Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ «ФАНТАЗИИ» КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Микерова Г.Ж. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
В статье рассматривается проблема профессионального саморазвития будущего педагога начального образования как «непрерывного процесса качественного, самостоятельного, целенаправленного раскрытия собственных потенциальных возможностей и способностей, позволяющего осуществлять различные виды профессиональной деятельности». Основной вид деятельности педагога в практике начального общего образования – подготовка к проведению уроков по различным учебным предметам. В этой деятельности от него требуется проявление высокого уровня компетентности, творчества. По мнению автора статьи, средством для этого может служить подготовка к проведению авторских уроков «Фантазии». По технологии укрупненных дидактических единиц основоположника П.М. Эрдниева, эти уроки проводятся в процессе развития речи младших школьников благодаря экономии учебного времени в 3–4 классах. Формы, методы и приемы, применяемые на них, заимствованы из книги Дж. Родари «Грамматика фантазии, или искусство придумывания историй». Студенты самостоятельно изучают их, пишут эссе, пробуют составлять свои рассказы, сказки, сочинять стихотворения и т.п. Благодаря этому запускаются механизмы и позитивно изменяются все компоненты их профессионального саморазвития. В статье приводятся примеры творчества студентов – будущих педагогов начального образования, которые являются результатами их самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования и творческой самореализации по приобретению требуемых компетенций.
профессиональное саморазвитие
будущий педагог начального образования
уроки «Фантазии»
технология укрупненных дидактических единиц
1. Неволина В.В., Белоновская И.Д. Методологические основы педагогического сопровождения профессионального саморазвития студента: монография. М.: Перо, 2019. 124 с.
2. Боброва И.А., Чурсинова О.В. Профессиональное саморазвитие педагога как условие его постоянного образования // Международный журнал гуманитарных и особых наук. 2018. № 10–1. С. 41–44.
3. Сергеева Б.В. Развитие профессионально-познавательной активности будущего педагога начального образования в аспекте профессионального самосовершенствования: монография. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2021. 242 с.
4. Захарова М.А., Мезинов В.Н., Нехороших Н.А. Актуализация проблемы профессионально-личностного развития педагога // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 6–1. С. 127–131.
5. Микерова Г.Г. Реализация принципов технологии укрупненных дидактических единиц в начальной школе: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Э.Г. Малиночки. Краснодар: Кубанское полиграфическое объединение, 2015. 146 с.
6. Родари Джанни. Грамматика фантазии. [Электронный ресурс]. URL: https://avidreaders.ru/book/grammatika-fantazii.html (дата обращения: 17.02.2023).
7. Воскобоева Е.В. Грамматика урока: методические рекомендации на основе книги Д. Родари «Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй». [Электронный ресурс]. URL: https://www.eduneo.ru/grammatika-uroka-metodicheskie-rekomendacii-na-osnove-knigi-d-rodari-grammatika-fantazii-vvedenie-v-iskusstvo-pridumyvaniya-istorij/ (дата обращения: 17.02.2023).

Научные поиски многих современных педагогов и психологов определяют актуальность профессионального саморазвития студентов. В своих исследованиях они по- разному выявляют его сущность, условия, методы, средства и понимают его как: «прогрессивное самоизменение, формирование качеств, необходимых для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности (Р.С. Немов); процесс, определяющий формирование эффективного стиля профессиональной деятельности, выбор стратегий ее освоения (М.Р. Битянова, М.М. Дудина); сознательную деятельность, направленную на самосовершенствование в соответствии с профессиональными требованиями (В.А. Сластенин); процесс интеграции профессиональной подготовки, определяющий содержание и личностный смыл саморазвития (Э.Ф. Зеер); ориентиры на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений в процессе профессиональной деятельности и взаимодействий (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин); личностные, социальные и профессиональные компетенции, определяющие способность будущего специалиста реализовывать на практике свой субъектный опыт в профессиональной деятельности (Ю.В. Андреева); ориентиры, определяющие интенсивность профессионального развития в продуктивной профессиональной социализации (А.Ф. Амиров)» [1].

В исследовании будем придерживаться такого определения, данного И.А. Бобровой и О.В Чурсиновой: профессиональное саморазвитие педагога – это «непрерывный процесс качественного, самостоятельного, целенаправленного раскрытия собственных потенциальных возможностей и способностей, позволяющий осуществлять различные виды профессиональной деятельности» [2, с. 41].

Основной вид деятельности педагога в практике начального общего образования – подготовка к проведению уроков по различным учебным предметам. В этой деятельности от него требуется проявление высокого уровня компетентности, творчества. Несомненно, каждый учебный предмет по-своему специфичен, поэтому знания, умения и навыки, которые формируются у него в процессе профессиональной подготовки, должны быть высокопрофессиональными. На наш взгляд, подготовка к проведению авторских уроков «Фантазии», которые проводятся в рамках изучения технологии укрупненных дидактических единиц, способствуют росту их профессионализма и являются средством его саморазвития.

Цель исследования – определить проблему профессионального саморазвития будущего педагога начального образования и описать одно из средств – подготовку к проведению авторских уроков «Фантазии».

Профессиональное саморазвитие учителя ученые характеризуют через процессы самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования и творческой самореализации [2, с. 41]. Самопознание является важным исходным структурным компонентом профессионального саморазвития будущего педагога начального образования, которое благодаря осуществлению самоанализа и самооценивания переходит в процесс самоопределения. Далее самоуправление и самосовершенствование позволяет ему построить управленческий цикл своей деятельности и совершенствовать его. Процесс творческой самореализации – итог целенаправленной, непрерывной, профессионально-познавательной активности будущего педагога начального образования [3], который позволяет, по мнению ученых, практически проявить свои возможности и способности [4].

Сейчас у детей есть разнообразный выбор мультфильмов и сказок, что постепенно нивелирует их фантазию, так как их можно посмотреть, а не придумать. Раньше игры на свежем воздухе и в квартире помогали детям фантазировать, придумывать новых героев и интересные истории. Многие ребята рассказывали свои произведения родителям или сверстникам, которые задавали вопросы, интересовались смыслом действий героев. На уроках в начальной школе учитель должен помогать развиваться младшим школьникам, поощрять их любопытство, давать возможность мечтать и воображать. Для этого он должен знать и изучать труды известных педагогов, психологов и даже художественную литературу, в частности книгу Дж. Родари «Грамматика фантазии, или искусство придумывания историй».

Материалы и методы исследования

На основании методов исследования: анализа, систематизации данных научных исследований и художественной литературы, изучения продуктов деятельности студентов – проведен естественный педагогический эксперимент, который позволил прийти к определенным выводам.

В процессе работы по авторской учебной дисциплине «Технология укрупненных дидактических единиц (УДЕ) в начальной школе» будущие педагоги начального образования знакомятся с уроками «Фантазии» и готовятся к их проведению. Их организация, структура [5, с. 127–131], методы, приемы сложились в авторской практической деятельности и заимствованы из книги Дж. Родари «Грамматика фантазии» [6]. Для описания своих приемов и заданий «стимулирования воображения ребенка» писатель взял труды многих зарубежных и советских ученых – психологов, педагогов, лингвистов. Интересные истории, которые описывает автор, в его труде сочетаются с научными литературными, лингвистическими и психолого-педагогическими исследованиями.

В «Грамматике фантазии» писатель рассказывает об устройстве детского воображения. Каждый студент может сам прочитать эту книгу, изучить, как сочиняются истории, и даже попробовать фантазировать сам вместе со сокурсниками и членами своей семьи. Книга поможет им углубить свой педагогический опыт, а учащимся – найти свой собственный, неповторимый творческий путь развития личности.

Побудить человека фантазировать может совершенно любая вещь или явление. При подготовке к проведению уроков «Фантазии» будущие педагоги начального образования выполняют задания, описанные в книге писателя. Приведем примеры приемов, заданий и творческие работы студентов, которые являются наглядным примером их профессионального саморазвития.

Первый урок «Фантазии» по теме «Составление рассказов по буквам одного слова» студенты готовят на основе приема, который начинается с одного слова. Для этого они берут любое слово, записывают его по буквам вертикально, а затем к каждой букве этого слова подставляют другие слова или словосочетания, которые начинаются с определенной буквы. Тем самым они строят ассоциативный ряд, ведь, по словам писателя, создатель рассказа (ученик или педагог) работает с одним словом: «Одно слово… оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности» [6].

Одна студентка написала такую историю. Она взяла слово «камень», придумала слова, которые начинаются с каждой буквы этого слова, и составила такое стихотворение:

К – колючая

А – акация

М – мне

И – интерес

Н – навевала

Ь –

Колючая акация

мне интерес навевала,

Когда в огороде

я деревья сажала.

Она наклоняла

ветви колючие

И закрывала лучи

солнца пекучего.

Один из уроков будущие педагоги начального образования подготавливают на основе применения приема «Бином фантазии». Бином – это математический термин, обозначающий противопоставление [7]. Его также использует в своих работах автор технологии УДЕ П.М. Эрдниев, так как его научная идея обучения математике основывается на противопоставлении [5]. Для этого к случайному выбранному слову добавляется любое другое, которое не сочетается с ним по смыслу. При их противопоставлении образуется бином. Например, «стол – стул» – очевидный бином, а «стол – зима» – неочевидный. Он может стать сказочным образом, основой для сюжета будущей истории, выражения итога саморазвития студента.

Например, студентка взяла два слова: «цветок» и «бык» и составила такой рассказ: «Жил да был бык по кличке Боня. Каждый день, когда фермеры выпускали его прогулку, он ходил на большую полянку, чтобы покушать свежей травки.

В один прекрасный день он нашел красивый белый цветочек. Бычку настолько понравился этот цветок, что он стал каждый день приходить к нему, нюхать его и охранять его. Боня никого не подпускал к своему любимому цветочку.

Фермеры заметили это и решили помочь бедному бычку защитить цветок. Они огородили беленький цветочек и поставили рядом с ним табличку с надписью “Цветок быка Бони”».

Основательность технологии УДЕ достигается использованием парных категорий материалистической диалектики [5, с. 11], отсюда тема следующего урока, к которому готовятся студенты, «Составление рассказа из двух слов». В основе рассказа – сочетание слов, но слова в нем не в их обычном значении. Самый простой способ сочленить два слова – прибегнуть к помощи предлога. К примеру: пес со шкафом, шкаф пса, пес в шкафу, пес на шкафу. Эти сочетания дают возможность для составления интересного рассказа.

Для выполнения задания к уроку по теме «Перевирание сказки» надо взять несколько слов, характерных для знакомой сказки, и добавить к ним случайное слово, которое может превратить ее в новый сюжет. Как варианты, можно придумать сказку «наизнанку» (заяц злой), а волк добрый или «сказку-кальку», в которой сюжет какой-то сказки перенесен с будущее.

По теме «Салат из сказок» следует придумать новую сказку на основе приема «фантастического бинома», который в этот раз состоит из сказочных персонажей. К примеру, Дюймовочка может оказаться в домике трех Медведей или в замке Чудовища. Это необычная интеграция различных сказок может дать основу для новой увлекательной истории с традиционным героем известной сказки.

Прием «фантастических гипотез» [7], который состоит в ответе на вопрос: «Что было бы, если…?», студенты также используют, готовясь к уроку «Фантазии». Для продолжения этой фразы следует взять случайно выбранные существительное и глагол. На этой основе возникает новый рассказ: «последующая работа, то есть развитие темы, есть не более как освоение и продолжение уже сделанного открытия» [6]. Например: «Что было бы, если крокодил попал в Луну?» или «Что было бы, если дом смог бегать?». Вот как представила свою работу одна из студенток: «Что было бы, если животные управляли людьми?»: «Первое, что хотелось бы отметить, что у животных был бы неограниченный запас корма, причем самого вкусного и дорогого. Они бы имели огромное количество игрушек: от самых маленьких до самых больших. Животные бы совсем не носили поводка и гуляли на улице самостоятельно, без присмотра людей. Хозяева животного оставались дома взаперти и ждали разрешения выйти на прогулку. Животные совсем бы не принимали бы ванну, не ездили к ветеринару и делали все те вещи, которые им запрещались людьми».

Задание по теме урока: «Словотворчество» позволяет придумать интересные истории. Один из способов словотворчества – деформирование слова за счет ввода в действие фантазии. Разновидность игры – произвольное добавление префикса. Например: микродеревья, неручка, тринокль. Для деформации слов можно выписать в один столбик существительные, во второй префиксы и комбинировать их. Писатель отметил, что «дети любят играть в эту игру, она веселая и в то же время очень серьезная: учит исследовать возможности слов, овладевать ими, принуждая их к неизвестным раньше склонениям, стимулирует речевую свободу, поощряет антиконформизм» [6].

Прием по теме урока «Игра с ошибками» [7] позволяет придумать рассказ на основе орфографической или логической ошибки. Ошибка может стать поводом для множества интересных и забавных историй. Например, в результате неверного перевода туфелька Золушки из меха превратилась в хрустальную, а человечек стал стеклянным.

Задание для игры с перемешанными и случайно скомбинированными заголовками статей является основой историй «о нелепейших, сенсационных или просто забавных событиях» [6]. Эта игра становится одной из тем урока «Фантазии». Для этого на практическое занятие студенты приносят разнообразные вырезки из заголовков газет, журналов, книг и т.п. Работая в паре, они на лист бумаги наклеивают их так, чтобы получился небольшой рассказ. На рисунке показан пример этого задания, выполненного студентами.

На одном из уроков «Фантазии», к которому готовятся будущие педагоги начального образования, применяются карты Проппа – работа русского филолога В.Я. Проппа [6]. Их всего 31, но Родари сократил до 20. Элементы сказок – это основные функции действующих лиц. Приведем некоторые из них: предписание или запрет; нарушение; отъезд героя; волшебные дары; победа; трудные испытания; наказание антагониста; свадьба. Эти карты стали для Дж. Родари источником идей, так как из случайного набора этих карт можно придумать новые интересные сказки. На практических занятиях каждый студент выбирал несколько карт и по ним составлял сюжет новой сказки.

Для выполнения задания по теме урока «Путешествие по собственному дому» применяется прием «витализации» – оживления предметов. [5, с. 127–131]. Предметы, окружающие детей в их доме и игры с ними становятся началом формирования мировоззрения ребенка: «играть с вещами значит лучше их узнавать. И я не вижу смысла ограничивать свободу игры – это было бы равносильно отрицанию ее воспитательной роли, ее познавательного значения» [6]. Любая оживленная вещь может быть источником сказочного образа. Ей придумывается имя, она наделяется определенными качествами, составляется сюжет истории.

На одном из уроков студенты учат младших школьников создавать лимерик. Для выполнения задания используется следующий алгоритм действий: сначала дается строка, которая описывает какого-то героя, затем во второй строке приводится его характеристика, выраженная действием, третья и четвертая строки указывают на реализацию действия героя и реакцию присутствующих, а пятая отображает конечный эпитет. Приведем примеры работ студенток в таблице.

missing image file

Выполненный студентами пример задания из заголовков статей, журналов

Лимерик

Жил-был маленький

зеленый огуречик,

Прям как добрый

и веселый человечек,

На полянке он любил сидеть

И на яркие цветы глядеть,

Такой крохотный

соленый огуречик!

Большие часы Биг Бен

Стоят на площади изо дня в день.

Глазеют люди на великана,

Смотрят на него с телеэкрана,

Вот такая для Англии реклама!

Жил на свете крокодил,

Утром за водой ходил,

Вечером играл в оркестре,

Пел сонаты, играл в пьесе,

Крокодил активный был!

Результаты исследования и их обсуждение

Посмотрев только на некоторые приемы, задания, можно отметить, что главным для Дж. Родари становится идея о том, что воображение и творчество «не есть привилегия немногих выдающихся индивидов», «им наделены все» [6]. Используя уроки «Фантазии», можно развить у учащихся творческие способности, а в процессе подготовки к этим урокам на практических занятиях – профессиональное саморазвитие студентов.

Заключение

Итак, представленный в статье материал показывает возможность и необходимость профессионального саморазвития будущих педагогов начального образования, средством которого является подготовка к проведению этих уроков. Примеры их работ доказывают позитивное изменение их как творческих, компетентностных профессионалов. Вот как пишет студентка в своем эссе: «Я считаю, что эта книга Дж. Родари – своеобразное пособие для учителей, даже назвала бы их “копилкой”. Все методы и приемы фантазирования освещены настолько понятно и интересно, что каждый из них хочется опробовать сразу же. Один из множества плюсов этого произведения – все методы могут применить родители даже без педагогического образования и специальных знаний. Главное, чтобы у них было желание заниматься со своими детьми и развивать в них такое важное умение – умение фантазировать!».


Библиографическая ссылка

Микерова Г.Ж. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ «ФАНТАЗИИ» КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 4. – С. 184-188;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39598 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674