Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗРАБОТКА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Чернобровкин В.А. 1 Карлова Ю.В. 1 Мужилевская Д.В. 1 Барбина В.Д. 1 Чернобровкина М.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова»
2 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»
Настоящая статья посвящена исследованию научно-методических подходов коррекционно-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Поиск новых технологий, соответствующих современному технологическому прогрессу, выступает приоритетным направлением в образовательном пространстве Челябинской области. В условиях модернизации системы образования РФ одной из актуальных является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В январе 2022 г. на базе МОУ СОШ № 20 г. Магнитогорска был открыт второй в Челябинской области и единственный в Магнитогорске Ресурсный класс для особо нуждающихся детей с расстройством аутистического спектра. Недостаточная разработанность концептуально-методологических основ коррекционно-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и РАС требует безотлагательной проработки и является серьезным обоснованием педагогической целесообразности реализации предлагаемого исследования. По результатам исследования разработан и апробирован комплекс психолого-педагогических мероприятий, включающий специальное методическое пособие «РоботПлюс», образовательно-игровые технологии, нетрадиционные техники игровой деятельности с робототехническим устройством «Robonova-1», игровые упражнения, консультативный материал «Познавательный интерес вашего ребенка» и практическое портфолио «РоботПлюсМалыш», направленные на дальнейшее обеспечение социализации и развития детей с ОВЗ и РАС, повышение профессиональных компетенций будущих специалистов, обеспечение высокого уровня жизнедеятельности участников образовательного процесса. Определены новые педагогические подходы, способствующие достижению коррекционно-развивающего эффекта образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
расстройство аутистического спектра
современное образовательное пространство
цифровая образовательная среда
коррекционно-педагогическая работа
безопасность
коррекционные и развивающие технологии
робототехнические устройства
1. Кувшинова И.А., Новожилова Д.А., Чернобровкин В.А. Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 2 (62). С. 179–187. DOI: 10.23951/2307-6127-2022-2-179-187.
2. Вязова Н.В., Макашова В.Н., Чистякова Н.С. Внедрение робота телеприсутствия в образовательный процесс // Новые информационные технологии в образовании и науке. 2019. Вып. 2. С. 53–59.
3. Ромазанов М.Р., Рябчевский В.О., Пастухова Е.И. Анализ современных подходов при создании роботов телеприсутствия // Автоматизация, мехатроника, информационные технологии: материалы VIII Международной научно-технической интернет-конференции молодых ученых. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С. 58–62.
4. Шандаров Е.С., Зимина А.Н., Ермакова П.С. Анализ поведения робота-ассистента в рамках разработки сценариев взаимодействия робот – ребенок // Гуманитарная информатика. 2014. Вып. 8. С. 52–64.
5. Гагарина Д. Робототехника для детей с особенностями развития: мнения экспертов. [Электронный ресурс]. URL: https://edurobots.org/2015/09/robototexnika-dlya-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami/ (дата обращения: 17.01.2022).
6. Skassellati B., Admoni H., Matorin M. Robots for use in autism research. Annu Rev Biomed Eng. 2012. No. 14. P. 275–294. DOI: 10.1146/annurev-bioeng-071811-150036.
7. Ben Robins, Paul Dickerson, Penny Stribling, Kerstin Dautenhahn. Robot-mediated joint attention in children with autism: A case study in robot-human interaction. Social Behaviour and Communication in Biological and Artificial Systemsinteraction Studies. 2004. No. 5 (2). P. 161–198.
8. Руслякова Е.Е., Пустовойтова О.В., Киселева Ю.П., Яковлева Л.А. Теория и практика использования робототехники в образовательном процессе // Высшее образование в России. 2019. № 6. С. 158–167.
9. Омельченко Е.Я., Мухамадиева А.Р., Воронов Е.В., Чигинцева Е.Г., Аболмасова Л.С. Разработка комплекса движений антропоморфного робота для развития детей с расстройством аутистического спектра // Электротехника. 2018. Т. 4. № 2. С. 1–4.
10. Laurie Dickstein-Fischer, Elizabeth Alexander, Xiaoan Yan, Hao Su, Kevin Harrington, Gregory S Fischer An affordable compact humanoid robot for Autism Spectrum Disorder interventions in children. Annu Int Conf IEEE Eng Med Biol Soc. 2011. No. 5319–5322. DOI: 10.1109/IEMBS.2011.6091316.
11. Литвинова Г.В., Рязанцев А.Е. Использование робота NAO в коррекции ребенка с аутизмом // Человеческий капитал. 2019. № 5 (125). DOI: 10.25629/HC.2019.05.14.
12. Сунагатуллина И.И., Пушкарева А.А. Использование робототехники в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра // Коррекционно-педагогическое образование. 2020. № 1 (21). С. 48–52.
13. Dautenhahn Kerstin. Socially intelligent robots: dimensions of human-robot interaction. Philos Trans. R. Soc Lond B Biol Sci. 2007 Apr 29. № b 362 (1480). P. 679–704. DOI: 10.1098/rstb.2006.2004.2007.
14. Kumazaki H., Yoshikawa Y., Yoshimura Y. The impact of robotic intervention on joint attention in children with autism spectrum disorders. Molecular autism 2018. No. 9. P. 46. DOI: 10.1186/S13229-018-0230-8.
15. Чигинцева Е.Г., Аболмасова Л.С. Использование робототехники в реабилитации детей с расстройством аутистического спектра // Экология, здоровье и безопасность в современном образовательном пространстве: сборник научных трудов по результатам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Магнитогорск: Издательство Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, 2018. С. 152–155.

Разработка фундаментальных исследований, поиск новых подходов, соответствующих современному технологическому прогрессу, выступают приоритетными направлениями в образовательном пространстве региона Челябинской области. В условиях модернизации системы образования РФ одной из актуальных является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Приоритетным направлением государственной политики в сфере образования является инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с расстройством аутистического спектра (РАС).

В январе 2022 г. на базе МОУ СОШ № 20 г. Магнитогорска был открыт второй в Челябинской области и единственный в Магнитогорске Ресурсный класс для особо нуждающихся детей с расстройством аутистического спектра. Важность и значимость открытия ресурсного класса была подтверждена поддержкой и присутствием на открытии уполномоченной по правам ребенка в Челябинской области Евгении Майоровой, начальником службы инклюзивного образования Министерства образования и науки Челябинской области Марины Меркуловой, куратором проекта, председателем Челябинской областной организации помощи детям «Открытое сердце» Елизаветы Кирилловой, а также руководства ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», института гуманитарного образования и кафедры дошкольного и специального образования.

Сложность и серьезность данного неврологического отклонения детей требует создания специальных образовательных условий, поиска и применения новых, специально разработанных педагогических моделей и технологий, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса, а также высокопрофессиональной компетентности педагогов, работающих с такими детьми. Недостаточная разработанность концептуально-методологических подходов коррекционно-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и РАС выступает серьезным обоснованием педагогической целесообразности, значимости реализации предлагаемого исследования.

Актуальность реализации исследования определяется возрастающей численностью детей с ОВЗ и в то же время происходящими в обществе интеграционными и информационными процессами, которые требуют обновления системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Современная коррекционная педагогика нуждается в инновационных коррекционно-развивающих образовательных технологиях, способных дополнить имеющиеся традиционные методики и позволить организовывать доступное качество образования детям с ОВЗ. Многочисленные медицинские исследования до сих пор не выявили единой концепции относительно причин появления РАС у детей. Известно, что большую роль играют генетические и биологические факторы, вызывающие отклонения в развитии ребенка на раннем этапе [1, с. 180].

Одним из активно развивающихся в настоящее время направлений робототехники является образовательная робототехника как ее дидактическая модель и интеграционная междисциплинарная область, в том числе с использованием андроидных робототехнических устройств, роботов телеприсутствия [2, 3] во взаимодействии робот – ребенок [4], позволяющая вовлечь в воспитательно-образовательный процесс обучающихся разного уровня, возраста и физических возможностей их здоровья, о чем свидетельствуют результаты исследований как отечественных, так и зарубежных педагогов и экспертов [5–8].

Цель исследования – анализ ключевых положений, концепций и материалов, направленных на формирование научно-методических подходов коррекционно-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с расстройством аутистического спектра, для создания специального в Магнитогорске и Челябинской области научно-методического центра на базе ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова».

Материалы и методы исследования

В настоящем исследовании представлены данные, основанные на применении методов теоретической и эмпирической направленности: теоретический анализ, классификация, психологическая диагностика, наблюдение, беседа, исследование опытно-экспериментальной работы с детьми с ОВЗ, в том числе с РАС, математическая и статистическая обработка результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование проводилось на базе образовательных организаций разного вида г. Магнитогорска Челябинской области: Ресурсный класс на базе МОУ СОШ № 20 г. Магнитогорска (5 детей с РАС), Логопед.doc – Центр речевого развития детей (2 группы с нарушениями в речевом развитии: 21 ребенок), Студия раннего развития – родительский клуб «Дом», работающая по технологии Марии Монтессори (2 группы: среднего и старшего дошкольного возраста – 32 ребенка) с использованием антропоморфного робота-тьютора из серии «Robonova-1». Общее количество экспериментальной выборки участников составило 58 чел.

Недостаточная исследовательность коррекционно-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития с использованием андроидных робототехнических устройств как важнейшего социально-психического механизма успешной социализации детей обусловила разработку и апробацию методического комплекса коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на активизацию и улучшение диагностируемых показателей. Дети, страдающие РАС, испытывают проблемы с пониманием чужих эмоций, поэтому робот должен как можно точнее воспроизводить и воспринимать их [9, с. 1]. С ребенком-аутистом общаются на непонятном ему языке, но если подобрать язык понятный ему, то становится возможным и диалог. Согласно научным исследованиям отечественных и зарубежных авторов роботы хорошо зарекомендовали себя в реабилитации детей с аутизмом [10–12].

После подготовительного поисково-аналитического этапа разработки и моделирования методического комплекса коррекционно-педагогических мероприятий была осуществлена его поэтапная последовательная апробация, включая констатирующий, деятельностный формирующий и контрольный этапы в названных выше образовательных организациях.

Для проведения констатирующего этапа исследуемых экспериментальных групп с целью выявления исходного уровня искомых показателей отношения и реакции детей на участие в образовательных мероприятиях с использованием андроидного робототехнического устройства «Robonova-1», определения параметров их когнитивного и эмоционального развития, познавательной активности, владения речевыми навыками, социальной адаптированности, нами был разработан специальный диагностический инструментарий, основные критерии и сравнительные показатели которого представлены в таблице, проведена беседа с педагогами и родителями. Анализируя данные, представленные в ходе проделанной опытно-поисковой работы, был сделан вывод о том, что основные показатели диагностических критериев у детей с ОВЗ и РАС находятся на границе низкого и среднего уровней развития, что обусловило инертность их интереса, слабую степень социальной адаптированности, владения речевыми навыками и желания участвовать в диалоговых ситуациях.

Для проведения формирующего этапа, в ходе исследовательской работы по коррекционно-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и РАС было разработано специальное методическое пособие «РоботПлюс», включающее в себя комплекс из десяти практико-ориентированных занятий и мастер-классов «Невероятные приключения с Роботом Степой», образовательно-игровые технологии, нетрадиционные техники игровой деятельности с робототехническим устройством, игровые упражнения, а также консультативный материал «Познавательный интерес вашего ребенка» и практическое портфолио «РоботПлюсМалыш» для заполнения в процессе прохождения занятий. Среди наиболее понравившихся детям занятий были представлены: «Мы в безопасности», «Давайте знакомиться», «Будь самостоятельным!», «Угадай, чей голос», «Конструктивное общение», «День цветов» и др. Разработанный комплекс занятий отличается игротерапевтическим содержанием и был представлен в обновленном, экспериментальном виде. Предлагаемый консультативный материал направлен на совершенствование развития интереса детей через образовательную робототехнику в игре и рекомендован как педагогам, так и родителям, в котором посредством систематизированной информации в формате электронных брошюр родителям был представлен полезный, легко доступный и качественно отобранный материал для улучшения эффективности воспитания детей.

Функциональные возможности устройства «Robonova-1» достаточно широки: это современный уникальный танцующий андроидный робот-конструктор: умеет ходить, танцевать, кувыркаться, делать акробатические трюки, издавать световые излучения с музыкальным сопровождением; управляется с помощью программы Roboscript; осуществляет движение за счет 16 мощных цифровых сервоприводов, разработанных компанией Hitec; имеет гироскоп, датчик наклона, акселерометр, Bluetooth-модуль, ультразвуковой и инфракрасный сенсоры, программируется с использованием специального софта.

Критерии и значения показателей диагностического инструментария исследуемых экспериментальных групп на констатирующем и контрольном этапах

Экспериментальная группа

Показатели и критерии

диагностического инструментария

Значения показателей

Высокое

Среднее

Низкое

Констатирующий

Контрольный

Родительский клуб «Дом»: р. среднего и старшего дошкольного возраста

(32 чел.)

− степень проявления творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости; познавательного интереса

6/18,74 %

13/40,63 %

13/40,63 %

11/34,38 %

18/56,25 %

3/9,37 %

− уровень владения речевыми и языковыми навыками

5/15,62 %

21/65,63 %

6/18,75 %

7/21,87 %

22/68,76 %

3/9,37 %

− степень социальной адаптированности и психологической комфортности

3/9,4 %

10/31,25 %

19/59,35 %

8/25 %

17/53,13 %

7/21,87 %

− степень увлеченности, желания общения с роботом-андроидом

13/40,63 %

14/43,75 %

5/15,62 %

28/87,5 %

3/9,37 %

1/3,13 %

Логопед.doc: гр. среднего и старшего дошкольного возраста

(21 чел.)

− степень проявления творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости; познавательного интереса

8/38,09 %

10/47,63 %

3/14,28 %

9/42,86 %

11/52,38 %

1/4,76 %

− уровень владения речевыми и языковыми навыками

1/4,77 %

17/80,95 %

3/14,28 %

5/23,81 %

15/71,43 %

1/4,76 %

− степень социальной адаптированности и психологической комфортности

2/9,52 %

15/71,43 %

4/19,05 %

7/33,33 %

13/61,91 %

1/4,76 %

− степень увлеченности, желания общения с роботом-андроидом

8/38,09 %

9/42,86 %

4/19,05 %

18/85,72 %

3/14,28 %

0

Ресурсный класс на базе МОУ СОШ № 20 г. Магнитогорска

(5 чел.)

− степень проявления творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости; познавательного интереса

1/20 %

2/40 %

2/40 %

2/40 %

2/40 %

1/20 %

− уровень владения речевыми и языковыми навыками

1/20 %

1/20 %

3/60 %

2/40 %

2/40 %

1/20 %

− степень социальной адаптированности и психологической комфортности

0

2/40 %

3/60 %

1/20 %

3/60 %

1/20 %

− степень увлеченности, желания общения с роботом-андроидом

2/40 %

2/40 %

1/20 %

4/80 %

1/20 %

0

Для успешной реализации предлагаемого методического комплекса были созданы и использованы специальные психолого-педагогические условия, которые предполагали:

− разработку и апробацию специальной программы из 10 коррекционно-развивающих занятий с использованием робототехнического устройства;

− подготовку тьюторского сопровождения для использования андроидного робототехнического устройства на занятиях;

− создание обогащенной предметно-развивающей среды со специальной площадкой для робота в опоре на принципы разнообразия, полифункциональности, вариативности, трансформируемости, доступности и безопасности для осуществления познавательной увлеченности и эмоциональной отзывчивости детей;

− вовлеченность и мотивацию ребенка в учебный процесс от присутствия на занятии робота, лишенного эмоциональной неуравновешенности, готового к выполнению команд со стороны преподавателя и ребенка, способного выступать в роли дружелюбного «сообучающегося», похожего на маленького человечка, для последующей активизации социального взаимодействия с реальными детьми;

− взаимосвязь специально организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей (решение проблемных, игровых, творческих ситуаций, визуального и тактильного контакта с роботом).

В отношении методологии и техники разработки – использование методического конструктора, предполагающего наряду с традиционными (наглядные, словесные, практические, игровые) и нетрадиционные методы и приемы (управление роботом с помощью пульта, планшета, в том числе и самими детьми; создание программ простейших алгоритмов последовательности его движений; использование с участием робота стимулирующих методов, специальных игровых упражнений, полей, электронных брошюр, памяток, инструкционных карт), направленных на повышение внимания, целостности восприятия детей, в зависимости от степени их возможностей и ограниченности здоровья.

Характерными особенностями работы с данным методическим комплексом явилось не только знакомство с новыми предметами, материалами и техникой их применения, но и создание у детей положительного эмоционального настроя, поддержание, активизация интереса к новым технологиям с возможностью общения, управления, простейшего программирования движений андроида, который является своеобразным социальным посредником-коммуникатором между педагогом и ребенком, в силу возможности выступать объектом не только для игровой деятельности, но и учебного моделирования, конструирования, а также демонстрацией для решения задач социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического направлений.

По результатам контрольного этапа проведенной коррекционно-педагогической работы с использованием андроидного робототехнического устройства «Robonova-1», представленных в таблице, было выявлено, что в исследуемых экспериментальных группах Логопед.doc и Родительский клуб «Дом» показатели значительно улучшились в сторону увеличения средних и высоких значений. Средние и высокие значения показателей представленного диагностического инструментария уверенно демонстрировали дети с РАС Ресурсного класса на базе МОУ СОШ № 20 г. Магнитогорска.

На заключительно-обобщающем этапе осуществлялась обработка, анализ и интерпретация результатов проведенной работы, уточнение и обобщение основных выводов.

Предлагаемый комплекс и консультативный материал позволили не только улучшить когнитивную и эмоциональную сферу детей с ОВЗ и РАС, но и активизировать их взаимоотношения в группе, создать доверительную атмосферу как в образовательной организации, так и в рамках взаимоотношений в семьях детей. Соглашаясь с мнением компетентных исследователей при проведении нашего эксперимента, было определено, что роботу проще привлечь внимание ребенка и процесс обучения становится более эффективным, чем при занятии с человеком [13]. Использование консультативного материала позволило не только информировать родителей (законных представителей) об особенностях развития детей, но и находить пути выхода из некоторых сложных воспитательных ситуаций, не травмируя их психику, формировать способность детей самостоятельно решать задания, искать выход из поставленной проблемы и более тесно контактировать друг с другом, преодолевать изоляцию и стигматизацию, с которыми приходится сталкиваться людям с РАС, позволив им развиваться и расти по мере их сил и возможностей [14].

Рассмотрев полученные данные в статистике критерия Фридмана для сопоставления показателей, измеренных в условиях на одной и той же выборке испытуемых, было установлено, что величины показателей от условия (работа без андроида) к условию (работа с роботом) изменяются. Использован алгоритм применения критерия Фридмана: 1) ранжировать индивидуальные значения каждого испытуемого, полученные им в нескольких замерах в ходе ряда длительности с роботом по пособию; 2) суммировать показатели и определить эмпирическое значение x². В этом случае сопоставление показателей было уравновешено по всем признакам, значимым для исследования.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов экспериментального исследования с учетом теоретических трудов о коррекции и развитии детей с ОВЗ подтверждается комплексностью и адекватностью методов опытно-поискового анализа, соответствующих основным его задачам; объективностью способов оценки результатов эксперимента, корректностью реализованной работы и возможностью применения полученных результатов в дальнейшем. Согласно данным расчетов по x² – критерию Фридмана, большая часть показателей равны или превышают критические значения, что подтверждает статистическую достоверность проведенного исследования и эффективность использования андроидных робототехнических устройств в воспитательно-образовательной, игровой деятельности, в особенности с детьми с ОВЗ и РАС.

Эффективность использования предлагаемого методического комплекса в коррекции и развитии детей с ОВЗ и РАС, в сравнении с традиционными подходами, включая эмоционально-уровневый, прикладной поведенческий, рекомендуемыми при нарушениях эмоциональных контактов, либо когнитивных функций и т.д., заключается, на наш взгляд, в его комплексности, интегрированности, корреляционной способности, альтернативной предназначенности; хотя выбор коррекционного подхода для каждого ребенка является индивидуальным и далеко не всегда однозначным. Осознание значимости коррекционно-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и РАС, эффективности его использования посредством игровой деятельности с применением андроидного робототехнического устройства подтверждается мнением авторов о том, что многие вмешательства с использованием несоциальных объектов доступны для детей с РАС, однако гуманоидные роботизированные вмешательства могут быть более интересными для детей.

Заключение

По результатам исследовательской работы коррекционно-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и РАС мы пришли к выводам педагогической целесообразности использования андроидных робототехнических устройств: включение их в контекст воспитательно-образовательной, игровой деятельности, в особенности с детьми с ОВЗ и РАС, дает заметные положительные коррекционно-развивающие результаты. Робот-андроид – не только объект игровой деятельности, но и средство учебного моделирования и конструирования, способное оказывать содействие в решении воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих задач социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического развития. Робототехника раздвигает горизонты коррекционно-педагогической деятельности, в особенности с детьми с ОВЗ, позволяет использовать врожденный интерес детей к технике в процессе их успешной социализации [15, с. 155].

Основные целевые ориентиры и результаты реализуемого проекта:

− положительные эмоции, стабилизация психики, усиление восприимчивости и неугасающего интереса к адроидному устройству, в силу его стабильности, лишенности эмоциональных проявлений, предсказуемости реагирования на поведение детей;

− улучшение двигательных навыков в стремлении повторить движения робота;

− развитие внимательности, большей усидчивости, расширение познавательных, языковых, речевых, умственно-мыслительных способностей и навыков;

− расширение социальной адаптации, проявление большей независимости и самостоятельности в поведении, повышение коммуникативного взаимодействия с детьми и взрослыми;

− использование андроида позволяет осуществлять более персонализированную коррекционную работу с возможностью проецировать индивидуальные маршруты в зависимости от специфики проявления отклонений детей с ОВЗ.

Основные положения настоящего исследования были доложены на Панельной дискуссии Консорциума «Медицинские роботы и системы интеллектуального управления: диагностика, реабилитация, хирургия», проходившем во время Российской недели здравоохранения – 2022 в ЦВК «Экспоцентр» (г. Москва, 5 декабря 2022 г.), где ведущие представители медицинских учреждений, научных организаций и производственных компаний представили спектр решений и технологических возможностей медицинской робототехники, наметили перспективы направления развития отрасли и особенности интеграционных процессов.


Библиографическая ссылка

Чернобровкин В.А., Карлова Ю.В., Мужилевская Д.В., Барбина В.Д., Чернобровкина М.В. РАЗРАБОТКА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 2. – С. 198-204;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39545 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674