В настоящее время в российском обществе происходят кардинальные перемены: бурное развитие техники, информатизация, цифровая трансформация общества ведут к изменениям привычного уклада жизни. Естественно, это не могло не отразиться и на современном образовании. Как отмечает в диссертационном исследовании И.И. Яковлева, «современное отечественное образование, тесно связанное с условиями постиндустриального развития, находится в поиске взаимодействия с аксиологической реальностью» [1, с. 3].
Происходит переоценка ценностей, но при этом меняются не только аксиологические ориентиры, но и все социокультурное пространство. В связи с этим на образование ложится особая миссия: претерпевая изменения на фоне изменяющейся реальности, оно должно сохранить все положительное, накопленное веками, и в то же время сформировать личность, способную адаптироваться и найти свое место в современной реальности.
Важно осознавать, что происходит трансформация самой системы образования. «Последние нововведения касаются отмены традиционной системы школьного преподавания, внедрения новых образовательных стандартов» [2, с. 69]. В связи с этим возникает необходимость формирования инновационных компетенций у педагогов, и при этом трансформируются функции современной образовательной системы.
Целью данной работы является выявление социокультурных функций современного образования.
Материалы и методы исследования
Для решения поставленной цели использовались общенаучные методы, в первую очередь анализ и синтез, также принципы историзма и системного подхода, которые позволили рассмотреть становление системы образования в ретроспективе, начиная с первобытного общества и до наших дней. Методология научно-исследовательских программ, разработанная И. Лакатосом в середине прошлого века [3] и модернизированная для современных реалий В.Е. Пеньковым [4], позволила рассмотреть эволюцию образовательной системы в процессе развития земной цивилизации. Функциональный подход дал возможность выявить социокультурные функции современного образовательного процесса.
Результаты исследования и их обсуждение
Если рассмотреть становление образовательной системы начиная с древнейших времен, то можно заметить, что обучение и воспитание человека всегда соотносились с развитием и требованиями социума.
В первобытном обществе появился так называемый «институт учительства», направленный на поддержку пожилых людей, способных нести знания молодому поколению. Именно это стало главным отличием человека от животных и дало возможность Нomo sapiens стать доминирующим разумным видом на планете.
В эпоху Античности образование становится на уровень государственной политики. Так, Платон утверждал, что воспитание молодого поколения должно быть поставлено на государственный уровень. Причем он утверждал, что на первое место необходимо ставить воспитание воина, что было необходимостью для сохранения самого государства [5].
В Древней Греции существовали две системы воспитания воинов: спартанская и афинская. Спартанская система во главу угла ставила физическое воспитание, все остальное изучалось только для того, чтобы иметь самые простые навыки жизнедеятельности, по словам Плутарха, «то, без чего нельзя обойтись». Афинская система также была направлена на формирование воинов, но дополнительно ставилась цель обеспечить гармоничное физическое развитие. Особое место в этой системе занимала идея соревнования, при котором в спаррингах отрабатывались различные умения и навыки, необходимые воинам для сохранения жизни в случае защиты от врагов.
Подобная тенденция наблюдалась и в восточных странах, в частности в Индии и в Китае. На первое место ставилось физическое развитие человека, что было необходимостью для существования древних цивилизаций.
В Средневековье основная задача сводилась к воспитанию рыцарей, и только в эпоху Возрождения и в Новое время появилась методология в современном понимании этого слова, на основе чего были разработаны методы научных исследований, что отразилось и на образовании того времени.
Один из представителей эпохи Возрождения Эразм Роттердамский впервые назвал педагогику самостоятельной наукой и верил, что гармоничное развитие человеческой личности должно состоять из интеллектуального уровня, нравственности и сформированных религиозных взглядов. Выдающиеся педагоги того времени Я.А. Коменский и Ж.Ж. Руссо в образовании придерживались принципа природосообразности, согласно которому развитие человека должно идти «благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей» [6]. Человек должен развиваться в гармонии с природой, на основе своих жизненных потребностей, а не под внешним воздействием. Именно в ту эпоху зародилась классическая образовательная система, которая и по сей день не потеряла своей актуальности. Важнейшую роль при этом сыграло становление университетов, что позволило поднять российское образование на более высокий уровень.
В Советском Союзе образовательная система была слишком идеологизирована, а «железный занавес» не позволял пользоваться научными идеями капиталистических стран. Более того, бывали случаи, когда прогрессивные научные идеи преследовались как буржуазные и не имеющие отношения к реальной действительности. Достаточно вспомнить генетику и кибернетику. Ученых преследовали за их научные идеи, которые расходились с идеалами коммунистической партии. Дело доходило до абсурда, когда на пленумах ЦК КПСС принималось решение о перспективах развития научного знания и о том, какие науки считать правильными, а какие нет. Тем не менее установка образования на формирование «всесторонне развитой личности» давала положительные результаты.
В постсоветском пространстве стала складываться новая система образования, обусловленная сразу несколькими причинами: изменение социально-политической системы российского общества, вхождение в мировую образовательную систему через Болонский процесс, появление бакалавриата и магистратуры, необходимость перехода на дистанционное обучение, становление компетентностного подхода в образовании. Новые федеральные образовательные стандарты требуют увеличения часов на самостоятельную работу учащихся, на осуществление проектной деятельности. Кроме того, кардинально изменилась техника, вхождение в повседневную жизнь компьютеров, информатизация и цифровая трансформация общества требуют от людей принципиально новых компетенций.
Для ответа на вопрос, в чем же состоят социокультурные функции современного образования в свете вышесказанного, необходимо определить, что же современное общество требует от людей, какие они должны освоить компетенции, чтобы максимально эффективно вписаться в современную социокультурную реальность.
1. Несмотря на то, что в современном образовательном пространстве воспитание в некоторой степени ушло на второй план, необходимо признать, что этот вопрос остается актуальным и востребованным. В современном обществе воспитательную функцию частично взяло на себя православие, но далеко не все являются верующими. Поэтому необходимо возродить, естественно с учетом современных реалий, воспитательную работу в школах и вузах по аналогии с пионерской и комсомольской организациями, которые формировались в первые годы Советской власти и ставили своей целью идеологическое воспитание молодого поколения в свете идей коммунизма. Как отмечает Н.Л. Иванова, «в СССР была создана уникальная юношеская организация, аналогов которой в современной России не было найдено… в наши дни такая организация необходима, но без политики» [7, с. 69]. В настоящее время фундаментом воспитательной функции образования должно стать возрождение традиционных ценностей, основанных на патриотизме, чувстве гордости за Россию и моральных принципах, что вышло на уровень государственной политики.
Так, в ноябре 2022 г. В.В. Путин утвердил документ «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». «Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала», – указано в документе [8]. Естественно, в образовательной среде это должно найти отражение. В Послании Федеральному собранию 21 февраля 2023 г. президент РФ В.В. Путин особо подчеркнул: «С участием педагогов, ученых, специалистов мы должны серьезно повысить качество школьных, вузовских учебных курсов, по гуманитарным наукам прежде всего, – истории, обществознанию, литературе, географии, – чтобы молодежь могла как можно больше узнать о России, ее великом прошлом, о нашей культуре и традициях. …Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий… вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием…» [9].
2. Особенностью современного общества является то, что наряду со строго научными теориями в социокультурной реальности происходит «появление альтернативных квазинаучных подходов» [10, с. 25]. В связи с этим в настоящее время в средствах массовой информации появилось огромное количество квазинаучных, оккультных и мистических теорий. Например, если в обычном поисковике в интернете набрать «солнечные затмения», высветится больше половины астрологических, а не научных сайтов. Поэтому одной из функций современного образования должно стать формирование научного мировоззрения учащихся. Наиболее сложными в этом отношении являются вопросы, на которые наука не может дать однозначного ответа. К таковым относятся: проблема происхождения Вселенной, которая рассматривается современной космологией; проблема происхождения жизни и появления сознания. Отсутствие единого и общепризнанного объяснения этих процессов является камнем преткновения для понимания обучающимися. Как правило, у школьников и студентов складывается установка на то, что настоящая наука должна объяснять все однозначно и достоверно. Это обусловлено тем, что процесс обучения естественным дисциплинам начинается с изучения наиболее простых моделей, которые строго детерминированы. А об изучении сложных нелинейных систем и нелинейной методологии, которые не могут дать однозначного решения проблемы, школьники вообще не знают. Поэтому неслучайно в соавторской работе В.Н. Князева и В.Е. Пенькова подчеркивается: «Философское осмысление мировоззренчески значимых вопросов… является важным не только для самого научного знания, но и для преподавания базовых знаний как студентам вузов, так и учащимся старших классов» [11, с. 209].
Еще одним недостатком системы образования является то, что современные научные знания попадают в школьные и вузовские учебники примерно через 10–15 лет после их открытия. При этом надо понимать, что новые открытия могут изменить представления об изучаемых феноменах, кроме того, в процессе развития науки нововведения могут трансформироваться и даже отвергаться. В качестве примера можно привести информацию из истории науки, что даст возможность учащимся понять, что и в настоящее время подобные ситуации случаются. Так, например, в XIX в. для объяснения тепловых явлений в науку было введено понятие «теплород», которое в дальнейшем не получило объективных обоснований и «ушло в историю». Сейчас к подобным терминам можно отнести такие понятия, как «темная материя», «темная энергия» и т.п. Возможно, что в дальнейшем они найдут свое объективное обоснование или же будут переосмыслены будущей наукой. Для понимания этого педагоги должны владеть современной информацией и доносить ее до учеников, что позволит выполнить мировоззренческую функцию образования.
3. Можно выделить еще и развивающую функцию, которая должна через индивидуально-личностный подход обеспечить раскрытие творческих способностей ребенка. Эта функция образования была актуальной всегда, но сейчас приобретает особую остроту. Это нашло отражение в работе С.В. Пенькова [12], который подчеркивает, что в настоящее время у школьников преобладает стереотипное мышление, которое формируется в результате подготовки к тестированию на ЕГЭ, выработке алгоритмов решать определенные прототипы заданий, а не развивать креативные способности ребенка.
В развивающую функцию особую специфику внесло дистанционное обучение, когда личный контакт с педагогом и воспитателем сведен к минимуму. С одной стороны, это снижает возможности адекватно оценивать знания учащихся, контрольные работы превращаются в домашние задания, и слабые ученики осваивают новый материал не настолько эффективно, как это было без дистанционного обучения. А наличие в сети готовых домашних заданий позволяет таким ученикам просто вывешивать ответы на образовательную платформу, не всегда вникая в суть дела. Таким образом, они просто не учатся решать задачи. С другой стороны, это дает возможность сильным ученикам проявлять инициативу, в большей степени заниматься самовоспитанием и самообразованием. Но это возможно только при достаточно высоком уровне развития самой личности ученика, что может обеспечить развивающая функция образования.
4. С этим напрямую связана просветительская функция образования, которая позволит молодому поколению знакомиться с современными техническими разработками и максимально использовать возможности, предоставляемые современной техникой и различными образовательными платформами, что, в свою очередь, повысит эффективность обучения и общения в сетевой реальности.
С 2022 г. в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» началась реализация проекта «Цифровые кафедры», целью которой является обеспечение приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными кадрами, путем получения студентами дополнительной ИТ-квалификации параллельно с основной образовательной программой высшего образования. Несомненно, что владение приемами работы с современными цифровыми устройствами позволит молодому поколению более эффективно адаптироваться к цифровой трансформации и индустриализации общества.
5. Важной тенденцией современного общества является направленность на освоение финансовой грамотности, под которой понимают «способность человека принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими деньгами» [13, с. 30]. Это связано с тем, что в постсоветском пространстве кардинально изменилась экономическая политика государства, появилась необходимость управлять своими финансами, правильно ими распоряжаться. В соавторской работе Р.С.-Э. Юшаевой и А.Р. Гайтукаевой отмечается: «В 2017 г. было принято внедрить уроки по финансовой грамотности в школы. Данная инициатива вызвала бурление в обществе. Далеко не все родители и учителя пришли в восторг от нового предмета» [14, с. 464]. По сей день идут споры, нужны ли уроки финансовой грамотности в школе. Тем не менее это объективные реалии, с которыми необходимо соглашаться.
Для системы образования это дополнительная нагрузка. Возникает вопрос, кто и на каком уровне должен преподавать этот предмет. Но в любом случае формирование финансовой грамотности должно стать одной из функций в школьном и вузовском образовании.
6. В заключение отметим еще одну функцию образования, которую можно назвать правовой и которую необходимо обеспечить в связи с современными социокультурными реалиями. Недавно появился новый вид мошенничества посредством информационных технологий. Развитие техники, с одной стороны, помогает людям облегчить жизнь, не стоять в очередях в банке, использовать электронные кошельки, однако это дает возможности мошенникам более изощренно совершать неправомерные действия, а правоохранительные органы не всегда успевают противодействовать киберпреступлениям.
Как правило, жертвами подобных преступлений становятся неопытные пользователи сети Интернет. Поэтому уже со школьной скамьи необходимо объяснять школьникам, как правильно вести себя в сетевом пространстве и какие действия необходимо предпринимать, чтобы не попасться на провокации мошенников. Эта функция должна обеспечить правильное сетевое поведение каждого индивида. Сетевые компетенции имеют свою специфику, этику и правила поведения, которым также надо учить молодое поколение.
Заключение
Обобщая все вышесказанное, подведем итоги. К социокультурным функциям современного образования можно отнести:
− воспитательную, направленную на формирование нравственного облика современного гражданина;
− мировоззренческую, направленную на формирование научного мировоззрения и на выработку критического мышления против квазинаучных тенденций современной культуры;
− развивающую, направленную на формирование всесторонне развитой личности, выработку умения мыслить нешаблонно;
− просветительскую, направленную на знакомство с современной техникой, которая используется в повседневной жизни и в дистанционном обучении, с целью наиболее полной адаптации к современной цифровой и информационной среде;
− функцию формирования финансовой грамотности, направленную на обеспечение умения правильно распоряжаться своими деньгами;
− правовую, которая должна сформировать правила поведения в сетевом общении как с точки зрения коммуникации с друзьями, так и с точки зрения безопасности.
Библиографическая ссылка
Мальцева Н.Н. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 3. – С. 86-90;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39562 (дата обращения: 06.11.2024).