Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАСТЕРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Федоров В.А. 1 Чедов К.В. 2
1 ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
2 ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
На современном этапе общественного развития назрела необходимость в реализации потенциальных возможностей различных социальных институтов конкретного региона в создании целостной системы формирования культуры здоровья детей и подростков посредством их кластерного взаимодействия. Целью исследования является выявление и характеристика содержания деятельности субъектов регионального кластера по формированию культуры здоровья обучающихся. Достижение поставленной цели осуществляется посредством анализа научной литературы, а также анализа и обобщения результатов собственной практической деятельности по обеспечению кластерного взаимодействия учреждений образования; здравоохранения; предприятий, ориентированных на финансовую поддержку образования; общественных организаций социокультурной сферы Пермского края. Представленная в статье характеристика содержания деятельности регионального и муниципального органов управления образованием; Регионального института развития образования; региональной и муниципальной ресурсных образовательных организаций; Регионального центра медицинской профилактики и общественного здоровья; общественных организаций и движений; предприятий, ориентированных на финансовую поддержку образования; общеобразовательных организаций дополняет имеющиеся представления о совместной деятельности социальных институтов и создает предпосылки для интеграции организационно-педагогических, оздоровительно-профилактических, административно-управленческих ресурсов учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности в направлении формирования культуры здоровья обучающихся.
содержание деятельности
региональный кластер
культура здоровья
обучающиеся
1. Данилов С.В., Лукьянова М.И. Кластерный подход в региональном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18896 (дата обращения: 01.03.2023).
2. Михайлова М.В., Салаева А.Л. Кластерный подход в управлении образованием и культурой: положительный опыт российских регионов // Кластерный подход к управлению культурно-образовательным пространством города: материалы научно-практические конференции. 2014. 19 дек. Чебоксары, 2014. С. 74–80.
3. Ирхин В.Н., Богачева Е.А. Воспитание культуры здоровья обучающихся в рамках сетевого взаимодействия школ Белгородской области // Вестник БелИРО. 2015. № 2. С. 114–118.
4. Третьякова Н.В. Концепция формирования готовности обучающихся образовательных организаций к здоровьеориентированной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://www.science-education.ru/118-14314 (дата обращения: 15.02.2023).
5. Федоров В.А., Чедов К.В. Кластерное взаимодействие социальных институтов в региональном образовательном пространстве: аспект формирования культуры здоровья обучающихся // Известия Российской академии образования. 2021. № 1–2. С. 84–91.

Формирование в системе общего образования личности, ориентированной на сохранение и укрепление собственного здоровья, определяется современными запросами государства, представленными в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. Однако современные общеобразовательные организации испытывают объективную потребность в привлечении внешних ресурсов для повышения эффективности деятельности в направлении сбережения и укрепления здоровья обучающихся, формирования их культуры здоровья. В этой связи перспективной является кластеризация деятельности социальных институтов региона страны, причастных к работе с детьми и подростками, посредством интеграции их ресурсов [1]. Успешность кластерного взаимодействия социальных институтов региона в интересах формирования культуры здоровья детей и подростков зависит от разработанности содержания их деятельности в данном направлении.

Цель исследования – выявление и характеристика содержания деятельности субъектов регионального кластера по формированию культуры здоровья обучающихся.

Материалы и методы исследования

Достижение поставленной цели осуществлялось посредством анализа научной литературы, а также анализа и обобщения результатов собственной практической деятельности по обеспечению кластерного взаимодействия учреждений образования; здравоохранения; предприятий, ориентированных на финансовую поддержку образования; общественных организаций социокультурной сферы Пермского края.

Взаимодействие субъектов кластера по формированию культуры здоровья обучающихся осуществляется на региональном, муниципальном и местном уровнях в соответствии с их общественным статусом.

Результаты исследования и их обсуждение

Количество учреждений и организаций регионального кластера и содержание их деятельности в направлении формирования культуры здоровья обучающихся может отличаться в зависимости от особенностей конкретного субъекта страны [2, 3]. Представленный ниже материал раскрывает базовое содержание деятельности участников кластерного взаимодействия, составляющих инвариантную часть кластера. Реализация этого содержания возможна, по нашему мнению, во всех регионах Российской Федерации.

Представим характеристику деятельности каждого субъекта кластерного взаимодействия в их движении к запланированной цели.

Региональный и муниципальные органы управления образованием:

1) определяют соответствие нормативных документов и научно-методических материалов, регламентирующих деятельность образовательной организации в направлении формирования культуры здоровья детей и подростков, законам и подзаконным актам федерального, регионального и муниципального уровней. Финансируют общеобразовательные организации для улучшения их материально-технических условий, необходимых при целенаправленной здоровьесберегающей деятельности;

2) осуществляют деятельность по организации различных мероприятий (конференций, фестивалей, конкурсов), направленных на охрану здоровья обучающихся общеобразовательных школ (Региональная научно-практическая конференция обучающихся «Буду здоровым – буду успешным!»; региональный конкурс проектов «Мы выбираем здоровье!» для учащихся и молодежи; диктант по здоровьесбережению для учащихся и молодежи региона «Здоровый диктант»);

3) организуют для педагогов конференции, фестивали, конкурсы по направлению охраны здоровья подрастающего поколения (конкурс «Учитель здоровья России», фестиваль лучших практик здоровьесбережения, научно-практические конференции и др.);

4) обеспечивают функционирование регионального, муниципальных профессиональных сообществ педагогов общеобразовательных организаций для обмена опытом применения на практике эффективных педагогических методик, технологий здоровьесбережения и охраны здоровья подрастающего поколения, непрерывного повышения профессионального мастерства учителей здоровья посредством систематического проведения обучающих семинаров (вебинаров), организации работы ассоциации педагогов и др.

Региональный институт развития образования:

1) оказывает научное консультирование педагогов в ходе подготовки и реализации на практике инновационных программ по здоровьесбережению и формированию культуры здоровья детей и подростков;

2) обеспечивает повышение профессиональной компетентности руководителей, педагогов, узких специалистов общеобразовательных школ посредством реализации программ повышения квалификации и переподготовки по темам охраны здоровья подрастающего поколения в соответствии с особенностями кластеризации совместной деятельности социальных институтов региона;

3) размещает на сайте учреждения и регионального сетевого сообщества педагогов материалы, отражающие передовой опыт по формированию культуры здоровья обучающихся;

4) проводит диагностику здоровьесберегающей компетентности педагогов и на основе полученных результатов оказывает им содействие при разработке индивидуальных траекторий совершенствования профессиональной компетентности;

5) создает условия для диссеминации руководителями, педагогами, узкими специалистами общеобразовательных школ методических наработок по вопросам формирования культуры здоровья обучающихся в виде издания учебно-методических пособий, методических указаний и т.п.

Региональная и муниципальная ресурсные образовательные организации – это общеобразовательные школы, обладающие кадровыми, научно-методическими, материально-техническими, организационными ресурсами по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, которым присвоен соответствующий статус приказом регионального или муниципального органа управления образования. Такие образовательные организации:

1) формируют на региональном или муниципальном уровнях состав субъектов кластерного взаимодействия по формированию культуры здоровья обучающихся и координируют их совместную деятельность;

2) обеспечивают оперативную передачу информационных, методических материалов общеобразовательным школам от различных субъектов регионального кластера;

3) проводят с родителями (законными представителями) детей и подростков региона, муниципалитета обучающие мероприятия в виде личного общения и с применением теле-коммуникационных технологий по вопросам здоровьесбережения и формирования культуры здоровья;

4) выявляют эффективность деятельности общеобразовательных школ по созданию здоровьесберегающей образовательной среды в рамках функционирования регионального кластера по формированию культуры здоровья обучающихся, отслеживают уровень психофизического состояния и сформированности навыков ведения здорового образа жизни у детей и подростков;

5) являются связующим звеном между региональным и муниципальным органами управления образования и другими субъектами кластерного взаимодействия при решении актуальных вопросов их совместной деятельности.

Региональный центр медицинской профилактики и общественного здоровья:

1) активно участвует в мероприятиях по непрерывному повышению профессионального мастерства педагогов и других субъектов кластера, организуемых Региональным институтом развития образования;

2) совместно с классным руководителем, учителем физической культуры, родителем, медицинским работником школы, обучающимся принимает участие в создании индивидуальных программ здорового образа жизни школьника в части определения оптимальных вариантов здоровьеориентированной деятельности в зависимости от результатов оценки психофизического состояния ребенка, подростка;

3) проводит анализ содержания образовательной среды школы с целью определения наличия факторов, оказывающих негативное воздействие на психофизическое состояние обучающихся. В случае их выявления предлагает варианты решения проблемы, в том числе с привлечением ресурсов тех или иных субъектов регионального кластера;

4) по запросу общеобразовательных школ изготавливает презентации, плакаты, буклеты и другие наглядные материалы, необходимые для совершенствования содержания учебно-воспитательного процесса в направлении формирования культуры здоровья школьников;

5) привлекается общеобразовательными школами в соответствии с утвержденным в начале учебного года графиком при проведении тематических классных часов и различных мероприятий, проводимых не только с обучающимися, но их родителями.

Общественные организации и движения, причастные к работе со школьниками в направлении сохранения и укрепления их здоровья (например, волонтеры-медики), инициируют создание в общеобразовательных школах групп добровольцев (волонтеров) из числа старшеклассников, с которыми в дальнейшем проводят обучающие мероприятия. В результате такой деятельности в каждой школе формируются Комитеты здорового образа жизни (Комитеты ЗОЖ), оказывающих активное содействие классным руководителям и педагогам физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности в проведении систематической работы с обучающимися начальных классов и среднего звена по здоровьесбережению и формированию культуры здоровья детей и подростков. Координатором работы Комитета ЗОЖ в конкретной школе является представитель общественной организации.

Важным аспектом волонтерской деятельности старшеклассников является выполнение ими исследовательских работ в соответствии с направлениями работы Комитета ЗОЖ: организация двигательной активности обучающихся в речение учебного дня, рациональное обращение с гаджетами, правильное питание, закаливание, соблюдение режима труда и отдыха, профилактика употребления психоактивных веществ. Защита таких работ юными исследователями на школьном, муниципальном, региональном уровнях является еще одной формой распространения ценностей здорового образа жизни среди подрастающего поколения.

Предприятия, ориентированные на финансовую поддержку образования, благодаря своей спонсорской помощи общеобразовательным школам решают важнейшие задачи в повышении эффективности их здоровьеориентированной деятельности: улучшение материально-технического обеспечения; совершенствование здоровьесберегающей компетентности учителей; участие обучающихся и педагогов в выездных мероприятиях, проводимых в различных регионах страны, и др.

Общеобразовательные организации являются тем субъектом регионального кластера, который концентрирует ресурсы, появляющиеся в ходе совместной деятельности социальных институтов, и благодаря этому совершенствует свою деятельность по здоровьесбережению и формированию культуры здоровья подрастающего поколения. Содержание здоровьеориентированной работы такой общеобразовательной школы включает:

1) проведение мониторинговых исследований психофизического состояния обучающихся, выявление уровня сформированности их культуры здоровья, самообследование здоровьесберегающей образовательной среды;

2) составление индивидуальных программ здорового образа жизни обучающихся, которые содержат цель и задачи, характеристику опыта ведения здорового образа жизни, данные о текущем психофизическом состоянии ребенка, подростка; составляющие здоровьеориентированного поведения в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями на предстоящий период (как правило, учебный год). Реализация этих программ осуществляется при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся), в течение которой акцентируется внимание на развитие личностных качеств обучающихся, связанных с формированием их здоровьесберегающего потенциала и готовности к здоровьеориентированной деятельности [4];

3) применение всеми педагогами образовательных технологий и методик, ориентированных на сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование навыков здоровьеориентированного поведения;

4) повышение компетентности родителей в области формирования у детей здорового образа жизни, том числе с участием специалистов – представителей учреждений и организаций, входящих в состав регионального кластера;

5) работу школьного спортивного клуба, которая может обеспечиваться посредством интеграции кадровых и материально-технических ресурсов общеобразовательной организации и спортивных школ;

6) формирование у обучающихся навыков здоровьеориентированного поведения на занятиях физической культуры, имеющих образовательно-познавательную направленность, т.е. включающие в свое содержание кроме двигательной активности, теоретический аспект;

7) проведение старшеклассниками – представителями школьного Комитета ЗОЖ утренней гимнастики и подвижных перемен с обучающимися младших классов и среднего звена;

8) привлечение родителей в качестве помощников при проведении в школе различных видов деятельности здоровьесберегающей направленности: диагностики психофизического состояния и уровня сформированности навыков здорового образа жизни, классных и общешкольных мероприятий. В работе с родителями важное значение имеют просветительские мероприятия, ориентированные на то, чтобы их образ жизни, который дети наблюдают в домашних условиях, являлся положительным примером для подражания. В проведении такой просветительской работы активное участие принимают представители Регионального центра медицинской профилактики и общественного здоровья, учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности;

9) создание группы педагогов, каждый представитель которой имеет определенные обязанности в рамках координации работы школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, формированию их культуры здоровья в условиях функционирования регионального кластера;

10) проведение мероприятий (открытых уроков, мастер-классов и семинаров) по диссеминации положительного опыта применения здоровьесберегающих образовательных технологий и методик в учебной и внеучебной деятельности.

Опытно-поисковая работа, реализованная в Пермском крае в соответствии с вышеописанным содержанием деятельности субъектов регионального кластера, позволила выявить эффективность взаимодействия социальных институтов, конечным результатом которого явился статистически достоверный прирост уровня сформированности культуры здоровья обучающихся [5].

Заключение

Выявление и характеристика содержания деятельности субъектов регионального кластера по формированию культуры здоровья детей и подростков создает предпосылки для слаженной и упорядоченной их совместной работы. Региональная система взаимодействия социальных институтов, благодаря целенаправленной и в то же время взаимодополняющей деятельности каждого ее компонента, обеспечивает, как подтверждают результаты опытно-поисковой работы, успешную интеграцию ресурсов организаций, имеющих различную ведомственную принадлежность в интересах формирования культуры здоровья подрастающего поколения.


Библиографическая ссылка

Федоров В.А., Чедов К.В. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАСТЕРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 4. – С. 206-210;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39602 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674