помощи и сопровождении в решении диагностических, договорных, поисковых, деятельностных, рефлексивных проблем. Каждый этап алгоритма внедрения данной технологии наполнен новым содержанием и представляет целостную ориентированную структуру [12, с. 80];
– изменение любого объекта в образовательной среде (ситуации, ценности, предметы, отношения) позволяет учителю развивать нравственное сознание обучающегося, его личностные качества, при этом не используя средства давления, основываясь только на принципах педагогической поддержки.
Выводы
В результате проведенного исследования:
1) были уточнены основные понятия «рофилактика у обучающегося деструктивного поведения», «методика профилактики у обучающегося деструктивного поведения в процессе формирования у него духовно-нравственной культуры», «ормирование у обучающегося духовно-нравственной культуры»;
2) создана методика профилактики у обучающихся деструктивного поведения в процессе формирования у них духовно-нравственной культуры, включающая в себя: а) формы профилактики деструктивных признаков поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры; б) ориентационно-дискурсивную и деятельностно-конвенциональную технологию профилактики деструктивных признаков поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры; в) методы профилактики деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры; г) направления профилактики деструктивного обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры; д) особенности методического обеспечения профилактики деструктивного обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры;
3) определена критериальная база как диагностический инструментарий исследования, включающая следующие диагностические методы: комплект методов оценки у обучающихся готовности к профилактике деструктивного поведения, включающая определение уровня сформированности жизнедеятельностных функций, уровня духовно-нравственного развития и уровня склонности к деструктивному поведению;
4) проведена экспериментальная работа по внедрению методики профилактики у обучающихся склонности к деструктивному поведению в процессе формирования у них духовно-нравственной культуры;
5) проанализированы результаты ее эффективности.
Основным направлением дальнейшего исследования должны стать разработка и реализация практических рекомендаций для учащихся, учителей, классных руководителей, родителей, социальных педагогов, школьных психологов, школьных медицинских работников.
Библиографическая ссылка
Хентонен А.Г., Синицын Ю.Н. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 6. – С. 167-173;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39650 (дата обращения: 15.01.2025).