Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НАКАНУНЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Чебровская С.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»
В статье раскрыты результаты пилотного исследования представлений о своем профессиональном будущем школьников с ограниченными возможностями здоровья накануне окончания ими основной общеобразовательной школы. Выборку составили обучающиеся с дефицитарным нарушением сенсорики (нарушениями зрения, слуха, речи), с задержкой созревания функциональных систем головного мозга (задержкой психического развития), а также педагогические работники, обеспечивающие профессиональное ориентирование обучающихся в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы (классные руководители, профориентологи). В статье приведен топ десяти предпочитаемых и привлекательных профессий для указанного контингента, сведения о характерных особенностях такого выбора, показаны сильные и слабые стороны обучающихся в движении к профессионально-трудовой деятельности. Отмечено, что в результате целенаправленной работы школы по ориентированию учащихся на получение профессии в профессиональных образовательных организациях выпускники школы видят себя в профессии, готовы ее осваивать и в дальнейшем работать в ней, однако слабо согласуют свои личностные и индивидуальные особенности с требованиями выбираемых профессий. На основе полученных результатов сформулированы предложения по организации сопровождающей деятельности школы в становлении профессионального самоопределения обучающихся. Предполагается разработка индивидуальных маршрутов каждому из школьников с ограниченными возможностями здоровья и персональное сопровождение их на пути движения в профессию.
профессиональное самоопределение
профессиональное ориентирование
сопровождение
выбор
профессия
лица с ограниченными возможностями здоровья
1. Чебровская С.В. Профессиональное самоопределение как феномен: психологическое содержание, структура, условия развития // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 9. С. 224–228. DOI: 10.17513/snt.39337.
2. Чебровская С.В., Чебровский А.А. Педагогическое сопровождение как условие своевременного профессионального самоопределения обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. DOI: 10.17513/snt.39296.
3. Григорьева Н.В., Мокрецова Л.А., Швец Н.А. Профессиональная компетентность будущих специалистов: анализ уровня сформированности // Вестник Костромского государственного университета. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 3. С. 122–126.
4. Коржова Е.Ю., Артемьева В.А., Веселова Е.К., Дворецкая М.Я. Жизненные ориентации современных студентов (на примере будущих психологов) // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2018. № 3 (45). С. 18–23.
5. Бугакова Н.Ю., Карелина Е.А., Кирова И.В. «Клиповое мышление» как вызов образовательной системе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2018. № 3 (45). С. 7–11.
6. Симатова О.Б. Мотивация профессионального выбора и карьерные ориентации студентов вуза различных поколенческих циклов // Гуманитарные науки. 2020. № 4. С. 94.
7. Березутский Ю.В. Профессиональное самоопределение молодежи в оценках учащихся и их родителей // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 3 (84). С. 72–83.
8. Свадьбина Т.В. Профессиональный выбор школьников (по материалам социологического исследования) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 215–217.
9. Асанова З.Р. Образовательный путь в профессиональном становлении: от мечты к достижению цели // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2022. Т. 41. № 1. С. 49–59.

Публикация подготовлена при финансовой поддержке, оказанной в рамках реализации программы развития ТОГУ (программа «Приоритет-2030»).

Не секрет, что качество жизни человека определяется его благополучием в трудовой деятельности. Трудовая же жизнь не может быть благополучной без интереса к выбранной профессии, без получения соответствующего образования, без своевременного приобретения нужных профессиональных компетенций, без личных самостоятельных действий – профессиональной ориентации и профессионального самоопределения [1, 2]. Ошибки последних приводят к случайному выбору «не своей» профессии, формальному овладению ею, а в дальнейшем – к низкой эффективности реализации профессионально-трудовой деятельности и неудовлетворенности жизнью в целом [3–5]. В результате на современном рынке труда появляются малоквалифицированные люди, готовые выполнять любую работу за любое вознаграждение. Люди, для которых уже предложен неблагозвучный термин «трудовое мясо» [6].

Материалы и методы исследования

Современная наука располагает большим количеством исследований в области профессионального становления молодежи. В них отмечены причины, условия и факторы, препятствующие нормальному развитию профессионального самоопределения и ориентации. Чаще всего нереализованность в профессионально-трудовой деятельности связывают с поздним либо «скороспелым» решением в выборе образовательного учреждения, с отсутствием необходимого опыта и стажа работы, отсутствием профессионального образования, высокой конкуренцией на рынке труда, безработицей и т.д. Подобные выводы сделаны в результате исследований, проведенных на выборке так называемой «нормотипичной» молодежи [7-9].

Целью настоящей работы является изложение результатов пилотного изучения представлений о своем профессиональном будущем обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в период завершения ими основного общего образования. Основу исследования составили анкетирование, интервью, сравнительный анализ, первичная статистическая обработка числовых данных.

Результаты исследования и их обсуждение

В исследовании приняли участие обучающиеся краевых государственных бюджетных общеобразовательных учреждений, краевых государственных казенных общеобразовательных учреждений, муниципальных общеобразовательных учреждений (средних общеобразовательных школ), реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для лиц с нарушением слуха, зрения, речи, задержкой психического развития (всего 68 чел.). Кроме того, в исследовании приняли участие педагогические работники названных образовательных учреждений, ответственные за профориентирование учащегося контингента (классные руководители, профориентологи – 8 чел.). Педагогические работники дали интервью. Школьникам предложена анкета (всего 32 вопроса). Вопросы анкеты скомпонованы блоками. Вопросы первого блока позволили выявить факт выбора профессии выпускниками основной общеобразовательной школы, их представление об особенностях выбираемых профессий, осознание своих возможностей для реализации себя в них. Ответы на вопросы этой группы позволили увидеть, насколько далеко выпускники видят перспективу своего трудового будущего. Ответы на вопросы второго блока раскрыли факт личного участия школьников в построении своей траектории движения к профессионально-трудовой деятельности, а также особенности сопровождения этого процесса. Исследование проведено в феврале текущего года.

Анализ ответов обучающихся показал следующее. На вопрос «Планируете ли вы продолжить обучение в старших классах школы и по какому профилю?» лишь 8,8 % респондентов ответили, что хотели бы продолжить обучение в школе. Причем только двое из опрошенных указали желаемый профиль (технический 1 чел., педагогический 1 чел.). 38,2 % обучающихся не рассматривают для себя возможность продолжить обучение в старших кассах общеобразовательной школы, но и в каком направлении они будут двигаться дальше, не указали. Оставили вопрос без ответа 52,9 % опрошенных. Как видим, большинство учеников (91,1 %) на последнем году обучения в основной школе продолжить обучение в средней общеобразовательной школе с уклоном в определенный профессиональный профиль не хотят.

В то же время на предложение назвать профессию, которую они, скорее всего, выберут, ответили 85,3 % школьников (58 чел.). Половина опрошенных респондентов уверены в возможности устроиться на работу по предполагаемой профессии и, отвечая на вопрос «Какие чувства возникают у вас, когда вы представляете себя в выбранной вами профессии?», назвали гордость (91,4 %), радость (55,1 %), уверенность в себе (51,7 %), спокойствие (50,0 %). Другими словами, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) накануне окончания основной школы, избегая профессионального образовательного профиля и не имея твердого решения по выбору конкретной профессии, какую-то из них все же имеют в виду и чувствуют себя при этом вполне уверенно.

В списке выбираемых профессий оказалось 22 наименования. Это позволяет утверждать, что обучающиеся с ОВЗ знают довольно много существующих сегодня профессий, даже таких, о которых в их образовательной организации никогда не упоминалось педагогическими работниками, осуществляющими воспитательную или профориентирующую работу (из интервью). Например, флорист, дизайнер ногтевого сервиса, создатель комиксов и др. (здесь и далее названия профессий приведены в редакции самих респондентов). После дополнительного предложения назвать привлекательные для себя профессии, общий перечень профессий увеличился до 40 наименований. Однако из них только 10 профессий (25 %) упомянуты и среди выбираемых, и среди привлекательных. Это бухгалтер, газоэлектросварщик, парикмахер, педагог, повар, повар-кондитер, программист, сварщик, станочник, электрик. Как видим, имеется явное противоречие: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья склонны выбрать одно, но привлекает их совсем другое. Например, в перечне профессий, названных обучающимися с проблемами зрения, из выбираемых и привлекательных совпали только две профессии (программист и психолог). Массажист, тракторист и флорист не упомянуты в списке привлекательных профессий, в то время как в последнем появились ГМО-агроном, дизайнер, дефектолог и педагог с младшими школьниками. В группе обучающихся с проблемами слуха совпадений профессий не обнаружено (как возможный выбор указаны профессии маникюрный мастер, бухгалтер, автомеханик, электрик, а привлекают профессии зубной техник и кондитер). У выпускников с речевыми нарушениями совпали две профессии (графический дизайнер и программист), но появились четыре новые (дегустатор, пивовар, физрук и хирург). В числе выбранных, но непривлекательных профессий у обучающихся с задержкой психического развития оказались пять профессий (автомеханик, дизайнер ногтевого сервиса, плотник, создатель комиксов, станочник). Среди же привлекательных, но не выбранных одиннадцать профессий (бухгалтер, военнослужащий, врач, кнопольщик, механик, нефтяник, полицейский, программист, электрик, слесарь, станочник). В целом результаты следующие. В группах обучающихся с проблемами зрения и с задержкой психического развития совпадение выбранного и привлекательного составило 40 %; среди обучающихся с нарушениями речи 33,3 %; у обучающихся с проблемами слуха ни одного совпадения (0 %) – они выбрали то, что для них не представляет интереса. Общий вывод: большое количество обучающихся с ОВЗ (66,6 %) делают «неинтересный» для себя выбор.

Вместе с тем обучающиеся при выборе профессии ориентируются на многие факторы. Так, например, большая часть принявших участие в анкетировании (82,3 %) отметила: «Наиболее важным при выборе профессии является хорошая заработная плата». Далее ответы респондентов приведены в порядке убывания частоты высказываний: работа должна быть «по душе» (72,1 %), выбирать следует такую профессию, которая будет приносить пользу людям (55,9 %), выбираю такую профессию, в которой могу развить свои способности (47,2 %), профессия должна давать возможность для творчества (47,2 %), для общения и сотрудничества с коллегами (44,4 %), профессию надо выбирать по своим способностям (44,4 %), нужна возможность сделать карьеру (41,7 %), востребованность профессии на рынке труда (25,0 %). Другими словами, исследование показало: с точки зрения обучающихся с ОВЗ, профессия в главном должна обеспечивать финансовую независимость, быть интересной для работника и приносить пользу людям.

С высказанным мнением согласуются и желания респондентов о месте своей будущей профессиональной деятельности. Половина опрошенных (50,0 %) хотели бы открыть собственное дело. Работать в негосударственных предприятиях предпочитают 36,1 % обучающихся. Видят себя в трудовых коллективах государственных учреждений только 33,3 % испытуемых. При этом две трети всех участников анкетирования (66,7 %) желали бы работать в своем регионе.

Отметим также, что среди выбираемых школьниками профессий имеются такие, освоить которые возможно только по программам профессионального обучения (дегустатор, маникюрный мастер), и есть профессии, требующие получения компетенций либо по программам среднего профессионального образования (автомеханик, электрик), либо по образовательным программам высшего образования (врач, педагог, дефектолог). Напомним, что желание продолжить обучение в старших (профильных) классах школы испытуемые не демонстрируют. Картину предпочтений профессиональных образовательных организаций показали результаты обработки ответов на соответствующий вопрос анкеты. Среди ответов: «буду поступать в учреждения среднего профессионального образования (техникум, колледж) – 50,0 % опрошенных; «получу школьное образование и потом еще окончу курсы» – 16,7 % опрошенных; такое же количество респондентов отметили: «пойду в учреждение начального профессионального образования»; «я ограничусь школьным образованием» – 11,1 %; хотят получить высшее образование 5,5 % выпускников.

Как видно, респонденты представлены тремя группами: не планирующие получение профессионального образования как минимум в ближайшее время (27,8 %), понимающие необходимость и настроенные на получение профессионального образования на уровне начального или среднего профессионального образования (66,7 %), допускающие возможность получения высшего образования (5,5 %). При этом становится понятно, что часть обучающихся «попадет» в желаемую профессию нескоро.

93,1 % респондентов уверены, что «точно знают», в чем состоит суть и специфика предполагаемой профессии. Среди остальных: четыре человека сомневаются в своих знаниях, один прямо указал, что суть и специфику выбираемой профессии пока не понимает.

Тем, кто выказал уверенность в понимании сути предполагаемой профессии, было предложено назвать «способности и личностные качества из числа необходимых для успешного выполнения профессии, которыми обладают сами испытуемые». Здесь оказались такие, которые вопрос не поняли. Среди полученных ответов встречались «мне нравится что-то делать и проверять», «надо учиться на своих ошибках», «люблю моду, красоту» и подобное. Школьники, назвавшие имеющиеся у них профессионально важные качества и способности, указали лишь дисциплинарные характеристики: ответственность, исполнительность, пунктуальность, усидчивость, выносливость, терпение, точность. Единично названы качества, необходимые при производственном взаимодействии и общении («люблю работать в команде», «могу общаться») и технологические аспекты («умею готовить»).

Кроме того, не все обучающиеся с ОВЗ понимают, что не в каждой профессии из предполагаемых им удастся успешно реализоваться. Например, обучающиеся с проблемами речи, выбирая профессии графического дизайнера, повара-кондитера, программиста, могут оказаться вполне успешными в них (речь в указанных профессиях не входит в число требований, предъявляемых профессией к человеку). А вот освоение профессий ГМО-агроном, педагог с младшими школьниками, программист, тракторист и флорист лицами с проблемами зрения вряд ли позволит им профессионально состояться. Среди обучающихся с проблемами слуха выбор сделан в пользу профессий автомеханик, бухгалтер, маникюрный мастер, электрик. Предположим, что современные технологии обучения обеспечат студентам этой группы возможность успешно освоить предполагаемые профессии, но с осуществлением профессиональной деятельности, например, в последних двух вариантах сложности явно будут. Для группы лиц с задержкой психического развития прогнозы на профессиональную успешность делать сложно в силу специфики их психо-интеллектуальных характеристик. Скажем только, что и в этой группе часть предпочитаемых профессий не соответствовала психофизическим и личностным характеристикам школьников.

Интересными оказались ответы на вопрос об источниках информации о предпочитаемых и выбираемых профессиях (допускалось несколько ответов одним испытуемым). В порядке уменьшения частоты выбора ответы расположились следующим образом. Информация получена из интернет-ресурсов (сайты, блоги, базы вакансий) – 66,7 % опрошенных. Из общения с людьми этой профессии получили информацию 58,3 % опрошенных. Из рассказов друзей/знакомых – 38,9 %. Из фильмов/книг – 16,7 %. Кроме того, большая часть респондентов (66,6 %) просматривают сайты профессиональных образовательных организаций, где можно получить интересующую их профессию. На сайтах они ищут информацию о специальностях, о сроках обучения, о стоимости платного обучения, какие экзамены требуется сдать при поступлении, «какая оценка нужна в аттестате, чтобы поступить».

Педагогические работники образовательных учреждений, ответственные за профориентирующую работу, в интервью рассказали, что знакомство с интернет-ресурсами, встречи с представителями профессий, консультирование психологами и другие мероприятия организуются целенаправленно и планомерно силами образовательных учреждений. Другими словами, большую часть информации для обучающихся с ОВЗ обеспечивает школа. Информация эта, как правило, носит объективное содержание и формальный характер. Вопросы относительно профпригодности учеников к той или иной профессии в мероприятиях профориентологов затрагиваются крайне мало, как правило, случайно. При этом перед педагогическими работниками задача «убедить» школьника с той или иной нозологией пойти в старшие классы школы (в том числе профильные) для подготовки к поступлению в высшие образовательные учреждения не ставится. Школа, как правило, ориентирует выпускника основной общеобразовательной школы продолжить обучение на уровне среднего профессионального образования (СПО) и предлагает к поступлению те учреждения СПО, с которыми уже сложилась практика взаимодействия в этом направлении.

Заключение

Таким образом, анализ результатов исследования показал следующее. Школьники с ограниченными возможностями здоровья накануне окончания учреждений общего образования хорошо знакомы с миром профессий и не отрицают необходимость и возможность собственного участия в профессиональном труде. Для успешности реализации в профессии они считают достаточным получить среднее профессиональное образование, избегая сложного и продолжительного обучения. Они ориентированы на высокооплачиваемый труд, желательно в частном секторе экономики, предпочитают труд для себя интересный и при этом полагают его полезным для других.

Большую часть информации профессионально-трудовой направленности (включая поиск профессиональных образовательных учреждений) школьники находят в интернет-источниках, на сайтах колледжей и техникумов. При этом будущих абитуриентов на этапе окончания общего основного образования не интересует, имеются ли в этих профессиональных образовательных организациях условия для обучения лиц их нозологической группы.

Вместе с тем, определившись с выбором профессии, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья плохо соотносят свои индивидуальные и личные особенности с требованиями выбираемого вида профессионального труда. Они слабо ориентированы в специфике интересующих их профессий, не представляют, какие именно способности и профессионально важные качества человека востребованы для успешной реализации в них.

Что касается школы, то она проводит довольно обширную работу по профессиональному ориентированию обучающихся с ОВЗ. Однако большая часть времени из этой работы приходится на просветительские мероприятия, проводимые коллективно со всем классом учеников. В планах профориентирующих мероприятий: классные часы, тестирование профессиональных интересов, консультирование. Вопросы относительно профпригодности учеников к той или иной профессии в мероприятиях профориентирования затрагиваются крайне редко. Индивидуальный подход к обучающемуся с ОВЗ с адресным ориентированием его на профессию осуществляется на последнем году школьного обучения. Основная цель такого подхода – обеспечить поступление выпускника в среднее профессиональное учебное заведение. Далеко не каждое профессиональное учреждение края готово принять в число студентов школьников с той или иной особенностью. В результате большая масса выпускников с ОВЗ принимаются в одни и те же образовательные организации и получают неширокий спектр профессий для выбора.

Другими словами, представления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья о своем профессиональном будущем скорее общие, абстрактные, незрелые. Выбор профессии сделан ими случайно, спонтанно или вынужденно (дисциплинарно) под руководством педагогических работников в короткий период перед завершением обучения в школе. В результате обнаруживается разрыв между ориентацией на профессию самим школьником и ориентированием на нее со стороны школы. Столкнувшись с реальностью в освоении профессии, обучающиеся с ОВЗ меньше надеются на успешное профессиональное будущее.

Результаты проведенного исследования показали у педагогических работников дефицит компетенций, связанных с необходимостью формирования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осознанности выбора и построения профессиональной траектории. Родители этой категории школьников оказывают крайне мало содействия педагогическим работникам или вообще отказываются от него. Одни родители растеряны и тревожны относительно профессионального будущего ребенка, другие безразличны или бессильны, третьи самоустраняются от этой ответственности. В такой ситуации, на наш взгляд, является целесообразным создание специальных условий, способствующих становлению и развитию профессионального самоопределения обучающихся. Среди них, например, разработка целенаправленной психолого-педагогической технологии сопровождения обучающихся с ОВЗ относительно их профессионального будущего с построением долгосрочных индивидуальных маршрутов профессиональной направленности каждому школьнику. Индивидуальный маршрут в профессию, по нашему мнению, должен быть построен с учетом психофизических особенностей, индивидуальных способностей, предпочтений и развивающихся знаний и умений обучающегося. В технологию необходимо включить комплекс мероприятий, направленных на содействие развитию всех структурных компонентов профессионального самоопределения человека. Среди них, например, мероприятия, мотивирующего характера (познать, опробовать и развить/укрепить свои ресурсы), формирование компетентностей коммуникативности (для эффективного получения школьником целевой информации), отработка первичных профессиональных операций (например, профессиональные пробы и взаимодействие со специалистами-производственниками). Реализацию технологии целесообразно начать как можно раньше и обеспечить персональным сопровождением (например, тьютором) на всех этапах становления человека как профессионала. Подобный подход, на наш взгляд, позволит скорректировать абстрактность представлений обучающегося, направит процесс его самоопределения относительно профессионального будущего на выбор «своей» профессии, поможет эффективно к ней подготовиться и освоить.


Библиографическая ссылка

Чебровская С.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НАКАНУНЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 4. – С. 218-223;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39604 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674